Суть обиды и как от нее избавиться? Библейский взгляд

«Не так согрешает обидчик, как тот, кто обиду допустит»

Василий Македонянин

Как правило, все люди имеют печальный опыт обид, который может возникнуть в любом возрасте и накапливаться всю жизнь. Обижаться или простить — этот выбор всегда остается за человеком.

Обида — это внутренний бунт, возникающий из-за кажущейся несправедливости, который проявляется различными негативными эмоциональными состояниями и поведением. Обида может привести к осуждению, мнительности, агрессии. В основе обиды всегда лежит уязвленное самолюбие, самооправдание, гордыня. Обидчивость — прежде всего, желание лучшего отношения к себе.

Корень обиды

Мы обижаемся, когда наше эго в чем-то ущемили, недостаточно нас оценили, не отнеслись к нам с должным уважением, оскорбили словом или поступком.

Если человека обидели, а он ничего не ответил и от всего сердца простил обидчика, — это лучший вариант разрешения ситуации. Но человек может и не простить, и тогда обида взращивается и становится грехом. Самое страшное — дать волю своей обиде и дать сдачи обидчику, даже не зная, что обидчик может быть духовно слабее обижающегося и ему нужны помощь, прощение и любовь.

«Отказ от Причастия — это капитуляция перед грехом»

Священник Валерий Духанин:

— Если мирянин из-за обиды на кого-то отказывается от Причащения, то тем самым он демонстрирует свою полную капитуляцию перед грехом. Вместо того, чтобы сделать внутреннее усилие, покаяться, исповедаться, обратиться за помощью к Господу, он отказывается от Причащения Святых Таин Христовых. То есть он соглашается с состоянием греха на данный момент и отказывается от единения с Господом в таинстве Евхаристии. Это очень неправильно. И всякая наша обида указывает на нашу слабость, на то, в чем нам стоит над собой поработать до ближайшей Литургии. Ибо жить обидой долгое время — это ад и мучение.

В этом смысле у священника назад дороги нет. Ему предстоит служить Литургию, а Литургия — Царство Божие, явленное на земле. Свет и радость этого Царства превыше каких-то земных обид. Ибо никакие ущемления и несправедливости на земле не сравнимы с изобилием Любви Божией, открывающейся в Божием Царстве. Допустим, кто-то сказал тебе обидное слово, кто-то обманул или предал, а тут Сам Бог открывает тебе двери Рая как Царства Любви. Что для тебя чье-то слово, чье-то предательство, если рядом с тобой Сам Господь, отверзающий райские двери?

Иногда наши немощи сильнее нас. Бывает трудно совладать со своими чувствами. И нужно посмотреть на себя как бы со стороны — увидеть всё безобразие этого состояния противной обиды. А после этого, воздохнув от самого сердца, сказать Господу: «Боже, прости меня грешного, немощного, помоги освободиться от этой обиды, спаси тех, на кого я обижен, даруй мне свободу любви». От такого чистого, сердечного воздыхания на душе станет легче. А на Литургии молись об обидчиках.

Еще важно взглянуть на проблему с совершенно иной стороны. Тот, кто отнесся к нам несправедливо и злобно, сам страдает от своих немощей, мучается от своих недостатков. И значит, он нуждается в нашей духовной помощи. Не мы ущемлены нашим обидчиком, а он сам ущемил себя тем, что вот так поступает с ближними. О нем надо молиться, чтобы духовно помочь ему. И, конечно же, воздавать за зло добром. Только так его душа может опомниться, протрезветь, раскаяться. Через прощение и молитву мы привлекаем в свою жизнь Божию благодать. А благодать приносит духовную свободу, она утешает того, кто понес несправедливость, она преображает тех, кто когда-то другим причинял обиды.

Грех против себя

Обида — это грех, прежде всего, против себя. К тому же обида является почвой для большого количества грехов. Когда человек обижается, сердце его ожесточается, становится бесчувственным. И часто люди со своей душевной болью делаются циничными, жестокими, не верят никому, не впускают в свою жизнь ни дружбу, ни любовь других людей, ни любовь Бога. В конце концов, обида может перерасти в озлобленность и в чувство вины, разрушить отношения между людьми и сказаться на телесном здоровье человека.

«Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Прит.17:22). Многие болезни, такие как язва желудка, гипертония, сахарный диабет, расстройство нервной системы, возникают на почве длительного чувства обиды.

Проявление гордыни многоаспектны и обидчивость — лишь одна из сторон её

Светлане, да и всем нам необходимо помнить о том, что состояние гордыни входит в перечень возможных греховных состояний. При этом её проявления многоаспектны. Среди них можно назвать:

  • превознесение себя и своих достижений;
  • презрение к другим людям;
  • излишнее морализаторство;
  • желание поучать других;
  • неспособность признавать свои ошибки;
  • упорство в собственных заблуждениях и неспособность просить прощение.

Святое Писание и Святые Отцы большое внимание уделяют борьбе против грехов. При этом наиболее опасным из них считается гордыня и обидчивость как форма её проявления. Даже если человек может успешно одолеть такие грехи как: зависть, тщеславие, чревоугодие и т.д., его может подстерегать гордыня.

Дело в том, что проявления гордости весьма сложны и многообразны, из-за этого с ними сложно бороться, ведь зачастую человек не воспринимает всерьёз ту же обидчивость. Это, в свою, очередь, может привести к ещё большему грехопадению.

Видеоролик. Обида — признак гордыни. Как Обидчивость сама притягивает к нам неприятности! Протоиерей Андрей Ткачёв на первой секунде виодеобеседы напоминает верующим слова молитвы «Отче наш» о необходимости прощения тех, кто нас обижает.

Отдельно в этом списке необходимо выделить обиды (обиженность) на ближних. Дело в том, что обида — это одно из древнейших чувств. При этом она не проходит быстро, а может длиться долго. Подобное душевное состояние в быту обычно воспринимается как нормально и распространённое явление.

Обида — это одно из древнейших чувств.

Некоторые родители говорят своим детям, что находиться в состоянии обиды естественно и это чувство закаляет характер, позволяет человеку принять меры к защите своей чести и достоинства.

Однако мнение Русской Православной Церкви к названному чувству абсолютно противоположное. Христианин должен учиться преодолевать обиды и относится даже к обидевшему его человеку в духе православной нравственности.

Если неверующий человек идёт на поводу у СМИ, которые культивируют гордыню и себялюбие, верующие должны уметь забывать обиды. Обидчивость может помешать сотворить правильную молитву ведь для неё необходимо:

  • внимательность и искренность;
  • покаянное смирение и сокрушение о всех своих грехах;
  • примирение со всеми и прощение всех обид.


Святой Исаак Сирин. Фреска 14-15 век. Святой Исаак Сирин говорил о том, что быть злопамятным и молится всё равно, что сеять на море
Святой Исаак Сирин учил:

«Быть злопамятным и молиться, значит то же, что сеять на море и ждать жатвы».

Исаак Сирин

Святой

Об этом необходимо помнить всегда и научится прощать обиды. В противном случае легко стать лицемером, который только повторяет слова молитвы, но не имеет общения с Богом в своём сердце.

Смотрите также статью Гордыня — самый страшный грех

Обида на Бога

Но самое страшное то, что обида на людей может перерасти в обиду на Бога. «Бог, как Ты позволил, чтобы это случилось со мной, как Ты мог поставить меня в такую ситуацию?» — думает человек.

Надо понимать, что Господь всеблаг, Он желает нашего совершенства и очищения. Поэтому и скорбь следует принимать как лекарство от Самого Господа Бога.

Человек не вырастет духовно, не разовьется, не станет мудрым, если не будет преодолевать достойно испытания, проблемы, обиды.

«Слово “прости” надо говорить всегда, даже через силу»

Священник Димитрий Шишкин:

— С обидой на кого-то, как мне кажется, ещё не так всё сложно (если случай не слишком «запущенный»). Тем более, если нас обидели напрасно. Потому что мы можем, по крайней мере, этому чувству обиды в себе противиться сознательно и исповедовать это своё противление и несогласие с обидой перед Господом и — служить литургию. Более того, дерзну предположить, что сознательная борьба с греховным чувством обиды и с корнем его — самолюбием — вменяется человеку (и священнику) в духовный труд, даже в исповедничество. И хоть эта борьба непроста, но греха в присутствии и даже тяготении такого чувства нет, если (опять же) сам человек ему противится.

Другое дело — если ты сам кого-то обидел вольно или невольно. Вот здесь дело обстоит сложнее, тем более, если не успел примириться, попросить прощения или это невозможно по тем или иным причинам. Тогда надо сугубо и горько укорять себя перед Господом и осуждать, не оправдываясь, а также молиться за того человека, которого обидел. Просить у Господа прощения, но всё равно служить литургию в полном осознании своего ничтожества, в крайней надежде на милосердие Божие в виду искреннего желания примирения.

Вообще всецелое примирение — это дар Божий, и одного формального произнесения слова «прости» бывает недостаточно. Но все отцы святые говорят, что, если есть возможность это самое «прости» произнести, пусть даже через силу, — обязательно надо это сделать. Просто ради Христа, ради исполнения заповеди о примирении. И даже если человек не откликнется с радушием на такое изъявление покаяния, это всё-таки будет с нашей стороны действительным шагом к примирению. И дальше уже можно продолжать молиться и о самом человеке, и о примирении с ним, надеясь, что появится удобный повод для полного и обоюдного исполнения просимого.

Главное здесь — не соглашаться в сердце с отчуждением и обидой, как с чем-то привычным и допустимым. Просить у Господа о прощении обидчика так, как мы сами хотим, чтобы прощал нас Господь.

Спасибо обидчику

Благодаря обидчику можно научиться управлять собой — эмоциями, чувствами, поступками, мыслями — и по-другому взглянуть на мир. Поэтому обидчик оказывает нам незаменимую услугу, делая нас сильнее. Как сказал один мудрец: «Наши оскорбители — они первые наши душевные благодетели: возбуждают нас от сна духовного».

Можно быть спокойным и за обидчика, потому что над ним есть Судья — Бог, Который будет судить и его нелицеприятно.

Еще Иоанн Златоуст писал: «Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам сильно терзается, и как обиженные молчат, то удар обид сам собой обращается назад и поражает того, кем он послан». Говоря современным языком, срабатывает закон бумеранга.

Обида, или Кому и зачем нужно прощение

Рис. Алены Гудковой

Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды. Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу? Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?
Когда хватаются за молоток

Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство. Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет. Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток… Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора? На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом. Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей. Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками. Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу… Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».

От уголька до пожара

Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно. Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было. Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…» В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех. Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «… Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови. Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет. Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.

Право на обиду?

Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо. В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:

Как легко обидеть человека: Взял и бросил слово, злее перца… А потом порой не хватит века, Чтоб вернуть потерянное сердце.

На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления. Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами. Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».

Два свидетельства

Может показаться, будто прощение для христиан — легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид — всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой. Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь. Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания. Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге два уникальных документа — молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать… Но перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть: «“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников. Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…” Второй пример — человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации — Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: — Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? — Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. — Вы что, потеряли веру? — Нет, — говорит, — но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, — вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить… Вот это тоже герой прощения. И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого» (из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом»).

Иисус Христос обижался?

Вспомните жизнь Спасителя. Его земляки из Назарета, которые знали Его как человека доброго и к которым Он пришел проповедовать Божье Слово, потащили Его к пропасти, чтобы сбросить вниз. «… И встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк.4:29). Он не обиделся на них!

Ученик, который находился рядом много лет и которого Иисус любил и пытался спасти от зла, продал Его за тридцать серебреников. Иисус не обиделся на него!

Христа распяли на кресте, а те, ради которых Христос пришел, которым отдавал всего Себя и грехи которых взял на Себя, ходили мимо, плевали в Него и оскорбляли Его. Он не обиделся на них! А, наоборот, — просил Отца простить мучителей: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк.23:34).

Иисус был единственным на земле совершенным человеком. Он пришел к людям, неся любовь, утешение, исцеление, добрую весть и жизнь вечную. Он помогал всем нуждающимся. И ни разу не обиделся на несправедливое к Нему отношение и унижение. Так какое право имеет обижаться на кого-либо или на что-либо любой человек, погрязший в своих грехах? Нас недооценили, унизили, нам недодали, оскорбили, вовремя не помогли. А мы сами все правильно делали, всех любили, всем помогали, всех ценили? Разве логично обижаться на таких же, как и мы?

Механизм воздействия

Обида — действительно разрушающий грех. Он негативно влияет как на обидчика, так и на обидчивого. Все начинается с того, что человеку кажется, что с ним поступили нехорошо, грубо, что он заслужил лучшего к себе отношения и так далее.

Человек попадается в сеть этого греха из-за склонности к гордости. Вот я такой хороший, как он мог меня обидеть? Я не заслужил такого отношения к себе! Все, прекращаю с ним общение!

Пока вы так думаете, бесы аплодируют своей идеальной работе и придумывают план усугубления. Тогда грех обиды переходит на более «высокий» уровень.

Например, месть. Тебе сделали больно, зачем терпеть? Сказали что-то острое — отвечай той же монетой, «опозорили при всех» — уйди с трибуны, гордо задрав голову, ударили — разве у тебя тоже нет кулаков? Раньше как-то похоже и было: око за око, зуб за зуб.

Процесс обиды двоякий: один обижает, а другой обижается

Психология обиды — это процесс двоякий. С одной стороны, затрагиваются чувства того, кто обижает, а с другой — того, кто обижается.

Изучая причины своей обидчивости, христианин должен научиться преодолевать свои обиды, а также постараться как можно реже обижать других. При этом обижать легко, а загладить обиду очень тяжело.


«Нагорная проповедь». К.Г. Блох 1877 год. Любовь к ближнему своему и необходимость прощать — это одна из основных заповедей Христианства

Обида — нерадостное, тягостное чувство. Оно полностью противоречит Божией заповеди любить ближнего. К сожалению, в современном мире обида и обидчивость стали «нормальным» состоянием для людей.

5 — 11 месяцев

в этом возрасте у детей обнаруживаются первые признаки обиды

Обычно под обидой понимают несправедливо причинённое огорчение, а также чувство, вызванное этим огорчением. Она возникает, когда задето чувство собственного достоинства. Человек это осознаёт и протестует против этого.

При этом обида очень древнее чувство, так её признаки можно обнаружить уже детей в возрасте 5 — 11 месяцев.


«Оскорбленный еврейский мальчик» И.Н.Крамского. 1874 год. Следы обиды обнаруживаются уже у детей, так как это очень древнее чувство

Если же попытаться изучить причины возникновения обиды, можно отметить, что обычно человек в той или иной ситуации ощущает себя незаслуженно обделённым или же наказаны.

Обиженный человек неспособен объективно оценить сложившуюся ситуацию и поэтому обычно это возникает, если у него имеется завышенная самооценка. Когда нас обидят судить о том, какое отношением мы заслуживаем, может судить только Бог.

Для борьбы с обидчивостью необходимо знать причины появления обид

Верующие часто спрашивают: как бороться с ранимостью? Преодоление обид и излечение обидчивости возможно только с Божией помощью, при этом необходимо знать причины возникновения обид. Среди наиболее распространённых из них можно назвать:

  • предательство, измену и коварство;
  • издевательства, насмешки, клевета;
  • обида на замечание и поучение;
  • проявление пренебрежения, презрения;
  • отсутствие меры, бесцеремонность;
  • эгоизм и себялюбие;
  • неблагодарность;
  • нарушение обязательств и отказ в просьбе;
  • непонимание, нечуткость;
  • разность мнений и убеждений;
  • непризнание авторитета и лидерства.


Брйгель. Гордость. Гравюра. Для своенравных людей характерна демоническая гордость. Непризнание окружающими их власти таких людей обижает
Отдельно стоит отметить такую причину появления обид как непризнание лидерства, старшинства и авторитета. Своенравные люди обычно любят видеть, как действует власть и как они принуждают других поступать согласно своей воле.

Чаще всего такие люди лидеры сомнительные и авторитет их дутый. Если же они видят, что им не подчиняются, они дико обижаются.

Обида может возникнуть у лидера, если ему не подчиняются.

Зачастую в этом случае человек становиться тираном, диктатором. Это демонская гордыня. Ответ Господа на эту ситуацию таков:

«Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом».

(Мф. 20:26,27)


Гордость, деталь колонны в Венеции. Для горделивых людей также характерна обидчивость по отношению к зависимых от них лицам, если они отказываются от опеки со стороны такого влиятельного лица

Отказ от помощи ещё одна из распространенных причин обиды. Здесь тоже присутствуют отношения подчинённого и руководителя.

Когда человек отказывается от опеки, его бывший или действующий начальник из гордости и самолюбия может обидеться. В Священном Писании об этом говориться так:

«пусть левая твоя рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

(Мф. 6:3,4)

То есть, если есть желание помочь, нужно это делать и не ожидать благодарности или обижаться на отказ в помощи.

Комментарии

  1. Никита Поздняков
    :

    20.04.2019 в 13:26

    Здравствуйте. Спасибо за публикацию моей статьи «Обидчивость как форма проявления гордости». Правда, без моего согласия и какой-либо ссылки. Кроме того, в статье сделаны добавки и изменения. Также я удивлён, что нигде не указан автор, т.е. я — Поздняков Никита Иванович. Прошу прояснить это недоразумение. Такое поведение недопустимо, тем более — для православного сайта.

    Ответить

    admin

    :

    22.04.2019 в 09:14

    Здравствуйте! Благодарим, что указали на источник статьи. Добавили ссылку на вашу работу в первом абзаце + ваше имя.

    Наш автор использовал вашу статью как один из источников, дополнил и изложил ее для нашего сайта. В итоге мы ее получили как авторскую от него. Автору сделали предупреждение.

    Ответить

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Обидчивость можно победить сложной духовной работой и обращением к Богу

При борьбе с обидчивостью Отцы Церкви предлагают следующий путь:

  1. Молитвенное обращение к Богу за помощью.
  2. Искоренение своих грехов и недостатков.
  3. Духовная работа над тем, чтобы быть доброжелательным по отношению к другим людям.
  4. Активное противодействие злу добром.
  5. Помощь обидчику в устранении его острой нуждыэ
  6. Молитвенное обращение к Богу за телесное и духовное здравие обидчика и его успехи в богоугодных делах.

6 шагов

необходимо сделать на пути борьбы с обидчивостью


Покаяние. «Покаяние Панек Илья». Божья помощь, которую можно получить через раскаяние и молитву — залог победы над обидчивостью

Когда мы говорим друг другу неприятные слова, это уже грех, а обида, возникающая при этом — ропот на Господа. Ропот приводи к поруганию образа Божия как в самом себе, так и обидчике.

При этом такое поругание часто касается близкого человека. Отсюда страшная нравственная тяжесть и поэтому долг христианина не доводить дело до обид.

Лучше не замечать, что сказал в ответ тот или иной человек. Нужно просить прощение у того, кого вы обидели и самому прощать обиды.

При этом можно сказать много слов, но преодолению обид способствует только обращение за помощью Божией. Только молитва и покаяние способно излечить человека от греха гордыни и обидчивости и помочь попасть в Царство Небесное.

Гордость — коварное и многоликое чувство

При обиде наиболее сильное чувство возникает в том случае, когда с человеком поступили несправедливо. При этом особенно сильно может заявить о себе самолюбие, ущемлённая гордость и осуждение обидчика.

Для людей, ведущих духовную жизнь эти чувства уже неприемлемы, при этом грехопадение человека может продолжится. Дело в том, что малый грех тянет за собой большой: гордыня рождает обидчивость, обиды порождают злопамятность, а та, в свою очередь, переходит в мнительность.


Преподобный Авва Дорофей. Фреска. Авва Дорофей призывал удерживать в себе злость

Таким образом, гордыня может породить снежный ком различных грехов, а «инструментом» такого процесса выступит обыкновенная обидчивость. Кстати, можно заметить обратную связь различных греховных чувств в быту.

Завидующие люди легко обижаются по любому поводу, на того, кому завидуют. В народе же говорят: «кто завидлив», тот обидчив.

Высшая же степень гордыни — устойчивое нежелание простить обиды. Она проявляется в том, что обиженный упорно отказывается общаться со своим обидчиком, хотя уже сама причина обиды ликвидирована. Авва Дорофей говорил:

«… Удерживая в себе злость, мы не только разрушаем молитву — мы делаем её оскорбительной для Бога, превращаем её в грех».

Авва Дорофей

преподобный

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]