Защитник христианской морали: смерть патриарха Алексия II

Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй умер 5 декабря 2008 года от инфаркта. До этого он уже перенес два инфаркта и наблюдался у кардиолога. Попрощаться со старцем пришло почти 100 тысяч человек. Протодиакон Андрей Кураев высказывал мысль, что патриарха можно было спасти, если бы своевременно вызвали врачей, но его слова были отвергнуты.

На исходе 2008 года смерть патриарха Алексия 2 стала тяжёлой утратой для Русской православной церкви. Его Святейшество готовился отпраздновать свой 80-летний юбилей в феврале следующего года и не думал умирать. Священный сан Алексей Михайлович Ридигер (так звали в миру главу РПЦ) принял в середине прошлого века. Всю оставшуюся жизнь патриарх посвятил священнослужению, а в 2000 году взошёл на престол РПЦ.

За несколько дней до кончины Алексий II вернулся из Германии, где проходил курс лечения. Что же стало причиной смерти? Ведь до самой последней минуты жизни патриарх был в удовлетворительном состоянии и даже не отказывал корреспондентам в интервью.

Сообщение о кончине

За час до полудня, 5 декабря 2008 года, глава пресс-службы Московской патриархии Владимир Вигилянский объявил о скоропостижной кончине патриарха. Местом исхода Владыки стала собственная резиденция, неподалёку от посёлка Переделкино. По заявлению обслуживающего персонала, Алексий II проследовал в ванную комнату для умывания около 7 утра. Ближе к 8:00 патриарх не вышел к заказному завтраку.

Обеспокоенные служащие направились с проверкой в покои Его Святейшества, но застали двери в спальне закрытыми. В ходе осмотра покоев через уличные окна обнаружилось, что старец, вероятнее всего, находится в ванной комнате. На предложения о помощи Алексий не отвечает.

Незамедлительно была вызвана охрана, сотрудникам которой удалось выломать дверь. Владыку обнаружили лежащим на полу ванной комнаты. Тело уже остывало. Прибывшим медикам ничего не оставалось, как констатировать смерть патриарха от инфаркта.

Смерть патриарха Алексия – вереница государственных тайн

Современность удивляет. Даже про смерть Будды мы знаем намного больше, чем про гибель Алексия 2-го, патриарха всея Руси. А ведь до Будды – как до звезд, нас разделяют большие времена и расстояния. А Предстоятель, наш современник, умер в эпицентре цивилизации, перенасыщенной камерами видеонаблюдения и столичным людьми. Но отдал Богу душу таким необычным способом, что и по сей день общественность строит догадки, кто отправил его на тот свет – болезнь иль команда убийц. При этом самой неправдоподобной версией, как и полагается на постсоветской Руси, оказалась версия официальная, самая лживая из всех, заявлявшая, что патриарх почил от сердечной недостаточности. Глава пресс-службы Московской Патриархии нагло врал, как и положено главе того или иного официоза. Но даже до начала скандала интеллигенция была шокирована тремя поразительными фактами: Впервые в истории православия патриарха хоронили с закрытым лицом. Впервые общественность не узрела заключения медэксперта и не услышала высказывания заботившихся об Алексии врачей и близких друзей. Словно смерть постигла не общественного столичного деятеля, а одинокого Робинзона на далеком необитаемом острове. Впервые в истории православия преемник Предстоятеля, митрополит Кирилл, высказывался о смерти главы православной Церкви радостно, с нескрываемым удовлетворением. Новый патриарх не сомневался, что смерть была не невосполнимой потерей, а великой удачей для всего православного христианства.

Великая мудрость Карамзина – «ничто не ново под луной» — дала сбой. Слишком уж много было этих неприятных и таинственных «впервые». Жесткие ортодоксы, вдобавок ко всему, добавили свое собственное: они полагали, что при этом патриархе церковь впервые обратилась лицом к экуменизму, который она долгие века презирала.

Итак, в декабре 2008 года из жизни ушел действительный член Российской академии образования, ничего не сделавший для народного образования, почетный член Российской академии художеств, не нарисовавший ни одной картины, доктор богословия, не умевший красиво изъясняться и не создавший ни одного стоящего философского трактата. Его странная смерть сопровождалась бы гробовым общественным молчанием, как, например, смерть любого генсека советских времен, если бы тишину не нарушил вопль Станислава Садальского: «Патриарха – убили!» Это возмущение известного актера стало тем роковым камушком, брошенным с горы, который породил информационную лавину. И на общественной трибуне вновь появляется знаменитый дьякон, Андрей Кураев, который всю жизнь разъяснял любознательной публике, «что в церкви творится на самом деле». А на самом деле не было никакого сердечного приступа. Дьякон озвучил свою собственную версию, весьма далекую от официальной. Дескать, старый человек утратил координацию движений, упал и ударился затылком об угол стула. А дальше все было как в песне про короля Генриха: «От этого удара кровь брызнула из жил, и Предстоятель старый скончался, как и жил». Кураев полагал, что, упав на стул, можно перерезать себе вены. А эта версия была совсем уж никудышной. Сразу стало ясно, что биологию и сопромат дьякону изучать не приходилось. Даже ребенок знает, что деревянные стулья имеют закругленные углы и порезаться о них невозможно. Вены – прочные ткани. Разрезать жилу можно лишь в том случае, если в резиденции патриарха были железные стулья с острыми как у бритвы углами. Что намного невероятнее всех озвученных версий. Поразила и другая подробность, о которой поведал известнейший богослов: на стенках помещения остались кровавые следы от патриарших рук. По всей видимости, человек боролся за жизнь, агонизировал, умер не сразу. И ложь Вигилянского, руководителя Пресс-службы, стала наконец очевидной. От сердечного приступа не умирают в большой луже крови. Печально было лишь то, что правдолюбивый Кураев тоже был мало осведомлен. Он не предъявлял доказательств – фотографий кровавых следов на стене, например. Излагая свои гипотезы, он руководствовался слухами, но слухами, по всей видимости, более достоверными, чем те, которые множились в прессе. Складывалось впечатление, что умер не патриарх, а резидент иностранной разведки, убитый неизвестно кем и когда. Лгать нехорошо. Это не будут оспаривать даже атеисты. Но желание выглядеть красиво и величественно породило диаметрально противоположный результат. Ложь патриархии породила много слухов и, самое главное, неуважение к высшему церковному руководству. Люди ломали себе голову над простейшими вопросами. Действительно, где именно умер Алексий — в ДТП, в ванной или в сортире? В конце концов выяснили: в сортире. Но разве нельзя об этом сказать сразу? В уборной может даже праведник погибнуть, это – не преступление, на Небе судят за иные поступки. Пресс-служба никак не может понять, что истинное величие порождает не красивая ложь и сусальное золото, а искренность и горькая правда. По всей видимости, церковный официоз уже давным-давно разучился говорить правду, еще при товарище Брежневе. Но были и другие нехитрые вопросы, которые являются тайной за семью печатями и по сей день. Когда Садальский заявил, что в голове несчастного аж целых три дырки (по заверениям доверившихся ему попов и милиционеров), никто не стал это опровергать. Хотя опровергнуть актера не составило бы большого труда: пресс-служба могла обнародовать качественную фотографию покойника, например. Но патриархия этого не сделала. Одна поступила диаметрально противоположным способом: похоронила Алексия с закрытым лицом. Что противоречило традиции и укрепляло страшные слухи. Три пулевых отверстия виртуозным гримерам замаскировать проще простого. Но складывалось впечатление, что завуалировать повреждения черепа невозможно, как будто в голову патриарха не стреляли, а били по ней кувалдой. Некоторые люди, хорошо знавшие патриарха, вообще усомнились в том, что в гробу лежало тело Алексия. Они увидели, что руки покойника – не руки усопшего патриарха. На них не было характерных веснушек, а были грязные нестриженые ногти, чего у истинного Предстоятеля никак быть не могло. Маловероятно, что такие заявления являются истинными, но и опровергнуть их тоже в настоящий момент невозможно. Поразительно, что советский народ был запуган до такой степени, что ни у кого не хватило смелости в Переделкино: ни один человек не смог подойти к покойнику, чтобы поцеловать его в лоб. Именно это – традиция, а не закрытие лика. Церковное руководство, прислуживающее не Христу, а его врагам, добилась-таки своего: тотальный страх превратил людей в марионеток. Целование в лоб не является уголовным преступлением, тем не менее, этот жест побоялись совершить все. Литературные и кинематографические шедевры неустанно воспитывают, показывают героизм и великих героев, и обычных людей, попавших в критическую ситуацию, но вся церковная и школьная педагогика потерпела фиаско: страх оказался победителем на этих похоронах. Церковь перековала людей не в рабов Божьих, а в рабов императора и КГБ. И все ж таки запугать удалось не всех. Станислав Садальский попытался раскрыть тайну плохого здоровья Алексия. Плохим оно было не всегда. Недомогание началось внезапно в Астрахани. Конфиденциальный источник из окружения Алексия сообщили актеру, что во время поездки в астраханскую епархию, произошло то, что превосходит любую фантастику. К вполне здравствующему Предстоятелю пришел сам Феодосий Печерский, тот самый великий монах, который жил в 11 веке и был одним из основателей Киево-Печерской лавры. Его слова поразили как громом главную церковную шишку, прислуживающую КГБ. Феодосий, сурово глядя на Ридигера, заявил, что он и многие его братья давно перестали служить Богу и стали служить дьяволу. Что у Руси уже давно нет правителей, а есть лишь кривители. И расплата – геенна огненная – недалече. Именно с этого момента, если верить Станиславу, и начинаются «дела сердечные» — сердечные приступы и госпитализация патриарха. Каждый волен верить или не верить актеру. Ибо опровергнуть такую информацию невозможно. Все может быть. Но если эти сведения правдивы, тогда поведение патриарха вполне объяснимо. Не исключено, что и сам Алексий начал мало-помалу верить, что перед ним была не галлюцинация, а видение подлинного святого. В таком случае его реакция предсказуема: Алексий попытался что-то сделать благое для церкви и народа, чтобы избежать адских мук. Религия перестала быть для него забавным и доходным игрищем, где нужно быть актером на церковных подмостках: махать кадилом и заигрывать с вурдалаками. Он вдруг почуял у себя под ногами страшное дыхание ада. Несчастный человек неожиданно ощутил приближение неминуемой расплаты за предательство, за то, что был ведущей шестеренкой у политических монстров. Это подорвало его психику и здоровье. И у Алексия созрело решение: совершить хоть раз в жизни что-либо героическое, святое. Возможно, он попытался возвратить православным людям святыни, «приватизированные» митрополитом Кириллом в июле 2008 года, когда журналист Василий Липский в газете «Коммерсант» потребовал дать отчет, почему никто не видел эти бесценные вещи после того, как они были извлечены из царских сокровищниц Кремля. Но не исключена и другая ситуация: мы никогда не узнаем об истинных поступках, приведших к гибели. Невозможно переметнуться на сторону Христа без боли. Демоны не любят перебежчиков. Как и все другие. Тайн в этой истории много. Например, общественность понятия не имеет, куда исчезли два человека: личный шофер и инокиня, прислуживавшая монаху. Может быть, хоронить пришлось целую группу людей. Но все оставшиеся покойники не были столь знаменитыми, поэтому и отпевали в храме одного лишь Алексия.

Но самой главной загадке никто даже не заикнулся. Кого на самом деле хоронила столица: офицера КГБ, игравшего роль патриарха, или Предстоятеля, который висел на крючке у властительных бесов? Был ли он Патриархом с точки зрения Небесного Православия, с точки зрения святых небожителей? Вот главный вопрос, ответ на который нам не известен. Как бы то ни было, но мученическая смерть позволяет избавиться от значительной доли мучений, предписанных грешнику. Это – своеобразное искупление. Будем надеяться, что райских обителей Алексий однажды достигнет.

Болезнь сердца патриарха Алексия II

Официальная версия смерти Алексия Второго – сердечный приступ. Действительно, Его Святейшество, епископ Русской православной церкви, имел серьёзные осложнения с давлением и сердечной мышцей. Он перенёс два инфаркта и регулярно наблюдался у кардиологов. А буквально за два месяца до смерти Алексей Михайлович перенёс клиническую смерть и остановку сердца. Но немецкие врачи поставили священнослужителя на ноги.

Актёр Станислав Садальский публично высказывал свою версию об убийстве патриарха. Но его заявления сочли крамольными и беспочвенными. Однако разгорелся нешуточный скандал.

Дом стихов

maxpark.com/community/4109/content/6779053 «В начале недели российские средства массовой информации передали сообщение: 28 октября у Патриарха Всея Руси Алексия II случился сердечный приступ, врачи также подозревали микроинсульт. Ему стало плохо во время архипастырской поездки в Астраханскую епархию. Врачи успели оказать ему квалифицированную помощь, и во вторник больного перевезли Москву — в ЦКБ. Представители СМИ моментально связали болезнь патриарха с переживаниями последних трагических событий в Москве. Однако мало кто знает, что в действительности послужило причиной удара.

Информация о том, что на самом деле произошло в Астрахани с патриархом пришла к нам из конфиденциального источника в окружении Алексия. Возможно эти сведения прольют свет на истинные причины внезапного недомогания Алексия. Ну кто в самом деле, из знающих хладнокровность патриарха поверит в официальную версию.

Вспомним, когда расстреливали Белый Дом в 1993 году Ридигер это перенёс вполне спокойно, да и другие не менее драматические события он переживал совершенно безмятежно. В этот же раз, по словам нашего источника, истинной причиной приступа стало некое видение, посетившее и потрясшее патриарха.

В том, что увидел Алексий перед тем, как с ним случился удар, он признался нескольким лицам окружавшим его, вскоре после видения, за несколько часов перед тем, как состояние его здоровья стало резко ухудшаться. При этом более всего патриарха поразил сам сверхъестественный факт, ибо, как утверждает источник, Алексий, несмотря на свой высокий церковный сан, воспринимает религию скорее как традицию и ритуал, нежели на самом деле хоть во что-то верит.

Однако в видении, неожиданно посетившем патриарха, явился некий благообразный старец в монашеском одеянии, назвавший себя игуменом Феодосием Печерским (как известно, этот настоятель Киево-Печерского монастыря, живший в XI веке и стоявший у истоков православия на Руси, еще при жизни почитался верующими как чудотворец, а после смерти был признан святым). Святой Феодосий стоял прямо перед патриархом, в его светлых пронзительных глазах не было гнева, но был заметен жестокий укор. Алексий передал дословно то, что он услышал от старца-игумена. „Отпали от Бога — ты и многие братья твои, и к диаволу припали, — произнес святой. — И правители Руси не правители уж суть, а кривители. И церковь потворствует им. И не стоять вам по правую руку от Христа. И ждет вас мука огненная, скрежет зубовный, страдания бесконечные, аще не опомнитесь, окаянные. Милость Господа нашего безгранична, но слишком долог для вас путь к спасению через искупление бесчисленных грехов ваших, а час ответа близок“. После этих слов видение изчезло оставив совершенно оцепеневшим Ридигера, который никогда ничего подобного не испытывал, более того всегда со скептицизмом относился к сообщениям о всякого рода чудесах.

Вскоре после этого патриарху сделалось плохо. Те, кто оказывал ему первую помощь утверждают, что больной едва слышно шептал: „Не может быть, не может быть!“…

Официальный диагноз, который поставили врачи в больнице звучал: „гипертонический криз с элементами динамического нарушения мозгового кровообращения“. Перед самым критическим обострением состояния здоровья, Алексий рассказал о своем видении, пребывая в состоянии крайней подавленности. По версии источника, позже, немного придя в себя патриарх заявил, что де у него были галлюцинации. Однако то, что что он перед этим рассказал о явлении Феодосия нескольким людям свидетельствовало, что растерявшийся Алексий пытался найти опору в ком-то в минуту глубокого душевного оцепенения, в которое его ввергли слова Феодосия. По мнению источника „Алексий никогда не расскажет о видении никому более. Тем не менее, слова о том, что это был Феодосий Печёрский, полузабытый святой русской православной церкви и другие детали, а также потрясение, которое испытал патриарх, говорят о том что такой факт был“.

Обратим внимание на то, что святой говорил и „потворстве“ Церкви грехам „правителей Руси“, которых он именует „кривителями“.

Иными словами, речь идет о тесной связи государственной и духовной власти в Россиянии.

Отметим также, что и сама судьба Ридигера каким-то мистическим образом связана с нынешней политической системой. Он был возведен в сан патриарха в конце перестройки, когда уже формировались очертания современной абсурдной Россиянии, когда Борис Ельцин уже вовсю заявлял свои претензии на верховную власть. Патриарх жил вместе с режимом, возвышался вместе с его утверждением, а в самые критические для него моменты выступал как опора режима.

Именно так было, например, в начале осени 1993-го, когда и россиянская власть, казалось бы, держалась на волоске. Так не связана ли и нынешняя болезнь патриарха с очередным тяжелым для политической системы периодом? Как представляется, связь церкви и государства действительно носит мистический характер, но от Бога ли она исходит в нынешней России?»

Церемония прощания

6 декабря, ближе к концу дня, гроб с телом покойного патриарха доставили в Храм Христа спасителя. Началась церемония прощания. Богослужение и заупокойные молитвы читались на протяжении 3-х дней. Все эти дни Храм был открыт для православных, желающих проститься с Алексием II. Порядок обеспечивало ГУВД по Москве.

По подсчётам полиции, церемонию посетило свыше 100 тыс. человек. Помимо простых граждан, присутствовали первые лица государства и высокопоставленные чиновники.

Алексий II любили и уважали, он был непреклонным защитником христианской веры и традиционных нравственных норм. Это был образованный человек, говоривший на русском, эстонском и немецком языках. Он происходил из российского дворянского рода фон Ридигеров, имевшего курляндские корни. Его предки приняли православие еще в XVIII веке и не отступали от веры.

Алексей в детстве посещал Валаамский монастырь, был алтарником в храме Таллина, где служил диаконом его отец Михаил. Окончил Ленинградскую духовную семинарию, а затем Духовную академию. Вся его жизнь была связана с церковью.

Компромат.Ru ®

«На стенах кровавые следы от рук» Патриарха

Пресс-служба патриархии прокомментировала слухи об убийстве Алексия II

Оригинал этого материала © «Интерфакс», 04.09.2009

В патриархии призывают воздержаться от «смакования» возможных деталей кончины Алексия II

Кирилл: «Святейший патриарх ушел, оградив нашу церковь от этого трудного бремени»

В Московской патриархии призвали не спекулировать на тему о возможных причинах и обстоятельствах смерти патриарха Алексия II. «Все это смакование деталей, выдвижение гипотез — от лукавого», — заявил корреспонденту «Интерфакс-Религия» в пятницу глава пресс-службы патриархии священник Владимир Вигилянский. Так он прокомментировал слова профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева, которые привели в пятницу ряд СМИ. По информации отца Андрея, Алексий II мог скончаться от удара затылком об стул, в результате которого перебил вену. Однако этого, по словам протодиакона А.Кураева, никто не услышал, поскольку внутренние покои патриарха в его подмосковной резиденции в Переделкино, которые он к тому же на ночь запирал изнутри на ключ, имели полную шумоизоляцию от остального здания. Тем временем отец Владимир заявил, что ему не известны конкретные обстоятельства кончины патриарха Алексия. «Однако вне зависимости от конкретных обстоятельств его смерти, это была своего рода «плата» за ту свободу, которую он «выторговал» у окружения», — сказал священник. Он пояснил, что патриарх Алексий «был всегда на виду, в окружении людей, и единственное, что он отвоевал у своего окружения, это ночь». «Он не допускал ночью к себе в покои (в Переделкино — «ИФ») никого, чтобы можно было помолиться и побыть одному хотя бы ночью», — сообщил собеседник агентства. По словам отца Владимира, в покоях патриарха Алексия не было «тревожной кнопки, потому что патриарх, как говорят, был против». Алексий II скончался на 80-м году жизни утром 5 декабря 2008 года в своей резиденции в подмосковном Переделкино. В последние годы он испытывал проблемы с сердцем и незадолго до кончины проходил обследование за границей.

***

Оригинал этого материала © diak-kuraev, 04.09.2009

Зачем Садальский «убил» Патриарха Алексия?

диакон Андрей Кураев

Стас Садальский через комсомольскую прессу оповещает страну, будто патриарха Алексия убили. Ну, ладно, данный вид прессы и создан специально для стока такого рода субстанций. Однако, в ряду «аргументов» Садальского (а аргументы уровня –«мне знакомые попы сказали») есть упоминание одного конкретного источника. Эта честь выпала мне. Мол, даже Кураев говорит, что «Патриарха напрасно на рассказала истинных обстоятельств смерти Святейшего». Вот тут, правда, у Садальского две нестыковки. Первая: я эту фразу сказал уже после его первого заявления. И моя фраза звучала так: «Побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух». Поэтому как бы ни понималась моя фраза, но, будучи сказанной в ответ Садальскому, она по сей причине не могла быть ни источником, ни аргументом в пользу версии Садальского. Вторая нестыковка: я отнюдь не имел в виду убийство Патриарха. Официальная версия состояла в том, что причиной смерти стал сердечный приступ. Хотя в первые часы был слух даже об автокатастрофе («В Московской патриархии опровергли появившиеся слухи о том, будто причиной кончины патриарха Московского и всея Руси Алексия II стала произошедшая накануне автоавария» — Рос. Газета 8 дек 2008). Отчасти верно первое, совсем неверно второе (хотя и понятна причина появления такого слуха). Как таковой сердечный приступ не убил бы патриарха. Просто случился он в максимально неудобных для помощи обстоятельствах. Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений – и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать — на стенах кровавые следы от его рук (это важно с религиозной точки зрения: значит, кончина Патриарха не была мгновенной и у него было время не только для последней борьбы за жизнь, но и для осознания неизбежности предстоящего последнего Перехода и подготовки к нему). Даже и при такой травме его можно было бы спасти. Если бы хоть кто-то знал, что ему нужна помощь. Но дело было во внутренних покоях Патриарха, которые он на ночь сам изнутри запирал на ключ. Двери двойные, шумоизоляция от остального здания, где, суетясь, хлопочут монахини, полная. Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны. Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна. И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало. Понятно, что у прокураторы возникло множество вопросов. Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый человек был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть немягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране? Понятно, что и Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной. То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху. Да и около- и внутри- церковные раскольники с радостью запричитали бы о «смерти Ария». Поэтому сначалу (учитывая травму головы) и возникла маскировочная версия об автоаварии. Но об убийстве не сплетничал никто. И уж тем более дикой выглядит версия Садальского о том, будто Патриарха убили за то, что он не поддержал Кремль в дни осетино-грузинской августовской войны. Политические убийства должны быть знаковы и понятны – кого и за что, чтобы другим неповадно было. Предположим, что Садальский прав, и кто-то (осетинские супербоевики или кремлевские агенты) убил Патриарха именно за это. Но разве позиция нового патриарха Кирилла по этому вопросу в чем-то отлична от позиции Патриарха Алексия? Все так же Московская Патриархия подчеркивает, что Южную Осетию и Абхазию она рассматривает с точки зрения церковного права – то есть как каноническую часть грузинской Православной Церкви. При этом обращается внимание на то, что церковные границы и государственные не обязаны совпадать, и признание Московской патриархией юрисдикции церковного Тбилиси над этими епархиями не означает нашего несогласия с суверенитетом Абхазии и Южной Осетии или же с признанием этого суверенитета Россией. Подробно об этом я писал как раз накануне кончины Патриарха Алексия – «Абхазский узел церковной политики» (Профиль № 47, 15 дек 2008). И вполне прокремлевский журнал поместил эту мою статью вскоре после неожиданной кончины Предстоятеля. Да и при патриархе Алексии выработку внешнецерковной политики осуществлял митр. Кирилл. Так что это уже совсем странно было бы для Кремля: за «ошибку» во внешнецерковной политике убирать Патриарха Алексия и вместо него допускать избрание автора этой «ошибки». Что же касается прикрытого лица отпеваемого предстоятеля, то это церковная традиция. Желающие могут посмотреть 6-й номер ЖМП за 1970 год — лицо патриарха Алексия Первого открыто только на первой панихиде в его доме. Затем же на общецерковном отпевании оно закрыто. «Последование исходное монахов» говорит о погребении схимников: «Аще великаго образа есть, обложив шлемом свыше главы, и свесив и даже до брады, якоже не видетися лицу мощей его» (Требник монашеский М., 2003, сс. 135-136). «Лицо умершего архиерея и священника покрывают воздухом, котрый не снимается и во время погребения» (Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей.М., 1993, (репринт с 1913) с. 1290). Своим воплем по этому поводу Садальский свидетельствует лишь одно: он настолько нецерковен, что не бывал на погребении ни одного священника. Не буду прописывать моралитэ. Просто не надо путать две вещи: кончина Предстоятеля Церкви всегда имеет политическое эхо. Но не всегда кончина Патриарха есть следствие проводимой им политики.

***

Оригинал этого материала © «Собеседник», 18.08.2009, Не люблю, когда из меня делают дурака

Станислав Садальский

[…]

– В Интернете вы озвучиваете то, о чем другие боятся говорить вслух. Например, о версии насильственной гибели патриарха Алексия. – Мне дико: убили Святейшего – и молчат! Я хочу знать правду о том, как на самом деле окончилась земная жизнь Алексия. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь. Бью во все колокола – никто меня будто не слышит. Многие попы, люди подневольные, стали бояться публично со мной общаться – служба безо­пасности нынешнего патриарха отслеживает их контакты. На днях Кураев первым отреагировал – признал в блоге, что патриархия «постеснялась сказать неблаговидную правду об обстоятельствах кончины Алексия II». Уважаемый дьякон, обращаюсь к вам через газету «Собеседник»: разъясните людям, что это за правда. Каким образом в голове Святейшего образовалось три дырки? Почему во время похорон лицо Алексия было закрыто? Вранье, что по православной традиции. Когда провожали патриарха Тихона, ничего не прятали. Может, потому, что нечего было скрывать? Я не признаю Кирилла. Выборы в церкви должны быть такие, как те, в результате которых пришел к власти мой знакомый, епископ Чешских земель и Словакии – архимандрит Георгий (Странский). Приготовили три записки с именами претендентов и тянули: «На кого Бог пошлет…» А у нас не выборы – инсценировка. Вот Климент мне нравится, он мой сосед, он удивительный. Я хотел бы его. – Потому что сосед? – Я наблюдал за ним – он молитвенник, человек без двойной морали. Настоящий священник. А Кирилл мне омерзителен. Он говорит в Севастополе, что мы два братских народа. Это правильно всё, но я не могу ему верить, потому что он врет уже начиная со смерти Святейшего. Я разместил у себя в блоге кусочек речи из программы «Слово пастыря», где Кирилл отзывался на уход Алексия. Этот фрагмент вырезали из эфира, а друзья-телевизионщики передали мне запись. Кирилл сообщает о скоропостижной смерти патриарха и говорит, что своим уходом Алексий «оградил нашу церковь от трудного испытания, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже неспособный к управлению». Ролик постоянно удаляют, но если постараться, его можно найти в Сети. […]

Отпевание и похороны

В понедельник 8 декабря пришло время заупокойной литургии. В ней приняли участие 200 священников и архиереев. Затем патриарх Константинопольский Варфоломей провёл церемонию отпевания.

9 декабря гроб с Владыкой вынесли на улицу и совершили Крестный ход вокруг собора, как это завещал сам покойный. По окончании шествия, траурная процессия проследовала за катафалком в Богоявленский кафедральный собор в Елохове. Там в Благовещенском приделе состоялось погребение Святейшего патриарха Алексия.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]