Строжайший монотеизм
Эпиграф, которым открывается эта глава – это краткий символ веры Израиля. Каждое утро благочестивый иудей на протяжении вот уже трех с половиной тысяч лет произносит эти слова. Главное в них – всецелая преданность человека Богу Единому, т.е. Единственному, тому Богу, который является хранителем и господином Израиля. Эта преданность Богу должна выражаться не только внешне, в религиозном культе, но идти от сердца, из самой глубины личности, включать и интеллект, и эмоции, и проявляться в ревностном исполнении заповедей.
На фоне окружающих народов, поклоняющихся многочисленным богам плодородия, богам-героям, императору, наконец, современным идолам – богатству, престижу, развлечениям, либерально трактуемым правам человека, – на этом фоне вера Израиля, не допускающая измены Богу Единому, всегда казалась чем-то удивительным.
Иудаизм и христианство
С христианами у иудеев всегда отношения складывались непросто. Обе стороны недолюбливали друг друга, что часто приводило к конфликтам и даже к кровопролитию. Сегодня, тем не менее, отношения между двумя этими авраамическими религиями понемногу налаживаются, хотя все еще далеки от идеальных. Иудеи обладают хорошей исторической памятью и помнят христиан как притеснителей и гонителей на протяжении полутора тысяч лет. Со своей стороны, христиане ставят в вину евреям факт распятия Христа и связывают с этим грехом все их исторические невзгоды.
Иудаизм и мировое сообщество
Еще более удивительным окажется список людей, исповедующих эту религию: Моисей, на традиции которого основывается современная иудеохристианская нравственность и традиция ислама, сам Иисус, Основатель христианства, великие философы – Филон Александрийский, Маймонид, Б. Спиноза, М. Бубер, известные педагоги, например, Я. Корчак, многочисленные ученые всех отраслей знания.
Однако, несмотря на очевидный вклад в мировую цивилизацию, иудеи вовсе не пользовались любовью современников. Известный историк русской культуры Г.П.Федотов объясняет неприязнь к евреям тем, что на Руси в Средневековье практически не было историософских трудов, зато в изобилии были представлены византийские проповеди, излюбленным приемом в которых было обвинить злочестивых жидов в распятии Христа. Впрочем, на Руси и в Российской империи эта нелюбовь никогда не доходила до той ненависти, которая сопровождала иудея в Европе. Нехристианину в Европе были закрыты двери ремесленного цеха, научной лаборатории, зато оставалась возможность заниматься ростовщичеством, т.е. кредитованием под проценты – делом, которым Католическая Церковь запрещала заниматься христианам (наживаться на потребностях своих братьев по вере – последнее дело). Неудивительно, что в руках непроизводительного, по-видимому, еврейского народа, исповедующего иудаизм, скопилось большое количество капитала, нередко нажитого и за счет бедных, что отнюдь не способствовало популярности иудеев. Итак, необразованность и религиозная предубежденность, а также столкновение экономических интересов вели к столкновению остальных народов с еврейским.
В результате многочисленных катастроф иудаизма, из двенадцати коленИзраиля осталось только два. Все это ставило вопросы перед иудеями, как им возможно существовать, и было найдено три решения: 1. принять христианство (среди известных евреев, принявших христианство, – католик Ф. Либерман, основатель ордена Св. Духа, недавно умерший влиятельный парижский кардинал Ж.-М. Люстиже, православный священник о. Александр Мень, протестантское движение мессианских евреев или «Евреи за Иисуса»), 2. совместно жить в рамках двух вер, но с одной культурой (М. Мендельсон), 3. отделиться от гоев (неевреев), уехать в Землю Обетованную и возродить там Израиль (это движение получило название сионизма, видный идеолог – Т. Герцль). Однако ни одно из этих решений, как мы знаем из истории, не спасло евреев от Холокоста.
Тем не менее, иудаизм до сих пор существует, а великие этносы, во много раз превосходившие еврейский в культурном и военном плане, канули в Лету (такова судьба Египта и Вавилона, Рима, да и русов, первоначально заселявших наши земли). Возникает вопрос: как у народа, соседствующего с этими великими цивилизациями, оказалась такая плодотворная история, как они вообще выжили? Сами иудеи объясняют это прямым вмешательством Бога в историю, и об этом мы можем узнать в священных книгах иудаизма.
Зарождение иудаизма
Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны. Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения. Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.
Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка – Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе. После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в землю обетованную. Во время этого странствования на горе Синай Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа. Так возникла оформленная вера евреев – иудаизм.
Священные книги иудаизма
Основной книгой иудаизма является ТаНаХ, в состав которого входит Тора(Пятикнижие Моисеево), Невиим (Пророки), Кетувим (Писания). Этот корпус в христианской Библии получил наименование Ветхого Завета. Самые древние части Танаха включают предания, идущие от Моисея (XV в. до н.э.), самые поздние тексты относятся к IV в. до н.э. Из этой книги можно узнать о сотворении мира, грехопадении, истории Израиля под водительством Божиим. Здесь встречаются заповеди, обязательные для исполнения правоверным иудеем, и поучения мудрых, помогающие разумно устроить свою жизнь.
Танах написан на древнееврейском языке, библейском иврите, который считается священным и удивительно устроенным. Например, слово «истина»,эмет, одно из основных понятий любой религии или философской системы, передается в иврите первой, средней и последней буквой алфавита (порядок написания в иврите – справа налево).
Танах считается настолько точным, что даже маленькая буква в нем не лишена значения, и зачастую для понимания текста важно уловить именно оттенки смысла. Так, в кн. Исход, 15 гл., рассказывается о том, как Израиль, только что спасенный Богом, возроптал в момент испытания, а Моисей возопил к Богу. Как говорят толкователи, здесь мы видим две основные реакции на трудности: внутренне несвободные люди, вчерашние рабы, ропщут, ищут виноватого, свободные же люди, сильные духом, как Моисей, обращаются с мольбой к Богу. Как бы мы поступили в трудной ситуации?
Второй храм
Храм являлся для иудеев национальным символом, знаменем единства, силы духа и физическим гарантом божественного покровительства. Когда храм был разрушен, а евреи уведены в плен на 70 лет, вера Израиля пошатнулась. Многие стали вновь поклоняться языческим идолам, и народу грозило растворение среди других племен. Но нашлись и ревностные сторонники отеческих преданий, которые ратовали за сохранение прежних религиозных традиций и социального устройства. Когда в 516 году евреи получили возможность вернуться в родные земли и восстановить храм, эта группа энтузиастов возглавила процесс возрождения израильской государственности. Храм был восстановлен, стали снова проводиться богослужения и жертвоприношения, а попутно и сама религия евреев обрела новое лицо: кодифицировалось Священное писание, были упорядочены многие обычаи, оформилась официальная доктрина. С течением времени среди иудеев возникло несколько конфессий, отличавшихся по вероучительным и этическим воззрениям. Тем не менее, их духовное и политическое единство обеспечивал общий храм и богослужение. Эпоха второго храма продлилась до 70 года н. э.
Течения в иудаизме
Наряду с записанным Законом-Торой, Пророками и Писаниями, существовало и устное предание, которое в итоге оформилось в Талмуд. В этой книге, точнее, объемном собрании разнообразных трактатов, мы встречаем ученые прения мудрецов о лучшем исполнении Закона. Например, при исследовании, сколько жертвовать на бедность, Талмуд не определяет точного количества, говоря: сколько не жалко твоему сердцу. В Талмуде встречаются забавные истории, например, про человека, который сильно переживал из-за того, что никак не мог выполнить заповедь о том, чтобы оставлять забытые снопы для бедных, поскольку у него была прекрасная память. И вот когда он наконец забывает сноп, то устраивает большой пир – сегодня ему удалось выполнить еще одну заповедь Бога! Однако наряду с этим в предании существовало и то, что совсем не похоже на Откровение Бога, например, мелочная регламентация, чего нельзя делать в субботу, дискуссии о том, как обойти некоторые правила закона и при этом остаться формально чистым, в чем фарисеев, предшественников талмудистов, упрекал Иисус Христос.
В Средневековье активно развивается мистическое учение иудаизма, илиКабала. Для того, чтобы его понять, необходимо овладеть специальным эзотерическим языком, учиться у наставника-кабалиста. Независимого исследователя поражает, насколько Кабала кажется сложной по сравнению с Танахом. Если Талмуд порой напоминает сухой сборник постановлений суда, то Кабала представляет собой гностический вариант изложения иудейской веры.
Словно в ответ на эти уклоны в ученость и мистицизм в 18–19 вв. в странах Восточной Европы, в Литве, на Украине и в Беларуси появляется движение хасидов, простых людей, жаждущих жить в правде Божией. Они учатся уцадиким, праведников, которые наставляют самому простому и прямому пути выполнения Торы. Это движение сделалось популярным и в интеллектуальных нееврейских кругах благодаря блестящему изложению его в форме притч и житейских историй, выполненному выдающимся философом двадцатого века Мартином Бубером, благодаря живому характеру этой традиции, с танцами, смехом и отвержением крайностей аскетизма. Бог хасидов – это, не только Владыка и Отец народа, но и любящий Отец конкретного человека; и в этом хасиды близки к христианскому пониманию Бога.
Конституция Израиля не признает никакую религию официальной
Государство Израиль основано в качестве «национального очага» для всего еврейского народа, именно поэтому Согласно закону, о возвращении Государство Израиль предоставляет право гражданства всем евреям, детям евреев и внукам евреев получить гражданство Израиля.
Исключение составляют галахические евреи, принявшие иную религию, кроме иудаизма, так как они лишены права на репатриацию.
Отрывок оригинала Декларации независимости Израиля. В этом документе установлены гарантии свободы вероисповедания всем жителям страны
Конституции Государства Израиль говорит о том, что это демократическое государство и здесь, прочие этнические и религиозные группы имеют равные юридические права, наряду с евреями. Именно поэтому нельзя сказать, что проповедуют евреи в качестве официальной религии, тем более что религия в стране отделена от государства.
При этом большинство населения страны поддерживает иудаизм и в той или иной форме сохраняет специфический характер израильской государственности и общества.
Иудаизм — это религия евреев, хотя официальной религии в стране нет.
Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости, при этом государство и религия полностью друг от друга не отделяются, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом.
Отсутствие официальной религии как бы уравнивает все религиозные группы в стране в своих правах, при доминировании иудаизма. Ещё во времена британского мандата сложилась такая ситуация и израильские власти старательно поддерживают в стране межрелигиозный мир.
Вера праотца Авраама
Однако, когда первый верующий этой новой религии, Авраам (XVIII в. до н.э.), встретился с Богом, он еще не представлял себе, каков Тот, Кто возьмет под покровительство самого Авраама и его потомство.
О призвании Авраама можно прочесть в книге Бытие, 12 глава. Бог требует от него выйти из земли отца своего и пойти в землю, которую укажет Сам Бог. Нам сейчас легко купить билет на самолет и переместиться в другую страну – нас по-прежнему будет защищать закон. В древнем патриархальном обществе человек, ушедший от родственников, оказывался совершенно беззащитным. Бог ожидает от Авраама великого доверия, во всем положиться на Бога.
Но вера – это не однократный акт. Она требует постоянства, верности. И для доказательства преданности Бог в дальнейшем (гл. 22) потребовал от Авраама принести в жертву собственного сына, и только в последний момент вмешался, заменив сына жертвенным агнцем. С одной стороны, Бог таким образом ясно показал Аврааму, что человеческие жертвоприношения соседних народов Он не приемлет, с другой, насколько это серьезно – верить, общаться со Всевышним; вера – это тонкий мост между жизнью и смертью.
Ритуалы и святые религиозные места
Евреи молятся в синагогах. По традиции в синагоге мужчины сидят впереди женщин, женщины за спинами мужчин или за отдельной перегородкой или на балконе. Есть ряд мест, предназначенных в Иерусалиме, в Израиле для веры, исповедания, которые имеют религиозное значение для евреев, мусульман и христиан.
Купольная Скала — это древний мусульманский храм. Христиане часто совершают паломничество к церкви Гроба Господня, который находится также в Иерусалиме. Стена Плача, остатки иудейского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н.э., является священным местом для евреев. Существует отдельный участок стены для мужчин и женщин. Религиозные люди часто пишут свои молитвы и просьбы на клочках бумаги и складывают их в щели между камнями.
Еврейский Новый Год, называется Рош ха-Шана, выпадает на сентябрь или октябрь. Иудеи приходят в синагогу в течении двух дней и слушают там чтения Торы. Священная для евреев гора, называемая Храмовой, находится в юго-восточной части старого района в Иерусалиме.
И сегодня, понимая какая религия у евреев в Израиле, не удивляет, что религиозные евреи во всем мире, произнося молитвы, поворачиваются лицом к Израилю; евреи, находящиеся в Израиле, обращаются лицом к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе. Пророчества говорят, что Машиах (Мессия) отстроит на Храмовой горе последний, Третий Храм, который станет великим центром для евреев и всего человечества.
На склонах Храмовой горы состоится Страшный суд в конце времен. Священным местом для христиан является Голгофа. Голгофой, или Лысой горой называется небольшая скала или холм, где произошло распятие Христа.
Голгофа является одной из двух самых главных святынь христианства наряду с Гробом Господним. В начале I века нашей эры, то есть во времена Христа, Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, к северо-западу от города. В наши дни она находится в Храме Гроба Господня.
Завет: Земля, потомство и обетование Мессии
Итак, Бог, в присутствии которого Авраама охватывает священный трепет и ужас, заключает с ним Завет, т.е. договор. За то, что праотец последовал Его зову, Аврааму обещается земля и многочисленное потомство.
Именно эта земля потом получила название земли обетованной, эрец Израел, в которую так стремится каждый иудей и которую он ни за что не уступит никому другому – именно потому, что эта земля является Божиим обетованием.
С потомством связаны еще более удивительные чаяния. Иудеи верят, что именно в потомстве Авраама должен появиться Машиах, (Мессия или Христос по-гречески), Помазанник Божий, удивительный царь, священник и пророк, с приходом которого мир изменится, наступит Царство Божие. Некоторые политически ангажированные евреи полагают, что с приходом Мессии иудеи станут править миром, другие же надеются, что грядущий мир Мессии будет качественно иным – в нем исчезнет насилие и даже смерть, лев будет спать с ягненком, и свет никогда не зайдет. До сих пор каждое утро благочестивый иудей открывают окно – не изменился ли воздух, не пришел ли Мессия. Некоторые ревнители иудейства считали, что приход Мессии можно ускорить, если спровоцировать Божье вмешательство – например, поднять восстание против угнетателей: чем хуже нам, тем быстрее Он придет. Однако восстание против Рима в 70е гг. н.э. не привело к ожидаемому результату, а окончилось полным разрушением Иерусалима и Храма, о чем сейчас напоминанием служит Храмовая стена, т.наз. Стена плача, одна из главных святынь иудаизма.
Что говорит Библия о евреях и иудеях?
В Библии говорится что евреи — избранный народ, который должен был стать началом веры в одного истинного Творца. Впервые Господь явился Аврааму, у которого родился сын Исаак, а у него сын Иаков. Именно у Иакова родилось 12 сыновей, которые и стали основой многомиллионного еврейского народа. Но один из 12 сыновей — Иосиф, добился огромных успехов и стал гордостью отца. Поэтому остальные сыновья задумали убить брата. Но Иуда (один из 12 сыновей) предложил братьям продать Йосифа в рабство. Позже Бог помог Иосифу и он был переправлен в Египет, где добился известности у Фараона. Он забрал всех своих братьев, которых изгнали и около 500 лет еврейский народ жил в Египте и процветал.
Но позже в Египте появился Фараон, который изгнал евреев со своей земли. Этот народ некоторое время странствовал. Бог посылал народу пророков, чтобы направить на путь истинный, последним наказанием было 40-летнее блуждание по пустыне. Позже Бог разрешил выбрать царя по просьбе евреев, чтобы Господу было проще править. Но среди царей оказался Соломон, который поклонялся не единому Богу, а был язычником. После смерти Соломона еврейский народ разделился. Десять племен стали жителями Израиля, а Иудеи (наследники Иуды) и племя Вениамина создали Иудею — южное еврейское государство.
Позже южное и северное царство евреев было стерто с лица земли Ассирией и Вавилоном. Самих же евреев пленили и перевезли в Вавилон. Только через 70 лет им был разрешено вернуться на историческую родину и возродить свой храм. Тогда наступило возрождение еврейского народа.
Евреи возле стены плача
Образ Бога
Каков же Он, Бог иудейский? Мы уже видели, что в Торе Он описывается как Единый, т.е. Единственный, и кроме него нет бога. Он является Творцом и Владыкой (Царем), Господином всего существующего, и мир поддерживается благодаря тому, что Бог постоянно заботится о нем. Он правит миром, судит Его, и в Суде его истина и справедливость уравновешивается милостью, состраданием. В Его присутствии, переживаемом как сияние славы, человека охватывает священный ужас и благоговение.
Имя Бога в иудаизме считается настолько святым, что не произносимо никем, кроме первосвященника, да и он мог произнести Имя всего лишь раз в году, находясь в Святая Святых Храма. Это связано с тем, что, как знают все религии, ни одно произнесенное слово не бывает напрасным: когда человек, к примеру, ругается, он призывает на голову другого проклятие (на этом построена вся магия), а когда произносит Имя Божие, он призывает Самого Бога. Это имя, состоящее из букв йод-хе-вав-хе (в русской Библии передаваемое как Яхве, или Иегова), сложно переводится на другие языки, и означает оно Того, Кто был, есть и будет, Того, Кто обладает подлинным бытием, является источником всякой жизни. Русский эквивалент этого имени – Сущий.
Кто является основателем иудаизма?
Иудаизм — это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея. У него получилось из разрозненных израильских колен создать единый народ. Кроме этого, он известен тем, что запланировал и осуществил уход из Египта евреев, которые проживали там в статусе рабов. В те времена численность еврейского населения очень возросла, и египетский владыка приказал всех родившихся мальчиков еврейской национальности умерщвлять. Будущий пророк выжил благодаря своей матери, которая, поместив новорожденного малыша в плетёную корзину, отправила её в плавание по Нилу. Вскоре корзина была обнаружена дочерью фараона, которая усыновила найденного мальчика.
Иудаизм
Подрастая, Моисей постоянно замечал притеснения, которым подвергаются его соплеменники. В порыве ярости он однажды убил надсмотрщика-египтянина, и ему пришлось бежать из страны. Его приютила земля мадианитян. Он жил в полукочевом городе, о котором упоминается в Библии и Коране. Именно там Бог, в образе пламенеющего, но несгораемого кустарника, призвал его к себе. Он поведал Моисею об его миссии.
Тора, которую ещё называют Моисеевым Пятикнижием — это священная книга иудеев. Её текст является достаточно трудным для обычного понимания. Теософами и богословами тысячелетиями создавались комментарии к главной иудейской книге.
Человек
В иудаизме запрещены изображения Бога – на создание подлинного образа Бога в самом себе должна уйти вся жизнь. Это возможно потому, что человек является отражением Творца, Его образом в нашем мире.
Как и Бог, человек обладает творческим началом. Мы привыкли к тому, что связываем с творчеством в основном сферу искусства, однако в представлениях иудаизма любое дело, в том числе и мытье полов, может быть творчеством, если человек отдается ему всем сердцем.
Как и Бог, человек свободен, и он не может оправдывать свои греховные деяния наследственностью, воспитанием или обстоятельствами; напротив, он должен употребить свою свободу для служения Творцу, для исправления мира, осуществляя правду, справедливость.
Свобода в иудаизме предполагает и свободу от внешнего рабства: в иудаизме не было отношения к рабам (и тем более – наемным работникам) как к «человеческому материалу»: раб – это член семьи, он мог наследовать имущество своего господина и имел возможность вновь обрести статус обычного гражданина в установленное Богом время. Величайший гимн свободе всей человеческой истории – это празднование избавления от Египетского плена, которое осуществил Сам Бог рукою Моисея. Это событие стало впоследствии символом борьбы за свои права у темнокожего населения Америки (неслучаен гимн Л. Армстронга «Moses» (Let My people go)).
Человек поставлен господином, владыкой над всей землей, и он должен управлять ею с той же деликатностью и почтением к творению, что и Бог (именно поэтому в иудаизме запрещена охота для развлечения, небрежное отношение к деревьям). Осознание этого действительно могло бы изменить экологию, отношение человека к окружающему миру.
Впрочем, из второй главы книги Бытия мы видим, что человек не может довольствоваться общением с животными и природой, ему недостаточно даже общения с Единым Богом: «Нехорошо быть человеку одному». Для полноценной жизни нужен другой человек. Человек создан для общения с себе подобным. Помощник, соответственный человеку – не ниже и не выше, просто обладающий другими дарами, которых нет у мужчин. Так появляется женщина. О союзе мужчины и женщины сказано как об «одной плоти». Это не просто символ плотского соития, о котором говорится «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала». Здесь мысль больше и глубже: в идеале брак должен характеризоваться полным единством – телесным, душевным и духовным.
В чем суть иудаизма?
Люди, исповедующие иудаизм, являются иудеями. Одни последователи этой религии уверены, что она появилась в Палестине — еще в период Адама и Евы. Другие настаивают на том, что иудаизм основан небольшой группой кочевников, один из которых — Авраам, заключил договор с Богом, который впоследствии стал главным положением этой религии.
Согласно этому документу, более известному всем как заповеди, люди должны были соблюдать все правила добропорядочной жизни. За это они получали божественное покровительство. Главными источниками изучения этой религии являются Библия и Ветхий Завет. Иудаизмом признаются только исторические, пророческие виды книг и Тора — повествования, которые толкуют закон. Кроме этого, особо почитается священный Талмуд, который состоит из Гемары и Мишны. Он охватывает многие аспекты жизни, например, этику, моральные нормы и юриспруденцию. Чтение Талмуда является священной и ответственной миссией, которую разрешается выполнять исключительно евреям. Считается, что она имеет огромную силу, как например, мантры.
Тора
Нужна тишина, чтобы слову созреть.Молитва нужна, чтобы слову родиться.Случись же ему в суете появиться,Потеряна будет его глубина.
Для управления этим миром и всей Вселенной Всевышний сотворил Тору, закон. Некоторые учителя иудаизма говорят, что Тора предшествовала сотворению нашего мира, и в этом смысле Тора подобна Логосу стоиков или Дхарме буддистов. Для людей же Тора дана в форме Пятикнижия Моисея, изучать которое есть обязанность каждого иудея с семилетнего возраста, а обучить ребенка Торе – основная обязанность отца в семье. Впрочем, есть одно важное уточнение. Изучать и исполнять закон трудно, но можно. Однако для Бога более важным является слушать Его голос, что бесконечно сложнее: «Если только будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и стараться исполнять все заповеди сии, которые я сегодня заповедую тебе…» (Втор.15:5) Только поиск живого гласа Божия в молитве помогает понять, как правильно исполнить все написанное в Законе.
Заповеди
Закон Всевышнего выражен в форме заповедей, мицвот. Заповеди, которые записаны в Торе и обсуждаются в Талмуде, представляют собой нижнюю границу, преступив которую, человек уменьшает количество жизни в мире. Так, правило «зуб за зуб» было установлено именно для ограничения мстительности, ради непричинения большего ущерба. Однако, если мы говорим об отношениях в семье, здесь должен действовать другой, более высокий принцип – добродетельная жена воздает мужу добром, а не злом, во все дни жизни своей (книга Притч. Соломона, 31 гл.).
Основные заповеди иудаизма даны после избавления от Египетского плена (XV в. до н.э.) рукою Моисея, и записаны в книге Исход, 20 главе:
- И изрек Бог все слова сии, говоря:
- Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
- да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
- Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
- не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
- и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
- Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
- Помни день субботний, чтобы святить его;
- шесть дней работай и делай всякие дела твои,
- а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
- ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
- Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
- Не убивай.
- Не прелюбодействуй.
- Не кради.
- Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
- Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
О чем говорят эти заповеди? Выше мы разобрали заповедь о почитании Бога Единого, о запрете изображений и употреблении Имени всуе.
Заповедь о субботе устанавливает, что необходимо активно трудиться шесть дней недели, а затем посвятить один день отдыху и общению с Творцом. Большинство людей сегодня не находят времени, чтобы остановиться от бешеного ритма жизни и задать себе вопрос: «Где я?» (ср. Быт.3:9) Зачем я живу, что значит все происходящее со мной; может быть, я давно потерял направление, в котором двигаться, или даже никогда не знал его, и жил, руководствуясь чужими ориентирами? Какое место в моей жизни занимает Бог, общение с Ним? Как я выполняю Его заповеди? Суббота, которую иудеи отмечают как настоящий семейный праздник, должна напоминать человеку о таких вопросах.
Заповедь о почитании родителей является самой первой заповедью, касающейся отношений с людьми. Это именно заповедь, а не благое пожелание. Она предполагает, что человек обязан: 1) воздавать честь родителям (не злословить, а благословлять), как бы они себя ни вели, не оскорблять их, 2) слушаться их во всем, что не противоречит Закону Божию, 3) заботиться о них в старости. Эта заповедь сопровождается обетованием: «чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Второзаконие 5:16). Современные психотерапевты прекрасно осведомлены о том, как важны отношения с родителями, знают, как страдает человек, в сердце которого нет мира с родителями, и видят, как неразрешенные конфликты со старшими в дальнейшем отражаются на отношениях с детьми.
По-видимому, нам всем понятна заповедь о недопустимости убийства. Она вытекает из того, что человек – Образ Божий. «Убивая человека, разрушаешь целый мир», – говорят учителя иудаизма.
Однако заповедь о недопущении прелюбодеяния сегодня понятна гораздо менее. Вместе с тем, именно сфера сексуальных отношений – та область, в которой иудеохристианская традиция совершила настоящую революцию. Фактически, этой заповедью Бог говорит верующему: «Ты не должен пользоваться другим человеком лишь как вещью, для получения удовольствия. Ваши отношения могут быть гораздо более глубокими, могут быть общением двух личностей, отношениями Завета. Как и отношения со Мной, брак нерасторжим. Ты и твоя жена – вы созданы друг для друга. Я сотворил вас, чтобы вы помогали друг другу двигаться к святости. Потомство, которое у вас будет – это увеличение жизни, это ваше участие в Моем Творении». Брак в иудаизме называется киддушин, освящением, а неженатый мужчина или незамужняя женщина не могут считаться полноценными иудеями, поскольку они не исполняют самой первой заповеди Торы: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт.1:28).
Заповедь о запрете ложных клятв связана с древним судопроизводством, по которому человека могли осудить только при наличии двух свидетелей, которые первыми приводили приговор в исполнение (например, бросали камни в человека). Сегодня, из-за обезличенности судебного процесса, эту заповедь труднее выполнить, однако это не снимает ответственности с тех, кто участвует в судебных тяжбах, разбирательствах на работе, дома, осуществляет правосудие.
Заповедь о запрете воровства, в том числе и у государства, как и заповедь о недопустимости зависти, в своем положительном аспекте призывают быть благодарными Богу за то, что есть у человека. Завистливый человек, которому вечно чего-то не хватает, не сможет быть по-настоящему счастливым. Настоящие отношения с Богом в иудаизме характеризуются именно благодарностью.
Заповеди, как мы могли убедиться, – это не запреты, данные Богом по прихоти, а границы, которые помогают человеку сохранять и преумножать жизнь. В центре одного западного города с оживленным движением располагался детский садик, в котором дирекция решила сменить капитальный глухой забор прозрачными панелями, через которые можно было видеть поток машин, несущихся в разных направлениях. Дети просто перестали выходить на улицу – они боялись, потому что ограды не было видно. Точно также психотерапевтам известны случаи, когда воспитание детей в духе вседозволенности приводило последних к попыткам суицида, поскольку они не чувствовали границ своего личностного пространства в семье, не знали, на что опереться в трудной ситуации. Именно такой «оградой» жизни в иудаизме являются заповеди Закона.
Иудаизм и ислам
Говоря об отношении ислама к иудаизму, нужно, во-первых, отметить, что мусульмане также считают себя детьми Авраама, хотя и не от Исаака. Во-вторых, евреи считаются народом книги и носителями божественного откровения, хотя и устаревшего, с точки зрения мусульман. Размышляя о том, какая вера у евреев, приверженцы ислама признают факт поклонения одному и тому же богу. В-третьих, исторические взаимоотношения евреев и мусульман всегда были неоднозначными и требуют отдельного анализа. Важно то, что в области теории между ними много общего.
Грех
Нарушение заповеди называется грехом. Греческое слово «грех», ‘амартиа, означает буквально «непопадание в цель». Но это не безобидная ошибка. Грех – это пустота, место, где нет Бога, а значит – смерть. Это расползающаяся дырка в бытии. Грех связывает свершившего его, лишает его свободы (отсюда выражения «узы греха», «ярмо греха»). В трагической истории, описанной во 2 книге Царств (11 гл. и дал.), мы видим, как царь Давид (Xв. до н.э.), возжелавший чужой жены, совершает прелюбодеяние, идет на убийство ее мужа, а потом не в силах наказать сына Амнона, который повторяет отцовский грех, что подвигает другого сына, Авессалома, на убийство брата и разлад с отцом, а это в итоге ввергает страну в гражданскую войну. Мы видим, что грех здесь – это не только вина, но еще и болезнь, беда. Позже в христианской традиции укоренившаяся в личности греховная направленность будет названа страстью, от слова страдание. Грех заставляет страдать. Он, как бумеранг, бьет по тому, кто ввел его в мир. Единственный способ остановить грех – это искоренить его причину. Однако если бы за каждый совершенный грех следовало бы наказание, на земле не осталось бы ни одного человека.
Первый храм
Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета – переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов. Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, царь Давид вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона. Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.
Жертвоприношения
В качестве выкупа от смерти за грех устанавливается покаяние и жертвоприношения. Жертвоприношения в Израиле сейчас не приносятся, поскольку нет места, где их приносить – нет Храма. Однако в древности жертвоприношения были весьма обильными. Сохранилось предание, что во время праздника Песах иерусалимские священники ходили по щиколотку в крови, а огонь от жертвенника был виден в соседних городах. Причем жертвовали не обычных животных. Обычно это был барашек или козленок, самый лучший из породы, которого хозяин выбирал с рождения, откармливал на лучших пастбищах, это было любимое и самое лучшее животное. Жертвенное убийство очень наглядно напоминало, каков грех: «Самое лучшее, что у меня есть – вместо меня». Жестоко? Возможно. Но иудаизм говорит, что мир не всегда был таким. Изначально он был задуман по-другому.
Творение и грехопадение
О том, каким был задуман мир, рассказывает первая глава книги Бытия. Мы видим, что смерти нет, что после каждого дня Творения констатируется: «И увидел Бог, что это хорошо».
Только непослушание первого человека, Адама, описанное в третьей главе книги Бытия, изменило эту ситуацию. Эта история является архетипом всех человеческих падений. Сначала появляется искушение, заключающееся в том, чтобы нарушить волю Творца (пойти против совести, которая является голосом Бога в человеке, против авторитета) – ст. 1. Но на это человек соглашается, потому что искушение а) выглядит невинно (приятно для глаз) б) доставляет удовольствие при мысли о нем (вожделенно) б) поставляет его выше других, дает повод для гордости (дает знание) – ст. 6. Все это универсальные мотивы для того, чтобы совершить грех. После совершения греха человек чувствует стыд, вину и страх, бежит от общения – ст. 7–10. Вместо покаяния и исправления он склонен переложить ответственность на другого – ст. 12.
В дальнейшем повествовании (4–11 главы) мы видим убийство из зависти (история Каина и Авеля), появление многоженства и мести (Ламех), оккультизма (повествование о союзе дочерей человеческих с сынами Божиими), атеистического гуманизма (рассказ о Вавилонской башне).
Таково начало человеческой истории, и с такими людьми Богу в дальнейшем придется работать, делать из них святой народ.
Кроме иудеев в Израиле проживают хритиане и мусульмане
Отвечая на вопрос: какой Бог у евреев, необходимо помнить о том, что в стране также живут христиане и мусульмане. Поэтому второй религией после иудаизма будет христианская или мусульманская. Христиан в стране насчитывается 150 — 200 тысяч человек.
150 — 200 тыс
примерно столько христиан насчитывается в Израиле, большинство из них — католики
В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.
Базилика Благовещения, Назарет. Католики составляют большинство среди израильских христиан. Фото: upload.wikimedia.org
В стране можно встретить представителей всех христианских конфессий. Католики, при этом, составляют подавляющее большинство. Большинство из них униаты. Всего же на 2010 год в Израиле католиков насчитывалось 90 000 человек.
В Израиле проживает примерно 150 — 200 тысяч христиан, большинство из них католики.
В Израиле живет примерно 30 000 православных и верующих древних восточных церквей.
30 тысяч
столько в Израиле православных и верующих древних восточных церквей
При этом израильское православие представляет Иерусалимская православная церковь. Официально она называется Иерусалимский патриархат или Греко-православный патриархат Иерусалима.
Это древнейшая автокефальная поместна православная церковь. Она занимает 4-е место в диптихе автокефальных пометных церквей и управляется патриархом Иерусалимским и Священным Синодом. Присутствуют здесь также протестанты. Это англикане, лютеране, пресвитериане, адвентисты, баптисты, сторонники Движения святости, Свидетели Иеговы, мормоны и т.д.
Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. На территории Государства Израиль ислам считается наиболее массовой религией. Фото: upload.wikimedia.org
Для мусульман Иерусалим считается третьим по значению священным городом после Мекки и Медины. Именно этому ислам считается второй по численности религией в Израиле. При этом с VIII до середины начала XX века ислам в стране преобладал.
Связанно это было с арабским завоеванием территории страны. Современные мусульмане в государстве представлены, в основном, израильскими арабами. На 2016 год их число составляет 16,8 % населения страны.
Святость
Понятие святости в Торе не идентично святости в христианстве. Если в христианской традиции святой – это человек, исполненный Духа Святого, внутренне преображенная личность, то в иудаизме святость – это отделенность. Барашек, который приносился в жертву за грех, назывался кадош, святой. Для того, чтобы научить человека разделять добро от зла на чисто бытовом уровне, вселить в умы саму идею святости, Бог устанавливает законы кашрута. Так, нельзя смешивать мясную и молочную пищу, засевать поле двумя родами семян, скрещивать животных разных видов, делать одежду из разных материалов. Соблюдая их, например, вкушая правильную пищу с молитвой-благословением, человек освящает творение, приносит его Творцу; пренебрегая этими правилами, он понижает свой уровень и уровень всего, к чему он прикасается.
Сегодня святостью в этом смысле обладает человек, который находит в себе силы не быть как все, как толпа, а отстаивать правду, поступать по совести и закону Божию, даже если ему придется бороться в одиночку.
Религиозные ценности иудаизма
Говоря о еврейской духовности, можно утверждать, что иудаизм – религия, кратко характеризуемая как культ традиций. В самом деле, традиции, даже самые незначительные, имеют в иудаизме огромную значимость, и за их нарушение полагается суровое наказание.
Важнейшей из таких традиций является обычай обрезания, без которого еврей не может считаться полноценным представителем своего народа. Обрезание делается в знак Завета между избранным народом и Яхве.
Еще одна немаловажная черта иудейского образа жизни – строгое соблюдение субботы. Субботний день наделяется чрезвычайной святостью: запрещена любая работа, даже самая простая, вроде приготовления пищи. Также в субботу нельзя просто развлекаться – этот день предусмотрен только для покоя и духовных упражнений.
Культ, праздники и быт
Для общения с Богом установлен культ. Исторически культ иудаизма менялся: сначала строились жертвенники в различных местах, затем жертвы приносятся вблизи переносного Ковчега Завета, наконец, культ централизуется вокруг Храма в Иерусалиме, а после разрушения Храма жертвы отменяются, и остается лишь словесная молитва как основная форма богопочитания.
Каждый благочестивый иудей сегодня обязан читать молитвы трижды в день – для благословения предстоящих дел, для подведения итогов трудового дня и напоминания о Творце, для подготовки ко сну. Молитвы включают благословения и псалмы. Тон основных молитв радостный и жизнеутверждающий, ведь в иудаизме радость считается главной ценностью жизни. Вместе с тем, это не наивный оптимизм и не искусственно вызванные эмоциональные состояния. Иудей хорошо знает, что «И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радости бывает печаль» (Притчи 14:13). Радость иудея основана на вере в обетования Божии.
При этом иудаизм знает и скорбное время поста. Посты в иудаизме краткие, но полные (следует не только не есть, но и не пить). Пост является знаком покаяния в своих грехах. Ежегодно проводится общенародный пост в Йом-Кипур, день очищения. В древности в этот день выбирался специальный «козел отпущения», на которого перекладывались все грехи Израиля, в том числе неосознанные, и он отпускался в пустыню; сегодня его сбрасывают с вершины горы.
Основными праздниками иудаизма являются Песах, напоминающий об освобождении из Египетского плена, Суккот, праздник шалашей, напоминающий о странствии по пустыне, и Шавуот, праздник первых плодов и заключения Завета. Известным праздником, в котором часто участвуют неевреи, является Ханука. Этот праздник связан с чудом, когда освященного масла маленькой бутыли хватило для светильника Храма на целых семь дней. Сегодня в воспоминание об этом чуде зажигают семисвечник (менору).
В иудаизме существует свой календарь, идущий от сотворения мира. Каждый седьмой год в древности было необходимо давать отдых всей земле, тем самым проверялось доверие народа Творцу, – ведь Он обещал пропитать Свой народ. Каждый седьмой из этих лет, т.е. сорок девятый, назывался Юбилейным годом – в это время прощались все долги соплеменникам, возвращалось все имущество, взятое в аренду.
Основными обрядами иудаизма являются: обрезание в младенчестве (символ посвящения Богу), бар-мицва в тринадцать лет (мальчик читает Тору в синагоге, свидетельствуя, что он достиг совершеннолетия и может отвечать за себя), брак (см. выше), тшува или скорбь по умершему (десять дней полной скорби, во время которых нельзя даже умываться и готовить пищу – однако больше этого времени скорбеть нельзя).
Основным местом, где протекает религиозная жизнь иудея, является семья. Именно духовное благосостояние семьи, мир в ней должны быть основным предметом забот иудея, только после семьи идет община, которая собирается в синагогу для общения и совместной молитвы. Специальное религиозное образование можно получить в средней специальной школе – йешиве, или в университете.
Галаха является составной частью правовой системы Государства Израиль
Религиозная традиция поддерживается в Израиле тысячи лет. Именно поэтому иудаизм проникает во все сферы жизни страны. Так, например, галаха является составной частью правовой системы Израиля. Примером этому может служить сфера семейного права, а именно институты брака и развода со связанными вместе с ними вопросами.
Евреи-христиане
Все они находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата. Кроме того, по законам, принятым Кнессетом, полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности.
Это положения напрямую касается муниципалитетов и поселковых советов в стране. При советах действуют религиозные суды, решающие большинство споров, касающихся личного гражданского статуса.
Здание Верховного суда Израиля в Иерусалиме. Светские вопросы права в Израиле решает система светских судов, во главе с Верховным. Фото: upload.wikimedia.org
Религиозное право в Израиле доминирует. Так, например, Ветхий завет используется в деятельности религиозных судов, то же самое касается Талмуда и Торы.
Кроме того, в стране невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий. Неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.
Для контроля религиозных учреждений в Израиле создано отдельное министерство.
Министерство по делам религий в Израиле существует с самого момента основания Государства Израиль. Его задача — осуществлять контроль над деятельностью религиозных учреждений.
Религиозные судов (иудейские, мусульманские, друзские и христианские), в своей юрисдикции имеют вопросы актов гражданского состояния, вопросы семейного права, а также погребения. В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра.
Здание окружного раввинатского суда в Тель-Авиве. Утверждение гиюра, то есть (обращение нееврея в иудаизм), находиться в поле их деятельности. Фото: upload.wikimedia.org
Израильские равинатские суды утверждают гиюр, то есть обращение нееврея в иудаизм. Ученые-правоведы говорят при этом, о том, что Галаха не тождественна правовой системе израильского государства.
Проявляется это в том, что когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в последнюю очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).
Пророки в иудаизме
Пророки в иудаизме – это не экстрасенсы и не предсказатели будущего. Пророчество – это взгляд на историю с точки зрения Бога. Такой взгляд может быть обращен в прошлое (сказания о сотворении мира), в настоящее (оценка современных событий) и будущее (Божии обетования).
Как уже говорилось выше, настоящему израильтянину важно не только исполнять заповеди, но и слушаться гласа Господа, пребывать в живом общении с Ним. Зачастую в истории народа, написанной с пророческих позиций, князю небольшой Иудеи будет уделено в несколько раз больше внимания, чем царю всего Израиля – просто потому, что первый исполнял волю Божию, а второй ее всячески игнорировал, и попал-то в священные летописи исключительно ради напоминания о том, как вести себя нельзя.
Однако история Израиля показывает, что люди все равно забывают о Том, Кто важнее всего, и тогда религиозная жизнь сводится к быту, к обрядам, священнодействиям, праздникам, спорам о Законе, которые перестают напоминать о Живом Боге, становятся важными сами по себе. А бывает, что происходит и прямая измена, и народ идет «блудодействовать вслед богов иных».
Бог ненавидит любые измены Себе. Через избранных людей, пророков, Он провозглашает кары народу, изменившему Завету, обещает наказания в виде глупых правителей, голода, плена, и пр. Все это драматически исполняется в истории Израиля.
Но, наказав, Он же и врачует, обещая избавление и даруя надежду на пришествие Мессии.
Религиозные практики в Израиле
Чтобы знать, какую религию исповедуют в Израиле, поговорим о ее проявлениях.
Раввины — это религиозные лидеры еврейской общины. Они рукоположены в еврейском законе, и часто эти люди являются учеными в дополнение к своей обязаности читать проповеди и предлагать духовное руководство. Главный раввинат является органом раввинов, которые проповедуют религиозные законы, которым израильские евреи подчиняются неукоснительно.
Основные религиозные деятели мусульманской общины — это муэдзины, которые знают писание Корана и могут осуществлять призыв к молитве к мечети.
Вопросы для самопроверки
- Назовите несколько ярких представителей иудаизма.
- Чем иудаизм принципиально отличался от верований других народов в момент своего возникновения?
- В каком вопросе иудаизм расходится с христианством?
- Назовите основные направления в иудейской мысли, охарактеризуйте их.
- Что такое вера, согласно Торе?
- Что имеется ввиду, когда говорится, что человек сотворен по образу Божию?
- Перечислите 10 заповедей, данных через Моисея Израилю. Что означает каждая из них?
- Зачем в древности были нужны жертвоприношения?
- В чем отличие пророков Израиля от современных экстрасенсов или астрологов?
- Что в контексте Танаха означает быть святым?
Примечания:
В транскрипции имен и названий книг Библии, в цитатах мы будем придерживаться более распространенной христианской традиции для облегчения поиска и запоминания.
Иудей – определение человека по религиозному признаку, тогда как еврей – по национальному. Иудаизм по преимуществу является национальной религией, т.е. его исповедуют в основном евреи. Вместе с тем, некоторые евреи были известными атеистами и даже богоборцами.
Колено – племя, ведущее свое происхождение от одного из сыновей праотца Иакова-Израиля.
Холокост – массовое уничтожение фашистами евреев в Европе, до трех четвертых нации; а в некоторых странах, например, в Прибалтике, и полностью.
Иврит был возрожден в Израиле в ХХ веке после почти десятивекового забвения. В современном языке государства Израиль нет заимствованных слов, все передается с помощью древних корней, в связи с чем врач, приезжающий в Израиль, вынужден учиться заново – он не может использовать здесь даже латинских анатомических терминов. Евреи, даже нерелигиозные, понимают, как важно для сохранения нации беречь свой язык. За чистотой иврита в Израиле следит специальный институт.
Гностицизм – система взглядов, якобы основанная на тайном знании. Спасение в гностицизме достигается не за счет исполнения воли Божией, а за счет вхождения в круг посвященных и постижения тайных мистических доктрин.
Гог и Магог. Хасидские предания.
«Наследие»
Можно ли и как стать иудеем, не будучи евреем?
Конечно, можно принять иудаизм, пройдя процедуру Гиюр. Мужчинам делают обрезание, а женщину окунают в микву. Но не все так просто, изначально желающий принять иудаизм должен подать прошение в раввинский суд. После этого судьи совещаются и рассматривают кандидатуру. При этом решается, готов ли кандидат быть носителем веры. Ведь в иудаизме гораздо больше заповедей, которых стоит придерживаться. Только после разрешения судей, проводится процедура Гиюр.
Иудеи и евреи
Как видите, несмотря на заблуждение многих, евреи и иудеи — это не всегда одно и то же.