ПСАЛТЫРЬ, Псалом 44 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.


Псалом 44

В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум, песнь о возлюбленнем

К исполнению. О тех, кто переменится. Сынов Кореевых, в научение. Песнь о Возлюбленном.

1 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца. 1 Излило сердце моё слово благое, я изрекаю дела мои Царю; язык мой – трость книжника-скорописца.
2 Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови Тя Бог во век. 2 Цветущий красотою среди сынов человеческих! Излилась благодать из уст Твоих, поэтому благословил Тебя Бог навек.
3 Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. 3 Опояшься мечом Твоим при бедре Твоём, Сильный,
4 Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. 4 в совершенстве Твоём и красоте Твоей, и укрепись, и процветай, и царствуй ради истины, и кротости, и правды, и поведёт Тебя дивно десница Твоя!
5 Стрелы Твоя изощрены, Сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг царевых. 5 Стрелы Твои заострены, Сильный, – народы пред Тобою падут, – они – в сердце врагов Царя.
6 Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. 6 Престол Твой, Боже, во век века, жезл правоты – жезл Царства Твоего.
7 Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих. 7 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, поэтому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более сотоварищей Твоих.
8 Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. 8 Смирна, и бальзам, и кассия – от одежд Твоих, от чертогов слоновой кости, из которых веселят Тебя.
9 Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. 9 Дочери царей в почёте у Тебя, предстала Царица справа от Тебя, в одежду златотканную облачённая, изукрашенная.
10 Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. 10 Услышь, Дочь, и посмотри, и склони ухо Твоё, и забудь народ Твой и дом отца Твоего,
11 И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему. 11 ибо возжелает Царь красоты Твоей, ибо Он – Господь Твой. И Ты поклонишься Ему,
12 И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии. 12 и дочь Тира с дарами; лицо Твоё будут умолять богатые из народа.
13 Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. 13 Вся слава Дочери Царя внутри; золотою бахромой Она облачена и изукрашена.
14 Приведутся Царю девы в след ея, искренния ея приведутся Тебе. 14 Приведутся к Царю девы вслед за Ней, подруг Её приведут к Тебе,
15 Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. 15 приведут в веселии и радости, введут во храм Царя.
16 Вместо отец Твоих быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли. 16 Вместо отцов Твоих стали сыновья Твои, Ты поставишь их князьями по всей земле.
17 Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века. 17 Памятным сделаю имя Твоё во всяком роде и роде, потому народы прославят Тебя вовек и во век века.

Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви: язык мой трость книжника скорописца. Красен добротою паче сынов человеческих, излияся благодать во устнах Твоих, сего ради благослови тя Бог во век. Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне. Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя. Стрелы Твоя изощрены, сильне, людие под Тобою падут в сердцы враг царевых. Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл Царствия Твоего. Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие, сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости, паче причастник Твоих. Смирна и стакти и кассиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых, из нихже возвеселиша Тя. Дщери царей в чести Твоей, предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. И возжелает Царь доброты Твоея: зане Той есть Господь Твой и поклонишися Ему. И дщи Тирова с дары, лицу Твоему помолятся богатии людстии. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев. Вместо отец твоих быша сынове твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде. Сего ради людие исповедятся Тебе в век и во век века.

Читаем Псалтирь. Псалом 44

Аудио

Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, продолжим говорить о Псалтири – прочитаем 44-й псалом.
Он начинается с таких слов: «В конец, о изменяемых сыном Кореовым, в разум. Песнь о возлюбленнем». Самые глубокие слова в этом надписании говорят: «в конец». В конец – это то, что случится в последние времена, это Пришествие нашего Божественного Спасителя на землю. В этом псалме псалмопевец Давид говорит о Христе. Об этом свидетельствует надписание «о возлюбленнем». «Сей есть Сын Мой возлюбленный», – говорит Господь, когда свидетельствует о пришествии Христа Спасителя для совершения Его земного служения. А изменяемые – это, конечно, христиане, которые родились от воды и Духа и преобразились в таинстве Крещения.

Псалмопевец Давид начинает этот псалом такими словами: «Отгрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя цареви». «Отгрыгну сердце мое слово благо». Здесь Псалмопевец говорит: «Сейчас я буду говорить вам о Господе нашем Иисусе Христе, о Божественном Спасителе, Который пришел в этот мир. И не просто буду говорить, а так, как будет это исходить из сердца моего». Некоторые толкователи отмечают, что здесь не только то, что скажет нам, пророчествуя о Христе, псалмопевец Давид, но и Сам Отец будет обращаться к нам со словами о Своем Сыне. «Глаголю аз дела моя цареви». То есть «буду говорить о делах, которые Господь будет совершать на этой земле».

«Язык мой трость книжника скорописца». Псалмопевец сравнивает язык свой с тростью книжника скорописца. В чем здесь тайна? Книжник-скорописец пишет тростью, но трость, конечно же, не сама по себе пишет письмена, ею управляет рука. И если он язык свой сравнивает с тростью, то тем самым говорит: не я скажу то, что мне пришло на ум и на сердце, а через меня будет говорить Дух Святой. То есть трость скорописца – это не простая трость в простой руке, но именно в руке скорописца, который очень быстро пишет. И если человек пишет что-то по своей человеческой премудрости, поверяет каждое слово, сравнивает его с красотой и пониманием этого мира, то скорописец пишет то, что ему говорят, не думает, но быстро отображает на бумаге то, что он слышит. И вот здесь именно такую глубину показывает Псалмопевец: «То, что вы сейчас услышите, – это не простые, но пророческие слова о Христе Спасителе, то, что сейчас об этом открывает Дух Святой».

Священное Писание Ветхого Завета преисполнено различными пророчествами о Пришествии Христа Спасителя на землю, чтобы узнали Его, не прошли мимо великого события, которое Господь свершает для всего человечества и которое должно было перевернуть (и перевернуло) мир и сознание, чтобы человечество смогло воспринять Христа Спасителя и через Него войти в Царствие Небесное.

«Красен добротою паче сынов человеческих» – выше всех сынов человеческих. Почему Он красен, почему Он обладает такою полнотою добродетели, какой ни один из сынов человеческих не обладал и не может обладать? Он – Богочеловек, Сам Бог, приняв плоть человеческую, ставший равным человеку, но не имеющий греха человеческого.

«Излияси благодать во устнах Твоих: сего ради благослови Тя Бог во век. Излияси благодать во устнах Твоих». Каждое слово Господа ценно и высоко, ведь Господь устами Своими возвещал благодать. Он палил грех человеческий, Он открывал через уста Свои сердца людей к восприятию Божественной истины. «Сего ради (и именно за это) благослови Тя Бог во век». Господь показал силу доброты, силу величия, силу красоты Неба и то великое милосердие, которое мы видим, когда читаем строки Священного Писания (уже Нового Завета).

«Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне». Христа называют Сильным: Ему необходимо обладать великой силой слова и добродетельности, чтобы победить врага рода человеческого. Он препоясывает меч по бедре Своей, чтобы сразиться с тем злом, которое на земле, чтобы взять из власти врага рода человеческого все человечество. «Красотою Твоею и добротою Твоею: и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради». Чем? Конечно, красотою и добротою Твоею – той великой добродетелью, которой обладал Господь, и красотой, которую Господь открывает для каждого человека. «И наляцы, и успевай и царствуй»: возьми, вырви все человечество из рук врага рода человеческого, сделай то, ради чего Ты приходишь на землю.

«И царствуй истины ради и кротости и правды». «Я есть истина, путь и живот», – говорит Господь. Эту истину Он и открывает всему человечеству. «И кротости и правды». Вся правда – в Боге. Господь Сам говорит: «Научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Господь ищет кротости, ради нее Он и приходит на землю, чтобы наставить все человечество в этой великой правде, к которой оно и будет стремиться.

«И наставит Тя дивно десница Твоя». Тоже удивительные слова! Господь обладает всей полнотою, в Нем полнота благодати, жизни и мудрости. В Нем есть все необходимое, чтобы привести человека ко спасению, поделиться святостью с человечеством, победить врага рода людского. Если мы должны восполнять благодать, которую Господь нам дает, и не должны отступать от десницы Бога, а держаться за нее постоянно, чтобы эта благодать приходила к нам и наполняла нас, то вот Господь как раз обладает всей полнотой этой благодати, поэтому и говорится: «и наставит Тя дивно десница Твоя».

«Стрелы Твоя изощрены, сильне: люди под Тобою падут в сердцы враг Царевых». Какие стрелы, что за стрелы у Господа? Изощренными стрелами, мечом обоюдоострым Священное Писание уже Нового Завета называет слово Божие. Этим словом Своим Господь попаляет сердца человеческие, возвещает истину, спасает род человеческий и направляет все человечество ко спасению. Слово настолько сильно, что изменяет этот мир. Эти стрелы-это слово и дар его – Он дает обычным рыбакам, святым апостолам, которые идут по всей вселенной и проповедуют слово Божественной истины, преображая, изменяя людей, уничтожая грех человеческий и приобщая все человечество к святости. «Люди под Тобою падут в сердцы враг царевых». Конечно же, люди «падут в сердцы враг царевых», люди пойдут за Христом, ведь Он Спаситель, Он преображает сердца людей.

«Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости – жезл Царствия Твоего». Здесь Псалмопевец уже Самого Божественного Спасителя называет Богом – Престол Твой, Боже, – открыто пророчествует о Христе как о Второй Ипостаси Святой Троицы. И этот Престол, который Он стяжал Кровью Своею, будет нескончаем: он был, есть и будет. «Жезл правости – жезл Царствия Твоего». Жезл – символ суда царя (или мы знаем архиерея, игумена, которые носят в руках своих жезл); это власть суда. Но какого суда? Каким судом обладает Сам Господь? Здесь говорится: правости. То есть Он имеет суд правый, и этот суд будет совершен над каждым человеком. «Жезл Царствия Твоего», то есть это суд Царствия Самого Бога. Но почему именно суд правости? Почему таким судом обладает Господь? Потому что (дальше мы читаем):

«Возлюбил еси правду и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Он возлюбил правду и возненавидел беззаконие, и «сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих». Кто такие причастники? Причастники (те, кто помазается), как говорит Иоанн Златоуст, это цари, пророки, апостолы, святители Церкви Христовой, и, конечно, священники. Всякое священство имеет особое помазание на служение Церкви Христовой. Конечно, помазание имеет и весь народ, все христиане имеют помазание, но каждому дается помазание вещественное. Через помазание мы получаем определенные дары благодати Духа Святого, каждый по своей потребности, говорят нам толкователи – святые отцы Церкви Христовой. Но Бог получил помазание от Бога: «помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих», то есть выше других – если мы имеем помазание отдельное и получаем дары определенные, то благодать Духа Святого во время крещения сошла на Господа нашего Иисуса Христа во всей полноте, полностью пронизав Его Богочеловеческое существо. И самое главное, что благодать Духа Святого почила на Нем – все дары Духа Святого в полной мере почили на Божественном Спасителе. Поэтому псалмопевец Давид и пророчествует, что Он будет помазан «паче причастник Твоих».

«Смирна и стакти и касиа от риз Твоих, от тяжестей слоновых». Смирной, как мы знаем, всегда помазывали мертвецов, чтобы задержать их тление и чтобы от них исходило благовоние. Стакти – это тоже масло, которое делают из смирны, и она стремится к земле, но дает аромат. Касиа – особая благовонная кора. И здесь говорится: от риз Твоих. Конечно же, ризами Самого Господа, говорят святые отцы, были тело и душа, которые Он воспринял от земли. Это являлось Его ризой, Его облачением. Но этого облачения, хотя и умер Он Своим Телом, не коснулось тление: Он Воскрес и сошел во ад и вывел из ада души праведных. И от пречистого Тела Его всегда исходило благоухание. Хотя Иоанн Златоуст говорит: мы не должны забывать и о ризе вещественной, то есть о той одежде, что носил на Себе Господь. Ведь и от прикосновения к Его одеждам исходили благоухание и благодать, которая исцеляла людей и остановила течение крови у кровоточивой. И тот, кто мог прикоснуться с верой, получал это животворящее благоухание от одежд Самого Божественного Спасителя.

«От тяжестей слоновых». Что такое тяжести? Это дома или храмы, в которых, конечно, не жили слоны, но они были украшены слоновой костью. И это свидетельство, что украшенный дом стоял на богатых слоновых колоннах – он был очень дорогим домом (или храминой), в котором почивает Сам Господь. Такой великой храминой, дающей спасение, можно называть и Церковь, ведь она для каждого из нас храм, дом Божиим, через который мы получаем спасение. «Из них же возвеселиша Тя».

«Дщери царей в чести Твоей: предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Что значит «дщери царей»? Это души праведных, души христиан. Почему дщери царей? Кого называют царями, и кто из великих называет нас своими детьми? Здесь толкователи единогласно говорят, что царями называют святых апостолов, которые родили души православных христиан через свою проповедь, через то великое служение, которое они совершали ради нашего Божественного Спасителя.

«Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена». Надо сказать, что некоторые толкователи относят эти слова к Пресвятой Богородице, а большинство толкователей говорят о Церкви Христовой – она та царица, которая стоит одесную Господа: Господь заключил брак со Своею Церковью через Евангельское слово, через весть, что была воспринята Церковью Христовой. Она – царица, стоящая одесную Господа. Если Сам Господь наш Иисус Христос сидит одесную Бога Отца, то одесную Его стоит Церковь Христова, которая украшена и одета в позлащенные, золотые одеяния, а они еще и преиспещрены, то есть украшены. Чем же украшена Церковь Христова? Добродетелью, добродетельным житием и правдой, которую проповедует чадам своим.

«Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего». Здесь уже Церковь Христову называет дочерью. Почему? Не может быть и невеста, и царица, и дочь. А потому что, говорят святые отцы, у Бога это возможно. Ведь с Церковью заключен брак через Евангелие, через Благую Весть, но в то же время Господь родил Церковь. Как Он ее родил, через что? Через таинство святого Крещения – в нем рождается Церковь Христова. «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое» – посмотри, говорят святые отцы, на то дело спасения, которое Господь совершил и принял тебя. И в то же время «и приклони ухо твое» – прислушивайся к слову Священного Писания, и тогда ты исполнишь то, что надлежит тебе.

«И забуди люди твоя и дом отца твоего». Вот здесь глубочайшее толкование. Если мы эти слова относим к Пресвятой Богородице, то знаем, что первосвященник Захария сказал Ей: «Забуди люди Твоя и дом отца Твоего, иди и служи Господу», беря эти замечательные слова Священного Писания. Но в то же время, если это относится к Церкви, то Церковь должна забыть бывшее прежде. А прежде была Церковь лукавнующих, то есть Церковь языческая, неплодящая, которую ты должен забыть. «И дом отца твоего». О каком отце здесь говорится? Конечно, отец всякой неправды, лжи и всякого языческого поклонения – это отец лжи, враг рода человеческого. Вот такого отца нужно забыть и начать новое свое служение.

«И возжелает Царь доброты твоея, зане той есть Господь твой, и поклонишися Ему, и дщи Тирова с дары». Господь наделит тебя особой добродетелью, ведь Он – Господь твой. А ты поклонись Ему и служи Ему. И даже «дщи Тирова» принесет дары. Что такое «дщи Тирова»? С одной стороны, говорится, что дочерью Вавилона назывался сам Вавилон, ведь это не просто город, но целая страна. Или «дщи Иерусалима» с окрестностями… Но сам Иерусалим назывался дочерью. Почему? Это такие обороты речи еврейского народа. «И дщи Тирова», то есть Тир (как столица хананейская) принесет дары. Какие дары? Святые отцы говорят: многие храмы Божии и спасающихся людей, но в то же время дары добродетели – сейчас Тир находится во власти дьявола, а быть во власти дьявола – это быть в плену: в тяжелейших работах и в тяжелейшем состоянии, самом неестественном. Так что, когда Господь дает избавление, каждый принесет благодарное сердце, которое будет готово служить Господу.

«Лицу Твоему помолятся богатии людстии» – все поклонятся перед Церковью Христовой, будут служить Богу. Будут служить не только люди, живущие в простоте, но будут приносить дары и богатые, обладающие властью в этой жизни, и они все это направят на служение Господу. И когда мы видим высоких, почтенных людей, которые Богу служат, за ними идет огромное количество народа.

«Вся слава Дщере Царевы внутрь: рясны златыми одеяна и преиспещрена». Здесь говорится о красоте Церкви – не только внешней, но больше внутренней. «Рясны златыми», то есть поясами золотыми, «одеяна и преиспещрена». Почему «одеяна и преиспещрена»? Что такое «рясны» (пояс)? Это целомудрие. Украшена Церковь Христова добродетелью.

«Приведутся Царю девы в след Ея, искренния ея приведутся Тебе, приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев». Здесь говорится об особом даре девства – это действительно особый дар, и тот, кто пребывает в нем, пребывает в радости. Григорий Нисский говорит, что девство есть материнство Бога: как Богородица стала Матерью, сохранив Свое девство, так и тот, кто сохраняет свое девство и целомудрие, является по благодати равным Царице Небесной.

«Вместо отец Твоих быша сынове Твои: поставиши я князи по всей земли. Помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради люди исповедятся Тебе в век и во век века». Замечательный псалом заканчивается очень глубокими словами – «помяну имя Твое во всяком роде и роде: сего ради люди исповедятся Тебе в век и во век века». Действительно, вовеки, Господи, будет поминаться имя Твое: в этой жизни и в будущей. Имя Твое будет поминаться всегда – есть история жизни человека на земле, и в этой истории, Господи, даже если кто-то отойдет от Тебя, Ты оставил след. И она, начавшись здесь, будет продолжаться во все века.

Но эти слова, говорят святые отцы, относятся и к Пресвятой Богородице: Она Сама сказала, что «отныне будут ублажать Меня все роды», то есть прославлять все народы земли. Ее имя поминается во всяком роде, ведь Она дала нам Божественного Спасителя, Который радует, утешает сердца многих и открывает для всех нас двери в Царствие Небесное. 44-й псалом, – псалом радости, веселья, утверждения Христовой истины и прославления Царицы Небесной.

Ведущий священник Алексий Ладыгин

Записала Нина Кирсанова

На церковнославянском языке в русской орфографии. Текст молитвенного стояния пред Господом.
Славословие Помазаннику Божиему и Его невесте

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Отрыгну сердце мое слово благо, Глаголю аз дела моя Цареви: Язык мой трость книжника скорописца.

Красен добротою паче сынов человеческих, Излияся благодать во устнах Твоих: Сего ради благослови Тя Бог во век.

Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, Красотою Твоею и добротою Твоею: И наляцы, и успевай, И царствуй истины ради, и кротости и правды: И наставит Тя дивно десница Твоя.

Стрелы Твоя изощрены, Сильне: Людие под Тобою падут в сердцы враг Царевых.

Престол Твой, Боже, в век века: Жезл правости, жезл царствия Твоего.

Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: Сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой, Елеем радости паче причастник Твоих.

Смирна, и стакти, и касиа от риз Твоих, От тяжестей слоновых от храмов слоновых, Из нихже возвеселиша тя.

Дщери царей в чести Твоей: Предста царица одесную Тебе, В ризах позлащенных одеяна преиспещрена.

Слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое, И забуди люди твоя и дом отца твоего: И возжелает Царь доброты твоея, Зане Той есть Господь твой, и поклонишися Ему.

И дщи Тирова с дары: Лицу твоему помолятся богатии людстии.

Вся слава дщере Царевы внутрь: Рясны златыми одеяна и преиспещрена.

Приведутся Царю девы вслед ея, Искренния ея приведутся тебе: Приведутся в веселии и радовании, Введутся в храм Царев.

Вместо отец Твоих быша сынове Твои: Поставиши я князи по всей земли.

Помяну имя Твое во всяком роде и роде: Сего ради людие исповедятся Тебе В век, и во век века.
На русском языке. Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.
Славословие Помазаннику Божиему и Его невесте

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —

Излилось из сердца моего слово благое; Я говорю: песнь моя о Царе; Язык мой — трость скорописца.

Ты прекраснее сынов человеческих; Благодать излилась из уст Твоих; Посему благословил Тебя Бог на веки.

Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, Славой Твоей и красотой Твоей, И в сем украшении Твоём поспеши, Воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, И десница Твоя покажет Тебе дивные дела.

Остры стрелы Твои, Сильный; Народы падут пред Тобой, — они — в сердце врагов Царя.

Престол Твой, Боже, вовек; Жезл правоты — жезл царства Твоего.

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой Елеем радости более соучастников Твоих.

Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; Из чертогов слоновой кости От них увеселяют Тебя.

Дочери царей между почётными у Тебя; Стала царица одесную Тебя В Офирском золоте.

Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твоё, И забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей; Ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему.

И дочь Тира с дарами, И богатейшие из народа будут умолять лицо Твоё.

Вся слава дщери Царя внутри; Одежда её шита золотом.

В испещрённой одежде ведётся она к Царю; За ней ведутся к Тебе девы, подруги её, Приводятся с весельем и ликованьем, Входят в чертог Царя.

Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле.

Сделаю имя Твоё памятным в род и род; Посему народы будут славить Тебя Во веки и веки.

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО КО ПРИЧАСТИЮ (образец подготовки в течение недели):

Понедельник

(по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.

Вторник

: Канон молебный ко Пресвятой Богородице.

Среда

: Канон Ангелу-Хранителю.

Четверг

: Канон святому Иоанну Предтече.

Пятница

: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Суббота

: Иисусу Сладчайшему.

Воскресенье

: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Кафизма 6 Псалом 44

Псалом 44

Надписание «на музыкальном орудии Шошан» (в форме лилии) — указывает на род музыкального инструмента, на котором должно совершаться исполнение псалма: «учение» — на характер содержания: псалом представляет размышление автора по поводу изложенного в псалме события; «сынов Кореевых» — на писателей из фамилии Корея, служивших левитами при храме Иерусалимском. «Песнь любви» — псалом является выражением чувства любви писателя к предмету песнопения.

Кому посвящен псалом, а отсюда, и когда он написан, на эти вопросы мы находим ясный ответ в тех чертах, какими обрисовано здесь лицо, которому посвящен псалом. Это лицо — царь (2 ст.); он превосходил всех людей своими достоинствами и особенно — разумом (3); Царствование его — царствование для установления мира, правды, но не для военных подвигов, хотя он имеет и сильную армию (5-7); живет он в роскошных чертогах (9) и ему вместе с царицей воздают поклонение цари и князи народов (13). Все указанные черты воспеваемого царя приложимы точно к Соломону в начале его царствования, когда он жил в роскошных дворцах, поражал всех своей мудростью и пышностью, стремился к упрочению в своем государстве мира и правды и от всех народов принимал знаки необыкновенного к нему уважения и удивления.

Поводом к написанию псалма можно считать бракосочетание Соломона с дочерью фараона Египетского. На это есть указания в 10-11 ст., где писатель, обращаясь к царице, советует ей забыть свою нацию и своих родителей, что было бы излишним, если бы царица была евреянкой.

Я воспеваю царя (2). Ты — прекраснейший из всех сынов человеческих, вооружись славою Твоею и красотою, и царствуй для установления истины (3-5). Все враги падут пред Тобою, Ты — царь правды и Тебя воспевают из Твоих чертогов (6-9). Ты, царица, откажись от своей семьи и родины: тогда царь особенно возлюбит тебя, и к тебе на поклонение придут все знатные из людей (10-13). Вся слава царицы во внутренних ее достоинствах. Она, а за нею и другие дочери царей, идет к царю в его чертог (14-16). Сыновья Твои будут князьями по всей земле и имя Твое будет славиться вечно (17-18).

Таков исторический смысл содержания псалма, но им одним он не исчерпывается. Те черты, которыми автор обрисовывает личность Соломона и характер его царствования, не были осуществлены последним за все время его жизни. В последние годы Соломонова царствования евреи страдали от многих нестроений, как в своей внутренней жизни, так и в сношениях с языческими народами. Преемник Соломона не только не сделался царем всего мира (см. ст. 17), но даже лишился большей половины своего народа, избравшего себе царем Иеровоама 1-го. В 8 ст. царствование этого царя вызывает вечное установление престола Бога, вечное благоволение Его к Царю и народу, что полностью неприложимо к Соломону, так как последний даже подвергался обличениям от Него. Буквальное понимание текста, где царь прямо называется Богом (каковое уподобление, понимаемое как поэтическое изображение, как гипербола, не могло быть допустимо писателем евреем, благоговеющим пред Иеговою, Которому нет подобия «ни на земле внизу, ни в водах, ни вверху», уже ясно указывает, что к Соломону-человеку оно не могло быть приложимо. Все это дает основание думать, что личность Соломона, начало его царствования и воспеваемый случай из его жизни возвышали мысль автора до изображения такого состояния в жизни человечества, когда его идеал найдет историческое осуществление. Установление на земле полного мира и господства правды непосильно для человека, как существа ограниченного и греховного, это может сделать только Бог. В 7 ст. автор прямо и переносит свою мысль к Нему, поэтому Соломон, изображаемый автором в начале своего царствования, когда он отдался заботам об установлении на земле мира и правды, является только первообразом в своей деятельности будущего состояния мира. Когда же Бог установил или установит на земле описанное в псалме торжество правды? На это ответом служит земное служение Спасителя, Который примирил человека с Богом, установил закон любви и мира в отношении людей между собою. Его царство все более распространяется по всему миру, подчиняя себе все народы, и князьями этого мира сначала были ученики Его, руководившие и устанавливающие законы христианско-церковной жизни, а потом их преемники — епископы и вообще пастыри церкви. Предсказанное здесь писателем псалма распространение этого царства по всей Вселенной находится сейчас в периоде своего осуществления, а полное его завершение наступит со времени страшного суда, когда уже настанет царство истины и правды. Если под Соломоном нужно разуметь Мессию, то под бракосочетанием первого с иноплеменницей — указание на вступление в союз со Христом церкви языческой, которая достигнет такой духовно-нравственной высоты, что первые члены ее (первенствующие христиане) своим поведением и жизнью увлекут за собою множество людей. Это и оправдалось и продолжает оправдываться. Небольшое количество верующих христиан из язычников в эпоху апостолов и после них были «начатком верующих», число которых потом сделалось неизмеримо великим и находится во всех странах мира.

Псалом этот — прообразовательный.

1 Начальнику хора. На музыкальном
орудии
Шошан. Учение. Сынов Кореевых. Песнь любви.
2 Излилось из сердца моего слово благое; я говорю: песнь моя о Царе; язык мой — трость скорописца.
2. «Излилось из сердца моего слово благое»

— из моего сердца, как переполненного сосуда, естественно и неудержимо истекла эта торжественно-радостная песнь, полная благожелания царю; настоящее благое слово писателя есть искренняя, от полноты чувства излившаяся песнь в честь Царя. —
«Язык мой — трость скорописца»
. Скорость в письме была большим его достоинством; автор бы желая, чтобы его язык так же быстро и точно, как трость скорописца, выразил в точных, соответствующих его желанию, словах, его мысли и чувства.

Означенный стих представляет вступление к содержанию псалма и воспеванию изображаемого в последнем Царя.

3 Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки.

3. «Ты прекраснее сынов человеческих»

. Красота — общее обозначение многих достоинств, это родовой признак; излилась «благодать из уст Твоих» — из уст царя исходит речь разумная, доставляющая слушающему блага. Соломон, действительно, поражал своих современников своею речью — в судебных делах особенной проницательностью, в обыкновенных разговорах — меткими выражениями, глубиною мысли и, вообще, обширными сведениями из всех отраслей человеческого знания. —
«Посему благословил Тебя Бог на веки»
— необыкновенные достоинства Соломона вызвали благословение на него от Бога. Это благословение не ограничивается только исторической известностью Соломона, имя которого сделалось нарицательным, для обозначения всякого человека, обладающего обширными и глубокими познаниями, но указывает и на то, что он своей первоначальной деятельностью, своим стремлением к установлению и упрочению на земле мира и правды является прообразом Великого своего Потомка — Мессии, даровавшего вполне миру то, что для Соломона составляло недостижимый идеал. Вечное благословение на нем Бога нельзя не видеть и в том, что этот царь явился органом Божественного, а потому и вечного откровения, изложенного в его книгах.

4 Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, 5 и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела. 6 Остры стрелы Твои, [Сильный],- народы падут пред Тобою,- они — в сердце врагов Царя.

4-6. Писатель псалма приглашает царя опоясаться мечом для борьбы с врагами. Но этот меч должен состоять из Его славы и красоты, а потому и врагами являются не люди, не враги в общественно-политическом смысле, а враги духовные — ложь, злоба, ненависть, неправосудие и т. д. Для уничтожения этих врагов царь должен напрягать свои силы («поспеши»

) и совершить дивные дела. Известно, что в судебных делах, где бессильны были разобраться опытные судьи, Соломон делал приговоры, поражавшие всех своей очевидной правотой и необыкновенной находчивостью. Но кроме этой духовной силы Соломон обладал и хорошо организованной и опытной в боях армией, унаследованной от Давида, которая всегда готова была защитить царя и уничтожить его врагов. Известно, что Соломон держал ее на границах своего государства для обеспечения от нападений. Эту мысль о военной силе Соломона в словах текста 6 ст. можно передать так: Твои, Сильный, острые стрелы — в сердца врагов (т. е. проникнут), и люди пред Тобою падут (т. е. враги не устоят против твоих войск).

7 Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего.

7. Эта военная мощь и непобедимость царя даются ему, однако, не потому, что он опытный стратег и искусный политик, но потому, что своим управлением ради установления на земле правды и мира он осуществляет на земле царство Бога, «престол Которого — правда», а потому и все народы, восстающие против такого царя, как противники царства Божия, должны погибнуть.

8 Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих.

8. Бог помазал на царство и предпочел этого царя за его любовь к правде «более соучастников»

. Такими соучастниками (с слав. причастниками, что очень точно) — конкурентами на престол после смерти Давида явился, напр., Адония, пытавшийся хитростью завладеть не ему предназначенной короной царя. «Помазал Бог» — указывает на древний обычай возливания на голову избираемого царя елея через пророка. Это помазание служило внешним знаком, указывающим на законность избрания и на пользование особенными, соответствующими новому положению, правами.

9 Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя.

9. «Смирна», «касиа» и «алой» — виды благовоний, которыми умащались знатные люди на древнем востоке. Эти благовония добывались из смолы ароматических кустарниковых растений.

«Смирна» — род камедистой смолы дерева, «касиа» — ароматическая кора, «алой» — дерево, родом из Индии, с очень тонким ароматом.

«Из чертогов слоновой кости»

— вероятно, от дворцов, которые построил Соломон и в которых были украшения из дорогой слоновой кости. Из этих дворцов увеселяли Соломона теми увеселениями, которые тогда были приняты на Востоке у царей. У Соломона же, как царя пышного и роскошного, предметы роскоши достигали необыкновенной ценности, а виды развлечений — разнообразия.

10 Дочери царей между почетными у Тебя; стала царица одесную Тебя в Офирском золоте.

10. «Дочери царей между почетными у Тебя»

. Это были подруги невесты царя и, как знатные по роду, они пользовались почетом во дворце Соломона. Из всех их, однако же, выделялась одна, которая получила царское достоинство, т. е. сделалась венчанной царицей, супругой, (
«Одесную»
— по правую сторону, значит, получить полное право, власть и почет). —
«В Офирском золоте»
— у восточных женщин, особенно в древнее время, любимыми цветами были яркие, и их костюмы поражали пестротой красок. Вместе с тем в ткани их одежд пропускались золотые и серебряные нити, что, придавая блеск и пестроту наряду, делало его вместе с тем и очень ценным. Такие одежды были доступны только людям богатым и знатным, какою и была невеста, происходившая, очевидно, из царского рода (2 Цар XIII:78), так как и подругами-то ее были «дщери царей».

11 Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. 12 И возжелает Царь красоты твоей; ибо Он Господь твой, и ты поклонись Ему. 13 И дочь Тира с дарами, и богатейшие из народа будут умолять лице Твое.

11-13. Речь писателя обращается уже к этой царице и автор псалма просит особенно усиленного ее внимания к своим словам, придавая последним особенную важность («слыши, смотри и приклони ухо»). — «Забудь народ твой»

, (твою нацию)
«и дом отца твоего»
, т. е. твоих родителей. Эта новая царица не могла быть евреянкой, так как ее замужество за царем не только не отрывало бы ее от ее нации, но еще сильнее привязывало бы к последней и не могло вредить народу. Точно также не было нужды отрекаться и от своих родителей, т. е. своей семьи; супружество евр. царей с дочерями своей народа было не только обычным явлением, но и узаконено Моисеем. Поэтому под невестой нужно разуметь дочь языческого царя, продолжающаяся привязанность которой к своей семье и нации могла быть вредной для евр. народа. Забыть дом отца и свой народ — это значит слиться с евреями в своих верованиях, сделаться иудеянкой по жизни, языку и верованиям. Такое отречение от прежних привязанностей будет жертвой, которая не останется не оцененной: царь особенно будет ее любить (
«возжелает красоты твоей»
), приблизит к себе; но ты, невеста, должна помнить, что Он — твой господин, а потому должна оказывать Ему знаки почтения и повиновения (
«поклонись Ему»
). Как царица, ты будешь пользоваться таким же почтением, как и сам Царь, и не только среди своего народа, но и среди чужестранцев. Тиряне (Тир — торговый город, расположенный на одном из островов Средиземного моря) придут к тебе с дарами, для выражения почтения;
«богатейшие из народа»
— т. е. знатные и могущественные среди людей, цари и князья народов, будут умолять тебя о милости к ним и внимании.

Под этой невестой-язычницей нужно разуметь дочь фараона, любимую жену Соломона, о которой сохранилось у евреев предание, что она приняла с замужеством закон Моисеев и была царственной прозелиткой.

14 Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; 15 в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, 16 приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя.

14-16. Но достоинство этой супруги Царя не во внешней красоте, богатстве и знатности происхождения — все это ничто перед внутренними, духовными ее качествами, чем и объясняется выделение ее из ряда других дев. За этой невестой Царя в его дворец вводятся и ее подруги, которые следуют за ней с весельем, радуясь такой близости к невесте, а через нее, и к самому Царю. Ранее (11 ст.) писатель предлагал невесте отказаться от своей семьи и родины, чтобы эту привязанность теперь перенести на своих сыновей, которые сделаются князьями над всей землей. Последнее обращение писателя и его предсказание о всемирном господстве преемников Соломона нужно понимать не как предсказание их великого исторического значения, осуществленного в действительности, а как тот идеал царя и его преемников, оставаясь верными которому (идеалу), они могли бы быть князьями всего мира. А к этому-то, к господству над миром, распространением среди последнего истинного богопознания и был призван еврейский народ.

17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их князьями по всей земле. 18 Сделаю имя Твое памятным в род и род; посему народы будут славить Тебя во веки и веки.

18. Эту свою песнь, восхваляющую Царя и царицу за их высокие достоинства и содержащую в себе изображения идеала царствования, писатель передает потомству, которое его словами будет славить их между всеми народами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]