Понтий Пилат — образ и характеристика героя романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Понтий Пилат — один из ключевых персонажей «Мастера и Маргариты» Михаила Афанасьевича Булгакова. Результатом действий этого героя стала гибель философа-проповедника Иешуа Га-Ноцри, послужившая в итоге причиной многовековых терзаний пятого прокуратора Иудеи. Примечательно, что образ Понтия Пилата в романе не только имеет реальный исторический прототип, но и практически полностью ему соответствует.

Характер прокуратора

Согласно большинству исторических источников, Понтий Пилат появился на свет в галлийском городе Лугудуне и происходил из сословия всадников. В 26 г. н. э. он стал правителем Иудеи, сменив Валерия Грата. Еврейский историк Иосиф Флавий именует Пилата игемоном, однако носил он, по сути, сразу два титула:

  1. Префект претория. Эта должность назначалась императором и подразумевала в первую очередь пост командира преторианской гвардии. Если человек, занявший её, был всадником, он автоматически причислялся к сенату. Кроме того, префект имел право заниматься судебными разбирательствами — в этом случае решение, вынесенное им по тому или иному делу, признавалось окончательным и не подлежало обжалованию.
  2. Прокуратор. В Древнем Риме прокураторами именовали высокопоставленных чиновников, осуществляющих управление провинциальными городами. Они отвечали как за общее благополучие жителей, так и за финансовые вопросы.

Если верить словам современников, Понтий не был порядочным человеком и не славился справедливостью — напротив, он был продажен, бесчестен и абсолютно беспринципен. К примеру, Филон Александрийский утверждал, что на совести префекта множество несправедливых казней, совершённых безо всякой причины, а царь Ирод жаловался Калигуле на его невыносимую жестокость. Однако стоит учитывать, что оценка иудеев была небеспристрастна — они болезненно восприняли назначение нового правителя и крайне остро реагировали на любые его действия.

Например, когда Пилат велел внести в Иерусалим знамёна с собственным изображением, жители окружили его резиденцию и осаждали её пять дней, требуя убрать языческие символы из святыни. В конце концов, прокуратор уступил, однако в его душе поселилась стойкая неприязнь и к иудеям, и к их религиозным обычаям. Чуть позже история повторилась, но на этот раз объектом раздора стал водопровод, строительство которого префект предполагал осуществить за счёт храмовой казны, против чего резко восстали как представители Синедриона, так и сами горожане.

Вывод

Раскрывая образ Понтия Пилата в романе «Мастер и Маргарита», Михаил Афанасьевич Булгаков поднимает проблему ответственности за свои действия, говорит о важности принятия правильного решения. Каждый человек волен поступать по совести, отбрасывая сомнения и мелочные страхи. В случае принятия неверного решения, грешнику грозит суровая кара. Выход из таких ситуаций есть — это осознание своей ошибки и искреннее раскаяние. Даже такой человек, как пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат, может быть прощён, если раскается. В таком случае совершенно не важно, что именно совершил человек. Важно лишь становление на путь истинный. К этому выводу нас и приводит автор.
Характеристика образа Понтия Пилата может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Описание в произведении

Булгаков в «Мастере и Маргарите» Понтия Пилата описывает как мрачного и сурового человека, ненавидящего аромат розового масла и страдающего сильными головными болями — гемикранией, или же мигренью. К моменту встречи с бродячим философом Иешуа Га-Ноцри, чьё дело Синедрион направляет на рассмотрение прокуратора, последний измучен недугом до такой степени, что начинает задумываться о самоубийстве. Кроме того, игемон выглядит сломленным, одиноким и глубоко несчастным. Единственное живое существо, к которому он по-настоящему привязан, — пёс по имени Банга, которого префект привык звать в трудные моменты.

Общение с Га-Ноцри производит на Пилата сильное впечатление — до такой степени, что прокуратор даже намеревается забрать философа в собственную резиденцию, расположенную в Кесарии Стратоновой, дабы иметь возможность беседовать с ним в любое время. Однако, узнав о том, что Иешуа вменяется в вину государственное преступление, игемон не решается пойти против кесаря и утверждает смертный приговор, вынесенный Синедрионом.

Правда, впоследствии Понтий пытается ходатайствовать перед первосвященником за того, кого сам называет безобидным юродивым, однако его слова не имеют никакого действия — религиозная власть Иудеи непоколебима в намерении избавиться от проповедника. В итоге вместо Га-Ноцри на свободу отпускают бунтаря и убийцу Вар-раввана, философ же принимает смерть на кресте.

Характер персонажа

Понтий Пилат — один из самых ярких и неординарных героев романа. Пятый прокуратор Иудеи живёт в собственном имении в Кесарии и обладает привилегированным положением в обществе как наместник римского императора Тиберия. Благодаря своему статусу, а так же военным заслугам, игемон (правитель) очень богат и могущественен.

По происхождению Пилат — сын короля-звездочёта и дочери мельника. В молодости он служил трибуном (командиром) легиона и был храбрым воином, считал трусость одним из самых страшных человеческих пороков. Однако со временем его храбрость, как и вера в людей, иссякли. Заняв пост прокуратора, он взял на себя управление армией и стал вершить судьбы людей. Со временем правитель становился все более жестоким, все сильнее разочаровывался в людях. Сам Пилат говорил Иешуа, что люди называют его свирепым чудовищем, и он с ними согласен. Автор характеризует героя как жестокого тирана, которому не ведомо сострадание.

Надменный, вспыльчивый и вместе с тем умный и проницательный, игемон скучает на своей службе, но очень ею дорожит. Это всё, что у него есть. Персонаж бесконечно одинок. У него неприятная внешность и подорванное военной службой здоровье: он страдает сильными головными болями и думает о смерти. И лишь верный друг, собака Банга, поддерживает правителя в такие минуты.

Мотивы поступков

Утверждение смертного приговора Синедриона на самом деле не было неизбежным — как и любой человек, Пилат имел выбор и мог настоять на том, чтобы отпустили именно бродячего философа. Причём не факт, что это ударило бы по репутации игемона — если разобраться, освобождение Вар-раввана, открыто настраивающего народ против римской власти, могло оказаться в глазах верховного правителя более серьёзным проступком, нежели простое удаление Иешуа из Иудеи. Однако у прокуратора могло быть как минимум две причины для такого поступка:

  1. Нежелание обострять конфликт с Синедрионом и населением. Прекрасно понимая, насколько сильна ненависть народа и как велико влияние местной власти на людей, Пилат отдавал себе отчёт в том, что открытое противостояние может обернуться для него самыми плачевными последствиями. Маловероятно, что правитель принял бы сторону префекта при возникновении угрозы реального бунта — скорее, согласился бы на его отставку или даже казнь ради общего спокойствия.
  2. Обыкновенный испуг. Как совершенно справедливо замечал Иешуа, трусость — это один из самых страшных пороков человека. Прокуратор побоялся, что римская власть, подобно первосвященнику Каифе, усмотрит в проповедях философа более серьёзную угрозу, чем в действиях Вар-раввана, и заподозрит, что игемон разделяет мысли Га-Ноцри. А это означало не только конец карьеры Пилата, но и смертную казнь для него самого.

Правда, если верить церковному историку Евсевию Кесарийскому, с должности префект в конечном счёте всё же был смещён по доносу жителей Самарии, после чего был отправлен в ссылку, где почему-то покончил жизнь самоубийством. По другой версии, Пилата казнил римский император Нерон.

Понтий Пилат

— О чем роман? — Роман о Понтии Пилате. <…> Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал и смехом этим не удивил. <… contentScore=»29341″> — О чем о чем? О ком? — заговорил Воланд, перестав смеяться. — Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы?

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Понтий Пилат — один из центральных персонажей «ершалаимских глав» романа «Мастер и Маргарита», римский прокуратор (наместник) Иудеи, при котором был казнен Иешуа Га-Ноцри (прообраз Иисуса Христа). Созданию образа Понтия Пилата предшествовало изучение Булгаковым как богословских, так и исторических источников, среди которых особое место занимали работы французского философа Ренана «Жизнь Иисуса» и английского писателя Фаррара «Жизнь Иисуса Христа».

В число художественных произведений, прочитанных Михаилом Афанасьевичем, входил, возможно, рассказ Анатоля Франса «Прокуратор Иудеи», герой которого, в отличие от персонажа Мастера, «абсолютно не помнит ни самого Иисуса Христа, ни его казни». Булгаковский Пилат, напротив, не может ее забыть. Когда он слышит от начальника своей тайной службы Афрания, что Иешуа перед смертью назвал самым главным человеческим пороком трусость, голос прокуратора становится хриплым. Читая на пергаменте записанные Левием Матвеем слова Га-Ноцри «…большего порока… трусость», Понтий Пилат вздрагивает.

Понтий Пилат в романе Булгакова — персонаж сложный, драматичный. Иешуа в романе говорит: «Всякая власть является насилием над людьми… настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат утверждает приговор, и Иешуа казнят.

В Евангелии от Матфея говорится, что Пилат, желая подчеркнуть свое несогласие с обвинением, совершил омовение рук («взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы»). Это был иудейский обряд, предписанный во Второзаконии, символизирующий непричастность к крови убитого. Римлянину Пилату обряд этот был чужд, и чуткий к историческим подробностям Булгаков заменил его простым жестом, напоминающим омовение («руки потер, как бы обмывая их»).

Понтий Пилат совершает зло под давлением обстоятельств, которым не смог противостоять, а затем всю свою жизнь и далее — в течение «двенадцати тысяч лун» — раскаивается в этом. Символичны цвета одежды Пилата: он вышел «в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого» «в белом плаще с кровавым подбоем». Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета воспринимается как трагическое предзнаменование. Но прокуратор пытается хотя бы частично искупить свою вину перед невинным бродячим философом. По приказу Понтия Пилата страдания Иешуа были сокращены: его пронзают копьем. Следуя тайному приказу прокуратора, убивают Иуду.

По просьбе мастера и Маргариты Понтий Пилат в последней главе романа получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа он, беседуя, уходит по лунной дороге. Идея прощения и милосердия, связанная с образом Пилата, — одна из центральных в романе «Мастер и Маргарита», и она завершает последнюю — 32-ю главу романа: «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».

Прототип

Понтий Пилат — реальная историческая личность. Он был римским наместником (префектом) в Иудее с 26 по 36 год. В 1961 году при раскопках Кесарии, его бывшей резиденции в Иудее, археологи нашли плиту с латинской надписью, переведенной как «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Дело в том, что римские наместники стали именоваться прокураторами лишь во II—III веках н. э. До этого прокураторами назывались чиновники и агенты императора по финансовым делам. А наместники с правом командования военными соединениями назывались префектами. Его имя (Pontius Pilatus), возможно, родственно латинскому слову pilum («копье»), отсюда булгаковское определение: «всадник с золотым копьем».

Другое определение — «сын короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы» — восходит к средневековой немецкой легенде: «В Майнце жил король Ат, который умел читать судьбу людей по звездам. Будучи однажды на охоте, он прочел по звездам, что если в этот час от него зачнет женщина, то родится ребенок, который станет могущественным и прославится. Так как король находился слишком далеко от Майнца, чтобы послать за супругой, он приказал выбрать для него какую-нибудь девушку по соседству. Случилось так, что ею стала прекрасная дочь мельника Пила. Она и родила Пилата». Эта легенда изложена в книге немецкого историка Густава Адольфа Мюллера «Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета», с которой, возможно, был знаком Булгаков.

Религиозный мыслитель Филон Александрийский (21 г. до н. э. — 41 г. н. э.) называет Пилата «свирепый и упрямый», «от природы жестокий и гневливый», осуждая «продажность его приговоров, его хищничество, разорение им целых семейств… многочисленные казни лиц, не осужденных никаким судом, и прочие жестокости всякого рода». Известно, что в 36 году был из-за жалоб населения на его жестокость Пилат был снят с должности и отправлен в Рим.

О смерти Пилата сведения разноречивы. Евсевий Кесарийский (IV век) писал, что Понтия сослали во Вьенн в Галлии (теперь Франция), где в конце концов он покончил жизнь самоубийством. В одной из легенд говорится, что Пилат стал христианином и за это был казнен при Нероне или Калигуле (по разным источникам). Эфиопская церковь до сих пор 25 июня отмечает день памяти святых Понтия Пилата и его жены.

В романе Булгакова есть смутный намек на швейцарскую легенду, согласно которой Пилат утопился («Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат»). Согласно этой легенде, самоубийца Пилат утопился в горном озере и после смерти не знает покоя, а в Страстную пятницу дьявол извлекает его со дна, поднимает на окружающие озеро скалистые горы и пытается смыть с него пятна позора. Сопоставление с этой легендой проясняет некоторые детали финального эпизода, связанного с Пилатом: «Внизу появлялись и стали отблескивать валуны, а между ними зачернели провалы, в которые не проникал свет луны. <…> Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло и в нем белую фигуру сидящего человека. <… contentScore=»17276″> У ног сидящего валяются черепки разбитого кувшина и простирается невысыхающая черно-красная лужа».

Иисус перед Пилатом. Роспись в трансепте Владимирского собора (Киев)

Цитатная характеристика Понтия Пилата

Понтий Пилат является прокуратором Иудеи, наместником (представителем) римского императора в Иудее

:

«…пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат…»

«…того, в лице которого говорит римская власть?..»

«…римский прокуратор отпустит человека…»

О внешности Понтия Пилата известно следующее

:

«…В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…»

«…в белом плаще с кровавым подбоем вышел в колоннаду иродова дворца…»

«…белый плащ с багряной подбивкой возник в высоте…»

«…прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии..»

«…стал босыми ногами нашаривать сандалии…»

«…Пилат усмехнулся одною щекой, оскалив желтые зубы…»

«…на желтоватом его бритом лице…»

«…на желтоватых щеках Пилата…»

«…Пилат накинул капюшон на свою чуть лысеющую голову…»

«…рванул пряжку с ворота плаща, и та упала на песок…»

«…заметил прокуратор, и тонкий, длинный палец с черным камнем перстня поднялся вверх…»

«…неподвижный в кресле человек, бритый, с издерганным желтым лицом, человек в белой мантии с красной подбивкой…»

Служба Понтия Пилата Понтий Пилат на службе руководит армией, разбирает судебные дела и т. д.

:

«…Все время тасовать войска, читать доносы и ябеды, из которых к тому же половина написана на тебя самого! Согласитесь, что это скучно. О, если бы не императорская служба!..»

Понтий Пилат принадлежит к сословию «всадников» — привилегированному сословию в Древнем Риме

:

«…это я тебе говорю — Пилат Понтийский, всадник Золотое Копье!..»

«…всадника с золотым копьем…»

Он является богатым человеком

:

«…У меня в Кесарии есть большая библиотека, я очень богат…»

По происхождению Понтий Пилат — сын короля-звездочета и дочери мельника

:

«…тебя — сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы…»

«…помяни меня, сына звездочета, — просил во сне Пилат…»

Понтий Пилат когда-то служил трибуном легиона, то есть командиром легиона. Он сам участвовал в боях

:

«…Так много лет тому назад в долине дев кричал Пилат своим всадникам слова: «Руби их! Руби их! Великан Крысобой попался!» Он еще повысил сорванный командами голос, выкликая слова так, чтобы их слышали в саду: — Преступник! Преступник! Преступник!..»

«…теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе…»

Герой живет и служит в Кесарии в Иудее. Здесь находится его резиденция

:

«…в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора…»

«…От всей души желаю, чтобы они скорее кончились, — энергично добавил Пилат. — Я получу возможность наконец вернуться в Кесарию…»

Понтий Пилат приезжает по долгу службы в Ершалаим — город в его подчинении в Иудее. Здесь он знакомится с бродягой Иешуа

:

«…две кентурии, которые пришли вместе с прокуратором на праздники в Ершалаим…»

«…пришедшая с прокуратором в Ершалаим первая когорта двенадцатого молниеносного легиона…»

Герой ненавидит город Ершалаим, но вынужден посещать его по службе

:

«…Ненавидимый им город…»

«…Ненавистный город, — вдруг почему-то пробормотал прокуратор…»

«…Я бываю болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать…»

Характер Понтия Пилата Понтий Пилат — жестокий правитель

:

«…жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне…»

«…Это меня ты называешь добрым человеком? Ты ошибаешься. В Ершалаиме все шепчут про меня, что я свирепое чудовище, и это совершенно верно…»

«…Знает народ иудейский, что ты ненавидишь его лютой ненавистью…»

«…ни жестокий пятый прокуратор Иудеи всадник Понтийский Пилат…»

Понтий Пилат — надменный человек

:

«…Брови на надменном лице поднялись…»

«…говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику…»

Понтий Пилат — грозный, суровый человек

:

«…лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны…»

Понтий Пилат — карьерист. Ради карьеры он совершает нехорошие поступки, например, казнит Иешуа

:

«…Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? «…На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! — сорванный и больной голос Пилата разросся…»

(Понтий Пилат восхищается императором, которому служит) Понтий Пилат — храбрый воин. Но в деле Иешуа он ведет себя, как трус

:

«…Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана…»

«…Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата…»

(о трусости Понтия Пилата) Понтий Пилат — вспыльчивый человек

:

«…гнев вспыльчивого прокуратора…»

«…гнев прокуратора почему-то улетел так же быстро, как и прилетел…»

Понтий Пилат — волевой человек

:

«…ужас. Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло…»

Понтий Пилат — умный человек

:

«…ты производишь впечатление очень умного человека…»

«…Прокуратор, как всегда, тонко понимает вопрос!..»

Понтий Пилат — серьезный человек. Он следит за тем, что и где говорит

:

«…Мы привыкли к тому, что римский прокуратор выбирает слова, прежде чем что-нибудь сказать…»

«…Мальчик ли я, Каифа? Знаю, что говорю и где говорю…»

Понтий Пилат обладает сильной интуицией

:

«…я обязан предвидеть все. Такова моя должность, а пуще всего я обязан верить своему предчувствию, ибо никогда оно еще меня не обманывало…»

«…у меня предчувствие, говорю я вам! Не было случая, чтобы оно меня обмануло…»

Понтий Пилат — замкнутый человек. Он разочарован в людях

:

«…ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей…»

Понтий Пилат ведет пустую, скудную жизнь

:

«…Твоя жизнь скудна, игемон…»

У Понтия Пилата есть единственный друг — его собака Банга

:

«…Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку…»

«…твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан…»

«…Так оба они, и пес и человек, любящие друг друга, встретили праздничную ночь на балконе…»

Понтий Пилат говорит на трех языках: по-арамейски, по-латыни и по-гречески

:

«…потом тихо спросил по-арамейски…»

«…Прокуратор обратился к кентуриону по-латыни…»

«…Пилат заговорил по-гречески…»

Понтий Пилат страдает от сильных головных болей, мигрени

:

«…непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения…»

«…у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти…»

«…страшные, злые боли прокуратора некому излечить; от них нет средства, кроме смерти…»

Понтий Пилат после казни Иешуа После казни Иешуа Понтий Пилат мучается от угрызений совести. Он плохо спит

:

«…Я сплю плохо, — прокуратор усмехнулся, — и все время вижу во сне лунный луч. Так смешно, вообразите. Будто бы я гуляю по этому лучу…»

«…какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи <… contentScore=»4574″> ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?..»

В наказание за смерть Иешуа Понтий Пилат получает бессмертие. С тех пор он две тысячи лет мучается от бессонницы

:

«…более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу…»

«…Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница…»

В конце концов Воланд (сатана) дарит Понтию Пилату свободу и прощает его

:

«…Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат…»

Образ Понтия Пилата в кинематографе

В фильме «Пилат и другие» (Pilatus und Andere, Ein Film für Karfreitag) совместного производства Польши и ФРГ, снятом в 1971 году, роль Понтия Пилата сыграл Ян Кречмар.

В фильме «Мастер и Маргарита» (Il Maestro e Margherita), совместного производства Италии и Югославии, снятом в 1972 году, роль Понтия Пилата сыграл Люба Тадич.

В сериале «Мастер и Маргарита» (Mistrz i Malgorzata), снятом в Польше в 1988 году, роль Понтия Пилата сыграл Збигнев Запасевич.

В фильме «Понтий Пилат, в тот день» (Pilát Pontský, onoho dne), снятом в Чехословакии в 1991 году, роль Понтия Пилата сыграл Людек Мунзар.

В фильме «Инцидент в Иудее» (Incident in Judea), снятом в Великобритании в 1991 году, роль Понтия Пилата сыграл Джон Вудвайн.

В фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994) роль Понтия Пилата сыграл Михаил Ульянов.

В сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005) роль Понтия Пилата сыграл Кирилл Лавров.

Ян Кречмар в роли Понтия Пилата в фильме «Пилат и другие» (Pilatus und Andere, Ein Film für Karfreitag) совместного производства Польши и ФРГ, снятом в 1971 году

Люба Тадич в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита» (Il Maestro e Margherita), совместного производства Италии и Югославии (1972)

Люба Тадич в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита» (Il Maestro e Margherita), совместного производства Италии и Югославии (1972)

Збигнев Запасевич в роли Понтия Пилата в сериале «Мастер и Маргарита» (Mistrz i Malgorzata), снятом в Польше в 1988 году

Збигнев Запасевич в роли Понтия Пилата в сериале «Мастер и Маргарита» (Mistrz i Malgorzata), снятом в Польше в 1988 году

Людек Мунзар в роли Понтия Пилата в фильме «Понтий Пилат, в тот день» (Pilát Pontský, onoho dne), снятом в Чехословакии в 1991 году

Джон Вудвайн в роли Понтия Пилата в фильме «Инцидент в Иудее» (Incident in Judea), снятом в Великобритании в 1991 году

Михаил Ульянов в роли Понтия Пилата в фильме «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата в сериале «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005)

Понтий Пилат и Иешуа. Фрагмент фильма «Мастер и Маргарита» (Россия, 1994)

Понтий Пилат и Иешуа. Фрагмент сериала «Мастер и Маргарита» (Россия, 2005) 
</…></…></…></…></…>

Раскаяние и кара

После смерти Иешуа прокуратор горько пожалел о принятом решении. Он терзался чувством вины за гибель невинного человека и собственное бездействие, глубоко раскаивался в трусости — этот порок игемон отныне считал наиболее страшным из всех возможных. Однако повлиять на ситуацию было уже невозможно.

Пилат попытался хоть немного заглушить муки совести, расправившись с Иудой Искариотом — алчным юношей, который донёс на Га-Ноцри властям, что и послужило в итоге причиной его смерти. Прокуратор заручился помощью начальника тайной стражи Ершалаима Афрания и подстроил убийство Иуды — предателя зарезали в Гефсиманском саду. Деньги же, вырученные им за содействие в поимке Иешуа, подбросили первосвященнику вместе с провокационной запиской.

После этого игемон разыскал Левия Матвея — бывшего сборщика податей, преданного последователя учений бродячего философа — и предложил ему должность библиотекаря в собственной резиденции. Но Левий не согласился и покинул префекта, попросив лишь дать ему кусочек чистого пергамента для дальнейших записей. Прокуратор не стал заставлять Матвея изменить решение.

В конце концов, Понтий вновь остался наедине с собственными проблемами, бессильным раскаянием и единственным преданным другом — собакой. Ершалаим, пропитанный запахом роз, стал Пилату ещё более ненавистен, душевные терзания отравляли его жизнь, голова вновь начала болеть, и, не видя выхода, прокуратор принял решение совершить самоубийство, выпив отравленное вино.

Однако мучения на этом не закончились — в наказание за трусость и бездействие префект был обречён на бессмертие. Более двух тысяч лет он сидел на площадке вместе с верным псом, терзаясь раздумьями и бессонницей, отчаянно желая покоя и встречи с Га-Ноцри, с которым так и не смог вдоволь поговорить четырнадцатого числа весеннего месяца нисана.

Характер

Образ Понтия Пилата исследователями рассматривается неоднозначно. Так происходит из-за характера этого принципиального человека.

Писатель несколько раз называет прокуратора «жестоким», и сам Пилат признает это: «я свирепое чудовище». Герой привык, что его считают таким, это подчеркивает его возможность быть властителем судеб. Понтий – вспыльчивый и грозный человек, который не может помиловать Иешуа из-за своей службы и боязни ее потерять.

Несмотря на весь грозный и надменный вид, прокуратор оказывается боязливым и замкнутым человеком. Трусость – вот главный порок героя, как указывает на это Га-Ноцри.

Однако причиной всему этому было одиночество героя.

Отпущение грехов

Когда Воланд заканчивает дела в Москве и улетает, забирая с собой Мастера и Маргариту, он предоставляет создателю романа о Понтии Пилате шанс встретиться с бессмертным всадником и закончить произведение так, как сочтёт нужным автор. Мастер, сам вдосталь настрадавшийся за время пребывания в психиатрической клинике, жалеет измученного игемона и дарует ему прощение.

Прокуратор освобождается от многовекового заключения и, наконец, обретает покой. А вместе с ним — возможность вволю наговориться с бродячим философом, которого когда-то обрёк на смерть. Понтий по-прежнему терзается мыслями об этом и просит Га-Ноцри уверить его, что всё произошедшее на самом деле было лишь страшным сном. Иешуа охотно успокаивает префекта, подтверждая его слова, поскольку не держит ни зла, ни обиды — напротив, он рад встрече с Пилатом, возможности воссоединиться с ним и бесконечно разговаривать обо всём на свете.

Кавалерийский всадник и безобидный юродивый примиряются и отправляются на прогулку по лунному лучу, продолжая беседу, прерванную более двух тысяч лет назад. А за ними неотступно следует Банга — преданная собака, разделяющая судьбу своего хозяина и в горе, и в радости.

Вероятно, история могла бы закончиться иначе — ведь Воланд не требовал от Мастера прощать прокуратора, и автору ничего не стоило оставить его на площадке до скончания века. Однако творец, не понаслышке знающий о том, что значит страдание, проявил милосердие и счёл, что игемон полностью искупил вину за проявленную им трусость. И такой финал выглядит наиболее справедливым из возможных.

Осознание вины

После казни философа прокуратора мучают угрызения совести и бессонница. Он осознает, что струсил и поступил не по совести. Пытаясь загладить свою вину, Понтий Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Но месть не приносит облегчения душе наместника, он продолжает страдать.

Сатана наказывает Пилата. Герой обречен в течение двух тысяч лет каждое полнолуние страдать от бессонницы, а в остальное время — видеть один и тот же сон. В нём он продолжает давно начатый разговор с философом Иешуа, надеясь оправдать свой поступок и получить прощение. Но эти сны приносят ещё больше страданий, и герой ещё больше терзается угрызениями совести. В конце концов, Иешуа просит Воланда помиловать прокуратора. Мечта игемона о встрече исполняется: разговаривая, он и бродяга-философ уходят в Вечность.

Вариант 2

Это один из самых важных образов в романе Булгакова, а если рассматривать часть «романа в романе», написанное Мастером, то один из двух главных героев.

Формально это отрицательный персонаж. Но не нужно судить самих людей, а только их поступки, ведь так и подходит к этому Булгаков. Да, Пилат отправляет на мученическую (и позорную) смерть праведника. И сам Понтий понимает, что совсем не прав… Всем известно, что Пилат бы предпочел отправить на заслуженную казнь преступника настоящего, а приходится этого головореза отпустить. И всё потому, что церковники чувствуют, что деятельность, речи, само существование Иешуа для их системы опасней. И вот обстоятельства, влияние этих вредных стариков из церкви, где процветает торговля. Плюс шаткое положение самого римского ставленника. Всё-таки он принимает неправильное для высшего смысла и для собственной души решение.

Но за это он наказан страшным одиночеством. Сразу рисуется этот образ с последних страниц романа, когда Пилата находят сидящим уже тысячи лет на стуле, а рядом с ним его верная собака – единственный друг… Он мучается, думает, жалеет о совершенном, ждёт… И он заслужил прощение.

Думаю, что образ этот достоин сочувствия. Такой уж человек этот Пилат, как я это вижу, военный. То есть он привык к дисциплине, к тому, что есть «черное и белое», правильное и неправильное. И что всё понятно! А тут зло прикидывается добром… И ещё нужно было сделать нечто, что разрушило бы систему. Не думаю, что герой боялся потерять пост, доход… Он бы всем рискнул ради этого искреннего и доброго «целителя». Пилат ведь так проникся уже тем, что Иешуа спас его от страшной головной боли. Их разговоры были настолько интересны для Пилата, так поражали его слова пленника. Он восхищался его спокойствием и стойкостью.

Но таких людей, как Пилат, не всегда может сбить с «их» пути даже любовь. Сильное чувство их может напугать, как не испугает любая физическая угроза. Ради любви оставить учёбу, бросить карьеру… А что скажут родители, коллеги? По-моему, Пилат чувствует ответственность за всё, ему кажется, что он не может нарушить заведенный порядок, при всей своей силе.

В любом случае, Пилат во всех смыслах сильный человек проявил слабость.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]