В каком году армяне приняли христианство


Принятие веры

История принятия христианства в Армении передавалась до V века из уст в уста, т.к. не существовало армянского алфавита, а следовательно, и письменности. Священное Предание V века, дошедшее до наших времен, свидетельствует, что первыми проповедниками христианского вероучения стали для армян два святых апостола Иисуса Христа – Варфоломей (Нафанаил) и Иуда Фаддей (Леввей). Правитель Осроенского царства Абгар V Уккама был безнадежно болен проказой. Прослышав о чудесах, совершаемых Иисусом Христом, он уверовал, что Иисус – Бог и спаситель.

Абгар посылает Христу письмо, в котором умоляет о помощи в излечении: «…пишу к тебе с мольбой потрудиться прибыть ко мне и излечить от болезни, которой я страдаю…». (Апокрифические Евангелия) Иисус, хоть и отказал в личном визите, но пообещал: «…Когда же вознесусь – пришлю одного из здешних моих учеников, дабы он вылечил твои болезни и дал жизнь тебе и присным твоим». (Церковная история, I 13, 10,)

С письмом Спаситель передал платок со своим нерукотворным ликом. Этот платок впоследствии стал великой святыней для армянского народа.

После Вознесения Христа, во исполнение обещания, в город Эдессу (резиденцию армянского царя) прибывает апостол Иуда Фаддей, где его принимают с почестями как целителя и посланника Господа. Фаддей исцеляет Абгара и приносит Благую весть о воскресении и вознесении Христа, о том, что человечество будет спасено. С позволения Абгара он проповедует христианство среди народа и собирает столько последователей, сколько встретилось людей на его пути.

В 43 году из Осроены Фаддей направляется в языческую Армению, где в городе Артаз провинции Васпуракан начинает проповедовать Евангелие и основывает епископосат. Предание содержит имена епископов гавара Артаз первых двух столетий:

  • — Закарий (68-71 гг.).
  • — Зементос (72-75 гг.).
  • — Атирнерсех (76-91 гг.).
  • — Мушэ (92-122 гг.).
  • — Шахэн (123-148 гг.).
  • — Шаварш (149-169 гг.).
  • — Гевонтиос (169-170 гг.).

Там же, в Артазе, происходит встреча Иуды Фаддея с армянским царем Санатруком I. Проповедями Иуда Фаддей обращает из язычества в христианство множество армян, в том числе и дочь армянского царя Сандухт.


Яндекс картинки


Яндекс картинки


Яндекс картинки


Яндекс картинки

Против христианства выступили князья царского двора. Почувствовав жесткое неприятие новой веры, Санатрук не смог признаться, что и сам уверовал в Спасителя. Он пытается заставить дочь также отказаться от веры, но Садухт не подчиняется. Даже заточение не сломило ее. В 66 году Санатрук поставил перед дочерью выбор – вера или жизнь. Девушка выбрала веру и была казнена. Через пару дней в Шаваршаване был показательно казнен и Фаддей. Апостола пригвоздили к кресту и пронзили его тело стрелами. Вместе с ним казнили около 2000 новообращенных. Но эти события вызвали обратный эффект – единоверцы восприняли подвиг казненных как пример.

Апостол Варфоломей, первым признавший в Христе Господа, также сделал неоценимый вклад на пути принятия христианства в Армении. В 60 году с учением Иисуса он приходит сначала в провинцию Гюхтн, затем продолжает богословскую деятельность в Араратской области. По преданию на холме у подножья горы Арарат Варфоломей встречается с Фаддем. На месте их встречи установлен крест.

После встречи с Фаддем Вафроломей отправляется с учением Христа вглубь страны. В провинции Агбак апостол крестил сестру Санатрука I, Вогуи. Санатарук, узнав об этом, отправляет к сестре своего воеводу Терента с указанием – заставить отречься от веры. Но познакомившись с Евангельским учением, уверовав в Иисуса, принял крещение и Терент. В г. Аребанос все трое были схвачены, подвергнуты жесточайшим пыткам. Дни их были сочтены, но они не отреклись от веры. Тогда Вогуи и военачальника забили камнями, а Варфоломея распяли вниз головой, содрали с него кожу и обезглавили.

В Армению апостолы Фаддей и Варфоломей принесли святыни, которые почитаются до сих пор:

  • Наконечник копья, которым было пронзено тело распятого Иисуса.
  • Портрет Богоматери.
  • Благословленный Иисусом Христом елей.


Яндекс картинки
Благодаря Евангелийскому учению Святых апостолов в Армении возникли первые общины христианского вероисповедания. И несмотря на жестокие преследования и казни христиан, к IV веку вера получила широкое распространение.

История

Дата появления христианской религии в Армении выпадает на первый век нашей эры, то есть сразу после того, как она возникла вообще. Церковное предание говорит, что христианство в данной стране уже проповедовали такие святые апостолы, как Фаддей и Варфоломей. Они и основали церкви в Армении, обратили многих в христианство. Свой вклад здесь внесли также апостолы Иуда и Фома, но сведений об этом мало. Их ученики продолжали дело распространения христианства, проповедуя и создавая общины, церкви, возникали новые мученики. О дальнейшем же развитии общин христиан в этой стране известно мало.

Важно: одними из фактических источников сведений о христианах тех времён являются труды Тертуллиана, а также послание епископа по имени Дионисий из Александрии, что написано в 254 году.

В тех или иных частях Армении христианство продвигалось с успехом, но всё же путь до принятия религии на государственном уровне был сложен из-за тогдашних гонений на христиан, начиная от Нерона, заканчивая Диоклетианом. Возможно, из-за того, что христианские тенденции были задавлены в первые два века гонениями, мученическими смертями, история имеет смутные сведения об этом. В этой же статье подробно данная тема не затрагивается, так как здесь поднимается вопрос именно о принятии христианства в качестве государственной религии, а это более поздние даты – конец третьего – начало четвёртого века.


Яндекс картинки

Важно: при поднятии вопроса о том, кто крестил Армению, в основном на ум приходят такие два главных действующих лица, как правитель страны по имени Трдат Третий и первосвященник Григорий Просветитель.

Для большего понимания вопроса следует углубиться дальше, в дни правления вышеназванного царя.

Прежде Трдата Арменией правил его отец по имени Хосров Второй. Он враждовал с персами, а именно с влиятельным тогда родом Сасанидов, свергших парфян Аршакидов, что были родственным царям Армении. Между Хосровом Вторым и римским правительством был заключен союз. Благодаря этому царю удалось нанести Сасанидам несколько сильных поражений. Персы не сумели решить вопрос военным методом и провели хитрую спецоперацию. Заключалась она в том, что в Армению был послан вместе со своей семьёй парфянский князь по имени Анак Партев, являвшийся политическим беженцем.

Важно: данный род, оказывается, был близок к армянской династии, поэтому Анака хорошо приняли и допустили к царю Хосрову.

В результате Анак по выезду в город Вагаршапат сумел убить царя и почти всю его семью. В то же время на Армению напали персы. Спасся лишь сын Хосрова по имени Трдат. Ему удалось сбежать в Рим в 287 году. Вернулся же на престол он лишь в 298 году. Этот человек и стал известен как Трдат Третий Великий, царь, крестивший Армению.

К слову, Анака удалось поймать и наказать. Досталось и всей его семье. Лишь один его сын сумел спастись, благодаря своей няне, и сбежать в Антиохию. Имя, данное ему по рождению, — не известно, но в результате христианского крещения ему в Антиохии было присвоено имя Григорий, который затем.

Важно: именно этот Григорий оказался тем самым первосвященником Армении и святым, названным Просветителем.

О том, как всё это случилось, более подробно будет сказано далее.

Крещение страны

Следующей исторической вехой в христианизации Армении стала просветительская деятельность Священномученика Григория Лусаворича.

В житие Григория («Книга Григориса» или иначе «Учение Просветителя») армянского историка V века Агафангела повествуется, что Апак, отец Григория, соблазнился денежным вознаграждением персидского царя и убил по его указанию Хосрова II, правящего на тот момент Великой Арменией. Семью убийцы из мести уничтожили. Удалось спастись лишь одному мальчику, младшему сыну Апака, которого укрыла кормилица христианка и вывезла в Каппадокию, там мальчик принял крещение и христианское образование. При крещении мальчику дали имя Григорий.

Вернувшись на родину Лусаворич приходит во дворец, чтобы преданно служить царю Тиридату III в надежде преданностью искупить вину Апака. Но языческие обряды, проводимые при дворе, претят его душе и христианским устоям. Однажды он не выдерживает и осмеливается отказаться принимать в них участие (по другим источникам – Тиридат узнал о том, чей он сын). За это Тиридат Великий посадил Григория в тюрьму Хор Вирап в Арташате, которая славилась своими жуткими условиями и тем, что из нее никогда никто не возвращался.

Лусаворича периодически подвергали жестоким пыткам: подвешивали вниз головой с камнем на шее, заставляли ходить в железных сапогах с гвоздями внутрь, обливали горячим оловом, бросали в ров, наполненный ядовитыми змеями. Во время пыток Григорий пел псалмы и из раза в раз представал перед Тиридатом живым и невредимым с непоколебимой верой в Иисуса Христа, чем приводил царя в еще большую ярость. Заточение и пытки продолжались на протяжении 14 лет.

За это время Тиридат совершил злодеяние, последствия которого изменили судьбу Григория и послужили установлению христианства на армянской земле. Произошло следующее.

Римский император Диоклитиан возжелал жениться на очень красивой монахине Рипсимии против ее воли. Зная желание императора, настоятельница монастыря Гаяне, Рипсимия и около 33 монахинь ночью покинули монастырь Святого Погоса. Отправились беглянки в Египет, в Александрию, а затем в Иерусалим, где в течение месяца молились у могилы матери Иисуса, прося у нее защиты и помощи. Дева Мария явилась женщинам и приказала ехать в Армению, куда они и направились.


Яндекс картинки

Диоклитиан прознал о местонахождении Рипсимии и прислал Тиридату письмо с просьбой вернуть монахиню в Рим или самому жениться на ней, что армянский царь и попытался сделать. Но Рипсимия отказалась, заявив, что уже обручена с Христом и вступление в брак для нее невозможно. Тогда Тиридат предал Рипсимию мученической смерти. Ее лишили глаз, языка, распороли живот и рассекли тело на части. Настоятельницу Гаяне также подвергли пыткам и жестокой казни за поддержку, оказанную непокорной Рипсимии. Остальных монахинь бросили на съедение диким зверям. Это событие относят к 300-301 годам.

По преданию после этого на Тиридата и воинов, принимавших участие в кровавой казни, обрушился гнев Господа. Они, как животные, грызли свое тело. В V веке эту болезнь прозвали «свиной» и скульпторы из-за этого скульпторы изображали Тиридата с головой свиньи.

Сестра царя Кусародухта сочувствовала Григорию и Бог избрал ее для спасения христианской Армении. Во сне она услышала глас Божий: «Вы не исцелитесь от постигшей вас кары, если не пошлете человека в город Арташат за заключенным там Григорием». (История Агафангела. Книга Григориса)

Лусаворича сразу освободили. Бывший узник велел похоронить замученных монахинь и построить на месте погребения дев три часовни. Там молитвами исцелился Тиридат, уверовал и раскаялся. 6 января 301 года – дата, когда Григорий крестил царя и его двор. Следом приняла крещение вся Армения.


Яндекс картинки

Принятие христианства в Армении

Принятие христианства в Армении — это одно из самых удивительных событий мировой истории.

Армения — первая христианская страна. Именно здесь в 301г. впервые христианство приобрело статус государственной религии. Это событие связано с именами царя Трдата III и первого патриарха христианского мира Григория Просветителя.

Данное происшествие имеет много загадочных сторон, которые до сих пор озадачивают историков. Кроме того, что принятие христианства было беспрецедентным, это также было единственным случаем, когда смена религии произошла без смены власти и без воздействия более мощной культуры. Могущий и жестокий царь Трдат III всячески преследовал христиан, кровожадно убивал их, применял самые бессердечные и зверские наказания и никак не позволял распространяться религии. И вот тот-же самый царь Трдат, прославленный как твердый и властный правитель, признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. На вопрос, что случилось с царем, нам отвечает драматическая необыкновенная история, дошедшая до наших дней.

С чего все началось?

В середине II в. в Армении правил мощный и умный царь Хосров. В период его правления, Армения сильно расцвела: расширила свои границы, победила всех своих врагов, освободилась от внутренних врагов. Князья, которые приносили вред стране были наказаны, иные, которые были в ссоре, были помирены. Но однажды, против Хосрова плетут заговор и предательски убивают.

Последний приказ умирающего царя был отследить и убить вместе с их семьями всех, кто был замешан в цареубийстве. В это время жена убийцы чудом успевает убежать в Рим и уносит своего малыша. Убийство Хосрова было заказано персидским царем, с целью захвата армянского престола. Ситуация становится опасной и угроза ложится на всю царскую семью. Необходимо было спасти сына царя и его тоже уносят в Рим.

Сына царя звали Трдат, а сыном цареубийцы был Григорий. Иронией судьбы их обоих утащили в Рим. Они были из двух вражеских кланов, от которых их спасали. А спустя много лет, они вместе будут крестить армянский народ.

От дружбы до заключения

Повзрослев, Григорий начинает осознавать порок своего отца. Он понимает, что убийство царя было великим грехом и губительным событием для Армении. В знак искупления вины своего отца, он приходит на служение сыну покойного царя — Трдату, который, однако, даже не предполагал, что Григорий сын цареубийцы. Григорий служит искренне и от всей души. Он становится самым верным слугой и близким другом Трдата. И несмотря на то, что Григорий уже был приверженцем христианства, а Трдат ненавидел христиан, последний любил своего слугу всем сердцем и делился с ним самыми строгими секретами.

И вот в 287г., римский император Диаклетиан посылает Трдата в Армению с большой армией. Трдат прогоняет из страны установивших свою власть персов, и становится царем Армении. Царь все же не мог смириться с тем, что Григорий христианин и на одной из языческих церемоний, он приказывает ему подать почести языческой богине. Григорий, естественно, отказывается, так-как был очень предан своей вере, за что царь подвергает его мучениям и пыткам, чтобы он отказался от христианства.

Намерений убивать своего лучшего друга у царя, конечно, не было. Но именно в это время, ему доносят, что Григорий, оказывается, сын цареубийцы. Тогда уже Трдат не сдерживает свою ярость и кидает Григория в темницу Хор Вирап (Глубокая Яма), куда бросали самых злостных врагов государства. Эта темница представляла собой глубокую яму, где узников не кормили, не поили, а просто вытаскивали оттуда мертвыми через месяц или два, когда уже приходила очередь другого узника.

Принятие христианства

Проходит с тех пор 13 лет и царь заболевает неизлечимой болезнью. Сестра царя вспоминает, что у Трдата был преданный слуга, который всегда оказывался рядом в тяжелых ситуациях и часто даже выручал его. Она немедленно посылает людей за Григорием. Поначалу, всем казалось, что она сошла сума, так-как было крайне нереально, чтобы в темнице, где люди не выдерживали даже месяц, Григорий оказался живым после 13-и лет заточения. Но она настояла, чтобы проверили темницу. И когда проверили, всех охватил страх от увиденного чуда. Григорий оказался живым. Весь исхудавший и еле дышащий, Григорий лежал на земле. В дальнейшем стало известно, что одна из служащих тюрьмы, через дымоход опускала ему хлеб и воду.

Григорию сообщают, какая участь постигла его царя и зачем его освободили. Несмотря на то, что он имел право держать обиду на царя, он все же проявляет свою преданность и лечит Трдата. После этого, Трдат признает христианство и приказывает распространить религию по всей стране. А Григорий становится католикосом (патриархом) Армении.

Были ли мотивы? Армянская Апостольская церковь

По началу может казаться странным, что история нескольких людей решила судьбу целой страны. С другой стороны, на сегодняшний день, это самое правдоподобное и логичное объяснение радикального изменения мировоззрения, столь твердого в своих позициях царя. Оказывается крайне сложным выкопать объективные мотивы принятия христианства. Трудно найти какие-либо элементарные причины и объяснить произошедшее стандартными законами истории.

С точки зрения внешней политики, была полная неудача. Персы еще несколько веков войнами пытались вернуть армян к язычеству. Естественно испортились отношения и с римским императором Диаклетианом, который сам установил Трдата на трон, и который, являясь ярым противником христиан, естественно не одобрял поведение Трдата. С точки зрения внутренней политики, тоже все было не так хорошо. Начались внутренние войны и кровопролития, уничтожалось культурное наследие. Поэтому историки не дают окончательного и однозначного ответа, почему именно Армения и почему именно таким нелепым образом приняла христианство.

Есть небольшой мотив принятия христианства, который, однако, вряд ли выживает, как основная причина. Именно неудача во внешней политике содержит скрытый успех. Принятием христианства Армения дерзко отказывается от культурного влияния мощных соседей и становится на путь создания своей независимой культуры. Уже через 100 лет у армян появляется своя письменность и наступает век резкого развития историографии и литературы, который был назван «Золотым веком». И, конечно, смена религии произошла не столь внезапно. Существовала определенная почва.

После воскресения Христа, в Армению прибыли двое из 12-и апостолов — Фадей и Варфоломей. Именно поэтому армянская церковь называется Апостольской, в знак того, что армяне услышали о христианском учении от самих апостолов. Но христианство зародилось в Армении еще при жизни Христа. Историки упоминают о первом христианском царе Абгаре (царь Едесии — отдельное армянское царство), который поверил, что дела Христа — это дела Бога и написал Христу письмо с просьбой и приглашением в свое царство, для спасения своего народа. На это Христос ответил, что у него есть дела в Иерусалиме, но пообещал, что пошлет к нему своего ученика.

Таким образом, еще с 1-го века в Армению проникает христианство. В конце 3-го века, христианские общины существовали уже по всей стране, что послужило почвой для провозглашения новой религии, как основной.

В то же время, в конце 3-го века уже сильно ослабло язычество. Жрецы не выполняли роли духовных наставников. Злоупотребление социальным статусом, обман, запугивание и грабеж населения стали нормой со стороны духовенства. Языческая вера была уже далеко не той национальной традиционной верой, от которой армянам трудно было бы отказаться. Было много заимствований от греческих и парфянских вероисповеданий, а исконно армянская была утеряна.

Более того, в незапамятные времена армяне поклонялись одному богу, у которого тоже, как и в христианстве, было три ипостаси. Выходит, если судить строго, принятие христианство было возвращением к единобожию и приближением к изначальной армянской религии. Также библейские учения были очень близки к менталитету, национальным обычаям и семейным традициям армян. Таким образом, народ был морально готов к принятию новой веры.

Нужно отметить, однако, и темные стороны религиозного переворота. Жрецы не могли смириться с тем, что за один день, они потеряли все свои полномочия и лишились всего. Они собирали войска и направляли их против христиан и царской армии. Ситуация стала устаканиваться, когда был убит верховный жрец. Было пролито много крови. Очень сильно пострадало культурное наследие. По всей стране разрушались языческие храмы или же на их месте строились христианские. Было уничтожено множество скульптур и рукописей. Есть распространенное мнение, что у армян существовала даже своя письменность, от которой ничего не осталось, так-как христиане уничтожали все, не задумываясь о культурных ценностях.

* * *

Несмотря на те смутные времена, роль церкви в истории армянского народа сложно переоценить. Во времена потери государственности, церковь брала на себя руководство страной и сохраняла единство народа. Именно церковь часто организовывала освободительные войны, налаживала важные дипломатические отношения. Открывала школы и университеты, воспитывала в населении национальное самосознание и патриотический дух. Пройдя сквозь горы испытаний, пережив непрерывные давления со стороны иноверных жестоких захватчиков, армянская церковь ни на один день не потеряла статус государственной религии.

Сегодня Армянская Апостольская Церковь объединяет армян, живущих за границей, что составляет 80% от общей численности армянского населения мира.

На государственном уровне

В 301 году христианство было провозглашено государственной религией Армении. Григория Лусаворича рукоположили каппадокийские епископы и в Аштишате свершилась церемония интронизации Григория на престол. Вернувшись в столичный Вагаршапат Григорий захотел построить христианский храм. Он долго не мог определиться с местом, тщательно выбирал. Бог помог ему определиться:

«Небо отверзлось, и с него сошел луч света, предшествуемый сонмом ангелов. Позади них был виден образ человеческий с золотым молотом в руке. Там, где ударил молот, земля разверзлась, и из глубины ее раздался страшный вопль. Затем на этом месте поднялся золотой пьедестал в виде жертвенника, от него восходил огненный столп с облачным покровом, над которым блистал крест» (Священное Предание Армянской Церкви, V век).

Так, в 303 году началось строительство храма Эчмиадзин, ставшего впоследствии местом паломничества верующих со всех уголков Земли.


Яндекс картинки
Григорий продолжал проповедовать Евангельское учение среди армянского народа, продолжал кропотливую работу по искоренению языческого мышления и инакомыслия в Армении. Тиридат, бывший в прошлом неистовым язычником, всячески поддерживал своего спасителя и издал указ о запрете язычества.

В 326 году Григорий умер, предварительно рукоположив в епископы младшего сына Аристакеса. Мощи Григория Лусаворича захоронены в Эчмиадзине. Он хорошо известен среди христиан всех ответвлений как Святой Григорий Просветитель.

Многие из потомков Григория за свои великие дела во славу Иисуса Христа были причислены к лику святых. До 438 года род Григория стоял во главе епископской кафедры Армении. Младший сын Григория — В 325 году привез в Армению Никейские постановления, утвержденные Первым Вселенским Собором. Стал одним из подписавших Никейский Символ Веры.

Вртанес

Первый сын Григория — Стал патриархом после смерти Аристакеса. В целях искоренения язычества проводил ежегодную Великую молитвенно-обрядовую церемонию в Тароне.


Яндекс картинки

Григорис

Старший сын Вртанеса, внук Григория — Епископ Агванского престола. Проповедовал диким племенам Северо-Восточного Кавказа, гуннам, мазкутам и другим соседним языческим народам. Мученическая смерть.

Иусик

Младший сын Вртанеса, внук Григория — В 341 году избран католикосом. Боролся за сохранение христианских устоев в царском дворе. Мученическая смерть.

Нерсес

Внук Иусика, правнук Григория. В 354 году на созванном им I Армянском национальном церковном соборе, был принят ряд решений, повлиявших на развитие армянской церкви:


Яндекс картинки

  • запрет на проведение похорон с языческими обрядами;
  • основать мужские и женские монастыри;
  • организовать благотворительные учреждения;
  • запретить брак с родственниками.

Христианизация Армении заняла почти 5 столетий. После объявления в 301 году христианства официальной религией на государственном уровне, Армянской церкви пришлось пережить не одно потрясение:

  • нападение на Армению иранского шахиншаха Шапура II в 337 году. Цель нападения – искоренение христиан и всей христианской религии. Армяне выстояли и разгромили иранские войска;
  • разделение земель Великой Армении между Византией и Персией в 387 году;
  • навязывание религии зороастризма и притеснение христиан персидским царем Ездигеридом II в 449 году.

Армянские священнослужители и нахарары закрепили нерушимость своей веры высланным в адрес Ездигерида документом, текст которого записал историк Егише:

  • «В этих верованиях нас никто не может поколебать… (…) Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом…»;
  • первая христианская война (дата — 26 мая 451 года). Персы пытались сокрушить армянскую веру. Война за право исповедования христианства продолжалась более 30 лет. В 484 году произошло важное событие: подписание Нварсакского договора, в котором за армянами установилось право исповедования христианства.

Фундаментальные основы Армянской Апостольской церкви закладывались с большим трудом и кровью верующих в течение IV-V столетий. Она укреплялась, росла и предопределила особенности армянского христианства, отмеченного печатью героической веры и стойкости армян. Примеров героизма армянских христиан в отстаивании христианского вероисповедания сколько угодно в истории страны.

Принятие христианства как единой религии объединило армянский народ, заложило высокие моральные ценности и понятие нравственности.

На высшен ступени иерархической лестницы Армянской Церкви стоит Католикос. Получая при рукоположении благодать Св. Духа. он получает и власть передавать ее епископам, которые, в свою очередь, передают ее при рукоположении священникам, а последние — народу. Итак. в иерархию Армянской Церкви входят три основные степени священства, представители которых через рукоположение и хризму (миропомазание) получают благодать Св. Духа и власть передавать ее другим.
Священник — основная степень иерархического строя. Обязанностью священника является пастырство, то есть попечение о духовном возрождении людей, духовное воспитание верующих, а также совершение таинств. богослужений и треб. Священник получает священническую власть от епископа через рукоположение и миропомазание. В Армянской Церкви, как и в Православной, священники бывают и женатыми и безбрачными. Для того, чтобы стать священником, избранник должен состоять в бра-ке не менее года и иметь сына. Священник-вдовец может принять монашество или жениться во второй раз, по установлению Католикоса Геворга V (1911-1930). Иеромонах (безбрачный священник) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает «всгар» (особый головной убор — клобук) как символ отречения от мира. Брачные священники могут достичь звания протоиерея.

Епископ — высшая степень церковной иерархии. Епископство олицетворяет единство Церкви. Епископ -это глава и духовный предводитель всех церквей одного политико-географического региона (епархии). Епископу принадлежит право рукоположения и миропомазания священников и освящения храмов. В Армянской Церкви епископ рукополагается и принимает хризму от Католикоса. Во время рукоположения епископ получает архиерейский жезл и перстень в знак власти. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства, имеющего ученую степень архимандрита. Особо выдающиеся епископы могут получить почетный титул архиепископа.

Католикос В отличие от Православных Церквей в иерархии Армянской Апостольской Церкви глава Церкви — Католикос — стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и хризму от 12 епископов. Католикос представляет централизованную власть Армянской Церкви. Он — главный законодатель и верховный судья. В его компетенцию входит рукоположение еписко-пов, освящение св. мира, благословение новых законов и новых праздников, основание новых епархий и т.д. Католикос избирается Церковно-Национальным Собором пожизненно. В Армянской Церкви существуют также два низших сана. Чтец (дпир) — в настоящее время чтец совмещает обязанности разных служителей древней церкви: псаломщика, пономаря, ключаря, фонарщика. Дьякон избирается из числа чтецов и рукополагается в дьяконы. Его обязанность — помогать священнику и во время богослужений, и в его пастырской деятельности.

Ученые степени Армянской Церкви Армянская Церковь присваивает своим служителям две степени учености: 1. архимандрит (вардапет) — соответствует степени кандидата наук, 2. протоархимандрит (тцайрагуйн вардапет) — соответствует степени доктора наук. Ученые степени присваиваются только безбрачному духовенству. Правом присваивать ученые степени обладают только те епископы, которые имеют звание верховного архимандрита. При присвоении ученой степени архимандриту вручается жезл с двуглавой змеей, который символизирует мудрость и данную ему власть учительствовать и проповедовать.

4. Реликвии Армянской Церкви Армянская Церковь является хранительницей множества реликвий, из которых особо значимы следующие. Копье, пронзившее ребро Иисуса Христа По свидетельству апостола Иоанна, один из воинов пронзил копьем ребро умершего на кресте Иисуса Христа (Ин. 19, 34). По преданию, это копье было принесено в Армению апостолом Фаддеем. В средние века оно хранилось в монастыре Айриванк, который был переименован в Сурб Гегард (Святого Копья). В настоящее время эта реликвия хранится в Св. Эчмиадзине. Копьем Католикос Всех Армян освящает св. миро во время мироварения.

Десница св. Григория Просветителя В Армянской Церкви сохраняются и почитаются мощи святых. Особое место среди них занимает десница св. Григория Просветителя, которая является символом власти Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян. Десница св. Григория хранится в Св. Эчмиадзине. и ею так же освящается св. миро во время мироварения.

Частица древа Ноева Ковчега Как сказано в Библии, «остановился ковчег… на горах Араратских» (Быт. 8, 4). По преданию, в начале IV века епископ Низибииский Иаков (+350) поставил перед собой цель подняться на недоступную вершину горы Арарат для того. чтобы увидеть Ноев Ковчег и взять частицу от него. После долгих мучительных дней подъема, уснув ночью на покрытом снегом склоне горы, Иаков во сне увидел ангела, подающего ему частицу Ноева Ковчега как награду от Бога за его терпение и веру. Проснувшись и увидев возле себя кусок окаменевшего дерева. Иаков, восславив Бога, пустился в обратный путь. В настоящее время частица древа Ноева Ковчега хранится в монастыре Св. Эчмиадзина. В 1766 г. Католикос Всех Армян Симеон Ереваици небольшую часть древа Ковчега отправил в дар Екатерине II, выразив этим благодарность русской императрице за ее заботу об армянском народе. В Св. Эчмиадзине с почитанием хранятся также мощи св. Иоанна Крестителя, св. Стефана Первомученика. свв. апостолов Фаддея, Варфоломея, Андрея Первозванного. Фомы и великих святых Церкви Христовой, а также такие святыни, как частица Древа Животворящего и Пречестного Креста Христова и частица тернового Венца Спасителя.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]