Зачем каждое воскресенье ходить в православный храм?


Самые острые вопросы

Фото: Pravlife.org

Новые православные христиане часто спрашивают: достаточно ли посещать воскресную службу или нужно чаще ходить в церковь? Или другая формулировка этого вопроса: посещают ли люди церковь, когда возникает духовная потребность, и без этого посещение церкви было бы пустой формальностью, которая никому не нужна?

Но ответ на эти вопросы будет настолько суров, что дает повод задуматься не только о неопытных людях, но и о тех, у кого уже есть определенный багаж церковной жизни.

О проблеме по существу

По каким причинам человек может пропустить воскресное богослужение? Первая — если он болен. Здесь всё понятно: мы заботимся о своём самочувствии и о здоровье ближних.

Вторая — если он работает и не властен над своим графиком.

Третья — если ухаживает за больным. Это могут быть немощные родители, заболевшие дети, родственники.

Четвёртая — если случилось какое-то чрезвычайное происшествие, которое требует решения здесь и сейчас, или если человек стал жертвой обстоятельств: воду прорвало, ключ сломался и так далее.

В остальных же случаях, если у христианина в воскресный день выходной и есть возможность распоряжаться своим временем, он обязан быть на службе. Почему так? Давайте разберёмся, почему у нас крещёных много, а людей, регулярно посещающих храм, мало.

Что происходит с человеком во время посещения храма?

Фото: Pravlife.org

Стоит учесть, что наша Церковь по своему содержанию является богочеловеческим организмом, живущим постоянной и глубоко духовной жизнью. Приходя к Православию, все люди становятся клетками этого организма, его составными частями. И жить духовной жизнью вне этой системы уже невозможно, так же как клетка человеческого тела не может выжить, отделившись от тела.

Смысл всего существования Церкви настолько велик и глобален, что она улавливает ее дух после понимания ее миссии: освобождение всего человечества от рабства дьявола и возвращение к жизни согласно заповедям Божьим.

Если человек крестится, он постоянно остается с Богом, отрекаясь от дьявола во время Святого Крещения. И вам не нужно ожидать какого-то особого случая, вдохновения или духовного зуда, чтобы пойти в храм. Вы должны стремиться приходить туда каждую минуту, отвлекаясь от общения с Господом только на земные дела — учебу, работу, семью и зарабатывание хлеба насущного. То есть ответ находится в противоположной плоскости вопроса: христиане не должны отвлекаться от земных дел, а не от храма. И наоборот: отвлекаться от Бога по необходимости в земных делах, но в душе всегда, во всех делах обращаться к Нему за помощью и поддержкой.

Если потребность в Боге отсутствует большую часть времени, напоминания о необходимости духовной работы приходят лишь изредка, тогда это состояние четко указано в Библии и называется «духовной смертью». И это намного страшнее физической смерти. Заработанные деньги, вещи, гаджеты никто не уносит с собой в мир иной. Человек находится там только с духовным багажом, который он накопил за свою жизнь, много для этого потрудившись и вложив в него много усилий.

Ведь такую ​​зарплату никому не платят только потому, что человек числится в организации как наемный работник. Нет, он выполняет свой долг. Точно так же духовные дары не даются без труда просто для членства в Святой Церкви. Их нужно заработать, чтобы заслужить богатство для своей души: добрые дела, жизнь по заповедям Божьим, молитва, пост. Эти вещи необходимы, потому что они были именно тем, что Иисус Христос, основатель нашей Церкви, делал во время своей жизни на земле. И мы должны в меру своих возможностей подражать этому, как величайшему и единственному образцу.

И это путешествие к спасению нашей бессмертной души не должно быть прерывистым, а только через непрерывное восхождение по лестнице совершенства и веры.

Вопросы, встречающиеся в практике приходского консультирования, и ответы на них

1

. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское Библейское общество. 2002. – 1376 с.

2

. Закон Божий. Составитель протоиерей Серафим Слободской. СПб. Братство новомученика архиепископа Иллариона Верейского, 2000. – 724 с.

3

. Закон Божий, составленный по Священному Писанию и изречениям Святых Отцов, как практическое руководство к духовной жизни. М.: Сретенский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2004. – 704 с.

4

. Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона. Составитель профессор Киевской духовной академии Михаил Скабалланович. М.: Издание Сретенского монастыря, 2004. – 816 с.

5

. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. (Репринтное воспроизведение издания 1913 г.). Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. – 1772 с.

6

. Священник К. Субботин. Руководство к изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Киев. Общество любителей православной литературы. Изд-во им. святителя Льва, папы Римского, 2007. – 360 с.

7

. Священник А. Кремлевский. Основы православного вероучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001. – 208 с.

8

. Пояснения к Таинствам Православной Церкви. СПб.: Сатисъ, 2003. – 128 с.

9

. Объяснение Литургии в вопросах и ответах. М.: Благо, 2006. – 48 с.

10

. О православии начинающим. Киев. Типография Киево-Печерской Лавры, 2005. – 96 с.

11

. Азы Православия. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001. – 96 с.

12

. Самые первые шаги в храме. Советы начинающему христианину. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Брянчанинова, 2006. – 224 с.

13

. Первые шаги в православном храме. М.: Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 1999. – 64 с.

14

. Священник М. Шполянский. Мы входим в храм. Практическое пособие на пути к церкви. Изд-во Образ, М.: 2005. – 128 с.

15

. Щеголева Е., Глаголева О. В православном храме. – М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. – 304 с.

16

. Диакон Алексий. Евгений Санин. Советы идущему в Церковь. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2000. – 62 с.

17

. Что должен знать христианин. Саратов. Саратовская общественная благотворительная организация «Благовестник», 1999. – 112 с.

18

. О «хлебе» и «воде» в жизни Церкви. М.: Издательство подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, М.: 1997. – 30 с.

19

. Что нужно знать о святой воде. М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1999. – 32 с.

20

. Казаков О.А. О святой воде и просфоре, о елее и ладане. СПб.: Сатис, 2005. – 48 с.

21

. Наставление православному мирянину о церковной свече. – М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; Новая книга, 1996. – 32 с.

22

. О Таинстве Крещения. М.: Благовест, 2003. – 32 с.

23

. Как подготовиться к Причастию. Минск: ЗАО «Православная инициатива», 2004. – 32 с.

24

. Что нужно знать о Таинстве Соборования. / Подготовлено по книге протоиерея Михаила Архангельского «О тайне святого Елея. Исследование об историческом развитии чиносовершения Елеосвящения». Единецко-Бричанская Епархия. г.Калуга, «Калужская типография стандартов», 2004. – 64 с.

25

. Таинство Елеосвящения: – М.: Издательство «Филарет», 2005. – 56 с.

26

. Как правильно подавать записки «О здравии» и «О упокоении». М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1999. – 32 с.

27

. С. Алексеев. Как устроить домашний иконостас. СПб.: Сатис; Держава, 2003. – 32 с.

28

. Как правильно молиться по учению святых отцов. М.: Благо, 2002. – 32 с.

29

. Как приучить себя к посту. – М.: Сретенский монастырь; Новая книга; «Ковчег», 1999. – 64 с.

30

. Почему необходимо венчаться. Минск: Православная инициатива, 2005. – 64 с.

31

. Какое имя выбрать новорожденному. М.: Благо, 2005. – 32 с.

32

. Как вести себя на кладбище. Практические советы о поведении на кладбище и поминании усопших. Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище. Акафист о упокоении усопших. М.: Сретенский монастырь; Новая книга, 1997. – 48 с.

33

. О конце мира. Брошюра составлена по Псково-Печерским листкам №№ 204, 209 с дополнениями из переписки старцев обители с духовными чадами. М.: Отчий дом, 2000.– 80 с.

34

. Протоиерей Валентин Мордасов. Тетрадки опытного исповедника. Молдова. Единецко-Бричанская епархия, 2006. – 160 с.

35

. Что делать нам грешным? М.: Изд-во Даниловский Благовестник, 1994. – 80 с.

36

. Духовная жизнь начинается с покаяния. Иеромонах Сергий (Рыбко). М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2003. – 416 с.

37

. Архимандрит Амвросий Юрасов. О вере и спасении. Вопросы и ответы. Иваново. Ивановская газета, 1996. – 286 с.

38

. Ответы на 1140 вопросов о духовной жизни. М.: 1994. – 240 с.

39

. Душевный лекарь. Святые Отцы – мирянам. М.: Изд-во сестричества во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2006. – 184 с.

40

. Саблина Н.П. Слова под титлами. СПб.: Ижица, 2001. – 44 с.

41

. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Переславль: Изд-во братства во имя святого князя Александра Невского. 1997.– 656 с.

42

. Сто пятьдесят три вопроса священнику. Сост. О.А. Казаков. СПб.: Сатисъ, 2006. – 64 с.

43

. О СТРАХЕ: Страх истинный и ложный. М.: Даниловский благовестник, 2007. – 320 с.

44

. Справочник православного человека.: Православный храм. М.: Даниловский благовестник, 2007. Часть I – 128 с.

45

. Протоиерей Александр Торик. ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ: для начинающих церковную жизнь. М.: Сибирская Благозвонница, 2007. – 64 с.

46

. Часослов. Украинская Православная Церковь. Винницкая епархия, 2001. – 352 с.

47

. Святитель Феофан Затворник. Толкование на псалмы шестопсалмия третий и тридцать седьмой. М.: Изд-во им. святителя Игнатия Брянчанинова, 2002. – 64 с.

48

. Шиманский Г.И. ЛИТУРГИКА: Таинства и обряды. М.: Издание Сретенского монастыря, 2003. – 352 с.

49

. Листовка со статьей Ю.Рубана «Агиасма». Культурно-просветительский при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул.

50

. Архиепископ Аверкий Таушев. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2003. – 848 с.

51

. Миссионерские листки. Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии РПЦ.

52

. Священник Михаил Труханов. О Писании, умудряющем во спасение (
о значении для православного христианина чтения Священного Писания).
Киев: Изд-во им. свт. Льва Великого, 2000. – 32 с.

53

. О суевериях, предрассудках и современном религиозном невежестве. М.: Изд-во Благо, 2002. – 112 с.

54

. В. Духанин. Во что мы веруем? 100 ответов современнику. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2008. – 256 с.

55

. Боголюбов Д.И. Православный противосектантский катехизис. СПб.: Сатисъ, 1994. – 112 с.

56

. Схиигумен Савва. Азбука духовная. М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2004. – 78 с.

57

. Исцели меня, Боже…: Таинство соборования. Сост. Г.Н. Стромынский. М.: Лепта Книга, 2008. – 96 с.

58

. Иерей Олег Давыденков. Катехизис. Введение в догматическое богословие. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. – 232 с.

59

. Протоиерей Владимир Гофман. Искусство быть христианином. Ответы на вопросы прихожан. Н. Новгород: Изд-во НП ПЦ «Глагол», 2007. – 192 с.

60

. Тростникова Е.В. Праздники Православной Церкви. М.: Эксмо, 2008. – 304 с.

61

. Игумен Петр (Мещеринов). Церковь и современность. Вопросы и ответы. К.: Центр православной книги, 2008. – 272 с.

62

. Интернет. Лекции профессора МДА Осипова А.И.
В составлении учебно-методического пособия под руководством
председателя Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиерея Александра Зелененко

участвовали:

диакон Константин Горбунов, руководитель приходской консультативной службы храма святого пророка Божия Илии на Пороховых Санкт-Петербургской епархии

Красножон О.В., Кузнецова И.И., дежурные приходской консультативной службы храма Спаса Нерукотворного Образа в Парголово Санкт-Петербургской епархии

Моисеева А.Г., сотрудник Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии

Благодарим за помощь в подготовке второго издания:

священника Григория Антипенко, диакона Олега Алексеева, Завьялову С.Ю., Концевую Н.И., Пивоварову Г.Р., Андреенко Г.А.

Молитва в храме

Фото: Semyaivera.ru

Помимо всего вышеперечисленного, необходимо как можно чаще посещать храм, чтобы молитвы доходили до Господа, если они искренние и полные веры. Ведь недаром в Евангелии цитируются слова Господа: «где двое или трое собраны во имя Мое, Я среди них». Но если верующий молится дома один, он посылает свою молитву один. Так что не лучше пойти в церковь, где десятки верующих одновременно посылают свои слова Богу, создавая мощный поток, осененный Святым Духом, который неизменно пребывает в храме.

И не забывайте, что там возносятся молитвы не только за себя и своих близких, но и за Отечество, за всех православных и умерших, за благополучие нашего Отечества, за единство и процветание Церкви Иисусовой. Священники, рукоположенные в соответствии со всеми существующими канонами, имеют возможность, возложенную на них Святым Духом, посылать более сильные молитвы. И в соединении со своими словами, обращенными к Господу, слова прихожан приобретают особую силу.

Помнить о ближних

Если человек не понимает всего перечисленного, разумеется, он не увидит смысла в посещении храма и богослужений. Тогда ему будет достаточно бывать на них несколько раз в год — на большие праздники, например. Но есть и другая крайность: некоторые христиане настолько боятся пропустить службу, что идут в храм даже тогда, когда болеют. Конечно же, это неправильно, потому что такой человек становится источником заражения для других людей. Хорошо, если он соблюдёт все правила защиты — наденет маску и перчатки, — но всё-таки лучшим решением будет остаться дома. Многие верующие, болея, хотят причаститься во здравие души и тела. Это понятно, но не стоит забывать, что для этого не обязательно идти больным в храм. Можно договориться со священником, и он причастит вас на дому. Это намного лучше, чем заражать и священника, и прихожан.

Знаю, что во время пандемии многие протестовали против различных карантинных мер и не понимали, почему Церковь требовала их исполнения. Однако такая позиция Церкви — не новость. Меры предосторожности при общении с болеющими людьми были ещё в далёком прошлом — например, об этом писал святой Никодим Святогорец. Даже во времена Христа была практика отделять больных от здоровых. Например, больных проказой, которую тогда не умели лечить, держали отдельно. Более того: именно священник решал, можно ли человеку находиться в обществе других людей, и это было нормальным явлением. Вспомним эпизод, когда Спаситель исцелил прокажённых и сказал им пойти показаться священнику — так Он исполнил требования того времени. Сейчас тоже есть заболевания, которые требуют серьёзного отношения, а не чрезмерной самонадеянности и надежды на Бога, которая на самом деле оказывается попыткой искушать Его.

Бывают ли ситуации, когда больному человеку надо побуждать себя идти в храм? — да, если у него есть какие-то проблемы с психическим состоянием: депрессии, тревожность, страхи, беспокойство. Зачастую в храме такие люди успокаиваются. Также непременно надо идти на службу, если вы пребываете в состоянии злости, отсутствия покоя, переживаний из-за проблем.

Исповедь и причастие – только в храме

Фото: Vziskanie.cerkov.ru

Бог всегда с нами, он живет в верующих дома, на работе и в церкви. Но входит в тела людей через Святое Причастие, которое совершается только в храмах после Литургии. Исцеление физических недугов и душевных болезней происходит посредством этого священного обряда. Но его можно получить только после исповеди, покаяния, которое примет только священник. Где можно покаяться, как не в церкви? И это одна из главных причин почаще приходить туда и очищать душу, избавляться от скопившейся в ней грязи.

Почему не хочется идти в храм?

Фото: Pokrovkop.cerkov.ru

Есть и люди, которым как будто что-то или кого-то в храм не пускают, но во время службы они задыхаются, плохо, неуютно. Конечно, это не означает духовного здоровья. В литературе описаны многие из этих случаев, которые указывают на то, что дьявол, поселившийся в грешной душе, не желает покидать место, где его каждый день питают страстями, греховными привычками, потакают своим похотям и отвратительным поступкам. Он изо всех сил борется за такие ясли, не позволяя душе своего господина очиститься в церкви и обратиться к Господу.

В итоге получается, что накачавший мышцы тела, умеющий за раз выпить бутылку водки, выкуривать пачку сигарет в день, считая себя способным на не такие «подвиги», терпеть не может полчаса в молитве. Демоны не дают ему покоя, они изгоняют его, заставляя бросить молебен. Если человек это осознает, он будет спасен. Если его ведет дьявол, он погибнет. Это полная альтернатива.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]