Молитва — что это?
Согласно учению святых отцов, «молитва есть общение и беседа человека с Богом». Или как еще говорят об этом: «Молитва есть общение и единение человека с Богом». Правильнее было бы сказать, что в молитве человек говорит или, хотя бы, пытается говорить с Господом.
Как мы знаем, для того, чтобы дитя научилось речи, его обычно никто специально сему не учит. Но обретает он сей дар в общении с другими людьми, в первую очередь со своими родителями — так точно было раньше и с даром молитвы.
Которой ребенок учился в общении с другими, более опытными молитвенниками; учился главным образом в своей благочестивой семье и христианском обществе. Однако сейчас такое «днем с огнем надо поискать». Вот почему одна из главных проблем нынешнего христианина, пришедшего из атеизма в православие и состоит в том, что он попросту не умеет молиться.
Полезные материалы
Как о сем еще задолго до наших времен было откровении во образе видения (говорят, оно было святому праведному Иоанну Кронштадтскому):
«Смотрю — идет масса людей, страшно измученных, на лбу у каждого звезда. Они, увидев нас, зарычали: «Молитесь за нас, святые отцы, Богу, очень нам тяжело, а сами мы не умеем. Отцы и матери нас не учили закону Божьему и даже имени христианского у нас нет».
Кто же может помочь нам в этой страшной беде?! Только Сам Господь. И чтоб получить такую помощь, первым делом заметим, что молитва – это только часть нашей беседы с Богом, когда мы говорим с Ним. Вторая ее часть – это чтение Священного Писания, когда уже Сам Бог говорит с нами.
Интересный факт
Существует три вида молитвы: просительная (когда мы что-либо просим у Бога), славословие (прославление Бога как Творца вселенной), благодарственная (когда мы благодарим Бога за Его милости). Высшей, самой совершенной формой, к которой должен стремиться каждый христианин, является, конечно, благодарение.
Как следует молиться
Открыв Евангелие, мы узнаем заповеди Христовы о молитве, данные Им в Нагорной проповеди:
«Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6: 5-6).
Правда, буквальный смысл этой заповеди кажется нам тщетным. И действительно, живя в антихристианском обществе мы вряд ли прославимся, если будем напоказ молиться в разных общественных местах и на перекрестках. Скорее нас примут за ненормальных. Так что в наше время мало кто решится повторить сей сомнительный «подвиг» древних лицемеров.
Но эта заповедь имеет еще другой, духовный смысл. Ведь в любом обществе и месте всегда есть хотя бы один внимательный зритель, часто именно ради которого мы совершаем различные добрые дела, в том числе, творим молитвы. Кто же этот зритель? Это ты сам. Ибо нашей падшей природе свойственно запоминать свои добрые дела, гордиться и надмеваться ими.
Это особенно свойственно тем «подвижникам», которые, вообще не научившись молиться, пытаются совершать особые молитвы, чаще всего, «Иисусову». Таковые обычно скрупулезно подсчитывают, запоминают их количество и вовсю борются за него. Но… согласно вышеприведенной заповеди Спасителя — это тщетный труд.
Тут верно такое правило: «Что мы запоминаем, то Бог забывает; а что забываем мы, то помнит Он». Запоминаем мы свои добродетели – Господь их забывает; а если забудем их мы, то будет помнить Он. Для нашего падшего естества свойственно первое (видеть себя очень добродетельными), и очень трудно последнее. А надобно, иначе молитва не пойдет. Подскажу и как достичь сего последнего – для сего необходимо иметь твердую православную веру в догмат Искупления. Только так христианин может научиться не помнить содеянные им добрые дела – а иначе никак!
Что же далее говорит Спаситель о молитве:
«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6: 7-8).
Согласно толкованию этого места Св.Писания блаженным Феофилактом:
«Многоглаголание есть пустословие: например, молить о чем-либо земном – о власти, богатстве, победе. Многоглаголание есть и нечленораздельная речь, как речь детей. Итак, не будь пустословом. Должно совершать не длинные молитвы, а краткие, но непрестанно пребывать в краткой молитве».
Язычники,«познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим.1: 21-23).
Поэтому они выдумали себе множество «богов», каждый из которых отвечал за что-то земное: эти самые власть, богатство, победу и т.д. Поэтому, боясь оскорбить какого-то из этих своих «богов», они в молитве старались угодить каждому. Почему и были многословны.
Подобно тому, как, например, языческие Афины были настолько переполнены идолами (тоже старались каждому «богу» угодить), что апостол Павел, пребывая в сем городе, даже «возмутился духом» (Деян.17: 16). Так мало этого, боясь, что даже при всем своем усердии они какого-то истукана забыли, предусмотрительные афиняне еще специально создали жертвенник «неведомому Богу» (ср.Деян.17: 23), — это тем, кого они не почтили капищем! Чем и воспользовался ап.Павел для своей проповеди в ареопаге.
Для нас же во всем этом важно следующее: язычники исказили образ Божий, из-за чего не могли молиться так, чтобы быть услышанными Богом. И действительно, мы ведь и в обычных наших беседах говорим по разному с различными лицами: иначе с матерью, иначе с отцом; иначе с господином, иначе с рабом; иначе с другом, иначе с врагом и т.д. Многое ведь зависит от лица собеседника, и если мы начнем говорить с ним не по чину, то и никакого разговора не получится. Точно также и в молитве – беседе с Богом.
Но язычники хотя и исказили образ Божий, однако все же верили, что Бог или боги есть. А пришедший из атеизма должен усвоить и это. Пока же он это не усвоил, то и молитва у него получается с каким-то пустым местом. Что, кстати говоря, очень удобно перетекает в предыдущее — когда таковой лицемерный «молитвенник», не видя Бога, молится напоказ перед самим собой.
Если же христианин преодолеет этот соблазн, то тогда ему надо разобраться со свойствами Божиими. Ибо ныне бесы, а также некоторые лжеучителя стараются изобразить Бога либо только милостивым и все прощающим; либо только праведным и за все наказывающим. В первом случае, согласно их лжеучению, «молиться и не надо», ибо Господь «все равно все простит». А во втором – «в молитве нет смысла», ибо Праведный Судия «все равно не помилует».
Христиане века сего лукавого охотно клюют на эту бесовскую удочку по причине своей чрезмерной греховности. Нам бывает страшно предъявить свои чудовищные грехи на суд Божий, поэтому мы часто ждем от Него одной лишь милости. Когда же ее одной, естественно, не получаем, тогда впадаем в уныние или, что еще хуже, в отчаяние. И тогда уже не молимся, думая, что милости нет.
Правильно здесь следующее.
Какими бы страшными наши грехи не были, нам следует исповедать их пред Господом на исповеди и молитве. Ибо Бог праведен и все видит: как говорил некий блаженный старец: «Ни Он тебя не обманет, ни ты Его».
Но при этом надобно иметь твердую веру в милосердие Искупителя, кое, по словам святых, есть океан милости, в котором подобно капле уксуса без следа растворяются, исчезают все наши грехи, сколь чудовищными они бы не были.
Но это бывает не само по себе, не в силу одного лишь милосердия Божия, а лишь тогда, когда мы приложим к сему усилие на исповеди и/или в молитве. Ибо
«от дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11: 12).
Если христианин поступит так, то он станет молиться по настоящему. Он почувствует себя человеком, который тонет в болоте собственных грехов или повис над пропастью своих беззаконий, и зовет на помощь в надежде, что кто-то его услышит. Этот зов и есть подобие молитвы. Поэтому, как безумным покажется нам тот погибающий, который думает спастись одним своим лишь криком, призывом на помощь, так точно безумен и тот вышеозначенный лицемер, который думает спастись одним лишь многочисленным повторением молитвословий.
Нет, надобно, чтобы погибающего кто-то услышал и пришел ему на помощь: помог выбраться из пропасти, вытащил из болота: таково подобие первого вида молитвы – просительной, когда мы просим Господа о чем-либо. И если в миру не всегда найдется такой помощник, то в духовной жизни Спаситель всегда пребывает рядом с нами и ждет, когда мы молитвенно призовем Его.
От Души
«Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело» Врач и лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине Алексис Каррель
Многочисленные факты положительного влияния молитвы на продолжительность жизни онкологических больных побудили группу ученых Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева провести исследование нейрофизиологических механизмов воздействия молитвы на функционирование головного мозга. Под руководством доктора медицинских наук В.Б. Слезиным было открыто четвертое состояние головного мозга (кроме известных трех: бодрствование, быстрый и медленный сон) – молитвенное бодрствование (медленное бодрствование), для которого характерно полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании. Человек в таком состоянии воспринимает информацию, не затрагивая мыслительные процессы.
Во время молитвы у человека примерно на 20% снижается потребление кислорода, тогда как во время сна – всего лишь на 8%. Получается, что молитва приводит к лучшему восстановлению и нормализации функционирования организма, нежели даже сон. Исследователи утверждают, что наличие в жизни человека молитвенного бодрствования столь же необходимо, как и все остальные состояния головного мозга. Полное и длительное отсутствие этого состояния способствует нарушению гармоничного развития человека, и тем самым возникновению различных заболеваний и деградации. Состоянием молитвенного бодрствования обладают не только люди, читающие молитвы, но и практикующие духовные практики, а также младенцы до двух-трех месяцев. Согласно проведенным исследованиям православные молитвы (и особенно молитва «Отче наш») имеют значительные преимущества перед молитвами других конфессий и различными духовными практиками – их применение оказывает более целительное действие на физическое и духовное состояние молящегося человека. Благотворное влияние молитвы состоит в следующем:
- молитва лучше сна восстанавливает организм, улучшает обменные процессы, усиливает иммунитет и нормализует давление – организм словно обновляется. Несколько минут чтения молитвы снижает уровень холестерина и сахара в крови и снижает кровяное давление. По статистике, среди больных раком в неоперабельной стадии верующие люди живут в среднем на 5 лет дольше атеистов, и науке известны факты выздоровления таких людей через молитвы;
- молитва улучшает психологическое состояние, избавляя человека от забот и переживаний, отключает его сознание от психотравмирующих ситуаций – верующие менее склонны к депрессиям по сравнению с неверующими людьми. Рекомендуется молиться тем и за тех, кто временами впадает в глубокую депрессию или страдает маниакально-депрессивным психозом;
- молитвы улучшают работоспособность головного мозга, что минимизирует его патологические возрастные изменения. Ежедневное чтение молитв на 50% снижает вероятность развития болезни Альцгеймера и заметно улучшает состояние памяти (исследования Национального института психического здоровья в США);
- в результате молитвенной практики происходит синхронизация полушарий головного мозга – в течение 2-4 месяцев «отстающее» полушарие подтягивается и достигает уровня доминирующего. Таким образом, у человека равномерно развиваются склонности к образному (интуитивному) и логическому (аналитическому) мышлению, что делает его более интеллектуально здоровым, энергичным, защищенным от стрессов и способным проявлять талант и интуицию;
- молитвы развивают абстрактное мышление;
- молитвы помогают человеку сохранять физический и духовный баланс;
- через молитву человек начинает по-другому смотреть на мир, правильнее оценивая свою жизнь и сложные ситуации в ней. Ученые пришли к выводу, что потребность в молитве заложена в сознании человека изначально и является своего рода защитной функцией организма. Ведь даже не верующие в особенно тяжелых жизненных ситуациях обращаются с мольбой к Богу;
- двух-трехмесячная молитвенная практика значительно увеличивает биополе человека, изменяя его окраску в сторону светлых тонов и ликвидируя нарушения в нем;
- молитвы очищают и гармонизируют ауру дома, воды, продуктов питания и различных предметов.
Рисуя в своем воображении негативные жизненные ситуации, проживая вновь и вновь обиды и страхи, человек сам способствует возникновению своих болезней и неприятностей – мысли материальны. Но произнося с чистыми помыслами молитву, человек отрешается от негативного восприятия окружающего мира и впоследствии начинает иначе видеть окружающую действительность. Он становиться чище, добрее и сильнее духовно, притягивая в свою жизнь теперь уже положительные события.
В статье использованы материалы научной публикации В.Б. Слезина, Н.И. Музалевской, В.М. Урицкого и И.Я. Рыбиной «Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве» В.Б. Слезин, Н.И. Музалевская, В.М. Урицкий, И.Я. Рыбина и книгу Э. Ньюберга и Ю. Д’Аквили «Почему Бог никогда не исчезнет?».
Автор: Лисецкая И.А. 03.03.2017, 22:51.
Смотрите также:
Христианские целительные средства Как правильно молиться или Правила обращения к Богу Православные молитвы и их толкование