Расслабленный человек из Библии — это паралитик
Для начала немного о том, что же расслаблено у такого больного, почему он так называется. «Расслабленные» — это устаревшее название людей, болеющих параличом.
Это заболевание мозга (как головного, так и спинного).
«Библейская энциклопедия» сообщает:
«болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волею и пораженною частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения мускулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны что вскоре после припадка наступает смерть»
Из того, что сообщает археология о тогдашней медицине, ясно, что надежд на выздоровление во времена Христа у такого больного не было.
Исцеление расслабленного в Капернауме. Чтобы доставить больного к Христу, люди разобрали крышу и спустили паралитика на верёвках (гравюра на дереве, A.Gaber). Фото: iiif.wellcomecollection.org
Однако есть функциональные параличи, которые представляют собой психическое заболевание. Они проявляются только на публике, для демонстрации, вроде того, как заика страдает своим недугом лишь при наличии аудитории. При отсутствии зрителей, симптомы таких параличей могут полностью исчезать.
К какой категории относился расслабленный в Библии, сказать нельзя.
Есть ещё и другие значения слова «расслабленный», скажем, уставший до упадка сил, или женщина, которая расслаблена после массажа, но это уже вне рамок статьи.
Первая история — исцеление расслабленного в Капернауме
Первая история с расслабленным произошла в Капернауме. Это город в Галилее. Его основали во II веке. В VII пришли захватчики с Востока, и сегодня в этом месте уже много столетий народ не кишит. Зато периодически работают археологи, есть дом апостола Петра, монастырь, церковь и различные исторические достопримечательности.
Три синоптических Евангелия рассказывают схожую историю:
«Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — говорит расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали»
Мк. 2, (1–12)
Но это не единственный расслабленный, о котором рассказывает Новый Завет.
Войти на сайт
Притчи из Библии
Друзья, в Евангелие от Марка, товарищи, которые несли расслабленного, после того, как они раскрыли кровлю, что, как я полагаю, означает удаление черепицы, они прокопали крышу, что выглядит чрезвычайно похожим на раскапывание потолка.
То греческое слово, используемое Марком, которое переведено как «прокопали» — очень выразительное слово и означает копание сквозь или выкапывание со сгребанием, которое явно передает мысль о значительной работе по удалению материала.
Нам говорили, что на Востоке крыши домов часто делаются из больших камней; это может быть общим правилом, но не в данном случае, ибо дом был покрыт черепицей; что же касается пыли и падающего мусора, то это может как быть, так и не быть необходимым результатом; но совершенно очевидно, что твердую кровлю дома требовалось освободить от черепицы и прокопать; в ней был сделан проем, и через него и был опущен на своем ложе этот человек.
Возможно, там была пыль, как, вероятно, и опасность, но несшие были готовы добиться осуществления своей цели при всем риске. Они должны были как-то доставить больного внутрь. Нет, однако, необходимости для всяких предположений, ибо, несомненно, эти четверо мужчин были достаточно внимательны, чтобы не беспокоить Спасителя или Его слушателей.
Черепица или обмазка могли быть удалены с этой плоской крыши до последнего кусочка, равно как и доски; что же касается перекладин, то они лежали достаточно широко, чтобы узкое ложе больного прошло между ними без необходимости сдвигать какое-либо из них с его места.
Господин Харли в своих «Путешествиях» говорит: «Когда я жил в Эгине, я, бывало посматривая на крышу над своей головой, нередко размышлял, как легко можно было переместить парализованного. Кровля была сделана следующим образом: слой тростника крупной породы накладывали на стропила; сверху разбрасывали болотный вереск, потом наносилась глина и утаптывалась, образуя плотную массу».
И что тут было трудного – удалить вначале глину, затем вереск и потом тростник? Ненамного труднее было бы, если бы глина была покрыта черепицей, положенной сверху. В результате для людей в доме не могло быть никакого неудобства от удаления черепицы и глины, ибо верески тростник задерживали бы все, что в противном случае могло бы упасть вниз, а в конце были бы убраны и они. Опустить человека через кровлю было весьма странным и замечательным решением, но это только придает особую остроту замечанию, которое мы должны теперь здесь сделать.
Если мы хотим, чтобы души были спасены, мы не должны быть чересчур щепетильными и деликатными в отношении условностей, правил и приличий, ибо Царство Небесное силою берется. Мы должны направить свои мысли на следующее: «Все, что стоит между душою и ее Богом, должно быть разбито вдребезги и сокрушено; не имеет значения, какую черепицу требуется разобрать, какой слой обмазки нужно прокопать, какие доски должны быть оторваны, или какого труда, неприятностей или цены будет это стоить; эта душа является слишком драгоценной для нас, чтобы задавать деликатные вопросы.
Наша политика – любыми доступными средствами спасти хотя бы некоторых. Кожа за кожу, более того, все, что мы имеем – это ничто по сравнению с одной человеческой душой. Когда четыре преданных сердца устремлены на духовное благо грешника, их святое желание проломит каменные стены и крыши домов.
У меня нет никакого сомнения, что это была трудная задача – занести расслабленного наверх; вскрытие кровли, удаление черепицы со всевозможной подобающей осторожностью было трудоемкой задачей, и требовалось немало усилий и сноровки, но работа была проделана, а цель – достигнута. Мы никогда не должны останавливаться перед трудностями; как бы серьезно ни было задание, для нас всегда должно быть более трудным дать душе погибнуть, чем трудиться самым самоотверженным образом для ее спасения.
То, что совершили несшие, было весьма исключительным делом. Кто бы подумал о вскрытии кровли? Никто, кроме тех, которые сильно любили больного и желали ему блага. О, дал бы Бог, чтобы мы предпринимали исключительные действия, чтобы спасать души! Да явится в церкви святая изобретательность, священная находчивость, направленная на работу по завоеванию человеческих сердец!
Для поколения Джона Весли казалось чем-то из ряда вон выходящим, когда он встал на могилу своего отца, проповедуя в Эпворте, Слава Богу, он имел мужество проповедовать под открытым небом. Казалось чем-то исключительным и необычным, когда некоторые служителя произносили проповедь в театрах; но какая это радость, что грешники, которых невозможно было достичь никаким другим способом, были достигнуты таким отступлением от правил!
Стоит нам только наполниться сердечной ревностью о Боге и любовью к душам, и мы скоро начнем применять средства, которые другие могут критиковать, но Иисус Христос приемлет их. В конце концов, метод, который применили четверо друзей, был наиболее приемлемым с точки зрения их возможностей. Это были, я полагаю, четыре крепких молодых человека, для которых этот груз был не слишком тяжелым, и работа по раскапыванию была сравнительно легкой.
Метод в точности соответствовал их способностям. И что же они делали, когда опустили больного вниз? Смотрели и восхищались? Я не считаю, чтобы они сказали хоть одно слово, однако сделанного было достаточно: способности для того, чтобы поднять и нести, сделать необходимую работу.
Некоторые из вас говорят: «О, от нас не может быть никакой пользы; если бы только мы могли проповедовать!» Эти люди не могли проповедовать – им не нужно было проповедовать. Они положили расслабленного, и их работа была совершена. Они не могли проповедовать, но могли держать веревку.
Нам в христианской церкви нужны не столько проповедники, сколько покорители душ, которые могут нести своим сердцем бремя душ, ощущая это святое бремя; мужи, которые может быть, не умеют говорить, но могут плакать; мужи, которые не могут разбивать сердца других своим языком, но сердца которых сокрушены состраданием.
В рассматриваемом нами случае не было нужды взывать: «Иисус, Сын Давидов, взгляни – вот человек, который нуждается в Тебе!» Там не было необходимости убеждать, что этот человек был болен так много лет. Нам неизвестно, сказал ли хоть одно слово сам этот человек. Беспомощный и парализованный, он не имел силы просить. Они положили его, почти безжизненного, перед глазами Спасителя, и этого было достаточно; его печальное состояние говорило красноречивее слов.
О, сердца, любящие грешников, изложите перед Иисусом их гибельное положение; принесите их дело, как оно есть, к Спасителю; если ваш язык запинается, ваши сердца превозмогут; если даже вы не можете высказать Христу то, что у вас на сердце так, как вы бы желали, ибо не обладаете даром молитвы, однако когда ваше сильное желание проявляется в духе молитвы – вы не можете потерпеть неудачу.
Да поможет нам Бог использовать те средства, которые в наших силах, а не сидеть праздно, сожалея о силе, которой мы не обладаем. Возможно, для нас было бы опасно владеть способностями, которых мы жаждем; всегда же безопасно освящать те, которые мы имеем.
Продолжение следует…
Источник: портал «Просто Жизнь»
Второго расслабленного Иисус исцелил при Овчей купели
Вторая история про расслабленного известна из Евангелия от Иоанна (5:1–15):
«Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».
(5:1–15)
Именно эту историю подразумевают, когда говорят про расслабленного, хотя она приводится в Евангелиях один раз, а не три. Её стоит разобрать подробнее далее.
Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели», наверху ангел — тот самый, который совершал ежегодные исцеления
Православная Жизнь
Неделю четвертую по Пасхе Православная Церковь называет Неделей о расслабленном, так как здесь вспоминается евангельское зачало, читаемое на Литургии, именуемое в богослужебной практике «о расслабленном» (Ин. 5:1–15).
Оно повествует нам о том, что возле Иерусалимского храма была некая купальня, называемая по-еврейски «Вифезда», что переводится как «дом милосердия (исцеления)». Данная купальня представляла собой бассейн, наполненный водой, к которому вели пять крытых притворов. Бассейн имел обрядовое значение. По одной из исторических версий, в нем мыли животных, которых приносили в жертву Богу в Иерусалимском храме, по другой – мыли уже их внутренности также для последующего жертвоприношения. В Вифезде, как повествует Евангелие, по временам совершалось чудо. Святой Ангел входил в купель, и тогда вода в ней начинала словно бы кипеть, бурлить. Если первый больной входил в этот момент в воду, то он исцелялся от своего недуга, вне зависимости от вида болезни или ее тяжести.
Поэтому, как повествует в своей проповеди в данную Неделю святитель Николай Сербский: «Множество больных из всех краев, со всевозможными болезнями собирались в этом удивительном месте, чтобы найти для себя лекарство, которое они тщетно искали у людей и у природы в иных местах… Какая удивительная и драматичная сцена! Представьте себе пять ходов, переполненных величайшими страдальцами из всего народа, находящимися в самом отчаянном положении! Представьте себе пять вместилищ человеческой боли и скорби, слез и гноя! Рядом – город, исполненный человеческих существ, которые гонятся за наслаждениями, рвутся к богатству, борются за почет и власть, играют комедию и со своим телом, и со своею душою. А здесь – предсмертная агония, медленное и мучительное умирание и одна-единственная точка, куда устремлены все взоры, – вода; одно-единственное ожидание – Ангела; одно-единственное желание – здоровье».
И, конечно, когда ангел сходил в воду, когда она начинала бурлить, все эти страдальцы в порыве надежды, но в то же время и в эгоистическом стремлении поскорее исцелиться бросались, толкая друг друга в воду. Кто не исцелился, дальше в муках продолжал лежать, ожидая следующего движения воды.
Здесь же в одном из притворов лежал некий расслабленный, т. е. человек, разбитый параличом, который не мог пошевелиться. Он болел своей болезнью 38 восемь лет, как повествует нам о том святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Долгое время он лежал именно в Вифезде. Ни родственников, ни друзей у него не было. Как он сам говорил Спасителю: «Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7).
Это, конечно, страшные слова. Этот больной, быть может, десятки лет пролежал в Овечьей купальне. Вокруг него неслась жизнь шумной столицы Иудейского царства. Тысячи людей проходили подле него, спеша принести жертву в храм. Но не нашлось человека, который бы совершил главную свою жертву – жертву милосердия, сострадания, любви. Не нашлось человека, который бы помог ему дойти до купели, куда сходил Ангел.
Не так ли мы живем и сейчас? Яркая цветная пена удовольствий да развлечений зачастую увлекает человека. Он не думает о тех, о которых говорил Господь наш Иисус Христос на страницах Вечной Книги Жизни – Евангелия (см. Мф. 25:31–46) – о всех тех, кто лежит в больницах, нуждается в пропитании, изнывает от холода, находится в тюрьмах. А ведь милосердие или не милосердие к ним будет главным критерием Страшного суда для каждого из нас.
И вот так же Иерусалим I века куда-то спешил, жил своей жизнью, не обращая внимания на десятилетиями страдающего от болезни человека. И только Бог подошел к нему. Спаситель ни к кому не приходил просто так. Господь приходил именно к тому, кто нуждался в Нем больше всего.
Так и этот расслабленный не отчаялся, не начал унывать, не озлобился за все свои долгие 38 лет болезни. Он смиренно терпеливо ждал, надеясь на чудо, а значит, на Бога.
Господь исцеляет его. Уже не нужно схождение ветхозаветного Ангела в купель. Сам Бог воплотился в человеческую природу. Исполнился Ветхий Завет. Началась эра Нового Завета. Бог пришел к человеку, чтобы исцелить его. Он повелевает расслабленному встать, взять постель свою и ходить. Зачем это делается? Затем, чтобы исцеленный засвидетельствовал великое чудо спасения Богом человека. Вот исцеленный, вот постель, на которой он лежал в болезни долгие годы. Это не призрак. Это реальный человек. А постель – это овеществленный рассказ о его жизни, о его исцелении.
«Слепые» же иудеи накинулись на бывшего расслабленного. Почему это он в субботу ходит с постелью?! Ведь нельзя переносить предметы с места на место в субботу. Как метко пишет святитель Николай Сербский по этому поводу: «О, мелкие душонки! О, окамененные сердца! Вместо того чтобы радоваться, что пресмыкающийся червь выпрямился и снова стал человеком, вместо того чтобы поздравить его с исцелением, вместо того чтобы взволновать весь город, созвав его для прославления живаго и человеколюбивого Бога, – вместо всего этого они гневаются на человека за то, что он взял на плечи свою бедную постель и пошел в дом свой! Даже если бы в субботу у них на глазах мертвец поднялся из могилы, они не удивились бы его воскресению, но укорили бы его словами: ‟Почему ты в субботу такой пыльный?”.. Видите ли вы, как выродился род избранный? Видите ли, какие волчцы произросли на ниве, некогда породившей Моисея, Исаию и Давида? Видите ли, как благочестие людей израильских, некогда возвышенное, выродилось в субботническое шпионство? И как священническое служение Богу живому обратилось в полицейскую охрану идола богини Субботы?».
Но Господь, встречая исцеленного им расслабленного во второй раз, говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Господь здесь прямо говорит о том, что его физическая болезнь является следствием греха, совершенного этим человеком и прямо предупреждает бывшего расслабленного о том, чтобы он не грешил больше. Потому что одно дело согрешить по неведению, а другое дело согрешить уже после исповеди, после встречи с Самим Богом, Который тебя соделал целым, духовно и телесно здравым, а ты снова вернешься и будешь разбивать себя и уничтожать грехом. Одно дело первое – ты не знал Бога. Но совершенно другое дело второе. Ты познал Бога, но отвращаешься от Него и идешь грешить дальше. Между Господом и грехом ты выбираешь грех. За этим, конечно, следует гораздо больше наказание – адские муки, ибо такой человек уподобляется падшим духам-богоотступникам.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет об этом следующее: «Грех – причина всех скорбей человека и во времени и в вечности. Скорби составляют как бы естественное последствие, естественную принадлежность греха, подобно тому, как страдания, производимые телесными недугами, составляют неизбежную принадлежность этих недугов, свойственное им действие… Господь, давший завещание исцеленному расслабленному, чтоб он не впадал снова в те согрешения, за которые наказан болезнью, дал такое же завещание грешнице, которой Он простил грехи ее. Иди, – сказал Спаситель мира присужденной земными праведниками на побиение камнями, – и отселе ктому не согрешай (Ин. 8:11). Исцеление души и исцеление тела дается милосердым Господом при условии, при одинаковом условии. Грех жены был грех смертный; очевидно, что и грех расслабленного принадлежит к разряду грехов смертных. Эти-то грехи и призывают наиболее казнь Божию… Прощение греха и избавление от скорби, которою наказуемся за грех, даруется нам от Бога единственно при условии оставления греха, пагубного для нас, мерзостного пред Богом».
Нужно понять с Божьей помощью, что мы – каждый из нас – это тот же расслабленный. Человек расслабленный, изнеженный грехом. Часто нам кажется, что мы много трудимся, зарабатываем деньги, содержим семью и пр. Но когда придет время встать на молитву, утреннюю и вечернюю, не скажем ли мы эти страшные слова: «Ладно, потом?». Когда придет святой Ангел Хранитель возбудить в нас светлое чувство и желание исповедоваться и причаститься Тела и Крови Христовых, не скажем ли мы ему: «Сегодня некогда. Может быть, в следующий раз»?
Это воистину страшные слова. Как точно говорил святитель Феофан Затворник, в православной аскетике слова «завтра» нет. А иеромонах Серафим (Роуз) часто повторял: «Мы не понимаем, что и сегодня уже поздно».
Человек может бежать, может вести очень активную внешнюю жизнь, но внутренний его человек 38, 27, 40, 60 лет расслаблен, парализован и лежит едва живой. Почему? Потому что не нуждается в Боге. Вернее, нуждается, но только голос его заглушен тернием житейским да спешкой. Откуда все депрессии, откуда все уныния, нервные срывы, тревога и пр.? Из-за того, что человек не умеет разговаривать с Богом, не знает и не хочет учиться великому искусству разговора с собственной душой.
Гонка за материальными ценностями даст только еще более удушающую нервную гонку. Есть у человека «део ланос» захочется БМВ X6, есть эта машина, захочется «бентли» ручной сборки, есть «бентли», захочется «самолет». Все это будет, но покоя не будет. И смерть будет, как у всех. И Страшный суд за нею.
А что на Страшном суде? Ничего… Пролежал. Душа в параличе. Вот это будет действительно ужасно.
Почему именно в четвертую Неделю Триоди Цветной мы вспоминаем евангельскую историю о расслабленном. Синаксарь нам говорит: «Ныне же чудо это празднуется потому, что и оно в Пятидесятницу совершено, подобно бывшему с самарянкой и слепым. Ибо Фоме и мироносицам празднуем во удостоверение Христова восстания из мертвых, прочее же – до Вознесения, поскольку Он совершил это различным образом во время еврейской Пятидесятницы и потому еще, что об этом столь подробно вспоминает Иоанн». Потому что чудо исцеления расслабленного произошло именно в Пятидесятницу, т. е. в период Триоди Цветной.
Кроме того, он нам словно бы говорит о том, что Спаситель воплотился в человеческое естество, чтобы воскресить от греха человека. В Его Воскресении воскресаем и все мы. Расслабленный находился в неподвижном гробе своего тела. Бог его воскресил.
То же происходит и с нами. Если мы того захотим, Господь войдет в наши пять притворов – пять органов чувств, Он войдет в наше тело, чтобы спасти от парализующих оков греха нашего расслабленного – нашу душу. Он соделает и нас целыми.
Что от нас требуется только? Иметь нужду в Боге. Впустить Его в себя. Начать жить жизнью Церкви. И осознать, что великое счастье – это начать свой личный каждодневный ежесекундный путь ко Всевышнему. И в этом наше самое главное блаженство. На этом пути нас встретит Возлюбленный Господь и подарит нам долгожданное исцеление.
Иерей Андрей Чиженко
Расслабленный — это человек огромной выдержки и веры
Богословы делают акцент на том, какой потрясающей выдержкой обладал расслабленный. Ведь он не два и не три дня провёл в купели в ожидании чуда!
Библия сообщает, что 38 лет несчастный ждал чуда, пока не явился Спаситель!
38 лет
расслабленный провёл в купели, чтобы получить исцеление
Но его проблема состояла даже не столько в немощи, сколько в отсутствии у окружающих сострадания.
Так рассуждает Протоиерей Александр (Шаргунов):
«Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? — этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».
Александр (Шаргунов)
Протоиерей
Одна из купален, в которой могло происходить исцеление. Фото: icocnews.ru
Новости
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, ПОКРОЙ НАС ОТ ВСЯКОГО ЗЛА!
27.02.2022
Для Господа не все времена одинаковы: есть дни поста и есть дни праздников, есть времена милования и есть судные дни. Вот и наше время состоит из особых дней для нашей державы. Сегодня, в воскресенье 27 февраля 2022 года, в неделю, когда святая Церковь
48
Подробнее
Во Вселенскую родительскую субботу митрополит Сергий отслужил панихиду в Покровском соборе
26.02.2022
26 февраля, во Вселенскую родительскую мясопустную субботу, Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский, совершил панихиду в Покровском кафедральном соборе. Владыке сослужили ключарь собора протоиерей Максим Спиненко,
46
Подробнее
ВСТРЕЧА С БЛИЖНИМ: чему нужно научить детей
23.02.2022
В одном из учебников по подготовке к ЕГЭ, отличающемся своей основательностью, эпиграфом выставлены слова ректора МГУ В.А. Садовничего «Пять лет дается на то, чтобы сделать себя на всю жизнь. Потом такой возможности не будет». Можно
81
Подробнее
ВЕЛИКИЙ ПОСТ: подготовительные недели
22.02.2022
Задолго до начала самого Поста Цеpковь возвещает нам о нем и зовет нас встyпить в пpиготовительный пеpиод. Цеpквь имеет глyбокое психологическое пpозpение человеческой пpиpоды. Зная нашу недостаточнyю сосpедоточенность и yжасное «омиpщвление»
69
Подробнее
«Моя книжная полка» — о.Павел Флоренский «Детям моим»
20.02.2022
140 лет со дня рождения священника, ученого и писателя, человека с энциклопедическими познаниями во многих областях – о.Павла Флоренского. Он написал много книг, но его книга «Детям моим», дает нам увидеть портрет удивительного педагога и воспитателя.
60
Подробнее
В праздник иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», митрополит Сергий совершил Божественную литургию
19.02.2022
Божественную литургию в приделе иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Покровском кафедральном соборе совершил 18 февраля митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Владыке сослужили ключарь собора протоиерей Максим Спиненко, иерей
53
Подробнее
Священник Покровского собора провел экскурсию по храму для детей из детского дома
16.02.2022
Канун праздника Сретение Господне. Сорокадневного Младенца Иисуса Пресвятая Богородица по закону Божию приносит в Иерусалимский храм. Этот праздник так же символизирует встречу молодой души с Богом. Поэтому сегодня день православной молодежи. Иерей
52
Подробнее
В праздник Сретения Господня митрополит Сергий совершил Литургию в Покровском кафедральном соборе
16.02.2022
В праздник Сретения Господня, 15 февраля, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе. Владыке сослужили ключарь собора протоиерей Максим Спиненко, иерей Александр Микушин, иерей
57
Подробнее
Митрополит Сергий совершил вечернее богослужение накануне праздника Сретения Господня
14.02.2022
14 февраля, накануне праздника Сретения Господня, в Покровском кафедральном соборе было отслужено Всенощное бдение. Богослужение совершил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий в сослужении протоиерея Максима Спиненко, иерей Александра Микушина,
67
Подробнее
Митрополит Сергий совершил вечернее богослужение с чтением акафиста в Покровском соборе
14.02.2022
13 февраля митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий совершил вечернее богослужение с чтением акафиста святому мученику Трифону в Покровском кафедральном соборе в Барнауле. Его Высокопреосвященству сослужили ключарь Покровского
70
Подробнее
Всего в разделе: 415
Болезнь и прощение грехов могут быть тесно связаны
Ещё один важный момент — зависимость болезни от грехов.
Так бывает не всегда и не везде, но подобные ситуации встречаются. Доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф делится своими соображениями на эту тему:
«Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными — расслабленными прежде всего духовно».
Андрей Музольф
Доцент Киевской духовной академии
По православию, душа тоже может болеть, это состояние называется греховностью.
И далее Андрей Музольф объясняет, почему Христос сказал: «Прощаются тебе твои грехи»:
«Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: “Прощаются тебе грехи твои!” Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия».
Андрей Музольф
Доцент Киевской духовной академии
Важно понять мысль: не исцеление недуга зависит от праведной жизни, а его полное здоровье. То есть человек, даже если с ним в физическом плане всё хорошо, никогда не сможет быть здоров, пока у него есть проблемы в духовной сфере.
Только гармонично развитое живое существо полностью здорово.
Неделя шестая по Пятидесятнице
Верующаго поучать вере, не значит ли учить ученаго, и не излишний ли это труд? Так может показаться при поверхностном сличении слов: но не так при основательном разсмотрении дела. И ученому нужно возобновлять приобретенныя познания, и приобретать новыя, одним словом, учиться: ибо иначе надлежит опасаться, что и познанное потемнено будет забвением, и, остановясь, он отстанет от науки, которая непрестанно идет вперед. Подобным образом, или, еще и более, нужно верующему непрестанно поучаться вере, и умозрительно, и деятельно
: ибо иначе надлежит опасаться, чтобы и засветившийся в сердце свет веры, без благоразумнаго наблюдения и поддержания, не погас, подобно светильникам известных в притче дев юродивых.
«Правда Божия»
в благовествовании Христовом «является от веры в веру», как изъясняется Апостол (Римл. I. 17). То есть: в учении Христианском открывается путь к праведности и святости, даруемой от Бога, посредством веры, восходящей со степени на степень, от совершенства к совершенству,
всегда полагающей себе новыя восхождения
, всегда простирающейся в предняя; потому что она стремится к безконечному.
Посему прилично нам, Христиане, каждый раз, когда слышим какое слово писания о вере, «испытывать», по повелению Господню, сие «писание» (Иоан. V. 39), и изыскивать, какое преподается в нем учение и руководство собственно для нашей веры.
Ныне в Евангелии мы слышали во многих отношениях поучительное повествование, как разслабленный принесен был к Господу Иисусу на одре, и получил от Него прощение грехов, и исцеление от болезни. При сем некоторые книжники, люди мнимо ученые, но в самом деле ослепленные гордостию книжнаго звания, услышав возвещаемое Иисусом отпущение грехов, мысленно приняли сие за Богохуление: и таким суждением сами впали в преступление, которое хотели осудить, порицая Богохулением Того, Который Сам есть Бог: поразительный пример, до чего может довести склонность к пересудам!
Но сие оскорбление Божескаго достоинства Спасителя нашего подало Ему причину явить Свое Божественное всеведение: потому что на сокровенныя, сердечныя помышления книжников Он тотчас дал ответ. Мнением книжников, что грехи может прощать один Бог, Он воспользовался для преподания глубокаго учения, что, так называемое,
физическое зло, то есть, страдание, болезнь, тление, зависит от нравственнаго зла
, то есть, греха, как последствие, с ним родившееся и с ним уничтожающееся; почему то же Божественное действие, которое, простираясь на душу, выражается словами: «отпущаются ти греси», простираясь и на тело разслабленнаго, здесь выражается словами: «востани и ходи» (Мф.9:2, 5), то есть, будь исцелен. Действительным исцелением разслабленнаго Иисус оправдал сие учение, доказал Свою Божескую власть прощать грехи, и показал в Себе истиннаго Сына Божия. Происшествие кончилось тем, что простой народ, следуя здравому смыслу и не предубежденной совести, принял чудо с лучшими чувствованиями, нежели книжники, и прославил Бога. Как бы мимоходом, среди сего повествования, встречается имя веры: «и видев Иисус веру их, peче разслабленному: дерзай, чадо, oтпyщаются ти греси твои» (Мф.9:2). Но при внимательном разсмотрении, открываются здесь относительно веры важныя и назидательныя истины.
Первая истина:
вера благотворно действует на человека грешника, для получения прощения во грехах. Ибо Евангелист не напрасно замечает, что Господь произнес отпущение грехов, «видев веру». Видно, Господь действовал не просто по Своему изволению, не потому только, что имел болящаго пред глазами, даже не потому, что сострадал бедствующему, хотя и сиe свойственно Источнику милосердия, но
потому, что увидел веру
. Видно, что если бы не была усмотрена вера, не последовало бы и отпущения грехов.
Один Бог действительно дает прощение грехов: одна вера приемлет оное
.
Другая истина:
вера благотворно действует на человека бедствующаго, к его избавлению от бедствия. Возвещая разслабленному отпущение грехов, Господь не сие одно имел в намерении, но вместе с сим, его исцеление от болезни. В Божественном определении: «отпущаются ти греси», уже заключалось и другое: «востани и ходи». Только лукавыя помышления книжников потребовали, чтобы последнее произнесено было вновь, выразительно и отдельно. Следственно и к исцелению приступил Господь, «видев веру». Если бы не было веры: то не последовало бы чудеснаго исцеления, как сие ясно заметил Евангелист в другом случае: «и не сотвори ту сил многих, за неверство их» (Матф. XIII. 58). Господь, по милосердию Своему, дарует
благодатныя и чудесныя исцеления
, и другия творит избавления от бед; и без сомнения за Его милосердием дело не станет:
надобно при том, чтобы не стало дело за нашею верою
.
Третия истина:
вера одного человека может благотворно действовать в пользу другаго. Евангельское повествование говорит: «видев Иисус веру иx, рече разслабленному». Из сего видно, что не вера самого разслабленнаго, или по крайней мере, не одна его вера привлекла ему прощение грехов и исцеление; но
помогла ему вера некоторых других людей
: «видев Иисус веру их». Кто были сии необыкновенные помощники, узнаем от Евангелиста Марка, который, повествуя о исцелении разслабленнаго, согласно с Матфеем в существе дела, присовокупляет некоторыя подробности. Он сказывает, что разслабленнаго несли на одре четыре человека; что, по тесноте от множества народа, они не могли внести его в дом, в котором Господь находился; что, не уступая сему препятствию, они разобрали кровлю или потолок дома, и опустили одр с больным в храмину, на пространство, которое между Господом и собравшимся к Нему народом оставлено было благоговением сего народа. Их-то веру Господь увидел, и по их вере, или, по крайней мере, при содействии веры их вере разслабленнаго, и грехи разслабленному простил, и от недуга исцелил его.
Здесь, братия, не не любопытно было бы мне, если бы то возможно было, «видеть помышления» (Мф.9:4) ваши. «Чудитесь»> ли вы простодушно, подобно лучшим из древних Иудеев, «и прославляете ли Бога», «давшаго власть таковую человеком» (Мф. 9:8), что они верою своею могут привлекать благодатную и чудодейственную силу Божию не только самим себе, но и другим, у которых не достает собственной подобной веры, или, подобно древним книжникам, и между вами, некоторые «помышляют в сердцах своих, что сей тако глаголет» (Мк. 2:6-7)? Один верует, и другой исцеляется: какая тут сообразность? Один верует, и другой разрешается от грехов: какая тут правда?
Не знаю, входят ли в сердца ваши подобныя помышления: но поелику они ходят между людьми, и возмущают иногда и тех, которые не желали бы «мыслити лукавая в сердцах своих» (Мф. 9:4): то что скажем мы в ответ духу сомнений и совопрошений? – Не будет ни грубо, ни обидно, если мы скажем ему то, что сказал Господь Апостолу Петру, когда он возстал с возражением против одной из таин веры: «иди за мною сатано: яко не мыслиши, яже суть Божия, но яже человеческа» (Мк. 8:33). Ты мыслишь о правде человеческой, и не понимаешь правды Божией; думаешь о сообразностях естественных, вещественных, но и сих часто не понимаешь и удивляешься, встречая их там, где не ожидал, и не находя там, где предполагал; и удивительно ли, что сообразностей духовных, общений благодатных, не постигаешь без благодатнаго опыта? Дух выше плоти; благодать выше природы; вера выше разума: посему не удивительно, что
для плоти не понятно, как действует дух
; для природы не понятно, как действует благодать; для разума не понятно, как действует вера.
Впрочем из самаго прещения Господня на «не мыслящих, яже суть Божия», можно приметить, что есть некоторая возможность мыслить, яже суть Божия
: потому что не справедливо было бы осуждать за то, что не сделано невозможнаго. И если можно, по Апостолу, «верою разумевать» (Евр. 11:3): то можно несколько разумевать и самую веру и ея спасительныя действия, и удостовериться, что в них нет ни неправды, ни несообразностей. Одна строгая правда не позволила бы ни в каком случае простить грехи; для сего нужна помощь милосердия; а милосердие не требует заслуги, которой бы воздано было по правде, но только готовности принять подаваемую благодать.
Душа без веры есть сосуд запертый для благодати, а душа верующая – открытый.
Вера открывает душу для принятия благодати. Чтобы увериться в сем действии веры Божией,
посмотрим на действие веры человеческой
.
В сношении с человеком, к которому не имеем ни доверенности, ни преданности
, не примечаем ли, что душа наша заперта для него; что его на нас действие скользит, так сказать, по поверхности нашего сердца, не проникая внутрь его; что разсуждения его нас не убеждают, и чувствования не трогают, хотя оне и не без силы?
Напротив, кому мы доверяем и преданы
: того и легкая мысль, и простое слово, преклоняет наш ум, проникает сердце, движет душу; и такое общение душ бывает иногда столь тесным, что мы находим для него приличным наименование
единства
.
Примените сие дольнее к горнему
, сие земное к небесному, сие человеческое к Божественному, и вы отчасти возможете уразуметь,
как вера отверзает душу для принятия благодати
, а также и то, как одна душа, привлекшая благодать верою чрез искреннее общение с другою душею, может и ей впечатлевать действие веры, и облегчать приятие благодати. Так души носителей Евангельскаго разслабленнаго c одной стороны верою стремились ко Христу, с другой человеколюбием и состраданием прилеплялись к душе разслабленнаго: «и видел Иисус веру их», и ток благодати пролился от Него чрез их души на душу и на тело разслабленнаго.
О если бы, братия, сии размышления о благотворном и могущественном действии веры, сколько нибудь помогли нам, чтобы наша вера не была ни безсильнее, ни бездейственнее веры сих неизвестных жителей не славившагося верою Капернаума, которые, принесши ко Господу разслабленнаго, из сокровищ благодати Его вдруг извлекли несколько чудес, и весь народ подвигли к прославлению Бога! Благо было бы сие для нас во всякое время, во всякой скорби от належащаго, во всяком страхе от угрожающаго зла, при всяком непорочном желании потребнаго и истиннаго блага. Ко Господу взывающая скорбь, и к Нему взирающее желание, само собою обращалось бы в молитву веры; и вера приводила бы исполнение молитвы. Ибо верно Господне обещание: «вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимете» (Матф. 21:22).
Аминь.
Руины купели найдены, но плохо изучены
Ту самую купель обнаружили доминиканцы. Однако они имели недостаточно археологического опыта, так что раскопки совершали со множеством ошибок.
По традиции считают, что Овчея купель — это руины у Ворот святого Стефана в северо-восточном углу Иерусалимской стены.
Руины Овчей купели. Фото: pilgrimcenter.ru
Доказательство этому надпись II века: «Помпея Луцилия вложила», что сообщает о ещё одном здешнем чуде исцеления.
Это здание изучено недостаточно, нельзя даже точно сказать, когда именно сооружены купели. Но, скорее всего, за несколько сот лет до нашей эры. Изначально здесь вполне могло располагаться языческое святилище.
Расслабленный — это душа человека, а болезнь — его грехи
Православная церковь каждую четвёртая Неделю по Пасхе празднует Неделю о расслабленном.
Это событие — не победа одного человека над болезнью, а указание на то, что вера способна исцелить каждого. Богослужебные тексты сравнивают с расслабленным душу всякого человека, а причиной его болезней называют грехи.
История про расслабленного — это урок веры для каждого человека.
Исцеление дарит Сам Иисус Христос. Причём это не чудо по расписанию, как бывало в купели прежде. Теперь каждый человек имеет возможность обратиться к Высшим силам с просьбой о помощи в возвращении своей духовной природы.
Для праздника существуют следующие тексты:
Икос
глас 3
Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»
Кондак
Руки Своей горстью держащий мира концы, Иисусе, Боже, как и Отец безначальный, и вместе с Духом Святым над всем владычествующий, Ты во плоти явился, недуги исцеляя; и страсти отогнал; слепым дал видеть свет, и расслабленного словом божественным восставил, внезапно повелев ему ходить и ложе, носившее его, поднять на плечи. Потому мы все с ним воспеваем и взываем: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Таинства Церкви. Неделя о расслабленном. Что такое расслабление и кто такой расслабленный
Аудио |
Беседа с настоятелем храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы иеромонахом Клавдианом (Сафоновым). – Батюшка, очень интересную тему мы наметили для беседы. Собственно, нам ее подсказал церковный календарь: четвертое воскресенье по Пасхе – Неделя о расслабленном. Тема интересна еще и тем, что предыдущую программу мы с Вами посвятили строительству храма при больнице № 64, что напрямую связано и с расслабленным, и со здоровьем. Давайте порассуждаем на тему, что такое вообще расслабление и кто такой расслабленный, только ли физические немощи здесь имеются в виду.
– Евангельский расслабленный – это не просто образ, это историческое событие, когда Господь исцеляет расслабленного, которого принесли его друзья, родственники и поспособствовали тому, чтобы он оказался перед глазами Спасителя. Конечно, Господь, как сама Любовь, не может пройти мимо страдания человека. Когда Он жил на земле в человеческом обществе, то, безусловно, оказывал величайшую любовь и милосердие каждому, кто нуждался в этом, даже тем людям, которые, может быть, этого не заслуживают. Хотя каждый человек заслуживает спасения и исправления, исцеления. И Господь исцелял людей не для того, чтобы просто продемонстрировать Свое могущество, не для того, чтобы удивить кого-то, и даже не для того, чтобы продолжалась жизнь этого человека на земле. Потому что земля – это только преддверие Неба. Прежде всего чудесные случаи исцеления были либо результатом добродетельной жизни этих людей, заслуживших это, или это было некое подспорье к тому, чтобы человек обрел истину, чтобы на нем совершилась сила Божия – сила Божия в немощи совершается. И окружающие люди, видя чудо, тоже прозревали духовно, понимая, Кто перед ними, открывались другие смыслы, другие перспективы.
Конечно, те, кого Господь воскресил в евангельской истории, тоже перешли через порог смерти и сейчас находятся в преддверии всеобщего воскресения. Но этот случай с расслабленным особо удивительный, потому что этот человек не мог ничего сказать: он лежал в полном расслаблении. И люди, которые его принесли, видимо, помнили его доброту.
– Потому что это удивительный случай – друзья его принесли.
– Да, потому что в нашем обществе сейчас получается так, что даже родные состарившиеся люди никому не нужны, не нужны родственникам, не нужны детям, не нужны внукам. Порой старые люди становятся обузой. И это бывает, может быть, даже не по причине того, что окружающие их такие бессердечные люди, не имеют любви, а возможно, они сами не дарили раньше любовь близким, в них было мало усилия к тому, чтобы послужить другим людям. Ведь вообще служение, жертвенность очень запоминаются.
Поэтому евангельский расслабленный, который был принесен своими друзьями, видимо, был очень хорошим человеком, раз люди так постарались, что раскрыли кровлю дома.
– Да, это же усилие нужно было приложить.
– Приложить усилие, чтобы забраться и потом спустить этого человека.
– То есть это притча еще и о нас.
– Это не притча, это евангельская история. А есть еще одна история о том, как расслабленный тридцать восемь лет лежал рядом с Овчей купелью, куда один раз в году сходил Ангел, возмущая воду, и не находилось человека, который бы этого расслабленного человека погрузил в купель. Представляете, какая разница между одним расслабленным и другим! Почти сорок лет на его глазах каждый год происходили исцеления, и он не имел ни одного человека, кто бы его погрузил в купель.
– Никто не пожалел.
– Только Христос, придя, пожалел его и сказал: «И больше не греши». Потому что болезнь бывает напрямую связана с нашей духовной жизнью, и вообще с жизнью: нравственной, моральной. Связь неразрывная
– Действительно, мы встречаем в Евангелии очень много случаев исцеления. Поэтому в предыдущей программе мы говорили, что профессия врача – особая, от Бога: Господь лечил, и врачи призваны к лечению, исцелению тела. И сейчас есть чудеса исцеления, мы о них знаем. Но сейчас, мне кажется, народ все время требует какого-то постоянного чуда, чуда, чуда… Как Вы думаете, нет ли тут риска для нас, православных, скатиться в некое язычество и превратить свою веру православную исключительно в веру в чудеса? Как у язычников: пришли, помолились истукану – чудо произошло. Нет ли тут риска? Не перейдем ли мы границу понимания, что такое чудо и что такое вера?
– Мне кажется, здесь не должно быть крайностей. В духовной жизни вообще не должно быть крайностей.
– Как уберечь себя от этих крайностей?
– Чудо – это сверхъестественное событие, которое связано с особым Божиим Промыслом, и мы не можем от него отказываться, не признавать, не видеть его. Тогда Господь не употреблял бы чудо как средство к тому, чтобы раскрыть человеку истину, подвигнуть к ее познанию. Другое дело, что цель жизни человека – это все-таки не просто чудеса, не исполнение желаний и каких-то твоих надежд, но это исполнение воли Божией. И воля Божия проявляется в чудесных событиях, когда Господь вмешивается в нашу жизнь, как-то вразумляет, дает возможность исправить свой путь. Поэтому чудеса нужны. Другое дело, что люди не должны стремиться к чуду ради чуда, ради того, чтобы Господь во что бы то ни стало исполнил то или иное наше желание, так как это может быть причиной того, что чуда не приходит. Хотя Господь говорит: Просите, и дастся вам…
– …ищите, и обрящете; стучите, и отворят вам.
– По вере вашей да будет вам. Возможно, что некоторые люди злоупотребляют возможностью обратиться к Богу, и, бывает, просят не то, что им полезно. И Господь не исполняет их молитвы, потому что знает наперед, что полезнее душе этого человека для спасения, для его духовного благополучия. Если Господь видит, что потребность действительно необходимая и не повредит человеку в дальнейшем, то исполняет прошение. А если Он медлит в исполнении, значит, воля Божия именно в том, чтобы оградить человека от того, что он желает.
Поэтому чудо – это явление, которое должно быть, и оно присутствует в нашей духовной жизни. Понятно, что мы, как грешные люди, не должны думать, что достойны того или иного вмешательства. Мы и так должны быть благодарны Богу за то, что Он сделал, – Он пострадал и умер за нас, Он дал нам возможность войти в рай, открыл нам путь, по которому мы можем дойти до Неба. А каков этот путь, что он будет приносить в нашу жизнь, скорбь или радость, еще не определено, каждому своя мера, свой крест, как мы говорим. Поэтому чудеса могут быть особым способом вразумления и поддержки со стороны Бога на этом пути. Но зацикливаться, ждать, выпрашивать какого-то чуда – неправильно, потому что это свидетельствует о том, что мы не доверяем Богу и хотим что-то по-своему выстроить в решении той или иной задачи, которую Господь ставит в нашей жизни.
– Спасибо, очень интересно. Отец Клавдиан, иногда я рассуждаю вот о чем. Чудеса действительно происходят, слава Богу, в том числе и по молитвам к святым. Просто иногда мне кажется, что люди забывают Бога и вместо Бога у них святой. Если мы возьмем очередь к Матроне Московской, люди там стоят исключительно за чудом: «У меня что-то болит, и я хочу…» И когда люди просят, они забывают о том, что все чудеса происходят по молитвам к Господу, что, слыша святых, творит чудеса Господь. Это не какие-то наши жалкие потуги, а молитвы святых, которые угодили Богу в этой жизни.
– Конечно, путать нельзя. Святые – это сосуды благодати Божией, люди, которые угодили Господу и стали сродными Ему по духу. Они удостоились стяжания благодати Святого Духа, и эта благодать действует и через их изображения – иконы, и через почитание их мощей. Конечно, мы почитаем не сами мощи как таковые (останки, кости человека), мы почитаем благодать Святого Духа, которая обитала в этом человеке еще при жизни. Поэтому иерархия, конечно, должна быть выстроена правильно, мы не должны делать какую-то подмену.
С другой стороны, мы должны быть крайне осторожны в своих оценках. Потому что людям, которые приходят к блаженной Матронушке по разным нуждам, открывается другая перспектива: они понимают, что должно произойти чудо, чтобы изменилась их жизнь. Они уже не видят никаких возможностей исправить ту или иную ситуацию и обращаются к Богу или к святым, которые засвидетельствовали своей святостью силу ходатайства перед Богом. Поэтому на первых этапах духовной жизни у людей и бывает, может быть, какая-то небольшая подмена того или иного понимания, где действует Бог, в чем заключается миссия святых, которые нам помогают. Пусть на первом этапе так будет, но потом человек вступает на другую ступеньку, и уже, как и мы, рассуждает о том, что можно молиться перед мощами Матронушки, приехать к ней поплакаться, приложиться, попросить ее молитв и благословения, а можно делать это на расстоянии многих тысяч километров и, стоя перед иконой Матронушки и так же общаясь с ней, испрашивать такую же благодать.
Другое дело – усердие людей, которые бросили свои житейские дела, проблемы, можно сказать, проснулись от той духовной спячки, когда нет никаких чувств и окаменелое сердце не дает возможности с умилением обратиться к Богу. Происходит в жизни какое-то событие, трагическое либо радостное, и человек вдруг бросает все дела и идет или едет в монастырь именно к Матронушке, потому что образ этой святой у него сейчас перед глазами.
Конечно, мы не можем охватить всю палитру святости святых угодников, которых Церковь имеет в своем арсенале как свидетелей веры, добродетельной жизни и ходатаев. И бывает, что тот или иной святой особо дорог нам, и через познание его мы приходим к познанию Бога. Обращаясь к святым, интересуясь их жизнью, мы вдруг понимаем, что этот святой (святая) был Божьим человеком. А почему святая, блаженная Матрона была Божьим человеком? Потому что она вела вот такую праведную жизнь. А какие у нее были немощи? Она была слепой и, несмотря на такую болезнь, ущербность, была Божьим человеком, проявляла любовь к людям, была великой молитвенницей, не спала, и Господь давал ей некий дар прозорливости и помощи ближним.
Кстати, Вы заговорили о блаженной Матронушке, и я вспомнил, что моя прабабушка ходила к ней за семейным советом.
– То есть она ее лично знала?
– Она ходила к ней за советом. В архиве нашей семьи, в дневниках моего дедушки сохранилось, что его мама ходила к блаженной Матронушке. Поэтому для меня дорог образ этой святой, нашей современницы.
Мне кажется, если какого-то святого почитают больше, а какого-то меньше, то святые на нас не обижаются: они стяжали такую глубокую и всеобъемлющую любовь и они сострадают нам. Наверное, они только радуются, что люди прилагают такие огромные усилия, чтобы прийти к их мощам. Конечно, святые себя не рекламировали в этой жизни, они считали себя землей, пеплом, считали себя великими грешниками. Некоторые святые даже заповедовали вообще даже не хоронить себя, а бросить в лесу, чтобы их съели птицы или звери.
– Совсем недавно я снимала фильм о Введенском Владычном монастыре, первым настоятелем которого был – тогда это был мужской монастырь – ученик святителя Алексия преподобный Варлаам Серпуховской. Он завещал похоронить себя на церковной паперти, чтобы люди попирали его ногами. Это просто поразительно!
И когда входишь в Малый собор Донского монастыря, всегда испытываешь некую неловкость, понимая, что идешь просто по могилам, попираешь их ногами. Когда мало народа, я всегда стараюсь найти обходные пути – мне, правда, бывает очень неловко. Но когда идет служба, много народу, уже никуда не денешься, стоишь и думаешь: «Как же так? Стою на могиле, попираю человека. Если он похоронен здесь, в храме, какой же, значит, был хороший человек, сколько сделал для Церкви, для людей…»
– Какое смирение!
– Да. Это просто не укладывается в сознании нынешнего человека.
– То есть святые не искали почести, они себя не рекламировали, они прятались от мира. А мир шел за ними. И благодаря этой связи, благодаря этой жизни святых мы узнаем об их богоугодной жизни.
Мы говорим о расслаблении, наша духовная расслабленность как раз заключается в том, что мы теряем силы к созиданию. Как говорил преподобный Серафим Саровский, нет решимости к добродетельной жизни, благочестию, к преодолению своей греховной природы. Нет решимости, нет горения к Богу, нет страха Божия, только окаменелость, непонимание – мы не видим действия Бога вокруг нас и в нас. Поэтому человек встречается с определенными проблемами и начинает обретать силу путем приобщения к изучению святых: как они страдали, что пережили в своей жизни, как они достигли той силы, которая помогала им преодолевать эти невзгоды, как они обратились к Богу, как молились.
– И как благодарили за все.
– Потому что Церковь бережно сохраняет все, что осталось от святых: и молитвы, ими составленные, и духовные наставления, аскетические или богословские. Поэтому это целая цепочка, целая школа благочестия, которая приводит прежде всего к богопознанию, к единству с Богом, обожению через примеры обожения и святости других, через приобщение к их благодати. Потому что святость – это именно стяжание благодати Святого Духа, приобщение к этой энергии, очищение себя, изменение своей природы, но не собственными силами, а путем богообщения, приобщения к Богу.
Поэтому расслабление переходит в силу – Господь дает возможность постепенно, постепенно менять свою жизнь, исправляться, тренировать волю, обретать силу воли. Вот сейчас был пост. Для чего он был? Для того чтобы выплакаться и признать, что все мы действительно такие плохие? Наоборот, он был для того, чтобы увидеть свет, увидеть в себе изъяны и пытаться делать новые шаги к тому, чтобы после поста с такой же решимостью воздерживаться от всякого греха. Как мы умеем воздерживаться в той или иной мере от пищи, так и обладаем способностью и силами отстраняться от греха, иметь страх Божий; может быть, имеем намерение послужить друг другу еще больше, забывая себя, жертвуя собой по отношению к ближним, к Богу; каждый – в свою меру. Поэтому пост – это такая тренировка, упражнение в благочестии.
Сейчас радостные дни, мы разговелись, мы выплескивали эту радость, ходили крестным ходом. Мы не могли замкнуться в самих себе – делились этой радостью со всей природой, которая сейчас уже начинает у нас цвести. И мы теперь начинаем снова постепенно углубляться в свою внутреннюю немощь, понимая, что даже радость, которую мы получаем от пасхальных дней, нужно удержать, нужно быть способными радоваться искренне, а для этого нужен труд. Любая радость просто так не дается. Кажется, что радоваться – это просто, но это непросто, нужно постепенно прийти к этому.
Поэтому сейчас начинаются более аскетичные, серьезные Недели – мы начинаем рассуждать о своей природе, о том, что без Бога мы ничего не можем, даже сохранить радость не можем без Бога. Хочется, чтобы мы росли дальше, шли из первого класса во второй, и мы начинаем подниматься к следующей седмице, затем – к следующей… До этого была седмица жен-мироносиц, прежде всего как пример верности и веры, уверенности в том, что Господь рядом. Жены-мироносицы – пример апостолам, их называли «апостолы апостолов», потому что они сохранили нить доверия Спасителю. Хотя, может быть, в своем человеческом рассуждении они ошибались, потому что пришли ко гробу с ароматами. Ведь Господь говорил: «Я воскресну», но они забыли об этом. Жены-мироносицы шли на гроб, не взяв с собой никого из мужчин, чтобы отодвинуть камень от гроба, они даже не подумали об этом. Они взяли все, что нужно по иудейскому закону, пытаясь дополнить обряд, который не успели сделать в пятницу, когда погребали Спасителя. И Господь дал им чудо – Ангел Господень явился к ним и рассказал о том событии вселенского масштаба, о котором говорил Христос.
– Вы начали говорить о том, что люди пожилые или лежащие в немощи независимо от возраста часто бывают не нужны близким. Бывают горестные размышления о том, что, к сожалению, в России много детских домов, много домов престарелых, чего, по счастью, нет на Кавказе. Иногда нам говорят: вот, посмотрите, вы православные христиане, а они мусульмане, но у них нет такого. У них если ребенок останется сиротой, его обязательно возьмут ближайшие родственники, да и не ближайшие. Если кто-то отдаст ребенка в детский дом, такой человек, наверное, просто из села потом уедет.
Согласна, что, может быть, эти люди в жизни и не любили. Но мы-то, христиане, должны проявлять милосердие. Как же нам этого достичь? Как нам подняться до понимания, что нельзя воздавать злом за зло?
– Надо упражняться в любви. Будь верен в малом, будешь верен во многом. Если ты в своей жизни побеждаешь в мелочах, стараешься поступать по совести, исполнять заповеди Божии о почитании отца и матери, о детях, про которых Христос говорил, что таковых есть Царствие Небесное, то постепенно обучаешься отношению порядочному, уважительному, жертвенному. Конечно, если ты имеешь эгоистичные настроения души и привык, что ты являешься центром жизни своей и чужой, то, конечно, забываешь о том, что твои родители служили тебе, когда родили тебя.
– И какие бы они ни были, может быть, плохие, с нашей точки зрения.
– Когда родители уже приходят в немощь, мы обязаны им послужить в ответ, в благодарность. Или мы не ценим своих родителей и их труд.
– Мы потеряли какие-то свои русские корни, потому что представить себе, чтобы в православной России кто-то выгнал отца, мать или сироту, невозможно. Сирот всегда брали в дом, мы читаем об этом в сказках, в книжках. То есть надо нащупать свои корни и снова к ним возвращаться.
– Надо брать примеры с существующих культур и народностей, которые поддерживают традиционные семейные ценности. Патриархальность в семье – это прекрасно, и это особенно показательно и замечательно на Кавказе. У нас секулярное общество, и, видимо, сейчас совершенно разные культуры, перемешались все понятия. Может быть, даже дома престарелых являются некой вынужденной мерой, для того чтобы оказать медицинскую помощь брошенным людям.
Но мы, конечно, должны стремиться к тому, чтобы проявлять высочайшую культуру, и прежде всего не терять любви к людям, к нашим родным, не допускать, чтобы наши родители и близкие, те, кто когда-то знал нас маленькими, вложил в нас что-то, оставались одинокими. Даже если нам кажется, что эти люди не заслужили того или иного снисхождения, как христиане мы должны проявить любовь. Мы должны быть способны творить добро не как язычники – делать добро делающим добро, как говорил Господь, а быть гораздо способнее, сильнее и все-таки созидать. Потому что для спасения души мало быть просто фарисеем, который все отсчитывает по закону: ты – мне, я – тебе. Мы должны уметь служить, жертвовать собой.
Автор и ведущая программы Любовь Акелина
Записала Нина Кирсанова