Текст великого славословия
Прослушать:
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй* грех мира, помилуй нас. Вземляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам! Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави* милость Твою ведущим Тя! Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!
Вземляй — подъемлющий. Пробави — простри.
***
Великое славословие
протоиерей Димитрий Кувырталов
«Слава Тебе, показавшему нам свет» – этим возгласом в конце всенощного бдения древняя Церковь приветствовала начало нового дня. Великое славословие – одно из древнейших песнопений Церкви – прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, покланяемся, славословим и благодарим Бога. Здесь мы исповедуем Божественные Имена, через которые, как через солнечные лучи, нас касается Божественная теплота, радость и сила.
Центральная часть Славословия – это история нашего спасения, совершенного Иисусом Христом не за наши заслуги, а по неизреченной и непостижимой милости Божией к нам.
«Во свете Твоем узрим свет». Заканчивается Славословие великим ликованием. Человек, исполненный греховного мрака, просвещается чувством Божественного присутствия. Становясь светом, он видит себя рядом с Богом непросвещенным мраком; осиянный благодатью Божией, становится способным лицезреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Господи, милость Твою знающим Тебя».
Церковь знает три вида моления – прошение, благодарение и славословие. Когда душа исполнена милостей Божиих, когда она благодарит Бога за все, ниспосылаемое ей, тогда она в благоговейном восторге славословит, поет и превозносит Живоначальную Троицу. Поэтому Великое Славословие заканчивается пением Трисвятого.
Человек не может жить без Бога, человек сроден Богу. Бог соделал нас Собой… Человек славословит Бога, навыкая райскому состоянию души.
Синонимы
В качестве примера можно привести наиболее подходящие из них:
- осанна;
- гимн;
- панегирик;
- хвала;
- акафист;
- песнопение;
- молитва;
- ода;
- псалом;
- песнь;
- похвальное слово;
- хвалебная речь;
- похвала;
- прославление;
- восхваление;
- дифирамб;
- восславление;
- выхваление;
- нахваливание;
- превознесение;
- расхваливание;
- хваление;
- фимиам;
- моление;
- возвеличивание;
- воспевание;
- чествование;
- комплимент;
- возношение;
- триумф;
- мадригал;
- вознесение;
- овация;
- одобрение;
- апофеоз;
- молитвословие;
- молебствие.
В продолжение рассмотрения вопроса о том, что это – «славословие», целесообразным будет вникнуть в происхождение изучаемой лексемы.
Содержание великого славословия
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
Самое славословие начинается ангельскою песнью при рождении Спасителя, – чем утреня, уже близящаяся к концу, возвращается к своему началу (любимый прием в церковных песнях). Такая высокая, небесная песнь освящает наши уста (как и пред утреней) для нашей собственной песни, которая и начинается со слов: «хвалим (собственно: «поем») Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся» (ср. с заключением к недавней 8‑й песни канона), напоминающих своею краткостью и общностью величайшую песнь литургии («Тебе поем»): как там не указывается, за что поем, благословим и благодарим Господа и о чем молимся Ему, потому что благодарим тогда за все и молимся о всем и перечень вышел бы бесконечным, так не указывается это и здесь, а указывается верховная причина нашей хвалы, поклонения и благодарения – великая слава Божия.
За этим прославлением Бога в песни следует молитва к Нему, переходом к которой служит молитвенное обращение ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св. Троицы молитва направляется главным образом к Ходатаю нашему на небе, Агнцу Божию (любимое название Спасителя у древних христиан), у Которого мы просим помилования (основное прошение всех молитв бдения – ектений), обусловливаемого между прочим принятием настоящих наших (долгих и уже близящихся к концу) молитв.
Для уверенности в успехе этого прошения оно заключается тем торжественным исповеданием Христа, какое возглашается на литургии пред самым приобщением Св. Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца» (неизмеримую славу Божию наличность такого Сына еще увеличивает, хотя увеличить ее как бы некуда). Этим заканчивается первая часть великого славословия, заключающаяся первым «аминь» в нем.
Вторая часть уже не так радостна и восторженна, притом, как и 3‑я часть, она почти всецело компилятивна – составлена из слов Св. Писания. Прославление Бога, наполняющее ее («на всяк день», следовательно и в наступающий, «благословим Тя», потому что имя Твое будет прославляться вечно, – из Пс. 144, 2-й прославлялось ранее: «благословен еси, Господи Боже отец наших» – Дан. 3:25), омрачается здесь сознанием греховности нашей, которая может как бы нарушить и прервать это вековечное прославление (ср. «в славу…» конца 1‑й части) Божие одним греховным днем, от чего да сохранит нас Бог сегодня. Второе «аминь».
Третья часть уже исключительно молитвенная. Покаянная скорбь здесь уже настолько усиливается, что радостное прославление Бога, которым началось великое славословие и которое должно быть главным предметом его, едва прорывается кое-где в отдельных выражениях («Благословен еси Господи» – Пс.118:12). Эта часть и начинается молитвою, а не хвалою, в противоположность первым двум, молитвою общего характера о милости Божией, однако растворяемою надеждою на Бога («Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» – Пс.32:22).
Эта общая молитва принимает затем более определенный характер и сводится к просьбе у Бога – научить нас Его оправданиям, просьбе, выраженной словами 118 пс: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и повторяемой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повторение это делается не с изменением в тексте, как на вечерне в «Сподоби Господи», а с буквальною точностью, чем эффект усиливается).
Далее эта еще довольно общая просьба развивается и разъясняется: для осуществления в жизни оправданий Божиих нужно очищение от грехов и умение творить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Которому и нужно прибегнуть за помощью, как прибегали к Нему всегда и все («Господи, прибежище был еси нам в род и род» – Пс.89:1); у Него и испрашивается сначала очищение от грехов (словами Пс.40:5: «Аз рех» – усиленная просьба: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе»); а затем еще усиленнее («Господи, к Тебе прибегох…») – научение воле Его (Пс.142:9).
Молитва заключается твердою уверенностью в исполнении ее, обосновываемой (как в возгласах после ектении: «Яко Ты еси») на особенной близости к нам Бога («Бог мой», Пс.142:9,10), источника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утренний – возвращение к начальному возгласу великого славословия при конце его). Последними словами своими: «пробави (продли) милость Твою ведущим Тя», вместе с предыдущими: «яко у Тебе…» (Пс.35:10,11) третья часть великого славословия возвращается к своему началу, причем начальное ее прошение о милости Божией к нам («буди») здесь усиливается («пробави»).
Нельзя не заметить, что указанная связь между отдельными предложениями настоящей длинной песни не очень тесная; переходы в ней от одной мысли к другой довольно неожиданны. Песнь состоит, собственно, из отрывочных молитвенных и хвалебных восклицаний, из которых каждое слишком полно, законченно само в себе, чтобы еще нужно было продолжение или восполнение его. Все выражения взяты из Св. Писания, и оттуда выбраны самые сильные.
***
На будничных (неславословных) и великопостных праздничных утренях, а также на повечериях Великое славословие заменяется чтением вседневного славословия.
Уставные особенности, касающиеся Великого славословия[ | ]
Случаи использования великого славословия[ | ]
Великое славословие поётся на праздничных бденных, полиелейных и славословных
богослужениях.
Малые
(без полиелея) праздничные богослужения с пением
великого славословия
в православных месяцесловах помечаются отличительным знаком: — красные скобка с тремя точками внутри. Однако
славосло́вные
службы
отданий
Пасхи, двунадесятых праздников и Преполовения не помечаются этим знаком. Другие
славословные
праздники:
- Господские:
*Начало индикта (церковный новый год) 1 (14) сентября, память обновлений Храма Гроба Господня 13 (26) сентября, Происхождение честных древ Животворящего Креста 1 (14) августа, перенесение Нерукотворенного образа 16 (29) августа, Лазарева суббота, Великая суббота, Преполовение, Духов день. - Богородичные:
Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы 9 (22) декабря, Собор Пресвятой Богородицы 26 декабря (8 января), Собор архистратига Гавриила 26 марта (8 апреля), Положение ризы Богородицы во Влахерне 2 (15) июля, Успение Анны матери Пресвятой богородицы 25 июля (7 августа), Суббота Акафиста. - Памяти святых:
Иоанна Новгородского 7 (20) сентября, Иосифа Волоцкого 9 (22) сентября, князя Феодора Смоленского 19 сентября (2 октября), князя Михаила и болярина Феодора 20 сентября (3 октября), зачатие Иоанна Крестителя 23 сентября (6 октября), Савватия Соловецкого и ***митрополита Петра Крутицкого 27 сентября (10 октября), Григория Пельшемского 30 сентября (13 октября), Саввы Вишерского 1 (14) октября, Гурия Казанского 4 (17) октября, **святителей Московских 5 (18) октября, апостола Иакова брата Божия 23 октября (5 ноября), Арсения Сербского и мученицы Параскевы 28 октября (10 ноября), ****Авраамия Ростовского 29 октября (11 ноября), Ионы Новгородского 5 (18) ноября, Варлаама Хутынского 6 (19) ноября и в первую пятницу Петрова поста, *****блаженного Максима Московского 11 (24) ноября, Никона Радонежского 17 (30) ноября, Варлаама и Иоасафа Индийских 19 ноября (2 декабря), **Александра Невского 23 ноября (6 декабря), ***Филарет Милостивый 1 (14) декабря, Саввы Звенигородского 3 (16) декабря, Нила Столобенского 7 (20) декабря и 27 мая (9 июня), ***Симеона Верхотурского 18 (31) декабря, Собор Иоанна Предтечи 7 (20) января, Саввы Сербского 12 (25) января, Никиты Новгородского 31 января (13 февраля), Димитрия Прилуцкого 11 (24) февраля, Арсения Тверского 2 (15) марта, Евфимия Новгородского 11 (24) марта, Макария Калязинского 17 (30) марта, Евфимия Суздальского 1 (14) апреля, Зосимы Соловецкого 17 (30) апреля, Стефана Пермского 26 апреля (9 мая), **Пафнутия Боровского 1 (14) мая, Исаии Ростовского и **Царевича Димитрия 15 (28) мая, Ефрема Перекомского 16 (29) мая, Корнилия Комельского 19 мая (1 июня), **Алексия Киевского 20 мая (2 июня), князя Константина Муромского 21 мая (3 июня), Леонтия Ростовского 23 мая (5 июня), Никиты Переяславского 24 мая (6 июня), Кирилла Белоезерского 9 (22) июня, ***Тихона Луховского 16 (29) июня, князей Петра и Февронии 25 июня (8 июля) и в воскресенье перед 6 (19) сентября, *Собор двенадцати апостолов 30 июня (13 июля), **Сергия Радонежского и ***преподобномученицы Елизаветы 5 (18) июля, ***Евфросинии Московской 7 (20) июля, **Антония Печерского 10 (23) июля, Макария Желтоводского 25 июля (7 августа), ***Моисея Угрина 26 июля (8 августа), ***Вениамина Петроградского 31 июля (13 августа), Василия Блаженного 2 (15) августа, Антония Римлянина 3 (16) августа, Авраамия Смоленского 21 августа (3 сентября), митрополита Петра Киевского 24 августа (6 сентября), ***Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих 28 августа (10 сентября), Александра Свирского 30 августа (12 сентября), Собор всех преподобных в субботу сырной седмицы.
*В Типиконе помечается как полиелей — , но в современной приходской практике совершается славословная служба. **В Русской православной церкви этим святым обычно совершается полиелей. ***В нынешний Типикон ещё не внесены памяти этих святых. ****Обычно совершается вседневное богослужение без праздничного знака. *****В Типиконе помечен «службой на 6
» — .
Великое славословие отсутствует:
- в заупокойных аллилуйных службах;
- в будничных и в шестеричных богослужениях, а также, если праздники попали на будничные дни с понедельника по пятницу Великого поста[4], когда вместо пения хором великого славословия, на утрени одним чтецом произносится вседневное славословие, которое почти так же читается и на повечериях;
- в Пасху и всю Светлую седмицу, несмотря на максимальную торжественность богослужения, великое славословие
(как и полиелей) не совершается, за исключением случаев, если в эти дни случится Благовещение 25 марта (7 апреля), память великомученика Георгия Победоносца 23 апреля (6 мая) или престольный праздник.
Порядок славословного богослужения[ | ]
При совершении славосло́вных
служб обычно:
- На «Го́споди воззва́х…
» (вечерня) поётся 6 стихир только праздника или празднуемому «
славосло́вному
» святому (обычно каждая из имеющихся в Минее (или Триоди цветной) трёх стихир поётся по дважды. На «
И ны́не…
» — воскресный догматик по гласу стихиры на «
Сла́ва…
», в субботу — догматик
уходящего
гласа; - На стиховнах вечерни поются 3 стихиры праздника со своими запевами-«стихами». На «И ны́не…
» поётся стиховный богородичен (в некоторых случаях из праздничного 1-го приложения Минеи, но в некоторых — из вседневного 2-го) по гласу стихиры «Славы»; - В конце вечерни после тропаря святому поётся богородичен праздничного (3-го) приложения по гласу тропаря. Этот же богородичен поётся ещё два раза: в начале и в конце утрени после пения тропаря праздника. Если праздник Господский или Богородичный, то после тропаря праздника нет богородична;
- В малом повечерии по Трисвятом — кондак праздника;
- Полунощница — вседневная;
- Две кафизмы по Уставу (если славословие совершается в период зимнего расписания [стихословия Псалтири], то третья кафизма переносится на вечерню грядущего дня[5]. Седальны по кафизмам с богородичными — из Минеи;
- Каждая песнь канона Утрени состоит из: ирмоса, трёх тропарей первого канона Октоиха, четырёх тропарей второго канона Октоиха, пяти (если тропарей в Минее меньше, то чтец первые (или все) тропари произносит по два раза) тропарей празднуемому святому и богородична. Однако в случае Богородичных праздников и отданий двунадесятых праздников, Октоих не используется, и все 14 тропарей в каждой песни канона — праздничные. Праздничная катавасию клирос поёт после каждой песни канона. В субботу в храме святого канон храма уже не читается;
- Светилен святому (дважды), «Сла́ва… и ны́не…
», богородичен; - 4 стихиры святому на «Хвали́те…
», ещё одна поётся на «
Сла́ва…
». На «
И ны́не…
» поётся стиховный богородичен из праздничного 1-го приложения по гласу стихиры «Славы»; - Поётся великое славословие
. В богослужебной практике укоренился обычай на
Великом славословии
открывать Царские врата, а священнику облачаться в фелонь[6], подчёркивая праздничное окончание утрени, но отпуст бывает и вседневным; - Тропарь и кондак праздника на каждом часе;
- На «Блаже́ни…
» — 4 тропаря третьей песни канона праздника и 4 тропаря — шестой; - По входе с Евангелием тропари и кондаки поются по вседневной очерёдности, только на «Сла́ва…
» поётся кондак праздника, а не «
Со святы́ми упоко́й…
»; - Прокимен, аллилуиарий и причастен — дня седмицы и праздника;
- Апостол и Евангелие — рядовые (очередные зачала, отсчитываемые от Пасхи) и праздника.
Особые совершения славословия[ | ]
Если богослужение возглавляет архиерей, то он в начале пения великого славословия выходит из алтаря через царские врата на амвон и осеняет молящихся трикирием и дикирием на четыре стороны.
На всенощном бдении накануне Крестопоклонной (3-ей) Недели Великого поста, Происхождения честных древ Креста Господня 1 (14) августа и Воздвижения Креста Господня 14 (27) сентября перед Великим славословием настоятель надевает полное облачение (как на литургии), а при пении Трисвятого совершает вынос Креста.
На утрене Великой Субботы (служится вечером в Великую Пятницу) предстоятель надевает на себя полное облачение, и перед славословием священники из алтаря выходят на середину храма к плащанице, а при пении Трисвятого берут плащаницу и начинают чин погребения Спасителя — крестный ход с плащаницей вокруг храма[7]. То же самое совершается и при чине погребения Божией Матери (может совершаться в любой день попразднства Успения).
Текст вседневного славословия:
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грех мира, помилуй нас. Вземляй грех мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяку нощь благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя.
Этимология
Изучаемое существительное образовано из двух других, это «слава» и «слово». Далее будет рассмотрено каждое из них в отдельности.
Существительное «слава» в словаре трактуется, как широкая известность, почет, восхищение. В переносном смысле оно обозначает хвалу, благодарность. Оно происходит от праславянского slava, от которого также произошли:
- древнерусское и старославянское «слава»;
- украинское, белорусское, болгарское «слава»;
- сербохорватское «сла̏ва»;
- словенское, чешское и словацкое sláva;
- польское, верхнелужское и нижнелужское sɫaw a.
Изучаемая лексическая единица связана чередованием гласных с глаголом «слыть». Значение последнего – «считаться кем-нибудь, чем-нибудь», «быть известным в качестве кого-то или чего-то».
Родственно таким существительным, как:
- литовское šlóvė – «хвала», «честь»;
- восточно-литовские šlãvė – «слава», «честь», šlovė – «роскошь», «великолепие»;
- латышские slava, slave – «молва», «слава»;
- греческое κλέος – «слава»;
- древнеиндийское c̨rávas – «почет», «слава», «хвала»;
- авестийское sravah – «слово»;
- древнеирландское – «слава».
А также глаголам:
- древнеиндийскому c̨rāváyati – «слушать»; «заставляет», «возвещает»;
- авестийскому sravayeiti – в том же значении;
- новоперсидскому sarāуīdan – «петь»;
- восточно-литовскому šlãvinti – «славить».
Что касается лексемы «слово», то она имеет очень большое количество значений, однако для рассматриваемого случая больше всего подходит употребление ее в переносном смысле. Здесь она трактуется как «словесное выражение мысли или чувства», «высказывание».
Происходит она от праславянского существительного slovo, от которого произошли и:
- древнерусское, старославянское, белорусское, украинское, болгарское «слово» в значении «буква», «слово»;
- сербохорватское «слово» в значении «буква»;
- словенские slovô – «прощание», slóvo – «буква, слово», slòv – «имя», «зов»;
- чешские slovo – «слово», sloveso – «глагол»;
- словацкое slovo – «слово»;
- польское, верхнелужское и нижнелужское słowo;
- полабское slüvǘ.