Что такое православный катехизис: история и структура вероисповедного документа


Что такое катехизис

В переводе с греческого языка это слово обозначает учение, наставление или инструкция. Катехизисами называли христианские книги, издаваемые в Средние века. В издаваемых пособиях для христиан разными авторами давался ответ на интересующий народ вопрос.


Православный катехизис

Здесь можно было прочитать об основах вероисповедания, значении десяти заповедей и все о таинствах.

Читайте о некоторых заповедях Божиих:

  • Заповедь о почтении родителей
  • Заповедь «Не кради»
  • Заповедь «Не поминай Господа всуе»

Интересно, что катехизис выпускался только для священников, которые в устной форме должны были донести его для народа. В светском обществе катехизисом называют свод неписаных правил для определенного круга людей.

Если для католиков эта книга является символической, то для православных она остается, как руководство для христиан.

В переданном на рассмотрение священникам проекте православной книги вопросов-ответов основными являются следующие главы:

  • Основы православия.
  • Основы Канонов и Литургий в Православия.
  • Основы нравов православного образования.
  • Основные социальные концепции Русской православной церкви.
  • Основные верования Русской Церкви относительно достоинства, прав человека и его свободы.
  • Основы принципов взаимоотношений с людьми других конфессий.

Важно! В катехизисе вероучения описаны простым, доступным широкому кругу людей, языком, но при этом смысл самих посланий не меняется. Эта книга должна полностью соответствовать посланиям Святых Отцов Церкви.
Святые места в книге вопросов и ответов могут быть цитированы только со ссылками и объяснениями.

КАТЕХИ́ЗИС

КАТЕХИ́ЗИС, ка­ти­хи­зис (греч. ϰατήχησις – по­уче­ние, на­став­ле­ние, ог­ла­ше­ние, от ϰατηχέω – по­учать, обу­чать), 1) из­ло­жениe ос­нов к.-л. зна­ния, гл. обр. ре­лиг. ве­ро­уче­ния (см. Ка­те­хи­за­ция).

2) Кни­га, со­дер­жа­щая осн. по­ло­же­ния хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, пред­став­лен­ные, как пра­ви­ло, в ви­де во­про­сов и от­ве­тов; жанр ве­ро­учи­тель­ной лит-ры (по­доб­ная жан­ро­вая фор­ма из­ло­же­ния ос­нов ве­ро­уче­ния су­ще­ст­ву­ет в буд­диз­ме, ис­ла­ме, мит­ра­из­ме). При­ме­ра­ми письм. фик­са­ции кре­щаль­ной ка­те­хе­зы в хри­сти­ан­ской Це­рк­ви пер­вых ве­ков яв­ля­ют­ся «До­ка­за­тель­ст­во апо­столь­ской про­по­ве­ди» сщмч. Ири­нея Ли­он­ско­го (2 в.), «По­уче­ния ог­ла­си­тель­ные и тай­но­вод­ст­вен­ные» (347–348) свт. Ки­рил­ла Ие­ру­са­лим­ско­го, «Боль­шое ог­ла­си­тель­ное сло­во» свт. Гри­го­рия Нис­ско­го (4 в.), «Об обу­че­нии ог­ла­шен­ных» (400) блж. Ав­гу­сти­на, а по мне­нию не­ко­то­рых ис­сле­до­ва­те­лей, так­же и Ди­да­хэ (кон. 1 в.). В сред­ние ве­ка в ка­че­ст­ве сис­те­ма­тич. тем ка­те­хе­тич. на­став­ле­ний к Сим­во­лу ве­ры и мо­лит­ве От­че наш бы­ли до­бав­ле­ны Де­сять за­по­ве­дей Бо­жи­их (Де­ка­лог) и цер­ков­ные та­ин­ст­ва, что со­ста­ви­ло струк­тур­ную ос­но­ву К. как учеб­но-ди­дак­тич. по­со­бия.

Соб­ст­вен­но пер­вая кни­га под назв. «К.» бы­ла на­пи­са­на в Сев. Аф­ри­ке ка­то­лич. пор­туг. еп. Дьо­гу Ор­ти­шом ди Виль­е­га­шом – «Cathecismo Pequeno da doc­trina…» – и из­да­на в Лис­са­бо­не в 1504. Наи­бо­лее зна­чит. К. (по­лу­чав­шие и др. на­зва­ния: doctrina, summa, enchiridion, compendium, institutio, elementa) по­яви­лись в 16 в. в Зап. Ев­ро­пе в свя­зи с Ре­фор­ма­ци­ей. В про­тес­тант­ской тра­ди­ции на­ря­ду с К., ав­то­ра­ми ко­то­рых бы­ли Ф. Ме­ланх­тон (1524), И. Бу­ген­ха­ген (1525), И. Бренц (1527–28), А. Альт­ха­мер (1528), М. Маж­ви­дас (1547; пер­вая кни­га на ли­тов. яз.), центр. ме­сто за­ни­ма­ют «Enchiridion. Der kleine Cate­chi­smus… für die gemeine Pfarhern und Pre­diger…» («Ма­лый» К.) и «Deutsch Ca­techismus» («Боль­шой» К.) (оба 1529) М. Лю­те­ра. Пред­на­зна­чен­ные в ка­че­ст­ве ру­ко­во­дства со­от­вет­ст­вен­но для се­мьи и для цер­ков­ной об­щи­ны, «Ма­лый» и «Боль­шой» ка­те­хи­зи­сы воз­ве­де­ны в раз­ряд ве­ро­учи­тель­ных книг лю­те­ран­ст­ва. Их ха­рак­тер­ной чер­той яв­ля­ет­ся ор­га­нич­ная связь с Биб­ли­ей, про­по­вед­ни­че­ский стиль, яс­ность язы­ка.

Ка­то­лич. К. 16 в., сре­ди ко­то­рых – «Эн­хи­ри­ди­он» И. Гроп­пе­ра (1538), «Суммa» П. Ка­ни­зия (1555) и осо­бен­но по­пу­ляр­ная «Доктринa» кар­ди­на­ла Р. Бел­лар­ми­на (1-я ред. – 1597), пе­ре­ве­дён­ная на 56 язы­ков, бы­ли ре­ак­ци­ей на ка­те­хи­зи­сы Лю­те­ра. Офиц. ста­ту­сом в ка­то­лич. церк­ви об­ла­да­ет соз­дан­ный по спец. дек­ре­ту Три­дент­ско­го со­бо­ра «Cate­chi­smus ro­ma­nus» («Рим­ский ка­те­хи­зис», 1566). Вслед­ст­вие ка­то­лич. мис­сии в Аме­ри­ке К. ста­ли пер­вы­ми пе­чат­ны­ми кни­га­ми на этом кон­ти­нен­те (Ме­хи­ко, 1543; Ли­ма, 1584).

К 16 в. от­но­сят­ся клас­сич. К. Ре­фор­мат­ской [«Же­нев­ский ка­те­хи­зис» Ж. Каль­ви­на (1542) и «Гей­дель­берг­ский ка­те­хи­зис» (1563); с 1618 оба – сим­во­ли­че­ские кни­ги ре­фор­ма­тов] и Анг­ли­кан­ской («A Catechism, that is to say, an Instruc­tion to be learned of every person before he be brought to be confirmed by the Bishop», 1553) церк­вей.

Впо­след­ст­вии в Зап. Ев­ро­пе поя­ви­лись не толь­ко разл. фор­мы К., варь­и­рую­щие­ся в за­ви­си­мо­сти от пас­тыр­ско-прак­тич. нужд и кон­крет­ных ад­ре­са­тов, но и по­пыт­ки кон­цеп­ту­аль­но­го пе­ре­ос­мыс­ле­ния это­го жан­ра. Так, на­ря­ду с ил­лю­ст­ри­ро­ван­ны­ми, по­эти­че­ски­ми, мис­сио­нер­ски­ми, апо­ло­ге­ти­че­ски­ми, епар­хи­аль­ны­ми, дет­ски­ми, школь­ны­ми К., ка­те­хи­зи­са­ми для взрос­лых и для кли­ри­ков, встре­ча­ют­ся К., по­стро­ен­ные по прин­ци­пу сле­до­ва­ния Свя­щен­ной ис­то­рии («Catéchis­me histo­rique» К. Фле­ри, 1683) ли­бо от­тал­ки­ваю­щие­ся от лич­но­ст­но-эк­зи­стен­ци­аль­ных во­про­сов че­ло­ве­че­ско­го бы­тия («De nieuwe Katechismus», 1966). Ка­те­хи­зич. лит-ра стран «третье­го ми­ра» от­ли­ча­ет­ся яв­ной со­ци­аль­ной на­прав­лен­но­стью и свя­зью с тео­ло­ги­ей ос­во­бо­ж­де­ния (Ни­ка­ра­гуа – «Еван­ге­лие на Со­лен­ти­на­ме» Э. Кар­де­на­ля, 1975; Бра­зи­лия – «От жиз­ни к Биб­лии», 1972). За­ро­див­шая­ся в ка­то­ли­че­ст­ве в нач. 19 в. идея еди­но­го, или т. н. все­лен­ско­го, К. («Ка­те­хи­зис Фран­цуз­ской им­пе­рии», 1806) на­шла во­пло­ще­ние в соз­дан­ном при па­пе Рим­ском Ио­ан­не Пав­ле II в ду­хе ре­ше­ний Ва­ти­кан­ско­го II со­бо­ра «Ка­те­хи­зи­се Ка­то­ли­че­ской Церк­ви» (1992, рус. пер. 1998).

Воз­ник­шие сто­ле­ти­ем поз­же, чем на За­па­де, пра­во­слав­ные К. фор­маль­но от­ли­ча­лись лишь рас­ши­рен­ной струк­ту­рой за счёт вве­де­ния не­ко­то­рых до­пол­нит. раз­де­лов [о да­рах Свя­то­го Ду­ха, пло­ды ве­ры, о «по­след­них ве­щах» (эс­ха­то­ло­гия), за­по­ве­ди бла­жен­ст­ва]. Один из са­мых ран­них пра­во­слав­ных К. – «Боль­шой Ка­те­хи­зис» Лав­рен­тия Зи­за­ния (1-я четв. 17 в.; цер­ков­но­сла­вян­ское изд. – 1627) – по­лу­чил рас­про­стра­не­ние толь­ко у рус. ста­ро­об­ряд­цев. Из­дан­ное в Же­не­ве в 1629 «Ис­по­ве­да­ние ве­ры» пат­риар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Ки­рил­ла Лу­ка­ри­са не бы­ло при­ня­то в пра­во­слав­ной сре­де вви­ду яв­ной каль­ви­ни­ст­ской на­прав­лен­но­сти. Вы­даю­щим­ся па­мят­ни­ком пра­во­слав­ной ка­те­хи­зич. лит-ры яв­ля­ет­ся пер­во­на­чаль­но на­пи­сан­ное на ла­ты­ни «Пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние ве­ры ка­фо­ли­че­ской и апо­столь­ской Церк­ви Вос­точ­ной» митр. Пет­ра Мо­ги­лы (лат. – 1642; греч. – 1643; цер­ков­но­сла­вян­ское изд. – 1685). Сыг­рав зна­чит. роль в ис­то­рии бо­го­сло­вия, это со­чи­не­ние с кон. 19 в. вы­зы­ва­ло спо­ры по по­во­ду аде­к­ват­но­сти из­ло­же­ния пра­во­слав­но­го ве­ро­уче­ния и сте­пе­ни ока­зан­но­го на со­чи­не­ние влия­ния ка­то­лич. схо­ла­сти­ки. Пер­вая соб­ст­вен­но рус­ская кни­га в жан­ре К. – «Бу­к­варь, или Пер­вое уче­ние от­ро­ком с ка­те­хи­зи­сом» (1720) – при­над­ле­жит ар­хи­еп. Фео­фа­ну Про­ко­по­ви­чу. К наи­бо­лее зна­чит. К. рус. пра­во­сла­вия от­носят­ся «Пра­во­слав­ное уче­ние» (1765) митр. Пла­то­на (Лев­ши­на), «Со­кра­щён­ный ка­те­хи­зис» (1782) и «Про­стран­ный ка­те­хи­зис» (1783) для юно­ше­ст­ва Ф. И. Ян­ко­ви­ча де Ми­рие­во, «Про­стран­ный хри­сти­ан­ский ка­те­хи­зис пра­во­слав­ной ка­фо­ли­че­ской вос­точ­ной Церк­ви» (1823) и «На­чат­ки хри­сти­ан­ско­го уче­ния, или Крат­кая Свя­щен­ная ис­то­рия и крат­кий ка­те­хи­зис» (1828) митр. Фи­ла­ре­та (Дро­з­до­ва), «Опыт хри­сти­ан­ско­го пра­во­слав­но­го ка­те­хи­зи­са» (1924) митр. Ан­то­ния (Хра­по­виц­ко­го), «Пра­во­слав­ный ка­те­хи­зис» (нач. 1950-х гг., изд. 1981) епи­ско­па РПЦЗ Алек­сан­д­ра (Се­мё­но­ва-Тян-Шан­ско­го).

Сре­ди К. др. по­ме­ст­ных пра­во­слав­ных церк­вей: «Пра­во­слав­ный ка­те­хи­зис» (1940, рус. пер. 1954) чеш. еп. Го­раз­да (Пав­ли­ка); из­дан­ные в Аме­ри­ке «The Orthodox Faith» («Пра­во­слав­ная ве­ра», т. 1–4, 1971–75) про­то­прес­ви­те­ра Фо­мы Хоп­ко и «A new-style Catechism on the eas­tern orthodox faith for adults» («Но­вый ка­те­хи­зис вос­точ­но-пра­во­слав­ной ве­ры для взрос­лых», 1969); се­мей­ный К. ев­роп. фран­коя­зыч­ных об­щин Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та «Dieu est vivant» («Бог жив», 1979).

3) Учеб­ная дис­ци­п­ли­на в хри­сти­ан­ских шко­лах.

История появления Катехизиса

Кирилл Иерусалимский, Августин и Иоанн Златоуст написали целые послания, которые впоследствии стали образцами для написания последующих катехизисов.


Катехизис — краткий путеводитель по православной вере

Из этих книг новообращенные христиане черпали сведения:

  • о Таинствах церкви и действии Святых Даров;
  • о символах православной веры;
  • о значении главной молитвы «Отче наш»;
  • о десяти заповедях и восьми смертных грехах.

О грехах в православии:

  • Грех лени
  • Грех гнева
  • Грех злословия

Впервые книгу вопросов и ответов в форме учебника для священнослужителей составил Бруно Вюрцбургский в XI веке.

В конце XIII века Фомой Аквинским были произнесены прекрасные проповеди, разъясняющие доступным языком понятия символов веры, «Отче Наш» и основных заповедей, данных через апостола Моисея Богом.

До 1254 года на богослужениях не давалось никакое разъяснение церковных понятий, и только Альбийский Собор обязал священников во время церковных служб объяснять верующим значение символов веры.

При появлении протестантизма катехизическая активность достигает своего пика, когда вышел первый Катехизис, автором которого был протестант Альтхамер.

В 1541 году Кальвин выдает свой экземпляр, книгу вопросов и ответов на французском, а затем и на латинском языке.

В 1642 году увидел первый православный экземпляр, написанный Петром Могилой.

Интересно! В каждой стране, в определенное время появляются печатные послания, призванные раскрыть перед христианами тонкости католического и православного верования.

Необходимость знания основ христианского вероучения для всякого христианина

Значение разума в религиозной жизни

Почему, как говорилось выше, знание основ христианского вероучения необходимо «всякому христианину»? Разве для нормальной духовной жизни не достаточно ограничиться личным благочестием: молитвой, добрыми делами, посещением храма и т.п.? Как указывает Св. Писание, служение Богу требует участия всего человека, включая и тело, и душу со всеми ее силами (разум, чувства и воля):

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» Мф. 22, 37

Ограничение духовной жизни только одной сферой (например, областью эмоций) не дает христианину возможности построить свою жизнь как разумное служение Богу (Рим. 12, 1).

Православию чуждо противопоставление веры и разума — они неразрывно связаны между собой и предполагают друг друга. Не может быть веры без разума, потому что:

1) человек не может верить в то, о чем он ничего не знает;

2) сама вера должна быть сознательной, осмысленной. Ап. Павел свидетельствует:

«я знаю, в Кого уверовал» 2 Тим. 1:12

В то же время и разум нуждается в вере. Например, условием любой познавательной деятельности является уверенность в существовании объективной истины как таковой.

Научное познание мира основывается на двух предпосылках, принимаемых на веру:

1) вере в то, что окружающий мир реально существует; 2) вере в познавательные способности человека, в то, что наши чувства и разум нас не обманывают.

Исключение разума из религиозной сферы негативно отражается на всем строе духовной жизни человека. Например, такие явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие, ереси, расколы, часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения.

Что необходимо для спасения

Целью жизни человека является достижение спасения. «Пространный катехизис» учит, что «для благоугождения Богу и для спасения души необходимы: а) «познание истинного Бога». Но что значит «познать Бога»? Поскольку Бог есть Личность, познание Его возможно только через личное отношение, то есть в опыте богообщения. Поэтому истинное богопознание есть не образ мысли, а, прежде всего, образ жизни, жизнь в непосредственном единстве с Богом. б) «правая вера в Него». То есть наличие у человека правильных представлений о Боге, о Его отношении к миру, так как ложная вера, суеверия, сочетая душу человека с неправдой, отдаляют его от Бога. в) «жизнь по вере и добрые дела». Иными словами, приведение всей жизни человека в соответствие с волей Божией.

Термин «православие», которое мы используем для обозначения нашей веры, является переводом греческого термина «ортодоксия». Слово «ортодоксия» состоит из двух частей: «ортос» означает «прямой, верный», а «докса» может иметь два значения: а) мнение, представление; б) слава. Греки понимают слово «ортодоксия» как «правомыслие», однако на славянский язык (очевидно, самими свв. Кириллом и Мефодием) это слово было переведено как «православие». Представляется, что славянский перевод лучше выражает самую суть христианской веры как образа жизни, а не только образа мысли.

Стремление к богообщению и исполнении воли Божией является стержнем духовной жизни православного христианина. Через личностное общение с Богом (в первую очередь, молитву и участие в церковных Таинствах), мы получаем освящающую нас благодать, необходимые для праведной жизни духовные силы, а через упражнение в добродетели достигаем духовно-нравственного совершенства.

Авторство и создание единого документа

В начале XIX столетия церковь использовала разные издания вероисповедной книги. Чаще всего это были труды двух митрополитов: Петра Могилы и Платона. Позже на их основе печатались другие издания, которые неоднократно подвергались жесткой критике со стороны православной церкви. Чтобы устранить все замечания, было принято решение издать объединенную версию.

Работа над новой огласительной книгой началась в 1822 г., а автором ее стал архиепископ Московский и Коломенский Филарет. Спустя год Синод одобрил окончательное издание вместе с правками, а документ был официально признан руководством по христианской вере. Позже изменения все же вносились, а потому переиздавался он не раз. Однако до сих пор труд Филарета позиционируется, как канонический, содержащий основные догмы и постулаты православной церкви.

Документ, собравший в себя все самое лучшее от предыдущих изданий, был напечатан к концу 1824 г. под названием «Краткий Катехизис», а вот расширенный вариант назывался «Пространным».


Работа над новой огласительной книгой началась в 1822 году

Критика вероисповедного документа

Первые версии огласительных книг появились в период активной критики переводов Евангелия, которые вышли из-под пера Российского библейского общества. Особенно сильно ругали деятельность РБО консерваторы от власти и церкви. Они настаивали, что литературный русский язык не подходит для религиозного использования, а потому все труды должны быть написаны на церковнославянском.

А. С. Шишков, будучи министром народного просвещения, выступал за равенство между русским языком и церковным наречием. В это же время митрополит Фотий сравнивал новые издания с «водой из канавы».

Критики нового катехизиса считали, что современные переводы могут стать причиной распространения ереси.

Интересная информация

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]