Суть богадельни
Фото: Cultinfo.ru
В целом, богадельня и есть дом престарелых и отличается от него не столько организационно, сколько по внутреннему содержанию. Современные богадельни стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в том понятии, как ее завещал нам Спаситель.
Именно здесь, под конец своих дней, люди стремятся к тому, на что у них всю жизнь не было времени – подумать о своей душе, обеспечить ей вечную жизнь и спасение. Поздно это или рано, людям знать не дано. На все есть высший суд, который и решит, кто достоин спасения. Но именно в богадельне для этого созданы все условия.
Обычно это заведение создается при храме и располагается в непосредственной близости от него – вот и второе отличие от дома престарелых.
И формальные отличия также наблюдаются – здесь престарелых называют насельницами, матушками. Комнаты – кельи, столовая – трапезная.
Но главный, кто живет в богадельне – это не ее заведующий, и не насельницы, а Святой Христианский дух, который помогает всем живущим и работающим в этом заведении рано или поздно осознать, что такое христианские отношения, что такое истинная любовь к Богу.
История развития
Как и все богоугодные заведения, богадельни появились вместе с христианством и изначально создавались при больницах или даже сливались с ними. Первая богадельня была создана христианской церковью в 542 г.. В г.. Лионе. В Польше богадельни с давних времен существовали в основном под названием «приходских госпиталей», и только в 1843 году, когда на основании указа от 18 марта (2 марта) 1842 проведения было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений в соответствии с целями их функционирования, они были переименованы в «дома приюта для престарелых и немощных». Некоторые из этих домов были очень старинного происхождения. Так, например, Дом убежища в Люблине был открыт в 1342, в Варшаве дом Святого Духа и Девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневице в 1530
Во Франции в XIX в. приюты для престарелых, немощных и калек под названием фр. hospices составляли вместе с больницами для излечимых больных (фр. hôpitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых удерживаемые обоих разрядов, назывались фр. hospices-hôpitaux. Любая община должна была принимать в свои богаделен своих членов, стали неспособными к труду; для таких общин, не имели богаделен, генеральный совет департамента назначала определенное количество богаделен, привлекая эти общины к участию в расходах на содержание таких богаделен.
В Англии после реформы 1834 богадельни являются отделениями работных домов (англ. Workhouse), положенных в основу английской системы общественного призрения.
Появление богаделен на Руси.
На территорию Руси богадельни вместе с христианством перешли из Византии. Уже церковный устав Святого Владимира вспоминает о них и заведование ими поручает церкви. На содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц определялась десятину. В течение многих веков церковь и монастыри на Руси оставались центрами социальной помощи старым, убогим и больным.
По греческим образцам при монастырях и больших церквях, прежде всего в Киево-Печерском монастыре, устраиваются приюты для больных и инвалидов. Среди монахов выделяются лица, специально посвящают себя заботе о больных и лечению их. Можно сказать, что в древней Руси практически при каждой приходской церкви была богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих.
Князь Черниговский Николай Святоша, который был монахом Киево-Печерского монастыря, построил Троицкую надвратную церковь (1108) и больницу, на базе которой позже образовано Больничный Свято-Троицкий монастырь, где собирали «слепых, хромых …». В Переяславе на Днепре в том же XI в. была «строение банная и лечебная», где всем, кто приходил, подавали бесплатно медицинскую помощь. Монастыри целом не стали центрами предоставления такой помощи, хотя на эти цели уже в первых законодательных актах Руси после принятия христианства принадлежало выделять церкви часть из всех государственных доходов.
По татарского нашествия на Руси количество искалеченных, больных, вообще человек, требовавших опеки, значительно увеличилось. Но глубокий общий упадок экономической и культурной жизни народа тормозил развитие лечебного дела. Прекращаются также связи с Византией, южными и западными славянскими народами.
В середине IV в. русские земли оказываются под властью Великого княжества Литовского, а с середины XVI в. — В составе Речи Посполитой. Уже под 1377 в городских актах Львова находим сведения об учреждении в городе госпиталя для больных и бедных. В XVI в. в Остроге также функционировал большой госпиталь с годовым бюджетом 4 000 злотых — сумма по тем временам значительная.
Развитие госпиталей на украинских землях в XV-XVIII вв.
Братские госпитале
В истории богаделен-госпиталей Украины нельзя обойти братств — организации украинского мещанства, которые в XV-XVIII вв. имели играли огромную роль в жизни народа. Они занимались разнообразной религиозно-благотворительной и образовательной деятельностью, помогали обедневшим и больным членам своего прихода и тому подобное. В описании Павла Алеппского, из антиохийским патриархом путешествовал через Украину в Москву в 1654 p., Читаем: «Знай, что по всей земле казацкой, в каждом городе, в каждом селе для их убогих, немощных и сирот построен по краю или в середине населенного места дома, в которых они имеют убежище ». Братские приюты уже в XVI в. получают название госпиталей (от лат. hospitalis — гостеприимный).
Одним из значительных на Украине было Львовское братство. Древнейшие письменные упоминания о нем известны с 1439 При Онуфриевском монастыре братство устраивает в 1522 госпиталь, для которого позже получает материальную помощь от московского царя Федора Иоанновича. В пригородах Львова при украинских церквях было открыто еще четыре небольшие госпитале.
Киевское братство основано позже — в 1615 Оно имело свою школу и госпиталь «для людей бедных, старых, уломних и духовных, яко и свецких и людей рыцарски», как отмечается в его засновни грамоте.
Братские госпитале, школы содержались на средства прихожан. В городах крупные цеха удерживали свои госпитале. Меньшие цеха объединены и имели один госпиталь. В некоторых местах госпитале удерживались на таможенные средства, которые брали за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу на пароме. Кроме госпиталей, которые содержались на общественные средства, были в Украине госпитале, существование которых обеспечивалось заветам состоятельных лиц, отписывали для этого села, мельницы и даже ветчины.
Казацкие госпитале
Во времена казачества сеть богаделен-госпиталей еще больше развилась. С походов запорожские казаки возвращались с большим количеством раненых, часть которых оставалась навсегда инвалидами. По этим причинам казаки вынуждены были иметь свои госпитале.
Первый такой госпиталь был основан в дубовом лесу на острове между реками Старой и Новой Самарой. Там был построен дома и церковь, окруженные защитными рвами. По просьбе казаков из Киева в этот госпиталь был приглашен иеромонаха Паисия, на которого кроме духовных обязанностей полагался также обязанность лечить инвалидов и раненых. В конце XVI в. главным госпиталем казаков становится госпиталь в Трахтемировском монастыре на Днепре, ниже Канева.
Военные госпитали были в монастырях Лебединском у Чигирина, Левковской у Овруча, Межигирскому у Вышгорода. Монастыри охотно принимали на себя заботу о казаках, поскольку имели от этого материальную прибыль. В казацких госпиталях, в противовес гражданским в городах и селах, находили приют не только инвалиды, здесь также лечили раненых и искалеченных в боях запорожцев счет Сечи. Это были своеобразные первые военные лечебные заведения в Украине. Госпиталь в Межигорье при Межигирскому монастыре после 1755 предполагалось превратить в инвалидную общественный дом. Однако такой дом был устроен в Кирилловском монастыре в Киеве, а в Межигорье приказано открыть военный госпиталь, который в 1787 в день намеченного посещения Межигорья Екатериной II по неизвестным причинам сгорел.
О количестве госпиталей в Украине в XVII и XVIII вв. можно составить представление сведений ревизских книг Левобережной Украины архива Малороссийской коллегии. По этим книгам, в 1732 в Черниговском полку было 118 госпиталей, Лубенском — 107, Миргородском — 29 Нежинском — 138, Полтавском — 42, Переяславском — 52. Все эти госпитале имели опикувальну цель.
Развитие богаделен под властью Российской империи
После присоединения украинских земель к Российской империи вопросы функционирования богаделен решались на имперском уровне. Так, Петр I, который, преследуя попрошайничество и запрещая частную благотворительность, повелел в 1712 завести по всем губерниям богадельни для престарелых и увечных, способных к работе, и в такие монастырские и церковные богадельни прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и калек военных чинов, а для удержания их приказал давать им пожертвования и денежное жалованье; на построение при церквях богаделен для побираясь больных предписано направлять свечные сборы. Калек и немощных, неспособных к труду людей, которые выявлялись при составлении ревизий, было велено в 1723 г.. В оклад не писать, а отправлять в богадельне. Данное распоряжение при всей своей полезности оказалось невозможным из-за недостаточного количества богаделен. Церковные средства оказывались недостаточными для образования и содержания богаделен, а надежды, которые Петр возлагал в этом деле на созданные им городские магистраты, не оправдались.
Вот почему при преемниках Петра I с Постановлениями о губернии постоянно повторяются указы как о преследовании попрошайничества, так и о создании богаделен. В постановлении о губерниях 1775 содержалась попытка устроить это дело на совершенно новых началах, которая оказалась почти несбыточной. Устройство и заведование богадельни было поручено созданному в каждой губернии Приказа общественного попечительства. Приказам поручалось основывать в городах и поселках богадельни, отдельные для мужчин и для женщин. Кроме калек и престарелых до сих богаделен предписывалось помещать: бродяг и преступников, сосланных в Сибирь, если по старости и болезням они не могут туда следовать, калек отставных нижних чинов, захваченных при нищенстве, людей, которые исключаются за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости способны трудом зарабатывать на жизнь и тому подобное.
При таком «контингенте» и при плохой администрации большинство богаделен до передачи их в ведение земств (1864) и городов (1870) находилась в весьма неудовлетворительном состоянии. Для улучшения положения дел земские собрания прежде всего стали заботиться об отправке в богаделен только беспомощных бедных, некоторые из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного отправки в земских богаделен бродяг. В то же время земства стали заботиться о сиротах в богадельнях, о расширении категорий людей, которые могли бы находиться там, об устройстве новых богаделен, и многим из них удалось привести эти учреждения в совершенно другой вид.
После Октябрьского переворота 1917 г.. Начался процесс исчезновения понятия «богадельня». Это связано, в первую очередь, с закрытием ликвидацией церквей, монастырей, при которых много таких заведений было. Также, были отменены земства, а учреждения, которые были в их ведении, в том числе и богадельни, перешли в ведение советских органов и или закрывались, или перепрофильовувалися в «Дома престарелых», «интернаты», «приюты» и др
Чем отличается от дома престарелых?
Фото: Miloserdie.ru
Как же сразу отличить церковное заведение от светского? Внешние отличия, конечно, есть – в богадельне всюду встречаются иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они – не обязательный ее атрибут.
Нельзя сказать, что в богадельне всегда хорошо, а в заведении социальной защиты всегда плохо. И светские дома престарелых могут обеспечить своим клиентам хороший уход, вежливое, корректное отношение и замечательные бытовые условия. Если близких людей нет, или они не могут дать комфорт и уход старикам, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем все равно главным является материальная часть жизни – питание, чистое белье, медицинский уход.
То есть перед уходом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, как у них спокойно и легко на душе, а то, какая была каша на завтрак, да скоро ли им пододеяльники поменяют… Не о вечном думают, а о бренном. И помочь направить им мысли в нужное русло некому, вот пустота и заполняется суетой, которая завтра уже никому не будет нужна. Вот главное отличие, и оно в корне меняет представление о том, как нужно провести последние годы своей жизни.
Одна из версий
Как уже говорилось ранее, первоначальное значение данного понятия было совершенно иным и вовсе не имело негативной смысловой окраски. Если верить истории, богадельня – это всего-навсего приют для бездомных, стариков и инвалидов. Такие люди получали там крышу над головой, питание и необходимую помощь в целом.
Приют для бездомных людей — заведение не самое прибыльное, а поэтому чаще всего они организовывались на благотворительных началах и в основном при многочисленных церквях. Так и появился в составе слова корень «бог».
Цель создания богаделен
Фото: Nne.ru
Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.
Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.
Глава III. СОТРУДНИКИ
- ШТАТ И ПОМОЩНИКИ БОГАДЕЛЬНИ
Штат богадельни растет постепенно по мере развития проекта. При этом в каждой конкретной богадельне он будет свой — и содержательно, и количественно.
Вот, например, список штатных сотрудников для маленькой квартирной богадельни, которая не является отдельным юридическим лицом:
- сестры по уходу;
- повар;
- прачки;
- старшая сестра.
А вот список сотрудников (в том числе работающих как совместители) для большой богадельни, являющейся юридическим лицом:
- руководитель (директор, управляющий) — освобожденный от других обязанностей человек, который организует весь процесс жизнедеятельности богадельни;
- администратор (заместитель, комендант, старшая сестра и т.д.): курирует внутреннюю жизнь учреждения, отвечает за текущую работу;
- бухгалтер;
- сестры по уходу;
- врач, который может работать по совместительству и посещать богадельню 1–2 раза в неделю;
- повар и его помощник;
- уборщицы-санитарки;
- сестра-хозяйка;
- прачка;
- технический служащий: решает технические задачи по эксплуатации дома;
- водитель-снабженец.
Если богадельня большая, то она может позволить себе иметь и плотника (часто бывает нужно повесить полочку, починить замок и т.п.), электрика, сантехника.
Персонал церковной богадельни должен подбираться очень тщательно. Чтобы новичок мог влиться в коллектив и действовать с ним в едином духе, человек должен быть воцерковленным, пройти обязательное собеседование со старшей сестрой и с духовником богадельни.
Руководитель должен суметь понять, ради чего пришел работать сотрудник: только ли зарабатывать деньги или послужить другим. Если второго мотива нет, работать в богадельне он не сможет.
Большую помощь богадельням обычно оказывают добровольцы. Есть богадельни (как правило, при храмах и монастырях), в которых весь труд организован силами добровольцев. Но даже при наличии штатных сотрудников, работающих за зарплату, потребность в участии добровольцев остается: постричь бабушек, отвезти их в храм, поздравить с праздником и даже просто пообщаться. Лучше, чтобы сформировалась группа «друзей богадельни» — т.е. чтобы тот или иной доброволец мог быть неким «личным другом» бабушки, расширяя тем самым круг ее общения.
- СЕСТРЫ
Круг обязанностей
Не секрет, что кадровый вопрос при организации богадельни один из самых острых: где найти желающих за невысокую плату заниматься уходом за пожилыми людьми, и как научить их это делать квалифицированно? Как мы уже говорили, идея создания богадельни, как правило, возникает в недрах действующего сестричества или активной группы прихожан, уже занимающихся делами милосердия: помощью пожилым или
тяжелобольным прихожанам, детям- сиротам, инвалидам и т.д. Так что вовлеченные в такую работу физически крепкие прихожане или члены сестричества — это и есть кадровый фонд богадельни.
Возраст сестер может быть разный: хорошо работают и молодые, которым по сердцу уход за немощными людьми: у них много сил, они быстро всему обучаются, они горят желанием помогать. Но зрелые люди на такой работе хороши по-своему: они могут дать насельникам то, что вынесли из своего опыта; они поставили на ноги своих детей и у них может быть какой-то тыл: работающий муж, который обеспечивает семью.
И те, и другие могут стать прекрасными сестрами, если у них есть силы и они хотят послужить больным.
Что касается профессионального обучения сестер милосердия, то и эта проблема решаема. Сейчас во многих местах для населения организуются курсы медицинских сестер. В некоторых городах действуют православные патронажные курсы при училищах сестер милосердия или сестричествах. В Москве, например, бесплатные курсы патронажных сестер постоянно действуют при Свято-Димитриевском училище сестер милосердия. Ведь это только кажется, что в уходе за больным нет ничего сложного. На самом деле есть много навыков и знаний, от применения которых зависит и состояние больного, и здоровье самой сестры. Как не допустить пролежней и застойных явлений в легких у малоподвижных больных? Как не травмировать свой позвоночник и научиться правильно распределять нагрузку, ежедневно по многу раз помогая больному садиться, вставать и т.д.? Всему этому сестру учат на курсах, которые длятся несколько (обычно восемь) месяцев и предполагают не только теоретические занятия и семинары, но и практику. Пройти курсы могут все, кто хочет стать сестрой милосердия и остаться работать в одном из проектов Свято-Димитриевского сестричества (в богадельне, детском доме для детей-инвалидов и др.). Записаться на курсы можно по телефону: +7 (495) 972–97-02.
Если же новая сестра принята в богадельню, имея нужное образование, но не имея опыта, то она должна пройти обучение в процессе работы. В среднем такое обучение длится от месяца до трех. Хотя бывает, что новичок в первый же рабочий день понимает: эта работа не для него. Для тех, кто остается, после первых двух-трех посещений начинает начисляться зарплата как стажеру Стажер для обучения прикрепляется к давно работающей сестре, чей опыт ухода и обращения с больными хотелось бы тиражировать.
Итак, какие медицинские действия должна уметь производить сестра, работающая в богадельне:
—грамотно ухаживать за пациентом, не причиняя ему вреда и боли, а также не нанося вреда собственному здоровью;
—измерять давление, температуру, пульс;
—следить за изменением состояния больного, чтобы вовремя принять решение о необходимости вызова скорой или участкового врача;
—выдавать больным лекарство согласно с листом назначений врача, разбираться в дозировке, ориентироваться в побочных действиях препаратов;
— делать несложные перевязки; —желательно уметь делать инъекции.
Помимо обязанностей медсестры, сестра милосердия осуществляет в богадельне непосредственно уход за больным:
— кормит больных;
—проводит гигиенические процедуры: моет, умывает, переворачивает, перестилает постель и т.д.;
—убирает и дезинфицирует комнату.
Для многих насельниц богадельни сестра милосердия — не просто сотрудник, но близкий, родной человек, с которым можно поговорить, поделиться радостью или поплакаться. В Свято-Спиридоньевской богадельне бабушки нередко заранее расспрашивают, кто будет назавтра дежурить, и определенным образом настраиваются на каждую сестру. Сестры стараются что-то почитать бабушкам, принести послушать какой-то диск, приласкать их. Именно благодаря этому неформальному общению между насельницами и сестрами в итоге в богадельне создается та особая атмосфера, которая позволяет пожилым людям не чувствовать себя брошенными, одинокими, никому не нужными. Инициаторами такого общения должны выступать сестры, которые в идеале должны по- христиански любить своих подопечных.
Одна из сестер может по совместительству работать социальным работником богадельни. Эта работа не связана с ежедневными нагрузками и не требует специальных профессиональных навыков.
В постоянные обязанности социального работника входят, например, контакты с районной поликлиникой, к которой прикреплены все насельницы богадельни: нужно поставить или снять с учета подопечных, получить бесплатные лекарственные средства, памперсы и т.д.
Уход
Мастерство ухаживать за немощным человеком — одно из главных в работе сотрудницы богадельни. Навыки по уходу важны и для больного, и для сестры. Для больного все манипуляции нужно сделать легко и небольно. А сестре необходимо, ухаживая, сберечь свое здоровье.
В Свято-Спиридоньевской богадельне существуют годами отработанные алгоритмы действий: как пересаживать лежачего больного в кресло, как менять под ним белье, как подмывать.
Режим ухода здесь примерно следующий:
—подмывают лежачих насельников два раза в день в постели. Тем, кто может сам дойти до туалета, помогают совершить утренние процедуры там;
—утром помимо подмывания всем подопечным моют подмышки, грудь, спину заранее приготовленным раствором детского мыла. Раствор хорош тем, что не требует воды при намыливании и, в отличие от готового жидкого мыла, легко смывается мягким полотенцем. Кожа становится чистой, как после мытья в душе, а кровать остается сухой (Для приготовления раствора нужно взять детское мыло без парфюмерной отдушки, натереть его на крупной терке, поместить в закрывающуюся емкость и залить кипятком из расчета 4 ст. ложки мыла на стандартную банку в 650 мл, или 500 мл мыла — на канистру в 5 л. Тщательно размешать, чтобы не осталось комков, дать остыть. Получится густая плотная масса, которую можно налить через воронку в дозатор и пользоваться ежедневно. Срок хранения — три недели);
—раз в неделю у каждой насельницы — большой банный день. Бабушку пересаживают в инвалидное кресло, сестра в фартуке моет ее прямо в кресле. В это время вторая сестра должна успеть помыть кровать и перестелить белье;
—постельное белье меняется раз в неделю. Простыня должна быть натянута, как кожа на барабане — так, что даже углы матраса чуть скручиваются. Затем простыня под матрасом завязывается (поэтому простыни используют широкие). Иначе, если будет хоть небольшая складка под телом, на этом месте могут образоваться пролежни;
—сажают лежачих пациентов несколько раз в день — на время еды, после еды они сидят, кто сколько может;
—не все могут сами повернуться — в течение дня лежачих пациентов нужно по нескольку раз поворачивать, чтобы, опять же, не было пролежней. Если появилось даже чуть заметное красное пятнышко — необходимо мазать питательным кремом, делать массаж вокруг этого места.
Один из главных принципов в уходе: те, кто может хоть немного сидеть, должны сидеть; те, кто может хоть чуть-чуть ходить, обязательно каждый день должны это делать.
Режим работы и оплата
Работа сестры в богадельне — сменная. Оптимальный график работы сестры по уходу такой: сутки через трое либо по 12 часов через двое суток (с 8.00 до 20.00 — дневная смена, с 20.00 до 8.00 — ночная). В Свято-Спиридоньевской богадельне при таком графике ставка составляет 120 рабочих часов в месяц. Это 10 дежурств по 12 часов (обычная городская ставка — 160- 170 часов в месяц). По опыту этой богадельни, на 12 насельников нужно 18 сестер (с учетом того, что кто-то из сестер может заболеть). Где-то обходятся меньшим количеством сестер, но это и снижает качество ухода, и увеличивает нагрузку на сотрудниц.
В ночную и дневную смену количество дежурных сестер — разное. Так, например, в Свято- Спиридоньевской богадельне в дневную смену на этаже работают по две сестры (на каждую приходится по три пациентки), а в ночную — по одной сестре на этаже. Кажется, что ночью работать спокойнее: все спят. Но сама ночная сестра при этом работает: сначала она должна помочь подопечным успокоиться и уснуть, потом убраться в санузлах, а далее — работать с документами, в частности, проверить и переписать листы назначений врача. Кроме того, случаются еще и экстренные ситуации: например, ночью у кого-то может случиться приступ.
Зарплата сестры не зависит от того, днем или ночью она работает, а только от количества отработанных часов. При оплате труда также правильно учитывать профессиональное образование сестры: чем оно выше — тем выше и почасовая оплата (например, есть разница, окончила ли сестра только патронажные курсы или медицинское училище). В целом же тарифы должны разрабатываться организацией, на бюджете которой будет находиться богадельня.
Специфика работы
По сравнению с работой медсестры в больнице, где идет поток разных людей с разными проблемами и состояниями, работа в богадельне несравнимо более однообразна. Кажется, что в больнице ты растешь профессионально, получаешь новые умения и знания. А в богадельне тебя каждый день ждут одни и те же больные, у которых одни и те же проблемы. Разнообразие порой вносят резкие ухудшения состояния насельниц, которые никак не облегчают ситуацию, а наоборот требуют от тебя напряжения всех внутренних сил для того, чтобы быстро и точно среагировать.
Сестра в богадельне совмещает в своей работе труд медсестры, санитарки, сиделки и, в довершении всего, еще няни и друга, который готов беседовать, читать, развлекать. Поэтому часто результатом такой работы становится быстрое профессиональное выгорание.
В профилактике этого состояния больную роль играет духовное окормление сотрудников богадельни, о котором пойдет речь в главе V (ч. 2 «Духовное окормление»).
Как не выгорать?
Работа сестры по уходу тяжела. Есть те, кто уходит, срывая здоровье. Но есть те, кто работает по 10 лет и больше. По словам Ольги Иорданской, старшей сестры Свято-Спиридоньевской богадельни, важно обладать профессиональными навыками ухода, чтобы не вредить своему здоровью; знать свою меру, участвовать в литургической жизни; регулярно отдыхать, обязательно куда-то уезжать в отпуск: «Если работать в нормальном режиме и иметь свою личную жизнь — никакого выгорания не будет».
Очень важна атмосфера среди сотрудников богадельни. Если она теплая, дружественная, если сестры помогают друг другу и поддерживают одна другую, то работать им гораздо легче.
- СТАРШАЯ СЕСТРА
Если глобальные вопросы в богадельне решает духовник и руководитель, то решением ежедневных внутренних проблем занимается старшая сестра. Во многих богадельнях именно она является главным административным лицом богадельни, а также связующим звеном между учредителем богадельни (сестричеством или приходом) и ее сотрудниками.
Старшая сестра взаимодействует с государственными органами по вопросам, связанным с делами богадельни. Она получает пенсию насельниц. Она же составляет расписание дежурств сестер, следит за соблюдением порядка.
- СЕСТРА В ПРАЧЕЧНОЙ
Помимо сестер, которые осуществляют в богадельне уход за насельницами, в штате заведения должна быть сестра, которая будет ежедневно заниматься стиркой белья. Сейчас эта работа может быть во многом автоматизирована (за счет стиральных машин с автоматической сушкой), но при количестве насельниц в 10 человек даже при наличии машины-автомата нужна сестра специально для этой работы. Так, например, в Свято-Спиридоньевской богадельне (сейчас здесь 12 подопечных) — каждый день, кроме воскресенья, у кого-то банный день со сменой всего постельного и нательного белья. Работа в прачечной посменная, как и у обычных сестер, только без ночных смен. Смена составляет 10–12 часов, оплата почасовая. При таком режиме работы на 12 подопечных нужно три сменяющих друг друга прачки.
Сестрой в прачечной можно работать без медицинского образования, поскольку в ее обязанности входит только стирка и сушка постельного белья и одежды насельников, по необходимости возможности — штопка и починка одежды. Чистое белье ежедневно раскладывается по комодам насельников.
- ПОВАРА
Кухня — еще одно место в богадельне, где можно работать без медицинского образования, но желательно иметь профессиональные навыки приготовления пищи, в частности быть знакомым с диетической кухней.
Там на 12 подопечных и 6 сотрудников посменно работают три повара. В их обязанности входит питание сестер и бабушек, мытье посуды, а также закупка продуктов в гипермаркете (где цены ниже, чем в соседних гастрономах). Крупные закупки делаются примерно раз в две недели. Если что-то необходимо докупать, то повар пользуется близлежащими магазинами.Даже если у вас небольшая богадельня, один человек в ней со всей готовкой не справится. Нужны хотя бы двое, чтобы они могли работать через день или по два дня через два, как это происходит в Свято-Спиридоньевской богадельне.
- ВРАЧИ
Насельницам богадельни необходимы регулярные консультации врача. Поэтому всех бабушек нужно прикрепить к районной поликлинике, к которой по месту нахождения относится богадельня.
Правда, в поликлинике ситуация с врачами бывает разная. Например, Свято-Спиридоньевскую богадельню сначала обслуживал опытный врач, прекрасный диагност, а после его перехода на другую работу врачи стали меняться чуть ли не каждые две недели. На такой случай хорошо иметь еще специалиста, который бы систематически наблюдал насельниц. Возможно, таковые найдутся на приходе или в сестричестве.
Врач может быть совместителем и посещать богадельню не реже одного-двух раз в неделю. Во всех экстренных случаях необходимо вызывать участкового врача, поскольку участковый будет вести больных богадельни официально (являться на вызов, выписывать лекарства, делать назначения, госпитализировать больного в специальное медучреждение, констатировать смерть). Лучший вариант, если участковый врач по совместительству работает в богадельне.
Кроме терапевта в богадельне обычно нужна бывает регулярная помощь психиатра. Если такого специалиста в районной поликлинике нет, то можно попробовать найти его в частных клиниках и приглашать в богадельню на коммерческой основе. Бывает, что у бабушек тяжелое психическое состояние вызвано нарушениями сна. Хороший психиатр с помощью препаратов может скорректировать ситуацию так, чтобы старики днем были активны, а ночью спали. Иногда простое лечение дает хороший эффект: насельницы становятся заметно спокойнее, адекватнее. Но надо быть готовым к тому, что препараты, назначаемые психиатром, могут быть довольно дорогими. В Свято-Димитриевском сестричестве, например, есть благотворитель, который ежемесячно оплачивает только психиатрические лекарства.
Кто работает в этом заведении?
Фото: Miloserdie.ru
Разумеется, контингент в богоугодном заведении самый разный. Все люди приходят сюда с определенным багажом жизненных привычек, опыта и своими сформировавшимися характерами. Но те, кто работает здесь, обращаются друг к Другу «матушка, сестра, батюшка», определяя тем самым круг этой Христовой семьи.
Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.
Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.
Как попасть в богадельню для проживания?
Фото: Vrataby.com
Человек, который стремится закончить свои дни в духе православной веры и под сенью храма, может найти для себя такое заведение неподалеку от своего места жительства. Для этого лучше всего обратиться за помощью в ближайший храм, а там уже помогут определиться с направлением поисков. При богадельне есть специальный сотрудник, который занимается отбором, заселением новых членов семьи. Он же поможет оформить все документы, помочь с переездом и устройством. У многих богаделен есть свой сайт, поэтому с помощью знакомых или самостоятельно можно найти такое заведение.
дальнейшее чтение
- Кэффри, Хелен (2006). Богадельни в Западном Йоркшире 1600-1900
. Кингз Линн: Наследие. ISBN 1-905223-21-8 . - Клей, Ротта Мэри (1909). Средневековые больницы Англии
. — Текст, являющийся общественным достоянием, включая повседневную жизнь, уход и «Офис при изоляции прокаженного» - Гусь, Найджел; Кэффри, Хелен; Лэнгли, Энн, ред. (2016). Британская богадельня: новые взгляды на благотворительность ок. 1400-1914 гг.
. Милтон Кейнс: Общество исторических исследований семьи и сообщества (FACHRS). ISBN 978-0-954-81802-9 . - Хит, Сидни (1910). Староанглийские милостыни: иллюстрированная запись с архитектурными и историческими примечаниями
. Лондон: Ф. Гриффитс. - Хоупвелл, Питер (1995). Святой Крест: старейшая богадельня Англии
. Чичестер, Англия: Филлимор. - Ротман, Дэвид Дж., Изд. (1971). Богадельня Опыт
. Бедность США: Исторические записи. Арно Пресс. ISBN 0-405-03092-4 . - «История жизни пожилых людей». SeniorLiving.org
.
Современные российские богадельни
Фото: Stdimitry.ru
Следует рассказать о нескольких заведениях, которые существуют в наше время.
Свято-Спиридоньевская богадельня
Изначально представляла собой маленький приют, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас богадельня располагается уже в новом, отдельном здании на набережной реки Яузы. Здесь уход за жильцами ведут монашенки Свято-Дмитриевского сестричества. Многие из насельников с тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что этому сестричеству лицензированы медицинские сестринские услуги, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что лечение тел они ведут одновременно с лечением душ. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, разделяют с ними их боли, сопереживая их немощам и укрепляя насельников, способствуют им в исцелении.
Екатеринбургская богадельня
Подобная богадельня в обычном жилом доме есть и в Екатеринбурге. Она носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В ней работают немного сотрудников, а медицинское обслуживание ведется через местную поликлинику, а также добровольцами.
Галерея
- Богадельни в Льер, Бельгия
- Богадельни при приходской церкви св. Иоанна в Thaxted, Англия
- Богадельня в Woburn, Бедфордшир, Англия
- Богадельни Святой Марии (северное крыло), Черч-лейн, Godstone, Англия
- Коттеджи богадельни, построенные в начале 1900-х гг. Whiteley Village, Англия
- Куинс-колледж, Кембридж, Англия, богадельни в 1912 году
- Royal Albert Homes, Кембридж, Англия
- Boshuisengasthuis
в Леуварден, Нидерланды
- Ньив Синт-Энтони Гастуис
в Леуварден, Нидерланды
- Swanenburghshof
в Гауда, Южная Голландия