Дивные дела Господа можно проследить на примере жизни и чудесного обращения святого апостола Павла. Ревностный гонитель христиан в короткое время обращается ко Христу и становится проповедником христианства, а затем даже принимает мученическую кончину за свою твердую веру. Что может быть чудеснее? Что яснее свидетельствует о чудесах Божиих, как не эта короткая жизнь, посвященная служению Христу.
Святой Павел не входил в число двенадцати апостолов и не был апостолом от семидесяти, но его называют «первоверховным». Почему?
Происхождение Павла
Родился он в Киликии, в городе Тарсе примерно в пятом – десятом году нашей эры. Точная дата не сохранилась до наших дней. Имя его было Савл, скорее всего так его назвали в честь царя Саула. Отец его был из колена Вениаминова, истинный фарисей. Сына он тоже воспитал в традициях фарисейства. От отца ему перешло римское гражданство. В то время немногие люди имели его.
Латинское имя Савла – Павел, что означает «малый». Скорее всего, это значение он имел ввиду, когда называл себя в посланиях «наименьшим из апостолов».
Савл с детства обучался иудейскому закону у раввина Гамалиила Старшего. Он в совершенстве выучил Тору и ее толкование. Кроме того, Савл обучался шитью палаток, что помогло ему в дальнейшей жизни. Если вспомнить его послания, он писал, что сам себя обеспечивает таким ремеслом, а не просит подаяния.
Неизвестно, был ли Павел женат или сохранил девство. В посланиях он намекает, что знаком с семейной жизнью. Это говорит в пользу того, что он был когда-то женат, может овдовел. Но предания называют его девственником наряду с апостолом Иоанном Богословом. Также из преданий стало известно, что его родные сестры – Зинаида и Филонила стали святыми мученицами.
Савл был обучен риторике, философии, литературе, различным языкам. В его посланиях заметно прослеживаются приемы античной риторики.
По описаниям того времени Савл был среднего роста, со сросшимися бровями, лысым и с выдающимся носом.
Библия, изложенная для семейного чтения. Апостольские послания
Об апостольских посланиях
Святой апостол Иоанн Богослов. Фреска монастыря Сопочаны |
Апостолы и ученики Иисуса Христа, разошедшиеся по всему известному тогда миру, ревностно проповедовали Евангелие (Благую весть) во всеуслышание всем народам. Яркий луч истины, засиявший в Иерусалиме, распространялся все дальше и дальше и озарил три великих полуострова древнего мира: Малую Азию, Грецию и Италию, отражая свой отблеск и на отдаленные страны. В «Деяниях» не с полной ясностью обозначены пути следования первых проповедников Христова учения, о которых известно несколько подробнее из посланий апостольских и из преданий.
Все послания служат дополнением и как бы разъяснением того, что преподано в Евангелиях четырьмя евангелистами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном Богословом, и входят в состав тех священных книг, которые известны под именем Библии. По мере распространения апостолами Евангелия устно, письменные послания становились необходимыми, так как апостолы, основывая христианские Церкви в разных посещаемых ими местах, не могли оставаться постоянно на одном месте, а в отсутствии их новообразованным Церквам угрожали опасности и от ослабления веры, и от уклонения обращенных от нового пути, сопряженного с трудностями и страданиями, требовавшими утешения, подкрепления, вразумления и ободрения новообращенных. С этой целью и писались апостолами их послания в разное время к разным лицам, общинам и постановленным ими христианским Церквам.
Посланий таких Православная Церковь признает 21, а именно: 1) послание апостола Иакова, брата Господня; 2–3) два послания первоверховного апостола Петра; 4–6) три послания апостола Иоанна Богослова; 7) послание апостола Иуды; послание первоверховного апостола Павла к Римлянам; его же: 9–10) два послания к коринфянам; 11) к галатам; 12) к ефесянам; 13) к филиппийцам; 14) к колоссянам; 15–16) два послания к фессалоникийцам; 17–18) два послания к Тимофею; 19) к Титу; 20) к Филимону и 21) к евреям.
Все эти послания соответствуют вполне духу Евангелия, и читать их необходимо и обязательно для тех, кто старается утвердиться в истинах учения Христова и возможно полнее просветиться ими и усвоить себе их.
Из посланий апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды
«Если же у кого из вас недостает мудрости, — вразумляет святой апостол Иаков вновь обращенных в их колебаниях, — да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих». (Иак. 1, 5–8)
«В кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”.
Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва». (Иак. 1, 21–22, 26; 2, 14–17, 21–24, 26)
Зная по опыту, как ослабевают порою в душе лучшие чувства, трогательно убеждает святой апостол Петр верующих: «Возлюбленные! прошу вас провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству людей. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою. Все заботы ваши возложите на Бога, ибо Он печется о вас. Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как домостроители многоразличной благодати Божией». (1 Пет. 2, 11–12, 15; 5, 8–9, 7; 4, 8, 10)
«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь.
Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа и таким образом откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа.
Если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спа- сителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если таким образом все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь». (2 Пет. 1, 5–8, 11; 2, 20–22; 3, 9–13, 17–18)
В посланиях святого апостола Иоанна Богослова содержатся кроме догматов христианской веры и проникнутые любовью наставления относительно деятельной любви, завещанной Божественным Учителем.
«Пишу вам, дети» мои, обращается апостол Иоанн к верующим, что «кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна». «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза». (1 Ин. 2, 10–11)
«Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть.
Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца.
Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. И пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1 Ин. 3, 1–2, 14–16, 18; 4, 8, 16, 18)
«И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга. Любовь же в том, чтобы мы поступали по заповедям Его. Это та заповедь, которую вы слышали от начала, чтобы поступали по ней.
Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист». (2 Ин. 1, 5–7)
«Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников.
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога». (3 Ин. 1, 4–5, 11)
В послании своем к верующим святой апостол Иуда предостерегает их от лжеучителей и угрожает, что как было с Содомом и Гоморрою, «так точно будет и с сими мечтателями, которые злословят то, чего не знают», ропотниками, ничем не довольными, уста которых произносят надутые слова; эти люди — «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки». (Иуд. 1, 8, 10, 12–13)
Гонение христиан
В те времена были распространены гонения на христиан со стороны фарисеев. Это объяснялось христианской общественной проповедью, несовместимой с ортодоксальным иудаизмом. Во-первых, крестная смерть считалась самой позорной для евреев. Таким образом расправлялись с особо опасными преступниками. А иудеи ждали Мессию, как царя израильского, который должен был прийти во всей помпезности и величии.
Во-вторых, многие христианские проповеди обличали культ Израильского храма. Это не устраивало фарисеев, даже оскорбляло их религиозные чувства.
Савл, как ревностный фарисей, до своего чудесного обращения, был участником гонения на христиан и даже принимал участие в некоторых расправах над ними. В частности, книга Деяний апостолов подробно описала, как во время казни святого первомученика Стефана, Савл стерег верхние одежды своих собратьев, забивающих камнями мученика.
Другими наказаниями христиан были: бичевания (сорок ударов в пять подходов) и заключение в темницы. Но избиение камнями было самой жестокой казнью. Даже наблюдать за такой процедурой было очень тяжело, зрелище не для слабонервных. А Савл спокойно наблюдал за этим, охраняя одежды палачей-фарисеев. Скорее всего, сердце его тогда было весьма ожесточенно.
Обращение ко Христу
И вот такого жестокого и непробиваемого человека Христос смог обратить к Себе, и растопить его железное сердце. В Деяниях апостольских это чудо описано очень подробно.
Савлу было тогда около тридцати лет, и он шел по дороге в Дамаск. Вдруг неожиданно с неба сошел свет и ослепил его. Потом он услышал голос, упрекающий его: «Савл, за что ты гонишь Меня?!» Вероятно, это был голос Самого Христа. Ведь когда он принимал участие в гонении на христиан, мучил их, то мучил и Самого Христа, по евангельскому слову: «если вы сделали это одному из меньших сих, сделали и Мне».
Остальные люди не слышали этого голоса. После этого чудесного явления Савл ослеп и оставался в таком состоянии целых три дня. Его привели в Дамаск, где он принял крещение от апостола Анании. После крещения к Савлу вернулось зрение.
Таким чудным образом ярый гонитель христиан стал сам христианином за каких-то три дня. С тех пор имя его стало «Павел».
Начало проповедей Павла
Сразу же после крещения Павел отправился на свою первую христианскую проповедь. Она была для жителей Аравии (там тоже жили иудеи). После этого он вернулся в Дамаск, где его преследовал царь Арета.
Затем Павел отправляется в Иерусалим. Но жители этого города помнили Павла, как яростного гонителя христиан, а тут он обращается ко всем с христианской проповедью. Они не могли поверить в такое быструю перемену в его мировоззрении, поэтому опасались его. Особенно не принимали его апостолы. Только уверение апостола Варнавы помогло исправить дело.
Потом Павел пошел в свой родной город, откуда они с Варнавой отправились в Антиохию. Оттуда он поехал в свое первое апостольское путешествие по миру.
Из-за споров насчет обрезания был созван первый апостольский собор в Иерусалиме. На нем Павел выдвинул версию, что нет необходимости христианам проходить обрезание. Его точку зрения приняли и другие апостолы. Но когда он пришел в Антиохию, у него были споры с апостолом Петром насчет этого.
Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Посланий святого апостола Павла
Трудно переоценить значение для учения Церкви и духовной жизни христианина экзегезы – толкования Священного Писания святыми отцами Церкви и церковными писателями. Эта часть Священного Предания Церкви представляет особый интерес: в ней как бы сходятся воедино Священное Писание и Священное Предание – эти два столпа, на которых основывается церковное учение. Но особенно важна экзегеза Нового Завета – книг первостепенной значимости для всякого христианина, книг, по которым он призван жить и поверять свою жизнь. И несмотря на то что на первом месте среди них стоят Евангелия, поскольку они в наибольшей степени отражают земную жизнь Господа Иисуса Христа, Его воплощение, проповедь, страдания, крестную смерть, воскресение и вознесение на небо (о значении Евангелий говорит и большое количество церковных толкований этих книг), но также важны и апостольские Послания, среди которых большую часть составляют Послания Апостола язычников – святого апостола Павла. Именно им и посвятил свое «Толкование на четырнадцать Посланий святого апостола Павла» блаженный Феодорит Кирский (393–466), которое и публикуется в данной книге.
О жизни, произведениях и богословской деятельности блж. Феодорита, этого крупного представителя христианской Антиохийской школы V века, богослова, экзегета и церковного историка, на русском языке написано не так много работ, но зато глубоких и обстоятельных .
Если кратко обрисовать его жизнь, то можно сказать, что она была насыщена событиями, нередко довольно драматическими. Родился будущий епископ Кирский около 393 года в знатной христианской семье в Антиохии и имя «Феодорит» («дарованный Богом») получил не случайно. Он был вымолен у Бога своими родителями, долго не имевшими детей и обращавшимися за молитвенной помощью к известным святым подвижникам, жившим в окрестностях Антиохии .
Уроки святости Феодорит получил у этих сирийских угодников Божиих, но, кроме того, учился он у них разным светским наукам. По оценке Н. Н. Глубоковского, «нет ни одной области знания, которая осталась бы неведомой Феодориту. Философия, история, астрономия, медицина, геометрия: все эти и другие науки были достоянием ума ученого епископа» . Относительно же богословского образования, как замечает А. И. Сидоров, «не менее (если не более) вероятно предположение, что христианскую науку юный Феодорит освоил самостоятельно путем усердного чтения Священного Писания и творений святых отцов» . Действительно, Священное Писание стало для него духовной пищей еще сызмальства: от святых антиохийских подвижников Феодорит мог слышать те или иные библейские повествования, с детства ему был привит вкус к красоте псалмов, на богослужениях в Антиохии, куда Феодорит ходил вместе с родителями, звучали слова Священного Писания. В 16 лет он стал чтецом в церкви, и это объясняет факт хорошего знания им Писания . Именно таким путем, как можно предположить, Феодорит не только глубоко изучил Библию, но и усвоил экзегетические и богословские принципы антиохийской богословской традиции, которые затем воплощал в жизнь в своих многочисленных творениях.
Возгоревшись желанием угождать Богу в иноческом образе, Феодорит поселился в монастыре Никерт недалеко от Апамеи. Здесь на формирование блж. Феодорита как экзегета могло повлиять знакомство с местным епископом – Полихронием Апамейским (умер до 431 года), известным экзегетом и братом Феодора Мопсуестийского . К. Морескини и Э. Норелли отмечают, что блж. Феодорит, «как и его антиохийские предшественники, занимался экзегетическими трудами в течение всей своей жизни. И так же, как у его предшественников, экзегеза не может быть отделена от его богословских размышлений… Рожденный в христианской семье, он с самой юности посвятил себя чтению Священных текстов, даже если его экзегетическая подготовка и изысканность метода пришли к нему позже – в монастыре Никерт» .
Второе и третье апостольские путешествия Павла
Во второе путешествие Павел отправился с апостолом Силой. В городе Листре он встретился с Тимофеем. Он становится учеником Павла, далее они путешествовали вместе. Путь лежал в Европу. Они побывали в Филиппах, где Павла ненадолго задержали. Потом пошли в Фессалоники. В Афинах Павел познакомился с Дионисием Ареопагитом. Затем они отправились в Коринф, где познакомились с благочестивой парой – Прискиллой и Акилой. Потом вернулись в Иерусалим.
Третье путешествие начиналось с Эфеса, где Павел написал свое первое послание к Коринфянам и Галатам. Затем он отправился в Македонию, где было написано второе послание к Коринфянам.
Потом Павел посетил Элладу, Филиппы, Троаду и Тир. Здесь было написано Послание к Римлянам.
Главные темы Посланий святого апостола Павла и богословие Древней Церкви
Нетрудно увидеть, что Послания объединяет не только время написания, но и главный смысл, т.к. каждое написано в связи с определенным историко-культурным поводом. Послания к Фессалоникийцам написаны в связи с ожиданием Второго Пришествия. Послания к Коринфянам вызваны проблемами церковной дисциплины, порядком во время богослужений, вопросами духовных дарований и трудностью сбора милостыни. Послания, написанные из первых Римских уз, раскрывают богочеловеческую природу Христа и вводят понятия кеносиса. Послание к Евреям являет пример библейского богословия, посвященного преимущественно христологической тематике. Пастырские Послания наполнены наставлениями для епископов и касаются вопросов управления Церкви. В таком случае главной темой каждого Послания становится тема богословская [Табл.]:
№ | Год | Послание | Главная тема Послания | Тема всех Посланий |
1 | 51 | 1 Фессалоникийцам | Эсхатология | БОГОСЛОВИЕ ЦЕРКВИ |
2 | 52 | 2 Фессалоникийцам | ||
3 | 55 | 1 Коринфянам | Экклесиология | |
4 | 58 | 2 Коринфянам | ||
5 | 58 | Галатам | Сотериология | |
6 | 58 | Римлянам | ||
7 | 61 | Ефесянам | Христология | |
8 | 61 | Колосянам | ||
9 | 63 | Евреям | ||
10 | 63 | Филимону | ||
11 | 63 | Филиппийцам | ||
12 | 65 | 1 Тимофею | Пастырские | |
13 | 65 | Титу | ||
14 | 67 | 2 Тимофею |
Данная тематическая детализация показывает справедливость представления Посланий святого апостола Павла как целостного текста, объединенного общей темой и раскрывающего в Откровении Нового Завета богословие Апостольской Церкви.
Группировка Посланий по догматическим темам позволяет сделать ряд теоретических и практических выводов[Рис. 6].
В теоретическом отношении такой способ дает результаты в области библейского богословия, исагогики и истории Апостольской Церкви.
Во-первых
, мы получили наглядное представление о Посланиях как целостном богословском тексте, главное содержание которого — догматическое. Таким образом подтверждается место Павловского корпуса в системе тем Нового Завета: именно в его Посланиях нам раскрывается богословие Церкви. Мы видим, как постепенно богословие Древней Церкви приобретает отчетливый вид полной богословской системы, содержащей все разделы догматического богословия в том виде, как принято структурировать догматику сегодня. Расположение Посланий в хронологическом порядке позволяет выявить процесс генезиса богословия апостола Павла. Можно говорить, что разделы богословия, раскрываемые апостолом Павлом, находятся в полном соответствии с логикой исторического развития Древней Церкви. Таким образом, в Посланиях святого апостола Павла мы видим последовательное развертывание системы богословия Древней Церкви.
Во-вторых
, именно традиционные для православия, святоотеческие выводы о времени, месте и авторе написания Посланий апостола Павла позволяют выстроить стройную и исторически непротиворечивую картину. Время, место и повод написания Посланий получают тематическое обоснование. Особенно это касается Посланий к Галатам и к Евреям. Северо-галатийская теория оказывается наиболее соответствующей реалиям Древней Церкви, соответственно, сверхранняя датировка Послания к Галатам не позволяет увязать исторические и богословские аспекты апостольской истории воедино. Послание к Евреям, как христологическое, не может занимать иное место в такой системе, как среди христологических Посланий, написанных в первых римских узах, 61–63 гг. Соответственно, датировка этого Послания согласно блаженному Феодориту Кирскому представляется наиболее разумной. Решается вопрос и авторства Послания к Евреям: среди новозаветных писаний ему нет места нигде, как среди Посланий апостола Павла. Соответственно, никто, кроме апостола Павла и кроме как во время первых римских уз не мог написать такое Послание. В противном случае оно полностью выпадает из логики как Нового Завета, так и истории Апостольской Церкви. Таким образом, мы выходим на более широкую проблему: исагогические сведения оказываются вовсе не второстепенными, они — главные, именно с них— по мысли Отцов — должно начинаться изучение книг Писания, и именно они формируют не только исторический, но и догматический контекст Посланий.
В-третьих
, можно говорить о более глубокой картине истории Апостольской Церкви. Она преставляет собою не только событийную последовательность, но и возникновение богословских, пастырских, литургических проблем в процессе формирования и развития христианских общин. Можно говорить о более тесной взаимосвязи Деяний Апостолов и Посланий святого апостола Павла применительно к истории Древней Церкви. Необходимо уже по-новому использовать жизнеописание апостола Павла для изучения новозаветной истории. Если же использовать жизнеописания других апостолов и Соборные Послания и Евангелия в хронологической последовательности их возникновения, то мы сможем выстроить комплексную, системную картину того, что происходило в первом веке.
Суд над Павлом
В Иерусалиме на него было воздвигнуто обвинение, что он разрешает язычникам ходить в Соломонов храм. На суде в Синедрионе, куда привели Павла, состоялась распря между саддукеями и фарисеями. По причине римского гражданства Павла не смогли казнить. Он был отправлен к прокуратору Феликсу на суд, который оставил его в узах. Прокуратор послал его в Италию к императору на суд.
Затем Павла, как пленника, отправляют на корабле. Но около острова Мелит корабль терпит крушение. Потом он отправляется в Сиракузы и в Рим. Здесь он прожил два года и написал множество своих посланий. В них он перечисляет свои страдания и мытарства, которые ему пришлось перенести за Христа во время своих проповедей. Также в них описываются и чудеса, такие как: открытие ангелом темницы, где находился Павел и другие.
Послания Святого Апостола Павла
«Я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию; но благодатию Божиею есмь то, что есмь, и благодать Его во мне не была тщетна» (1Кор. 15:9, 10). Так характеризуется себя сам Апостол Павел! Наделенный от природы богатыми умственными способностями, он воспитан и обучен был в строгих правилах фарисейских, и, по его же опять собственному отзыву, преуспевал в иудействе более многих сверстников в роде своем, ибо был неумеренным ревнителем отеческих своих преданий (Гал. 1:14). Когда же Господь, избравший его от чрева матери, призвал впоследствии к апостольскому служению; то всю энергию и все силы своего великого духа он перенес и посвятил на проповедь имени Христова среди языческого мира, а также и среди своих слепотсвующих и ожесточенных против Христа родичей. Изучая жизнь и апостольские труды Св. Ап. Павла по книге «Деяний Апостольских», по истине можно прийти в изумление от несокрушимой энергии великого Апостола языков. Трудно представить, чтобы человек, не обладавший мощным организмом и крепкими физическими силами, как Святой Павел (Гал. 4:13, 14), мог перенести столько невероятных трудностей и опасностей, сколько пришлось перенести и перетерпеть их Апостолу Павлу ради славы имени Христова. Но по мере этих трудностей и опасностей в нем не только не умалялась его ревность и энергия, а напротив, возрастала и закалялась, как сталь. Вынужденные вспомнить для Коринфян о своих подвигах, он так их исчисляет. «Я гораздо более (моих соперников) быть в трудах, безмерно в ранах, более в темницах, и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской. Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями. В труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе и проч.» (2Кор. 11:23–27). Так что сравнивая себя с прочими Апостолами и по смирению называя себя меньшим их, Св. Ап. Павел по всей справедливости мог заявить: «но я более всех их потрудился: не я впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1Кор. 15:10). Ибо, действительно, без благодатной помощи нельзя человеку совершить подвигов Павловых. Ту же силу духа, неизменную прямоту слова и непоколебимость в убеждениях, которую обнаруживал Св. Ап. Павел пред царями и владыками, равно как и пред целыми толпами своих противников и недругов, он проявлял также и в сношениях с своими собратьями Апостолами. Так, однажды, не усомнился он обличить в лице пред всеми самого Апостола Петра, когда тот оказался зазорен, т. е. дал повод к нареканию в малоазийской столице язычества – Антиохии (Гал. 2:11–14).
Как священный писатель, Св. Ап. Павел превосходит всех прочих Апостолов по количеству своих писаний. Насаждая повсюду отдельные церкви христианские на обширном пространстве Малой Азии и Европы, он не ограничивался устроением их посредственно или непосредственно только во время личного своего присутствия, но не прерывал с ними духовного общения и во время своего отсутствия, разъясняя их недоумения и вопросы, укрепляя их веру, утешая в скорбях и т. п. Совокупность посланий Павловых по объему своему равняется почти трети всего состава новозаветных священных книг. В них отразилась обширная ученость и знакомство Апостола Павла со священным писанием ветхого завета, а равно и глубина в раскрытии новозаветного Христова учения, плодом коего был целый ряд новых слов и речений догматического свойства или нравоучительного характера, принадлежащих исключительно Апостолу Павлу, например: совоскреснуть, спогребстися Христу, облечься во Христа, совлечься ветхого человека, спастися банею пакибытия, закон духа жизни, ин закон во удех, противовоюющ закону ума и проч. В слоге Павловых посланий отразились как сила его мысли, так и энергический его характер. При живости выражения «сжатость речи, сравнительно частое употребление отрывочных предложений, эллипсисы и парентезы (т. е. то опущения, то скобочные вставки) вместе с оживляющими речь противоположениями, вопросами, усилениями – вот отличительные принадлежности языка Павлова» (Введ. в новозав. книги Архим. Мих. т. 2, 1869 г.).
Четвертое апостольское путешествие
После этого Павел был освобожден и отправился в свое четвертое апостольское путешествие. Он посетил церкви, которые основал ранее. Тит был рукоположен Павлом на острове Крит епископом. Затем он рукоположил Тимофея в епископа Ефесского. В Коринфе он встретился с Петром и пошел с ним в Рим.
Затем Павел посетил Испанию, после этого вернулся в Рим, где был схвачен. Из темницы он написал свое второе послание к Тимофею.
Последние годы жизни
В Риме в заключении Павла приговорили к смертной казни. Но как римский гражданин он не мог быть распят. Поэтому ему отрубили голову мечом. Это произошло при Нероне в шестидесятых годах. Точная дата смерти его неизвестна.
На месте его погребения был установлен памятный знак. Позже на этом месте был выстроен храм Сан-Паоло-фуори- ле-Мура.
Католики отмечают его память 29-го июня. Православные празднуют 12-го июля по Юлианскому календарю. Поскольку два апостола –Петр и Павел больше всех послужили делу просвещения, то их называют «первоверховными апостолами».
Обнаружение мощей
В 2009-м году папа Римский издал указ о том, чтобы исследовать мощи, которые находились в храме Сан-Паоло-фуори-ле-Мура. Но камень саркофага оказался слишком толстым. Поэтому через отверстие в него ввели специальный зонд, через который производилось исследование останков. Были обнаружены кости и части сохранившейся ткани.
После окончания исследования, возможно, саркофаг с мощами будет открыт для поклонения в Риме (если найденные примеры останков совпадут с описанием внешности апостола).
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова
Поделиться
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 70 зач., II, 7-17.
Глава 2.
7 Возлюбленные! пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала.
8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит и истинный свет уже светит.
9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме.
10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.
11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.
12 Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его.
13 Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.
14 Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого.
15 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.
16 Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
17 И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Сегодняшнее чтение начинается с того, что апостол Иоанн напоминает ученикам древнюю заповедь, которую они слышали «от начала». Можно решить, что под «началом» подразумевается начало проповеди Христа или самих апостолов, но в библейском контексте начало — это нечто большее, чем просто точка отсчёта. Сам Евангелист начинает своё Евангелие словами: «Вначале было Слово и Слово было у Бога». Задолго до него пророк Моисей начинает книгу Бытия так: «Вначале сотворил Бог небо и землю». Нам может показаться, что это совершенно разные тексты, но на более глубоком уровне их объединяет одна тема, они оба пишут о любви. Так, Отец и Сын и Дух пребывают в любви, и Бог творит мир, потому что этой любви свойственно распространяться на других.
В то же время, эта заповедь оказывается новой, потому что изменились условия, в которых она существует. Неслучайно, обращаясь к ученикам, Христос говорит им: заповедь Новую даю вам, да любите друг друга, как я возлюбил вас. Призыв к любви уже звучал в Ветхом Завете, но он получил совершенно иную силу благодаря жертвенной любви Богочеловека.
В греческом языке существовали разные слова, обозначавшие любовь: страсть, дружба, привязанность, но для того, чтобы описать любовь Христову евангелисты выбирают слово, которое обозначает любовь разумную и духовную. Ту, которая находится в нашей власти. Именно поэтому тот, кто прежде мог сказать, одного люблю, а другого ненавижу, больше не имеет на это права. Не с этой любовью по крайней мере, ведь если она действительно наполняет сердце, в нём попросту не может быть места для ненависти. Так можно было бы говорить, если бы речь шла про чувства, но любовь Христова выше чувств.
Нам, обычным живым людям из плоти и крови, может быть страшно слышать такие безапелляционные утверждения. Жизнь сложна и иногда мы не выбираем поводов для ненависти, они приходят сами. Как же нам быть?
Думаю, надо учесть, что раз под любовью Христос понимает состояние воли, под ненавистью тоже понимается состояние, которое мы свободно выбираем. Конечно, мы должны стремиться контролировать чувства, но ответственность в первую очередь — за сознательные решения.
Однако чтение завершается парадоксальным призывом-утверждением: «кто любит мир, в том нет любви Отчей». Сразу возникает вопрос: разве не Иоанн написал: «Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного»? Как это совместить?
Бог любит мир, но Он задумал его другим и к этому другому состоянию Он его ведёт. Однако со времён грехопадения человек из мира Божьего творит собственный, искажённый. Он далеко не совершенен, наполнен борьбой и страданиями… Но Божий мир никуда не исчез, Он будто бы просвечивает через все эти беды и несчастья. Этот мир открывается в жизни людей, которые живут по его законам. Именно поэтому они находят силы радоваться, несмотря ни на что.