Нужно ли приходить на Литургию натощак, даже если вы не причащаетесь?

В настоящее время все больше и больше людей решаются на то, что прийти в храм Божий. Это очень хорошо, ведь увеличение количества людей в храме указывает лишь на одно, на укрепление православной веры.


Все, кто первый приходит в храм не знает, что и как делать. Но не стоит переживать, со временем вы все будете знать

Многие, кто уже давно ходит в храм, все знают, и им не нужно ничего объяснять. А вот те, кто только начинает посещать храм, не знают, как вести себя в церкви. Правила поведения в храме достаточно просты.

Какие правила существуют в Церкви?

Вообще, как таковых правил, как надо вести себя в церкви, гораздо меньше, чем принято считать. Возможно, оно вообще есть только одно — запрещается заходить в алтарь, если на это нет благословения настоятеля храма. Всё остальное: одежда, как внешне проявлять свою молитву и так далее — это в сложившиеся годами традиции и установления, либо же само собой разумеющиеся вещи, которые ни к чему нарушать — тем более специально.

Не бойтесь нарушить этих правил по незнанию. Но и осознанно бросать вызов устоям — тоже неправильно. Мы собрали для вас ответы на несколько вопросов, которые чаще всего задают те, кто или в первый раз идет в храм или только знакомится с христианской церковной жизнью.

Итак: как правильно вести себя в храме.

Перед тем как зайти в храм, нужно трижды перекреститься с поясными поклонами

Как правильно заходить в церковь? И что нужно говорить перед входом в храм? Подойдя к дверям храма нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.


На фото показано, как правильно креститься и как при этом складывать пальцы правой руки

При крестном знамении нужно говорить такие слова: «Боже очисти мя грешного и помилуй мя».

Совершать крестное знамение нужно с правой руки. Но не только вход в храм должен быть правильным, но и в самом храме нужно вести себя подобающе.

В притворе храма обычно стоят некрещеные и женщины в критические дни.

Для начала разберем, какое церковное правило существует для тех, кто только первый раз пришел. После дверей храма, верующий проходит в так называемый костел, а точнее в притвор храма.

Как вести себя в костеле? Это место как бы считается соприкосновением земли и божественного. Обычно здесь находится свечная лавка, в ней можно купить свечи, подать записки о здравии, об упокоении, а также можно заказать молебен или панихиду.

В этом месте стоят обычно некрещеные люди, и женщины в период критических дней.

Далее можно пройти в сам храм. Для начала нужно оглядеться и посмотреть, что делают люди вокруг.

Смотрите также статью Почему в церкви становится плохо

Как нужно одеваться в церковь

фото: patriarchia.ru

О том, как можно или нельзя одеваться в церковь, существует много мнений и домыслов. На деле все проще.

Одежда отражает если и не наше отношение к жизни, то по крайней мере наше настроение на данный момент.

В церковных книгах нигде не прописан регламент на одежду. Но в православной христианской Церкви все-таки сложилось представление о том, как должен выглядеть христианин, который идет в храм. Подразумевается, что он идет в храм с радостью — поскольку там его ждет встреча с Богом и Причастие. Иногда идет с печалью. Но всегда — с желанием хотя бы на миг отбросить суетное и бренное мира сего и погрузиться в мир духовный.

Поэтому очевидно, что в храме было бы странно появиться в вечернем платье — которое, если и подходит, то для романтического ужина, когда нужно понравиться человеку напротив.

Нигде в церковных документах нет запрета на шорты для мужчин, но мы понимаем, что шорты — это одежда, которая подходит для мест, где люди раскованны, расслаблены, не имеют каких-то строгих обязательств к окружающим — на пляже, на отдыхе, на прогулке в жару. Атмосфера и цель посещения храма подразумевает обратное состояние духа, именно поэтому странно прийти в церковь на службу в сланцах и шортах.

По большому счету, когда мы одеваемся для того, чтобы пойти в церковь, мы должны заботиться о том, чтобы выглядеть красиво, аккуратно и не вызывающе — чтобы не смутить своим видом других верующих. Или монахов, которые проходят много испытаний, а потому вид девушки в короткой юбке или с открытыми руками может быть для них серьезным искушением.

Но не должно быть и пренебрежения к одежде, поскольку запущенный внешний вид — это такой же вызов обществу, как одежда «не по случаю».

Обязательно ли надевать платок в церковь?

Головной убор для женщины — это укоренившаяся традиция в России, и ее лучше не нарушать. Тем более, что она ведет свои корни от апостольских времен (апостол Павел говорил, что для замужней женщины платок — символ ее покорности мужу).

Если у вас нет с собой платка или любого головного убора — попросите в храме за свечным ящиком. Как правило, они там есть — бесплатные.

Также в некоторых храмах — особенно в монастырских, — женщин, если они пришли в джинсах или штанах, просят повязывать вокруг пояса большой платок — чтобы получилась юбка.

Хотя есть приходы, в которых к головным уборам, наоборот, относятся либерально. В московском храме в Газетном переулке много прихожан-женщин стоят на службе без платков — там так принято.

Можно ли надевать в храм яркую одежду?

Конечно! Христианство — это религия радости в пребывании с Богом, радости от жизни, и наша яркая одежда может замечательно свидетельствовать о Христе.

Единственное, когда яркая одежда может быть не совсем уместна — в Великий Пост, особенно последние дни перед Пасхой — на Страстной седмице.

Можно ли надевать красивое платье?

Конечно! Если только по красотой не подразумевать его открытость и откровенность. Женщины издавна старались одеться в Церковь красиво — как на праздник, потому что Литургия и Причастие — что это, если не праздник для души?

***

В общем, отвечая на вопрос «как нужно одеваться в церковь»: одевайтесь так, чтобы ни себя и никого из окружающих не смутить, но одевайтесь аккуратно и красиво, чтобы никто не подумал, что храм и христианство это место неопрятных людей. У живущего в миру опрятность внешняя показывает, что он опрятен внутренне. А ведь именно внутренняя опрятность — одна из главных целей христианина.

Как вести себя первый раз в церкви

Многие думают, что для посещения храма никакой подготовки не необходимо. На самом деле это не так. Нужно уделять внимание не только правильной подготовке, но и одежде. И так существует несколько рекомендаций как вести себя в церкви правильно:

  • Касается утреннего посещения. После сна нужно встать умыться, зажечь лампадку и поблагодарить в молитве Бога за возможность провести ночь в мире и покое. Затем прочтите главу Евангелие. Начинающим рекомендуется пользоваться сокращенным молитвословом.
  • Одежда. В храм нельзя ходить в чем попало. Нельзя одевать брюки, короткие юбки, шорты, оголять плечи и т.д. Также женщине нельзя быть ярко накрашенной. На голове у женщины обязательно должен быть платок или шарф. А вот мужчины перед входом в церковь наоборот должны снять головной убор.
  • Пища. Многие не задумываются о том можно ли кушать перед посещением храма. Сначала насытятся, а потом идут в церковь. На самом деле по религиозным правилам в храм нужно приходить голодным. То есть натощак. Отступление возможны только для больных людей и беременных женщин.
  • Сумки. В народе бытует мнение, что в храм нельзя заходить с сумками. Но если в этом есть необходимость почему нет. Вы же не оставите ее у входа.
  • Поклоны. Входить в храм нужно обязательно с поклоном, предварительно перекрестившись. При этом клонится нужно три раза.

Лучшая статья для Вас, переходите: Как бороться со смертным грехом унынием, православный ответ

К первому поклону произносят:

Боже, буди милостив мне, грешному.

Ко второму поклону:

Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.

К третьему:

Без числа согреших, Господи, прости мя.

Смотреть нужно на образ Спасители и произносить молитву. Тоже самое нужно делать, когда выходишь из храма. При первом посещении нужно обязательно осмотреться. Посмотрите на то, что делают люди вокруг. К какому образу преклоняются больше, куда ставят свечки и т.д.

Во время службы нельзя себя вести как будто вы на выставке. То есть задирать голову рассматривать все вокруг в том числе священнослужителей. Во время молитвы необходимо стоять с покаянными чувствами, при этом слегка опустите голову и плечи. Поклоны и крестное знамение старайтесь повторять за всеми одновременно.

Главное помните, что церковь – это земное небо, куда приходят молится о содеянных земных грехах.

  • Время нахождения в церкви. По церковным канонам служба – это жертва Богу. Ее нужно отстоять от начала до самого конца.
  • Стоять или сидеть на службе? Этот вопрос мучает многих. Конечно, если вы молоды и здоровы, то на протяжении всей службы вам необходимо стоять. Исключением как понимают многие являются только пожилые и больные люди.

Лучшая статья для Вас, переходите: Как хоронят самоубиенных, самоубийц и суицидных людей, как вести себя на похоронах

Это основные рекомендации как вести себя в церкви и что делать. Поверьте, что придя в церковь только первый раз вы не будете знать каких-то церковных канонов. Но со временем вы обязательно со всем разберетесь.

Креститься перед храмом — это обязательно?

Нет, креститься перед входом в храм — такого правила нет. Но это принято делать.

Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью — «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что такое пост и зачем поститься перед причастием

Причастие является открытой дверью для принятия Божьей благодати в жизнь христиан. Через Причастие верующие принимают:

  • в виде кусочка просфоры жертву Иисуса на голгофском кресте, на нем было ломимо тело Христа, и заплачено за все наши грехи и болезни;
  • вино, как Святую кровь Христа, которая дает очищение духу, душе и телу.


    Причастие – это таинство для души верующего человека

Каждый верующий сам несет ответственность за принятие Божьего Таинства, ибо, как пишет апостол Павел, кто делает это, не рассуждая, греша, тот болеет и даже умирает (Кор. 11:28-30).

Довольно тяжелое испытание для христиан, не правда ли? Не принимаешь Причастия, не получаешь благословения и благодати, принимаешь — можешь заболеть и умереть. Где же выход? А выход прост — в посте и исповедании грехов.

Пост — время, когда человек через усмирение плоти старается очиститься от душевных вредных привязанностей и привычек, чтобы приблизиться духовно к Творцу. Пост — время молитв и размышлений о жертве Христа, Ее очищающей и благословляющей силе. Во время подготовки к причастию христиане стараются пересмотреть свою жизнь, выявить в ней грехи и покаяться в них.

Трудно удержаться от соблазнов при сытости и веселье. Трудно не впасть в искушение при употреблении алкоголя или на увеселительных мероприятиях. Во время говенья люди, укрощая плоть, укрощают свои эмоции и нравы. По словам Иоанна Лествичника, во время покаяния должна первенствовать чистота молитвы, в безмолвии, послушании отказаться от наслаждений, лукавых мыслей для того, чтобы получить наслаждение в Небесах.

Некоторые христиане могут часами просиживать в социальных сетях, проводить время в пустых разговорах по телефону, принимать участие в сплетнях, но при этом находиться в строжайшем воздержании от пищи, гордясь собой. Хочется разочаровать таких верующих — Бог смотрит не на желудок, а на душу.

Все, что отстраняет христианина от Бога, является грехом.

Важно! Пост — единственная возможность приблизиться к Всевышнему. По мнению священников, пост и молитва — крылья, позволяющие верующей душе взлететь к Небесам.

Можно ли сидеть в церкви?

В храме можно сидеть. И даже нужно, если вы плохо себя чувствуете или уже ни о чем другом, как о «посидеть», думать не можете.

Русской христианской традиции, действительно, свойственно делать акцент на том, что хорошо бы всю службу выстоять на ногах. Это идея подвига — того небольшого подвига, который доступен каждому христианину. Поэтому скамеек или сидушек в православных храмах на Руси всегда было мало: только вдоль стен, да и о то — не в каждом храме.

Однако подвиг должен браться под силу. Поэтому никаких установлений в Церкви относительно того — нужно стоять всю службу или нет — не имеется. Есть силы — прекрасно. Нет сил — ничего страшного. Во время некоторых частей вечернего богослужения даже полагается сидеть — например, во время чтения кафисм (псалтири).

А в Болгарии в большинстве храмов сидеть, едва ли, не принято. И в православной Греции в некоторых храмах скамеек много и располагаются они не только у стен, но и в центре придела. Как здесь:

Нет никакого смысла превращать богослужение в спорт для самого себя. Особенно — когда это касается длинных праздничных богослужений, которые в монастырских храмах могут идти по три часа и больше. Поэтому часто можно видеть, как прихожане приносят на многочасовые богослужения складные стульчики.

В общем, сидеть в храме или не сидеть — это нужно решать по ситуации и исходя из собственных сил.

Обеты трезвости в вопросах и ответах

Слова «обет трезвости» сегодня на слуху. Обеты дают участники слетов трезвенников и одиночки, зависимые и созависимые, архиереи и малые дети. Что мы знаем об этом новом для современной России явлении?
Давшие обет трезвости в храме Святителя Николая г.Тюмень
Можно ли сказать, что обеты трезвости становятся некоей православной модой?

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин: – Нет. Для большинства священников, мирян и даже архиереев это – нечто неизвестное, непонятное, экзотическое. Но ничего нового или странного тут нет. Мы опираемся на традицию нашей Церкви. В конце ХIX-начале ХХ века обеты трезвости в России были необычайно популярны, их принимали сотни тысяч человек. Просто, в силу известных исторических причин, традиция прервалась, была утрачена, забыта.

Есть ли цифры, сколько людей – священников и мирян – дает обеты трезвости или хотя бы думают о них?

Валерий Доронкин: – На канонической территории Русской православной церкви действует примерно 150 приходских организаций, которые так или иначе помогают страдающим алкоголизмом. Их посещает около 2 тысяч человек. Вот они и задумываются. Цифра, конечно, очень приблизительная.

А зачем нужно давать обет трезвости?

Протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила, г.Талдом Московской области, председатель приходского общества трезвости, автор книг о семье, воспитании и профилактике алкоголизма, кандидат богословия, член экспертного совета по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости: – Обет дается для того, чтобы получить помощь Божию на пути трезвения. Ведь для Церкви важна не столько так называемая физиологическая трезвость, сколько трезвение – понятие внутренней духовной жизни, Ты чувствуешь, что тебе просто необходимо для этого быть постоянно подтянутым, духовно собранным.

Разве нельзя просто принять решение – и не пить?

Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по благотворительности Валерий Доронкин: – Можно. Я уверен, что в каждом православном приходе есть люди, которые перестали пить, просто воцерковившись. Они посещают храм, принимают участие в Таинствах, молятся, становятся членами церковной общины. Бывает и так.

Но как помогает обет?

Иерей Игорь Бачинин, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение», клирик Ново-Тихвинского женского монастыря, член Церковно-общественного совета по противодействию алкогольной угрозе при Священном Синоде, кандидат педагогических наук,: – Приведу аналогию. Я не буду пить серную кислоту ни при каких условиях. Мое отношение к ней как к напитку четкое, ясное, единственно возможное. Такое же оно – и к алкоголю у человека, давшего обет. И не дав обета, человек понимает: пить нехорошо. Так что пока не буду этого делать, а дальше будет видно. Но его начинают одолевать помыслы, идет постоянная внутренняя борьба. А в состоянии обета человек не собеседует с помыслами, да их и не так много становится.

В чем секрет этого?

Иерей Игорь Бачинин: – Никакого секрета. Помогает не обет, а благодать Божия. Неправильно относиться к обету как к некоему чудодейственному средству, которое раз и навсегда решит все ваши проблемы, связанные с алкоголизмом. Призывая человека давать обет, я всегда предупреждаю: данное Богу слово, вы сами, без Его помощи выполнить не сможете. У вас нет на это сил.

Значит, нельзя давать обет трезвости дома, перед иконами? Совершенно необходимо делать это в церкви?

Протоиерей Илия Шугаев: – Обет, данный наедине — это хорошо. Тут присутствует совершенно обычное желание человека сделать что-то доброе. Случается, конечно, что это делается на эмоциях, так что после это желание должно быть подтверждено в церкви, на особом чинопоследовании. Но ведь и исповедуемся мы Богу — через священника. А когда ты произносишь слова обетной молитвы еще и перед свидетелями – собравшимися в храме людьми, это и психологически важно, это держит.

Какая разница между обетом и клятвой?

Иерей Игорь Бачинин: – И тут и там – обещание. Разница в содержании. Когда человек клянется, он старается доказать свою правоту – и призывает Бога в свидетели. А давая обет, человек признает свою немощь и просит у Бога помощи.

На какой срок можно давать обет?

Игумен Серафим (Николин): Минимальный срок — Великий Пост. Распространена практика — давать обет на год и после продлевать его. Многие дают обет трезвости сразу на всю жизнь.

Обязательно ли становиться членом общества трезвости для того чтобы дать обет?

Протоиерей Илия Шугаев: – Лучше, конечно, давать обет в общине, чтобы человек общался с людьми, которые уже прошли его путь, живут трезво, чтобы заражался их образом жизни, образом мыслей. Они вместе молятся, друг другу помогают – и Господь им помогает. А если человек даст обет, а потом опять погрузится в свою старую среду, он снова останется один на один со своими проблемами.

Какие опасности подстерегают человека, давшего обет?

Протоиерей Илия Шугаев: – Опасности появятся, если ничего не менять в своей жизни, не делать ничего. Оставить прежний круг общения, не усилить молитвы, не посещать храм. Тогда, скорее всего, ничего не произойдет, и помощи Божией не будет

– Бывает, что человек, принеся на исповеди покаяние в грехе пьянства, больше никогда не пьет?

Игумен Серафим (Николин), настоятель Казанского храма дер. Гридино (Московская область) руководитель православного общества трезвости г. Егорьевска: – Конечно. Среди моих духовных чад были такие случаи. Ведь каждый раз, целуя Крест и Евангелие, мы даем обещание не повторять грехов.

То есть, по сути, каждая исповедь — это обет. Зачем же тогда нужно особое чинопоследование?

Игумен Серафим (Николин): – Чинопоследование дает человеку возможность более серьезно подойти к своему решению. Человек просит молитвы о себе, чтобы укрепиться, чтобы Господь дал ему волю, дал силы выполнить обещание. Не нужно превращать обет в таинство, но и отвергать чинопоследование тоже не стоит. Это – церковная молитва о человеке, дающем обет трезвости, совершаемая по особому чину.

Может ли человек неверующий, невоцерковленный дать обет трезвости?

Иерей Игорь Бачинин: Я таким людям говорю: ты сначала дай обещание не питьсамому себе, а потом уже – Богу. Хочешь начать жить трезво – живи. Можешь мне дать обещание на какой-то срок. Для того чтобы исполнить его, необходимо начать жить церковной жизнью: посещать службы, молиться, иметь духовное руководство. А потом уже будем думать об обете.

Какой смысл давать обет человеку, не имеющему зависимости?

Протоиерей Илия Шугаев: – Один из вдохновителей трезвенного движения конца XIХ века С.А.Рачинский считал, что обет, данный человеком непьющим, имеет огромную нравственную силу. Пьяница дает его вынужденно. А вот тот, кто зависимости не имеет, дает обет по любви к тем самым немощным. Его пример гораздо более заразителен, ибо он решил не пить, не имея в этом жизненной необходимости.

Жены или матери дают обет трезвости ради своих близких, надеясь, что им это поможет. Это действительно так?

Игумен Серафим (Николин): – Семья – это единое тело, и действие одного духовно влияет на другого. Ты можешь не говорить, а делать что-то – и это будет молчаливой проповедью. Пусть она будет неправильно проанализирована, не сразу даст результаты, но семя уже брошено в землю. Когда оно взойдет, зависит от Господа и от того, как мы молимся. Обет, данный ради мужа, сына, брата, не может не иметь положительного воздействя на его душу.

Часто ли люди дают обет из идейных соображений?

Валерий Доронкин: – От хорошей жизни, как правило, обет трезвости не дают. На это толкает личное переживание. Человек сталкивается со страданием, болью, смертью… Он видит, что для тех, кого он любит, алкоголь стал страшным злом – и пытается что-то сделать.

Священник, возглавляющий общество трезвости, обязательно должен полностью воздерживаться от алкоголя?

Протоиерей Илия Шугаев: – А как иначе? Как же он будет окормлять трезвенников духовно, сам не будучи трезвым? Очень страшно, если мы (я не только священников имею в виду) говорим человеку: у тебя проблемы, ты больной, вот тебе и нельзя. А я здоровый – мне можно! Это – издевательство над пьющими. Чтобы помочь другому, нужно как раз сказать: я здоровый, поэтому я не пью. Мое здоровье как раз в этом и заключается!

Тогда, по идее, все священники должны давать обеты трезвости.

Протоиерей Илия Шугаев: – Наверное, да. Но они должны это сделать исходя из своего личного выбора. Такой обязанности, такого закона — нет. Это — закон внутренний.

Как вы относитесь к массовой даче обета трезвости? Когда десятки, сотни людей дают обеты на форумах, слетах трезвенников?

Протоиерей Илия Шугаев: – Хорошо отношусь — если они понимают, что делают, если подготовились к даче обета. Хочется, чтобы все спаслись, конечно. Духовную жизнь вести на нетрезвую голову –невозможно. Крещения тоже бывают массовыми — тут дело не в количество, а в сознательности.

Что значит «подготовиться к обету»?

Иерей Игорь Бачинин: – В разных обществах и братствах трезвости подготовка разная. У нас, например, обет дают люди, которые прошли двухнедельный цикл занятий. Непосредственно накануне обета проходит беседа – даже для тех, кто уже давал обет на год и хочет продлить.

Можно ли в принципе принимать обет у человека неподготовленного?

Протоиерей Илия Шугаев: – Есть разные мнения. Кто-то говорит, что нужно давать обет сразу же, на небольшой срок — чтобы отрезвиться, чтобы момента не упустить. А потом, пожив немного трезво, ты уже примешь следующее решение, обдуманное. Другие считают, что к обету необходимо долго готовиться, но все равно решение начать трезвую жизнь человек должен принять прямо сейчас — с обетом или без него. Священник должен сказать ему: будем решать твою проблему, но на трезвую голову и трезветь начнем прямо сейчас, не откладывая. Трудно все свести к одной какой-то формуле. Такого формализма не должно быть, судьбы у всех разные, и пастыри разные,

Бывает, что человек дает обет во хмелю?

Валерий Доронкин: – Бывает. Знаю случай, когда на коленках один страдалец приполз к священнику. Батюшка помолился, подумал – и принял у него обет. До сих пор не пьет!

Монашествующие часто к обетам трезвости относятся скептически, считая, что давать какие бы то ни было обеты не дело мирян.

Игумен Серафим (Николин): – Почему? Это библейская традиция – давать обеты пред Господом. Ничего страшного в этом нет. Скажем, обеты назорейства давали не только люди из колена Ааронова, которые становились священниками, а все, кто был готов, кто духовно для этого созрел. Дело не в социальном состоянии, не в положении в какой-то иерархии, а в подготовленности и решимости.

Что держит человека, давшего обет? Страх нарушить?

Игумен Серафим (Николин): – Только помощь Божия. Страшно становится, когда человек не молится, не доверяет Богу, не любит Его. Тогда для него Господь не любящий Отец, а Карающий Судья. Страшно и когда человек полагается только на свои силы, считает, что это он сам не пьет, сам не нарушает обета.

Но ведь случается, что из-за этого страха наказания люди не дают обета трезвости…

Иерей Игорь Бачинин: – Это все отговорки. Не дают, оттого, что решимости нет. Впрочем, если человек испытывает смущение и боится последствий, лучше не давать обета. Или дать сначала совсем на небольшой срок, чтобы обрести опыт и уверенность, что Господь тебе помогает. А после продлить.

И так все время?

Иерей Игорь Бачинин: – В какой-то момент человек понимает, что может жить трезво и без обета. А потом нередко… снова приходит: «Батюшка, хочу дать обет». Он понимает, что по обету жить гораздо легче!

Случаются ли нарушения обета?

Иерей Игорь Бачинин: – К сожалению, да. Как правило, это связано с нарушением внутренней религиозной жизни. Если человек это осознает, он исповедуется, на него накладывают епитимию – и он продолжает дальше жить трезво. Ничего экстраординарного тут нет – все так же, как и в других ситуациях, когда совершен грех.

Так может, лучше не давать обет, чтобы не совершать лишнего греха?

Игумен Серафим (Николин): – Люди венчаются, а через полгода разводятся. Значит ли это, что не надо венчаться?

Можно сравнить обет трезвости с монашескими обетами?

Игумен Серафим (Николин): – Монашеские обеты — более высокие, нет, тут не может быть аналогии. Обет трезвости можно сравнить с неким аскетическим упражнением. Это своего рода Пост. Его духовный смысл заключается в том, чтобы через очищение телесное очистить дух, душу от скверны и пристрастий.

У некоторых священников бывает резко отрицательное отношение к обету трезвости. Как вы это объясняете?

Валерий Доронкин: – Незнанием истории, специфики работы, утратой исторической традиции. Возможно, такой священник просто не желает воспринимать новую для себя информацию или не до конца разобрался. У Церкви против обета трезвости в соборном разуме нет возражений, для этого нет богословских обоснований. А люди по каким-то вопросам могут заблуждаться. Разногласие – это нормально. Надо дискутировать, чтобы выявились искусные.

Я слышала мнение, что люди, давшие обет, склонны к гордости, к превозношению перед другими.

Валерий Доронкин: – Гордостью поврежден каждый человек. Говорить, что давшие обет впадают в какую-то особенную, специфическую гордость… Не знаю, не замечал.

Хорошо ли говорить о том, что ты дал обет, или лучше об этом помалкивать?

Валерий Доронкин: – Часть моей работы – популяризация этой идеи, поэтому я просто обязан об этом рассказывать, и как можно чаще. Но вообще, наверное, лучше не кричать об это на всех перекрестках, говорить к месту, понимая, зачем и для чего ты это делаешь. Иначе это может вызвать и непонимание, и даже смех. Скрывать, впрочем, тоже неправильно – если тебя об этом спрашивают. Но это – дело личного выбора, внутренней свободы.

Что делать человеку, давшему обет трезвости, на праздничной трапезе?

Валерий Доронкин: – Духовно здоровый трезвящийся человек не должен чураться праздников и дружеского общения, в том числе и за столом. Если это, конечно, приличная компания. Необходимо всем и уж трезвенникам в первую очередь учится жить и радоваться с близкими, не используя для этого химическую субстанцию (психоактивное вещество). Именно неумение жить и радоваться жизни без алкоголя отличает алкоголика от здорового человека.

Бывает ли, что к люди, давшие обет, вызывают в пьющей компании агрессию?

Валерий Доронкин: – Агрессивнее всего ведут себя те, кто оправдывает свою страсть. Но когда люди осознают собственный алкоголизм как проблему, то относятся с уважением.

Человек, давший обет трезвости, может держать дома спиртное и угощать других?

Игумен Серафим (Николин): – Нет. Если приход занимается помощью страждущим, то, как правило, по благословению архиерея на праздничных трапезах не ставится алкоголь. Этот приход – область трезвости. То же самое касается и дома, в котором люди приняли обет. Разве что особого благословения не нужно.

Можно ли человеку, давшему обет, пить лекарства на основе спирта, квас, безалкогольное пиво?

Протоиерей Илия Шугаев: – Все индивидуально. Если навевает какие-то ассоциации или дает легкий «кайф», не стоит, конечно. Почти всегда можно найти бесспиртовые аналоги лекарственных препаратов. А безалкогольное пиво, самый его вкус – прямой провокатор: человек подсознательно ждет, когда захмелеет…

Куда обращаться человеку, который хочет дать обет трезвости?

Валерий Доронкин: – В любое из обществ трезвости, где практикуется дача обетов трезвости. Узнать, где находится ближайшее к вам, можно по телефону справочной службы «Миосердие» или в Базе данных по социальному служению Церкви

Обязательно ли вставать на колени или делать поклоны?

В том, что касается внешних проявлений молитвы у человека — такого понятия, как «обязательно», нет. Человек молится так, как ему удобно.

Хотя, наверное, странно если православный христианин, придя в храм, за всю службу ни разу не осенил себя крестным знамением — потому что крестное знамение для христианина это и символ, и глубокий смысл, и поддержка.

См, также: Что такое крестное знамение и как правильно креститься

Но если вы только начинаете ходить в храм, только знакомитесь с христианской традицией — не бойтесь вести себя так, как вам спокойно. Крестное знамение — это внешне проявление, но главное все же — что происходит у человека внутри.

С поклонами дело обстоят точно также. Преклонение колен — это символ глубокого сокрушения или глубочайшего трепета перед святым или Господом. Для кого-то — это неотъемлемая часть их молитвы. Кто-то их не делает. Иными словами, одно лишь число поклонов не делает христианина лучше или хуже.

Хотя, по мере погружения в традицию и духовную жизнь, нужда в поклонах — в том числе земных и коленопреклоненных — становится вполне естественной.

При этом, в Церкви есть периоды, когда вставать на колени в храме нельзя — это воскресные дни, и дни крупных Церковных Праздников, а также 50 дней после Пасхи. Всё по той же причине: преклонение колен — это символ глубокого покаяния, а Праздник — это время не скорби, но соборной радости.

***

См. также: Как брать благословение у батюшки и другие вопросы о Церковной жизни

И еще полезный текст: о том что такое исповедь и как нужно исповедоваться.

***

Ну и в завершение: еще раз — основные правила, как принято себя вести в храме и что в церкви делать не принято или нельзя.

Обыватели о выпивших людях в церкви

Простые люди, часто посещающие православные культовые заведения, говорят, что немного выпивший вина человек может войти в церковь. При этом он должен себя адекватно вести:

  • не ходить по помещению во время службы;
  • не отвлекать прихожан разговорами;
  • не издавать громких звуков.

В отношении человека, принявшего значительное количество алкогольного напитка, мнения прихожан разделились. Одни говорят, что обильно выпившему человеку не место в Божием доме, так как не может контролировать в это время своих слов и действий. Другие считают, что выпивший христианин должен помолиться и поклониться Господу на пороге храма и уйти с миром домой.

Правила поведения во время подготовки к Причастию

Трехдневное воздержание перед принятием причастия не является требованием, а только пожеланием. Оно касается в основном людей, которые участвуют в Евхаристии 2 −3 раза в году. Во время четырех постов нет требований по дополнительному воздержанию.

Читайте о многодневных постах:

  • Великий пост
  • Петров пост
  • Рождественский пост

Священники рекомендуют причащаться каждое воскресенье, чтобы держать себя в чистоте и святости, соблюдая воздержание в еде по средам и пятницам.


В церкви верующие и крещенные люди причащаются Тела и Крови Христовых

Согласно постановлению Православной Церкви во время говенья запрещено вкушать:

  • продукты животного происхождения;
  • яйца;
  • молочные продукты;
  • выборочно — рыбу.

В эти дни пища готовится не для удовольствия ее употребления, а как средство для поддержания здоровья в храме Божьем, т.е. в самом христианине.

Если рыба является основным видом питания, тогда ее можно употреблять.

Перед Евхаристией христиане не принимают пищи, перед этим проведя день в молитвах, отказе от увеселений, употребления алкогольных напитков и секса.

Важно! На таинстве Исповеди следует честно признаться священнику обо всех своих проступках, чтобы он решил, безопасно ли христианину касаться Святых Даров или следует возвратиться домой и тщательно подготовится.

Перед исповеданием и причастием христиане идут на вечернюю службу в храме, утром обязательно присутствуют на Литургии. Искреннее раскаяние на Исповеди открывает двери к Причастию.

Пост перед причастием: как правильно соблюдать

«Расскажите мне правила поведения в церкви с самого начала»

Я прочитала топик ниже и наткнулась на такие слова Инанны: «Другое дело, если человек пришел в храм ради искренней молитвы и Таинств. Тогда он со смирением примет замечание и впредь будет знать, как нужно себя вести и что делать». Я совсем недавно стала приходить в храм, именно уверовав. Мне очень хочется узнать правила и законы, но… Я всегда была далека от церкви. Честно признаться, мне неловко подойти в церкви к бабушке и спросить, что и как надо делать — как входить, когда креститься, каким иконам, сколько раз, в какой последовательности, какой рукой ставят свечи, ну… Одно дело, когда возникает конкретный вопрос, например, где та или иная икона находится, и совсем другое: «расскажите мне правила поведения в церкви с самого начала». А то мне так неудобно в церковь ходить и, признаться, страшновато, старушки смотрят так, словно я от безделья заглянула, ничего не знаю, все делаю не правильно. Инанна, я была бы очень признательна Вам, да думаю и не я одна, ведь не так много людей действительно знакомы хорошо с обычаями и традициями, если бы Вы рассказали хотя бы вкратце. Не могли бы Вы устроить маленький ликбез для таких же безграмотных, но истинно тянущихся к свету, как я? 2.8.2003 Неграмотная

  • Ваше смущение, в общем, понятно. Если вопросов возникает много и хочется вникнуть в смысл богослужения — тут удовлетвориться подсказками бабушек непросто. Но на самом деле, и особо сложного ничего нет! Перво-наперво надо помнить, что женщине надлежит быть в храме с покрытой головой, в скромной одежде (желательно в юбке, а не в брюках — хотя в Москве на это обычно смотрят сквозь пальцы). Само собой, мини и декольте к скромной одежде не отнесешь… Конечно, нательный крест. Его вообще никогда снимать не стоит. Наблюдайте за людьми, что и как они делают. Постепенно придет и понимание, для чего нужно то или иное действие, с чем оно согласовано. Особенно если прочтете об этом перед службой. На уже поставленные Вами вопросы могу ответить, что никакой особой последовательности в подходах к иконам нет, какой рукой ставить свечи — не важно (в храме магии нет, а об остальном Вы можете пока почитать по ссылке (нашла вроде бы более-менее простую и понятную, не перегруженную статью). Обратите внимание и на другие материалы с этого сайта. Конечно, брошюрка, которая всегда под рукой, будет весьма полезна… И еще. Есть ли у Вас Молитвослов? Знакомы ли Вам «Символ веры» и «Отче наш»? Это основные молитвы, они поются соборно на каждой Литургии. Участвуете ли Вы в Таинствах (исповедь, Причастие)? Без этого невозможно быть православным христианином. Храни Вас Господь! https://protigor.narod.ru/school/steps/temple.html Инанна
  • Все мы были неграмотными, ну или многие, ведь не всем повезло с детства открыть православие, я лично все через книги узнала. Идите смело в храм, ничему не смущайтесь. Если есть вопросы — книги, батюшка (а не бабушка) все объяснит. Бабулек не бойтесь, они меня лично смирению научили. Я их тоже недолюбливала поначалу, а теперь всех люблю. Сначала мне вроде все непонятно было, и усталость от службы была и ропот… Все прошло… Solo
  • Не забывайте и Библию читать. Она все-таки важнее, чем то, как на Вас бабушки смотрят, или когда можно к иконам подходить. И, да простят меня православные, важнее молитвенников. Поздравляю Вас с таким важным решением в Вашей жизни! go_romanovs
  • Само собой! Я просто полагала, что Библия обязательна по умолчанию, даже как-то странно напоминать христианину о необходимости ее иметь и читать. Инанна
  • Можно вопрос, только не ругайся. А почему священника святым отцом нельзя называть? это совсем плохо? Батюшка, это вроде духовника можно, ну или кого-то лично знакомого, а просто спросить незнакомого священника о чем-то как? или монаха? Тут я пыталась подобрать голосующего монаха, но ему, оказалось, совсем не в ту степь, я его вообще никак назвать не могла, только Вы. А как надо? Акорса
  • Называть священника святым отцом — это принято в католичестве. Обращение «батюшка» уместно для любого священника. Монаху я бы сказала: «Отче, …». Инанна
  • И не надо слушать бабушек. Не вообще, а всех подряд. Не все бабушки в церкви преуспели в церковным канонах (правилах.) Меня, к примеру, не так давно оговорили (мол, после Причастия нельзя подходить к иконам. Придумают, тоже?!) Ругаться, конечно, не следует (хотя и не приятно такое выслушивать), но и всерьез не воспринимать. Учиться нужно по книгам, официально благословленным Святейшим Патриархом. И то бывают книги, изданные якобы с благословения Патриарха. Так что, лучше их покупать в храмовых лавках. А еще, неплохо почитать кое-что и на православных сайтах, например: Православие Официальный сайт РПЦ МП Словарь церковных терминов на «Days.ru» «Православный народ.» Мой друг ведет сайт о церковных службах n-p-n
  • Наверное, сейчас в каждом храме можно в свечном купить книги «Впервые в храме», «Православный этикет», «Как вести себя в православном храме» и т.п. Стоят такие книжечки дешево, издаются с благословения. Ан на
  • А еще «Азы православия». Мандарин
  • Очень дельная и правильная рекомендация:-). Но если человек пока не имеет под рукой такой книжицы, а задает вопросы здесь — то, что нам мешает ответить ему и написать хотя бы о самом простом? Так и книжицу, глядишь, читать уже будет попроще, и оперативно переспросить о чем-то можно… Инанна
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]