Освящения нижнего придела храма поселка Широчанка


Разновидности приделов

С точки зрения планировки приделы также могут значительно отличаться друг от друга. Это могут быть параллельные друг другу нефы, отделенные друг от друга лишь несколькими колоннами в храме-базилике, а могут – причудливо расположенные изолированные друг от друга комнаты, как в уже упомянутом нами храме Василия Блаженного. Приделы могут располагаться и на хорах храма или, к примеру, в подземном помещении. Наконец, распространены церковные здания с приделами, расположенными в пристройках к основному зданию.

Особенности использования


У строительства многопридельных храмов или пристройки новых приделов к уже существующему церковному зданию есть четыре основных цели:

1. Эстетически-архитектурная

, связанная со стилистикой здания и творческим самовыражением его автора.

2. Утилитарно-практическая

– при разделении храма на зимнюю и летнюю части, см. выше.

3. Духовно-практическая

. Дело в том, что в Православной Церкви существует правило, согласно которому на одном престоле Литургия может быть совершена лишь один раз в сутки. Наличие в храме нескольких приделов позволяет совершить две и более Литургии, что особенно актуально, если у храма много прихожан.

4. Духовная

. Каждый придел храма имеет свое посвящение: Господу (в честь какого-то из событий Священной истории), Пресвятой Богородице (в честь богородичного праздника или иконы), святому или ангелу. Мистически придел представляет собой малый храм. История знает множество случаев, когда к уже существующим храмам пристраивали приделы с целью почтить кого-то из святых – с молитвой о помощи или в благодарность за услышанную просьбу.

Придел

Южный придел преподобного Саввы Сторожевского собора Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Приде́л — либо специально выделенная часть основного здания храма, либо пристройка (обычно с южной или северной стороны) для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений.

Эти дополнительные компартименты могут иметь различные формы и по-разному распределяться в пространстве храма, усложняя его структуру и иногда превращая его в целый комплекс.

Приделы или пареклесии или капеллы устраиваются, в частности, для установки в храме дополнительного престола (престолов), чтобы в один день в одном храме можно было совершать более одной литургии, так как в православной церкви принято совершать не более одной литургии в один день на одном престоле.

В основание престола закладывается частица мощей

Очень интересный момент, это то, что в основание престола обязательно закладывается частичка мощей какого-либо мученика.

Это преемственность уже идет от древности: первые три века после Рождества Спасителя, находясь в гонениях, христиане совершали своё самое главное священнодействие — Божественную Литургию — где-то в катакомбах или подземных захоронениях.

Скиния собрания — походный храм евреев.

И делали они это непременно над гробницами тех, кто своей жизнью даже до смерти засвидетельствовал о воплотившемся Спасителе, что Он победил смерть. Ведь именно так мученик уже изначально переводится с древнегреческого языка как — свидетель.

Освящение храма и посвящение его Богу есть древнее и всегдашнее обыкновение Церкви Божией. Моисей, по повелению Божию, освятил скинию и ее принадлежности (Быт. 40, 9).


Именно так в Библии изображали еврейского пророка и основоположника иудаизма Моисея. Именно он по повелению Бога освятил скинию и все ее принадлежности

Соломон освятил новосозданный им храм и освящение праздновал семь дней (2 Пар. 7, 8—9).

После плена Вавилонского иудеи при Ездре совершили обновление второго храма (1 Езд. 6, 16), а после очищения храма от гонений Антиоха установили ежегодный семидневный праздник Обновления.

Скиния и храм были освящены внесением туда кивота завета, пением священной песней, жертвоприношением, возлиянием жертвенной крови на алтарь, помазанием елеем, молитвою и народным праздником (Исх. 40; 3 Цар. 8 гл.).

Святые Отцы об освещении храма

В трудах Святых Отцов Церкви вопросам освещения храмового пространства не уделяется пристального внимания, тем не менее, отдельные замечания встречаются у сщмч. Киприана Карфагенского, св. Симеона Нового Богослова, св. Григория Паламы и св. Симеона Солунского. Некоторые размышления на эту тему содержатся и в произведениях более современных богословов и учёных: св. прав. Иоанна Кронштадтского, о. Павла Флоренского, о. Льва Лебедева, профессоров В.Н. Лосского и Н.Д. Успенского.

Основные мысли, содержащие в этих трудах, известный российский церковный архитектор М.Ю. Кеслер обобщил так: «Свет в храме является, прежде всего, образом особого, невещественного, несозданного, Божественного света, отличного по существу от внешнего, природного, вещественного. Внешний свет допускается внутрь храма лишь как образ этого невещественного света…, так как светом в собственном смысле для церковного сознания является только Божественный свет, свет Христа, свет будущей жизни в Царстве Божием, которое символически отражается архитектурой православного храма»

М.Ю. Кеслер

Придел — прежде всего алтарь, где совершаются богослужения

Рассмотрим более подробно, что такое придел, и что он содержит в себе. Прежде всего, это алтарь — главное место всего православного храма. Именно в алтаре совершается главное богослужение всей христианской церкви.

Слово алтарь происходит от латинских слов «alta» и «ara»: возвышенный жертвенник или жертвенник, находящийся на возвышении.


В алтарь разрешать заходить только мужчинам, женщинам туда вход воспрещен, потому что алтарь считается святым местом

Он действительно всегда находился на возвышении, по сравнению с остальной площадью храма. Почему так? Алтарь — это символ Престола Господня.

Алтарь состоит из следующих важных частей:

Престола — стола, который находится в центральной части алтаря. Именно здесь свершается Таинство Евхаристии, и прикасаться к этому столу могут только священники. Для мирян это — запрещено.

Нижний покров Престола называется катасаркой, верхний — индитией, что в переводе с греческого означает — «одеваю».

Покров, которым накрывают престол со всеми находящимися на нем священными предметами по окончании богослужения, называется пеленой.


На схеме можно рассмотреть, что находится в алтаре. Престол, где находится Антиминс, Крест, Евангелие и Дарохранительница

Жертвенник — четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола). Название свое получил от того, что на нем во время проскомидии хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для Таинства Евхаристии.

На жертвеннике хранятся до употребления на литургии священные сосуды; он является священным местом, к которому позволяется прикасаться только священнослужителям;

Ризницы — особое место, располагающееся справа от престола, где в специальные одежды облачаются священнослужители.

В этой ризнице хранятся все богослужебные одежды священников, диаконов и иподиаконов, которые необходимы для проведения литургии.

Здесь также стоят все богослужебные книги, которые нужно во время проведения божественной литургии.

А вот в болгарских храмах, особенно в старинных церквях ризницей чаще всего становится самый обычный гардероб или даже простой стол.

Горнее место — части православного храма, которая располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.


Под цифрой 1 изображено горнее место, на которое садится архиерей во время божественной литургии, под цифрой 2 – престол

Алтарь в храме невозможно не заметить, ведь прообраз Престола должен быть самым прекрасным. Его всегда стараются украшать и выделять.

Во время божественной литургии, священник то выходит из алтаря, то вновь заходит в него. Происходит так всю литургию.

Войти в алтарь могут лишь некоторые. Но именно там свершается подготовка к Таинству Евхаристии. И все же, каждый крещеный мужчина, хоть раз бывал в алтаре даже, если совсем не помнит этого.

Значения

Слово «предел» (правильно пишется с приставкой «пре-«) употребляется в следующих значениях:

  1. Некая грань, граничная черта, обозначенная явно или нет: «за пределами Родины»; «предел проезжего пути». Синоним «граница». Частичные синонимы «край», «окаймление» (для пределов, не обустроенных рукотворными сооружениями – «холмистые пределы долины», «предел продвижения по склону», и т.п.), «рубеж» (преимущественно для специально обустроенных пределов – «пределы пастбища видны по изгороди»).
  2. Крайняя степень, конечный этап процесса, последнее в череде событий: «предел мечтаний «, «предел совершенствования конструкции»; «Будет ли предел твоим выходкам?!». Синоним «верх»; частичные «грань», «край», «максимум», «рубеж».
  3. Численное значение, к которому стремится числовая последовательность, ряд, функция: «Число π получено как общий предел последовательностей, к которому стремятся суммы длин сторон правильных многоугольников, вписанных в окружность и описанных вокруг неё, при неограниченном увеличении их количества». Синонимы «лимит», lim (в специальной литературе). Не путать предел функции с её асимптотой и экстремумами (максимумами, минимумами)!
  4. Малая родина, родные края, домашний очаг в смысле родной дом, как-то отграниченную область пространства, (употребляется обычно во множественном числе): «Вернувшись в родные пределы, я поразился произошедшим в них изменениям». Частичные синонимы «край», «страна».
  5. Устоявшееся (стабильное) состояние (также преимущественно во множественном числе): «Рождение ребёнка поначалу выбило нас из колеи, но со временем наша жизнь вошла в новые, ставшие привычными пределы». Частичные синонимы «колея», «русло» (иносказательные).

А что значит «придел»?

Придел храма это пристройка к нему, служащая для отправления культовых надобностей, когда проводить служение в главном храмовом сооружении по каким-либо причинам нежелательно. Писать слово «придел» нужно с приставкой «при-«. Приделы христианских храмов бывают в общем таких типов:

  1. Так называемые летние церкви, сооружаемые при приходских церквях (слева на рис.). Служат в летнем приделе не только в холодное время года ради экономии на отоплении, но и каждодневно при небольшом наплыве прихожан, однако праздничные службы проводятся неизменно в главном храме. Христианский летний придел сооружается, как правило, с южной или северной стороны основной церкви, чтобы алтарь можно было поставить у восточной и молящиеся стояли лицом туда, как и положено. Частичные синонимы «застенок» (если придел имеет общую стену с главным храмом), «капелла» (застенок в католическом храме), «неф» (у католиков – придел, отделённый от основного культового пространства не глухой стеной, но аркой и/или колоннами).
  2. Самостоятельное культовое сооружение в составе храмового комплекса, (посвящённое обычно одному святому или священному событию), службы в котором могут проводиться параллельно (наряду) с таковыми в главном храме. Справа на рис. указаны приделы комплекса Василия Блаженного. Частичный синоним «церковь».
  3. Открытая вовнутрь пристройка к соборной церкви, служащая для совершения отдельных культовых действ (исповеди, крещения, причащения, или хранения культовых принадлежностей). Частичные синонимы соответственно назначению «исповедальня», «крещальня» («баптистерий» у католиков), «ризница», и др.

Примечание: не путайте придел храма с притвором к нему, который в сущности прихожая в храме.

Грамматика

Слово «предел» – неодушевлённое имя существительное мужского рода 2-го склонения в школьной традиции (I академического). Состоит из приставки «пре-» и корень «-дел». Рядом современных лингвистов признаётся состоящим из одного лишь корня, но «придел» представляет собой явное тому противоречие. Разделение переносами пре-де́л. Падежные формы:

  • Именительный: преде́л (ед. ч.); преде́лы (мн. ч.).
  • Родительный: преде́ла (ед. ч.); преде́лов (мн. ч.).
  • Дательный: преде́лу (ед. ч.); преде́лам (мн. ч.).
  • Винительный преде́л (ед. ч.); преде́лы (мн. ч.).
  • Творительный: преде́лом (ед. ч.); преде́лами (мн. ч.).
  • Предложный: <�о, об, в, на, при> преде́ле (ед. ч.); <�о, об, в, на, при> преде́лах (мн. ч.).

Существительное «придел» отличается только другой приставкой – «при-«; склоняется аналогично.

***


Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. Ярославль

Приделом называется помещение в храме, состоящее из алтаря и наоса (пространства, предназначенного для мирян) – то есть, место, где можно проводить церковные богослужения. То, что мы называем основным объемом храма – является центральным или главным приделом. Если к храму пристроены еще и другие помещения с отдельным алтарем и престолом – их называют боковыми приделами. Или просто приделами, так как главный придел на то и главный, чтобы восприниматься и называться собственно храмом.

Саввинский придел Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде. Собор построен в самом начале XV века. Придел пристроен позже – в середине XV века

Зачем нужны приделы?

Зачем нужно пристраивать дополнительные места для церковных служб к уже существующей церкви?

Во-первых, для того, чтобы в один день можно было совершать несколько богослужений. Дело в том, что по православному канону на одном престоле можно совершать литургию только один раз в день. Приделы с отдельными алтарями и престолами давали возможность увеличивать число служб в храме в течение дня.

Во-вторых, русские каменные храмы были важными религиозными центрами. Вокруг них оформлялась местная духовная жизнь, стремящаяся к расширению «пространства небесного покровительства». Решалось это в том числе и за счет создания приделов – малых храмов, посвященных Христу, Пресвятой Богородице или местночтимым святым. Каждый придел был не просто пристройкой для богослужения, а отдельно освящался в честь событий священной истории или отдельного святого.

И кстати, если переосвящение храма был все-таки довольно редким событием, то как раз приделы переосвящали довольно часто – в зависимости от актуальных предпочтений настоятелей или прихожан. Так же часто старые, обветшавшие приделы просто перестраивали как новые, освящая их уже в честь других святых.

Другие названия: капелла, застенок

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]