Беседы о вечном. Как женщине-христианке найти свое место в современном мире
«Русская планета» и радио «Радонеж» продолжают цикл материалов о православном взгляде на события в стране и мире. В центре внимания — роль женщины-христианки в современном мире.
Каким может быть ее служение в Церкви и людям? Как построить жизнь семьи? Как сопротивляться современному укладу жизни, когда зло объявляют добром — аборт называют свободой? Как помочь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации?
Беседа катехизатора Сергея Комарова с главным редактором издательства «Пчела», генеральным директором благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь», мамой четверых детей, автором и ведущей программы на телеканале «Спас» Натальей Москвитиной.
С.Комаров: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. У микрофона Сергей Комаров.
Мы все готовимся к Великому Посту. Но грядет и гражданский праздник, к которому церковные люди относятся по-разному. Это 8 марта, Международный женский день.
Любой, даже светский праздник дает нам повод поговорить о душеполезных вещах. Например, на Новый год мы говорим о богословии времени, смысле времени. А в преддверии праздника 8 марта я бы хотел поговорить о служении женщины в Церкви, о том, к чему призвана женщина в Церкви, как ей в Церкви живется.
Как библеиста, меня интересует следующая тема: как преломляются те или иные библейские идеи о женщине в современной жизни? Например, в Библии сказано, что женщина сотворена как помощница мужу. Что значит «помощница», если говорить о жизни современной? Например, если женщина не замужем – помощницей кому она должна быть? Или сказано, что женщина спасается чадородием. А если у нее нет детей?
Сегодня у нас в студии главный редактор издательства «Пчела», генеральный директор благотворительного фонда поддержки семьи и материнства «Женщины за жизнь», мама четырех детей, автор и ведущая программ на телеканале «Спас» Наталья Москвитина. Здравствуйте, Наталья!
Н.Москвитина: Добрый вечер.
С.Комаров: Наталья, как вы, когда читаете Писание, осмысляете библейские идеи о женщине? Например, вот цитата: «нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, соответственного ему». Женщина изначально сотворена как помощница. Но если не вышла замуж, она что, неполноценная личность? Кому она должна помогать, в таком случае?
Н.Москвитина: Многие православные говорят, что женщина не должна работать. Но как раз, когда женщина выходит на работу, в сегодняшних реалиях, она очень помогает супругу содержать дом. Одно дело, что нужно воспитывать детей, готовить, но реалии иные. Женщина, выходя на работу, сохраняется, развивается дальше, это необходимо. В коннотации Священного Писания это отлично читается. Дальше, возможно, мы будем менять трактовку. А сейчас это, похоже, отличный выход.
С.Комаров: Апостол Павел говорит, что женщина спасается чадородием. А если женщина не родила? Как здесь реализуется этот библейский принцип?
Н.Москвитина: Кажется, что все уже понимают, что родить — это только начало пути. Нужно воспитывать. Можно служить не только детям своим, но и крестников поднимать, в детские дома ходить, служить милосердием. У Елизаветы Федоровны не было детей, но это не отменяло ее как женщину-пример всем женщинам. Если в контексте жизни это читается — отлично, но если не читается, то женщина может найти больше средств для служения. Она от природы наделена другими талантами. У нее более мягкое сердце, она найдет применение ему.
С.Комаров: Часто женщина по ряду причин стесняется пойти предложить свою помощь, не может найти свое служение. Нереализованная потребность женского служения ее разрывает изнутри, если она не замужем и не имеет детей. В нашей Церкви много одиноких женщин. Парадокс в том, что человек может быть в Церкви 10-20-30 лет и быть одиноким. Особенно трагично это в случае с женщиной. Что бы вы таким женщинам сказали?
Н.Москвитина: Кротость — это здорово. Это нужно в себе сохранить, но не путать с ложной скромностью, которая мешает делать хорошие дела. Нужно понять, какие корни у этого. Это хорошо — остаться в своих границах интеллигентности, скромности. Вряд ли будет хуже от этого кому-то. Но сделать два шага вперед в сторону милосердия и благотворительности, начать говорить с другими людьми — тут же нет зазорного. Перебороть себя — значит просто делать. На самом деле это легко делается. Многие вещи делаются так. Надо просто сделать. Сделали, и слава Богу. В следующий раз сделаете лучше. Уже никогда вы не будете стоять перед большим морем всевозможных хороших дел, боясь наступить туда ногой. Когда вы зашли, то вы уже не на берегу, внутри, придется искать возможности. Не откладывайте эти дела вашего служения Церкви, идите завтра же.
Расскажу, как было у меня. После окончания миссионерские курсы на Кантемировской в том храме, где отец Даниил Сысоев был убит, я очень хотела применить свои знания. И был уже такой круг общения молодых воцерковленных людей, каждый горел, шел что-то делать. Мужчинам легко — они могут прислуживать в алтаре, а женщинам-то что делать? Я ходила год-полтора в Храм Христа Спасителя и молилась у мощей свт. Филарета (Дроздова), буквально говоря следующее: святителю, ты же миссионер, катехизатор, я тоже закончила миссионерские курсы, только что мне-то делать, помоги, пожалуйста. То есть вот так, очень просто. И я часто об этом рассказываю, потому что отношения с Богом, святыми очень простые. С людьми кстати тоже. Не надо накручивать в голове великие словесные конструкции, а просто делать.
Ходила я так полтора года раз-два в неделю. Ничего не происходило. А хотелось послужить. Но я не сидела на месте. Я ездила в Косово, отвозила с подругой иконы. Я помогала бездомным на вокзале, тем, кто думал о суициде, отказникам-детям. Но я чувствовала, что это не моё. Этот поиск длился долго, молитва не прекращалась.
Перед тем, как я стала заниматься профилактикой абортов, буквально мои слова у раки с мощами были следующими: святитель, пожалуйста, только не анти-аборт, потому что там очень тяжело. Только не туда. Женщины там со своими проблемами, драмами, плакаты эти с расчлененными младенцами, это тяжело, ад.
И все получилось так, как в известной сказке: «Только не кидай меня в терновый куст». Я оказалась в антиабортном движении — и ничуть не пожалела. В любом случае, можно просить Бога о чем-то 300 миллиардов раз, но чтобы это реализовалось, надо что-то сделать. Пусть нелепо, по-детски, но сделать, и не сильно в этом копаться. Бог Сам начнет вас вести.
С.Комаров: Можно выстроить алгоритм из ваших слов: помолиться и делать то, что перед глазами, с малого. А насчет этого малого вы могли бы дать практические советы? Женщины могут влиться в ваше движение?
Н.Москвитина: Могут. Нужно найти мой фонд в социальных сетях или на сайте и прямо написать. У нас большое волонтерское движение. Школу можно закончить, чтобы понять, как общаться с женщинами. Миллиарды вариантов того, как можно помочь женщине в кризисной ситуации. Если ты профессионал юрист, то можешь помогать как юрист, а можно просто купить продукты и отвезти их домой нуждающемуся.
Но не все хотят помогать женщинам в кризисной ситуации. Не все женщины даже. Можно на своем приходе у батюшки поинтересоваться, чем можно послужить. Нужно обозначить, что ты это хочешь, вряд ли настоятель будет выискивать в массе людей нужного. Всегда движение человека и Бога двустороннее. Они идут друг ко другу.
И между людьми то же. Мы всегда думаем, что нас все понимают. Мы ведь говорим на одном языке. На самом деле каждый со своим бэкграундом, каждый думает про свое, мало кто думает о другом, да и всех в округе спасти невозможно. Спасаешь только себя. Можно догадываться, что нужна помощь, но легче и проще просто озвучить.
Кстати, ресурсы — это не всегда деньги. Это то, где вы работаете, друзья, умение кого-то познакомить. У тебя есть записная книжка, там списочек — один человек про больницу, другой про крупные компании, третий — машина. Если это все соединить, то выходит, что один пожертвует, другой использует машину, чтобы отвезти, третий принесет и с людьми пообщается. Самый большой ресурс — люди. Тот, кто обладает просто записной книжкой, он всегда всем нужен.
С.Комаров: А тема абортов, которыми вы занимаетесь. Кто обычно виноват трагедии аборта — больше мужчина или женщина? Как в большинстве случаев это происходит? Есть алгоритм?
Н.Москвитина: — И есть, и нет. Кто виноват? Человек виноват. Это всегда наш выбор. В основном бывает так, что мужчина-отец отходит в сторону от женщины, причем необязательно он говорит ей делать аборт, он может просто молчать, и женщина все остальное додумывает, что очень неправильно, потому что некоторые женщины делают аборт, предвосхищая слова отца ребенка. Немалый процент абортов сделан по неведению отца. Такие случаи мы останавливали. Но тут опять — ты приди и скажи. Если проблема после этого останется, то мы ее и будем решать. Нельзя сделать аборт для решения проблем, — тем более, если ты сама себе их надумала. Но насколько же будет больно слышать настоящее мнение отца ребенка, который скажет, что он бы и хотел.
Всё в жизни начинается со слова — как по Библии. Мы не умеем разговаривать, не знаем, как говорить. Чем больше ты говоришь, тем лучше у тебя это получается. Можно препарировать до простых истин. Часто отец ребенка направляет, мать женщины сильно влияет. Но окончательно — женщина сама берет эту ответственность.
Буквально вчера был разговор. Отец ребенка настаивал на аборте, в семье уже трое детей. И семья не сохранилась — супруги расстались. Аборт и разговор о том, что ребенок не нужен — следствие надлома в семье. Можно вперед задуматься, сохранится ли брак. Ребенок же не разменная монета. Что с того, что ты убьешь? Ничего не решишь, но и ребенка убьешь.
Скажу банальную вещь, которую надо проговаривать снова и снова: после аборта очень тяжело. Если мы, верующие, понимаем на уровне духовных истин, что это грех, то все остальные за редким исключением просто раскаиваются и плачут о своих абортах. Проходят десятки лет, женщины все помнят, это их навсегда ломает, это абсолютно деструктивное поведение даже на уровне физиологии (ни один ребенок в результате аборта не выживал). Часто после аборта бывает онкология, которая начинается через несколько лет. Лучше от аборта не будет, не будет. Это надо понять.
И даже если мы не можем рожать, по возрасту, например, поймите, — это настолько серьезно, что мы должны всегда держать это в голове и транслировать, потому что мы никогда не знаем, как слово наше отзовется. Где-то рядом с нами это настолько вросло в новые неверные истины, антитезу, что аборт — это свобода. И нужно говорить, что это абсолютная ложь, и зло сделали добром. Пожалей себя — сохрани в себе человека во всех смыслах. И другого отговори не сделать этот страшный шаг.
С.Комаров: Хочу вернуться к разговору о библейских идеях о семье и женщине. Библейская модель счастливой семьи — патриархальная, когда муж глава жены, а жена боится ужа. Библейское слово содержит определенный онтологический смысл, то есть если сказано, что муж глава, то он и должен быть главой. Как быть, если муж не глава, если он инфантилен, зарабатывает мало и совсем не зарабатывает, а женщина чувствует в себе силу и происходит некий коллапс — оба они верующие и признают эту модель семьи, но по факту получается, что со временем в семье начинает главенствовать женщина, выполняя ту функцию, которую муж не может по определенным своим личным причинам.
Что делать тогда женщине? Быть сильной и становиться мужиком в семье, или помнить, что есть библейская модель счастья, и надо сделать так, чтобы мужчина стал сильным?
Н.Москвитина: Набираться мудрости. В России такой скрытый матриархат. Женщины у нас сильные. Недаром же есть и пословица про горящую избу. Но нужно оставить право первого слова мужчине, а дальше все равно женщина всем управляет. Надо ему давать возможность говорить, принимать эту точку зрения соглашаться с ней, чтобы он не чувствовал, что его не видят и не слышат, слышать его, показать, что то, что он сказал, услышано и усвоено. Дальше уже идет этап переговоров. Это и в крупных компаниях так. И с детьми то же: ты должен услышать, что говорят дети, но ты делаешь сам, как родитель. С детьми и мужем важен мир. Так и дети рождаются. Мужчины не хотят и первого, и второго, и на третьего их уговорить сложно, но, тем не менее, многодетность — великое искусство женское.
С.Комаров: Как Сарра называла Авраама господином, но управляла им как хотела.
Н.Москвитина: Вот, вот.
С.Комаров: Хочу зачитать из книги Притч, из 31й главы, про образ добродетельной жены:
«Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов; уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка; она воздает ему добром, а не злом, во все дни жизни своей. Добывает шерсть и лен, и с охотою работает своими руками. Она, как купеческие корабли, издалека добывает хлеб свой. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Задумает она о поле, и приобретает его; от плодов рук своих насаждает виноградник. Препоясывает силою чресла свои и укрепляет мышцы свои. Она чувствует, что занятие ее хорошо, и — светильник ее не гаснет и ночью.
Протягивает руки свои к прялке, и персты ее берутся за веретено. Длань свою она открывает бедному, и руку свою подает нуждающемуся. Не боится стужи для семьи своей, потому что вся семья ее одета в двойные одежды. Она делает себе ковры; виссон и пурпур — одежда ее. Муж ее известен у ворот, когда сидит со старейшинами земли. Она делает покрывала и продает, и поясы доставляет купцам Финикийским. Крепость и красота — одежда ее, и весело смотрит она на будущее. Уста свои открывает с мудростью, и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством в доме своем и не ест хлеба праздности. Встают дети и ублажают ее, — муж, и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла всех их». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, достойна хвалы. Дайте ей от плода рук ее, и да прославят ее у ворот дела ее!» (Прит. 31:10-31).
Н.Москвитина: Да, мне всё очень нравится.
С.Комаров: А существует сегодня такие женщины? Оценит такую женщину кто-то сегодня, если она вдруг явится пред глаза мужчин? Этот библейский образ красоты и успешности семейной сегодня работает, или по развращенности нравов такой человек вообще одинокий останется?
Н.Москвитина: Ничто не ново под луной. Вовек всё истина и все работает. Это не очень ложно-смиренная женщина, очень активная, сильная, всё при ней, это управленец. При этом она красивая, красиво одетая. Это очень современная женщина. Разве что вот изменилось, что нам приходится выходить в свет и работать на светских работах, но я не думаю, что если бы это писалось сейчас, то было бы иначе, разве что язык. Всё то же!
Мы не можем позволить себе прикрываться ложным смирением, потому что это спрятанная под смирением гордыня. Этого много в Церкви. Часто слышишь: они вот там развращенные такие, а мы здесь чистые, потому что мы сидим дома и никуда не выходим. Но ты попробуй, выйди на работу, ты будешь справляться с тысячей искушений, и только тогда узнаешь ты себя, какая ты есть. Почему мужчина часто впадает в искушения? Он на работе справляется с кучей соблазнов, он не всегда может преодолеть их. А если просто сидеть в домике и говорить, что я такая смиренная и скромная, так ты и пороху не нюхала. Поэтому сегодня женщина должна быть активной в праведных делах, в рождении детей, в помощи другим, на приходе. А, работая, можно еще обратить в веру своих коллег.
С.Комаров: Из того, что говорит Библия, мне кажется, что счастье женщины в смирении. Женщина призвана от Бога смириться перед мужчиной, но возникает трагедия тогда, когда не перед кем смиряться. Мужчина есть, а он не способен управлять. Женщина хочет смириться, а не может. А природное служение женщины направляется в другую сторону.
Н.Москвитина: Если не перед кем — это потому что его нет или он инфантилен?
С.Комаров: И то, и то.
Н.Москвитина: Выращивать его. В этом и есть сила женщина. Это, впрочем, не всегда так возможно, но чаще доступно. Многие мужчины наши прошли через воспитание одной матерью, и если женщина мудрая, тихая, скромная, но при этом волевая, то всё вполне возможно — от женщины зависит очень многое. А если мужчины нет, то тоже много разных вариантов. Нет по возрасту или нет, потому что пока не появился.
С.Комаров: Хочу зачитать цитату из святителя Феофана Затворника о повиновения жены мужу: «Повиновение жены мужу в христианстве принимает высший характер, яко такое, которое вытекает из страха Божия и уравнивается с делами Богоугождения, прямо Самому Господу творимыми». То есть для святителя повиновение жены мужу – Богоугождение. Послушание жены мужу входит в божественный план, это модель счастья для человека.
Вам не кажется, что мы эту модель счастья сегодня сами убиваем? Мужчины тем, что они становятся слабыми и инфантильными, а женщины тем, что не хотят смиряться и свою жизнь выстраивают самодостаточно. Чем дальше мы будем модель эту разрушать, тем более мы будем несчастными.
Некоторые западные библеисты даже говорят сегодня, что библейская патриархальная модель – просто дань эпохе. Дескать, это предания старины глубокой. Идет серьезный сдвиг в сторону матриархальной модели, в ней видят счастье. Как вы считаете — библейские смыслы навсегда?
Н.Москвитина: Уверена в этом. Иначе не может быть. Женщина доборолась до всех прав, все отвоевала.
С.Комаров: А счастья нет.
Н.Москвитина: Знаете, я не очень понимаю, что такое счастье. Лучше сказать — радость. Она бывает тихая, яркая, а Евангелие не про счастье, потому что это что-то эмоциональное, не всегда здоровое, а радость постигается на разных уровнях. Это как любовь, в которой возрастаешь. Она через годы становится тихой, из пламени превращается в свет.
Мы думали, что если наши права будут разные полностью, то после этого придет счастье. А в итоге? Аборты, разводы. Мы можем голосовать — и что? Когда ты говоришь какие-то понятные вещи, дети часто так реагируют — и что? А ведь действительно — и что? Боролись, боролись, теперь нам тяжело доказать тем же врачам, что ребенка этого мы хотим рожать, или теперь нам тяжело доказать супругу, который считает, что надо разрушить брак, что с этим можно справиться. Мы сами открыли этот ящик Пандоры, и теперь вот.
Вопрос радиослушателя: Зачастую волевая женщина старается показать свою волю мужчине, а тот не взращивается, а становится еще более инфантильным, что часто приводит к разводам. Такое бывает?
Н.Москвитина: Увы.
С.Комаров: У женщины есть что-то такое — прощупать мужчину, найти слабое место и его поработить, манипулировать им, такое часто встречается.
Н.Москвитина: Природа разная. Но что кривить душой — женщина хитрая. Она становится либо мудрой, либо злой и хитрой. Почему все начинает работать вкривь и вкось? Она помимо остального включает еще злость. А откуда злость? Зло входит в женщину и в результате аборта. Женщина озлобляется, начинает оправдывать зло, у нее появляется такой напор, она считает, что все сделала правильно, сомнений в своей правоте нет, и она начинает подавлять, включать не мудрость, а зло. Позиция такая: я через столько прошла, а ты кто такой, да и зарплата у меня выше.
Была история, когда женщина сделала аборт потому, что получала больше, чем супруг. Результат неправильный — аборт. Но по факту мы имели дело с тем, что мужчине надо было подсуетиться, она действительно трудилась больше, семья стояла на грани развода. Надо было все эти вопросы и кривые моменты взаимоотношений решать до этого.
Мужчине нужно постоянно делать собственный ребрендинг. Женщина быстрее ориентируется, быстрее видит, как семью поднять, и ищет дополнительные заработки, а мужчина вместо того, чтобы пытаться встроиться, начинает наезжать на нее, она защищается, и вот этот весь своя яд на него выплескивает и начинает всё разрушаться. Чтобы женщина не включала механизм самки богомола, мужчина тоже должен понять, что он защитник, добытчик, он должен проявить те свойства физиологические и душевные, которые на него были вложены. Нужно, наконец, включиться и действовать. И женщина начнет его уважать.
Вопрос радиослушателя: Вы так ведете разговор, будто мужчина телок — что хочешь то и делай с ним. Изначально смешно.
С.Комаров: Да нет, просто мы говорим о том, что есть. Многие пишут, что далеко не всегда мужчина может владеть женщиной. Об этом вопрос. Это наша реальность. Если у Вас муж, который владеет Вами по-настоящему — Вам повезло. Но есть тысячи женщин, у которых не так. Хотел еще спросить Наталью. Какое отношение к вам в обществе, вас поддерживают, находятся спонсоры, помощники?
Н.Москвитина: Это разные вещи — поддерживают тебя и находятся ли спонсоры. Это надо разделить. В целом за пять лет, сколько существует фонд, люди стали очень адекватно реагировать, скорее на всех уровнях признают, что работа большая и по факту мы взяли на себя функцию государства. Все, что делается, должно в принципе делаться. Странно, почему до нас это не делалось. Все равно тема такая, что каждый должен для себя решить, — а как бы я поступил? Если в твоей жизни это было, то почему ты так сделал?
Деньги искать сложно. Очень. Эта тема часто разделяет общество. Если бы я только думала о том, как найти деньги, то, наверное, я бы это закрыла давно, потому что это самая сложная составляющая, практически нерешаемая. Но в то же время, есть люди, которые готовы жертвовать 200, 300 рублей и только так мы находим деньги на подопечных. А кто-то крупный, кто бы мог пожертвовать хоть одну десятую часть фонда, просто прийти и покрыть какие-то расходы или закрыть все пожертвования для подопечных — такого нет. Это как головой об стенку.
И потому я не про деньги, это самое сложное. Болевая точка. Это самое сложное, куда Господь поставил. Одно дело начать говорить с обществом про аборты, другое — найти на это деньги, чтобы все механизмы в фонде работали. И хочется, чтобы рядом был мужчина — крупный спонсор, глава компании, явно мужчина. Может быть, время еще не пришло. И надо Богу доказать, что несмотря на это, ты Ему доверяешь.
В этой иерархии Бог все равно на первом месте, и ты себя чувствуешь и как жена, и как невеста, и как дочь. Когда ты это хорошо понимаешь, то, что ниже происходит — нет спонсора, или я воспитываю детей одна — не такая серьезная проблема, из-за которой я просто сложила бы лапки и сказала, что все, сдаюсь. Всегда есть Бог. И Он дает знаки, когда ты видишь, что это все нужно.
Как только тебе очень тяжело, то молишься невероятно, потому что понимаешь, что через несколько дней все просто может закончиться. И всегда, всегда что-то происходит. 5 лет так. Звонок, смс, или просто зачисление крупной суммы денег. Главное умение, которое пришло ко мне за эти 5 лет — доверять, потому что мы так много молимся, просим, а когда приходит какой-то испытание, то думаешь, что я же не так просила. И именно ощущение полета, где ты можешь свалиться или взлететь выше, это и есть свобода. Потому что от людей ты зависишь, ты можешь не рассчитать свои силы, ты как костыль держишь что-то или кого-то, а Бог – раз! — и вышибает его. С Богом так не бывает. Ты Его физически не чувствуешь как костыль, но Он все это время несёт тебя на руках.
С.Комаров: Не зря сказано – «исполняет во благих желания твои». Наилучшим образом то есть.
Вопрос радиослушателя: Отец Дмитрий Смирнов говорил, что за 40 лет, которые он исповедовал, он не видел ни разу счастливую женщину, которая сделала аборт.
С.Комаров: Спасибо за комментарий Ваш. Наталья, а что ваш фонд может предложить женщинам, которые надумали делать аборт, но к вам все же обратились?
Н.Москвитина: Много инструментов. Легче сказать, что мы не делаем. Когда мы начали заниматься этим и видеть своими глазами этих женщин, мы стали искать разные инструменты. Сейчас все, что можно выдумать, все есть: юридическая, психологическая, медицинская помощь, много врачей, которые не только помогают разобраться с диагнозами, но и реабилитировать особенных детей. Внутриутробно даже делают операции при пороках, как спино-бифида.
Это и финансовые сборы. Чем мы только не помогали: коз и коров покупали, крыши чинили, полы, квартиры даже покупали, хотя это исключение, конечно. Я абсолютно против иждивенчества, но у нас были истории, когда женщина сделала аборт, а ребенок выжил. И мы написали об этом статью, она жила с сыном, которому было 9 лет. Мы просто хотели на долгое время снять ей комнату, чтобы это было не общежитие. А насобирали аж на квартиру.
Есть и проект продуктовой помощи по Москве, в Орле, Екатеринбурге стоят короба по сбору продуктов. Есть окна, называется «Мамино окно», где продукты выдаются. Женщина обращается к нам в фонд, предоставляет необходимые документы, они простые, два раза в месяц может получить продукты. К родам мы высылаем посылки — проект, похожий на проект Мэрии Москвы, а наш проект федеральный, по всей России. Есть проект «Мама красивая», где помогаем тем, что в салонах красоты женщины могут бесплатно постричься, сделать маникюр. И волонтеров у нас много. Есть карта, где женщина оставляет заявку на помощь, а любой может взять и помочь. И есть проект с Центром занятости Москвы — профориентация, дополнительное образования. И много еще разного. Случаи бывали абсолютно уникальные — и гражданство получали, и самые сложные диагнозов находили врачей. Главное, чтобы женщина нашла в себе силы обратиться.
Вопрос радиослушателя: Почему не приняли закон против абортов? Мы год бегали собирали подписи, собрали, сколько нужно.
Н.Москвитина: Это коллеги из движения «За жизнь» собирали. Я тоже участвовала, собирала подписи. Почему так случилось? Нужно лучше обратиться к моим коллегам, которые могут лучше объяснить внутреннюю механику, но думаю, что все-таки закон это инициация людей, которые живут в нашей стране. Да, миллион человек нашлись. Но в процентном соотношении это даже не половина от всех людей. Получилось, что много людей считают это несвоевременным.
То, что произошло с сознанием людей, когда аборты были легализированы, это полностью сменилось человеческой ментальностью. Мы стали считать, что аборты — норма. Так считает большинство наших сограждан. Действительно самое важное сейчас — говорить с людьми. То, что у нас в голове, не всем понятно и известно. Ничего подобного. Самый жесткий спор, который можно придумать — спор об абортах. И люди даже не знают, что аборты впервые были легализованы в России, в советское время, декретом Ленина. И это хорошо было бы озвучить всем. Многие люди начинают эти мифы транслировать.
Люди верят в то, что аборт — благо, добро. Если сейчас взять и резко запретить… Это такой маховик, машина такая мясорубка, которая раскрутилась, что если сейчас резко все обрубить, то многие просто разобьются. Как у всякого механизма, у этого должен быть тормозной путь, чтобы прийти к этому.
Должно смениться не одно поколение людей, которые бы уже считали это кощунственным. Для этого нужно говорить. Нужны информационные кампании. Всё элементарно, скажу привычным словом без прикрас — пропаганда. Если с плакатов нам говорили, смыслы новые закладывали, что сохранить ребенка — это радость, картинку показывали, как выглядит ребеночек в 6, 8 недель.
На Спасе всегда держу модели эмбрионов и показываю. Так лучше видно, какого уже ребенка убивают абортом. Когда кюреткой выскабливают, то ломают ему череп, ножки и ручки выдергивают. Это очень страшно. Это нужно знать и понимать. Потому так и случилось — миллион инициативных в стране нашли, но больше других людей, которые с нами живут рядом, но не доходят в храм.
Вопрос: Как вы теперь справляетесь без духовной поддержки отца Дмитрия Смирнова? Где можно найти материалы о том, как вы работаете, фонд?
Н.Москвитина: В моих часах фотография с отцом Дмитрием. Честно могу сказать, после его ухода я не чувствую, что это уход, хотя я была поражена, что так это в одночасье случилось. Но почему-то нет ощущения, что произошло расставание. Будто это расставание перед встречей. Я теперь более осознано сверяю каждый свой шаг, думая, что бы сказал отец Дмитрий.
Когда на телеканале была передача, посвященная отцу Дмитрию, с языка снимали фразу, что он — человек-эпоха. Это очевидный факт, что отец Дмитрий — глыба. Но я себя одергивала не сказать это, потому что батюшка по башке бы дал, сказал бы, что ты там несла, Наташенька, ты чего несла? Он настолько был правдив и искренен, настолько его фразы резкие звучали естественно, что было ясно, что он просто верит в это, в то, чем жил и что делал, у него всё было органично — хочется это не растерять.
Если уж говоришь об абортах, то будь максимально близок к людям. И в своих программах я наизнанку выворачиваюсь, рассказываю все, что через меня происходит, как я через это прошла. Подозревают, что я так активно действую, потому что сама сделала аборт. Но я бы давно уже об этом сказала. Я не могут почувствовать, что это такое. Я слышу все эти истории, пытаюсь через себя пропустить, потому что иначе не могут понять, как это — пройти через это адище.
Когда мне говорили, что нужно пойти на чистку, потому что у ребенка не билось сердце, то я истово молилась, потому что больше всего боялась этого, да и не представляю, как это — добровольно с ним расстаться. Я буду бороться до последнего, так я решила. Меня спасло, что в контексте моей мамы, акушера-гинеколога, я росла, все это видела, пропускала через себя и подумала, что такого у меня не будет. А другим тяжелее.
Я вступила на тот путь, который для меня был дан, я его не выпрашивала. Я хотела бы стать на что-то более легкое, но Бог поставил в этот терновый куст. И отец Дмитрий — это та фигура, которая все время защищала. Он при каждой встрече спрашивал, кто обижает, чем помочь. И вдруг этого не стало. Но я верю, чувствую, знаю, что он сейчас молится уже по ту сторону, встреча неминуемо произойдет. Но чтобы она произошла, я должна не засомневаться, не быть маловерной, не повернуть ни в какой момент назад. И здесь надо понять, что в женщину вложена и сила, и слабость, и то и то надо реализовывать.
С.Комаров: Спасибо, Наталья, за вдохновенные слова. Спасибо, что пришли. Дай Бог всем женщинам, носящим во чреве выносить и родить, всем, кто хочет детей, их иметь, и не дай Бог никакой женщине совершить грех аборта. Да сохранит Господь.
Великая Ефросинья
На заре христианства в XII веке в Полоцке в семье князя Всеслава Брячиславича родилась девочка Предслава, в венах которой текла кровь великой Рогнеды, одной из жен Владимира Великого. Родители видели в красавице-дочери осуществление своих надежд, мечтая породниться со знаменитым родом, выдав дочь замуж за князя или царя небольшой державы.
Евфросиния Полоцкая — могла стать княжной, но выбрала путь монахини
Предслава могла стать даже королевой или великой княжной, но девочка с детства познала силу Святого Духа, постоянно пребывала в молитвах, и накануне своей свадьбы в 12 лет тайно постриглась в монахини. В то время сила Церкви была выше светских законов, постриг не имел обратной силы.
Стальная вера Ефросиньи, имя, данное Предславе при крещении, привела в монашество не только ее младшую сестру, но и племянниц. Набожная Ефросинья обладала даром видеть в людях Божью искру, поэтому выбирала себе в сподвижники тех, на кого указывал Бог.
До 12 лет княжна была обучена грамоте, знала языки, поэтому приняла решение переписывать христианские книги, что издавна было чисто мужским делом. Ранее перепись книг требовала определенных навыков и силы, во время работы писцы практически стояли на коленях все время. Епископ Илия внял просьбам девушки, направив ее в Софийский собор, основанный дедом Предславы Всеславом.
В 20 лет Ефросинью посетил Ангел, передавший повеление Божие о строительстве нового монастыря. С посохом и хлебом, в сопровождении няни и 4-х сестер, Ефросинья отправилась в указанное Всевышним место, и основала там Спасо-Ефросиньевский монастырь.
Для сведения! Оставаясь представительницей правящей династии, монахиня влияла на ход политической силы. Не всякому мужчине Творец доверил основание мужского, женского монастыря и двух церквей.
По воле монахини был приобретен Крест Ефросиньи, великая святыня, которую через 700 лет Иван Грозный вернул в Полоцк.
В 1840 году Крест Ефросиньи Полоцкой архиепископом Василием был перевезен в Москву, затем и в Петербург, к нему прикладывал сам царь Николай I.
Почувствовав, что силы ее покидают, настоятельница монастыря Ефросинья в возрасте 70 лет отправилась в Иерусалим, где и отошла в Небеса. Только в конце 16 века нетленные мощи монахини перенесли в Киево-Печерскую Лавру, а затем в 1910 году их доставили в Полоцк.
Вторая мировая война, пик атеизма в Союзе «способствовали» утере Креста Ефросиньи, а святые мощи ныне хранятся в Свято — Преображенской церкви Полоцка. Чудеса исцелений и ответов на молитвы, направленные к святой монахине, основательнице монастырей, описаны монахами и хранятся при церкви в нескольких томах.
Еще о женщинах, прославленных в лике святых:
- Святая великомученица Ирина
- Святая великомученица Екатерина
- Преподобная Елена Дивеевская
Равноапостольная княгиня Ольга
О существовании княгини Ольги слышали все, но мало кто из современных христиан знает, в чем был ее подвиг. Чем заслужила княгиня честь стать первой и единственной русской женщиной, которую причислили к равноапостольным святым?
Святая равноапостольная княгиня Ольга
Через любовь к мужу, сыну, Ольга познала любовь к Богу. Еще до крещения Руси княгиня приняла христианство основой своей жизни. Из непроверенных источников Ольга была дочерью вещего Олега, от которого получила дар видеть вещие сны, и звалась тогда Прекрасной. По преданию, Ольгой ее назвал Игорь, по другой версии Ольга — производная от Олега.
Игорь — сын Рюрика, после смерти отца воспитывался вещим Олегом, по достижении положенного возраста, Игорь и Ольга были обвенчаны. Княгиня не скрывала своей любви к мужу, который основное время проводил в походах.
Игорь погиб от рук древлян, за что Ольга жестоко отомстила. Став правительницей, она несколько раз уничтожала всех вождей этого народа, заживо спалив их в бане, закопав живьем и порубав мечами, пока не увидела древлянского князя Мала мертвым.
В 955 году во время путешествия в Константинополь княгиня принимает крещение и нарекается Еленой. Все старания привить христианство сыну Святославу остаются тщетными, свою веру Святая Ольга посеяла во внуке Ярополке.
В 960 году Ольга становится признанной Константинополем правительницей Руси, которая по-прежнему живет по языческим законам.
Важно! Еще до крещения Руси Владимиром Великим равноапостольная Ольга способствовала открытию христианских храмов. Во время ее правления были запрещены гонения на христиан.
Святая Ольга умерла в 969 году, была похоронена по законам христианства. В 1006 году ее внук, Владимир Великий, перенес нетленные мощи своей бабки в киевский храм Святой Богородицы, однако в XVII веке они были утеряны.
О равноапостольной княгине:
- Икона святой княгини Ольги
- Акафист святой великой княгине Ольге
- Мощи святой равноапостольной княгини Ольги
За чудеса, совершаемые у ее гроба, в 1547 году Церковь причислила некогда грозную правительницу Руси, верную поклонницу Иисуса Христа к лику святых, назвав княгиню равноапостольной.
Уроки жизни святой равноапостольной княгини Ольги
Икать жену христианин может всюду, кроме мест, где люди предаются греху
Где искать любящую, заботливую, верную жену? Увы, поход в православный храм не гарантирует положительного результата. Как мы можем наблюдать, в церковь ходит много людей, которые в своей жизни далеки от принципов Священного Писания.
Не стоит вгонять себя в какие-то рамки только из-за того, что Вы принадлежите к православной вере. Неправильно искать в храме, но забывать о личной жизни, выйдя на улицу. Всё же церковь — место общения с Богом, а весь остальной мир Им создан не просто так.
Храм — не место для романтических знакомств, он нужен для общения с Богом
Поиск жены можно вести повсюду: присматривайтесь к окружающим женщинам, смотрите на их качества, манеры, особенности. Аккуратно знакомьтесь с девушками, ведите непринуждённые беседы и делайте выводы, насколько Вы подходите друг другу.
Священник Игорь Сильченков утверждает, что православному человеку можно знакомиться везде, кроме мест, где люди предаются греховной деятельности, например, пьянствуют. Он считает, что такие знакомства не приведут к формированию хорошей семьи. Подробнее на видео:
Также священник говорит, что главный вопрос не «где познакомиться», а «как познакомиться». Он призывает к смирению, служению, долготерпению. Развитее этих качеств, отказ от греховных пристрастий — это очищение души. И оно приблизит Вашу встречу с подходящей Вам девушкой.
До знакомства с девушкой полезно взрастить свои положительные личные качества
Что же касается знакомства в православной среде, то и такие ситуации случаются. Иногда даже сам священник может свести двух верующих людей. О такой тенденции рассказывает протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в бывшем Новоалексеевском монастыре:
«Нынче батюшки превращаются в сватьи бабы-бабарихи. Я думаю, это особая тема для разговора. Священник носит в себе банк данных. С одной стороны, одна особа подошла, которая говорит: «Я боюсь остаться одной в этом мире, где тот, которому я бы могла подарить свою преданную и верную любовь».
С другой стороны подошел юноша, и говорит: «Я устал от обмана и лжи, я не хочу больше наступать на одни и те же грабли, я хочу найти такую спутницу жизни, которая бы шла со мной рука об руку тропой бескорыстной любви». Здесь надо быть очень осторожным.
Священник ни в коем случае не должен механически соединять судьбы, а так, немножко намекнуть, подтолкнуть: «А вот, завтра у нас от храма едет экскурсия по чудотворным иконам Божией Матери в г. Москве. Не хотите поучаствовать? Я вам рекомендую сесть вот рядом с этой особой. У вас наверняка найдутся какие-то общие темы для размышления».
Артемий Владимиров
Протоиерей
Смотрите также статью Артемий Владимиров
Особо почитаемая святая России — Матронушка
Божья целительница XX столетия, слепая Матрона с детства была отмечена Богом.
Девочка родилась в 1881 году без глазных яблок, родители думали оставить крошку в приюте, однако матери Матроны приснился сон, после которого малышка росла в родной семье.
Воспитываясь в православной семье, Матрона в возрасте 8-ми лет открыла в себе дар силу исцеления через великую веру в благодать Иисуса Христа. Слепота не мешала девочке дружить с дочерью помещика. Лидия также была глубоко верующей девушкой, она постоянно брала Матронушку с собой в паломнические поездки.
Святая Матрона Московская
Во время пребывания в Кронштадтском храме сам Иоанн Кронштадтский назвал Матрону восьмым столпом России. С 18 лет, после того как у нее отнялись ноги, слепая девушка России принимала людей дома. В 1925 Матрона поселилась в Москве. К ней ехали люди со всей России, как до войны, так и после нее. Сам Сталин, знавший о даре видеть будущее, обратился к предсказательнице за помощью.
С 1950 года целительница жила в Подмосковье, пользуясь особым уважением среди монахов Троице-Сергиевой Лавры. Матрона принимала в день более 30 паломников, ежедневно принимая причастие и молясь по ночам.
Умерла Матронушка в 1952 году, а в 1999 году была канонизирована, как святая. Примечательно, что похороны целительницы от Бога, на которые съехались тысячи людей, происходили в день Жен-Мироносиц.
Для сведения! Ныне мощи святой Матроны хранятся в Покровском монастыре и открыты для доступа паломникам.
Православным не нужно бояться знакомств в интернете, но стоит подходить к ним осторожно
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, руководитель портала «Православие и мир» считает, что знакомства через интернет приемлемы для православных:
«По-моему, знакомства через интернет допустимы и могут привести к отношениям вполне серьезным, способным закончиться браком. Мне известны несколько счастливых семей, созданных с помощью интернета».
Православным можно пользоваться интернетом для знакомств.
Иерей Алексий Дарашевич считает, что знакомство двух людей всегда прекрасно. Всё в мире стремится к сближению. Возможность пообщаться с любым человеком — это замечательно. Однако священник призывает людей не очаровываться образом собеседника.
В интернете, как уверяет Иерей Алексий, нужно соблюдать особую осторожность. Каждый может преподнести себя намного лучше, чем он есть на самом деле. Об этом стоит всегда помнить. Подробнее — в видео:
Сегодня энтузиасты создают всё больше сайтов, групп и сетей, где православные мужчины и женщины могут знакомиться, узнавать друг друга. Не стоит пренебрегать этой возможностью.
Православная Социальная Сеть — Православная социальная сеть знакомств.
Азбука верности — Наша православная служба знакомств открыта и для тех, кто пока ещё не может назвать себя православным христианином. Мы ставили себе задачу сделать службу знакомств без блуда, проституции и извращений, максимально чистую от соблазнов этого мира; для тех, кто стремится к благочестию и настоящей любви.
Православный клуб друзей по переписке — Многим православным христианам, особенно молодежи, трудно найти понимание в современном мире, и хотелось бы обрести искреннее дружеское общение с единоверцами.
Этого часто очень не хватает…В Интернете много православных сайтов, на которых есть объявления желающих вступить в брак, а таких, где можно найти именно ДРУЗЕЙ, практически нет. Мы решили это поправить.
Идею эту нам подарила девушка Александра из города Санкт-Петербурга. Анкету свою она уже оставила и Вы можете поблагодарить её лично.
И обязательно помолиться за неё. А как же. Православные! Расскажите о себе, оставьте своймэйл и, возможно обретёте в скором времени друга по переписке. Православные знакомства.