Чем отличаются евреи от иудеев? Еврей и иудей: это одно и то же, это синонимы? Все ли евреи иудеи? Можно ли стать иудеем, не будучи евреем?


Стро­жай­ший моно­те­изм

Эпи­граф, кото­рым откры­ва­ется эта глава – это крат­кий символ веры Изра­иля. Каждое утро бла­го­че­сти­вый иудей на про­тя­же­нии вот уже трех с поло­ви­ной тысяч лет про­из­но­сит эти слова. Глав­ное в них – все­це­лая пре­дан­ность чело­века Богу Еди­ному, т.е. Един­ствен­ному, тому Богу, кото­рый явля­ется хра­ни­те­лем и гос­по­ди­ном Изра­иля. Эта пре­дан­ность Богу должна выра­жаться не только внешне, в рели­ги­оз­ном культе, но идти от сердца, из самой глу­бины лич­но­сти, вклю­чать и интел­лект, и эмоции, и про­яв­ляться в рев­ност­ном испол­не­нии запо­ве­дей.

На фоне окру­жа­ю­щих наро­дов, покло­ня­ю­щихся мно­го­чис­лен­ным богам пло­до­ро­дия, богам-героям, импе­ра­тору, нако­нец, совре­мен­ным идолам – богат­ству, пре­стижу, раз­вле­че­ниям, либе­рально трак­ту­е­мым правам чело­века, – на этом фоне вера Изра­иля, не допус­ка­ю­щая измены Богу Еди­ному, всегда каза­лась чем-то уди­ви­тель­ным.

Иудаизм и христианство

С христианами у иудеев всегда отношения складывались непросто. Обе стороны недолюбливали друг друга, что часто приводило к конфликтам и даже к кровопролитию. Сегодня, тем не менее, отношения между двумя этими авраамическими религиями понемногу налаживаются, хотя все еще далеки от идеальных. Иудеи обладают хорошей исторической памятью и помнят христиан как притеснителей и гонителей на протяжении полутора тысяч лет. Со своей стороны, христиане ставят в вину евреям факт распятия Христа и связывают с этим грехом все их исторические невзгоды.

Иуда­изм и миро­вое сооб­ще­ство

Еще более уди­ви­тель­ным ока­жется список людей, испо­ве­ду­ю­щих эту рели­гию: Моисей, на тра­ди­ции кото­рого осно­вы­ва­ется совре­мен­ная иудео­хри­сти­ан­ская нрав­ствен­ность и тра­ди­ция ислама, сам Иисус, Осно­ва­тель хри­сти­ан­ства, вели­кие фило­софы – Филон Алек­сан­дрий­ский, Май­мо­нид, Б. Спи­ноза, М. Бубер, извест­ные педа­гоги, напри­мер, Я. Корчак, мно­го­чис­лен­ные ученые всех отрас­лей знания.

Однако, несмотря на оче­вид­ный вклад в миро­вую циви­ли­за­цию, иудеи вовсе не поль­зо­ва­лись любо­вью совре­мен­ни­ков. Извест­ный исто­рик рус­ской куль­туры Г.П.Федотов объ­яс­няет непри­язнь к евреям тем, что на Руси в Сред­не­ве­ко­вье прак­ти­че­ски не было исто­риософ­ских трудов, зато в изоби­лии были пред­став­лены визан­тий­ские про­по­веди, излюб­лен­ным при­е­мом в кото­рых было обви­нить зло­че­сти­вых жидов в рас­пя­тии Христа. Впро­чем, на Руси и в Рос­сий­ской импе­рии эта нелю­бовь нико­гда не дохо­дила до той нена­ви­сти, кото­рая сопро­вож­дала иудея в Европе. Нехри­сти­а­нину в Европе были закрыты двери ремес­лен­ного цеха, науч­ной лабо­ра­то­рии, зато оста­ва­лась воз­мож­ность зани­маться ростов­щи­че­ством, т.е. кре­ди­то­ва­нием под про­центы – делом, кото­рым Като­ли­че­ская Цер­ковь запре­щала зани­маться хри­сти­а­нам (нажи­ваться на потреб­но­стях своих бра­тьев по вере – послед­нее дело). Неуди­ви­тельно, что в руках непро­из­во­ди­тель­ного, по-види­мому, еврей­ского народа, испо­ве­ду­ю­щего иуда­изм, ско­пи­лось боль­шое коли­че­ство капи­тала, нередко нажи­того и за счет бедных, что отнюдь не спо­соб­ство­вало попу­ляр­но­сти иудеев. Итак, необ­ра­зо­ван­ность и рели­ги­оз­ная предубеж­ден­ность, а также столк­но­ве­ние эко­но­ми­че­ских инте­ре­сов вели к столк­но­ве­нию осталь­ных наро­дов с еврей­ским.

В резуль­тате мно­го­чис­лен­ных ката­строф иуда­изма, из две­на­дцати коленИзра­иля оста­лось только два. Все это ста­вило вопросы перед иуде­ями, как им воз­можно суще­ство­вать, и было най­дено три реше­ния: 1. при­нять хри­сти­ан­ство (среди извест­ных евреев, при­няв­ших хри­сти­ан­ство, – като­лик Ф. Либер­ман, осно­ва­тель ордена Св. Духа, недавно умер­ший вли­я­тель­ный париж­ский кар­ди­нал Ж.-М. Люст­иже, пра­во­слав­ный свя­щен­ник о. Алек­сандр Мень, про­те­стант­ское дви­же­ние мес­си­ан­ских евреев или «Евреи за Иисуса»), 2. сов­местно жить в рамках двух вер, но с одной куль­ту­рой (М. Мен­дель­сон), 3. отде­литься от гоев (неев­реев), уехать в Землю Обе­то­ван­ную и воз­ро­дить там Изра­иль (это дви­же­ние полу­чило назва­ние сио­низма, видный идео­лог – Т. Герцль). Однако ни одно из этих реше­ний, как мы знаем из исто­рии, не спасло евреев от Холо­ко­ста.

Тем не менее, иуда­изм до сих пор суще­ствует, а вели­кие этносы, во много раз пре­вос­хо­див­шие еврей­ский в куль­тур­ном и воен­ном плане, канули в Лету (такова судьба Египта и Вави­лона, Рима, да и русов, пер­во­на­чально засе­ляв­ших наши земли). Воз­ни­кает вопрос: как у народа, сосед­ству­ю­щего с этими вели­кими циви­ли­за­ци­ями, ока­за­лась такая пло­до­твор­ная исто­рия, как они вообще выжили? Сами иудеи объ­яс­няют это прямым вме­ша­тель­ством Бога в исто­рию, и об этом мы можем узнать в свя­щен­ных книгах иуда­изма.

Зарождение иудаизма

Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны. Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения. Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.

Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка – Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе. После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в землю обетованную. Во время этого странствования на горе Синай Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа. Так возникла оформленная вера евреев – иудаизм.

Свя­щен­ные книги иуда­изма

Основ­ной книгой иуда­изма явля­ется ТаНаХ, в состав кото­рого входит Тора(Пяти­кни­жие Мои­се­ево), Невиим (Про­роки), Кету­вим (Писа­ния). Этот корпус в хри­сти­ан­ской Библии полу­чил наиме­но­ва­ние Вет­хого Завета. Самые древ­ние части Танаха вклю­чают пре­да­ния, идущие от Моисея (XV в. до н.э.), самые позд­ние тексты отно­сятся к IV в. до н.э. Из этой книги можно узнать о сотво­ре­нии мира, гре­хо­па­де­нии, исто­рии Изра­иля под води­тель­ством Божиим. Здесь встре­ча­ются запо­веди, обя­за­тель­ные для испол­не­ния пра­во­вер­ным иудеем, и поуче­ния мудрых, помо­га­ю­щие разумно устро­ить свою жизнь.

Танах напи­сан на древ­не­ев­рей­ском языке, биб­лей­ском иврите, кото­рый счи­та­ется свя­щен­ным и уди­ви­тельно устро­ен­ным. Напри­мер, слово «истина»,эмет, одно из основ­ных поня­тий любой рели­гии или фило­соф­ской системы, пере­да­ется в иврите первой, сред­ней и послед­ней буквой алфа­вита (поря­док напи­са­ния в иврите – справа налево).

Танах счи­та­ется настолько точным, что даже малень­кая буква в нем не лишена зна­че­ния, и зача­стую для пони­ма­ния текста важно уло­вить именно оттенки смысла. Так, в кн. Исход, 15 гл., рас­ска­зы­ва­ется о том, как Изра­иль, только что спа­сен­ный Богом, воз­роп­тал в момент испы­та­ния, а Моисей возо­пил к Богу. Как гово­рят тол­ко­ва­тели, здесь мы видим две основ­ные реак­ции на труд­но­сти: внут­ренне несво­бод­ные люди, вче­раш­ние рабы, ропщут, ищут вино­ва­того, сво­бод­ные же люди, силь­ные духом, как Моисей, обра­ща­ются с моль­бой к Богу. Как бы мы посту­пили в труд­ной ситу­а­ции?

Второй храм

Храм являлся для иудеев национальным символом, знаменем единства, силы духа и физическим гарантом божественного покровительства. Когда храм был разрушен, а евреи уведены в плен на 70 лет, вера Израиля пошатнулась. Многие стали вновь поклоняться языческим идолам, и народу грозило растворение среди других племен. Но нашлись и ревностные сторонники отеческих преданий, которые ратовали за сохранение прежних религиозных традиций и социального устройства. Когда в 516 году евреи получили возможность вернуться в родные земли и восстановить храм, эта группа энтузиастов возглавила процесс возрождения израильской государственности. Храм был восстановлен, стали снова проводиться богослужения и жертвоприношения, а попутно и сама религия евреев обрела новое лицо: кодифицировалось Священное писание, были упорядочены многие обычаи, оформилась официальная доктрина. С течением времени среди иудеев возникло несколько конфессий, отличавшихся по вероучительным и этическим воззрениям. Тем не менее, их духовное и политическое единство обеспечивал общий храм и богослужение. Эпоха второго храма продлилась до 70 года н. э.

Тече­ния в иуда­изме

Наряду с запи­сан­ным Зако­ном-Торой, Про­ро­ками и Писа­ни­ями, суще­ство­вало и устное пре­да­ние, кото­рое в итоге офор­ми­лось в Талмуд. В этой книге, точнее, объ­ем­ном собра­нии раз­но­об­раз­ных трак­та­тов, мы встре­чаем ученые прения муд­ре­цов о лучшем испол­не­нии Закона. Напри­мер, при иссле­до­ва­нии, сколько жерт­во­вать на бед­ность, Талмуд не опре­де­ляет точ­ного коли­че­ства, говоря: сколько не жалко твоему сердцу. В Тал­муде встре­ча­ются забав­ные исто­рии, напри­мер, про чело­века, кото­рый сильно пере­жи­вал из-за того, что никак не мог выпол­нить запо­ведь о том, чтобы остав­лять забы­тые снопы для бедных, поскольку у него была пре­крас­ная память. И вот когда он нако­нец забы­вает сноп, то устра­и­вает боль­шой пир – сего­дня ему уда­лось выпол­нить еще одну запо­ведь Бога! Однако наряду с этим в пре­да­нии суще­ство­вало и то, что совсем не похоже на Откро­ве­ние Бога, напри­мер, мелоч­ная регла­мен­та­ция, чего нельзя делать в суб­боту, дис­кус­сии о том, как обойти неко­то­рые пра­вила закона и при этом остаться фор­мально чистым, в чем фари­сеев, пред­ше­ствен­ни­ков тал­му­ди­стов, упре­кал Иисус Хри­стос.

В Сред­не­ве­ко­вье активно раз­ви­ва­ется мисти­че­ское учение иуда­изма, илиКабала. Для того, чтобы его понять, необ­хо­димо овла­деть спе­ци­аль­ным эзо­те­ри­че­ским языком, учиться у настав­ника-каба­ли­ста. Неза­ви­си­мого иссле­до­ва­теля пора­жает, насколько Кабала кажется слож­ной по срав­не­нию с Тана­хом. Если Талмуд порой напо­ми­нает сухой сбор­ник поста­нов­ле­ний суда, то Кабала пред­став­ляет собой гно­сти­че­ский вари­ант изло­же­ния иудей­ской веры.

Словно в ответ на эти уклоны в уче­ность и мисти­цизм в 18–19 вв. в стра­нах Восточ­ной Европы, в Литве, на Укра­ине и в Бела­руси появ­ля­ется дви­же­ние хаси­дов, про­стых людей, жаж­ду­щих жить в правде Божией. Они учатся уцади­ким, пра­вед­ни­ков, кото­рые настав­ляют самому про­стому и пря­мому пути выпол­не­ния Торы. Это дви­же­ние сде­ла­лось попу­ляр­ным и в интел­лек­ту­аль­ных неев­рей­ских кругах бла­го­даря бле­стя­щему изло­же­нию его в форме притч и житей­ских исто­рий, выпол­нен­ному выда­ю­щимся фило­со­фом два­дца­того века Мар­ти­ном Бубе­ром, бла­го­даря живому харак­теру этой тра­ди­ции, с тан­цами, смехом и отвер­же­нием край­но­стей аске­тизма. Бог хаси­дов – это, не только Вла­дыка и Отец народа, но и любя­щий Отец кон­крет­ного чело­века; и в этом хасиды близки к хри­сти­ан­скому пони­ма­нию Бога.

Конституция Израиля не признает никакую религию официальной

Государство Израиль основано в качестве «национального очага» для всего еврейского народа, именно поэтому Согласно закону, о возвращении Государство Израиль предоставляет право гражданства всем евреям, детям евреев и внукам евреев получить гражданство Израиля.

Исключение составляют галахические евреи, принявшие иную религию, кроме иудаизма, так как они лишены права на репатриацию.


Отрывок оригинала Декларации независимости Израиля. В этом документе установлены гарантии свободы вероисповедания всем жителям страны

Конституции Государства Израиль говорит о том, что это демократическое государство и здесь, прочие этнические и религиозные группы имеют равные юридические права, наряду с евреями. Именно поэтому нельзя сказать, что проповедуют евреи в качестве официальной религии, тем более что религия в стране отделена от государства.

При этом большинство населения страны поддерживает иудаизм и в той или иной форме сохраняет специфический характер израильской государственности и общества.

Иудаизм — это религия евреев, хотя официальной религии в стране нет.

Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости, при этом государство и религия полностью друг от друга не отделяются, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом.

Отсутствие официальной религии как бы уравнивает все религиозные группы в стране в своих правах, при доминировании иудаизма. Ещё во времена британского мандата сложилась такая ситуация и израильские власти старательно поддерживают в стране межрелигиозный мир.

Вера пра­отца Авра­ама

Однако, когда первый веру­ю­щий этой новой рели­гии, Авраам (XVIII в. до н.э.), встре­тился с Богом, он еще не пред­став­лял себе, каков Тот, Кто возь­мет под покро­ви­тель­ство самого Авра­ама и его потом­ство.

О при­зва­нии Авра­ама можно про­честь в книге Бытие, 12 глава. Бог тре­бует от него выйти из земли отца своего и пойти в землю, кото­рую укажет Сам Бог. Нам сейчас легко купить билет на само­лет и пере­ме­ститься в другую страну – нас по-преж­нему будет защи­щать закон. В древ­нем пат­ри­ар­халь­ном обще­стве чело­век, ушед­ший от род­ствен­ни­ков, ока­зы­вался совер­шенно без­за­щит­ным. Бог ожи­дает от Авра­ама вели­кого дове­рия, во всем поло­житься на Бога.

Но вера – это не одно­крат­ный акт. Она тре­бует посто­ян­ства, вер­но­сти. И для дока­за­тель­ства пре­дан­но­сти Бог в даль­ней­шем (гл. 22) потре­бо­вал от Авра­ама при­не­сти в жертву соб­ствен­ного сына, и только в послед­ний момент вме­шался, заме­нив сына жерт­вен­ным агнцем. С одной сто­роны, Бог таким обра­зом ясно пока­зал Авра­аму, что чело­ве­че­ские жерт­во­при­но­ше­ния сосед­них наро­дов Он не при­ем­лет, с другой, насколько это серьезно – верить, общаться со Все­выш­ним; вера – это тонкий мост между жизнью и смер­тью.

Ритуалы и святые религиозные места

Евреи молятся в синагогах. По традиции в синагоге мужчины сидят впереди женщин, женщины за спинами мужчин или за отдельной перегородкой или на балконе. Есть ряд мест, предназначенных в Иерусалиме, в Израиле для веры, исповедания, которые имеют религиозное значение для евреев, мусульман и христиан.

Купольная Скала — это древний мусульманский храм. Христиане часто совершают паломничество к церкви Гроба Господня, который находится также в Иерусалиме. Стена Плача, остатки иудейского Храма, разрушенного римлянами в 70 году н.э., является священным местом для евреев. Существует отдельный участок стены для мужчин и женщин. Религиозные люди часто пишут свои молитвы и просьбы на клочках бумаги и складывают их в щели между камнями.

Еврейский Новый Год, называется Рош ха-Шана, выпадает на сентябрь или октябрь. Иудеи приходят в синагогу в течении двух дней и слушают там чтения Торы. Священная для евреев гора, называемая Храмовой, находится в юго-восточной части старого района в Иерусалиме.

И сегодня, понимая какая религия у евреев в Израиле, не удивляет, что религиозные евреи во всем мире, произнося молитвы, поворачиваются лицом к Израилю; евреи, находящиеся в Израиле, обращаются лицом к Иерусалиму, а евреи в Иерусалиме — к Храмовой горе. Пророчества говорят, что Машиах (Мессия) отстроит на Храмовой горе последний, Третий Храм, который станет великим центром для евреев и всего человечества.

На склонах Храмовой горы состоится Страшный суд в конце времен. Священным местом для христиан является Голгофа. Голгофой, или Лысой горой называется небольшая скала или холм, где произошло распятие Христа.

Голгофа является одной из двух самых главных святынь христианства наряду с Гробом Господним. В начале I века нашей эры, то есть во времена Христа, Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, к северо-западу от города. В наши дни она находится в Храме Гроба Господня.

Завет: Земля, потом­ство и обе­то­ва­ние Мессии

Итак, Бог, в при­сут­ствии кото­рого Авра­ама охва­ты­вает свя­щен­ный трепет и ужас, заклю­чает с ним Завет, т.е. дого­вор. За то, что пра­о­тец после­до­вал Его зову, Авра­аму обе­ща­ется земля и мно­го­чис­лен­ное потом­ство.

Именно эта земля потом полу­чила назва­ние земли обе­то­ван­ной, эрец Израел, в кото­рую так стре­мится каждый иудей и кото­рую он ни за что не усту­пит никому дру­гому – именно потому, что эта земля явля­ется Божиим обе­то­ва­нием.

С потом­ством свя­заны еще более уди­ви­тель­ные чаяния. Иудеи верят, что именно в потом­стве Авра­ама должен появиться Машиах, (Мессия или Хри­стос по-гре­че­ски), Пома­зан­ник Божий, уди­ви­тель­ный царь, свя­щен­ник и пророк, с при­хо­дом кото­рого мир изме­нится, насту­пит Цар­ство Божие. Неко­то­рые поли­ти­че­ски анга­жи­ро­ван­ные евреи пола­гают, что с при­хо­дом Мессии иудеи станут пра­вить миром, другие же наде­ются, что гря­ду­щий мир Мессии будет каче­ственно иным – в нем исчез­нет наси­лие и даже смерть, лев будет спать с ягнен­ком, и свет нико­гда не зайдет. До сих пор каждое утро бла­го­че­сти­вый иудей откры­вают окно – не изме­нился ли воздух, не пришел ли Мессия. Неко­то­рые рев­ни­тели иудей­ства счи­тали, что приход Мессии можно уско­рить, если спро­во­ци­ро­вать Божье вме­ша­тель­ство – напри­мер, под­нять вос­ста­ние против угне­та­те­лей: чем хуже нам, тем быст­рее Он придет. Однако вос­ста­ние против Рима в 70е гг. н.э. не при­вело к ожи­да­е­мому резуль­тату, а окон­чи­лось полным раз­ру­ше­нием Иеру­са­лима и Храма, о чем сейчас напо­ми­на­нием служит Хра­мо­вая стена, т.наз. Стена плача, одна из глав­ных свя­тынь иуда­изма.

Что говорит Библия о евреях и иудеях?

В Библии говорится что евреи — избранный народ, который должен был стать началом веры в одного истинного Творца. Впервые Господь явился Аврааму, у которого родился сын Исаак, а у него сын Иаков. Именно у Иакова родилось 12 сыновей, которые и стали основой многомиллионного еврейского народа. Но один из 12 сыновей — Иосиф, добился огромных успехов и стал гордостью отца. Поэтому остальные сыновья задумали убить брата. Но Иуда (один из 12 сыновей) предложил братьям продать Йосифа в рабство. Позже Бог помог Иосифу и он был переправлен в Египет, где добился известности у Фараона. Он забрал всех своих братьев, которых изгнали и около 500 лет еврейский народ жил в Египте и процветал.

Но позже в Египте появился Фараон, который изгнал евреев со своей земли. Этот народ некоторое время странствовал. Бог посылал народу пророков, чтобы направить на путь истинный, последним наказанием было 40-летнее блуждание по пустыне. Позже Бог разрешил выбрать царя по просьбе евреев, чтобы Господу было проще править. Но среди царей оказался Соломон, который поклонялся не единому Богу, а был язычником. После смерти Соломона еврейский народ разделился. Десять племен стали жителями Израиля, а Иудеи (наследники Иуды) и племя Вениамина создали Иудею — южное еврейское государство.

Позже южное и северное царство евреев было стерто с лица земли Ассирией и Вавилоном. Самих же евреев пленили и перевезли в Вавилон. Только через 70 лет им был разрешено вернуться на историческую родину и возродить свой храм. Тогда наступило возрождение еврейского народа.


Евреи возле стены плача

Образ Бога

Каков же Он, Бог иудей­ский? Мы уже видели, что в Торе Он опи­сы­ва­ется как Единый, т.е. Един­ствен­ный, и кроме него нет бога. Он явля­ется Твор­цом и Вла­ды­кой (Царем), Гос­по­ди­ном всего суще­ству­ю­щего, и мир под­дер­жи­ва­ется бла­го­даря тому, что Бог посто­янно забо­тится о нем. Он правит миром, судит Его, и в Суде его истина и спра­вед­ли­вость урав­но­ве­ши­ва­ется мило­стью, состра­да­нием. В Его при­сут­ствии, пере­жи­ва­е­мом как сияние славы, чело­века охва­ты­вает свя­щен­ный ужас и бла­го­го­ве­ние.

Имя Бога в иуда­изме счи­та­ется настолько святым, что не про­из­но­симо никем, кроме пер­во­свя­щен­ника, да и он мог про­из­не­сти Имя всего лишь раз в году, нахо­дясь в Святая Святых Храма. Это свя­зано с тем, что, как знают все рели­гии, ни одно про­из­не­сен­ное слово не бывает напрас­ным: когда чело­век, к при­меру, руга­ется, он при­зы­вает на голову дру­гого про­кля­тие (на этом постро­ена вся магия), а когда про­из­но­сит Имя Божие, он при­зы­вает Самого Бога. Это имя, состо­я­щее из букв йод-хе-вав-хе (в рус­ской Библии пере­да­ва­е­мое как Яхве, или Иегова), сложно пере­во­дится на другие языки, и озна­чает оно Того, Кто был, есть и будет, Того, Кто обла­дает под­лин­ным бытием, явля­ется источ­ни­ком всякой жизни. Рус­ский экви­ва­лент этого имени – Сущий.

Кто является основателем иудаизма?

Иудаизм — это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея. У него получилось из разрозненных израильских колен создать единый народ. Кроме этого, он известен тем, что запланировал и осуществил уход из Египта евреев, которые проживали там в статусе рабов. В те времена численность еврейского населения очень возросла, и египетский владыка приказал всех родившихся мальчиков еврейской национальности умерщвлять. Будущий пророк выжил благодаря своей матери, которая, поместив новорожденного малыша в плетёную корзину, отправила её в плавание по Нилу. Вскоре корзина была обнаружена дочерью фараона, которая усыновила найденного мальчика.


Иудаизм

Подрастая, Моисей постоянно замечал притеснения, которым подвергаются его соплеменники. В порыве ярости он однажды убил надсмотрщика-египтянина, и ему пришлось бежать из страны. Его приютила земля мадианитян. Он жил в полукочевом городе, о котором упоминается в Библии и Коране. Именно там Бог, в образе пламенеющего, но несгораемого кустарника, призвал его к себе. Он поведал Моисею об его миссии.

Тора, которую ещё называют Моисеевым Пятикнижием — это священная книга иудеев. Её текст является достаточно трудным для обычного понимания. Теософами и богословами тысячелетиями создавались комментарии к главной иудейской книге.

Чело­век

В иуда­изме запре­щены изоб­ра­же­ния Бога – на созда­ние под­лин­ного образа Бога в самом себе должна уйти вся жизнь. Это воз­можно потому, что чело­век явля­ется отра­же­нием Творца, Его обра­зом в нашем мире.

Как и Бог, чело­век обла­дает твор­че­ским нача­лом. Мы при­выкли к тому, что свя­зы­ваем с твор­че­ством в основ­ном сферу искус­ства, однако в пред­став­ле­ниях иуда­изма любое дело, в том числе и мытье полов, может быть твор­че­ством, если чело­век отда­ется ему всем серд­цем.

Как и Бог, чело­век сво­бо­ден, и он не может оправ­ды­вать свои гре­хов­ные деяния наслед­ствен­но­стью, вос­пи­та­нием или обсто­я­тель­ствами; напро­тив, он должен упо­тре­бить свою сво­боду для слу­же­ния Творцу, для исправ­ле­ния мира, осу­ществ­ляя правду, спра­вед­ли­вость.

Сво­бода в иуда­изме пред­по­ла­гает и сво­боду от внеш­него раб­ства: в иуда­изме не было отно­ше­ния к рабам (и тем более – наем­ным работ­ни­кам) как к «чело­ве­че­скому мате­ри­алу»: раб – это член семьи, он мог насле­до­вать иму­ще­ство своего гос­по­дина и имел воз­мож­ность вновь обре­сти статус обыч­ного граж­да­нина в уста­нов­лен­ное Богом время. Вели­чай­ший гимн сво­боде всей чело­ве­че­ской исто­рии – это празд­но­ва­ние избав­ле­ния от Еги­пет­ского плена, кото­рое осу­ще­ствил Сам Бог рукою Моисея. Это собы­тие стало впо­след­ствии сим­во­лом борьбы за свои права у тем­но­ко­жего насе­ле­ния Аме­рики (неслу­чаен гимн Л. Арм­стронга «Moses» (Let My people go)).

Чело­век постав­лен гос­по­ди­ном, вла­ды­кой над всей землей, и он должен управ­лять ею с той же дели­кат­но­стью и почте­нием к тво­ре­нию, что и Бог (именно поэтому в иуда­изме запре­щена охота для раз­вле­че­ния, небреж­ное отно­ше­ние к дере­вьям). Осо­зна­ние этого дей­стви­тельно могло бы изме­нить эко­ло­гию, отно­ше­ние чело­века к окру­жа­ю­щему миру.

Впро­чем, из второй главы книги Бытия мы видим, что чело­век не может доволь­ство­ваться обще­нием с живот­ными и при­ро­дой, ему недо­ста­точно даже обще­ния с Единым Богом: «Нехо­рошо быть чело­веку одному». Для пол­но­цен­ной жизни нужен другой чело­век. Чело­век создан для обще­ния с себе подоб­ным. Помощ­ник, соот­вет­ствен­ный чело­веку – не ниже и не выше, просто обла­да­ю­щий дру­гими дарами, кото­рых нет у мужчин. Так появ­ля­ется жен­щина. О союзе муж­чины и жен­щины ска­зано как об «одной плоти». Это не просто символ плот­ского соития, о кото­ром гово­рится «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала». Здесь мысль больше и глубже: в идеале брак должен харак­те­ри­зо­ваться полным един­ством – телес­ным, душев­ным и духов­ным.

В чем суть иудаизма?

Люди, исповедующие иудаизм, являются иудеями. Одни последователи этой религии уверены, что она появилась в Палестине — еще в период Адама и Евы. Другие настаивают на том, что иудаизм основан небольшой группой кочевников, один из которых — Авраам, заключил договор с Богом, который впоследствии стал главным положением этой религии.

Согласно этому документу, более известному всем как заповеди, люди должны были соблюдать все правила добропорядочной жизни. За это они получали божественное покровительство. Главными источниками изучения этой религии являются Библия и Ветхий Завет. Иудаизмом признаются только исторические, пророческие виды книг и Тора — повествования, которые толкуют закон. Кроме этого, особо почитается священный Талмуд, который состоит из Гемары и Мишны. Он охватывает многие аспекты жизни, например, этику, моральные нормы и юриспруденцию. Чтение Талмуда является священной и ответственной миссией, которую разрешается выполнять исключительно евреям. Считается, что она имеет огромную силу, как например, мантры.

Тора

Нужна тишина, чтобы слову созреть.Молитва нужна, чтобы слову родиться.Слу­чись же ему в суете появиться,Поте­ряна будет его глу­бина.

Для управ­ле­ния этим миром и всей Все­лен­ной Все­выш­ний сотво­рил Тору, закон. Неко­то­рые учи­теля иуда­изма гово­рят, что Тора пред­ше­ство­вала сотво­ре­нию нашего мира, и в этом смысле Тора подобна Логосу сто­и­ков или Дхарме буд­ди­стов. Для людей же Тора дана в форме Пяти­кни­жия Моисея, изу­чать кото­рое есть обя­зан­ность каж­дого иудея с семи­лет­него воз­раста, а обу­чить ребенка Торе – основ­ная обя­зан­ность отца в семье. Впро­чем, есть одно важное уточ­не­ние. Изу­чать и испол­нять закон трудно, но можно. Однако для Бога более важным явля­ется слу­шать Его голос, что бес­ко­нечно слож­нее: «Если только будешь слу­шать гласа Гос­пода, Бога твоего, и ста­раться испол­нять все запо­веди сии, кото­рые я сего­дня запо­ве­дую тебе…» (Втор.15:5) Только поиск живого гласа Божия в молитве помо­гает понять, как пра­вильно испол­нить все напи­сан­ное в Законе.

Запо­веди

Закон Все­выш­него выра­жен в форме запо­ве­дей, мицвот. Запо­веди, кото­рые запи­саны в Торе и обсуж­да­ются в Тал­муде, пред­став­ляют собой нижнюю гра­ницу, пре­сту­пив кото­рую, чело­век умень­шает коли­че­ство жизни в мире. Так, пра­вило «зуб за зуб» было уста­нов­лено именно для огра­ни­че­ния мсти­тель­но­сти, ради непри­чи­не­ния боль­шего ущерба. Однако, если мы гово­рим об отно­ше­ниях в семье, здесь должен дей­ство­вать другой, более высо­кий прин­цип – доб­ро­де­тель­ная жена воз­дает мужу добром, а не злом, во все дни жизни своей (книга Притч. Соло­мона, 31 гл.).

Основ­ные запо­веди иуда­изма даны после избав­ле­ния от Еги­пет­ского плена (XV в. до н.э.) рукою Моисея, и запи­саны в книге Исход, 20 главе:

  1. И изрек Бог все слова сии, говоря:
  2. Я Гос­подь, Бог твой, Кото­рый вывел тебя из земли Еги­пет­ской, из дома раб­ства;
  3. да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  4. Не делай себе кумира и ника­кого изоб­ра­же­ния того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
  5. не покло­няйся им и не служи им, ибо Я Гос­подь, Бог твой, Бог рев­ни­тель, нака­зы­ва­ю­щий детей за вину отцов до тре­тьего и чет­вер­того [рода], нена­ви­дя­щих Меня,
  6. и тво­ря­щий милость до тысячи родов любя­щим Меня и соблю­да­ю­щим запо­веди Мои.
  7. Не про­из­носи имени Гос­пода, Бога твоего, напрасно, ибо Гос­подь не оста­вит без нака­за­ния того, кто про­из­но­сит имя Его напрасно.
  8. Помни день суб­бот­ний, чтобы свя­тить его;
  9. шесть дней рабо­тай и делай всякие дела твои,
  10. а день седь­мой – суб­бота Гос­поду, Богу твоему: не делай в оный ника­кого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни при­шлец, кото­рый в жили­щах твоих;
  11. ибо в шесть дней создал Гос­подь небо и землю, море и все, что в них, а в день седь­мой почил; посему бла­го­сло­вил Гос­подь день суб­бот­ний и освя­тил его.
  12. Почи­тай отца твоего и мать твою, чтобы про­дли­лись дни твои на земле, кото­рую Гос­подь, Бог твой, дает тебе.
  13. Не убивай.
  14. Не пре­лю­бо­дей­ствуй.
  15. Не кради.
  16. Не про­из­носи лож­ного сви­де­тель­ства на ближ­него твоего.
  17. Не желай дома ближ­него твоего; не желай жены ближ­него твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближ­него твоего.

О чем гово­рят эти запо­веди? Выше мы разо­брали запо­ведь о почи­та­нии Бога Еди­ного, о запрете изоб­ра­же­ний и упо­треб­ле­нии Имени всуе.

Запо­ведь о суб­боте уста­нав­ли­вает, что необ­хо­димо активно тру­диться шесть дней недели, а затем посвя­тить один день отдыху и обще­нию с Твор­цом. Боль­шин­ство людей сего­дня не нахо­дят вре­мени, чтобы оста­но­виться от беше­ного ритма жизни и задать себе вопрос: «Где я?» (ср. Быт.3:9) Зачем я живу, что значит все про­ис­хо­дя­щее со мной; может быть, я давно поте­рял направ­ле­ние, в кото­ром дви­гаться, или даже нико­гда не знал его, и жил, руко­вод­ству­ясь чужими ори­ен­ти­рами? Какое место в моей жизни зани­мает Бог, обще­ние с Ним? Как я выпол­няю Его запо­веди? Суб­бота, кото­рую иудеи отме­чают как насто­я­щий семей­ный празд­ник, должна напо­ми­нать чело­веку о таких вопро­сах.

Запо­ведь о почи­та­нии роди­те­лей явля­ется самой первой запо­ве­дью, каса­ю­щейся отно­ше­ний с людьми. Это именно запо­ведь, а не благое поже­ла­ние. Она пред­по­ла­гает, что чело­век обязан: 1) воз­да­вать честь роди­те­лям (не зло­сло­вить, а бла­го­слов­лять), как бы они себя ни вели, не оскорб­лять их, 2) слу­шаться их во всем, что не про­ти­во­ре­чит Закону Божию, 3) забо­титься о них в ста­ро­сти. Эта запо­ведь сопро­вож­да­ется обе­то­ва­нием: «чтобы про­дли­лись дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, кото­рую Гос­подь, Бог твой, дает тебе» (Вто­ро­за­ко­ние 5:16). Совре­мен­ные пси­хо­те­ра­певты пре­красно осве­дом­лены о том, как важны отно­ше­ния с роди­те­лями, знают, как стра­дает чело­век, в сердце кото­рого нет мира с роди­те­лями, и видят, как нераз­ре­шен­ные кон­фликты со стар­шими в даль­ней­шем отра­жа­ются на отно­ше­ниях с детьми.

По-види­мому, нам всем понятна запо­ведь о недо­пу­сти­мо­сти убий­ства. Она выте­кает из того, что чело­век – Образ Божий. «Убивая чело­века, раз­ру­ша­ешь целый мир», – гово­рят учи­теля иуда­изма.

Однако запо­ведь о недо­пу­ще­нии пре­лю­бо­де­я­ния сего­дня понятна гораздо менее. Вместе с тем, именно сфера сек­су­аль­ных отно­ше­ний – та область, в кото­рой иудео­хри­сти­ан­ская тра­ди­ция совер­шила насто­я­щую рево­лю­цию. Фак­ти­че­ски, этой запо­ве­дью Бог гово­рит веру­ю­щему: «Ты не должен поль­зо­ваться другим чело­ве­ком лишь как вещью, для полу­че­ния удо­воль­ствия. Ваши отно­ше­ния могут быть гораздо более глу­бо­кими, могут быть обще­нием двух лич­но­стей, отно­ше­ни­ями Завета. Как и отно­ше­ния со Мной, брак нерас­тор­жим. Ты и твоя жена – вы созданы друг для друга. Я сотво­рил вас, чтобы вы помо­гали друг другу дви­гаться к свя­то­сти. Потом­ство, кото­рое у вас будет – это уве­ли­че­ние жизни, это ваше уча­стие в Моем Тво­ре­нии». Брак в иуда­изме назы­ва­ется кид­ду­шин, освя­ще­нием, а неже­на­тый муж­чина или неза­муж­няя жен­щина не могут счи­таться пол­но­цен­ными иуде­ями, поскольку они не испол­няют самой первой запо­веди Торы: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь» (Быт.1:28).

Запо­ведь о запрете ложных клятв свя­зана с древним судо­про­из­вод­ством, по кото­рому чело­века могли осу­дить только при нали­чии двух сви­де­те­лей, кото­рые пер­выми при­во­дили при­го­вор в испол­не­ние (напри­мер, бро­сали камни в чело­века). Сего­дня, из-за обез­ли­чен­но­сти судеб­ного про­цесса, эту запо­ведь труд­нее выпол­нить, однако это не сни­мает ответ­ствен­но­сти с тех, кто участ­вует в судеб­ных тяжбах, раз­би­ра­тель­ствах на работе, дома, осу­ществ­ляет пра­во­су­дие.

Запо­ведь о запрете воров­ства, в том числе и у госу­дар­ства, как и запо­ведь о недо­пу­сти­мо­сти зави­сти, в своем поло­жи­тель­ном аспекте при­зы­вают быть бла­го­дар­ными Богу за то, что есть у чело­века. Завист­ли­вый чело­век, кото­рому вечно чего-то не хва­тает, не сможет быть по-насто­я­щему счаст­ли­вым. Насто­я­щие отно­ше­ния с Богом в иуда­изме харак­те­ри­зу­ются именно бла­го­дар­но­стью.

Запо­веди, как мы могли убе­диться, – это не запреты, данные Богом по при­хоти, а гра­ницы, кото­рые помо­гают чело­веку сохра­нять и пре­умно­жать жизнь. В центре одного запад­ного города с ожив­лен­ным дви­же­нием рас­по­ла­гался дет­ский садик, в кото­ром дирек­ция решила сме­нить капи­таль­ный глухой забор про­зрач­ными пане­лями, через кото­рые можно было видеть поток машин, несу­щихся в разных направ­ле­ниях. Дети просто пере­стали выхо­дить на улицу – они боя­лись, потому что ограды не было видно. Точно также пси­хо­те­ра­пев­там известны случаи, когда вос­пи­та­ние детей в духе все­доз­во­лен­но­сти при­во­дило послед­них к попыт­кам суи­цида, поскольку они не чув­ство­вали границ своего лич­ност­ного про­стран­ства в семье, не знали, на что опе­реться в труд­ной ситу­а­ции. Именно такой «огра­дой» жизни в иуда­изме явля­ются запо­веди Закона.

Иудаизм и ислам

Говоря об отношении ислама к иудаизму, нужно, во-первых, отметить, что мусульмане также считают себя детьми Авраама, хотя и не от Исаака. Во-вторых, евреи считаются народом книги и носителями божественного откровения, хотя и устаревшего, с точки зрения мусульман. Размышляя о том, какая вера у евреев, приверженцы ислама признают факт поклонения одному и тому же богу. В-третьих, исторические взаимоотношения евреев и мусульман всегда были неоднозначными и требуют отдельного анализа. Важно то, что в области теории между ними много общего.

Грех

Нару­ше­ние запо­веди назы­ва­ется грехом. Гре­че­ское слово «грех», ‘амартиа, озна­чает бук­вально «непо­па­да­ние в цель». Но это не без­обид­ная ошибка. Грех – это пустота, место, где нет Бога, а значит – смерть. Это рас­пол­за­ю­ща­яся дырка в бытии. Грех свя­зы­вает свер­шив­шего его, лишает его сво­боды (отсюда выра­же­ния «узы греха», «ярмо греха»). В тра­ги­че­ской исто­рии, опи­сан­ной во 2 книге Царств (11 гл. и дал.), мы видим, как царь Давид (Xв. до н.э.), воз­же­лав­ший чужой жены, совер­шает пре­лю­бо­де­я­ние, идет на убий­ство ее мужа, а потом не в силах нака­зать сына Амнона, кото­рый повто­ряет отцов­ский грех, что подви­гает дру­гого сына, Авес­са­лома, на убий­ство брата и разлад с отцом, а это в итоге ввер­гает страну в граж­дан­скую войну. Мы видим, что грех здесь – это не только вина, но еще и болезнь, беда. Позже в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции уко­ре­нив­ша­яся в лич­но­сти гре­хов­ная направ­лен­ность будет названа стра­стью, от слова стра­да­ние. Грех застав­ляет стра­дать. Он, как буме­ранг, бьет по тому, кто ввел его в мир. Един­ствен­ный способ оста­но­вить грех – это иско­ре­нить его при­чину. Однако если бы за каждый совер­шен­ный грех сле­до­вало бы нака­за­ние, на земле не оста­лось бы ни одного чело­века.

Первый храм

Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета – переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов. Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, царь Давид вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона. Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.

Жерт­во­при­но­ше­ния

В каче­стве выкупа от смерти за грех уста­нав­ли­ва­ется пока­я­ние и жерт­во­при­но­ше­ния. Жерт­во­при­но­ше­ния в Изра­иле сейчас не при­но­сятся, поскольку нет места, где их при­но­сить – нет Храма. Однако в древ­но­сти жерт­во­при­но­ше­ния были весьма обиль­ными. Сохра­ни­лось пре­да­ние, что во время празд­ника Песах иеру­са­лим­ские свя­щен­ники ходили по щико­лотку в крови, а огонь от жерт­вен­ника был виден в сосед­них горо­дах. Причем жерт­во­вали не обыч­ных живот­ных. Обычно это был бара­шек или коз­ле­нок, самый лучший из породы, кото­рого хозяин выби­рал с рож­де­ния, откарм­ли­вал на лучших паст­би­щах, это было люби­мое и самое лучшее живот­ное. Жерт­вен­ное убий­ство очень наглядно напо­ми­нало, каков грех: «Самое лучшее, что у меня есть – вместо меня». Жестоко? Воз­можно. Но иуда­изм гово­рит, что мир не всегда был таким. Изна­чально он был заду­ман по-дру­гому.

Тво­ре­ние и гре­хо­па­де­ние

О том, каким был заду­ман мир, рас­ска­зы­вает первая глава книги Бытия. Мы видим, что смерти нет, что после каж­дого дня Тво­ре­ния кон­ста­ти­ру­ется: «И увидел Бог, что это хорошо».

Только непо­слу­ша­ние пер­вого чело­века, Адама, опи­сан­ное в тре­тьей главе книги Бытия, изме­нило эту ситу­а­цию. Эта исто­рия явля­ется архе­ти­пом всех чело­ве­че­ских паде­ний. Сна­чала появ­ля­ется иску­ше­ние, заклю­ча­ю­ще­еся в том, чтобы нару­шить волю Творца (пойти против сове­сти, кото­рая явля­ется голо­сом Бога в чело­веке, против авто­ри­тета) – ст. 1. Но на это чело­век согла­ша­ется, потому что иску­ше­ние а) выгля­дит невинно (при­ятно для глаз) б) достав­ляет удо­воль­ствие при мысли о нем (вожде­ленно) б) постав­ляет его выше других, дает повод для гор­до­сти (дает знание) – ст. 6. Все это уни­вер­саль­ные мотивы для того, чтобы совер­шить грех. После совер­ше­ния греха чело­век чув­ствует стыд, вину и страх, бежит от обще­ния – ст. 7–10. Вместо пока­я­ния и исправ­ле­ния он скло­нен пере­ло­жить ответ­ствен­ность на дру­гого – ст. 12.

В даль­ней­шем повест­во­ва­нии (4–11 главы) мы видим убий­ство из зави­сти (исто­рия Каина и Авеля), появ­ле­ние мно­го­жен­ства и мести (Ламех), оккуль­тизма (повест­во­ва­ние о союзе доче­рей чело­ве­че­ских с сынами Божи­ими), ате­и­сти­че­ского гума­низма (рас­сказ о Вави­лон­ской башне).

Таково начало чело­ве­че­ской исто­рии, и с такими людьми Богу в даль­ней­шем при­дется рабо­тать, делать из них святой народ.

Кроме иудеев в Израиле проживают хритиане и мусульмане

Отвечая на вопрос: какой Бог у евреев, необходимо помнить о том, что в стране также живут христиане и мусульмане. Поэтому второй религией после иудаизма будет христианская или мусульманская. Христиан в стране насчитывается 150 — 200 тысяч человек.

150 — 200 тыс

примерно столько христиан насчитывается в Израиле, большинство из них — католики

В 2000 году в Израиле действовало 197 христианских церквей и мест богослужения, принадлежащих 72 различным христианским деноминациям.


Базилика Благовещения, Назарет. Католики составляют большинство среди израильских христиан. Фото: upload.wikimedia.org

В стране можно встретить представителей всех христианских конфессий. Католики, при этом, составляют подавляющее большинство. Большинство из них униаты. Всего же на 2010 год в Израиле католиков насчитывалось 90 000 человек.

В Израиле проживает примерно 150 — 200 тысяч христиан, большинство из них католики.

В Израиле живет примерно 30 000 православных и верующих древних восточных церквей.

30 тысяч

столько в Израиле православных и верующих древних восточных церквей

При этом израильское православие представляет Иерусалимская православная церковь. Официально она называется Иерусалимский патриархат или Греко-православный патриархат Иерусалима.

Это древнейшая автокефальная поместна православная церковь. Она занимает 4-е место в диптихе автокефальных пометных церквей и управляется патриархом Иерусалимским и Священным Синодом. Присутствуют здесь также протестанты. Это англикане, лютеране, пресвитериане, адвентисты, баптисты, сторонники Движения святости, Свидетели Иеговы, мормоны и т.д.


Мечеть Аль-Акса в Иерусалиме. На территории Государства Израиль ислам считается наиболее массовой религией. Фото: upload.wikimedia.org

Для мусульман Иерусалим считается третьим по значению священным городом после Мекки и Медины. Именно этому ислам считается второй по численности религией в Израиле. При этом с VIII до середины начала XX века ислам в стране преобладал.

Связанно это было с арабским завоеванием территории страны. Современные мусульмане в государстве представлены, в основном, израильскими арабами. На 2016 год их число составляет 16,8 % населения страны.

Свя­тость

Поня­тие свя­то­сти в Торе не иден­тично свя­то­сти в хри­сти­ан­стве. Если в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции святой – это чело­век, испол­нен­ный Духа Свя­того, внут­ренне пре­об­ра­жен­ная лич­ность, то в иуда­изме свя­тость – это отде­лен­ность. Бара­шек, кото­рый при­но­сился в жертву за грех, назы­вался кадош, святой. Для того, чтобы научить чело­века раз­де­лять добро от зла на чисто быто­вом уровне, все­лить в умы саму идею свя­то­сти, Бог уста­нав­ли­вает законы каш­рута. Так, нельзя сме­ши­вать мясную и молоч­ную пищу, засе­вать поле двумя родами семян, скре­щи­вать живот­ных разных видов, делать одежду из разных мате­ри­а­лов. Соблю­дая их, напри­мер, вкушая пра­виль­ную пищу с молит­вой-бла­го­сло­ве­нием, чело­век освя­щает тво­ре­ние, при­но­сит его Творцу; пре­не­бре­гая этими пра­ви­лами, он пони­жает свой уро­вень и уро­вень всего, к чему он при­ка­са­ется.

Сего­дня свя­то­стью в этом смысле обла­дает чело­век, кото­рый нахо­дит в себе силы не быть как все, как толпа, а отста­и­вать правду, посту­пать по сове­сти и закону Божию, даже если ему при­дется бороться в оди­ночку.

Религиозные ценности иудаизма

Говоря о еврейской духовности, можно утверждать, что иудаизм – религия, кратко характеризуемая как культ традиций. В самом деле, традиции, даже самые незначительные, имеют в иудаизме огромную значимость, и за их нарушение полагается суровое наказание.

Важнейшей из таких традиций является обычай обрезания, без которого еврей не может считаться полноценным представителем своего народа. Обрезание делается в знак Завета между избранным народом и Яхве.

Еще одна немаловажная черта иудейского образа жизни – строгое соблюдение субботы. Субботний день наделяется чрезвычайной святостью: запрещена любая работа, даже самая простая, вроде приготовления пищи. Также в субботу нельзя просто развлекаться – этот день предусмотрен только для покоя и духовных упражнений.

Культ, празд­ники и быт

Для обще­ния с Богом уста­нов­лен культ. Исто­ри­че­ски культ иуда­изма менялся: сна­чала стро­и­лись жерт­вен­ники в раз­лич­ных местах, затем жертвы при­но­сятся вблизи пере­нос­ного Ков­чега Завета, нако­нец, культ цен­тра­ли­зу­ется вокруг Храма в Иеру­са­лиме, а после раз­ру­ше­ния Храма жертвы отме­ня­ются, и оста­ется лишь сло­вес­ная молитва как основ­ная форма бого­по­чи­та­ния.

Каждый бла­го­че­сти­вый иудей сего­дня обязан читать молитвы трижды в день – для бла­го­сло­ве­ния пред­сто­я­щих дел, для под­ве­де­ния итогов тру­до­вого дня и напо­ми­на­ния о Творце, для под­го­товки ко сну. Молитвы вклю­чают бла­го­сло­ве­ния и псалмы. Тон основ­ных молитв радост­ный и жиз­не­утвер­жда­ю­щий, ведь в иуда­изме радость счи­та­ется глав­ной цен­но­стью жизни. Вместе с тем, это не наив­ный опти­мизм и не искус­ственно вызван­ные эмо­ци­о­наль­ные состо­я­ния. Иудей хорошо знает, что «И при смехе [иногда] болит сердце, и концом радо­сти бывает печаль» (Притчи 14:13). Радость иудея осно­вана на вере в обе­то­ва­ния Божии.

При этом иуда­изм знает и скорб­ное время поста. Посты в иуда­изме крат­кие, но полные (сле­дует не только не есть, но и не пить). Пост явля­ется знаком пока­я­ния в своих грехах. Еже­годно про­во­дится обще­на­род­ный пост в Йом-Кипур, день очи­ще­ния. В древ­но­сти в этот день выби­рался спе­ци­аль­ный «козел отпу­ще­ния», на кото­рого пере­кла­ды­ва­лись все грехи Изра­иля, в том числе неосо­знан­ные, и он отпус­кался в пустыню; сего­дня его сбра­сы­вают с вер­шины горы.

Основ­ными празд­ни­ками иуда­изма явля­ются Песах, напо­ми­на­ю­щий об осво­бож­де­нии из Еги­пет­ского плена, Суккот, празд­ник шала­шей, напо­ми­на­ю­щий о стран­ствии по пустыне, и Шавуот, празд­ник первых плодов и заклю­че­ния Завета. Извест­ным празд­ни­ком, в кото­ром часто участ­вуют неев­реи, явля­ется Ханука. Этот празд­ник связан с чудом, когда освя­щен­ного масла малень­кой бутыли хва­тило для све­тиль­ника Храма на целых семь дней. Сего­дня в вос­по­ми­на­ние об этом чуде зажи­гают семи­свеч­ник (менору).

В иуда­изме суще­ствует свой кален­дарь, идущий от сотво­ре­ния мира. Каждый седь­мой год в древ­но­сти было необ­хо­димо давать отдых всей земле, тем самым про­ве­ря­лось дове­рие народа Творцу, – ведь Он обещал про­пи­тать Свой народ. Каждый седь­мой из этих лет, т.е. сорок девя­тый, назы­вался Юби­лей­ным годом – в это время про­ща­лись все долги сопле­мен­ни­кам, воз­вра­ща­лось все иму­ще­ство, взятое в аренду.

Основ­ными обря­дами иуда­изма явля­ются: обре­за­ние в мла­ден­че­стве (символ посвя­ще­ния Богу), бар-мицва в три­на­дцать лет (маль­чик читает Тору в сина­гоге, сви­де­тель­ствуя, что он достиг совер­шен­но­ле­тия и может отве­чать за себя), брак (см. выше), тшува или скорбь по умер­шему (десять дней полной скорби, во время кото­рых нельзя даже умы­ваться и гото­вить пищу – однако больше этого вре­мени скор­беть нельзя).

Основ­ным местом, где про­те­кает рели­ги­оз­ная жизнь иудея, явля­ется семья. Именно духов­ное бла­го­со­сто­я­ние семьи, мир в ней должны быть основ­ным пред­ме­том забот иудея, только после семьи идет община, кото­рая соби­ра­ется в сина­гогу для обще­ния и сов­мест­ной молитвы. Спе­ци­аль­ное рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние можно полу­чить в сред­ней спе­ци­аль­ной школе – йешиве, или в уни­вер­си­тете.

Галаха является составной частью правовой системы Государства Израиль

Религиозная традиция поддерживается в Израиле тысячи лет. Именно поэтому иудаизм проникает во все сферы жизни страны. Так, например, галаха является составной частью правовой системы Израиля. Примером этому может служить сфера семейного права, а именно институты брака и развода со связанными вместе с ними вопросами.


Евреи-христиане

Все они находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата. Кроме того, по законам, принятым Кнессетом, полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности.

Это положения напрямую касается муниципалитетов и поселковых советов в стране. При советах действуют религиозные суды, решающие большинство споров, касающихся личного гражданского статуса.


Здание Верховного суда Израиля в Иерусалиме. Светские вопросы права в Израиле решает система светских судов, во главе с Верховным. Фото: upload.wikimedia.org

Религиозное право в Израиле доминирует. Так, например, Ветхий завет используется в деятельности религиозных судов, то же самое касается Талмуда и Торы.

Кроме того, в стране невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий. Неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.

Для контроля религиозных учреждений в Израиле создано отдельное министерство.

Министерство по делам религий в Израиле существует с самого момента основания Государства Израиль. Его задача — осуществлять контроль над деятельностью религиозных учреждений.

Религиозные судов (иудейские, мусульманские, друзские и христианские), в своей юрисдикции имеют вопросы актов гражданского состояния, вопросы семейного права, а также погребения. В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра.


Здание окружного раввинатского суда в Тель-Авиве. Утверждение гиюра, то есть (обращение нееврея в иудаизм), находиться в поле их деятельности. Фото: upload.wikimedia.org

Израильские равинатские суды утверждают гиюр, то есть обращение нееврея в иудаизм. Ученые-правоведы говорят при этом, о том, что Галаха не тождественна правовой системе израильского государства.

Проявляется это в том, что когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в последнюю очередь, — среди еврейских первоисточников (Талмуд, Галаха и т. д.).

Про­роки в иуда­изме

Про­роки в иуда­изме – это не экс­тра­сенсы и не пред­ска­за­тели буду­щего. Про­ро­че­ство – это взгляд на исто­рию с точки зрения Бога. Такой взгляд может быть обра­щен в про­шлое (ска­за­ния о сотво­ре­нии мира), в насто­я­щее (оценка совре­мен­ных собы­тий) и буду­щее (Божии обе­то­ва­ния).

Как уже гово­ри­лось выше, насто­я­щему изра­иль­тя­нину важно не только испол­нять запо­веди, но и слу­шаться гласа Гос­пода, пре­бы­вать в живом обще­нии с Ним. Зача­стую в исто­рии народа, напи­сан­ной с про­ро­че­ских пози­ций, князю неболь­шой Иудеи будет уде­лено в несколько раз больше вни­ма­ния, чем царю всего Изра­иля – просто потому, что первый испол­нял волю Божию, а второй ее вся­че­ски игно­ри­ро­вал, и попал-то в свя­щен­ные лето­писи исклю­чи­тельно ради напо­ми­на­ния о том, как вести себя нельзя.

Однако исто­рия Изра­иля пока­зы­вает, что люди все равно забы­вают о Том, Кто важнее всего, и тогда рели­ги­оз­ная жизнь сво­дится к быту, к обря­дам, свя­щен­но­дей­ствиям, празд­ни­кам, спорам о Законе, кото­рые пере­стают напо­ми­нать о Живом Боге, ста­но­вятся важ­ными сами по себе. А бывает, что про­ис­хо­дит и прямая измена, и народ идет «блу­до­дей­ство­вать вслед богов иных».

Бог нена­ви­дит любые измены Себе. Через избран­ных людей, про­ро­ков, Он про­воз­гла­шает кары народу, изме­нив­шему Завету, обе­щает нака­за­ния в виде глупых пра­ви­те­лей, голода, плена, и пр. Все это дра­ма­ти­че­ски испол­ня­ется в исто­рии Изра­иля.

Но, нака­зав, Он же и вра­чует, обещая избав­ле­ние и даруя надежду на при­ше­ствие Мессии.

Религиозные практики в Израиле

Чтобы знать, какую религию исповедуют в Израиле, поговорим о ее проявлениях.

Раввины — это религиозные лидеры еврейской общины. Они рукоположены в еврейском законе, и часто эти люди являются учеными в дополнение к своей обязаности читать проповеди и предлагать духовное руководство. Главный раввинат является органом раввинов, которые проповедуют религиозные законы, которым израильские евреи подчиняются неукоснительно.

Основные религиозные деятели мусульманской общины — это муэдзины, которые знают писание Корана и могут осуществлять призыв к молитве к мечети.

Вопросы для само­про­верки

  1. Назо­вите несколько ярких пред­ста­ви­те­лей иуда­изма.
  2. Чем иуда­изм прин­ци­пи­ально отли­чался от веро­ва­ний других наро­дов в момент своего воз­ник­но­ве­ния?
  3. В каком вопросе иуда­изм рас­хо­дится с хри­сти­ан­ством?
  4. Назо­вите основ­ные направ­ле­ния в иудей­ской мысли, оха­рак­те­ри­зуйте их.
  5. Что такое вера, согласно Торе?
  6. Что име­ется ввиду, когда гово­рится, что чело­век сотво­рен по образу Божию?
  7. Пере­чис­лите 10 запо­ве­дей, данных через Моисея Изра­илю. Что озна­чает каждая из них?
  8. Зачем в древ­но­сти были нужны жерт­во­при­но­ше­ния?
  9. В чем отли­чие про­ро­ков Изра­иля от совре­мен­ных экс­тра­сен­сов или аст­ро­ло­гов?
  10. Что в кон­тек­сте Танаха озна­чает быть святым?

При­ме­ча­ния:

В тран­скрип­ции имен и назва­ний книг Библии, в цита­тах мы будем при­дер­жи­ваться более рас­про­стра­нен­ной хри­сти­ан­ской тра­ди­ции для облег­че­ния поиска и запо­ми­на­ния.

Иудей – опре­де­ле­ние чело­века по рели­ги­оз­ному при­знаку, тогда как еврей – по наци­о­наль­ному. Иуда­изм по пре­иму­ще­ству явля­ется наци­о­наль­ной рели­гией, т.е. его испо­ве­дуют в основ­ном евреи. Вместе с тем, неко­то­рые евреи были извест­ными ате­и­стами и даже бого­бор­цами.

Колено – племя, веду­щее свое про­ис­хож­де­ние от одного из сыно­вей пра­отца Иакова-Изра­иля.

Холо­кост – мас­со­вое уни­что­же­ние фаши­стами евреев в Европе, до трех чет­вер­тых нации; а в неко­то­рых стра­нах, напри­мер, в При­бал­тике, и пол­но­стью.

Иврит был воз­рож­ден в Изра­иле в ХХ веке после почти деся­ти­ве­ко­вого забве­ния. В совре­мен­ном языке госу­дар­ства Изра­иль нет заим­ство­ван­ных слов, все пере­да­ется с помо­щью древ­них корней, в связи с чем врач, при­ез­жа­ю­щий в Изра­иль, вынуж­ден учиться заново – он не может исполь­зо­вать здесь даже латин­ских ана­то­ми­че­ских тер­ми­нов. Евреи, даже нере­ли­ги­оз­ные, пони­мают, как важно для сохра­не­ния нации беречь свой язык. За чисто­той иврита в Изра­иле следит спе­ци­аль­ный инсти­тут.

Гно­сти­цизм – система взгля­дов, якобы осно­ван­ная на тайном знании. Спа­се­ние в гно­сти­цизме дости­га­ется не за счет испол­не­ния воли Божией, а за счет вхож­де­ния в круг посвя­щен­ных и пости­же­ния тайных мисти­че­ских док­трин.

Гог и Магог. Хасид­ские пре­да­ния.

«Насле­дие»

Можно ли и как стать иудеем, не будучи евреем?

Конечно, можно принять иудаизм, пройдя процедуру Гиюр. Мужчинам делают обрезание, а женщину окунают в микву. Но не все так просто, изначально желающий принять иудаизм должен подать прошение в раввинский суд. После этого судьи совещаются и рассматривают кандидатуру. При этом решается, готов ли кандидат быть носителем веры. Ведь в иудаизме гораздо больше заповедей, которых стоит придерживаться. Только после разрешения судей, проводится процедура Гиюр.


Иудеи и евреи

Как видите, несмотря на заблуждение многих, евреи и иудеи — это не всегда одно и то же.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]