Мелания затворницапрезентация к уроку по краеведению на тему


Мелания (Пахомова), затворница Елецкого Знаменского монастыря

Мелания (Пахомова)
(1759 — 1836), затворница Елецкого Знаменского монастыря Родилась в 1759 г. в слободе Ламской Елецкого уезда Орловской губернии, в бедной благочестивой семье. Трудолюбивая, молодая и красивая девица Мелания с юных лет возлюбила Господа. Она избегала мирских удовольствий, часто проводила время в храме. Когда после смерти родителей ей предстояло вступить в брак, она тайно покинула дом и в 1778 году поселилась послушницей в Знаменской обители на Каменной горе. Узнав о местонахождении Мелании, родные настойчиво просили её вернуться домой и вступить в брак, в противном случае грозились лишить её наследства. Но она осталась непреклонна.

В Знаменском монастыре Мелания подвизалась 58 лет в непрестанном посте и молитве. Из пищи принимала лишь хлеб и воду. Носила всегда ветхую одежду с частыми заплатами.

Двадцать два года в монастыре жила с Меланией младшая сестра ее Екатерина. По кончине ее Мелания начала юродствовать, но начались искушения, и ее отговорили от подвига юродства современные ей подвижники: о. Иоанн Жданов, Иларион Троекуровский и юродивый Иоанн Каменев.

6 августа 1819 г. Мелания, приобщившись Святых Христовых Тайн, приняла на себя добровольный подвиг затворничества. С этого момента до самой кончины (17 лет) она не выходила из своей кельи, усилив свои духовные подвиги. Она стяжала дар прозорливости и духовного врачевания телесных и душевных недугов, имела откровение от Бога о самом дне и часе своей кончины [1].

Скончалась 11 июня [2] 1836 года. Она найдена лежащей на полу своей келии, с лицом, обращенным к образу Спаса Христа. Похоронена вблизи соборной Знаменской церкви.

Дивные знамения сопровождали ее кончину. Виден был путниками, возвращавшимися из Задонска, огненный столп, стоявший над Каменной горою. Совершались многочисленные исцеления больных. Многочисленные чудеса, истекающие от ее гроба, побудили монастырское начальство завести особую книгу для их записи, а почитатели блаженной соорудили над ее гробом чугунный памятник-часовню.

Использованные материалы

  • А. Воскресенский. Город Елец в его настоящем и прошлом (опыт исторического очерка). Елец, 1911.
  • Максим Васильевич Полосин. «Три открытия Знаменского монастыря на каменной горе»
  • «Русский инок» №39, август 1911. Затворница Мелания

[1] Глава IX. Кончина затворницы Мелании и великое сочувствие к ней народа // Жизнеописание девицы Мелании затворницы Елецкого Знаменского, на Каменной горе, девичьего монастыря . — [Б. м.]: Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2006. — С. 73-74. —

[2] Дата по жизнеописанию Издательства Задонского Рождество-Богородского мужского монастыря. По некоторым другим источникам — 11 июля («Русский инок» №39, август 1911. Затворница Мелания — )

Мелания затворницапрезентация к уроку по краеведению на тему

Слайд 1

Подвижницы Елецкого женского монастыря. Мелания затворница.

Слайд 2

В 1759 г. в слободе Ламской , Елецкого уезда, Орловской губ. в бедной, но благочестивой семье Пахомовых, родилась дочь — Мелания , будущая затворница Знаменского Елецкого монастыря, стяжавшая своею строгою жизнью добрую память в народе, неизгладимую даже доныне.

Слайд 3

«С дней отрочества — говорит составитель жизнеописания подвижницы Божией — уже почувствовала она влечение к уединенной, созерцательной жизни». Трудолюбивая, как пчела, молодая и красивая собою Мелания не искала удовольствий в мире; каждый праздник, каждый, непосвященный сельской работе день, она была в храме Божием, наслаждаясь молитвою, вникая в чтение и пение церковное.

Слайд 4

Ничто мирское не привлекало ее; она жаждала последовать Христу, и когда, после смерти родителей, ей предстояло вступить в брак, то тайно скрылась из дома своего и поселилась послушницею в Знаменской обители. Напрасно родные просили Меланию вступить в замужество, обещая в случае ее несогласия лишить ее дома, наследства и даже любви родственной.

Слайд 5

Но Мелания возложив всю надежду на Господа и на Его Пречистую Матерь, не покинула обители, но осталась в ней навсегда.

Слайд 6

«Дух ее горел желанием подвигов, о которых она внимательно слушала при чтении житий святых …». «В ночное время она не давала себе покоя, но, бодрствуя беспрестанно повторяла молитвы Господу». «Всегда воздержанная в пище, она вскоре могла довольствоваться хлебом и водою и то в меру».

Слайд 7

Вскоре Господь неожиданно послал ей наставление в лице старца Иллариона Троекуровского , посетившего Знаменский монастырь. — Сиди в своей келлии и приготовь себя к совершенному безмолвию и затворнической жизни! Исполни это, а я буду молиться за тебя и Господь поможет тебе! — утешал ее Илларион.

Слайд 8

В августе 1819 г. Мелания , причастившись Святых Таин и помолившись Богоматери, вошла в свою полутемную, тесную келию и не выходила уже из нее до дня своей кончины.

Слайд 9

Уединившись от людей, Мелания, не замечая времени, стояла на молитве иногда по целым суткам. Удивлялись другие монахини, возможно ли, соблюдать такое бодрствование? — Возможно, — отвечала им подвижница, — ибо я от юности приучила себя к бодрствованию в ночное время. Пост и безмолвие помогли мне в этом, а к тому же, когда отягощает меня сон, то за волосы, к стене где набиты гвозди, привязывала я голову, дабы, если в дремоте и наклонюсь, то тотчас могла бы воспрянуть вновь.

Слайд 10

Высоко подвижническая жизнь смиренной затворницы Мелании низвела на нее благодать Божию и праведный Господь щедро обогатил верную рабу Свою необыкновенными дарами, — она могла прозревать, будущее, — иным из посещавших ее она говорила иносказательно, а иным ясно предсказывала в далеком будущем перемену их жизни.

Слайд 11

Раз Мелания послала в дом к благодетельнице своей, доброй купчихе Гавриловой, просить у ней арбуза. Та, будучи занята по хозяйству, на тот раз пороптала, однако послала арбуз. Получив арбуз, блаженная Мелания долго рассматривала его; потом вырезала в нем сердце и, всыпав туда довольно золы, опять закрыла и отослала его обратно. Добрая приятельница поняла эту притчу и раскаялась в своем поступке.

Слайд 12

Две женщины пришли к Мелании попросить молитв и благословения: одна из них, бедная, приготовила ей калач и совестилась, что не имеет более. Другая купила кренделей и помышляла: ну, куда ей столько? Едва подошли они к ее окну и, сотворив молитву, постучались, как услышали, что блаженная Мелания сказала первой: — Я есть хочу. Дай-ка мне твой калач, — и поцеловала его. А другой отвечала: — Вот накупила добра! Сухие да черные! Ешь сама, мне не нужны они. И не взяла их.

Слайд 13

Наступил пост святых апостолов Петра и Павла. Мелания начала приготовляться к принятию Святых Тайн; в самый день причащения священник шел к ней из церкви со святыми дарами, а причетник нес впереди зажженную свечу. Вдруг подул сильный ветер, и свеча загасла. Причетник хотел возвратиться зажечь свечу в церкви, но священник, поторопив его, сказал: — Там зажжем. Когда же прошли весь монастырь и причетник ступил на порог кельи затворницы, свеча у него в руках зажглась сама собою. Он с трепетом поставил ее на стол. По совершении таинства принес свечу горящею в церковь. Это чудное зажжение свещи было всеми замечено.

Слайд 14

Мелания часто приходила в дом Лавровых, которые были ее благодетели, и подолгу беседовала там с отцом Илларионом , будущим известным затворником Троекуровским . Елецкий купец Михаил Иванович Лавров говаривал потом неоднократно: — Я всем моим капиталом обязан молитвам отца Иллариона . С тех пор, как он поместился у нас, Бог благословил дом мой всяким изобилием; и где бы надлежало быть по торговле нашей убыткам, там неожиданно были барыши. И действительно, дом Лаврова с тех пор возвысился, и, умирая, благодетель отца Иллариона оставил трем сыновьям своим богатое наследство.

Слайд 15

В одно время посетил Каменную гору блаженный Иоанн, впоследствии известный Сезоновский затворник, и, разболевшись, пал как бы бездыханен в келье Мелании : она разожгла в кадильнице уголь и ладаном покадила лежавшего, — он встал и, укрепившись, мог беседовать с нею. С тех пор он имел большое уважение к Мелании и говорил многим, что молитвами смиренной Мелании он получал неоднократно исцеления.

Слайд 16

В Елецком Знаменском монастыре затворница Меланья славилась своей прозорливостью . Как‑то раз монахиня Любовь, которая долго страдала опухолью, ломотой и тяжкой болезнью в ногах, послала к ней свою послушницу просить её свя­тых молитв . Мелания дала послушнице щепотку чаю и приказала немедленно напоить больную . На утро больная почувствовала себя лучше и решила, положившись на Господа, больше не беспокоить затворницу из‑за своего здоровья. Спустя некоторое время, уже по другому делу она вновь послала свою послушницу к Мелании . На пути послушница размышляла в себе: «Истинно, наша затворница — угодница Божия!».С этою мыслью и творя молитву, она и постучала в окно Меланьи. Дверь сразу отворилась, и Мелания жёстко сказала ей: — Как ты называешь меня?! Я нищая, слепая! Если ты будешь так называть меня, забудь сюда дорогу! Скажи больной монахине, пусть через недельку купит калачиков, да сама ко мне и принесёт. Так и сбылось. Больная выздоровела без лекарств, к удивлению всех, и в назначенный день сама принесла калачи своей исцелительнице.

Слайд 17

В беспрестанных подвигах, в тесном затворе, врачуя душевные раны, а нередко силою молитвы и телесные недуги людей, наставляя их к христианской жизни, старица Мелания мирно почила о Господе 11 июля 1836 г.

Слайд 18

Старец Сергий сожалел, что в последнее время не сняли портрета с затворницы Мелании , и разговорами своими внушал и другим то же сожаление. Она явилась ему во сне и приказала ему хорошенько заметить черты лица ее. Видел он ее с большим сияющим крестом в руках, и по рассказу его живописец изобразил ее подобие столь удачно, что все знавшие ее лично находят портрет очень похожим. Только не могла рука художника изобразить той неземной уже красоты и славы, которая осиявала ее в этом сновидении.

История

Женская обитель города Елец имеет многовековой исторический путь. Несмотря на ценность архитектурного сооружения и духовную развитость монастыря, он, как и многие другие православные святыни, пострадал от рук Советской власти. Возрождение и работы по реконструкции начались лишь в 21-го веке.

Основание

История Знаменского женского монастыря в городе Елец берет начало еще в первой половине 17-го века. В 1628-1629 Елецкий игумен монастыря Святого Моисея соорудил скит. Обитель была основана на месте «старого городища» (неподалеку обрывистого каменного мыса с оврагом, именуемым Верх Каменный). Здесь была возведена деревянная церковь имени иконы «Рождества Богородицы Пресвятой».

Возле храма сооружено несколько келий. Там проживали старцы монастыря Троицкого, желающие уединения и отстранения от мирской суеты. В 1657 на территории отдаленного скита, принадлежавшего Троицкой обители, насчитывалось уже 5 монахов. Их уединение было прервано в 1683 году святителем Елецким. Он перевел послушников обратно в стены Троицкого монастыря.

Во второй половине 18-го века (1683) скит был преобразован в женскую обитель. Именно эта дата считается временем основания нового монастыря. Случилось данное событие благодаря трудам Воронежского епископа Митрофана святителя.

Первой игуменьей святой обители была избрана Иулитта. Она управляла монастырем более 15 лет. В это время территория женского монастыря расширилась. Здесь были сооружены 2 храма: Святителя Николая и Рождества Богородицы Пречистой. В стенах обители тогда проживало 27 послушниц. Петро 1 выдал указ, закрепляющий за монастырем земельные владения вместе с проживающими на данной территории крестьянами.

Екатерина 2 в 1764 подписала указ относительно упрощения монастыря. Несмотря на ограничения, монахини не покинули стен обители. Через 5 лет (1769) в городе случился пожар, из-за которого все монастырские здания сгорели.

Среди пепелища, оставшегося от обители, жили 2 монахини (80-летняя Агафья и 60-летняя Ксения), которые отказались покидать место трагедии, при этом неустанно молились о возрождении святыни. Блаженные старицы проживали в погребе, часть которого уцелела при пожаре. Сверху жилище было покрыто ветвями деревьев, смазано небольшим шаром глины.

Старицы, которые проявили смирение и остались на месте пепелища, были уважаемы не только горожанами, но и Тихоном Святителем, оказавшимся на тот период в стенах Богородицкого Задонского монастыря. Зная о скорбях монахинь, причиной которых стал пожар, Тихон прислал в Елец Митрофана схимонаха для ободрения духа страдалиц, а также помощи в вопросе восстановления.

Вскоре после этого блаженная Агафья скончалась. Чтобы не оставлять сестру Ксению одну, с благословения Митрофана в 1772 к ней присоединилась Матрона Солнцевая, находящаяся до того в женском Покровском Воронежском монастыре.

Благодаря стараниям православных крестьян, на месте пепелища была сооружена небольшая деревянная церковь имени иконы «Богородицы Пресвятой Знамение». На церковной территории основано приход, насчитывающий 29 дворов.

Число сестер неустанно росло. Монахини подавали прошение о разрешении возобновления утраченной обители. В 1774 пришел официальный ответ, в котором значилось об отказе в удовлетворении прошения. Причиной стало то, что на земле Русской на тот момент было достаточное количество православных монастырей, поэтому государыня Екатерина строительство не одобряет.

В 1778 сюда пришла сестра Мелания – блаженная подвижница, прожившая в стенах монастыря более 58 лет. Скончалась она в затворе во время неустанной молитвы в 1836. По сей день все прихожане и послушницы обители, просящие помощи у подвижницы Мелании, получают ее.

В стенах монастыря часто бывал Тихон святитель. При посещении Ельца в 1779 в последний раз он благословил сестер обители, а также выбрал место сооружения новой церкви из камня. В 1804-1813 проводились строительные работы храма иконы Богородицы Пресвятой «Знамение».

В 1795 имелась 21 келья, где проживало 41 монахиня. Все монастырские постройки окружались деревянной оградой, состоящей из столбцов. Существование обители фактически было незаконным. Несмотря на сопротивление сестер, а также городских жителей, в октябре 1795 власти губернии были вынуждены ликвидировать остатки монастырских сооружений. Здания подлежали сносу или продаже. Несмотря на существование указания, выполнено оно не было.

Официально монастырское положение было нелегальным. Жители города, как и монахини обители, неоднократно хлопотали по этому поводу местным властям. Прошение было удовлетворено, и в 1822 императорским указом Александра 1 монастырь был снова открыт.

В этот период сестринский состав женского монастыря насчитывал 117 послушниц. В их распоряжении находилось 46 келий. Священный Синод даровал монастырю право быть третьеклассным.

23 марта 1823 игуменьей монастыря стала Таранова Глафира. До этого она была послушницей девичьего монастыря Орловского Введения. Помощницей новой настоятельницы стала Солнцевая Матрона, которая присоединилась к старице Ксении, оставшейся на пепелище после пожара по смерти Агафьи.

Началось возрождение скита. Были сооружены новая трапезная, колокольня, забор из кирпича с большими воротами и башнями. Со стороны юга в 1841 построена широкая лестница-спуск к водам святого источника. В 1861 завершилось возведение колокольни, состоящей из 3 ярусов. Здесь размещалось более 10 колоколов, вес самого крупного из которых превышал 3 тоны. Близлежащие территории, как и сама обитель, продолжали расширение.

На середину 19-го века приходится период самого активного расширения территорий монастыря. Общая протяжность стены обители превышала 1200 метров. В монастырских стенах проживало более 200 послушниц, располагающихся в 67 кельях. С целью улучшения бытовых условий был сооружен новый корпус для проживания, высота которого составляла 2 этажа.

В 1885 были установлены Святые врата, находящиеся в южной части монастыря. На них изображались угодники Божьи, а также некоторые религиозные мотивы. Врата, вместе с лестницей, ведущей к Святому источнику, что также находилась со стороны юга, создавали живописный пейзаж.

В 1890 на территории женского монастыря открывается школа для девочек. Церковно-приходское учебное заведение учило воспитательниц рукоделию и грамоте. Наставниками школы были сестры обители и местные священники. Занятия проводились бесплатно для всех желающих. Здесь занимались более 100 девочек. Учебное здание было двухэтажным, при этом находилось на южной части монастырской территории.

Самой большой святыней монастыря считался образ Богородицы Пречистой «Знамение». Икона чудом уцелела в пожаре 1769. Именно этот образ спас монастырь во время большого пожара 1847 года, где пострадала большая часть города. В наше время икона находится в монастырских стенах. Большое количество паломников съежатся сюда для того, чтобы помолиться у чудотворного образа и попросить исцеления.

В начале 20-го века обитель владела 150 сооружениями, а в ее стенах проживало более 400 послушниц. В Знаменском монастыре хранилась «Троеручица» — икона, созданная на Афоне. Здесь же находился святой образ Матери Божьей.

Приход Советской власти

Монастырь был закрыт сразу после проведения Октябрьской революции. Богослужения в стенах женской обители не прекращались. Во главе духовного ополчения стояла игуменья Антониня, отказавшаяся покидать скит.

В 1929 пришло время деления имущества Знаменской женской обители. Сестер насильно выгоняли из келий. В последующем большинство отправили в лагеря или тюрьмы. Настоятельницу Антонию убили после зверских мучений из-за отказа покинуть скит.

Название Знаменского монастыря официально переименовано на «Рабочий городок». Со временем храмы и церкви, где когда-то проводились богослужения, пришли в упадок. В 1937 разрушено главный собор Знаменского монастыря.

Возрождение

В начале 21-го века сохранились лишь некоторые постройки из-за длительного пребывания в состоянии заброшенности, состояние которых было плачевным. К перечню уцелевших объектов относятся несколько монастырских келий, стены самого здания и лестница, ведущая к святому источнику.

Решением Синода Священного Православной Русской Церкви обитель была снова открыта в 2004. В июне того же года произошло заложение часовни имени иконы Матери Божьей «Живоносный источник» около разрушенных монастырских стен. Событие положило начало длительному восстановительному периоду, который продолжается по сей день. Жители города и прихожане монастыря несколько лет готовились к возрождению, занимаясь уборкой близлежащих территорий, а также благоустройством могилы, где была захоронена затворница блаженная Мелания.

  • В 2005 была сооружена небольшая часовня возле святого источника, расположенного на территории обители. В это же время начались строительные работы по возобновлению Знаменского женского монастыря.
  • Зимой 2005 Знаменскому монастырю передано храм Спаса и Рождества Крестового для проведения божественных литургий. Церковь находится на другой стороне реки, расположенной в городе Елец, однако хорошо просматривается с монастырской территории. Спустя несколько месяцев подготовительных работ, в храме начали проводиться литургии для сестер обители, а также православных прихожан.
  • В 2006 сооружена деревянная церковь имени Чудотворца Спасителя Николая. Освящение храма состоялось Владыкой Никоном в декабре 2006.

На сегодняшний день реставрационные работы по отстройке и благоустройству монастырской территории продолжаются. Сооружена новая колокольня, трапезная, корпус для келий сестер.

На данный момент в монастырских стенах проживают 16 монахинь, 7 схимниц и 4 инокини. Круглосуточно в стенах храма свершаются молитвы помощи благоустройства монастыря, а также читается Псалтырь упокоения и здравия за родных, близких прихожан.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]