Житие преподобного Гавриила Ургебадзе, в чем помогает святой и тексты молитв


Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

Гавриил (Ургебадзе) Самтаврийский
(груз. არქიმანდრიტი გაბრიელი; 1929 — 1995), архимандрит, преподобноисповедник, Христа ради юродивый Память 20 октября

В миру Ургебадзе Годердзи Васильевич, родился 26 августа 1929 года в городе Тбилиси Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республики в составе СССР в семье убеждённого коммуниста. Годердзи было примерно два года, когда при неизвестных обстоятельствах убили его отца — Василия Ургебадзе. После этого члены семьи стали называть Годерзи в честь него – Васико. У него был брат и две сестры.

Крещён был в младенчестве, уверовал в Бога в детстве. Однажды соседки ругались, и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа

«. Мальчику стало интересно, что это значит — «распять» и кто такой Христос. Взрослые отправили ребенка в церковь, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Он накопил денег, купил Евангелие и через несколько лет знал текст практически наизусть.

Шесть лет учился в тбилисской школе №24; Евангелие изучал в Сионском кафедральном соборе.

Желание монашества возникло в нем еще в юные годы. Позже старец говорил: «Большего героизма, чем монашество, нет

«. Мать долгое время была против стремления сына к монашеству, но под конец жизни примирилась с его выбором, а затем и сама приняла постриг с именем Анна и был похоронена в монастыре Самтавро (+ 26 апреля 2000).

В 1949 году Васико был призван в армию. Военную службу проходил в Батуми, в пограничной части. Несмотря на строгий режим, он соблюдал пост и тайно посещал церковь. Возвратившись домой, Васико выстроил себе маленькое жилище во дворе дома, где подвизался в одиночестве, а на богослужения ходил в Сионский кафедральный собор.

Иеромонах Гавриил (Ургебадзе). Фото 1955-1965 гг.

В начале 1950-х Васико стал работать сторожем, а затем служил псаломщиком в Сионском соборе. 1 января 1955 года назначен его трапезарем и дневным смотрителем.
30 января 1955 года рукоположен во диакона и был назначен в Кутаисский храм святых апостолов Петра и Павла, 27 февраля пострижен в монашество епископом Гавриилом (Чачанидзе) в Кутаисском монастыре Моцамета, а через три дня им же был рукоположен в сан иеромонаха в Петропавловском кафедральном соборе и назначен вторым священником.

Монашеское имя он выбрал себе сам, он был наречен в честь преподобного Гавриила Афонского — старца, который прошел по воде и принес на афонский берег приплывшую по морю Иверскую икону Божией Матери. Отец Гавриил особо почитал чудотворный список Иверской, хранящийся в монастыре Самтавро.

В январе 1956 года отказался от служения и был запрещён, но в октябре того же года запрет был снят.

Служил сначала в Сиони, а с 1960 года – в монастыре Бетании.

В конце 1962 года власти закрыли Бетании, и старец вернулся в Тбилиси, где в своем приусадебном дворике на тбилисской улице Тетрицкаройской построил многоглавую церковь. Он возводил ее своими руками и закончил около 1962 года. Советские власти неоднократно разрушали этот храм, но отец Гавриил вновь и вновь его восстанавливал. Иконы для этой церкви отец Гавриил находил на городских свалках, куда в те годы свозили и выкидывали вместе с мусором многочисленные святыни. Иногда он целыми днями бродил по свалкам. У него была небольшая мастерская, где он очищал иконы, делал им оклады из разных материалов. Стены его церкви сплошь были увешаны образами. Даже фотографии и изображения икон из светских журналов он помещал в рамочки. Эта церковь сохранилась до наших дней.

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

1 мая 1965 года во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина, вывешенный на здании Верховного Совета Грузинской ССР, и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Его за это сильно избили и посадили в изолятор КГБ Грузии. На допросе отец Гавриил говорил: он это сделал потому, что «нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Слава не нужна человеку. Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу»»
. В августе того года был помещён в психиатрическую больницу на обследование. Там был признан сумасшедшим. Старцу поставили диагноз: «
психопатическая личность, верит в Бога и ангелов
«. Ему выдали «белый билет».

Впоследствии церковные иерархи, в угоду светским властям, не разрешали ему заходить в церковь, не пускали на службы, прогоняли. У батюшки не было возможности причаститься, а он желал этого всей душой. Он мог по несколько дней обходиться без еды, подолгу не спать, но очень тяжело переносил невозможность отчуждение от церкви. Старец часто от бессилия плакал, открывая душу своим сестрам.

В 1971 году был назначен настоятелем женского монастыря в Самтавро и семинарии.

Монахини некоторое время удивлялись чудачествам батюшки, пока не увидели в них особый подвиг. Поначалу им казалось странным, что он какое-то время жил в курятнике, где были большие щели, зимой ходил босиком. Потом сестры стали чувствовать, что от него исходит необыкновенная любовь: он любит всех. Часто старец кричал на сестер, требовал от них послушания, заставлял что-то делать или мог заставить их есть из грязной посуды. Но обижаться на него было невозможно — в его глазах светилась нежная любовь.

Игуменью Феодору, когда она была еще монахиней, он брал с собой в Тбилиси и заставлял попрошайничать. Они вдвоем просили милостыню, а потом старец раздавал всё нищим. Если они возвращались на такси, он мог накричать на таксиста и совсем не дать денег, а мог и заплатить во много раз больше.

Фотография архимандрита Гавриилаа (Угребадзе).

Отар Николаишвили был духовным чадом батюшки и часто проводил время в его келье. Однажды отец Гавриил неожиданно сказал ему, что надо сейчас же, срочно ехать в монастырь святого Антония Марткопского. Отар смутился: машина не на ходу, с ней проблемы. Батюшка настоял, и они кое-как поехали. Дорога стала подниматься в гору, автомобиль «закашлял и зачихал», но старец вдруг сказал: «Сынок, ты не беспокойся, с нами на заднем сиденье едет сам преподобный Антоний Марткопский, но ты не оборачивайся
«. И машина вдруг так рванула вперед, что водителю пришлось давить на тормоза. Когда они въехали в монастырские ворота, машина тут же заглохла. В это же время туда вошли несколько вооруженных людей, агрессивно настроенных. Старец тут же вышел вперед и сказал: «Стреляйте в меня». Это смутило и отрезвило бандитов, и они покинули обитель.

В 1990-е годы по благословению патриарха-католикоса Илии II архимандрит Гавриил жил в городе Мцхета в башне царя Мириана близ храма Самтавро и монастыря св. Нино. Преподобный стяжал любовь и уважение православных верующих Грузии. Он был прозорливцем и чудотворцем, к которому ежедневно стекалось множество паломников [1].

Скончался 2 ноября 1995 года от водянки. По завещанию старца его тело обернули в циновку и предали земле там, где подвизалась святая Нина.

20 декабря 2012 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви причислил его к лику святых, постановил почитать преподобным исповедником и Христа ради юродивым, а день поминовения утвердил в день кончины — 2 ноября н. ст.

22 февраля 2014 года были обретены мощи старца Гавриила [2].

25 декабря 2014 года имя прп. Гавриила Самтаврийского было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви с днём памяти — 2 ноября н. ст., как это установлено в Грузинской Православной Церкви [3].

Старец Гавриил никогда не писал на бумаге; его слова записывались другими.

Прп. Гавриил Самтаврийский. Греческая икона (2010-е гг.)

Из поучений прп. ГавриилаТы не осуждай, Судия — Сам Бог. Тот, кто осуждает, как пустой колос пшеницы, у которого всегда поднята голова и который поэтому всегда смотрит на других сверху вниз. Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил их повода, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься в худшем положении: можешь впасть в тот грех, в котором осуждаешь другого, и погибнуть.
Сначала лечит Бог, а потом врач, но кто не благодарит врача, не благодарит Бога. Труженик достоин награды. Ум и руки врача творят богоугодные дела.

Для Бога неважно, кто ты — монах или мирянин. Главное — это стремление к Богу. Но сможет ли кто-нибудь достичь совершенства? Однако стремлением человек и спасается. С монашествующего спросится монашеское, а с мирянина — мирское.

Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу, — всё в воле Божией. Много было таких случаев.

Прпп. Серафим Саровский и Гавриил Самтаврийский. Икона, написанная по благословению Патриарха-Католикоса Илии II (XXI в.)

Молитва старца Гавриила
Господи, молю Тебя, с небес услыши нас, призри на нас, подай милость Свою, с миром отпусти нас, чтобы ходили по Твоему пути, исполняли заповеди Твои и отрекались от зла. Научи нас, Господи, молиться пред Тобою и исполнять Твой святой закон, чтобы сердце наше стало преданным Тебе и всем нам жить по святому закону Твоему.

Краткое жизнеописание святого

Жизнь у святого была интересной и насыщенной, поэтому необходимо заранее ознакомиться с некоторыми фактами из нее.

Происхождение

Грузинский священнослужитель появился на свет двадцать шестого августа 1929 года. Его родиной считается Грузия, так как родился он в Тбилиси. Отец и мать мальчика были убежденными коммунистами, однако им не удалось привить эту идеологию своему ребенку. Папа Гавриила умер рано, и поэтому многие родственники называли его Васико, в честь отца. Однако в будущем многие верующие грузины называли его мама Габриэль.

Верить в Бога он начал еще в детском возрасте. Из-за этого родственники отправили его в местную церковь, где ему посоветовали прочесть Евангелие. Спустя несколько лет ему удалось выучить его наизусть.

Начало жизненного пути

Все свое житие Гавриил посвятил вере и Господу Богу. Желание заняться монашеством у него появилось еще в юном возрасте. Мать парня долгое время отговаривала его от монашества, однако последние годы своей жизни смирилась с выбором сына. Затем она решила принять постриг и была похоронена на территории монастыря Самтавро.

Сам Гавриил принял монашеский постриг в возрасте двадцати шести лет. В начале шестидесятых годов на территории своего участка он построил небольшую церковь. Иконы для нее ему приходилось собирать на городских свалках. Собранные изображения святых он восстанавливал в своей мастерской. Он не только очищал их от загрязнений, но и изготавливал самостоятельно оклады.

Юродивый старец

В 1965 году первого мая проходила демонстрация, на которой иеромонах решил сжечь двенадцатиметровый портрет с изображением Ленина. Он был вывешен на фасаде Верховного Совета Грузинской республики. После сожжения портрета он начал проповедовать всем людям, которые собрались около него. За этот поступок монах был сильно избит и помещен в местный изолятор КГБ.

После допроса Гавриила перевели в психиатрическую больницу для проведения дальнейших обследований, по результатам которых его объявили сумасшедшим.

Из-за случившегося церковным иерархам пришлось запретить монаху принимать участие в службах и даже посещать церковь. Также его лишили возможности причаститься. Это ухудшило здоровье иеромонаха, он хуже спал и часто плакал от бессилия.

Самтаврийский святой

В восьмидесятых годах святой решил поселиться в монастыре Самтавро. Чудачества Гавриила удивляли других монахов монастыря. Сначала он жил в местном курятнике, в зимнее время года не носил обуви. Другие люди, проживавшие с ним в монастыре, чувствовали любовь, которая исходила от Гавриила.

В страстную седмицу из кельи монаха были слышны звуки плача. Некоторые посетители монастыря видели, как в процессе молитвы монах возносился над поверхностью земли на 30-40 сантиметров, излучая около себя яркий свет. Верующие при жизни почитали Гавриила и относились к нему как к настоящему святому.

Кончина и канонизация

В девяностых здоровье монаха начало ухудшаться, из-за чего он скончался второго ноября 1995 года. Тело священнослужителя было обернуто в циновку и похоронено. Через семнадцать лет после кончины, в 2012 году согласно решению Грузинского Священного Синода Гавриила причислили к святым. Через два года после этого 20 октября было выбрано в качестве дня памяти для почитания святого.

Почитание

Имя Гавриила Ургебадзе и по сей день вспоминается Православной церковью. На могиле старца в городе Мцхете всегда можно увидеть толпы паломников. Ведь Гавриила считали величайшим подвижником 20 века. Днем почитания является 2 ноября, то есть день смерти.


Рака с мощами преподобного Гавриила Ургебадзе в монастыре Самтавро

Интересно то, что при жизни старец также был очень известен у прихожан. Говорили, что он обладает даром чудотворения и провидения. Некоторые пророчества старца сбывались и, возможно, еще сбудутся. Люди говорили, что Гавриил относился ко всем с настоящей любовью, которой и учит Господь. Однако, ответные вознесения и благодарности людей старец всячески отвергал, говоря, что человеку не нужна слава.

Интересно! Существует даже специальная молитва старца Гавриила. Это можно считать редкостью, ведь такие слова отельных преподобных и святых не всегда сохраняются и остаются во времени не потерянными.

Иконография

У человека, который собирается помолиться Гавриилу, обязательно должна быть икона. Иконы с изображением святого начали появляться после его смерти. На них он изображен в темном одеянии с большим крестом на груди.

При этом руки у монаха свободны, однако некоторые иконописцы изображают его со святым писанием в правой руке.

Чем помогает

Прежде чем провести молебен Гавриилу, необходимо разобраться с тем, чем помогает святой.

Приобретение и умножение любви

Некоторым людям в течение всей жизни не удается познать настоящую любовь. Чтобы решить эту проблему, можно периодически молиться святому Гавриилу. Такой молебен способен помочь приобрести новую любовь и приумножить существующую.

Примирение враждующих

Не секрет, что молитва перед иконой, на которой изображен монах Гавриил, способна на многие чудеса. Например, если регулярно зачитывать перед ней молитвенные тексты, удастся примирить и соединить враждующих людей. Благодаря зачитанной молитве их сердца наполнятся благодатной любовью, которая устранит все старые обиды.

Обретение веры

Иногда вера людей ослабевает, из-за чего им приходится обретать ее повторно. Существует много методов, которые помогут снова поверить в Господа. Однако эффективным способом считается зачитывание молебна пред иконой Гавриила. После прочтения молитв у человека появляется чувство смирения и любви, которые помогают ему снова обрести Бога и укрепить веру в него.

Сохранение семьи

Семейные пары часто сталкиваются с серьезными проблемами, из-за которых может разрушиться семья. Если люди хотят сохранить свою семью, можно обратиться за помощью к Гавриилу Ургебадзе. Для этого семейной паре придется регулярно молиться святому и просить его вернуть в их семью прежнюю любовь и взаимопонимание.

Дарование здоровых деток

Всем семейным парам хочется, чтобы у них родились полностью здоровые детки. Некоторые верующие православные пары решают попросить о появлении здоровых детей святого Гавриила. Искренняя молитва может помочь в рождении здорового малыша.

Пророчества и поучения

Будучи человеком, без сомнения, мудрым, Гавриил часто давал советы с высоты своего опыта. Тем более что его об этом часто просили прихожане. Самые известные его поучения связаны с любовью не только к себе, но и к людям. Старец и при жизни помогал людям как мог.

Существует история о том, что Гавриил шел по улице. Люди обходили его стороной. Вдруг старец вознес руки к небу и стал кричать. Он взывал к Богу и просил у него милосердия для всех людей на земле. Сначала люди испугались старика, но потом услышали в словах и глазах его настоящую, искреннюю любовь к ним и сильную веру в Господа. Сам Гавриил говорил:

  • Любите всех.

«Надо любить всех. Но если не можешь, хотя бы желай всем добра»

  • Ненавидьте зло.

«Ненавидьте зло. Человека же, творящего зло, любите и жалейте. Может быть, тот, кто сегодня творит зло, завтра молитвой, слезами, постом и покаянием очистится и станет подобен ангелу — всё в воле Божией. Много было таких случаев».

Как известно, Гавриил Ургебадзе обладал даром провидения. Об этом говорили многие жители Грузии. Старец чаще всего говорил о пришествии антихриста, а также о России и своей родной республике.

Так Гавриил говорил, что приход злых сил близок. Скоро слуги антихриста станут читать в церквях Святое писание, только искажая его, а не неся людям учение Бога. При этом старец не хотел внести чувство безнадеги. Он говорил, что все в руках человека и в его вере. Нужно только молиться и уповать на милость Господа.


Икона преподобного Гавриила Ургебадзе

Касательно судьбы России Гавриил высказывался достаточно расплывчато. Многие толкователи говорят, что нельзя понимать его слова в прямом смысле. Старец сказал, что люди, желая избавиться от 666 сетей дьявола, будут ждать помощи извне. Звучат такие слова как «космос, небо». Возможно, что здесь понимается помощь от посторонних. Также Гавриил сказал, что ожидания эти будут напрасны, они принесут лишь вред.

«Россию ждет свет Божий и его правда, однако, путь к ней лежит через веру в Христа».

Про Грузию Гавриил говорил, что она расцветет и воскреснет подобно Лазарю, но лишь тогда, когда поведет ее за собой настоящий коронованный царь.

Тексты молитв

Молитва Гавриилу Ургебадзе звучит следующим образом:

«Отче святый, блаженне Гаврииле, преподобным древним подобниче и твердый исповедниче, с малых лет словеса Господня восприявый и тем ревностно последовавый! Се мы, раби ленивии и лукавии тебе предстоим с молитвою, не имеюще ни подвигов твоих, ниже смирения, но себе на всяк день в души хваляще и величающе, еще же и врагов вовне себе ищуще! Не имамы пред Богом чем оправдитися! Но моли за нас, отче, да подаст нам Господь силы слово Свое разумети и исполняти, якоже тебе от младенства откры. Да будем мы, себе христианы именующе, не токмо слышателие рассеяннии, но и исполнителие. Да уразумеем лице бытия своего, яко ничесоже можем кроме помощи Божией. И да взыщем тоя и да возлю́бим Его, и да прилепимся к Нему всею душею своею, всем сердцем своим, всем помышлением своим, и да будет сердце наше, по слову твоему, преданным Господу. И да подаст нам залог спасения в души наша, радость, мир и любовь в сердца наша, примирение во всех нестроениих наших, утешение во всех скорбех наших, не от дел наших, но молитвами твоими, по неизреченней милости Своей, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь!»

Книги и передачи

Батюшка Гавриил был известным монахом при жизни и поэтому в его честь было издано две книги:

  1. Сердце, полное любви. Эта книга с воспоминаниями была издана совсем недавно, в 2022 году. Автором работы является Джинория Малзах, которого преподобноисповедник знал лично. В книге собраны наиболее интересные истории, связанные с монахом. При этом все они являются правдой, так как подтверждены словами очевидцев.
  2. Диадема старца. Эта книжка издавалась в Самтаврийском монастыре в 2002 году. Изначально она выпускалась только на грузинском языке, однако потом ее перевели на русский язык. В книге рассказывается о жизни Гавриила и о добрых делах, которые он делал.

Святой Гавриил Ургебадзе: о чём плачут его иконы?

Святой Гавриил родился в Грузии, в 1929 году 26 августа. При жизни его звали Годердзи Ургебадзе, он принял подвиг юродства и нес свой крест в тяжелые времена советского безбожия. Родился Гавриил в простой семье, где разговоры о Господе никогда не заводились. В 12 лет он самостоятельно прочел Евангелие, и после этого в его сердце навсегда поселилась любовь к Богу.

Постриг в монахи мужчина принял в 26 лет, после этого был принят монашеский сан. После принятия сана Годердзи собственноручно выстроил во дворе своего дома многоглавый храм.

В 1965 году монах был арестован за антисоветский поступок — сжег портрет вождя. В то время это расценивалось, как тяжелое преступление. Мужчину отвезли в следственный изолятор, после этого заточили в психиатрическую больницу, где поставили нужный «соответствующий» диагноз.

С 1980 года, старец стал проживать в женской обители Самтавро. Умер Святой 2 ноября 1995 года. До смерти он долго страдал от водянки, но мужественно скрывал свои физические страдания.

Гавриил был канонизирован сначала местной церковью, а затем и Русской православной церковью. В феврале 2014 года были обретены нетленные мощи старца.

При жизни священника было сделано несколько его снимков, поэтому все иконы были написаны после их детального изучения. Благодаря этому образ на иконах очень похож на реальные фото старца.

В 2015 году в одной грузинской семье замироточила икона Святого. Миро исходило так обильно, что его начали собирать в посуду и передавать священникам для помазания верующих.

Хозяева иконы разговаривали об этом явлении с патриархом Илией II. Владыка сказал, что это большая благодать и не в каждой семье такое может произойти.

Лучшая статья для Вас, переходите: Благоверный князь Феодор Черный

Мироточением своей иконы святой Гавриил хочет напомнить всем людям о важности христианского образа жизни и о необходимости присутствия веры в душе каждого.

Свидетельства и цитаты о чудесах

С Гавриилом Ургебадзе связано немало различных чудес. Например, он мог точно определять будущее. Причем делал он это не для славы или почета, а чтобы вразумить людей.

Наиболее известным и запоминающимся считается случай с укусом змеи. Однажды во дворе монастыря одну из монахинь укусила змея, после чего на ее ноге появились следы от укусов. Медики, которые приехали на вызов, даже не смогли оказать первую помощь. У них не было необходимых лекарств, и они не знали, что им делать. Однако монахине помог Гавриил, которому удалось исцелить ее без помощи врачей.

Воспоминания о преподобном Гаврииле (Ургебадзе) (из книги «Диадема старца»)

Однажды мне приснился сон, будто меня назначили келейницей отца Гавриила: я ухаживаю за ним, а он учит меня богоугодной жизни. На следующий день владыка Даниил позвал меня к себе и, по рекомендации игуменьи Кетевани, поручил ухаживать за больным старцем. Я тут же с радостью побежала к отцу Гавриилу и рассказала ему о своём сне и о благословении.

Тогда я очень мало знала о монашеской жизни. Мои знания исчерпывались всего лишь несколькими духовными книгами, прочитанными мной. Поэтому я с большим интересом наблюдала за отцом Гавриилом и сравнивала его жизнь с жизнью святых.

Помню такой случай. Принесли трапезу. Это была рисовая каша. Мне очень хотелось есть. Старец, который в это время чистил рамы икон, поднял голову и сказал: «Ешь, если хочешь», затем, взяв маленькую миску, тряпкой почистил её и подал мне. Я попробовала кашу – она сильно пахла керосином, но я молча, через силу, всё съела. Старец взял у меня миску, понюхал её и, улыбаясь, спросил: «Кажется, тряпка была в керосине, как же ты ела?». Потом спросил, хочу ли я учиться. Я сказала, что хочу. «Но тогда хорошо запомни, что ты сама желаешь учиться», – сказал старец и ещё раз попросил меня чётко повторить мой ответ.

Раньше в монастыре отцы устраивали новичку такое испытание: говорили грубые слова, проверяя его. Если тот терпеливо сносил поношения, его оставляли в монастыре, а того, кто не хотел терпеть и злился, отправляли обратно в мир.

Старец начал «учёбу». Иногда он выгонял меня из кельи. Тогда я вспоминала, что я сама согласилась учиться, и возвращалась обратно, каялась, просила прощения, и он меня принимал с большой радостью. Иногда намеренно сердил меня, чтобы обнажались слабые места моей грешной души. Отец Гавриил заранее говорил: «Сегодня с тобой поссорятся, посмотрим, как ты вытерпишь». Испытала я и клевету, и обиды, и оскорбления. Бывало так, что я не могла терпеть этого, а он, заранее всё чувствуя, со слезами вразумлял меня: «Дочка, я хочу, чтобы ты быстрее возрастала. Когда ты будешь меня вспоминать, вспомни и то, как я тебя сердил. Чем больше я тебя искушал, тем сильнее любил».


Однажды я стояла у кельи старца во дворе монастыря. Ко мне подошли паломники и попросили воды. Мне было лень идти за водой, и я отправила их в трапезную. Когда я зашла в келью старца, он сурово спросил: «Как же так вышло, что ты не сделала доброго дела? Быстро иди, дай людям воды, чтоб никто тебя не опередил. И запомни, что даже один стакан воды, отданный ближнему, не потеряется перед Богом».

Старец Гавриил, притягивая к себе всех христианской любовью, смирением и послушанием, вёл к Царствию Небесному. «Всякое испытание мимо смиренного пройдёт и не коснётся. Господь даёт смиренному благодать; без смирения никто не увидит Царствия Небесного», – учил старец. Он проводил «экзамены» по смирению и по послушанию, значение его «экзаменов» зачастую мы понимали только спустя какое-то время.

Однажды старцу принесли яблоки. Он поручил сварить варенье из этих яблок, только с косточками. Я решила, что оно прокиснет, и сварила без косточек – и всё варенье прокисло. По этому поводу старец рассказал следующее: «Однажды авва своему послушнику дал рассаду капусты и благословил посадить её корнями вверх. Послушник подумал, что отец постарел и не понимает, что говорит. Он посадил корнями в землю – и вся рассада погибла. „Вот это – плод непослушания”, – сказал авва. Послушник просил прощения и посадил рассаду так, как благословил наставник, и рассада прижилась. “Это плод послушания”, – сказал авва на этот раз».

Как-то старцу Гавриилу принесли тридцать яиц, он благословил, чтобы пятнадцать из них взяли обратно, но люди не послушались и оставили их. Все эти пятнадцать яиц протухли, и их выбросили. Они были плодами непослушания, и их нельзя было есть.

Один монах спросил старца, что такое пост. «Сейчас объясню», – ответил он и рассказал монаху обо всех грехах, им совершённых. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал: «А теперь иди ешь обед». – «Нет, отче, спасибо, я не хочу», – ответил монах. «Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде».

…Однажды в Самтаврийском монастыре было много иностранных туристов. Старец посмотрел на них и сказал: «У них сзади есть зеркала, где видны их грехи».

Когда он был болен и лежал в своей келье, то попросил одного прихожанина пойти в храм и поискать там икону Спасителя. Какую именно и где, он точно объяснил. В храме действительно нашли эту икону, запылённую и с повреждённой рамой. Её почистили, починили раму и поставили икону в алтаре. Священник сказал, чтобы она осталась там. Когда прихожанин вернулся к отцу Гавриилу и обо всём поведал, тот остался очень доволен и сказал: «Этого я и хотел».

Перед Великим постом, в Прощёное воскресенье, он всегда с амвона коленопреклоненно у всех просил прощения. Если бывало так, что обидевший старца человек не приходил к нему просить прощения, отец Гавриил сам шёл к нему.

Когда я была келейницей старца и ухаживала за ним, все мои страсти куда-то исчезли, усилились разумные помыслы. Иногда я чувствовала себя очень легко, словно летала на крыльях, тогда старец старался отрезвить меня. Когда же я впадала в уныние и у меня было тяжело на душе, он утешал: «Потерпи, потерпи!».

Помню, однажды мне надо было уйти из монастыря по делам. Старец предупредил: «Помни, что твой духовник всё время рядом с тобой!». И действительно, у меня было такое чувство, что он знает каждый мой шаг, и, несмотря на то что я очень хотела повидать своих родных, я сразу, как только закончила дела, вернулась в монастырь.

Стоял ясный солнечный день. Старец у кельи разговаривал с одной прихожанкой. Солнце слепило ей глаза, и она попросила разрешения войти в келью. Старец с удивлением спросил: «Неужели так трудно смотреть на солнце?!».

Часто на восходе солнца он просил вывести его из кельи и говорил: «Ты же знаешь, что с солнцем у нас дружба».

Однажды утром к нему пришла молодая женщина и сказала, что сегодня идёт на день рождения, а подарка у неё нет, и попросила у старца икону. Я подумала: «Как эта женщина дерзнула обратиться к старцу с такой просьбой». Старец не любил дарить икон, но ей сразу подарил, а потом ещё и крест отдал. Женщина, упав на колени, сказала: «Вы как будто прочитали мои мысли!»

…К старцу привели гостя с Афонской Горы. Отец Гавриил сразу подарил ему икону святого, имя которого тот носил, прежде чем гостя успели представить старцу. Удивлённый, гость упал на колени перед старцем и попросил его приехать на Афон, но отец Гавриил ответил, что из Грузии он никуда не уедет. Этим гостем был настоятель Ксенофонтского монастыря.

Однажды я сидела в келье старца. Вдруг он попросил немедленно оставить его одного. Я очень удивилась и поспешила к выходу, а оглянувшись назад, увидела, что лицо его светилось, как солнце.

…Как-то к старцу пришла женщина и сказала, что он спас ей жизнь и она хочет поблагодарить его. Она рассказала: «Я живу в старом домике рядом с кладбищем. Однажды ко мне в дом ворвались разбойники. От страха я стала усиленно молиться, просить отца Гавриила о помощи. И вдруг увидела чудо – откуда-то появился старец и, угрожая разбойникам большой палкой, прогнал их из дома. Как только разбойники убежали, старец исчез – так же внезапно, как и появился».

Помню, как отец Гавриил, уже болея, попросил отвести его в храм. Там он встал на колени перед иконой Божией Матери и умолял: «Меня прими в жертву, а Грузию спаси!».

…Вся боль грузинского народа проходила через его сердце. «Горе такому монаху или монахине, кого не трогает боль своего народа», – говорил старец.

Когда его оскорбляли, насмехались, ругали, я с удивлением спрашивала: «Неужели вы всё-таки любите их?». А он с печалью отвечал: «Я их теперь ещё больше жалею и ещё больше люблю».

Приходящих к нему старец не заставлял ждать: «Как я могу быть спокойным, когда меня кто-то ждёт? Хороший монах должен иметь чуткое сердце, как у женщины». В его маленькой келье вмещалось много посетителей, он всех их собирал вместе и давал духовные советы и наставления. «Не заботьтесь о теле, думайте о душе, о спасении души. Кто победил свой язык и чрево, тот уже на правильном пути. Первым делом ищите Царствия Небесного, а остальное само приложится»7, – напоминал он слова Священного Писания.

«Можно ли солгать для того, чтобы спасти человека?» – спросили старца. Он ответил: «Иногда скрываешь что-то, чтобы не навредить другому человеку» – и рассказал такую историю: «Один разбойник, за которым гнались, вбежал к отшельнику и попросил укрыть его. Тот укрыл. Когда гонители ворвались и спросили, не заходил ли к нему кто, монах спокойно ответил, что никого не видел».

Когда лжёшь от страха – это плохо. Когда не говоришь правды из любви к человеку – то ложь, конечно, зачтётся как грех, но любовь всё покроет.

Однажды он спросил: «Кто объяснит мне, что означает: вменил молитву в грех?».

– Наверное, неправильно молился, – был ответ.

– Нет, правильно молился, – сказал старец.

– Наверное, несердечно молился.

– Нет, сердечно молился.

– Наверное, невнимательно, рассеянно молился.

– Нет, сейчас я вам объясню, – сказал старец. В это время к нему зашла одна прихожанка за благословением. Старец попросил её что-то сделать, а она ответила, что сейчас не может, а потом посмотрит. «Сейчас она пойдёт и в течение пяти часов будет молиться. Но как Бог услышит её молитву – она же не помогла просящему? Если не исполняете заповедей Божиих, не беспокойте Бога многими молитвами, не услышит Он, и ваша молитва будет вам во грех. Добрые дела открывают двери Рая. Смирение введёт туда, а любовь покажет Бога. Если за молитвой не следует добрых дел – молитва мертва», – говорил старец…

…Как-то к старцу пришёл молодой человек. Старец сурово посмотрел на него и сказал: «Иди и причащайся, благодать Причащения спасёт тебя». Молодой человек в тот же день причастился. Потом он рассказал: «Сразу после Причастия ко мне зашёл друг и пригласил поехать с ним в гости. Но я отказался, потому что причастился. Друг поехал один. Он попал в аварию и погиб».

Однажды отец Гавриил сказал знакомому юноше: «Будь осторожен: с тобой может случиться несчастье». Через несколько дней кто-то выстрелил в него, но пуля опалила только волосы, не причинив никакого вреда.

Старец рассказывал: «Однажды в Тбилиси на улице я проповедовал о Христе. На меня напали два парня, сорвали с меня крест и мощевик и убежали. Что я мог сделать? Крикнул, чтобы они вернулись. Они вернулись. Говорю им: «Подойдите». Они подошли. «Дайте мощевик» – дали. «Крест пусть останется с вами и сам вас осудит», – сказал я им.

Вскоре ко мне пришли с просьбой отпеть человека. Про него рассказывали, что неделю тому назад он сорвал крест со священника и тот сказал ему: «Крест осудит тебя». И вот парень, до того абсолютно здоровый, внезапно тяжело заболел и умер. «Отец Гавриил, наверное, он в ад попадёт?» – «Я буду молиться, чтобы он из ада поднялся в Рай».

Отец Гавриил порой странно наставлял людей. Выходил из кельи, садился на стул, звал кого-то к себе и велел сходить в келью и принести кастрюльку. Человек никак не мог её найти. Старец принимался кричать на него – тогда сразу выявлялись слабые места того человека. Со временем человек, узнавший благодаря старцу свои немощи и «натренированный» им в смирении, мог легко защищаться от козней демона.


Старец любил сидеть возле своей кельи. Как-то один священник проходил мимо. Отец Гавриил тихо спросил меня: «Хочешь, я этого священника встряхну?». Я испугалась и замерла в ожидании. Старец грубо обругал его. Священник, спокойно выслушав, сказал, что он ещё хуже и заслуживает ещё большего гнева. Тогда старец с любовью обнял его и назвал своим братом.

Отец Гавриил часто выносил из кельи кувшин, ставил и накрывал его сверху тряпкой, как будто прятал. На самом деле, кувшин был очень хорошо виден. Он делал вид, что пьёт, чтобы все думали, что он пьяница.

Однажды несколько человек, вышедших из храма, забросали камнями бездомного пса. Отец Гавриил увидел это и с болью сказал: «Лучше было бы, если бы вы вообще не присутствовали на литургии».

К отцу Гавриилу привели одного послушника, которого готовили к монашескому постригу. Старец долго смотрел на него, потом обнял и благословил. Из жития Симеона Юродивого9 мы знаем, что он обнимал людей, желая тем самым запечатлеть на них благодать Божию.

Бывало, что во время пострига тех, кого ожидали большие испытания, отец Гавриил рыдал перед иконами…

Как-то к отцу Гавриилу пришли важные чиновники. Старец всех их поставил на колени. На это с недоумением взирал один молодой человек. Старец, разгадав его мысли, благословил и его стать на колени. Тот не знал, что такое послушание, и ослушался, но, когда старец повторил свои слова во второй раз, человек, вопреки своей воле, упал на колени и без благословения уже не мог подняться…

Старец был проповедником любви. Он часто говорил о любви так же, как апостол Павел: «Настоящая любовь великодушна, не тщеславна, не высокомерна, не делает зла, не завистлива, не гордится, не гневается, всё терпит и доверчива. Но любви сопротивляется эгоизм. Эгоист ничего не отдаёт, всё приобретает для себя. Но он никогда не будет доволен, хоть и стяжает все богатства мира. Если имеешь всё, но не имеешь любви, считай, что ничего не имеешь».

Старец спросил одного прихожанина: «Знаешь, что значит любить ближнего?» – «Как не знаю! – был ответ. Если кто-то умирает, а ты накроешь его своим телом и вместо него умрешь…». – «Да. И я расскажу, что такое любить ближнего. Если кто-то болен и нуждается в лекарстве, а его надо принести издалека, может быть, и ночью; и через лес пройти, где волки бродят, – и ты, не раздумывая, отправляешься в путь ради спасения ближнего – это и есть любовь».

Старец говорил: «Любви можно научиться, и вы должны это делать. Видите несчастье ближнего – молитесь за него. Так и научитесь любви. Что бы ни случилось, не теряйте надежду на Бога. Кто до конца сохранит в себе веру, тот не будет голодать и не пострадает от стихийного бедствия».

В другой раз отец Гавриил учил: «Молитесь. Молитвой можно сдвинуть горы. Первым делом ищите Царствия Небесного». – «А во время еды как можно искать Царствия Небесного?» – спросили его. «Когда вкушаешь пищу – помни о голодном, жаждущем и страждущем».

…Отец Гавриил заранее знал, где его похоронят. Тогда думали, что он шутит, потому что на том месте валялось много мусора и строительных отходов. Но всё случилось, как и предсказывал старец.

Старец часто бывал в Шио-Мгвимском монастыре. Находясь в монастыре, он всегда нёс послушание. Однажды настоятель благословил его помогать в уборке храма. Послушник мыл пол. Отец Гавриил достал зубную щетку и скребок, встал на колени и вычистил весь пол и даже щели между плитками.

Старец рассказывал, как однажды, закрыв глаза, он увидел царицу Тамару. Она показала ему место своей могилы, говоря: «Здесь моя могила, Гавриил»..

Однажды на территории монастыря кинорежиссёр Гиули Чохонелидзе снимал фильм об Антимозе Ивериели10. Старец в это время тяжело болел. К нему пришёл иеромонах, чтобы его пособоровать. Увидев старца на ногах после Соборования, Гиули Чохонелидзе очень удивился и попросил разрешения заснять его, когда он будет обходить храм. Старец благословил, и получились такие кадры: впереди крестного хода идёт старец Гавриил и кропит святой водой всё вокруг, а за ним идут игуменья Кетевань и монахини с иконами и песнопением. Кинорежиссёр сказал: «Я хочу снять фильм о приходе Иверской иконы Божией Матери с Афона в Грузию, не могли бы Вы принять участие?» – «Почему нет, – ответил старец, – только рядом со мной должны быть семь настоящих монахов» – и, продолжая юродствовать, с улыбкой спросил: – «Вдруг буду пьяным и упаду, когда по воде пойду?» – «Не бойтесь, мы внизу постелем деревянные доски. Видно их не будет, и вы по ним пройдёте», – ответил режиссёр. Тогда старец встал и, нахмурившись, сказал: «Что же я за монах, если сам по воде не смогу пройти и мне доски постелют».

Однажды к отцу Гавриилу подошёл один иеромонах и сказал, что не верит в его чудеса. «Встань на колени», – благословил отец Гавриил, и монах смиренно встал на колени. «Пока я не благословлю – сам встать с колен не сможешь». И действительно, тот не смог встать.

Старец учил: «В последние времена людей спасут любовь, смирение и доброта. Доброта откроет врата Рая, смирение введёт туда, а любовь покажет Бога…»

Старец говорил: «Человеку трудно проникнуть в Промысл Божий. Есть попущение, воля и Промысл Божий. Попущение – когда Бог даёт человеку свободу. Человек тогда делает то, что пожелает. Когда действует воля Божия, человек делает то, что велит Бог. Воля Божия всегда приносит добро. Промысл Божий правит: то допускает попущение, то волю. Когда не можешь решить вопрос и не знаешь, что и делать, тогда доверься Промыслу Божию и не думай больше об этом».

Старца спросили, существует ли судьба. «Нет, – ответил он, – некоторые говорят: «на роду написано». Но, если человеку было так «на роду написано», тогда почему же судит Бог? Свою «судьбу» мы создаём сами. Если человек, безрассудно подвергая свою жизнь опасности, погибает, он совершает грех, а судьба здесь ни при чём.

Душа состоит из трёх частей: помысел, чувство и желание. Помысел в уме, чувство в сердце, а желание во всём теле. Когда появляется какое-то желание, то вся плоть возбуждается.

У бессмертного духа три свойства: страх Божий, совесть и стремление к Богу, чего нет у птиц и у животных. Бессмертный дух в крови, но это не кровь.

Раньше, до грехопадения, духу подчинялись и душа, и плоть. После грехопадения связь с духом прервалась, и душа осталась под властью плоти. Чего пожелает плоть, то делает душа. Душа передвигает, а дух разумеет. Бог для спасения человека вложил в него совесть. Дух разумен и всё знает о совести. Разбирается в том, что такое хорошо и что такое плохо. Не случайно, что, когда незнакомый человек проходит мимо тебя, ты то радуешься, то вздрагиваешь.

«Все спасутся?» – спросили старца. «Нет, – со слезами ответил он. – Бог не помилует и я не смогу тебе помочь, если сам стараний не приложишь, не порадеешь о своём спасении. Кто спасает свою душу и другому помогает словом или делом – тот исполнитель заповедей Христовых».

Святые мощи преподобного Гавриила (Ургебадзе)

Незадолго до своей кончины старец сказал: «Вот там, в углу, стоит моя смерть и ждёт меня. Я ухожу, чтобы быть вашим ходатаем перед Богом. Вашу молитву я донесу до Господа». За две недели до его смерти ему подарили икону Спаса Нерукотворного, на которой Господь изображён в терновом венце. Я сказала, что, когда ему подарили икону Божией Матери, он наполовину выздоровел, а сейчас исцелится полностью. Он покачал головой и ответил, что как Спаситель в терновом венце страдал, так и ему пришло время пострадать и умереть. «За три дня будешь знать, когда я умру», – сказал старец. За три дня до этого я читала молебен Божией Матери, прося о выздоровлении старца. Ночью мне приснилась Пресвятая Богородица и сказала, что через три дня придёт и полностью исцелит старца. Проснувшись, я обо всём ему рассказала. Он с грустью посмотрел на меня и только попросил, чтобы ночью я не спала и говорила с ним. Я изо всех сил старалась не заснуть, но всё-таки заснула. Не знаю, как долго я спала, но, когда проснулась, увидела, что старец не спит. «Ты же обещала, что не заснёшь», – упрекнул он меня. Мне стало стыдно. Было четыре часа ночи, когда он позвал: «Матушка, матушка…», а потом: «Сестра, сестра…» Я подошла: слёзы катились у него из глаз. Я поклонилась, и он благословил меня. Благословил и перекрестил Грузию на все четыре стороны, с любовью оглянулся вокруг и стал молиться, глядя на икону Николая Чудотворца. На следующий день, когда стемнело, приехали владыка Даниил и духовник Самтаврийского монастыря отец Михаил. Владыка прочитал Канон на исход души. Старец улыбнулся – и спокойно отошёл.

Это было невероятно, но его смерть не оставила в душе ни тяжести, ни горя, а только необыкновенную радость и лёгкость.

/Приводится в сокращении/

Акафист

Акафист святому Гавриилу Ургебадзе звучит следующим образом:

Кондак 1

Мудрости века сего юродство креста Христова предпочет, вся мира сладкая и льстивная якоже изгребие пещное вменил еси, отче Гаврииле. И крест свой взем, единому Христу последовал еси издетска и до последняго издыхания. И тако вшел еси в Небесныя Обители, идеже ныне предстоя своему Владыце, молиши о нас, пою́щих ти: Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!

Икос 1

Евангелие обрет, якоже сокровище, на селе сокрытое, с радостию вся расточил еси, да Христа приобрящеши, и якоже купленый раб в винограде Господнем неленостно делал еси. И мы тебе поем:

Радуйся, делателю перваго часа!

Радуйся, яко раба, ничесоже сотворша, себе вменяяй!

Радуйся, яко апостол Андрей, на зов Христов не замедливый!

Радуйся, яко Петр, горячим сердцем его приемый!

Радуйся, от Него ничесоже для себе утаивый!

Радуйся, яко лепты вдовичи все житие свое в дар Богу ввергнувый!

Радуйся, добрая земле, на нейже семя прозябе и приплодова!

Радуйся, таланты, от Бога данныя, многажды возрастивый!

Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!

Кондак 2

Еще греха не познав, на плоть свою вооружился еси, похотствует бо на духа, якоже апостол рече. издетска не зная ни сытости, ни мягкаго ложа, чтению же Евангелия прилежа и усердней молитве. Таковей твоей ревности о Бозе удивляемся, тебе глаголюще: Аллилуия.

Икос 2

Раздражен твоими подвигами, бес явися ти въяве, отмстити хотя. Обаче Господь от рождения храняй тя яко сосуд свой избранный, благодатию Своею тя сохрани. И мы тебе взываем тако:

Радуйся, измлада к себе жалости не имеяй! Радуйся, отроче, бесу противоборствуяй! Радуйся, и матере ради от образа жития своего не отступивый. Радуйся, саму душу свою́ в мире сем возненавидевый. Радуйся, в меру древних отцев во бдении и постничестве пришедый, Радуйся, инем же по силам подвизатися благословляяй. Радуйся, плоть свою, яко жертву живу, святу, благоугодну Господеви принесый. Радуйся, за словеса Господня

Кондак 3

Много скитаний претерпел еси ты, отче, еще отрок сый, ходя из монастыря в монастырь, дондеже пришел еси в Бетани, нашед отцев своих духовных, с нимиже ныне поеши Христу, тобою возлю́бленному, хвалебную песнь: Аллилуия!

Икос 3

Послежде, приял еси достоинство монаха и священника, по сих и архимандрита, но и во всем житии твоем многая лета не имел еси себе пристанища. И на кладбище среди могил немало жил еси, питаяся подаянием, и тако Господу своему последуя, не имущему, где главу преклонити. Сего ради твоим по Христе шествием поучаеми, зовем ти сице: Радуйся, гонимый, яко вси о Христе благочестно жити хотящии, Радуйся, Господень апостоле, без сумы и злата посланный. Радуйся подвижниче, до времене никем не познанный.

Радуйся, послежде все̐ми любимый и почитаемый. Радуйся, житием среди могил страх навсегда победивый. Радуйся, единаго греха оттоле боятися научивыйся. Радуйся, глад и мраз в ничесоже вменяяй любве ради Христовы. Радуйся, рекий, яко скорбьми научаемся вере и любви! Радуйся, блаженне Гаврииле, любовь свою в научение нам оставивый!»

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]