«Египетский старец». Преподобный Исидор Пелусиот. Православный календарь на 17 февраля

Преподобным именуется святой, который при жизни был монахом и не имел архиерейского сана — то есть, не был архиепископом, епископом, митрополитом или патриархом.

Самые известные преподобные в Русской Церкви:

  • преподобный Серафим Саровский
  • преподобный Амвросий Оптинский
  • преподобный Сергий Радонежский

Самые известные преподобные Русской и зарубежных Церквей, жившие в XX веке:

  • преподобный Силуан Афонский
  • преподобный Паисий Святогорец
  • преподобный Серафим Вырицкий

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Монах, который сподобился созерцать Нетварный Свет уже на земле.

Преподобный — означает, что жизнь этого святого в первую очередь символизирует собой глубокий молитвенный путь — подобный ангельскому. Их подвиг — молитва, и соприкосновение с внешним миром происходило лишь по течению жизни, а не по «обязанности», которую подразумевает любое священство или архиерейство (архиепископы и митрополиты могли бы святейшими людьми и иметь дар к самой глубокой молитве и подвигу, но в силу своего сана они так или иначе участвовали в мирской и управленческой стороне Церкви, поскольку несли ответственность за целый город, митрополию или — как в случае с Патриархом — целую Церковь).

Это не значит, что все преподобные были затворниками и не выходили целыми днями из храма. Жизнь живая, и многие из них, если духовно наставляли многих приходящих в монастырь мирян и живущих в миру духовных чад. Некоторые из преподобных именно что получили почитание в народе за самоотверженное пастырство — как преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский, к которым стекались тысячи паломников. И получали от них духовное или физическое исцеление…

Кто такие святые?

Откуда вообще возникла необходимость давать определения (лики) святым и кто такие святые?

Святой это не только и не столько подвижник — то есть человек, который внешне отдал себя служению, аскезе и трудам не для себя, но для Бога. Человек может быть подвижником, но не святым.

Святой это тот, кто стяжал Благодать Святого Духа. И в котором присутствие Святого Духа было или стало очевидным для окружавших его.

(Иногда понимание, что человек был святым, приходит уже после его смерти, а иногда уже во время жизни человека всем очевидно, что канонизация — то есть, признание его святым всей Церковью, — это вопрос времени)

Святость не означает, что человек обязательно был наделен какими-либо сверхъестественными способностями — даром прозорливости или умением исцелять — хотя, чаще всего святые как раз открывали в себе невероятные Дары. Равно как не означает, что всякий прозорливец это святой.

Причисление Церковью того или иного подвижника к лику святых несет в себе две цели:

  • отдать дань святому;
  • показать пример пути к святости, чтобы каждый живущий на земле мог найти вдохновляющий или ободряющий для себя пример.

Сонм святых — это напоминание, как разнообразен может быть путь на Небо уже здесь на земле. Это ободряющее (или отрезвляющее) напоминание, что совершенно не обязательно быть монахом, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть убитым ради Христа, чтобы стать святым. Совершенно не обязательно быть бездомным блаженным, чтобы стать святым. Пути Господни неисповедимы, и святость обуславливается не внешней формой, в которую облеклась жизнь того или иного человека — а его внутренним отношением к жизни, Богу и Вечности.

Старинная икона Явление Богоматери преподобному Сергию Радонежскому

Преподобные

От Святых людей излучается Свет Христов. Архиепископ Сергий (Королев)

Со времен зарождения христианской Церкви были верующие, которые в полной мере последовали призыву Спасителя: “Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мною…” Эти христиане оставляли мирскую жизнь и уходили в уединенные места, где несли подвиг монашеского жития. На этом пути многие из подвижников приобрели множество духовных даров: дар молитвы, духовного видения или прозорливости, чудотворений. Так возник особый чин святости — преподобные. Это святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу. В каждом чине святых существуют примеры достижения этого подобия. Мученики, равноапостольные, святители, праведные — каждый в своей мере исполнил заповедь Господа о стремлении к богоподобию. Но только монахи, прославленные Церковью носят звание преподобных. Монашеская жизнь отличается от жизни всех остальных христиан лишь особым, более напряженным устремлением к Богу. Миряне искали в монастырях реальное свидетельство о Божественном свете, озаряющем человека. И найдя эту святость, сравнивали монашеское служение с ангельским служением у престола Божия. Более всего святых чина преподобных было прославленно на Руси. Их слава, подобная солнечному свету, распространилась по всему христианскому миру. Со всех концов света приходят верующие в Русскую землю, чтобы поклониться святым мощам преподобных Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского и многих других. Богата русская история именами великих подвижников, которые оставили после себя множество учеников, также ставших великими святыми. Трудно переоценить заслуги в развитии монашества святых Антония и Феодосия Киево-Печерских. Основанная преподобными Киево- Печерская Лавра стала для многих других обителей образцом святости и благочестия. Преподобного Антония, основателя Киево-Печерской Лавры православные сравнивают с пророком Моисеем, давшим закон народу израильскому. Как Моисей, после восхождения на священную гору Синай, направил свой народ на путь истины Божией, святой Антоний прибыл со святой горы Афон для утверждения закона иноческой жизни в новопросвещенной Руси. Когда он прибыл в Киев, здесь уже были монастыри, основанные греками по желанию русских князей. Но Антоний не избрал ни одного из них, а поселился в пещере, где совершал подвиги строгой иноческой жизни. Его пищею были черный хлеб и вода в очень малом количестве. Когда слава о нем разнеслась по многим русским городам, к нему стали приходить ученики, в числе которых был и преподобный Феодосий. Однажды в храме он услышал слова Спасителя: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня”. И тогда Феодосий оставил родной город и пришел в Киев к преподобному Антонию. После того как число учеников преподобного Антония достигло двенадцати, он удалился в пещеру в соседней горе, и стал нести аскетический подвиг в затворе. Тогда братия новой обители избрали Феодосия своим игуменом, который являлся для них и духовным руководителем. Кроме аскетических подвигов, преподобный Феодосий отличался великим милосердием к бедным и любовью к духовному просвещению. Он оставил поучения к инокам, народу, послания к великому князю Изяславу и две молитвы. Сила молитвы и подвигов Печерских святых изумляла как современников, так и последующие поколения верующих. Многие из иноков становились миссионерами, проповедуя христианство в тех областях, где существовало язычество. Преподобный Сергий Радонежский более шестисот лет почитается как игумен Земли Русской. Столь высокое звание преподобный получил за великое попечение о спасении православных, обращающихся к нему как при земной жизни, так и после его блаженной кончины. Еще до своего рождения Господь дал Марии, матери преподобного знамение о том, что в ее чреве будущий великий святой. Во время божественной Литургии, младенец трижды закричал, будучи в утробе матери. Священник, крестивший младенца, отец Михаил, предсказал, что “он будет сосудом избранным Бога, обителью и слугой Святой Троицы”. Первый из русских святых, преподобный Сергий удостоился явления Божией Матери и чудесного видения, которое явилось пророчеством об основанной им обители. Увидев необыкновенный свет и множество красивых птиц, преподобный услышал Небесный голос: “Сергий! Ты молишься о чадах твоих, и моление твое услышано: так умножится число учеников твоих, и после тебя оно не оскудеет…” Обитель преподобного Сергия во Имя Пресвятой Троицы была и остается сердцем Русского Православия. Сколь удивительно житие ее основателя — святого Сергия, столь богата и история этой прославленной обители, в которой отразилась и вся история России. Накануне своего преставления великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах. br /> Протоиерей Сергий Булгаков

Какие бывают святые

Вот некоторые из самых известных ликов святых.

Апостолы это:

Ученики Иисуса Христа. Их было не двенадцать, а гораздо больше, хотя двенадцать из них считались Его ближайшими Учениками. При этом само по себе слово «апостол» не равнозначно слову «святой», поскольку Иуда тоже был и называется апостолом, но именно он предал Христа…

Четыре Евангелия написаны апостолами: Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном.

Благоверные это:

Такого лика удостаивались монархи или князья, которые вместо того, чтобы укреплять свою земную власть, старались укреплять и в себе, и вокруг христианскую веру и благочестие, и именно это безоговорочно поставили в своей жизни на первое место. Например, святой благоверный князь Даниил Московский. В его честь в Москве стоит мужской Свято-Даниловский монастырь.

Блаженные (они же — юродивые) это:

Святые, вставшие на путь внешнего похождения на безумца, бездомного, глупца и чудака. Возможно, это один из самых трудных для объяснения подвигов, и он в любом случае был не их «выбором», но — Призванием…

Своей жизнью они вызывали насмешки окружающих с одной стороны (и тем самым, в конце достигали святого смирения), а с другой — многие из них помогали духовно прозреть (или просто помогали) неимущим, сирым, и тем, кто на самом деле нуждается в помощи. Например — блаженная Ксения Петербургская.

Икона святой блаженной Ксении Петербургской, которая взяла на себя подвиг юродства после скоропостижной смерти мужа.

Мученики это:

  • Отдавшие свою жизнь за веру и Христа.
  • Великомученики — те, которые претерпели особо тяжелые испытания и мучения.
  • Священномученики — это убиенные за веру священники (монахи или не-монахи).
  • Преподобномученики — убиенные преподобные.
  • Новомученики — павшие в гонениях на Церковь в XX веке. В основном, речь о послереволюционной России и Сталинских репрессиях.

Преподобные это:

Об этом мы подробно говорили в начале. Преподобные — это святые, которые в земной жизни были монахами, но не получали архиерейского сана: то есть имели по призванию жизнь подобную ангелам.

Равноапостольные это:

Святые, благодаря которым крестились или уверовали большое число людей — то есть, чей подвиг был равен апостольским. Например, к лику равноапостольных причислен святой Николай Японский, который в начале XX века крестил тысячи японцев — абсолютное чудо, учитывая менталитет этого народа и его укорененность в традициях.

Святители это:

Святые, которые были при жизни священниками или монахами-архиереями.

Страстотерпцы это:

Святые, убитые не за веру (то есть за призыв отказаться от нее или от Христа), а за соблюдение Заповедей или за саму идею благочестия. Например, император Николай II.

Чудотворцы это:

Никто из святых не искал для себя сверхестественных способностей, большинство даже тяготились ими. Однако Господь щедр к людям святой жизни, и путь некоторых из них для Церкви и народа ассоциируется в первую очередь с чудотворениями: прозорливостью, исцелениями…. И в молитвах к ним обращаются с особой надеждой — чудесно изменить существующее положение вещей: неустроенность, болезни, личные слабости.

В России особо почитаем, например, святитель Николай Чудотворец.

Редкое фото: преподобный старец Паисий Святогорец кормит птичку.

Молитвословия

Тропарь преподобному единому, общий

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие [имя рек], дух твой

.

Тропарь преподобным, общий

Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не остави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш

.

Тропарь преподобной жене, общий

В тебе́, ма́ти, изве́стно спасе́ся, е́же по о́бразу: / при́имши бо кре́ст, после́довала еси́ Христу́, / и де́ющи учи́ла еси́ презира́ти у́бо пло́ть, прехо́дит бо; / прилежа́ти же о души́, ве́щи безсме́ртней; / те́мже и со а́нгелы сра́дуется, преподо́бная [имя рек], ду́х тво́й.

Тропарь преподобным женам, общий

Истинному желанию уневестившася, христославныя, / и временного обручника отвергшася совокупления, / и добродетельными подвигами возрастша, / на высоту востекосте нетления, / краснодушныя и многобогатыя, / столпи монашествующих жен и правило: / темже о нас молите непрестанно, / любовию вашу память празднующих

.

Бого­слов­ское осно­ва­ние поня­тия

Поня­тие «пре­по­доб­ный» непо­сред­ственно свя­зано со стерж­не­вым смыс­лом пра­во­слав­ной агио­ло­гии – учении об упо­доб­ле­нии Богу, обо­же­нии (тео́зис (др.-греч. θέωσις про­из­но­сится — те́осис) от θεός «Бог»).

Как явствует из назва­ния «пре­по­доб­ный» — это святой, упо­доб­лен­ный Богу в чрез­вы­чайно высо­ком зна­че­нии этого слова, то есть став­ший близко похожим/подобным Богу, став­ший «богом по бла­го­дати». Учение об обо­же­нии зна­чи­тель­ным обра­зом отли­чает пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство от прочих авра­ами­че­ских моно­те­и­сти­че­ских тра­ди­ций (ислама и иуда­изма). Учение об обо­же­нии фор­ми­ро­ва­лось на про­тя­же­нии пер­вого тыся­че­ле­тия хри­сти­ан­ской исто­рии пре­иму­ще­ственно в мона­ше­ской среде и окон­ча­тель­ное оформ­ле­ние полу­чило в бого­сло­вии свт. Гри­го­рия Паламы и его уче­ни­ков в XIV веке. Воз­мож­ность тео­зиса бази­ру­ется на идее под­ра­жа­ния Богу, одно из первых упо­ми­на­ний кото­рой мы встре­чаем у св. апо­ло­гета Ари­стида Афин­ского2. А одним из первых небиб­лей­ских упо­ми­на­ний о прин­ци­пи­аль­ной воз­мож­но­сти хри­стиан стать «богами» явля­ется фраза Тер­тул­ли­ана в его трак­тате «Против Гер­мо­гена»: «Мы можем даже стать богами, если удо­сто­имся быть теми, о кото­рых Он воз­ве­стил: «Я сказал: вы – боги, и стал Бог в собра­нии богов» ( Пс.81:6 )»3. Учение об обо­же­нии осно­вы­ва­ется на Свя­щен­ном Писа­нии Вет­хого Завета и явля­ется неотъ­ем­ле­мой и цен­траль­ной частью хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. По слову свт. Афа­на­сия Вели­кого: «Бог воче­ло­ве­чился, чтобы чело­век обо­жился».

Таким обра­зом, пре­по­доб­ный это чело­век, кото­рый еще при жизни встал на путь под­ра­жа­ния Богу, путь упо­доб­ле­ния Богу, чтобы стать богом «по бла­го­дати». Выра­же­ние «бог по бла­го­дати» отно­сится к исих­аст­ской тра­ди­ции пра­во­слав­ной аске­тики, сви­де­тель­ство­вав­шей о том, что обо­же­ние про­ис­хо­дит при актив­ном уча­стии самого чело­века, в синер­гии, сора­бот­ни­че­стве с Богом, через тес­ней­шее соеди­не­ние с Ним. Воз­мож­ным при­зна­ком обо­же­ния счи­та­лось и счи­та­ется созер­ца­ние чело­ве­ком Боже­ствен­ных энер­гий. Резуль­та­том такого духовно-бла­го­дат­ного соеди­не­ния ста­но­вится состо­я­ние «бога по бла­го­дати», «пре­по­до­бия» чело­века Богу.

Литература

  • Карпов А.
    Православные святые и чудотворцы. Древняя Русь. Московская Русь. Российская империя. — Москва: Вече, 2005.
  • Останина С. П.
    Святые и чудотворцы. Краткий биографический словарь. — Рипол Классик. — ISBN 5-7905-2366-8.
  • Православный церковный календарь. 2013. — Москва: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2012.
  • Преподобный // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
Лики святости в православии
Апостол | Бессребреник | Благоверный | Блаженный | Богоотец | Великомученик | Исповедник | Мученик | Праведный | Праотец | Преподобномученик | Преподобный | Преподобноисповедник | Пророк | Равноапостольный | Святитель | Священноисповедник | Священномученик | Столпник | Страстотерпец | Чудотворец | Юродивый

Примечания

  1. [interpretive.ru/dictionary/445/word/prepodobnyi Преподобный] В.Живов. Святость. Краткий словарь агиографических терминов
  2. 1234
    [www.zakonbozhiy.ru/Zakon_Bozhij/Chast_1_O_vere_i_zhizni_hristianskoj/Prepodobnye/ Преподобные ] сайт «Закон Божий»
  3. Слово «преподобный», согласно словарю Даля, означает, во-первых, «весьма подобный, схожий» (Даль, 1880—1882). Такие значения, как «святой, праведный, угодник» или же «монах» и вообще тот, «кому усвоен почёт преподобия», развились, видимо, из первого значения и обозначают сходство со Христом того человека, к кому применяется наименование преподобного.
  4. [days.pravoslavie.ru/Life/life221.htm Преподобный Павел Фивейский ] на сайте Православие.Ru
  5. [days.pravoslavie.ru/Life/life1070.htm Преподобный Пахомий Великий] на сайте Православие.Ru
  6. [days.pravoslavie.ru/Life/life6434.htm Преподобный Антоний Великий] на сайте Православие.Ru
  7. [days.pravoslavie.ru/Life/life4561.htm Преподобный Иларион Великий] на сайте Православие.Ru
  8. [days.pravoslavie.ru/Life/life6584.htm Преподобный Ефрем Сирин] на сайте Православие.Ru
  9. [days.pravoslavie.ru/Life/life6843.htm Преподобный Симеон Столпник] на сайте Православие.Ru
  10. [days.pravoslavie.ru/Life/life754.htm Преподобная Мария Египетская] на сайте Православие.Ru
  11. [days.pravoslavie.ru/Life/life6816.htm Преподобный Савва Освященный] на сайте Православие.Ru
  12. [days.pravoslavie.ru/Life/life736.htm Преподобный Иоанн Лествичник] на сайте Православие.Ru
  13. [pilgrims.in.ua/ru/top-svyatyni/st-zverinets.html История Зверинецких Пещер]
  14. Никон Рождественский, архиепископ
    , «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 405—422.
  15. Никон Рождественский, архиепископ, «Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского» (полный вариант названия — «Житие, чудеса и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца»), Трифонов Печенгский монастырь, «Ковчег», Москва, 2003 г., стр. 416—417.
  16. [temples.ru/card.php?ID=11788 Церковь Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии, учетная карточка] Сайт [temples.ru/index.php Храмы России]
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]