Краткая биография
Моисей – самый знаменитый из ветхозаветных пророков, через которого Бог общался с евреями, как богоизбранным народом. Предположительный период жизни – 1500-1300 лет до Р. Х.
Происхождение
Моисей родился в Египте. Его родители, Амрам и Иохаведа, были из колена (племени) Левия. Как все левиты, отец был священнослужителем и не имел земли и скота. Еврейский народ, когда-то добровольно переселившийся в Египет и имевший значительные льготы, к этому времени был низведен до положения рабов. Фараон, чтобы ограничить рождаемость евреев, приказал убивать новорожденных мальчиков.
Мать Моисея 3 месяца прятала ребенка, но вынуждена была положить его в корзину и пустить плыть по Нилу. Корзинку с плачущим младенцем прибило к берегу в том месте, где купалась дочь фараона. Она велела служанкам достать малыша. Данное ребенку имя означает «взятый из воды».
Детство и юность
Старшая сестра Моисея, Мариам, находилась неподалеку, наблюдая, кто увидит и возьмет корзину с ребенком. Она предложила дочери фараона найти кормилицу, на что та согласилась. Ребенок вернулся в родной дом, где его никто не мог теперь обидеть.
Когда Моисею исполнилось 2 года, его привели к дочери правителя Египта, которая сделала его своим приемным сыном. Моисей получил хорошее образование, постигнув знания, доступные египтянам.
Житие
До 40 лет он жил при фараоне, наблюдая, как угнетают его соплеменников. Случай жестокого обращения с евреем надсмотрщика заставил его вмешаться и убить египтянина. Спасаясь от наказания, Моисей сбежал в Мадиамскую землю, где его приютил местный священнослужитель Рагуил. Вскоре Моисей женился на его дочери Сепфоре.
Терновый куст
Прошло 40 лет в стране мадианетян. Однажды Моисей пас овец в пустыне и увидел на священной горе Хорив огонь. Непреодолимая сила заставила его подняться наверх. Вид пылающего без жара, но не сгорающего куста терновника привел его в ужас. Моисей услышал голос, приказавший ему снять обувь и не приближаться к огню. Испуганный Моисей разулся и закрыл лицо руками. Голос из терновника сказал ему, что он Бог потомков Адама от его сына Иакова и имя его Сущий (Иегова).
Неопалимая Купина стала символом Святой Церкви: огонь означал страдания евреев, в горниле которого он очищался, и прообразом Боговоплощения. Явившийся пастуху Бог сказал, что стенания евреев дошли до него, и долг Моисея – спасти народ израилев. Оробевший Моисей смиренно сказал, что немощен и косноязык, но услышал в ответ, что Бог будет всегда рядом с ним, вложит в его уста убедительные речи.
В доказательство Бог явил два чуда: превратил посох в змею, а на руке появилась и пропала проказа. Тем самым он дал Моисею власть над еврейским народом и наделил способностью чудодействовать. В помощники Моисею Иегова определил его старшего брата Аарона.
10 казней
Для выполнения наказа Господа Аарон с Моисеем явились к фараону и от имени Бога потребовали отпустить евреев в пустыню для выполнения праздничных обрядов. Но фараон не признавал веру израильтян и отказал. Для доказательства силы Господней Аарон бросил свой жезл на землю, и он превратился в змею. Жрецы египетские сделали то же самое, и их жезлы преобразились в гадов. Но жезл Аарона поглотил жезлы язычников. Фараон не воспринял предостережение Господа, и египтяне испытали на себе силу Божьего гнева.
Десять казней обрушил Иегова на народ египетский, прежде чем фараон пошел на уступки. Казнь первая. Аарон ударом посоха по воде Нила перед лицом правителя превратил всю воду в Египте в кровь. Лишь евреи могли брать воду из реки, и египтяне вынуждены были покупать ее у них. Но фараон разгневался, так как посчитал это колдовством.
Через 7 дней Аарон простер руку, и земля покрылась жабами. Фараон стал просить Моисея, чтобы он умолил Бога об избавлении от жаб. Моисей выполнил его просьбу, и Господь очистил землю. Фараон не отпустил евреев. Третья казнь. Аарон ударил посохом, и на египтян, и их скот напали москиты. Фараон не воспринял это, как Божье наказание, несмотря на убеждения жрецов.
Господь велел Моисею сказать фараону, что если он не выполнит его повеление, то на египтян нападут песьи мухи. Так и случилось. Вся земля египетская страдала от нашествия лютых насекомых, кроме местности, где жили евреи. Напуганный правитель согласился отпустить евреев и обещал принести жертву Богу, но после избавления от мух снова не выполнил обещание.
Пятую казнь Бог совершил без посредничества Моисея и Аарона, напустив на скот египтян моровую язву. Моисей бросил горсть пепла над собой. Ветер разнес пылинки, и все египтяне и скот покрылись нарывами. Но Господь ожесточил сердце правителя, чтобы он еще сильнее почувствовал кару небесную. Бог сказал фараону, что завтра он нашлет град и молнии, каких не видела земля египетская. Моисей был исполнителем наказания. Все поля и сады египтян уничтожил град, страшные раскаты грома напоминали глас Божий. Не пострадали земли, где проживали евреи. Фараон покаялся и молился Господу. Но Бог не хотел, чтобы он отпустил евреев из страха и ожесточил его.
Восьмая казнь заключалась в нашествии саранчи, которую принес восточной ветер после указания Моисеевым жезлом. Фараон готов был опять покаяться, но Бог послал в его сердце ненависть, чтобы египтяне запомнили обрушившиеся на них бедствия до скончания веков. Поднял Моисей руки, и упала на Египет ночь, продолжавшаяся 3 суток. Напрасно жрецы взывали к богу Ра, тьма поглотила страну язычников. Фараон согласился отпустить евреев, если они не заберут свои стада, но Моисей не согласился, провозгласив, что следующая кара будет еще страшнее.
Наступил месяц авив (с середины марта до середины апреля). Евреи готовились к исходу. Бог повелел им в 14 день авива зарезать ягненка и помазать его кровью двери в дома. В ночь на 15 число Бог послал Ангела Смерти в землю египетскую. Он убил всех первенцев людей и скота, пройдя мимо еврейских жилищ, помеченных кровью агнеца.
Учреждение праздника Пасхи
С того времени день заклания агнеца евреи стали отмечать, как праздник, назвав его Пэсах (Пасха), что означает «избежать чего-то». В этот день они не едят дрожжевой хлеб, а готовят опресноки (пресный хлеб).
Ветхозаветная традиция имеет символичное значение.
Кровь ягненка предвосхищает кровь, пролитую Христом на Кресте за грехи людей. Агнец Божий (Иисус Христос) своей смертью искупил первородный грех Адама, защитив человеческий род от гнева Господнего.
Отказ от употребления в пищу традиционного дрожжевого теста означает, что народ израилев не принял языческие традиции. Несложный и быстрый рецепт приготовления пресного теста свидетельствует о силе Бога, с какой быстротой он освободил народ от угнетения. Пасхальная традиция также требует, чтобы на столе был ягненок, зажаренный целиком, без отделения головы.
Исход
Устрашенный Промыслом Божиим фараон призвал Моисея и Аарона и приказал им вывести евреев из Египта. Перед началом пути Господь повелел крестить всех спасшихся первенцев, от людей до скота. Он назначил, что перворожденные должны быть освящены и отданы на служение Богу.
В последнюю ночь евреи отметили Пасху, забрали все свое имущество, скот, кости патриархов и в количестве более двух миллионов человек ушли из Египта. Путь в землю обетованную евреям определил Бог. Днем и ночью он двигался впереди колонны в виде огненного столпа. Фараон увидел, что его страна обеднела без трудолюбивых рабов-евреев, и, забыв о карах Господних, собрал войско и пустился за ними вслед.
Переход через море
Неминуемая смерть или возвращение в Египет грозили израильтянам: впереди было море, позади – воины фараона. Господь повелел Моисею ударить жезлом по воде. Подул сильный восточный ветер, море расступилось, обнажив дно. Евреи пошли по земле, между застывших с обеих сторон водяных глыб. Когда они прошли половину моря, на берегу появилось войско фараона. Правитель, не раздумывая, отдал приказ следовать за колонной израильтян. Колесницы с воинами мчались по дну Красного моря, но не успели догнать евреев. Очутившись на берегу, Моисей снова ударил жезлом по воде. Морские волны сомкнулись, оставив в пучине преследователей.
Воспитание во дворце Фараона
Ребенок волей Бога попал во дворец к жене фараона Асие, которая взяла его к себе на воспитание. Служанки жены фараона, увидев, что по реке плывет сундук с ребенком, подобрали его и забрали во дворец, принеся ребенка Асие, которая увидев его, озаренное пророчеством, личико, упросила своего супруга оставить мальчика в живых в надежде, что мальчик может оказаться полезен их семье. Приближенные фараона говорили ему о том, что этот ребенок может стать источником проблем для него, поэтому его следует бросить в море, но его жена сделала все, чтобы спасти этого ребенка. Моисей остался жить во дворце, но ни одна из кормилиц, что были при дворце, не смогли кормить этого младенца, поскольку их грудь начинала гореть огнем, и тогда для мальчика нашли кормилицу-иудейку, которой, по велению Бога, стала мать Моисея. Разлука со своей матерью была недолгой: Всевышний Аллах исполнил обещание и вернул ребенка матери.
Фараон относился к ребенку с недоверием, а когда однажды ребенок схватил его за бороду, чуть не вырвав клок волос, фараон разозлился и кликнул палачей, чтобы они казнили младенца. Жена упросила помиловать Моисея и сказала, что малыш еще не понимает, что он делает.
Когда Моисей вырос и стал совершеннолетним, Господь ниспослал ему озарение: Муса увидел, насколько правитель притесняет его народ, и тогда Моисей стал обличать фараона в том, что он проявляет по отношению к еврейскому народу несправедливость.
Чудеса
Дорога через пустыню была трудной. Народ израильский часто роптал на Моисея, вспоминая свою жизнь в Египте. Пророк, данной ему Господом силой, совершал чудеса для спасения людей. В Аравийской пустыне люди страдали от жажды, вода была горькой от соли. По велению Моисея в воду бросили дерево, и она стала сладкой. Скот погиб в пустыне, и нечего стало есть. Малодушный народ стал требовать мяса. Бог, по молитве Моисея, в течение всего времени исхода посылал для пропитания манну небесную.
По прошествии нескольких лет манна приелась, евреи стали требовать мяса. Разгневанный Бог наслал стаю перепелов, которых стали с жадностью поедать, а затем умирать от обжорства. Когда амалекитяне напали на стан евреев, пророк молился все время битвы, сидя на горе с поднятыми руками, потому что когда он от усталости опускал руки, то враг начинал побеждать.
Путь к земле обетованной мог бы закончиться намного быстрее, если б отправленные Моисеем соглядатаи не сообщили, что земли, к которым их привел Моисей по указанию Господа, заселены великанами. Рассерженные евреи хотели убить пророка и вернуться в Египет. После этого Иегова осудил их и назначил бродить по пустыне 40 лет, пока не умрут те, кто вышел из Египта.
С наступлением сорокового года евреи вышли к границе страны Иудемейской, в пустыне Син. Из-за сильной жажды они снова начали роптать на Моисея. По указу Господа он должен был один раз ударить жезлом по скале, из которой забьет источник. Но Моисей усомнился в словах Бога и ударил два раза. За неверие в силу Божию, Иегова предрек ему, что он и Аарон умрут вне земли обетованной.
10 заповедей
На горе Синай пророк увидел Бога и получил от него наставления. На третий месяц исхода евреи подошли к подножию горы Синай. По повелению Иеговы Моисей один взошел на гору, запретив остальным приближаться к ней.
Три дня сверкали молнии, гремел гром. Царь Небесный провозгласил десять заповедей для своего избранного народа. После чего Моисей спустился вниз и записал их в Книгу. По велению Бога он снова поднялся на Синай, где 40 дней и ночей не ел, не пил, молился Господу. Господь дал ему наставления о сооружении скинии и начертал ему заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Первые 4 заповеди раскрывают отношения человека и Бога, остальные 6 – между людьми.
Золотой телец
В отсутствие Моисея народ решил создать себе египетского идола, отлив Золотого Тельца. Изготовление Тельца было нарушением первой Заповеди, вероотступничеством. Спустившийся с горы пророк в гневе разбил скрижали, Золотого Тельца сжег и развеял его пепел. По его велению было убито 3000 зачинщиков.
После этого Моисей вернулся на вершину Синая и в течение 40 суток молил Иегову простить его народ. Господь внял его просьбе и повелел вернуться на гору с новыми скрижалями. Еще 40 дней и ночей постился и молился Моисей. Господь явился ему, он упал ниц, но божественный отблеск сохранился на его лице.
Сооружение скинии
Спустя 6 месяцев была сооружен походный храм (скиния), как повелел Бог. Священнослужителем был определен Аарон со своими сыновьями. Моисей поместил туда скрижали с Заветом Господа и накрыл завесой. На храм опустилось божественное облако для освящения скинии. Никто не мог войти внутрь собрания. Когда облако покинуло храм, израильтяне продолжили свой исход.
Смерть
Подходил к концу сороковой год странствий. Моисей испросил у Бога, кому передать бразды правления народом израильским, благословил его и поднялся на вершину горы Нево. Господь показал ему землю обетованную, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. После этого Моисей умер и был похоронен у Иордана, близ Иерихона. Тридцать дней оплакивал пророка его народ.
Ежегодно Православная Церковь чтит память Моисея 17 сентября.
Исход иудеев из Египта, ниспослание Торы (Тауры) на горе Синай
Моисею пришлось выводить своих соплеменников иудеев под покровом ночи, а когда перед ними встало Красное море, пророк Моисей, по велению Всевышнего Аллаха, ударом посоха раздвинул морские волны и перешел по морскому дну со своим народом на другой берег. Фараон, узнав о бешстве израильтян, собрал армию и бросился в погоню, когда же войска Фараона, возглавляемые правителем, устремились вслед за еврейским народом по морю, морские воды сомкнулось над ними, и они погибли в его волнах. Благодаря помощи Господа исход иудеев из Египта состоялся успешно и они были спасены от мучений и гибели от египтян.
Сам же фараон, увидев как морские волны стали смыкаться над ним и осознав свою погибель, уверовал Господа, осознав Его Могущество и свою неминуемую кару, однако его покаяние было слишком запоздалым, Господь сохранил тело фараона, как знамение для следующих поколений и это также стало одним из великих чудес: «Мы переправили сынов Исраила (Израиля) через море, а Фараон и его войско последовали за ними, бесчинствуя и поступая враждебно. Когда же Фараон стал тонуть, он сказал: «Я уверовал в то, что нет Бога, кроме Того, в Кого уверовали сыны Исраила (Израиля). Я стал одним из мусульман». Аллах сказал: «Только сейчас! А ведь раньше ты ослушался и был одним из распространяющих нечестие. Сегодня Мы спасем твое тело, чтобы ты стал знамением для тех, кто будет после тебя». Воистину, многие люди пренебрегают Нашими знамениями» (сура Йунус, 90-92 аяты).
Тексты
Пророку Моисею посвящены молитва и канон.
Молитва
«О, святейший Моисей, пророк Божий! Услышь молитвы наши и приди на помощь нам, защити от врагов наших, от бед и горя, от зла и бесчестья. Не оставь нас без внимания. Помолись о нас Господу на Небесах и попроси защиты нашей и душ наших грешных. Да прославится имя твое, да восхвалят тебя и преклонятся пред тобой люди православные! Убереги души наши и не позволь нам сбиться с пути. Отныне и во веки веков. Аминь».
Канон
Гибель кебитянина от рук Моисея
Описывается случай, как Мойсей шел по городу и увидел, как один из кебитян дерется с израильтянином, который обратился за помощью к проходящему Мусе. Моисей поспешил на помощь, чтобы не допустить несправедливости и жестокости, поскольку знал о том, что кебитяне, которые в то время считались аристократической категорией населения, обращались с израильтянами жестоко. Есть также версия, по которой Муса потому столкнулся с кебитянином, что тот отказывался оплачивать труд израильтянина. Во время драки Муса сильно ударил в грудь своего противника, и тот упал замертво. У Мусы не было намерения убивать его, поскольку это было чревато проблемами не только для него, но и для израильтянина. Моисей сразу же раскаялся в непреднамеренном убийстве, и стал просить прощения у Всевышнего. Этот случай положил начало восстанию себитян, что заставило Мусу сильно нервничать: он ожидал беды каждую минуту, ведь его драка стала достоянием общественности.
Люди из окружения Фараона и жрецы высказывали недовольство тем, что говорил Муса, и стали плести интриги против него. И об этом событии рассказали Фараону, который отдал приказ казнить Моисея. У фараона был родственник, которого звали Хезикл, он предупредил Моисея о грозящей для него опасности. Муса спешно покинул город и бежал на юг Шама в город Мадиан, поскольку на этот город власть фараона не распространялась.
Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа
Возле горы Синай еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.
Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.
Исторические факты, подтверждающие библейские события
Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.
Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей — фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.
Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.
Дальнейшая судьба Батьи[↑]
Батья вышла из Египта вместе с евреями. В Диврей а-Ямим сообщается, что она стала женой Калева бен Йефунэ (известно, что он был мужем Мирьям — непонятно, при жизни ли Мирьям или после ее смерти взял он в жены Батью).
Интересно, что Калев и Батья обладали сходным качеством — оба бесстрашно выступали против мнения большинства: Калев — в истории с мераглим
(разведчиками), которые порочили Землю Израиля, а Батья сумела противостоять воздействию обстановки, в которой выросла. Она отказалась от идолопоклонства и с риском для жизни нарушила приказ фараона.
Пророк Муса и Пророк Мухаммад ﷺ
История жизни пророка Мусы больше всего напоминает жизнь пророка Мухаммада ﷺ, который тоже являлся лидером своей общины и все свои усилия прикладывал для того, чтобы обратить арабских язычников в Мекке в единобожие.
Священная Книга Коран, повествуя об истории жизни Мусы, проводит параллели с истории пророческой миссии Мухаммада ﷺ: Мусу не хотел слушать Фараон, а Мухаммада ﷺ не желали слушать мекканцы. Как и Пророк Мухаммад ﷺ, Пророк Муса привнес в мир великий Божий закон, который был ниспослан ему на горе Синай.
Для мусульман Муса является почитаемым и великим Пророком, истинным носителем пророческой миссии. Из истории Пророка Мусы и его народа мусульмане берут много полезных примеров и наставлений, которые приводятся, как в Священном Коране, так и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ.