Антифоны и гимн «Единородный Сыне»: неизвестная история


Единородный Сыне

«Единородный Сыне и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».

На каждой Божественной литургии мы слышим удивительный гимн, который незримым образом трогает душу каждого молящегося в храме и вызывает глубокие внутренние размышления, перенося внимание от библейских текстов Ветхого завета к текстам Нового Завета, от пророчеств о Боговоплощении, выраженных в псалмах первых двух антифонов к Заповедям Блаженств. Он поется всегда после второго антифона, какие бы антифоны ни были и какой бы праздник ни праздновался (антифоны – песнопения, состоящие из стихов псалмов, которые исполняются в начале Божественной литургии). Песнопение «Единородный Сыне» было составлено, по преданию, императором Юстинианом, для того чтобы опровергнуть неправославное учение об Иисусе Христе. Оно представляет собой исповедание веры в воплощение Христово и является кратким выражением православного учения Церкви о Богочеловеческой природе Господа Иисуса Христа, пострадавшего ради нашего спасения.

В «Хронографии» преподобного Феофана Исповедника была помещена запись о введении императором Юстинианом песнопения «Единородный Сыне» в константинопольское богослужение во второй год епископства Агапита I, папы Римского, в 535 или 536 году. Георгий Кедрин в конце XI в в «Историческом синопсисе» отнес это же событие ко 2-му году правления Юстиниана, то есть к 528 г. С именем императора Юстиниана происхождение песнопения связывают также Павел Диакон (VIII в.) и автор литургического комментария XII в., надписанного именем свт. Софрония Иерусалимского. Первое известное упоминание о том, какое именно место занимало это песнопение в константинопольском богослужении, содержится в литургическом комментарии VIII в. «Церковная история», или «Тайноводственная история кафолической Церкви».

Если попробовать перевести на русский язык это замечательное и очень духовно глубокое песнопение, то мы услышим: «О, Христе Боже, Сын Единородный (т.е. единственный), Слово Божье, Вечно Бессмертный, изволивший ради нашего спасения воплотиться от Святой Богородицы и Приснодевы Марии, без всякой (в Себе) перемены вочеловечиться и отдать Себя на распятие! Ты, смертью смерть поправший, Один из (Лиц) Святой Троицы, прославляемый вместе с Отцом и Святым Духом, спаси нас!». Сын Божий называется Единородным, так как Он как Второе Лицо Пресвятой Троицы есть единственный Сын Бога Отца по природе. В песнопении особенно подчеркивается, что Сын Божий стал человеком, оставаясь при этом Богом неизменно. Кроме того, «непреложность вочеловечения», по всей вероятности, обозначает здесь и то, что человеческая природа Господа не «растворилась» в божественной, как утверждали монофизиты.

Слова «Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу» свидетельствуют о том, что Сын Божий и Сын Человеческий, Иисус Христос, — Одно из нераздельных Лиц Святой Троицы и имеет равную честь и славу вместе с Богом-Отцом и Святым Духом. Только такой Бог есть истинный Богочеловек.

Песнопением «Единородный Сыне» прославляется Тот, Кто воплотился на земле, чтобы спасти человечество, Кто в таинстве Причащения желает соединить каждого с Собой как Источником благодати. Ради этого верующие собираются на Божественную Литургию. Внимая этому литургическому гимну, даже те, кто еще не до конца понимает смысл этих слов, может ощутить, как раскрываются они в его сердце – а тем более трогают эти слова при осознании их содержания и смысла.

В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля находится единственная известная икона «Единородный Сыне», относящаяся к 1547 году и написанная во время восстановления после большого московского пожара. На правом верхнем клейме иконы в образах представлено содержание стиха: «Единородный Сыне, и Слове Божий, безсмертен Сый, и изволивый спасения нашего ради воплотитися от святыя Богородицы, и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся; распныйся же Христе Боже, смертию смерть поправый, Един сый Святыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас».

Фраза «Единородный Сын» встречается в Евангелии от Иоанна 3:16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Слово «единородный» в греческом оригинале звучит как «моногенез». Это слово переводится по-разному – «единственный» или «единородный».

Именно этот последний вариант («единородный», используемый в некоторых переводах, в частности в Синодальном, приведенном выше) вызывает проблемы. Ложные учителя ухватываются за это, чтобы доказать свое учение, что Иисус Христос – не Бог, то есть, что по Своей сущности Он не равен Богу, будучи вторым Лицом Троицы. Они видят это слово «единородный» и говорят, что Иисус является сотворенным существом, потому что лишь тот, кто имеет начало во времени, может быть «рожден». Они упускают единственный момент, что «единородный» является переводом греческого слова. Таким образом, мы должны смотреть на первоначальное значение греческого слова, а не привносить свой смысл в этот текст.

Итак, что же означает «моногенез»? Согласно греческим словарям Нового Завета, «единородный» имеет два основных определения. Первое определение – «являться единственным в своем роде в конкретном отношении». Это значение используется в Евреям 11:17, где автор называет Исаака «единородным сыном» Авраама. Авраам имел больше одного сына, но Исаак был единственным сыном от Сарры и единственным сыном завета.

Второе определение – «являться единственным в своем роде или классе, уникальным». Именно это имеется в виду в Иоанна 3:16. Фактически, Иоанн – единственный новозаветный писатель, который использует это слово по отношению к Иисусу (см. Иоанна 1:14, 18; 3:16, 18; 1 Иоанна 4:9). Иоанн, прежде всего, желал продемонстрировать то, что Иисус был Сыном Божиим (Иоанна 20:31), и он использовал это слово, чтобы выделить Иисуса как однозначно Божьего Сына – имея ту же Божественную природу, что и Бог – в отличие от верующих, которые являются сыновьями и дочерями Бога через веру.

Суть заключается в том, что такие термины, как «Отец» и «Сын», которые описывают Бога и Иисуса, являются человеческими терминами, используемыми, чтобы помочь нам понять взаимосвязь между различными Лицами Троицы. Если вы можете понять связь между человеческим отцом и сыном, то и сможете понять, в частности, отношения между Первым и Вторым Лицами Троицы. Аналогия теряет смысл при попытке развить ее слишком далеко и учить, как некоторые христианские культы (например, Свидетели Иеговы), что Иисус был буквально «рожденным», то есть «произведенным» или «созданным» Богом Отцом.

Псалом 102

Шрифт

Псалом Давиду

Псалом Давида.

1 Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. 1 Благословляй, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его.
2 Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, 2 Благословляй, душа моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его:
3 очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои,
4 избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, 4 избавляет от погибели жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами,
5 исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. 5 исполняет благами желание твое, – обновится, как у орла, юность твоя.
6 Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. 6 Творит милость Господь и суд всем обиженным.
7 Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: 7 Он открыл пути Свои Моисею, сынам Израилевым – желания Свои.
8 Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. 8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив,
9 Не до конца прогневается, ниже во век враждует, 9 не до конца прогневается и не навек негодует.
10 не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. 10 Не по беззакониям нашим Он соделал нам, и не по грехам нашим воздал нам,
11 Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его. 11 ибо, по высоте неба от земли, утвердил Господь милость Свою к боящимся Его;
12 Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. 12 на сколько отстоит восток от запада, удалил Он от нас беззакония наши.
13 Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. 13 Как милует отец сынов, помиловал Господь боящихся Его,
14 Яко Той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. 14 ибо Он знает состав наш, помнит, что мы – прах.
15 Человек, яко трава дние eго, яко цвет сельный, тако оцветет, 15 Человек – как трава дни его, как цвет полевой, так отцветёт,
16 яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. 16 ибо дыхание прекратилось в нем – и не будет его, и не узнает он более места своего.
17 Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, 17 Милость же Господня – от века и до века на боящихся Его,
18 и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. 18 и правда Его – на сынах сынов хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19 Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. 19 Господь на небе уготовал престол Свой, и Царство Его всем владеет.
20 Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. 20 Благословляйте Господа, все Ангелы Его, сильные мощью, исполняющие слово Его, как только услышат глас слов Его.
21 Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. 21 Благословляйте Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его.
22 Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа. 22 Благословляйте Господа, все творения Его, на всяком месте владычества Его. Благословляй, душа моя, Господа!
Слава: Слава:

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

Псалом 101К спискуПсалом 103

Православная Жизнь

Сайт Горловской и Славянской епархии

«И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша».

Сам по себе Символ веры неравнозначен: о Боге Отце говорит только первый член, а об Иисусе Христе — шесть, со второго по седьмой включительно. Второй начинает повествовать о Спасителе и сосредоточен на Его божественном происхождении, следующие рассказывают о земной жизни после воплощения.

В древние века, когда христианство распространялось в Римской империи, христианам нужно было понимать, кто перед ними — свой или чужой. Для такого распознавания существовали разные способы, и один из них — когда верующий рисовал на песке рыбу, символ Иисуса Христа. Если в ответ человек рисовал такую же рыбку, было понятно, что это христианин, с ним можно обсуждать основы веры или какие-то христианские вопросы. После того, как эпоха гонений закончилась, появились ереси, которые отрицали божественность Иисуса Христа. На Первом Вселенском Соборе был утверждён Символ веры, второй член которого утверждал, что Господь — истинный Бог, который рождён, а не сотворён — в отличие от того, что утверждал Арий и его последователи.

На наших богослужениях Символ веры поёт весь храм. Это очень хорошая традиция, потому что так мы проявляем своё единство. Это как система распознавания «свой-чужой», как рыбка, которую в древности рисовали на песке. Мы вместе поём и ощущаем, что мы — единое мистическое тело Христово. То есть Символ веры — не очередная молитва из сборника молитв, это очень важный элемент жизни христианина. Почему в молитвенном правиле обязательно присутствует Символ веры? — потому, что очень важно ежедневно повторять эти догматы: они — краткое изложение нашей веры. Произнося их, мы утверждаем: Господи, мы — Твои, мы с Тобой, мы желаем быть такими. К сожалению, нередко верующие не осознают актуальность Символа веры. Не знаю, как в других храмах, но в своём я нередко наблюдаю, что это пение превращается не в объединяющий христиан момент богослужения, а какие-то разброд и шатание.

О чём же дословно второй член Символа веры? Начинается он со слов о том, что мы веруем «во единого Господа Иисуса Христа», что значит: мы верим в Иисуса (это имя, которое в переводе в еврейского значит «Спаситель») Христа — то есть помазанника (так называли пророков и царей), о Котором пророчествовал Ветхий Завет, Мессию, Которого ждал иудейский народ. Он Сам подтверждал это: «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:25-26); «итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (Деян. 2:36). Господь — слово очень важное в то время, потому что в греческом и латыни оно употреблялось по отношению к римским императорам, они считались наделёнными властью самими богами. И когда христианин говорил, что есть один Господь — Иисус Христос, он этим отрицал божественное происхождение власти римских императоров, что вызывало у тех ненависть и приводило к бесконечным гонениям.

«В Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго». Иисус Христос — Сын Божий, единственный из рождённых от Отца (Единородный). То есть никто, кроме Него, от Отца не рождался. Если забежать вперёд, мы прочтём, что Дух Святой исходит от Отца, а Сын — рождается, значит Он — именно Сын, единственный Сын у единственного Отца.

«Прежде всех век» — эти слова исключают все временные рамки, то есть утверждают, что Бог вне времени, и, таким образом, подчёркивается, что Иисус Христос был всегда.

«Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна» Этими словами подчёркивается, что Иисус Христос — не творение, как люди и ангелы. Когда составляли этот член Символа веры, была очень распространена арианская ересь, утверждавшая, что Иисус Христос сотворён Богом Отцом (к слову, об этом говорят сейчас свидетели Иеговы). Соответственно этой ереси Христос не может быть Богом, поскольку, дескать, Он сотворён, поэтому в Символе веры подчёркивается, что Он — рожденный и несотворенный Свет от Света, истинный Бог.

«Единосущна Отцу» — то есть у Него единая сущность с Отцом. Об этом Он Сам свидетельствует: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30), «видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

«Им же вся быша» — это значит, что Сыном Божиим сотворён весь видимый и невидимый мир, всё давалось через Него. Об этом свидетельствует Иоанн Богослов: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3). То есть Сын Божий как одно из Лиц Пресвятой Троицы творил мир.

Если подытожить, то второй член Символа веры говорит о Божестве воплотившегося Сына Божия, о том, что Он не ангел, а Бог от Бога, Свет от Света, и обладает Божественной природой во всей её полноте, как и все Лица Пресвятой Троицы.

В Символе веры нет неважных слов. Он кажется простым только на первый взгляд. В нём столько любви! Каждое слово свидетельствует о любви Бога к роду человеческому. Он пришёл на землю не призывать к ней, а показать, что Он Сам есть Любовь. Об этой любви говорят слова Евангелия: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Если суммировать всё сказанное, то Символ веры — это гимн любви Бога к людям. Чем мы можем ответить на неё? Взаимностью.

Протоиерей Владимир Шутов

Записала Екатерина Щербакова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]