Утрата близкого всегда застает человека врасплох. Кроме мирских забот, с которыми нужно справиться после трагедии, человек сталкивается с тем, что нужно правильно помянуть усопшего. Людям, которые не знают церковных обрядов, порой трудно разобраться, как всё сделать правильно.
© Depositphotos
Сердцу и душе хочется помянуть близкого и упокоить его душу, но приходится во многом разбираться: что такое панихида, когда проводится отпевание и зачем читать литию. Чтобы облегчить эту задачу, редакция «Так Просто!» отвечает на эти вопросы и рассказывает, в чём разница между отпеванием, панихидой и литией.
История появления общих молитв
Греческое слово «литэ» дословно переводится, как «усердное моление». В православии этот термин имеет такое же значение, однако с одной ремаркой – действие совершается вне храма. Священнодействия могут отличаться по чину, но для их проведения необходимо покинуть церковные стены.
Усердное молитвенное прошение проводится вне церкви
Исхождение символически показывает недостоинство обычных мирян молиться в храме. Отсюда следует несколько минорный лад молитвенных песнопений. Притвор, где проводится богослужение, является метафорической границей между церковью и миром. Так, стать участником общих прошений может даже невоцерквленный человек.
Усердные молитвенные прошения появились во времена императора Константина I. Священнодействие проводили на местах стихийных бедствий, войн или вооруженных конфликтов. Однако к III столетию стали совершать еще один чин, но более радостного характера. Эту традицию активно поддержала Иерусалимская церковь, которая завершала торжественными исходами свои празднества, а позже и воскресную вечернюю службу.
Сорокоуст
Сорокоуст – особая молитва, которая читается в течение 40 дней на Божественной Литургии. Сорокоуст может быть как за здравие, так и за упокой. Заупокойный сорокоуст совершается для того же, что и другие последования: вымолить у Бога отпущение грехов усопшего и облегчить его загробную жизнь.
На проскомидии священник вынимает по одной частице из просфоры, произнося имена из поданных записок «Об упокоении». Эти действия совершаются непременно на алтаре, где молитва обретает большую силу. В конце Божественной Литургии частицы опускаются в потир с Кровью Христа в знак омовения от грехов всех упомянутых усопших. Такой чин называется «с частицей».
Разновидности литии
В православии всеобщие моления мирян проводятся по трем разным чинам. У каждого из них свое назначение и особенности свершения.
Вечерняя
Это священнодействие является частью субботней службы (после обедни) или праздничной всенощной. По традиции торжественное шествие со святыми иконами и хоругвями проходило по главным улицам города. Верующие просили Всевышнего простить их грехи, каялись, а также молили о помощи. Сегодня священнодействие проводится на территории храма.
Во время исхождения христиане просят о заступничестве у Пречистой Девы Марии, обращаются к святым, а также признают Животворящую силу Честного Креста.
Многоголосое произношение молитв помогает православным верующим слиться в едином духе с Апостолами, Николаем Чудотворцем и другими святыми.
Совет автора
Участники молитвословия благодарят Создателя, духовных отцов, свой приход и место, где они родились. Дозволяется просить заступничества за странников, а также близких, страдающих тяжелыми заболеваниями. Миряне молят о спасении от греховных страстей, пороков, низменных желаний.
Заупокойная
Последование за усопшим совершается трижды:
- когда выносят гроб с покойником во двор;
- на кладбище, у могилы;
- по окончании похорон, дома.
Заупокойная лития может быть прочитана мирским человеком, если рядом нет служителя Церкви. Близкие и родственники, провожающие усопшего в последний путь, сначала поют «Премудрость» и «Чистейшую». Затем произносят акафист об упокоении, который завершается минутой молчания. Далее вслух вспоминают добрые дела, совершенные покойным, а также говорят о нем хорошие слова. Заканчивается исхождение кладбищенским чином.
Лития по усопшим – сильный обряд в православном христианстве
Во время бедствий
Как уже говорилось ранее, усиленные молитвенные прошения изначально проводились для предотвращения бедствий и несчастий. Верующие христиане собирались вместе, чтобы помолиться Господу о защите от эпидемий, засух, наводнений, землетрясений. Обращаясь ко Всевышнему, они объединялись в единый молебен, который сопровождался крестным ходом. При этом литию совершали не только во время буйства стихии, но также по ее окончании.
Лития по усопшим для мирян с русским переводом
Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.
По молитвам святых отцов наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас.
Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Душе́ и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.
Молитва Святому Духу не читается от Пасхи до Дня Святой Троицы.
Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде пребывающий и всё наполняющий, Сокровищница благ и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши.
Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. (три́жды)
Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.
Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.
Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыка, прости беззакония наши; Святой, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.
Го́споди, поми́луй (три́жды)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О́тче наш, И́же еси́ на небесе́х! Да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный даждь нам днесь; и оста́ви нам долги́ на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.
Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твоё, да придёт Царство Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого.
Го́споди, поми́луй. (12 раз)
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся Царю нашему, Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.
Придите, поклонимся и припадем ко Христу, Царю, нашему Богу.
Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.
Придите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Царю и Богу нашему.
Псало́м 90
Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́, и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Я́ко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стре́лы летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится: оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши.
Я́ко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́. Я́ко а́нгелом Свои́м запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень ногу́ твою́. На а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Я́ко на Мя упова́, и изба́влю и; покры́ю и, я́ко позна́ и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́; с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́; долгото́ю дний испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.
Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится. Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него». Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной. За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём; от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного. Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся. Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь.
Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим. Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему, ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, – на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею. На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона. «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё. Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его, долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́, Бо́же. (три́жды)
Тропа́рь, глас 4-й:
Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу раба́ Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни, я́же у Тебе́, Человеколю́бче.
Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего [или: рабы Твоей], Спаситель, упокой сохраняя её в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец.
В поко́ищи Твое́м, Го́споди, иде́же вси святи́и Твои́ упокоева́ются, упоко́й и ду́шу раба́ Твоего́, я́ко Еди́н еси́ Человеколю́бец.
В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего [или: рабы Твоей], ибо Ты Один – Человеколюбец.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Ты еси́ Бог, соше́дый во ад, и у́зы окова́нных разреши́мый, Сам и ду́шу раба́ Твоего́ упоко́й.
Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего [или: рабы Твоей]упокой.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Еди́на Чи́стая и Непоро́чная Де́во, Бо́га без се́мени ро́ждшая, моли́ спасти́ся душе́ его́.
Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего [или: рабы Твоей].
Седа́лен, глас 5-й:
Поко́й, Спа́се наш, с пра́ведными раба́ Твоего́, и сего́ всели́ во дворы́ Твоя́, я́коже есть пи́сано, презира́я, я́ко Благ, прегреше́ния его́ во́льная и нево́льная, и вся я́же в ве́дении и не в ве́дении, Человеколю́бче.
Конда́к, глас 8-й:
Со святы́ми упоко́й, Христе́, ду́шу раба́ Твоего́, иде́же несть боле́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ние, но жизнь безконе́чная.
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [или: рабы Твоей], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная.
Особенности совершения
Как правило, усердное всеобщее моление читается на церковнославянском языке. Священнослужители покидают храм через северный проход, затворив за собой главные врата. Дьякон стоит рядом со священником, удерживая в руках кадило. Перед ними идут прислужники с подсвечниками, а сопровождает процессию хор певчих.
Выйдя из церкви, духовное лицо кадит святые образа. Простые миряне в это время олицетворяют блудных сыновей, вернувшихся к родному дому. При этом они выражают скорбное покаяние. А вот выход церковников из храма отождествляется с приходом Спасителя на землю.
Всеобщая лития может быть всенародной и вселенской.
Отличие литии от панихиды
Люди зачастую не видят разницы между этими двумя ритуалами. Богословы определяют исхождение, как составляющую панихиды. Последняя является молитвой о спасении души покойного, и ее можно совершать в любой день после погребения. А вот заупокойное последование читают только во время похорон. Как правило, она длится около 5 минут, являя собой укороченную версию церковной службы по умершему.
Панихиды проводят в любой день после погребения
Миряне, собравшиеся на усиленное моление, объединяют свою веру, делая ее непоколебимой. Исхождение, как часть православной службы, имеет свой глубинный смысл, помогающий христианам стать ближе к Богу.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Отпевание в церкви
Отпевание — это особая молитва, которая совершается единожды над умершим верующим на третий день после смерти, перед погребением. Отпевание усопшего совершается священнослужителем в храме или часовне. По обычаю отпевать усопшего нужно именно на третий день, однако бывают случаи, когда разрешается сделать это позже, даже после упокоения.
Во все дни отпевание совершается по одному чину, кроме дней Светлой Пасхальной седмицы. В эти дни вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения в честь Святой Пасхи. В дни Воскресения и Рождества Христова усопших не вносят в храм, также не совершается отпевание. В таком случае оно переносится на следующий день.
© Depositphotos
В православной церкви не отпевают некрещеных, иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц. До недавнего времени также не отпевали некрещеных младенцев, но недавно появился специальный чин для этого. Потому и родители, пережившие страшную трагедию, смогут успокоить свое сердце и помолиться за свое дитя.
Отпевание происходит для того, чтобы проводить душу умершего к Господу. Больше усопшему от нас ничего не нужно, никаких мирских благ, лишь искренняя молитва за него. Это то, что каждый может сделать на земле для человека, ушедшего в иной мир. Во время отпевания за душу человека молится вся церковь, давая надежду на отпущение всех грехов.
Отпевают умершего единожды, в день похорон. Однако это не значит, что после этого поминать усопшего не нужно. Еще как нужно, просто теперь не отпеванием, а молитвой. Именно для этого нам служат панихиды, литии и простые молитвы.
© Depositphotos