Житие преподобного Иосифа, Оптинского старца, икона и почитание, тексты молитв


Житие преподобного Иосифа Оптинского

Иван Литовкин (будущий Оптинский старец Иосиф) родился в сельской местности Харьковской губернии в ноябре 1837 года в многодетной семье (у него была сестра и четверо братьев). Когда Ивану исполнилось 11 лет, дети остались круглыми сиротами: сначала умер отец, затем мать. На долю мальчика выпали голод, холод, унижения и побои. Он вынужден был зарабатывать себе на пропитание, не имея ни от кого моральной и материальной поддержки.

В 23 года, по совету сестры-монахини, Иван отправился в Оптину пустынь. Старец Амвросий предложил ему остаться в обители трудником. Молодой человек с радостью согласился. После перенесенных невзгод монастырский покой казался ему великим благом. Послушника направили в трапезную, где всегда было много работы.

Иван показал себя с лучшей стороны: трудолюбивым, незлобивым, послушным. Через 4 года Литовкин принял постриг в рясофор (неполное монашеское пострижение) под именем Иоанн. Старец Амвросий взял послушника к себе в келейники, чтобы воспитать из него будущего старца.

В 1872 году Иван принял постриг в малую схиму (в мантию) под именем Иосиф, через 5 лет рукоположен в иеродиакона, в 1884 – в иеромонаха. На протяжении 30 лет Иван выполнял обязанности «пресс-секретаря» преподобного Амвросия. Старец Амвросий не щадил его, длительное время подвергал тяжелым испытаниям, чтобы развить долготерпение и смирение.

Впоследствии он стал старшим келейником старца Амвросия.

Все чаще преподобный отсылал своих посетителей к Иосифу, чтобы они испросили совета у келейника, доверяя его уму и познаниям.

В 1888 году, когда преподобному исполнился 51 год, он сильно простудился и был при смерти. По благословению старца Амвросия был пострижен в схиму, но смертельная болезнь отступила. В 1890 году, за год до смерти, преподобный Амвросий покинул Оптину пустынь, оставив вместо себя Иосифа. В продолжении 12 лет Иосиф исполнял обязанности начальника скита, духовника братии Оптиной обители и монахинь Шамординского монастыря.

Здоровье старца к этому времени значительно ухудшилось, но он не давал себе никаких поблажек ни в чем: придерживался постоянного строго поста, в ночное время молился, днем проводил духовные беседы с паломниками, монахами и монахинями. Одежда его была изношенная, одна и та же во все времена года.

Преподобный Иосиф был немногословен. Он умел донести свою мысль несколькими краткими и понятными фразами, тем самым наставить и утешить обращавшихся к нему за духовной поддержкой или советом.

Из этого мальчика выйдет что-нибудь особенное

Путь преподобного Иосифа, (в миру Ивана Ефимовича Литовкина), к Богу начался в детстве. Родился он в доброй, благочестивой и верующей семье в селе Городище, Старобельского уезда, Харьковской губернии. Отец его, Ефим Емельянович, был в своём селе головой, пользовался всеобщим уважением. Мама, Марья Васильевна, была строгой, но справедливой и милостивой.

И отец и мать постоянно благотворили беднякам, иногда раздавали милостыню даже в тайне друг от друга, по Евангельскому слову, чтобы правая рука не знала о том, что делает левая. Любили принимать в свой дом монахов, собирающих на обитель, и всегда жертвовали на храм. Отец нередко выказывал желание, чтобы кто-нибудь из его детей посвятил себя Богу.

Родители приучили всех своих детей (а их было шестеро: три сына и три дочери) всегда ходить в храм, молиться и читать духовные книги. Особенно любили жития святых. И второго сына назвали Иоанном в честь своего любимого святого Иоанна Милостивого. Покров этого святого был над Иоанном всю жизнь, и он рос необыкновенно добрым ребёнком. Уже в раннем детстве он своей нежной и чуткой душой умел чувствовать чужое горе, и, увидев кого-то из родных в печали, молча подходил и по-детски пытался утешить и приласкать страждущего человека.

Интересно, что по свидетельствам современников, на всех старцах Оптинских с детства лежала печать избранничества, особого Божия благоволения. Будущий преподобный Макарий слышал слова своей любимой матери, которая не раз говорила о тихом и кротком Мишеньке: «Сердце моё чувствует, что из этого ребёнка выйдет что-нибудь необыкновенное».

Про маленького Ванечку подобное говорил его мудрый отец, а также его наставник, протоиерей: «Из этого мальчика выйдет что-нибудь особенное». Такие слова и избранность от чрева матери напоминают об игумене земли Русской, преподобном Сергии Радонежском и о преподобном Серафиме Саровском.

Другими знаками его избранничества было видение в детстве Божией Матери, после которого ребёнок стал уклоняться от детских игр, и в его детском сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной. Вскоре после этого видения в селе случился пожар. Огонь грозил перекинуться на новый, только что отстроенный дом Литовкиных. Маленький Ваня с молитвой обратился к Божией Матери и начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик!» И дом остался стоять невредимым среди пожарища, а кругом всё сгорело.

Старшая сестра, впоследствии ставшая монахиней, научила Ваню грамоте. И он пошёл учиться, уже разумея грамоту. В училище он хорошо занимался, и преподаватели ценили его способности.

Кончина и канонизация

С 1905 по 1911 годы старец все более слабел, но не оставлял своего служения. 22 мая (по новому стилю) 1911 года он тихо скончался.

Обретение мощей преподобного Иосифа произошло в октябре 1988 года. Перезахоронены во Владимирский храм Оптиной обители. В 1996 году выдающийся Оптинский старец был причислен к лику святых Оптиной пустыни. В 2000 году, вместе с 14 преподобными Оптинскими старцами, прославлен для общецерковного почитания.

Начало иноческой жизни

Так 1 марта 1861 года началась монашеская жизнь молодого послушника в Оптиной рядом с великим старцем. Ивану было 24 года, и впереди его ждал иноческий путь длиной в полвека.

По Оптинским обычаям новоначальных для смирения отправляли на трудное и хлопотливое послушание в трапезную. «Брат Иван» стал помощником повара в скиту. Но молодой послушник, хлебнувший горя в миру, только радовался, что оказался в тихой обители, далеко от искушений и суеты. С первых же дней обнаружились в нём все добрые качества его чистой души, которую будто бы изначально приуготовлял Господь к монашеской жизни. Скромность, послушание, честность, доброта, молчаливость и любовь к молитве — всё это было хорошими задатками для настоящего инока. И эти качества не остались незамеченными.

Труды монаха

Издательский Совет Русской Православной церкви в начале 2000 годов рекомендовал к публикацию книгу «Два крыла», составленную по трудам преподобного Иосифа Оптинского. Составитель, Чунтонов Д. С., включил в нее сохранившиеся высказывания столпа Оптиной пустыни по важнейшим вопросам веры. В них кратко и емко изложены мысли духовного отца Оптины.

Название произведения взято из высказывания православного мыслителя:

«Холодность и презрение со стороны окружающих могут только служить к нашей душевной пользе, то есть к смирению и терпению. Этими двумя крылами мы можем взлететь от земли на небо: потерпим, смиримся – и спасены будем».

Для православных верующих эта книга – источник мудрости, руководство к действию, утешение.

Примеры высказываний преподобного Иосифа Оптинского:

  • «Покаяние и падения

Покаяние выше всех добродетелей. Но в надежде на милосердие Божие и на покаяние продолжать грешить не должно. Таковых внезапно похищает смерть. А согрешивши – отчаиваться не следует. Ангелам свойственно не падать, людям – падать и скоро вставать, а бесам – никогда не восставать.

Кто от случающихся падений не упадает духом, того восхвалят Ангелы, как храброго воина! Ангелам бывает радостно на небесах об одном грешнике кающемся. И Спаситель говорит, что Он пришёл грешников спасти и что больные требуют врача, а не здоровые. Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения (Лк.18:10–14). Некоторые взяли на себя труды и подвиги, чтобы получить прощение, но человек, не помнящий зла, опередил их, ибо истинно слово: отпустите мало – отпустится вам много (Лк.6:37; 1Кор.13:1–8:13)».

  • «Терпение и гордость

Если терпеть не будешь скорбей или если и будешь терпеть, да с ропотом, с гневом, с досадой, с раздражением, что это за терпение? Это только укоренение в себе злобы, гнева, и от сего – гордость».

  • «Смирение

Когда препятствия встречаются на пути спасения, то надо смиряться и просить у Бога помощи. Смирение лучше тщеславной добродетели».

Чистая душа

Мирские соблазны обходили стороной чистую душу юноши, Господь хранил его среди грубой и нередко развращённой среды. С ним был Покров Божией Матери. Вина Иван никогда не пил и в карты не играл. Не общался с девушками. Его как-то спросили: «Нравился ли вам кто-то в миру?» На это он ответил с наивной простотой, которая свидетельствовала о его искренности и невинности: «Да ведь я был близорук и никого не мог хорошо рассмотреть издали; а близко подходить совестился – был застенчив. Бывало для меня очень трудно, когда хозяин при гостях пошлёт позвать кого-нибудь, а я издали никак не разберу, к кому нужно подойти». Вообще, он в миру всегда испытывал тоскливое чувство; и молитва – это единственное наследство, доставшееся ему от благочестивых родителей, — была неизменной спутницей его скорбной жизни, и храм был единственным местом утешения, куда его всегда влекло благочестиво настроенное сердце.

Когда, наконец, Иван устроился на хорошее место, к благочестивому купцу, тот был так тронут чистотой и честностью юноши, что решил женить его на своей дочери. Но Господь призывал молодого человека к другому пути. И он чувствовал это призвание. Поэтому, когда его сестра-монахиня написала ему про скит Оптиной Пустыни, который славился старцами, Иван решил оставить мир и отправиться на богомолье.

Школа смирения

Вскоре послушника перевели келейником к великому старцу Амвросию, и в хибарке старца он прожил пятьдесят лет: тридцать лет рядом с преподобным Амвросием и двадцать после его смерти, когда отец Иосиф уже сам стал старцем. К старцу приезжало огромное количество людей, искавших старческого совета и окормления.

Ивану пришлось терпеть многочисленные столкновения, искушения, происходящие случайно и намеренно, «для испытания». Старший келейник, суровый и угрюмый, часто делал ему выговоры, иногда несправедливо. У Ивана не было даже своего угла, где бы мог он почитать, помолиться, отдохнуть. Спал он в приемной, чуть не до полуночи полной посетителями, а в час ночи надо было уже идти к утрени…

И это было школой смирения, когда учился молодой послушник терпению и самоукорению, которые так сладостны и благодатны. Несправедливость раздражает обычного человека, но если он учится принимать всё как из руки Господа, и считает себя достойным всякого осуждения, то становится духовно опытным подвижником, и обретает мир и покой, радость о Господе.

У нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами

Господь неслучайно привёл Ивана в эту хибарку: будущий старец закалялся духовно, становился свидетелем духовной борьбы, молитвы великого подвижника. Но такие испытания были очень трудны для неокрепшего духовного воина. Его стали мучить помыслы о заветном Киеве, о тишине и покое, о святой горе Афон. Как-то раз, когда помыслы уехать на Афон досаждали особенно сильно, послушник услышал за спиной голос старца, который слегка ударил его по плечу и сказал: «Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами».

Прозорливость старца настолько поразила молодого послушника, что он со слезами раскаяния упал к ногам преподобного Амвросия. С этого момента он ясно понял, что смущающие его помыслы были просто искушением. Каких наставников ему ещё искать, если рядом с ним старец, который читает его мысли?! И больше юноша не помышлял об уходе. До самого отъезда преподобного Амвросия в Шамордино, он был верным и преданным помощником и келейником великого старца.

Стяжи дух мирен

Второй келейник старца, отец Михаил, был человеком добрым, но с крутым нравом. Он частенько покрикивал на младшего келейника, но тот сумел своей кротостью и терпением расположить к себе, и они вскоре стали друзьями. А после кончины преподобного Амвросия отец Михаил даже избрал бывшего младшего келейника своим духовником, хотя был старше летами и иерейским саном.

Учеником и письмоводителем старца Амвросия был иеромонах Климент Зедергольм (сын немецкого пастора, принявший православие). Он был очень благородным человеком высокой духовной жизни, но крайне вспыльчивым, с горячим характером. Ни с одним келейником старца дела у него не ладились, он каялся, просил прощения за несдержанность характера, но сладить с собой не мог. Молодой послушник и здесь вышел победителем, его смиренное устроение, кротость умиротворяла даже самых вспыльчивых и гневливых людей. Сам отец Климент говорил о нём, что это «единственный человек, на которого я не могу, не умею раздражаться».

На нём сбылись слова преподобного Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]