Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Поделиться
Апостол Павел
1 Кор., 154 зач., XIII, 4 — XIV, 5.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, 5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, 6 не радуется неправде, а сорадуется истине; 7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; 10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
Глава 14.
1 Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; 3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Этот отрывок начинается со знаменитого гимна любви. Он настолько полон и совершенен, что имеет смысл постараться выучить его наизусть, ведь любовь, как мы знаем, можно трактовать очень по-разному и далеко не все трактовки будут означать любовь в том смысле, который в нее вкладывает христианство. Апостол Павел дает полное определение любви и, по большому счету, все, что не укладывается в его определение, любовью не является. Поэтому знание этого отрывка может помочь проводить самодиагностику на предмет присутствия в душе высшей, по мысли апостола Павла, добродетели и на предмет исполнения главной, по мысли Христа, заповеди.
Апостол Павел призывает «достигать любви» и ревновать «о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать». Слово «ревновать» может быть неправильно понятно нашими современниками и потому нуждается в небольшом комментарии. Здесь оно означает стремление к дарам духовным в большей степени, чем к чему бы то ни было иному. Но любопытно в призыве апостола вот что: он призывает особенно стремиться к пророческому дару. Конечно же, под пророчествованием апостол понимает не умение видеть и предсказывать будущее. Пророческий дар — это способность понимать волю Божию, которая, как в этом же отрывке пишет апостол, нам видна «как бы сквозь тусклое стекло, гадательно».
Павел сопоставляет дар пророчества с другими духовными дарами, которые были явлены в Древней Церкви. Среди них был дар понимания и способности говорить на чужих языках. Дар, несомненно, удивительный и полезный, он способен произвести глубокое впечатление на окружающих, как, впрочем, и сегодня человек, прекрасно изучивший какой-либо экзотический иностранный язык, может произвести фурор самим фактом знания этого языка. Но тот, кто, как выразился апостол, говорит на незнакомом языке «назидает себя», «а кто пророчествует, тот назидает церковь». За этой фразой, судя по всему, кроется бессмысленное бахвальство тех, кто получил дар говорения на иностранных языках. Такой человек может поразить тех, кто не обладает таким даром, но при этом понимать его смогут лишь те, кто является либо носителем этого языка, либо обладающий тем же даром. А пророчество как возвещение воли Божией и как толкование Священного Писания способно принести пользу очень многим людям вне зависимости от их подготовки или же присутствия в них тех или иных духовных даров.
Апостол Павел: истинная любовь не мыслит зла
Не секрет, что мысли во многом определяют нашу жизнь. Как, по слову апостола Павла, любить и не мыслить зла, то есть не помнить всего плохого своим супругам? Вдумчивый ответ на этот духовный вопрос поможет спасти многие семейные союзы.
Продолжая тему главных постулатов учения о любви в посланиях апостола Павла, передача «Слово» (Санкт-Петербург) православного телеканала «Союз» снова пригласила в студию протоиерея Владимира Хулапа. Отец Владимир – доктор богословия, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской Духовной Академии.
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто.
И если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор.13:1–8).
– В наших прошлых передачах мы разобрали 12 качеств любви, о которых говорит апостол Павел: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится… И все они, как оказалось, очень актуальны для семейной жизни.
Отец Владимир, сегодня мы продолжим разбирать 13 главу Первого послания христианам Коринфа апостола Павла. В ней сказано, что любовь не мыслит зла. О чём идёт речь?
– Если традиционно взглянуть на греческий текст Послания, то используемый здесь глагол «мыслить» взят из бухгалтерской сферы.
То есть он буквально означает «скрупулёзно записывать и фиксировать» какие-то отрицательные моменты.
Действительно, если мы посмотрим на семейную жизнь и на жизнь вообще, то поймём: то, как человек смотрит на окружающий мир, многое решает. Тем самым, вся его жизнь определяется его мыслями.
Классический пример, когда пчела на летнем поле видит цветы, источник для мёда, для нектара, а муха видит на том же самом поле нечистоты. И это серьёзный призыв к тому, чтобы задуматься о роли мысли в жизни человека, и мысли, в том числе, и в наших семьях, и в наших христианских браках.
Христианство говорит о том, что и грех, и добродетели начинаются в мысли. Любая мысль, которая приходит на ум человеку, может быть источником искушения.
Если он с ней заигрывает, если эта мысль негативная, отрицательная, и если начинается уже некое сочетание, как говорят святые отцы, с этой мыслью, то человек уже начинает вступать в какой-то внутренний диалог. Затем этот диалог нередко набирает обороты, и затем уже вот эта мысль переходит в некое конкретное дело, то есть уже в дело греха.
И то же самое можно сказать о мысли положительной.
Когда приходят какие-то негативные помышления, мы можем их убрать или заместить, предложив на их место что-то другое, что-то хорошее, позитивное. Этот же святоотеческий аскетический рецепт вполне применим и к браку.
Потому что очень часто супруги, может быть, даже не осознавая этого, ведут счёт только каким-то негативным моментам. Прошёл день, или неделя, или месяц, и супруг или супруга запоминает, в голове откладывает только что-то плохое: ты опять сделал что-то не так, ты опять поступил не таким образом, как мне хотелось бы, ты не выполнил обещания, и так далее.
И тем самым создаётся совершенно ложный, односторонний образ человека, образ негативный. И поэтому, когда начинаются какие-то супружеские конфликты, обвиняющие друг друга диалоги, супруги нередко используют слова: ты всегда делаешь так, ты всегда так поступаешь, ты неисправим, и так далее.
И сам человек оказывается в некой ловушке, поскольку такие обидные вещи, неприятные вещи вдвойне или втройне неприятнее услышать от самого близкого человека, от того, с кем я живу всю жизнь, или хотел, по крайней мере, прожить всю жизнь, с тем, кому я отдаю все свои силы и энергию.
И особо чувствительными в этом отношении, мне кажется, оказываются дети. Когда ребёнку с младых ногтей говорят, что ты неряха, ты опять не правильно сделал домашнее задание, – у человека возникает такое ощущение, что его помещают в рамки.
Он как некое такое подопытное животное, которое помещают в клетку, и эту клетку мы сами создаём для самых близких себе людей. И потом удивляемся тому, почему эти люди живут по тем схемам, которые мы им вольно или невольно дали в качестве возможного сценария их существования.
Слова апостола Павла, если их применить по отношению к христианскому браку, призывают нас к радостному, позитивному видению своего брака. К тому, чтобы видеть в своём супруге, в своих детях самые лучшие качества. Но это не означает, что мы должны закрывать глаза на какие-то проблемы.
Это не означает полное попустительство, некое безответственное отношение к нашим близким.
Когда мы вступали в брак, когда мы с этим человеком решали вместе идти по жизни, мы же видели в нем какие-то замечательные прекрасные качества, и поэтому важно попытаться увидеть эти качества сейчас. Увидеть своего супруга теми глазами, какими я видел его или её 10–15-20 лет назад, когда мы начинали вот это совместное шествие по жизни.
У кого-то есть семейная близорукость, у кого-то – семейная дальнозоркость, и это требует коррекции. И если мы подберём правильные очки, то сможем хорошо видеть.
Если очками, через которые мы смотрим на наших ближних, будет Евангелие, будет Христос, то, действительно, мы за недостатками всегда сможем увидеть глубинное ядро человека, который никоим образом не менее ценен не только для меня, но и для Бога.
И тогда действительно, если мы говорим о том, что в ближнем мы встречаем Христа, то, пожалуйста, у нас в каждом браке есть возможность стать вот этой малой церковью, ведь христианство так и называет христианскую семью, – встречаться со Христом, встречаться с Богом через моих ближних, ежедневном служении им.
– Далее мы читаем, что любовь не радуется неправде, а сорадуется истине. О какой истине здесь сказано?
– Мне кажется, применяя эти слова апостола Павла к семейной жизни, прежде всего речь идёт о правде.
Настоящая крепкая искренняя семья должна строиться на правдивых отношениях, и здесь не должно быть обмана, не должно быть фальши, не должно быть лжи в самых даже небольших изначальных проявлениях.
В Евангелии мы читаем о том, что верный в малом верен в большом, и наоборот. Соответственно, если есть вот это правда, если есть вот это доверие и верность в каких-то элементарных повседневных вещах между супругами, то можно говорить о том, что эта правда, эта истина будет распространяться на все стороны вот этого счастливого брака.
Ведь, действительно, нередко какие-то тяжёлые и неизлечимые диагнозы семейной жизни, приводящие к разводу, измены или какие-то зависимости супруга или обоих супругов в браке вызваны небольшой ложью на элементарном начальном уровне.
Муж сказал жене, что нужно задержаться на работе, у меня там дела. А на самом деле он занимается чем-то другим – в лучшем случае с друзьями, а в худшем случае занимается чем-то, что его брак разрушает.
Доверия у жены нет, начинается ревность – и начинается вот этот круг взаимного недоверия, взаимной неправды, взаимной лжи, взаимных укоров и так далее.
И поэтому каждый супруг должен здесь начать с самого себя: быть правдивым, быть честным, быть искренним с самым близким для него человеком. И действительно, у этого человека есть право на эту правду и на эту искренность.
Если человек согласился со мной жить всю жизнь, если он согласился разделить со мной все самые разные стороны и этапы своего человеческого бытия, то есть он отдаёт мне время, он отдаёт мне всю свою жизнь, то этот человек имеет право на то, чтобы я был правдив с ним.
И вот этой лжи, конечно, в браке быть не должно. А если мы говорим о браке христианском, то истина для христиан – это Христос, истина для христиан – это Евангелие. И поэтому вот эта радость об истине – это радость не просто о том, что супруги мирно живут, или они хорошо проводят вместе время, или у них есть квартира, дача, дети ходят в хорошую школу.
Вот этот греческий глагол радоваться – «хайре» – мы встречаем в Евангелии очень часто и в заповедях блаженства, и в других местах, и мы видим, что нередко апостол Павел пишет христианам: радуйтесь, находясь в темнице, находясь в тюрьме. Эта радость совершенно другого качества, она не зависит от каких-то внешних условий.
Нередко мы считаем, что радость, счастье достигаются только тогда, когда мы достигаем осуществления выполнения неких своих желаний и некоего своего видения того, как должна выглядеть наша семья, наша квартира, наша работа, наша зарплата. Но эта радость быстро появляется и точно так же быстро уходит.
Достаточно посмотреть, как радуемся мы иногда, подобно ребёнку, новой игрушке, новому гаджету, новой вещи, но проходит несколько дней или недель, и мы уже о ней забываем, хотим чего-то нового. И поэтому вот эта погоня за земной радостью, вот такой приземлённой радостью, никогда не закончится.
Речь идёт о том, что радость настоящая достигается только тогда, когда супруги стремятся к истине. К истине, к совместной правде, к правде с Богом, к правде в отношениях друг с другом.
И если такая истина в их браке существует, или, по крайней мере, они стремятся её реализовать, то такой брак может достичь истинного счастья, которое никоим образом не зависит от внешних обстоятельств.
В таком браке, как бы тяжело ни было супругам, какие бы испытания Господь им ни посылал, они радуются. Они радуются в скорбях, они радуются в испытаниях, поскольку они нашли истину, поскольку каждый из них разделяет эту истину, и это истина не просто человеческая, но она является Богооткровенной.
А эта истина и есть то, что является неким внутренним камертоном нашего человеческого существования. Если наша душа, моя душа и душа нашей семьи настроены по вот этому камертону Божественной истины, наступает настоящая радость и настоящее семейное счастье.