Арх. Иоанн (Крестьянкин). Высказывания о духовной жизни.


Великий старец архимандрит Иоанн Крестьянкин

Архимандрит Иоанн Крестьянкин остался в памяти верующих великим проповедником и наставником, скорым помощником всем приходящим к нему, неустанным молитвенником и образцом подражания для христиан.


Архимандрит Иоанн Крестьянкин Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Биография

Будущий всероссийский старец появился на свет в Орле. Иван был 8-м ребенком в семье. Мать была очень религиозна, именно с ее помощью маленький Ваня сделал первые шаги в духовной жизни. Будучи совсем малым ребенком, он любил посещать богослужения в местной церквушке.

В возрасте шести лет Ивана заметил епископ Николай (Никольский). Ваня частенько бегал за епископской каретой в церковь. Пораженный детской непосредственностью и желанием находиться в храме, архиерей предложил мальчику пономарить в храме. Маленький Иван был очень счастлив и с радостью приступил к выполнению этого послушания. Через некоторое время он становится иподиаконом у владыки.

Духовная жизнь Ивана проходила под руководством архиепископа Николая, который уже тогда заметил в этом юноше великое будущее. Поэтому владыка, благословляя всех богомольцев перед переездом в другую епархию, не был удивлен, когда двенадцатилетний отрок Иван рассказал ему о своем желании уйти в монастырь и посвятить свою жизнь служению Господу. Будущий мученик архиепископ Николай благословил его на монашеский путь. Но, по словам владыки, иподиакон Иоанн должен был сначала получить светское и духовное образование, рукоположиться в сан священнослужителя, а потом только принять подстриг. Именно так все и произошло.

Окончив в 1929 году школу, Ваня поступил в профучилище на бухгалтерские курсы, по окончании которых устроился на работу бухгалтером. Работа ему нравилась, но ее было так много, что Иван не мог часто посещать богослужения. Юношеский максимализм и непримиримый характер перед несправедливостью не заставили долго ждать результатов. Иван начал открыто заявлять о своем недовольстве начальству, в результате чего он был уволен. Репутация была испорчена, и Ваня долго не мог найти работу: везде его ждал отказ.

Но милостью Божией в 1932 году Ивану удалось найти работу главного бухгалтера в столице. Времени было достаточно, чтобы посещать храм и встречаться с православной молодежью.

Отец Иоанн Крестьянкин в
первые годы служения
Началась война. По причине близорукости Иван на войну не попал. Господь уготовал ему другое место служения.

Иван Михайлович выполняет послушание псаломщика в Измайлово. В 1945 году митрополит Николай совершает над ним диаконскую хиротонию, а в 1946 году патриарх Алексий I – совершает иерейскую. Семинарию он заканчивает экстерном.

Интересный факт
Иоанн Михайлович рукополагался в холостым, т.е. он никогда не был женат.
Начинает свой пастырский подвиг иерей Иоанн в Измайловском храме, где ранее нес послушание псаломщика.

Отец Иоанн Крестьянкин в молодости

Священническое служение приходится на послевоенное время. В период разрухи в стране, когда люди страдали не только от голода, но и от потерь близких и родных, отец Иоанн становится поддержкой и опорой всем нуждающимся и обремененным. Он пользуется великой любовью среди богомольцев, но за неподчинение и несговорчивость становится неугодным светским властям.

За моральной поддержкой иерей Иоанн обращается к патриарху, который напоминает ему о важности священнического служения и о тех трудностях, которые могут встречаться на этом пути. Благословение патриарха Алексия I еще раз убедило батюшку в правильности своей жизненной позиции.

После этого о. Иоанн поступает заочно в московскую духовную академию, пишет кандидатскую работу о всероссийском батюшке прп. Серафиме Саровском. Но окончить эту работу не успевает из-за серьезных перемен в жизни.

Заключение под стражу и жизнь в лагерях

Будучи прямым и справедливым, отец Иоанн никогда не боялся говорить правду, никогда не занимался человекоугодничеством. Его проповеди отличались проникновенностью и глубиной. Они наставляли заблудших, обличали несправедливых и беззаконных. Светские антирелигиозные деятели чувствовали, что эти бесстрашные слова священника направлены именно к ним.


Отец Иоанн Крестьянкин в молодые годы

Такая антисоветская деятельность не могла быть незамеченной в политических кругах. В 1950 году батюшку арестовывают по наводке одного собрата-священника, который рассказывает властям о характере и направлении его проповедей. Отец Иоанн молится о вразумлении священника-предателя и прощает его, к чему призывает и своих многочисленных прихожан.

Предварительным местом заключения иерея Иоанна становится Лефортовская, а затем и Буртырская тюрьма. В 1950 году он получает семь лет концлагеря за антисоветскую агитацию. Срок отбывает в концлагере Каргопольлага в Архангельской области.

Сокамерник батюшки Владимир Кабо вспоминал о нем: «Я помню, как он шёл своей лёгкой стремительной походкой — не шёл, а летел — по деревянным мосткам в наш барак, в своей аккуратной чёрной куртке, застёгнутой на все пуговицы. У него были длинные чёрные волосы — заключённых стригли наголо, но администрация разрешила ему их оставить, — была борода, и в волосах кое-где блестела начинающаяся седина. Его бледное тонкое лицо было устремлено куда-то вперёд и вверх. Особенно поразили меня его сверкающие глаза — глаза пророка. Но когда он говорил с вами, его глаза, всё его лицо излучали любовь и доброту. И в том, что он говорил, были внимание и участие, могло прозвучать и отеческое наставление, скрашенное мягким юмором. Он любил шутку, и в его манерах было что-то от старого русского интеллигента».

В концлагере он работал на лесопавале, но вскоре его переводят в отделение для инвалидов на должность бухгалтера (по причине слабого здоровья). За хорошее поведение в 1955 году он освобождается раньше срока.

После освобождения, ему, как бывшему заключенному, светские власти не разрешают служить в Москве. Свое пасторское служение отец Иоанн продолжает в Псковской епархии. Но и там остается недолго. Власти видят в нем опасного активного антисоветского проповедника, в результате чего его ссылают в один из сельских храмов Рязанской области. В дальнейшем он служит в других сельских храмах. А затем в 1966 году становится настоятелем в храме города Касимов.

За десять лет иерей Иоанн шесть раз получал распоряжение о переводе в другой приход. Все это батюшка воспринимал с терпением и смирением. Каждый раз он вкладывал свои силы в восстановление и благоукрашение послевоенных храмов.

Жизнь отца Иоанна Крестьянкина в монастыре

В 1966 году сбывается юношеская мечта о. Иоанна – он принимает монашеский постриг. В 1970 году отец Иоанн становится игуменом, а в 1973 году – архимандритом.

Начиная с 1967 года, более сорока лет архимандрит Иоанн подвизается в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.

Именно в этот период он смог полностью посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Его доброта, милосердие и духовная мудрость привлекала множество людей, нуждающихся в помощи.

Слава о великом подвижнике благочестия быстро разлетелась по всей стране и далеко за ее пределами. Тысячи духовных чад стекались к келии старца за молитвенной помощью и поддержкой. Люди нуждались в духовном наставничестве, поэтому старец отдавал себя этому служению не жалея сил.

Толпы народа всегда окружали батюшку. Ежедневно после окончания богослужения и до самого вечера, а иногда до самой ночи он принимал богомольцев. Память у старца была феноменальная: он помнил всех приходивших к нему и молился за них.


Отец Иоанн Крестьянкин и отец Тихон Шевкунов

Митрополит Тихон (Шевкунов) в своей книге ««Несвятые святые» и другие рассказы» описывает многочисленные случаи проявления прозорливости и духовной мудрости батюшки. Обладая духовными дарами, для каждого из пришедших он находил нужные слова утешения.

Кончина старца Иоанна Крестьянкина

Перед смертью батюшка сильно разболелся и не мог подниматься с кровати. В 2006 г. на 95-м году жизни архимандрит Иоанн покинул земную жизнь. Множество верующих христиан пришли попрощаться с дорогим старцем. Похоронен всероссийский старец в пещерах Псково-Печерского монастыря.

Духовное наследие отца Иоанна Крестьянкина

Архимандрит Иоанн оставил после себя богатое духовное наследие. Оно представлено нравственно-аскетическими трудами, письмами, проповедями, словами, сборниками книг. Он писал для монашествующих, священнослужителей и мирян. Каждый может найти здесь крупицу духовной мудрости.

Опыт построения исповеди

Эта книга является самым ярким произведением из духовного наследия батюшки. Она сложилась на основании проповедей, произносимых на протяжении нескольких лет в первые дни Великого поста. После прочтения канона Андрея Критского всероссийский батюшка делился с многочисленными прихожанами своей духовной мудростью.

За основу проповедей архимандрит Иоанн взял заповеди закона Моисеева и заповеди блаженств.


Архимандрит Иоанн Крестьянкин Письма-советы духовным чадам

Состарившись, архимандрит Иоанн не мог принимать большое количество богомольцев. Но и в этом пожилом возрасте он не оставил своих многочисленных духовных чад: писал им письма-наставления, которые впоследствии были напечатаны и изданы в типографии.

Письма адресованы в основном духовным чадам, но они имеют большое значение в духовной жизни для всех православных христиан, и актуальны по сей день.

Письма уже неоднократно переиздавались по многочисленным просьбам читателей, которые получили значительную пользу после прочтения этих духовных шедевров. В них и ответы на серьезные вопросы и наставления в затруднительных ситуациях, и укрепление в вере, и исправление неверного пути.

О бессмертной душе

Книга содержит в себе мысли архимандрита Иоанна о трёхсоставной сущности человека и о высоком достоинстве души. Батюшка подчеркивал, что душа бессмертна и имеет четкое назначение: самосовершенствование для достижения вечного блаженства.

Проповеди

Проповеди были произнесены батюшкой во время богослужений, а затем духовными чадами были записаны и переданы для печати. Они являются ярким образцом пастырского душепопечения. Именно таких настоящих и живых проповедей жаждут слышать верующие.

Пророчества и завещания отца Иоанна Крестьянкина

Пророчества

Старец Иоанн несколько раз пророчествовал о наших днях. Трижды у него были видения, о которых он не рассказывал, но написал на бумажке.

«Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищите, виновных не ищите! Молитесь! Будьте в жизни всегда и во всем осторожны».

Современные богословы, в том числе митрополит Тихон (Шевкунов), считают, что это пророчество о коронавирусе.


Архимандрит Иоанн Крестьянкин

Завещания

В 2005 году, за год до своей смерти, архимандрит Иоанн оставил в наследие православным верующим духовное завещание, которое было зачитано на погребении старца.

В своем завещании батюшка говорил о том, что уже дважды получил известие от Бога о своей скорой кончине. Первый раз это было десять лет назад, но чьи-то усердные молитвы были услышаны Господом и Он продлил дни земной жизни старца. Второй раз Господь оповестил архимандрита о том, что тот уже переплыл реку жизни в 2004 году.

Предстоя перед порогом вечности, всероссийский старец решил оставить духовное завещание на молитвенную память о себе.

«Дорогие мои, чадца Божии, верьте Богу, доверяйтесь Его! Примите все в жизни: и радость, и безотрадность, и благоденствие и злоденствие, как милость и истину путей Господних, и ничего не бойтесь в жизни, кроме греха. Только он лишает нас Божьего благоволения и отдает во власть вражьего произвола и тирании. Любите Бога, любите Любовь и друг друга до самоотвержения. Знает Господь, как спасать любящих Его» — Архимандрит Иоанн. 25 июня 2005 года».

Большое почитание этого великого старца продолжается и по его блаженной кончине. На данный момент запущен сайт, который собирает свидетельства его чудес и прозорливости. В перспективе архимандрит Иоанн будет канонизирован.

Автор Татьяна Грецкая

Юбилей как экзамен

Батюшка, а к юбилею монастыря что Вам вместе с братией хотелось сделать, что было в планах? И что удалось или не удалось, учитывая карантинные меры?

Конечно, хотелось привести обитель в порядок. Со стороны (о чем многие говорят) она выглядит удивительно красиво – ухоженная территория, благолепные храмы. Но мы-то знаем, как велико поле деятельности в этом направлении. Влага проникает в стены Спасского собора, Успенского и Всехсвятского храмов. Успенский храм еще не освящен, не расписан. Однако пандемия внесла свои коррективы. Строители, которые приезжали с Украины и вместе с нашими трудниками выполняли значительный объем работ, теперь из-за закрытия границ не приезжают. Так что непосредственно к юбилею мы готовились своими силами. На центральной соборной площади высадили подаренные монастырю саженцы липы. Сделали крытую галерею, временный алтарь потому что после снятия карантина богослужения стали проходить на открытом воздухе. Не получилось завершить покраску архитектурной доминанты монастыря – колокольни с курантами, чья златая глава видна за много километров от святой обители. На данный момент в процессе работы (к сожалению, к торжествам не успели) – ремонт и восстановление монастырского пруда и кладка двух русских печей, где скоро будем выпекать хлеб. Еще мы не успели расширить аудитории для учащихся воскресной школы. В нынешнем учебном году набор детей будет значительно сокращен, потому что имеются определенные нормы – санитарные требования Роспотребнадзора, Министерства образования РФ, которые мы постараемся выполнять буквально по пунктам. На днях прошло совещание – детально обсуждался вопрос родительской помощи в условиях новой действительности. Приобретаем сейчас два рециркулятора воздуха для защиты от коронавируса. То есть достаточно серьезно ко всему относимся и делаем, что можем, а там – как Господь управит.

Если вспомнить 500-летний юбилей монастыря в 2015 году и недавнее торжество 2022 года, можете сравнить их?

Скажу, что оба юбилея дали нам возможность посмотреть, как мы за этот период сплотились, как понимаем друг друга и ради чего здесь живем. Слава Богу, что эти торжества – и пять лет назад, и сейчас – посетил и возглавил митрополит Ювеналий. Если накануне 500-летия основания обители у нас имелся материальный достаток, и мы смогли провести целый комплекс ремонтных работ, то к 505-летию четко обозначилось другое – внутренняя собранность братии. Владыку встречали насельники монастыря, дети из детского сада, общеобразовательной школы, воскресной школы. Хотя это происходило в будничный день, некоторые родители тоже пришли поприветствовать архиерея. Малыши спели владыке песню, написанную одной из сотрудниц детсада, что растрогало всех. Праздник, отмечавшийся после снятия карантина, стал настоящим торжеством для братии монастыря и его прихожан, для поселка Новый Быт и Чеховского городского округа. Кроме того, он явился определенным экзаменом – на что мы способны, что можем сделать. До этого мы собирали детей вместе с руководителями на разных мероприятиях, отрабатывали подход к торжественному дню. Словом, была мобилизация сил. Владыка-митрополит тепло отозвался о празднике, теплые слова сказали и руководители федерального уровня, областного, районного. А самое главное – братия от своих трудов получили внутреннюю радость. Был еще один важный момент. Митрополит Ювеналий вручил награды нашим благодетелям – медали, благодарственные грамоты. Но митрополичьи грамоты получили не только благотворители. Их получили заведующая детским садом, директор средней школы, руководитель структурного подразделения Чеховского техникума. В торжестве приняли участие волонтеры из общеобразовательной школы и техникума, и для нас это показательно. За те девять лет, что игумен на месте, определились миссионерская направленность обители, значение просветительской работы, социальной, военно-патриотической.

Отче, всё-таки подготовка к юбилею – это всегда напряжение и волнение. После юбилея свободней вздохнули?

При подготовке к важным мероприятиям суета настолько затягивает, что, к сожалению, не удается больше времени уделять молитве. Юбилей прошел, а элемент суеты присутствует. Надо от этого избавляться, чтобы оправдывать свое призвание.

***

В ряду главных проблем Давидовой пустыни строгий и взыскательный к своему внутреннему состоянию настоятель назвал такую: в монастыре чувствуется нехватка духовника. Хотя жизнь здесь протекает в мирном русле – нет каких-то скандалов или недопонимания, но без духовного наставника трудно сохранять в обители истинно монашеский дух. Такое вот наше время – непросто найти человека (особенно монашествующим), имеющего навык духовного руководства. А о плеяде старцев-духовников конца прошлого и начала нынешнего века до нас доходят воспоминания – устные и письменные свидетельства об их благодатной жизни во Христе. И слава Богу, что есть такие счастливые люди, которые слышали наставления старцев, многое впитали из их духовного опыта и, как игумен Сергий, стараются поделиться этим сокровенным богатством с другими.

Беседовала Нина Ставицкая
Фото: Владимир ХодаковТакже представлены снимки из архива монастыря
Распечатать

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]