Что такое богадельня и чем она отличается от дома престарелых


Суть богадельни


Фото: Cultinfo.ru
В целом, богадельня и есть дом престарелых и отличается от него не столько организационно, сколько по внутреннему содержанию. Современные богадельни стремятся стать обителью христианского духа, местом, где царит любовь в том понятии, как ее завещал нам Спаситель.

Именно здесь, под конец своих дней, люди стремятся к тому, на что у них всю жизнь не было времени – подумать о своей душе, обеспечить ей вечную жизнь и спасение. Поздно это или рано, людям знать не дано. На все есть высший суд, который и решит, кто достоин спасения. Но именно в богадельне для этого созданы все условия.

Обычно это заведение создается при храме и располагается в непосредственной близости от него – вот и второе отличие от дома престарелых.

И формальные отличия также наблюдаются – здесь престарелых называют насельницами, матушками. Комнаты – кельи, столовая – трапезная.

Но главный, кто живет в богадельне – это не ее заведующий, и не насельницы, а Святой Христианский дух, который помогает всем живущим и работающим в этом заведении рано или поздно осознать, что такое христианские отношения, что такое истинная любовь к Богу.

История развития

Как и все богоугодные заведения, богадельни появились вместе с христианством и изначально создавались при больницах или даже сливались с ними. Первая богадельня была создана христианской церковью в 542 г.. В г.. Лионе. В Польше богадельни с давних времен существовали в основном под названием «приходских госпиталей», и только в 1843 году, когда на основании указа от 18 марта (2 марта) 1842 проведения было систематическое и правильное разделение благотворительных заведений в соответствии с целями их функционирования, они были переименованы в «дома приюта для престарелых и немощных». Некоторые из этих домов были очень старинного происхождения. Так, например, Дом убежища в Люблине был открыт в 1342, в Варшаве дом Святого Духа и Девы Марии — в 1388, в Радоме — в 1435, в Скерневице в 1530

Во Франции в XIX в. приюты для престарелых, немощных и калек под названием фр. hospices составляли вместе с больницами для излечимых больных (фр. hôpitaux) одно ведомство госпиталей; учреждения, в которых удерживаемые обоих разрядов, назывались фр. hospices-hôpitaux. Любая община должна была принимать в свои богаделен своих членов, стали неспособными к труду; для таких общин, не имели богаделен, генеральный совет департамента назначала определенное количество богаделен, привлекая эти общины к участию в расходах на содержание таких богаделен.

В Англии после реформы 1834 богадельни являются отделениями работных домов (англ. Workhouse), положенных в основу английской системы общественного призрения.

Появление богаделен на Руси.

На территорию Руси богадельни вместе с христианством перешли из Византии. Уже церковный устав Святого Владимира вспоминает о них и заведование ими поручает церкви. На содержание монастырей, церквей, богаделен и больниц определялась десятину. В течение многих веков церковь и монастыри на Руси оставались центрами социальной помощи старым, убогим и больным.

По греческим образцам при монастырях и больших церквях, прежде всего в Киево-Печерском монастыре, устраиваются приюты для больных и инвалидов. Среди монахов выделяются лица, специально посвящают себя заботе о больных и лечению их. Можно сказать, что в древней Руси практически при каждой приходской церкви была богадельня, а при некоторых монастырях образовались целые слободы нищих.

Князь Черниговский Николай Святоша, который был монахом Киево-Печерского монастыря, построил Троицкую надвратную церковь (1108) и больницу, на базе которой позже образовано Больничный Свято-Троицкий монастырь, где собирали «слепых, хромых …». В Переяславе на Днепре в том же XI в. была «строение банная и лечебная», где всем, кто приходил, подавали бесплатно медицинскую помощь. Монастыри целом не стали центрами предоставления такой помощи, хотя на эти цели уже в первых законодательных актах Руси после принятия христианства принадлежало выделять церкви часть из всех государственных доходов.

По татарского нашествия на Руси количество искалеченных, больных, вообще человек, требовавших опеки, значительно увеличилось. Но глубокий общий упадок экономической и культурной жизни народа тормозил развитие лечебного дела. Прекращаются также связи с Византией, южными и западными славянскими народами.

В середине IV в. русские земли оказываются под властью Великого княжества Литовского, а с середины XVI в. — В составе Речи Посполитой. Уже под 1377 в городских актах Львова находим сведения об учреждении в городе госпиталя для больных и бедных. В XVI в. в Остроге также функционировал большой госпиталь с годовым бюджетом 4 000 злотых — сумма по тем временам значительная.

Развитие госпиталей на украинских землях в XV-XVIII вв.

Братские госпитале

В истории богаделен-госпиталей Украины нельзя обойти братств — организации украинского мещанства, которые в XV-XVIII вв. имели играли огромную роль в жизни народа. Они занимались разнообразной религиозно-благотворительной и образовательной деятельностью, помогали обедневшим и больным членам своего прихода и тому подобное. В описании Павла Алеппского, из антиохийским патриархом путешествовал через Украину в Москву в 1654 p., Читаем: «Знай, что по всей земле казацкой, в каждом городе, в каждом селе для их убогих, немощных и сирот построен по краю или в середине населенного места дома, в которых они имеют убежище ». Братские приюты уже в XVI в. получают название госпиталей (от лат. hospitalis — гостеприимный).

Одним из значительных на Украине было Львовское братство. Древнейшие письменные упоминания о нем известны с 1439 При Онуфриевском монастыре братство устраивает в 1522 госпиталь, для которого позже получает материальную помощь от московского царя Федора Иоанновича. В пригородах Львова при украинских церквях было открыто еще четыре небольшие госпитале.

Киевское братство основано позже — в 1615 Оно имело свою школу и госпиталь «для людей бедных, старых, уломних и духовных, яко и свецких и людей рыцарски», как отмечается в его засновни грамоте.

Братские госпитале, школы содержались на средства прихожан. В городах крупные цеха удерживали свои госпитале. Меньшие цеха объединены и имели один госпиталь. В некоторых местах госпитале удерживались на таможенные средства, которые брали за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу на пароме. Кроме госпиталей, которые содержались на общественные средства, были в Украине госпитале, существование которых обеспечивалось заветам состоятельных лиц, отписывали для этого села, мельницы и даже ветчины.

Казацкие госпитале

Во времена казачества сеть богаделен-госпиталей еще больше развилась. С походов запорожские казаки возвращались с большим количеством раненых, часть которых оставалась навсегда инвалидами. По этим причинам казаки вынуждены были иметь свои госпитале.

Первый такой госпиталь был основан в дубовом лесу на острове между реками Старой и Новой Самарой. Там был построен дома и церковь, окруженные защитными рвами. По просьбе казаков из Киева в этот госпиталь был приглашен иеромонаха Паисия, на которого кроме духовных обязанностей полагался также обязанность лечить инвалидов и раненых. В конце XVI в. главным госпиталем казаков становится госпиталь в Трахтемировском монастыре на Днепре, ниже Канева.

Военные госпитали были в монастырях Лебединском у Чигирина, Левковской у Овруча, Межигирскому у Вышгорода. Монастыри охотно принимали на себя заботу о казаках, поскольку имели от этого материальную прибыль. В казацких госпиталях, в противовес гражданским в городах и селах, находили приют не только инвалиды, здесь также лечили раненых и искалеченных в боях запорожцев счет Сечи. Это были своеобразные первые военные лечебные заведения в Украине. Госпиталь в Межигорье при Межигирскому монастыре после 1755 предполагалось превратить в инвалидную общественный дом. Однако такой дом был устроен в Кирилловском монастыре в Киеве, а в Межигорье приказано открыть военный госпиталь, который в 1787 в день намеченного посещения Межигорья Екатериной II по неизвестным причинам сгорел.

О количестве госпиталей в Украине в XVII и XVIII вв. можно составить представление сведений ревизских книг Левобережной Украины архива Малороссийской коллегии. По этим книгам, в 1732 в Черниговском полку было 118 госпиталей, Лубенском — 107, Миргородском — 29 Нежинском — 138, Полтавском — 42, Переяславском — 52. Все эти госпитале имели опикувальну цель.

Развитие богаделен под властью Российской империи

После присоединения украинских земель к Российской империи вопросы функционирования богаделен решались на имперском уровне. Так, Петр I, который, преследуя попрошайничество и запрещая частную благотворительность, повелел в 1712 завести по всем губерниям богадельни для престарелых и увечных, способных к работе, и в такие монастырские и церковные богадельни прежде всего хотел помещать престарелых, раненых и калек военных чинов, а для удержания их приказал давать им пожертвования и денежное жалованье; на построение при церквях богаделен для побираясь больных предписано направлять свечные сборы. Калек и немощных, неспособных к труду людей, которые выявлялись при составлении ревизий, было велено в 1723 г.. В оклад не писать, а отправлять в богадельне. Данное распоряжение при всей своей полезности оказалось невозможным из-за недостаточного количества богаделен. Церковные средства оказывались недостаточными для образования и содержания богаделен, а надежды, которые Петр возлагал в этом деле на созданные им городские магистраты, не оправдались.

Вот почему при преемниках Петра I с Постановлениями о губернии постоянно повторяются указы как о преследовании попрошайничества, так и о создании богаделен. В постановлении о губерниях 1775 содержалась попытка устроить это дело на совершенно новых началах, которая оказалась почти несбыточной. Устройство и заведование богадельни было поручено созданному в каждой губернии Приказа общественного попечительства. Приказам поручалось основывать в городах и поселках богадельни, отдельные для мужчин и для женщин. Кроме калек и престарелых до сих богаделен предписывалось помещать: бродяг и преступников, сосланных в Сибирь, если по старости и болезням они не могут туда следовать, калек отставных нижних чинов, захваченных при нищенстве, людей, которые исключаются за пороки из духовного ведомства и по болезням и старости способны трудом зарабатывать на жизнь и тому подобное.

При таком «контингенте» и при плохой администрации большинство богаделен до передачи их в ведение земств (1864) и городов (1870) находилась в весьма неудовлетворительном состоянии. Для улучшения положения дел земские собрания прежде всего стали заботиться об отправке в богаделен только беспомощных бедных, некоторые из них (Костромское, Нижегородское, Харьковское) ходатайствовали об отмене обязательного отправки в земских богаделен бродяг. В то же время земства стали заботиться о сиротах в богадельнях, о расширении категорий людей, которые могли бы находиться там, об устройстве новых богаделен, и многим из них удалось привести эти учреждения в совершенно другой вид.

После Октябрьского переворота 1917 г.. Начался процесс исчезновения понятия «богадельня». Это связано, в первую очередь, с закрытием ликвидацией церквей, монастырей, при которых много таких заведений было. Также, были отменены земства, а учреждения, которые были в их ведении, в том числе и богадельни, перешли в ведение советских органов и или закрывались, или перепрофильовувалися в «Дома престарелых», «интернаты», «приюты» и др

Чем отличается от дома престарелых?


Фото: Miloserdie.ru
Как же сразу отличить церковное заведение от светского? Внешние отличия, конечно, есть – в богадельне всюду встречаются иконы, часто можно встретить священников и послушниц или монахинь. Но они – не обязательный ее атрибут.

Нельзя сказать, что в богадельне всегда хорошо, а в заведении социальной защиты всегда плохо. И светские дома престарелых могут обеспечить своим клиентам хороший уход, вежливое, корректное отношение и замечательные бытовые условия. Если близких людей нет, или они не могут дать комфорт и уход старикам, то эту функцию берет на себя социальное учреждение. Но в нем все равно главным является материальная часть жизни – питание, чистое белье, медицинский уход.

То есть перед уходом в мир иной люди снова думают не о том. Они обсуждают не то, как у них спокойно и легко на душе, а то, какая была каша на завтрак, да скоро ли им пододеяльники поменяют… Не о вечном думают, а о бренном. И помочь направить им мысли в нужное русло некому, вот пустота и заполняется суетой, которая завтра уже никому не будет нужна. Вот главное отличие, и оно в корне меняет представление о том, как нужно провести последние годы своей жизни.

Одна из версий

Как уже говорилось ранее, первоначальное значение данного понятия было совершенно иным и вовсе не имело негативной смысловой окраски. Если верить истории, богадельня – это всего-навсего приют для бездомных, стариков и инвалидов. Такие люди получали там крышу над головой, питание и необходимую помощь в целом.

Приют для бездомных людей — заведение не самое прибыльное, а поэтому чаще всего они организовывались на благотворительных началах и в основном при многочисленных церквях. Так и появился в составе слова корень «бог».

Цель создания богаделен


Фото: Nne.ru
Отсюда понятна цель – создать такие условия, когда старички могут прийти к глубокой, непоколебимой вере и в ней подготовиться к вечности. Обдумать, вспомнить то, что мешает им стать перед Судом, не склоняя скорбно голову под тяжестью грехов. Успеть покаяться, потрудиться на благо своей души. Духовые труды никак не легче физических, а порой и много тяжелее.

Но забота о душе не может быть отделена от заботы о теле. Чистота, сытость, постоянная ухоженность – вот то, что является неотъемлемой частью богадельни. Ведь тело – это вместилище души и за ним также нужно следить, хранить его, но не забывать при этом, что оно вторично.

Глава III. СОТРУДНИКИ

  1. ШТАТ И ПОМОЩНИКИ БОГАДЕЛЬНИ

Штат бога­дель­ни рас­тет посте­пен­но по мере раз­ви­тия про­ек­та. При этом в каж­дой кон­крет­ной бога­дельне он будет свой — и содер­жа­тель­но, и количественно.

Вот, напри­мер, спи­сок штат­ных сотруд­ни­ков для малень­кой квар­тир­ной бога­дель­ни, кото­рая не явля­ет­ся отдель­ным юри­ди­че­ским лицом:

  • сест­ры по уходу;
  • повар;
  • прач­ки;
  • стар­шая сестра.

А вот спи­сок сотруд­ни­ков (в том чис­ле рабо­та­ю­щих как сов­ме­сти­те­ли) для боль­шой бога­дель­ни, явля­ю­щей­ся юри­ди­че­ским лицом:

  • руко­во­ди­тель (дирек­тор, управ­ля­ю­щий) — осво­бож­ден­ный от дру­гих обя­зан­но­стей чело­век, кото­рый орга­ни­зу­ет весь про­цесс жиз­не­де­я­тель­но­сти богадельни;
  • адми­ни­стра­тор (заме­сти­тель, комен­дант, стар­шая сест­ра и т.д.): кури­ру­ет внут­рен­нюю жизнь учре­жде­ния, отве­ча­ет за теку­щую работу;
  • бух­гал­тер;
  • сест­ры по уходу;
  • врач, кото­рый может рабо­тать по сов­ме­сти­тель­ству и посе­щать бога­дель­ню 1–2 раза в неделю;
  • повар и его помощник;
  • убор­щи­цы-сани­тар­ки;
  • сест­ра-хозяй­ка;
  • прач­ка;
  • тех­ни­че­ский слу­жа­щий: реша­ет тех­ни­че­ские зада­чи по экс­плу­а­та­ции дома;
  • води­тель-снаб­же­нец.

Если бога­дель­ня боль­шая, то она может поз­во­лить себе иметь и плот­ни­ка (часто быва­ет нуж­но пове­сить полоч­ку, почи­нить замок и т.п.), элек­три­ка, сантехника.

Пер­со­нал цер­ков­ной бога­дель­ни дол­жен под­би­рать­ся очень тща­тель­но. Что­бы нови­чок мог влить­ся в кол­лек­тив и дей­ство­вать с ним в еди­ном духе, чело­век дол­жен быть воцер­ко­в­лен­ным, прой­ти обя­за­тель­ное собе­се­до­ва­ние со стар­шей сест­рой и с духов­ни­ком богадельни.

Руко­во­ди­тель дол­жен суметь понять, ради чего при­шел рабо­тать сотруд­ник: толь­ко ли зара­ба­ты­вать день­ги или послу­жить дру­гим. Если вто­ро­го моти­ва нет, рабо­тать в бога­дельне он не сможет.

Боль­шую помощь бога­дель­ням обыч­но ока­зы­ва­ют доб­ро­воль­цы. Есть бога­дель­ни (как пра­ви­ло, при хра­мах и мона­сты­рях), в кото­рых весь труд орга­ни­зо­ван сила­ми доб­ро­воль­цев. Но даже при нали­чии штат­ных сотруд­ни­ков, рабо­та­ю­щих за зар­пла­ту, потреб­ность в уча­стии доб­ро­воль­цев оста­ет­ся: постричь бабу­шек, отвез­ти их в храм, поздра­вить с празд­ни­ком и даже про­сто пооб­щать­ся. Луч­ше, что­бы сфор­ми­ро­ва­лась груп­па «дру­зей бога­дель­ни» — т.е. что­бы тот или иной доб­ро­во­лец мог быть неким «лич­ным дру­гом» бабуш­ки, рас­ши­ряя тем самым круг ее общения.

  1. СЕСТРЫ

Круг обя­зан­но­стей

Не сек­рет, что кад­ро­вый вопрос при орга­ни­за­ции бога­дель­ни один из самых ост­рых: где най­ти жела­ю­щих за невы­со­кую пла­ту зани­мать­ся ухо­дом за пожи­лы­ми людь­ми, и как научить их это делать ква­ли­фи­ци­ро­ван­но? Как мы уже гово­ри­ли, идея созда­ния бога­дель­ни, как пра­ви­ло, воз­ни­ка­ет в нед­рах дей­ству­ю­ще­го сест­ри­че­ства или актив­ной груп­пы при­хо­жан, уже зани­ма­ю­щих­ся дела­ми мило­сер­дия: помо­щью пожи­лым или

тяже­ло­боль­ным при­хо­жа­нам, детям- сиро­там, инва­ли­дам и т.д. Так что вовле­чен­ные в такую рабо­ту физи­че­ски креп­кие при­хо­жане или чле­ны сест­ри­че­ства — это и есть кад­ро­вый фонд богадельни.

Воз­раст сестер может быть раз­ный: хоро­шо рабо­та­ют и моло­дые, кото­рым по серд­цу уход за немощ­ны­ми людь­ми: у них мно­го сил, они быст­ро все­му обу­ча­ют­ся, они горят жела­ни­ем помо­гать. Но зре­лые люди на такой рабо­те хоро­ши по-сво­е­му: они могут дать насель­ни­кам то, что вынес­ли из сво­е­го опы­та; они поста­ви­ли на ноги сво­их детей и у них может быть какой-то тыл: рабо­та­ю­щий муж, кото­рый обес­пе­чи­ва­ет семью.

И те, и дру­гие могут стать пре­крас­ны­ми сест­ра­ми, если у них есть силы и они хотят послу­жить больным.

Что каса­ет­ся про­фес­си­о­наль­но­го обу­че­ния сестер мило­сер­дия, то и эта про­бле­ма реша­е­ма. Сей­час во мно­гих местах для насе­ле­ния орга­ни­зу­ют­ся кур­сы меди­цин­ских сестер. В неко­то­рых горо­дах дей­ству­ют пра­во­слав­ные пат­ро­наж­ные кур­сы при учи­ли­щах сестер мило­сер­дия или сест­ри­че­ствах. В Москве, напри­мер, бес­плат­ные кур­сы пат­ро­наж­ных сестер посто­ян­но дей­ству­ют при Свя­то-Димит­ри­ев­ском учи­ли­ще сестер мило­сер­дия. Ведь это толь­ко кажет­ся, что в ухо­де за боль­ным нет ниче­го слож­но­го. На самом деле есть мно­го навы­ков и зна­ний, от при­ме­не­ния кото­рых зави­сит и состо­я­ние боль­но­го, и здо­ро­вье самой сест­ры. Как не допу­стить про­леж­ней и застой­ных явле­ний в лег­ких у мало­по­движ­ных боль­ных? Как не трав­ми­ро­вать свой позво­ноч­ник и научить­ся пра­виль­но рас­пре­де­лять нагруз­ку, еже­днев­но по мно­гу раз помо­гая боль­но­му садить­ся, вста­вать и т.д.? Все­му это­му сест­ру учат на кур­сах, кото­рые длят­ся несколь­ко (обыч­но восемь) меся­цев и пред­по­ла­га­ют не толь­ко тео­ре­ти­че­ские заня­тия и семи­на­ры, но и прак­ти­ку. Прой­ти кур­сы могут все, кто хочет стать сест­рой мило­сер­дия и остать­ся рабо­тать в одном из про­ек­тов Свя­то-Димит­ри­ев­ско­го сест­ри­че­ства (в бога­дельне, дет­ском доме для детей-инва­ли­дов и др.). Запи­сать­ся на кур­сы мож­но по теле­фо­ну: +7 (495) 972–97-02.

Если же новая сест­ра при­ня­та в бога­дель­ню, имея нуж­ное обра­зо­ва­ние, но не имея опы­та, то она долж­на прой­ти обу­че­ние в про­цес­се рабо­ты. В сред­нем такое обу­че­ние длит­ся от меся­ца до трех. Хотя быва­ет, что нови­чок в пер­вый же рабо­чий день пони­ма­ет: эта рабо­та не для него. Для тех, кто оста­ет­ся, после пер­вых двух-трех посе­ще­ний начи­на­ет начис­лять­ся зар­пла­та как ста­же­ру Ста­жер для обу­че­ния при­креп­ля­ет­ся к дав­но рабо­та­ю­щей сест­ре, чей опыт ухо­да и обра­ще­ния с боль­ны­ми хоте­лось бы тиражировать.

Итак, какие меди­цин­ские дей­ствия долж­на уметь про­из­во­дить сест­ра, рабо­та­ю­щая в богадельне:

—гра­мот­но уха­жи­вать за паци­ен­том, не при­чи­няя ему вре­да и боли, а так­же не нано­ся вре­да соб­ствен­но­му здоровью;

—изме­рять дав­ле­ние, тем­пе­ра­ту­ру, пульс;

—сле­дить за изме­не­ни­ем состо­я­ния боль­но­го, что­бы вовре­мя при­нять реше­ние о необ­хо­ди­мо­сти вызо­ва ско­рой или участ­ко­во­го врача;

—выда­вать боль­ным лекар­ство соглас­но с листом назна­че­ний вра­ча, раз­би­рать­ся в дози­ров­ке, ори­ен­ти­ро­вать­ся в побоч­ных дей­стви­ях препаратов;

— делать неслож­ные пере­вяз­ки; —жела­тель­но уметь делать инъекции.

Поми­мо обя­зан­но­стей мед­сест­ры, сест­ра мило­сер­дия осу­ществ­ля­ет в бога­дельне непо­сред­ствен­но уход за больным:

— кор­мит больных;

—про­во­дит гиги­е­ни­че­ские про­це­ду­ры: моет, умы­ва­ет, пере­во­ра­чи­ва­ет, пере­сти­ла­ет постель и т.д.;

—уби­ра­ет и дез­ин­фи­ци­ру­ет комнату.

Для мно­гих насель­ниц бога­дель­ни сест­ра мило­сер­дия — не про­сто сотруд­ник, но близ­кий, род­ной чело­век, с кото­рым мож­но пого­во­рить, поде­лить­ся радо­стью или попла­кать­ся. В Свя­то-Спи­ри­до­ньев­ской бога­дельне бабуш­ки неред­ко зара­нее рас­спра­ши­ва­ют, кто будет назав­тра дежу­рить, и опре­де­лен­ным обра­зом настра­и­ва­ют­ся на каж­дую сест­ру. Сест­ры ста­ра­ют­ся что-то почи­тать бабуш­кам, при­не­сти послу­шать какой-то диск, при­лас­кать их. Имен­но бла­го­да­ря это­му нефор­маль­но­му обще­нию меж­ду насель­ни­ца­ми и сест­ра­ми в ито­ге в бога­дельне созда­ет­ся та осо­бая атмо­сфе­ра, кото­рая поз­во­ля­ет пожи­лым людям не чув­ство­вать себя бро­шен­ны­ми, оди­но­ки­ми, нико­му не нуж­ны­ми. Ини­ци­а­то­ра­ми тако­го обще­ния долж­ны высту­пать сест­ры, кото­рые в иде­а­ле долж­ны по- хри­сти­ан­ски любить сво­их подопечных.

Одна из сестер может по сов­ме­сти­тель­ству рабо­тать соци­аль­ным работ­ни­ком бога­дель­ни. Эта рабо­та не свя­за­на с еже­днев­ны­ми нагруз­ка­ми и не тре­бу­ет спе­ци­аль­ных про­фес­си­о­наль­ных навыков.

В посто­ян­ные обя­зан­но­сти соци­аль­но­го работ­ни­ка вхо­дят, напри­мер, кон­так­ты с рай­он­ной поли­кли­ни­кой, к кото­рой при­креп­ле­ны все насель­ни­цы бога­дель­ни: нуж­но поста­вить или снять с уче­та под­опеч­ных, полу­чить бес­плат­ные лекар­ствен­ные сред­ства, пам­пер­сы и т.д.

Уход

Мастер­ство уха­жи­вать за немощ­ным чело­ве­ком — одно из глав­ных в рабо­те сотруд­ни­цы бога­дель­ни. Навы­ки по ухо­ду важ­ны и для боль­но­го, и для сест­ры. Для боль­но­го все мани­пу­ля­ции нуж­но сде­лать лег­ко и неболь­но. А сест­ре необ­хо­ди­мо, уха­жи­вая, сбе­речь свое здоровье.

В Свя­то-Спи­ри­до­ньев­ской бога­дельне суще­ству­ют года­ми отра­бо­тан­ные алго­рит­мы дей­ствий: как пере­са­жи­вать лежа­че­го боль­но­го в крес­ло, как менять под ним белье, как подмывать.

Режим ухо­да здесь при­мер­но следующий:

—под­мы­ва­ют лежа­чих насель­ни­ков два раза в день в посте­ли. Тем, кто может сам дой­ти до туа­ле­та, помо­га­ют совер­шить утрен­ние про­це­ду­ры там;

—утром поми­мо под­мы­ва­ния всем под­опеч­ным моют под­мыш­ки, грудь, спи­ну зара­нее при­го­тов­лен­ным рас­тво­ром дет­ско­го мыла. Рас­твор хорош тем, что не тре­бу­ет воды при намы­ли­ва­нии и, в отли­чие от гото­во­го жид­ко­го мыла, лег­ко смы­ва­ет­ся мяг­ким поло­тен­цем. Кожа ста­но­вит­ся чистой, как после мытья в душе, а кро­вать оста­ет­ся сухой (Для при­го­тов­ле­ния рас­тво­ра нуж­но взять дет­ское мыло без пар­фю­мер­ной отдуш­ки, нате­реть его на круп­ной тер­ке, поме­стить в закры­ва­ю­щу­ю­ся емкость и залить кипят­ком из рас­че­та 4 ст. лож­ки мыла на стан­дарт­ную бан­ку в 650 мл, или 500 мл мыла — на кани­стру в 5 л. Тща­тель­но раз­ме­шать, что­бы не оста­лось ком­ков, дать остыть. Полу­чит­ся густая плот­ная мас­са, кото­рую мож­но налить через ворон­ку в доза­тор и поль­зо­вать­ся еже­днев­но. Срок хра­не­ния — три недели);

—раз в неде­лю у каж­дой насель­ни­цы — боль­шой бан­ный день. Бабуш­ку пере­са­жи­ва­ют в инва­лид­ное крес­ло, сест­ра в фар­ту­ке моет ее пря­мо в крес­ле. В это вре­мя вто­рая сест­ра долж­на успеть помыть кро­вать и пере­сте­лить белье;

—постель­ное белье меня­ет­ся раз в неде­лю. Про­сты­ня долж­на быть натя­ну­та, как кожа на бара­бане — так, что даже углы мат­ра­са чуть скру­чи­ва­ют­ся. Затем про­сты­ня под мат­ра­сом завя­зы­ва­ет­ся (поэто­му про­сты­ни исполь­зу­ют широ­кие). Ина­че, если будет хоть неболь­шая склад­ка под телом, на этом месте могут обра­зо­вать­ся пролежни;

—сажа­ют лежа­чих паци­ен­тов несколь­ко раз в день — на вре­мя еды, после еды они сидят, кто сколь­ко может;

—не все могут сами повер­нуть­ся — в тече­ние дня лежа­чих паци­ен­тов нуж­но по несколь­ку раз пово­ра­чи­вать, что­бы, опять же, не было про­леж­ней. Если появи­лось даже чуть замет­ное крас­ное пят­ныш­ко — необ­хо­ди­мо мазать пита­тель­ным кре­мом, делать мас­саж вокруг это­го места.

Один из глав­ных прин­ци­пов в ухо­де: те, кто может хоть немно­го сидеть, долж­ны сидеть; те, кто может хоть чуть-чуть ходить, обя­за­тель­но каж­дый день долж­ны это делать.

Режим рабо­ты и оплата

Рабо­та сест­ры в бога­дельне — смен­ная. Опти­маль­ный гра­фик рабо­ты сест­ры по ухо­ду такой: сут­ки через трое либо по 12 часов через двое суток (с 8.00 до 20.00 — днев­ная сме­на, с 20.00 до 8.00 — ноч­ная). В Свя­то-Спи­ри­до­ньев­ской бога­дельне при таком гра­фи­ке став­ка состав­ля­ет 120 рабо­чих часов в месяц. Это 10 дежурств по 12 часов (обыч­ная город­ская став­ка — 160- 170 часов в месяц). По опы­ту этой бога­дель­ни, на 12 насель­ни­ков нуж­но 18 сестер (с уче­том того, что кто-то из сестер может забо­леть). Где-то обхо­дят­ся мень­шим коли­че­ством сестер, но это и сни­жа­ет каче­ство ухо­да, и уве­ли­чи­ва­ет нагруз­ку на сотрудниц.

В ноч­ную и днев­ную сме­ну коли­че­ство дежур­ных сестер — раз­ное. Так, напри­мер, в Свя­то- Спи­ри­до­ньев­ской бога­дельне в днев­ную сме­ну на эта­же рабо­та­ют по две сест­ры (на каж­дую при­хо­дит­ся по три паци­ент­ки), а в ноч­ную — по одной сест­ре на эта­же. Кажет­ся, что ночью рабо­тать спо­кой­нее: все спят. Но сама ноч­ная сест­ра при этом рабо­та­ет: сна­ча­ла она долж­на помочь под­опеч­ным успо­ко­ить­ся и уснуть, потом убрать­ся в сан­уз­лах, а далее — рабо­тать с доку­мен­та­ми, в част­но­сти, про­ве­рить и пере­пи­сать листы назна­че­ний вра­ча. Кро­ме того, слу­ча­ют­ся еще и экс­трен­ные ситу­а­ции: напри­мер, ночью у кого-то может слу­чить­ся приступ.

Зар­пла­та сест­ры не зави­сит от того, днем или ночью она рабо­та­ет, а толь­ко от коли­че­ства отра­бо­тан­ных часов. При опла­те тру­да так­же пра­виль­но учи­ты­вать про­фес­си­о­наль­ное обра­зо­ва­ние сест­ры: чем оно выше — тем выше и поча­со­вая опла­та (напри­мер, есть раз­ни­ца, окон­чи­ла ли сест­ра толь­ко пат­ро­наж­ные кур­сы или меди­цин­ское учи­ли­ще). В целом же тари­фы долж­ны раз­ра­ба­ты­вать­ся орга­ни­за­ци­ей, на бюд­же­те кото­рой будет нахо­дить­ся богадельня.

Спе­ци­фи­ка работы

По срав­не­нию с рабо­той мед­сест­ры в боль­ни­це, где идет поток раз­ных людей с раз­ны­ми про­бле­ма­ми и состо­я­ни­я­ми, рабо­та в бога­дельне несрав­ни­мо более одно­об­раз­на. Кажет­ся, что в боль­ни­це ты рас­тешь про­фес­си­о­наль­но, полу­ча­ешь новые уме­ния и зна­ния. А в бога­дельне тебя каж­дый день ждут одни и те же боль­ные, у кото­рых одни и те же про­бле­мы. Раз­но­об­ра­зие порой вно­сят рез­кие ухуд­ше­ния состо­я­ния насель­ниц, кото­рые никак не облег­ча­ют ситу­а­цию, а наобо­рот тре­бу­ют от тебя напря­же­ния всех внут­рен­них сил для того, что­бы быст­ро и точ­но среагировать.

Сест­ра в бога­дельне сов­ме­ща­ет в сво­ей рабо­те труд мед­сест­ры, сани­тар­ки, сидел­ки и, в довер­ше­нии все­го, еще няни и дру­га, кото­рый готов бесе­до­вать, читать, раз­вле­кать. Поэто­му часто резуль­та­том такой рабо­ты ста­но­вит­ся быст­рое про­фес­си­о­наль­ное выгорание.

В про­фи­лак­ти­ке это­го состо­я­ния боль­ную роль игра­ет духов­ное окорм­ле­ние сотруд­ни­ков бога­дель­ни, о кото­ром пой­дет речь в гла­ве V (ч. 2 «Духов­ное окормление»).

Как не выгорать?

Рабо­та сест­ры по ухо­ду тяже­ла. Есть те, кто ухо­дит, сры­вая здо­ро­вье. Но есть те, кто рабо­та­ет по 10 лет и боль­ше. По сло­вам Оль­ги Иор­дан­ской, стар­шей сест­ры Свя­то-Спи­ри­до­ньев­ской бога­дель­ни, важ­но обла­дать про­фес­си­о­наль­ны­ми навы­ка­ми ухо­да, что­бы не вре­дить сво­е­му здо­ро­вью; знать свою меру, участ­во­вать в литур­ги­че­ской жиз­ни; регу­ляр­но отды­хать, обя­за­тель­но куда-то уез­жать в отпуск: «Если рабо­тать в нор­маль­ном режи­ме и иметь свою лич­ную жизнь — ника­ко­го выго­ра­ния не будет».

Очень важ­на атмо­сфе­ра сре­ди сотруд­ни­ков бога­дель­ни. Если она теп­лая, дру­же­ствен­ная, если сест­ры помо­га­ют друг дру­гу и под­дер­жи­ва­ют одна дру­гую, то рабо­тать им гораз­до легче.

  1. СТАРШАЯ СЕСТРА

Если гло­баль­ные вопро­сы в бога­дельне реша­ет духов­ник и руко­во­ди­тель, то реше­ни­ем еже­днев­ных внут­рен­них про­блем зани­ма­ет­ся стар­шая сест­ра. Во мно­гих бога­дель­нях имен­но она явля­ет­ся глав­ным адми­ни­стра­тив­ным лицом бога­дель­ни, а так­же свя­зу­ю­щим зве­ном меж­ду учре­ди­те­лем бога­дель­ни (сест­ри­че­ством или при­хо­дом) и ее сотрудниками.

Стар­шая сест­ра вза­и­мо­дей­ству­ет с госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми по вопро­сам, свя­зан­ным с дела­ми бога­дель­ни. Она полу­ча­ет пен­сию насель­ниц. Она же состав­ля­ет рас­пи­са­ние дежурств сестер, сле­дит за соблю­де­ни­ем порядка.

  1. СЕСТРА В ПРАЧЕЧНОЙ

Поми­мо сестер, кото­рые осу­ществ­ля­ют в бога­дельне уход за насель­ни­ца­ми, в шта­те заве­де­ния долж­на быть сест­ра, кото­рая будет еже­днев­но зани­мать­ся стир­кой белья. Сей­час эта рабо­та может быть во мно­гом авто­ма­ти­зи­ро­ва­на (за счет сти­раль­ных машин с авто­ма­ти­че­ской суш­кой), но при коли­че­стве насель­ниц в 10 чело­век даже при нали­чии маши­ны-авто­ма­та нуж­на сест­ра спе­ци­аль­но для этой рабо­ты. Так, напри­мер, в Свя­то-Спи­ри­до­ньев­ской бога­дельне (сей­час здесь 12 под­опеч­ных) — каж­дый день, кро­ме вос­кре­се­нья, у кого-то бан­ный день со сме­ной все­го постель­но­го и натель­но­го белья. Рабо­та в пра­чеч­ной посмен­ная, как и у обыч­ных сестер, толь­ко без ноч­ных смен. Сме­на состав­ля­ет 10–12 часов, опла­та поча­со­вая. При таком режи­ме рабо­ты на 12 под­опеч­ных нуж­но три сме­ня­ю­щих друг дру­га прачки.

Сест­рой в пра­чеч­ной мож­но рабо­тать без меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния, посколь­ку в ее обя­зан­но­сти вхо­дит толь­ко стир­ка и суш­ка постель­но­го белья и одеж­ды насель­ни­ков, по необ­хо­ди­мо­сти воз­мож­но­сти — штоп­ка и почин­ка одеж­ды. Чистое белье еже­днев­но рас­кла­ды­ва­ет­ся по комо­дам насельников.

  1. ПОВАРА

Кух­ня — еще одно место в бога­дельне, где мож­но рабо­тать без меди­цин­ско­го обра­зо­ва­ния, но жела­тель­но иметь про­фес­си­о­наль­ные навы­ки при­го­тов­ле­ния пищи, в част­но­сти быть зна­ко­мым с дие­ти­че­ской кухней.

Там на 12 под­опеч­ных и 6 сотруд­ни­ков посмен­но рабо­та­ют три пова­ра. В их обя­зан­но­сти вхо­дит пита­ние сестер и бабу­шек, мытье посу­ды, а так­же закуп­ка про­дук­тов в гипер­мар­ке­те (где цены ниже, чем в сосед­них гастро­но­мах). Круп­ные закуп­ки дела­ют­ся при­мер­но раз в две неде­ли. Если что-то необ­хо­ди­мо доку­пать, то повар поль­зу­ет­ся близ­ле­жа­щи­ми магазинами.Даже если у вас неболь­шая бога­дель­ня, один чело­век в ней со всей готов­кой не спра­вит­ся. Нуж­ны хотя бы двое, что­бы они могли рабо­тать через день или по два дня через два, как это про­ис­хо­дит в Свя­то-Спи­ри­до­ньев­ской богадельне.

  1. ВРАЧИ

Насель­ни­цам бога­дель­ни необ­хо­ди­мы регу­ляр­ные кон­суль­та­ции вра­ча. Поэто­му всех бабу­шек нуж­но при­кре­пить к рай­он­ной поли­кли­ни­ке, к кото­рой по месту нахож­де­ния отно­сит­ся богадельня.

Прав­да, в поли­кли­ни­ке ситу­а­ция с вра­ча­ми быва­ет раз­ная. Напри­мер, Свя­то-Спи­ри­до­ньев­скую бога­дель­ню сна­ча­ла обслу­жи­вал опыт­ный врач, пре­крас­ный диа­гност, а после его пере­хо­да на дру­гую рабо­ту вра­чи ста­ли менять­ся чуть ли не каж­дые две неде­ли. На такой слу­чай хоро­шо иметь еще спе­ци­а­ли­ста, кото­рый бы систе­ма­ти­че­ски наблю­дал насель­ниц. Воз­мож­но, тако­вые най­дут­ся на при­хо­де или в сестричестве.

Врач может быть сов­ме­сти­те­лем и посе­щать бога­дель­ню не реже одно­го-двух раз в неде­лю. Во всех экс­трен­ных слу­ча­ях необ­хо­ди­мо вызы­вать участ­ко­во­го вра­ча, посколь­ку участ­ко­вый будет вести боль­ных бога­дель­ни офи­ци­аль­но (являть­ся на вызов, выпи­сы­вать лекар­ства, делать назна­че­ния, гос­пи­та­ли­зи­ро­вать боль­но­го в спе­ци­аль­ное мед­учре­жде­ние, кон­ста­ти­ро­вать смерть). Луч­ший вари­ант, если участ­ко­вый врач по сов­ме­сти­тель­ству рабо­та­ет в богадельне.

Кро­ме тера­пев­та в бога­дельне обыч­но нуж­на быва­ет регу­ляр­ная помощь пси­хи­ат­ра. Если тако­го спе­ци­а­ли­ста в рай­он­ной поли­кли­ни­ке нет, то мож­но попро­бо­вать най­ти его в част­ных кли­ни­ках и при­гла­шать в бога­дель­ню на ком­мер­че­ской осно­ве. Быва­ет, что у бабу­шек тяже­лое пси­хи­че­ское состо­я­ние вызва­но нару­ше­ни­я­ми сна. Хоро­ший пси­хи­атр с помо­щью пре­па­ра­тов может скор­рек­ти­ро­вать ситу­а­цию так, что­бы ста­ри­ки днем были актив­ны, а ночью спа­ли. Ино­гда про­стое лече­ние дает хоро­ший эффект: насель­ни­цы ста­но­вят­ся замет­но спо­кой­нее, адек­ват­нее. Но надо быть гото­вым к тому, что пре­па­ра­ты, назна­ча­е­мые пси­хи­ат­ром, могут быть доволь­но доро­ги­ми. В Свя­то-Димит­ри­ев­ском сест­ри­че­стве, напри­мер, есть бла­го­тво­ри­тель, кото­рый еже­ме­сяч­но опла­чи­ва­ет толь­ко пси­хи­ат­ри­че­ские лекарства.

Кто работает в этом заведении?


Фото: Miloserdie.ru
Разумеется, контингент в богоугодном заведении самый разный. Все люди приходят сюда с определенным багажом жизненных привычек, опыта и своими сформировавшимися характерами. Но те, кто работает здесь, обращаются друг к Другу «матушка, сестра, батюшка», определяя тем самым круг этой Христовой семьи.

Главное качество, поэтому, для работников, персонала богадельни – это терпение. Истинное христианское терпение, которое Господь определил, как испытание истинной веры. Работающим в этом заведении приходится трудно. Ведь не всегда финансовое благополучие позволяет делать все так, как хотелось бы. Приходится ущемлять себя во многих вещах, кажется порой, что упираешься в стену. Но если перетерпеть, то потом вдруг все разрешается само собой, по Воле Божьей. Это приходит вознаграждение за то, что испытание выдержано.

Нелегко мириться и с неблагодарностью, непримиримостью тех, кто начинает жизнь в богадельне. Не все насельники сразу становятся кроткими и богобоязненными, как по мановению волшебной палочки. Они себя перевоспитывают, отрываясь от корнями проросших грехов, но процесс это длительный и, даже не у всех успевающий завершиться.

Как попасть в богадельню для проживания?


Фото: Vrataby.com
Человек, который стремится закончить свои дни в духе православной веры и под сенью храма, может найти для себя такое заведение неподалеку от своего места жительства. Для этого лучше всего обратиться за помощью в ближайший храм, а там уже помогут определиться с направлением поисков. При богадельне есть специальный сотрудник, который занимается отбором, заселением новых членов семьи. Он же поможет оформить все документы, помочь с переездом и устройством. У многих богаделен есть свой сайт, поэтому с помощью знакомых или самостоятельно можно найти такое заведение.

дальнейшее чтение

  • Кэффри, Хелен (2006). Богадельни в Западном Йоркшире 1600-1900
    . Кингз Линн: Наследие. ISBN 1-905223-21-8 .
  • Клей, Ротта Мэри (1909). Средневековые больницы Англии
    . — Текст, являющийся общественным достоянием, включая повседневную жизнь, уход и «Офис при изоляции прокаженного»
  • Гусь, Найджел; Кэффри, Хелен; Лэнгли, Энн, ред. (2016). Британская богадельня: новые взгляды на благотворительность ок. 1400-1914 гг.
    . Милтон Кейнс: Общество исторических исследований семьи и сообщества (FACHRS). ISBN 978-0-954-81802-9 .
  • Хит, Сидни (1910). Староанглийские милостыни: иллюстрированная запись с архитектурными и историческими примечаниями
    . Лондон: Ф. Гриффитс.
  • Хоупвелл, Питер (1995). Святой Крест: старейшая богадельня Англии
    . Чичестер, Англия: Филлимор.
  • Ротман, Дэвид Дж., Изд. (1971). Богадельня Опыт
    . Бедность США: Исторические записи. Арно Пресс. ISBN 0-405-03092-4 .
  • «История жизни пожилых людей». SeniorLiving.org
    .

Современные российские богадельни


Фото: Stdimitry.ru
Следует рассказать о нескольких заведениях, которые существуют в наше время.

Свято-Спиридоньевская богадельня

Изначально представляла собой маленький приют, состоящий всего из двух квартир в жилом доме. Сейчас богадельня располагается уже в новом, отдельном здании на набережной реки Яузы. Здесь уход за жильцами ведут монашенки Свято-Дмитриевского сестричества. Многие из насельников с тяжелыми заболеваниями. Дело в том, что этому сестричеству лицензированы медицинские сестринские услуги, поэтому они могут лечить болезни. Но главное, что лечение тел они ведут одновременно с лечением душ. Они помогают морально, разговаривают с людьми, искренне интересуются их душевным состоянием, разделяют с ними их боли, сопереживая их немощам и укрепляя насельников, способствуют им в исцелении.

Екатеринбургская богадельня

Подобная богадельня в обычном жилом доме есть и в Екатеринбурге. Она носит имя Великой княгини Елизаветы Федоровны. В ней работают немного сотрудников, а медицинское обслуживание ведется через местную поликлинику, а также добровольцами.

Галерея

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]