Уроки православия: богородичен. Что это? Нужен ли он?

В православии особо почитается Дева Мария. Считается, что своими чудесными молитвами к Господу Пресвятая Богородица спасет всех живущих на Земле христиан.

Ее образ запечатлен во множествах икон. На многих из них святая изображена с младенцем Иисусом на руках. Одно только чудо непорочного зачатия девушки уже заставляет уверовать в великую силу Божьего промысла. Житие Марии является примером кротости, смирения для каждого из нас.

Помощь Богородицы

Многие православные отмечают чудодейственную силу Божией Матери. Она спасает и оберегает верующих.

  • Дева Мария является покровительницей всех матерей.
  • Она способна излечить различные недуги, в том числе бесплодие.
  • Принято считать, что образ Богоматери спасает верующих от междоусобиц и войн.
  • Дева Мария способствует разрешению в родах, учению, воспитанию детей.

Наверное, нет ситуации, когда пресвятая Богородица не помогла бы правосланым христианам.

Обращение к Деве Марии – богородичен. Что это?

Как помогает верующим святая? В молитвослове есть специальный раздел обращений к Деве. Он носит название «богородичен». Представляет собой собрание всех молитв ко пресвятой Божией Матери. Они применяются для разрешения проблем в любых жизненных ситуациях, начиная с беременности и родов и заканчивая поминовением усопших.

Итак, почему молитвенное обращение к Деве Марие называется богородичен? Что это?

Богородичен входит в обязательный состав чтения литургии (утренней службы). Особенно почитается обращение к Пресвятой Деве во время великих православных праздников. Считается, что своими молитвами Богоматерь оберегает все христианские храмы и соборы и несет благодать верующим.

Святые отцы отметили, что молитвы, обращенные именно к Деве Марии, имеют особую силу. Поэтому было принято решение обобщить их названием богородичен для указания их великого статуса. В настоящее время значение слова несколько видоизменилось. Многие служители храмов данным определением называют просто обращение к Пресвятой Деве.

Как читать богородичен

Основная молитва Деве Марии — «Пресвятая Богородица, спаси нас». Ее принято читать во всех жизненных ситуациях. Дает спасение в случае опасности и покровительство в удаче эта молитва.

Богородичен читается во время литургии после «Отче наш». Ее текст повторяется единовременно в количестве 33 раз. Затем основное обращение к Богородице производится в начале каждой части службы.

Особую силу имеет молитва перед совершением таинства причастия. Считается, что именно в этот период на христианина налагается благодать Божия. Что такое богородичен перед причастием? Обращение к Деве Марии перед святым таинством позволяет открыть душу верующего Богу и отпустить все его грехи.

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молитвословах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

Только в случае, когда указаны в Псалтири после каждой из трех частей кафизмы

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)


Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)


Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды)


Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

Пресвятая Богородице, Спаси нас

Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу

Русская Православная Церковь Ильинское благочиние г. Москвы

142191, г. Москва, г. Троицк, ул. Богородская, д.12. тел.: 8 (916) 655-74-76

Сила молитвы

Жизнеописание святой считается примером для всех православных. Еще при жизни Богородицы молитвенное обращение к ней спасало верующих от невзгод и неурядиц. В период после своей смерти и по сей день великая Дева Мария не перестает покровительствовать христианам.

Практически каждый верующий отмечает ее помощь в самых трудных ситуациях.

Свою любовь к православным пречистая Дева не раз показывала в виде мироточения икон, чудесного исцеления от пояса Богородицы, проявления благодати во время празднования Рождества, Успения и входа во храм.

Богородичное правило

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Читается ежедневно 150 раз).

Если по непривычке трудно будет одолевать ежедневно 150 раз, следует читать поначалу 50 раз. После каждого десятка надо читать по одному разу «Отче наш» и «Милосердия двери».

Видео (кликните для воспроизведения).

Ниже приводится схема, в которую вкладывал свои молитвы Приснодеве Марии владыка Серафим (Звездинский). Исполняя Богородичное правило, он молился за весь мир и охватывал этим правилом всю жизнь Царицы Небесной. После каждого десятка читаются дополнительные молитвы, например те, которые указаны далее:

Первый десяток. Вспоминаем Рождество Пресвятой Богородицы. Молимся о матерях, отцах и детях.

О, Пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани рабов Твоих
(имена родителей и сродников)
, а умерших со святыми упокой в вечной славе Твоей.

Второй десяток. Вспоминаем Введение во храм Пресвятой Девы Богородицы. Молимся о заблудших и отпавших от Церкви

.О, пресвятая Владычице Богородице, спаси и сохрани и соедини
(или присоедини)
к Святой Православной Церкви заблудших и отпавших рабов Твоих
(имена).
Третий десяток. Вспоминаем Благовещение Пресвятой Богородицы. Молимся об утолении скорбей и утешении скорбящих.

О, Пресвятая Владычице Богородице, утоли наши скорби и пошли утешение скорбящим и болящим рабам Твоим
(имена)
.

Четвертый десяток. Вспоминаем Встречу Пресвятой Богородицы с праведной Елисаветою. Молимся о соединении разлученных, у кого близкие или дети в разлуке или пропали без вести.

О, Пресвятая Владычице Богородице, соедини в разлуке находящихся рабов Твоих
(имена)
.

Пятый десяток. Вспоминаем Рождество Христово, молимся о возрождении душ, о новой жизни во Христе.

О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне, во Христа крестившемуся, во Христа облещися.

Шестой десяток. Вспоминаем Сретение Господне, и пророченное святым Симеоном слово: «И Тебе Самой оружие пройдет душу». Молимся, чтобы Матерь Божия встретила душу в час кончины и сподобила при последнем издыхании причаститься Святых Таин и провела бы душу через страшные мытарства.

О, Пресвятая Владычице Богородице, сподоби меня при последнем издыхании причаститься Святых Таин Христовых и Сама проведи душу чрез страшные мытарства.

Седьмой десяток. Вспоминаем бегство в Египет Божией Матери с Богомладенцем, молимся, чтобы Царица Небесная помогла бы избежать искушений в этой жизни и избавила бы от напастей.

О, Пресвятая Владычице Богородице, не введи меня во искушение в сей жизни и избави меня от всяких напастей.

Восьмой десяток. Вспоминаем исчезновение двенадцатилетнего отрока Иисуса в Иерусалиме и скорбь Божией Матери по поводу этого. Молимся, испрашивая у Богоматери постоянную Иисусову молитву.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Пречистая Дево Марие, даруй мне непрестанную Иисусову молитву.

Девятый десяток. Вспоминаем чудо в Кане Галилейской, когда Господь претворил воду в вино по слову Божией Матери: «Вина нет у них». Просим у Божией Матери помощи в делах и избавлении от нужды.

О, Пресвятая Владычице Богородице, помоги мне во всех делах и избави меня от всяких нужд и печали.

Десятый десяток. Вспоминаем стояние Божией Матери у Креста Господня, когда скорбь, как оружие, пронзила Ее душу. Молимся Божией Матери о подкреплении душевных сил и об отгнании уныния.

О, Пресвятая Владычице Богородице, Преблагословенная Дево Марие, укрепи мои силы душевные и отжени от меня уныние.

Одиннадцатый десяток. Вспоминаем Воскресение Христово и молитвенно просим Божию Матерь воскресить душу и подать новую бодрость к подвигу.

О, Пресвятая Владычице Богородице, воскреси душу мою и даруй мне постоянную готовность к подвигу.

Двенадцатый десяток. Вспоминаем Вознесение Христово, при котором присутствовала Матерь Божия. Молимся и просим Царицу Небесную вознести душу от земных суетных забав и направить на стремление к горнему.

О, Пресвятая Владычице Богородице, избави меня от помышлений суетных и даруй мне ум и сердце, стремящееся ко спасению души.

Тринадцатый десяток. Вспоминаем сионскую горницу и сошествие Святаго Духа на апостолов и Божию Матерь и молимся: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене».

О, Пресвятая Владычице Богородице, ниспосли и укрепи благодать Святаго Духа в сердце моем.

Четырнадцатый десяток. Вспоминаем Успение Пресвятой Богородицы и просим мирной и безмятежной кончины.

О, Пресвятая Владычице Богородице, даруй мне мирную и безмятежную кончину.

Пятнадцатый десяток. Вспоминаем славу Божией Матери, которой увенчивается Она от Господа после переселения Её от земли на Небо, и молим Царицу Небесную не оставлять верных, сущих на земле, но защищать их от всякого зла, покрывая их Честным Своим Омофором.

О, Пресвятая Владычице Богородице, сохрани меня от всякаго зла и покрый меня Честным Твоим Омофором.

Поможет ли богородичен

Многие скептики утверждают, что молитвенное обращение к святой – не что иное, как просто программирование своих мыслей и поступков на определенные действия. Результат их будет не помощью от Божией Матери, а логичный итог их работы. Однако святые отцы отмечают, что подобное суждение является настолько поверхностным, что даже не принимается в счет. Помощь христианам при молитве к пресвятой Деве Марии оказывается на протяжении уже более 2000 лет. Подобная продолжительность чудесных явлений и миллионы благодарных христиан являются лучшим доказательством силы и влияния молитвы.

Читаем богородичен в домашних условиях

Православному христианину не обязательно постоянно посещать службы в храме. Можно совершать домашние молитвы. Обычно они производятся утром после пробуждения и перед отходом ко сну.

Домашний богородичен — что это? У каждого православного в месте проживания должен быть оборудован специальный угол для обращения к Богу. Центральное место его занимают иконы (Спасителя, пресвятой Девы Марии и святых отцов).

Здесь можно обращаться с молитвой к Господу. В этом же углу читают богородичен. Символом веры также может служить горящая свеча или лампада, установленные рядом с иконами.Обращаться в молитве к Деве Марии принято за себя и своих близких, также за уже усопших православных христиан.

И все-таки богородичен — что это? Это молитва, которая может помочь и оказать любую помощь просящим. Обращение к святой Деве Марии через богородичен – один из лучших способов очищения христианской души.

Общий конец всем канонам

Когда молишься несколько канонов, то по окончании их после Трисвятое и по Отче наш, Исусовой молитвы порядок таков: I. Когда молишься вместе канон Господу и канон Пресвятой Богородице: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице. Слава, кондак канона Господу. И ныне, кондак канона Богородице. II. Когда молишься вместе канон Господу и канон святому (или канон Богородице и канон святому): тропарь канона Господу (или канона Богородице), тропарь канона святому. Слава, кондак канона святому. И ныне, кондак канона Господу (или канона Богородице). III. Когда молишься вместе канон Господу, канон Богородице, один или несколько канонов святым: тропарь канона Господу, тропарь канона Богородице, тропари канонов святым (сколько молишься канонов). Кондак канона Господу, кондаки канонов святым (сколько молишься канонов). Слава, кондак последнему святому. И ныне, кондак Богородице. IV. Когда молишься канон Богородице и несколько канонов святым: тропарь канона Богородице и тропари канонов святым. Кондаки канонов святым, кроме последнего канона. Слава, кондак последнего канона святому. И ныне, кондак канона Богородице. V. Когда молишься два или несколько канонов святым: тропари всех канонов святым, кондаки всех канонов святым (подряд). Слава, кондак последнего святого. И ныне, богородичен, написан после тропаря последнего канона святому. А далее окончание такое же, как, когда молишься один канон: Господи помилуй (40) и далее до конца.

По совершении же канонов, задостойник:

По совершении канона (после Катавасии по девятой песне) поем (кто не умеет петь — читает) задостойник:Владычице приими молитву раб Своих, и избави нас от всякия нужды и печали. Ты еси Богородице, оружие наше и стена. Ты еси заступнице, и к Тебе прибегаем, Тя и ныне на молитву призываем, да избавиши ны от враг наших. Возвеличим Тя вси пренепорочную Матерь Христа Бога нашего, Юже осени Дух Пресвятыи. (Поклон земной). Этот задостойник поется всегда, кроме великих праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда вместо этого задостойника поется празднику ирмос 9-й песни канона. Затем читаем Трисвятое, по Отче наш. Исусова молитва: Господи Исусе Христе, Сыне Божии, помилуй нас. Аминь. 1. Когда молишься канон Господу (таков же порядок, когда молишься канон кресту или канон Богородице), то читай тропарь канона. (Если канон имеет два тропаря, то читай оба подряд). Слава, и ныне, кондак канона (если канон имеет два кондака, то читать оба подряд). 2. Когда молишься канон святому, читай тропарь канона. Слава, кондак канона. И ныне, богородичен, который написан после тропаря. Далее окончание одинаково, независимо от того, кому молишься канон и сколько канонов читается.Господи помйлуй (40). Слава, и ныне. Честнейшую Херувим и славнейшую войстину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую сущую Богородицу Тя величаем (земной поклон). Господи помилуй (дважды с поклонами), Господи благослови (поклон). И отпуст, написанный в конце канона (если молиться любой канон в воскресение, то в начале отпуста добавляется два слова: Воскрес из мертвых…. Например: Воскрес из мертвых Господи Исусе Христе, Сыне Божии …). ИСХОДНЫЕ ПОКЛОНЫ (они же и ПРИХОДНЫЕ).

Влады́чице, приими́ моли́тву раб Сво­и́х, и изба́ви нас от вся́кия ну́жди и печа́ли. Ты еси́ Богоро́дице, ору́жие на́ше и стена́, Ты еси́ Засту́пнице, и к Тебе́ при­бега́ем, Тя и ны́не на моли́тву призыва́­ем, да изба́виши ны от враг на́ших. Воз­вели́чим Тя вси Пренепоро́чную Ма́терь Христа́ Бо́га на́шего, Ю́же осени́ Дух Пресвяты́и (поклон до земли).

Сей задостойник поется всегда, кроме великих (двунадесятых) праздников Христовых и Богородичных, ибо тогда, вместо сего задостойника, поется ирмос 9-й пе­сни праздничнаго канона (от дня Праздника и до отдания его).

Посем: Трисвятое и по Отче наш; Исусова молитва.

Указ о тропарех и кондакох, како глаго­лются по совершении канонов.

Аще канон един Спасу, глаголи: тропарь, Слава, и ныне: кондак.

Аще ли Кресту и Богородице, по едино­му; глаголи, яко же и Спасу единому.

Аще ли Спасу и Богородице, тропарь Спасу и Богородице. Слава: кондак Спасу. И ныне: кондак Богородице. Тако же и Кресту с Богородицею.

Аще ли Спасу и святому, глаголи: тропарь Спасу и святому. Слава: кондак святому. И ныне: кондак Спасу. Тако же и Кресту (или Богородице) по единому со святым (или со Ангелы).

Аще Спасу (или Кресту), Богородице, Ангелом и святому, глаголи: тропарь Спасу, Богородице, Ангелом и святому. Таже, кон­дак Спасу, Ангелом, Слава: святому, И ныне: Богородице.

Аще святому (или Ангелом) по единому, глаголи: тропарь; Слава: кондак; И ныне: богородичен, по гласу тропаря от воскре­сных. (Ин устав: аще ли в храме Господьском или Богородичном, то покрывай по кондаке святаго, И ныне: кондак храму).

Посем: Го́споди, поми́луй (40, с поклона­ми). Слава, и ныне.

Обзор книги

Полное собрание и описание: богородичен это какая молитва для духовной жизни верующего человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]