Первые христиане и их учение — Иисус Христос и его ученики

Земля, в которой происходили события, связанные с темой нашего сегодняшнего занятия, называется Палестина. Ее населял еврейский народ, который делился на 12 колен — племен. В VI веке до н. э. Палестина была захвачена вавилонянами, и евреи были переселены в Вавилон. Спустя много лет они были освобождены персидским царем Киром. Он разрешил им вернуться обратно, но так как в Палестине было очень мало плодородных земель, то многие предпочли не возвращаться. Таким образом, возникла первая диаспора. Впоследствии, после завоевания Александра Македонского, евреи расселились по всему эллинистическому миру.

Синагоги

Центрами еврейских общин были синагоги, где евреи собирались для молитв по субботам. От остального языческого мира их отделяло нежелание поклоняться языческим богам и вера в своего единого бога-творца всего окружающего мира. Эти особенности привлекали внимание язычников. Кто-то обвинял евреев в безбожии, а кто то, кто был пообразованнее и знаком с сочинениями греческих философов, говорил, что евреи — это народ философов. Дело в том, что греки к тому времени, тоже дошли до мысли, что существует не сомн богов, а бог единой.

Появление христианства

В I веке до н. э. в римской империи распространится мода на всякие экзотические восточные религии. В частности, появятся и приверженцы иудаизма. Именно в этой среде, как раз, и будет распространяться вновь возникшая религия — христианство.

В I веке до н. э. римляне захватили маленькую самостоятельную страну — Иудею. Править ею стал жестокий царь Ирод. Жестокий царь Ирод правил Иудей при римском императоре Августе. Когда же Ирод скончался, то римляне распорядились завоеванными территориями так: Галилея отошла под власть сына Ирода, Ирода Антипы, а Иудеей стали править римские наместники, которые назывались префекты, а впоследствии, прокураторы. Внутренними же делами иудеев занимался совет — синедрион, он состоял из священников и поборников старины. Назывались они фарисеи.

Расшифровка Как появились христиане

Содержание первой лекции из курса «История православной культуры»

Христианство — одна из крупнейших мировых религий — возникло более 2000 лет назад на территории Иудеи. Это историческая религия, то есть осно­ванная на вере в конкретные события, описанные в книгах, носящих название Еванге­лие. Эти четыре книги (точнее, четыре редакции одной и той же книги, назва­ние которой с греческого переводится буквально как «благовестие» или «благая весть») рассказывают о рождении, жизни, гибели и чудесном воскресе­нии Иису­са Христа. По-русски — Помазанника, Мессии, Царя, поскольку пома­за­ние — это именно царский эпитет. «Иисуса Царя» — так это звучало по-гре­че­­ски и на латыни.

Собственно, известие о воскресении Христа и есть самая главная «хорошая но­вость», добрая весть, о которой рассказывали первые христиане, так называ­емые апостолы — посланцы, направленные уже воскресшим Иисусом ко всем народам для крещения и научения. Воскресение Христа служит главным гаран­том верности указанного Им пути, цель которого — преодоление смерти и дос­ти­жение некоего особого блаженного состояния, которое обычно называется «жизнь будущего века».

Многие религии и философские школы учили, что смерть не является финалом существования человека, но уникальность христианства проявляется в том, что оно говорит не просто о бессмертии души, но предполагает и воскресение тела, что было своего рода переворотом в философском сознании. Само по себе теле­сное воскресение не означает еще дальнейшего блаженства, потому что воскре­сение произойдет абсолютно со всеми, но далеко не все будут удостоены права продолжить жизнь с Богом в Царстве Небесном. Туда их отведет лично Иисус через Страшный суд после второго пришествия. Целью Страшного суда будет вовсе не наказание недостойных, но их отбор, отбраковка. Ведь в том и состоит главная проблема нынешнего мира, века сего, что человек далеко не соверше­нен, делает много глупого, злого, недостойного того божественного образа, по которому он был создан в начале творения.

И суть, и ступени этой человеческой деградации образно описаны в первой кни­­ге Ветхого Завета — Книге Бытия, где Адам и Ева не просто ослушались Бога, но попытались свалить вину на другого, за что лишились красивой рай­­ской жизни. Сын Адама и Евы Каин из зависти убил родного брата и вновь сол­гал Богу: «Разве я сторож брату моему?» «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт. 4:9) — то есть сделал вид, что вообще ни при чем. Короче говоря, человечество покатилось по наклонной плоскости, так что в какой-то момент даже пришлось радикально сократить численность людей в ходе Великого потопа.

Не желая силой принуждать людей к исправлению, поскольку человек создан свободным, Бог то и дело посылал людям подсказки. Но ни послушание Авра­ама, ни законы, данные Моисею, ни основание царства Израильского и строи­тельство Храма в Иерусалиме — ничто из этого не помогло радикально испра­вить ситуацию. Израиль — народ, избранный Богом для исправления всего чело­вечества — то и дело впадал в заблуждения, увлекался языческими рели­гиями, а в конце концов вообще подменил праведность, то есть искреннюю любовь к Богу и стремление к совершенству, простой формальной системой соблю­дения ритуалов — то, что в Новом Завете описывается через понятие фари­­сейства. Пророки неустанно обличали Израиль, но и обнадеживали при­ше­ствием истинного Царя, который установит всемирное господство бого­избран­ного народа.

Наступило тяжелое для всех иудеев время, которое обычно называют ожида­нием Мессии. Вокруг политических событий, которые тогда происходили, было очень много религиозных чаяний иудейского народа. Дело в том, что рели­гия, которая основана на Пятикнижии Моисея и основателем которой в полном смысле слова можно назвать Авраама, учит о том, что в конце времен, когда иудеи будут претерпевать очень тяжелые унижения со стороны языч­ни­ков, явится Мессия. Он спасет Израиль и восстановит его величие, его могу­щество. И ожидания Мессии основаны в значительной степени и на Книге про­рока Даниила, где был указан примерный срок, когда случится это событие: через семьдесят седмин, то есть 490 лет, после восстановления разрушенного Иерусалима, а это случилось в середине V века до н. э. при Артаксерксе I.

И вот в начале века, который мы считаем I веком н. э., семьдесят седмин исте­кали, и все с ужасом и надеждой ждали прихода этого загадоч­ного, мистиче­ского Царя. К этому времени в Иудее уцелело от древнего Изра­иля только одно колено — Иудино, и еще несколько останков других колен. Но именно Иудей­ское царство в это время выражало собой Израиль, его чая­ния, но в это время оно переживало тяжелые времена, клонилось к упадку. Дело в том, что на пре­стол Иудейского царства сел царь Ирод, который был идумеем Согласно Библии (Быт. 27), идумеи (едоми­тяне) считаются потомками Исава (брата Иакова и дяди Иуды), прозванного Едомом. по происхо­жде­нию, а после его смерти Иудея оказалась вообще расколота и подчинена могущественной Римской империи. И трудно было найти менее подходящие условия для установления господства Израиля, но все иудеи ждали чуда и гото­вились к наступлению решающей битвы добра и зла.

Многие для этого уходили в пустыню; люди массами собирались вокруг бродя­чих проповедников, учителей. Обеспокоенные официальные религиозные лиде­­ры во главе с первосвященником и местные царьки, подчиненные Риму, пытались контролировать ситуацию, избавляясь от наиболее популярных народных вождей. Одним из представителей этого типа бродячих проповед­ни­ков, очень популярных среди простонародья Израиля, был Иоанн Крести­тель. После казни Иоанна Крестителя прошло почти незамеченным выделение из числа его последователей (которые верили в то, что для того, чтобы Израиль вновь обрел могущество, необходимо очищение от грехов и от преступлений, символом которого было крещение — омовение в водах реки Иордан) неболь­шой группы во главе с Иисусом, сыном Иосифа, жителем города Назарет в Гали­лее.

Галилея была в Израиле достаточно отдаленной дикой областью: это горная провинция, славившаяся прежде всего своими разбойниками. Но вскоре Иисус из Назарета заставил говорить о себе весь Иерусалим. Его необычные способ­ности (в первую очередь целительский дар) привлекали все больше и больше людей, его проповеди собирали тысячи слушателей. И когда Иисус приходил в Иерусалим на Пасху, вокруг него собирались целые толпы последователей.

Надо сказать, что проповедь Иисуса была, по обычаю пророческих речений, достаточно сложна для восприятия. Это были притчи, иносказательные рас­сказы, наполненные многими уровнями смыслов и зашифрованные таинст­вен­ными кодами. Слушатели понимали в проповедях Иисуса не всё. Многие плохо понятны нам и теперь, после многих веков толкований и разъяснений. Но все-таки основа нового учения, сформулированная в Нагорной проповеди Ключевая проповедь Христа на холме на бе–регу Генисаретского озера, во время которой ученикам были даны Заповеди блаженства, то есть счастья: блаженны смиренные, плачущие, кроткие, милостивые, чистые сердцем и так далее., пре­дельно ясна. По сути, это развернутый и усиленный вариант знаменитых запо­ведей Моисея, где планка ставится еще выше: не просто не убий, но и не гне­­вайся; не просто не прелюбодействуй, но даже не смотри на жен­щину с похо­тью; не просто помогай людям, но делай это тайно; не просто люби бли­жнего, но люби и дальнего, не только друга, но и ненавидящего тебя. Таким образом, получается, что те заповеди, те жизненные принципы, которые уста­навливает Иисус для своих последователей, оказываются весьма тяжелы для исполнения. И, по сути дела, люди того времени воспринимали их как запо­веди последних времен, то есть заповеди, исполнять которые в обычной жизни невозможно. Но поскольку явление Мессии связывалось в представлениях того времени еще и с какими-то космическими событиями, с неким концом времен, то такое ду­ховное напряжение казалось, в принципе, вполне возможным.

И подлинным счастьем, подлинным блаженством в христианстве обладают вовсе не те, кому улыбается судьба, но люди, которые в обычном обществе отнюдь не считаются счастливцами: нищие, плачущие, кроткие, правдоиска­тели, милостивые, миро­творцы. И самое важное, что сами последователи Хри­ста Его проповедями под­го­тавливаются к тому, что их будут поносить и пре­сле­довать. Вот такая мак­си­малистская и как бы асоциальная программа (некий вызов обществу и гос­под­ствующим нравам, моральным ценностям) оказалась удивительным обра­зом востребована в то время. И не только многие из иудеев, но даже и так назы­ваемые язычники (то есть, попросту говоря, ино­странцы, иноверцы, пре­жде всего греки с философским образованием, люди высокораз­витые), узнав о такой этической программе, о таком большом не про­сто рели­гиозном, но и со­циальном проекте, усмотрели в ней спаситель­ную дорогу для того, чтобы вытащить мир из того омута проблем, в котором он оказался на рубеже двух эр.

Но нельзя забывать, что христианство — это не просто учение, но и религия, то есть убеждение в божественности Христа как Сына Божия. Тут следует ска­зать, что для правоверного иудея не было более нестерпимого богохульства, чем утверждать, что единый и всемогущий Творец, невидимый всесильный Бог, может иметь сына и послать его на землю. Обычно такого рода фантазии любили распространять язычники, греки: это у них мифические боги то и дело сходили с Олимпа, принимали человеческий облик и даже рождали детей-полубогов. И во времена эллинизма, то есть после Александра Македонского, эллинистические монархи и римские императоры часто примеряли на себя этот божественный антураж и, начиная с самого Александра, воображали себя или сыновьями богов, или даже просто богами. Так что, например, император Август, которого римляне обожествили и назвали по-латыни еще достаточно скромным эпитетом divus («божественный»), как и его отца, уже по-гречески называется просто богом, и мы видим на эпиграфике Августа — «Бог, Сын Божий». И вот такой цинизм религиозного почитания политиков, доведенного до обожения пресмыкательства перед властителями мира сего, был глубоко чужд иудейской религии с ее строгим, жестким монотеизмом и глубоким пре­зрением к политике вообще, тем более к политике языческой и римской. Пра­воверный иудей мог назвать Бога отцом, но лишь в переносном смысле — как Творца всего рода человеческого. Тем не менее Иисус из Назарета в своих про­поведях шел дальше. Он, конечно, не называл себя напрямую Богом, но вот его слова из Евангелий: «Видевший Меня видел Отца», «Я и Отец — одно», «Отец во Мне, и я в Нем». И когда на вопрос «А вы за кого почитаете Меня?», адресо­ванный ученикам, Симон Петр ответил: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго», Иисус сказал: «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на не­бе­­­сах». Для иудеев, осо­бенно укорененных в традиции — книжников, фари­сеев, — это было уже слиш­ком. Ревнители чистоты учения и религиозные официальные власти начали охоту за проповедником.

Между тем слава Иисуса росла не по дням, а по часам, и накануне очередной Пасхи — дата которой до сих пор остается спорной: это или 30, или 33 год, — во время, когда вся Иудея от мала до велика стекалась в Иерусалим, Иисус снова заставил говорить о себе. Во-первых, в субботу за неделю до Пасхи он, по слухам, воскресил умершего несколько дней назад Лазаря из Вифании. В понедельник устроил настоящий разгром на территории Иерусалимского храма, бичами разогнав расположившихся там накануне праздника торговцев. В этот момент чаша терпения переполнилась, и в среду на совете у перво­свя­щенника было принято решение устранить ставшего опасным проповед­ника. Вечером в четверг Иисус был схвачен, преданный одним из своих уче­ников, Иудой, а в пятницу казнен: по иудейским законам — за богохульство, по рим­ским — за мятеж и провозглашение себя Царем. Вспомнили о его имено­вании помазанником, то есть царем, а ревнивый император Тиберий очень не любил мятежников, поэтому римский наместник Иудеи Понтий Пилат, который соби­рался было отпустить показавшегося ему совершенно невинным пропо­вед­ника, попал в очень сложную ситуацию: когда он заколебался, иудеи мягко намекнули ему, что друзья кесаря так не поступают и что «нет у нас другого царя, кроме кесаря». Пилат попытался предоставить право отпустить Иисуса самим иудеям, поскольку такая традиция существовала на праздник Пасхи, но народ иудейский предпочел отпустить разбойника, а об Иисусе кричал: «Распни, распни его!» Таким образом, Иисус Христос, пришедший к Израилю как его Царь, был отвергнут Израилем, но, как это ни удивительно, его уче­ние было воспринято за пределами Иудеи, в эллинистическом мире.

Проповедь Евангелия ­(благовестия о воскресении Христа, которое произошло на третий день после его распятия) быстро захлестнула весь римский Восток, а потом и всю Римскую империю. И идеальной почвой для такого распростра­нения оказалась эллинистическая культура.

Вот об этом феномене стоит сказать несколько слов. Дело в том, что элли­низм — явление, которое политически связывают с империей, с державой Александра Великого и его наследников, государствами диадохов Диадохи — полководцы Александра Вели­кого, которые после его смерти в 323 году до н. э. в результате долгих войн разделили между собой империю., — в куль­турном смысле распространяется и на римское время, так называемую позд­нюю Античность. ­­В чем феномен эллинизма? Это первая в истории челове­чества массовая культура, главные элементы которой — всеобщая образован­ность, школа, наука, грамотность. Это прежде всего культура, связанная с пи­саными текстами.­­

По мере развития эллинизма и его проникновения за пределы собственно гре­ческого мира (а проник он на огромные пространства — от Гибралтара до Па­ми­ра и Индии) на всей этой территории распространялся греческий язык, греческий алфавит и само увлечение литературой, книгами. Но вся эта колос­сальная школьная и научная система, вся эта технология культуры базирова­лась на весьма архаичных текстах, которые можно проследить через поэмы Гомера к древним греческим мифологическим сказаниям об олимпий­ских богах. И вот как раз в эпоху поздней Античности существовал огромный запрос на то, чтобы восполнить лакуну смыслов, чтобы в систему, которая прекрасно умела распространять знание, поместить само это знание, сами смыслы, то есть истину. А философские школы, которых было достаточно много в элли­ни­стическом мире, предлагали эту истину каждая свою. Это привело к агно­сти­цизму, представлению о том, что истина как таковая — вещь относитель­ная, что она у каждого своя. Знаменитый вопрос Пилата Христу «Что есть исти­на?» как раз и показывает нам такого человека античного мира — высоко­культурного, но разуверившегося в возможности постижения истинного зна­ния, истины о мире. Как раз именно этот запрос оказался в уди­ви­­тельном сопряжении с проповедью Евангелия.

Евангелие, или, по-гречески, «благая весть», — это то, что рассказывали апо­сто­лы по всем странам, куда они отправлялись для проповеди, рассказывали о воскре­сении Христа и о Его заповедях. И, по сути дела, благая весть состояла в том, что истина существует, что уже во многих религиозных школах и фило­софских системах постулирующееся бессмертие человеческой души — это не какие-то отдаленные и достаточно абстрактные идеи, а совершенно дока­зуемый и, более того, не только на душу, но и на тело распространяющийся феномен. То есть воскресение Христа демонстрирует как историческое событие истину бессмер­тия человека, то, к чему стремились и древние религии, и все философские школы, — обретение истинной жизни в веках, жизни, на которую не распро­стра­няются недостатки, недуги и несовершенства мира сего. Но для обретения этой жизни, жизни будущего века, согласно христианскому учению, необхо­дима очень серьезная внутренняя работа.

Апостолы направили свои стопы не только в Грецию и Рим, но и в Египет, Си­рию, Армению, Грузию, Персию, Индию, и к III веку христианство можно было без преувеличения назвать одной из самых популярных религий всей ойкуме­ны, как называли тогда культурное пространство. Римское государство сразу же приняло христианство в штыки. Римляне мало интересовались тради­циями покоренных народов и проводили довольно толерантную религиозную политику, но христианские общины были больше похожи на общественные объединения, чем на религиозные союзы, а вот здесь раннеимперское законо­дательство было неумолимо. Христианство воспринималось как социально опасное явление, тем более что христиане собирались втайне, ночами, по ката­комбам, среди могил, и сквозь закрытые двери до случайных слушателей дохо­дили смутные возгласы о взаимной любви, о вкушении Тела и Крови, и бурное воображение римских обывателей охотно достраивало душераздирающую картину кровавых оргий. Но самое главное — христиане отказывались почитать императора.

Культ императора был стержнем римской государственной системы, а от хри­стиан — хотя они и уважали власти всех уровней, соблюдали гражданские зако­ны и были, можно сказать, образцовыми гражданами — нельзя было добиться никакими пытками, чтобы они оказывали императору религиозное поклоне­ние, приносили ему жертву как некоему божественному гению. И надо сказать, что иудеи, как представители древней религии, пользовались приви­легией не совершать религиозное поклонение императору, но поскольку хри­стиане не могли сослаться на древность своей традиции, то римляне запрещали им испо­ведовать свое вероучение, запрещали их богослужение и, более того, подвергали их преследованиям.

Главных волн гонений было две. Одна связана с именем императора Деция, строгого ригориста, бывшего цензора, поставившего целью искоренить хри­стианство под корень и с этой целью устроившего настоящую ревизию всего населения империи. Все до единого, включая женщин и молодых людей, должны были принести справки о совершении священнодействий в честь императора; отказавшихся ждала смертная казнь. При этом человеколюбие императора предписывало всеми способами пытаться сохранить жизнь рим­ским гражданам, что привело к распространению самых изуверских пыток, поскольку христиан пытались вразумить и привести к послушанию, к послу­шанию главной имперской добродетели. Эффект гонений оказался неожи­данным: христиане массами шли на казнь и изумляли своей стойкостью пала­чей и зрителей. Более того, сам Деций кончил достаточно плохо: в одной из воен­­ных кампаний он просто утонул в придунайских болотах.

Продолживший его дело Валериан вообще попал в плен, что было еще более унизительно для римского императора. Это первый в истории император, кото­рый живым попал в плен к персам и до конца дней своих прислуживал шахиншаху, подсаживая его на коня. То есть гонения на христиан не вызвали очевидной радости среди олимпийских богов, Юпитер и Виктория от этого не стали благоволить римлянам больше. А вот отношение к христианам со сто­роны простых граждан резко изменилось, поскольку стойкое перенесение пы­ток все рассматривали примерно так же, как рассматривают поведение свиде­те­лей на суде: если человек под пытками дает показания, значит, показания верны. И неслучайно по-гречески древних мучеников христианской веры назы­вают «мартирос» — свидетелями. А свидетельствовали они как раз об истине своей веры.

Время от пленения императора Валериана до следующего, последнего боль­шо­го гонения, начавшегося при Диоклетиане (вторая половина III века), можно назвать эпохой настоящего бума христианства. Гонения утихли, некоторые императоры даже почитали Христа — правда, не как Бога, а как мудрого фило­софа; христианами становились торговцы, ремесленники, ученые, юристы, военные и гражданские чиновники; оно проникало во дворец.

К началу IV века христиан в империи стало так много, а положение их в армии и государстве — в элите общества — оказалось столь влиятельным, что сопра­ви­тель Диоклетиана, цезарь Галерий, уговорил его начать гонения и «очи­стить» империю от этой «опасной заразы». Результатом стало самое жестокое массовое гонение, так называемое Великое гонение Диоклетиана, охватившее главным образом восточные провинции, но и проникшее на западные. Погибли многие тысячи мучеников. Но гонение захлебнулось. Историк Церкви Евсевий Кесарийский, современник этих событий, пишет, что сами власти были выну­жде­ны подвергаться гонениям, поскольку многие губернаторы, градоначаль­ники, военные сами оказывались христианами, и эти жестокие меры вовсе не помо­гли навести порядок в империи. А инициатор гонения, сам Галерий, смертельно заболел, слег, пораженный некой формой гангрены, и на смертном одре он своим эдиктом разрешил христианам быть. Прямо так и записано: «Пусть будут христиане». И в 311 году, после трех столетий нелегального суще­ство­вания на территории Римской империи, христианство стало наконец дозволенной религией — religio licita. А уже через год преемник Галерия Флавий Валерий Константин (август, которого мы знаем как императора Константина Великого) уже сам обратился в христианство и своим эдиктом, изданным в 313 году в Медиолане, объявил в империи полную религиозную свободу, что в условиях того времени означало ни много ни мало одно — победу христиан­ского учения над Римским государством, над языческими религиями, и откры­ло новую эпоху в истории не только Римской империи, но и в истории всей европейской, а может быть, и мировой цивилизации, эпоху христианства. 

Кто рассказал о рождении Христа

Для нас рождение Христа разделило всю историю на две части — до Рождества Христова и после Рождества Христова. О рождении, жизни, смерти, воскресении Христа нам рассказали четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Люди верующие свято верят каждому слову, которое дошло до нас в Новом Завете.

Постольку поскольку, в жизни, смерти и воскресении Христа видят величайший подвиг. Он тот, кто даровал людям жизнь вечную. До того, как последовать за Христом, Матфей был мытарем, собирал налоги для Рима. Что же касается Марка, то он примкнул к христианской общине, когда был еще в совсем юном возрасте. Свое евангелие он напишет по воспоминаниям апостола Петра. Что же касается Луки, то он был врачом и живописцем из Антиохии. Впоследствии он будет признан первым иконописцем. Иоанн же, до того, как последовать за Иисусом, был рыбаком.

Рождение Иисуса Христа

О чем же поведали евангелисты? Во время переписи, устроенной римскими властями, из Назарета в Вифлеем отправилась пара. Это были Иосиф и Мария. Мария ожидала рождение младенца. Ей было предсказано, что тот младенец, которого она родит, станет спасителем мира. Когда пара достигла Вифлеема оказалось, что остановиться им не где. Пришлось ночевать в вертепе, в пещере. Там и появился на свет младенец Иисус. Рождение его сопровождалось странным явлением — на востоке взошла яркая звезда и звезда это указала путь трем пастухам и трем волхвам, которые принесли родившемуся свои дары.

К тридцати годам Иисус примет крещение от Иоанна Крестителя. Он будет много странствовать, проповедовать, творить чудеса. Повсюду за ним будут следовать 12 учеников — апостолов, те, кто впоследствии будут разносить его учения во все концы земли. Чему же учил Христос? Вещам очень сложным и очень простым. Не отвечать злом за зло, не творить другому обиды, и тогда через веру, через любовь к богу, для человека откроются врата царствия небесного.

Казнь Христа

За неделю до еврейского праздника Пасхи Иисус Христос со своими учениками приехал в город Иерусалим. Его восторженно встречали, однако, противники его были недовольны. В Иисусе они видели всего лишь навсего одного из многих самозванцев. Еще один человек, который выдает себя за сына божьего. В результате был подкуплен один из учеников Христа — Иуда. Он предал его.

Иисуса схватили и по приговору синедриона казнили. Приговор этот утвердил Понтий Пилат, римский наместник. После того, как произошла казнь, одна из самых страшных и позорных казней, тело было отдано ученикам Христа. Те же положили его в пещеру, недалеко от Голгофы, той горы, где произошла казнь. Когда на третий день последователи Христа пришли для того, чтобы помазать тело благовонными маслами и похоронить, оказалось, что камень, которым был раньше прикрыт вход в пещеру отвален, а на том месте, где когда то лежало тело, сидел ангел. Ангел и возвестил им о том, что Христос воскрес.

Иисус Христос являлся своим ученикам еще 40 дней, до тех пор, пока не вознесся на небо, зайдя на Масличную гору. Кто-то верит рассказанному евангелистами буквально до последнего слова, кто-то относится критически. Но в любом случае, мало кто сомневается в факте существования Иисуса, названного Христом.

Сказать, кто первый принял православие, невозможно

История православия тоже не однозначна. С точки зрения православного человека, только он — преданный последователь изначальной традиции. Соответственно, православные люди — это первые христиане, а католики и протестанты — это те, кто от них отошли.


М. Нестеров. «Святая Ольга», 1892

Это слово встречается в христианских трудах со II века. Зато можно сказать точно, кто первый принял православие на Руси. По некоторым, не самым достоверным источникам, первыми христианами в нашей стране могли быть князья Аскольд и Дир с ещё некоторым количеством народа в 860–867 гг. Но сама история русского православия получила старт лишь через век, когда произошло крещение Руси.

Первый русский правитель, принявший православие, — княгиня Ольга (957 г).

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Ученики Иисуса Христа

А что же было с учениками дальше? Оставшись без своего учителя, они не оказались покинутыми. Согласно преданию на них снизошел Дух святой, после чего они под нажимом гонений и, собственно, желая проповедовать веру Христову, распространились по самым отдаленным уголкам земли.

Среди учеников Христа было много талантливых проповедников. И одним из самых талантливых являлся апостол Павел. При жизни Христа Павел не был его учеником, более того принадлежал к гонителям христиан. Но, однажды, ему явился Христос и упрекнул его. И Павел оставил все и пошел проповедовать. Его называют апостолом язычников. Дело в том, что в своих странствиях он посетил и Македонию, и Грецию, и Малую Азию и повсюду его проповеди имели огромный успех.

Суть христианства в ранние времена — это весть об исполнении иудейского пророчества

История христианской церкви тесно связана с иудаизмом. Судите сами: родина христианства — Палестина, его древние тексты — Ветхий Завет.

Со времён Моисея пророки глядели в будущее и сообщали, что грядёт Искупитель, Мессия, некий Царь человечества, который всех спасёт.


Иисус Христос не был основателем христианства, он вёл образ жизни благочестивого иудея

Поэтому иудеи и ждали именно царя — обычного, земного. Немало в ту эпоху явилось самозванцев, пытавшихся привлечь к себе внимание. Но их взгляды и проповеди трогали сердца немногих. Главенствовали по-прежнему основные учения, точнее разные взгляды на единое ядро иудейской традиции:

  • Фарисеи — традиционалисты, элита общества;
  • Саддукеи — реформаторы, представители нижних слоёв;
  • Ессеи — монахи, отстранившиеся от мирского.

В числе влиятельных пророков первых лет нашей эры можно назвать Иоанна Предтечу. Скорее всего, если исходить из его взглядов и биографии, этот человек происходил из ессеев. Это ещё не основатель христианства, но тот, кто введёт общинный уклад и обеспечит первую аудиторию для Иисуса Христа.

ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии

Более того, по эпизоду изгнания торговцев из храма мы видим, что Иисус Христос защищает иудейскую традицию, явно дорожит ею. Так что по вероисповеданию и Иисус Христос, и Иоанн Предтеча были иудаистами, а не христианами.

Как распространялось христианство

Сначала христианство распространилось на территории римской империи, потом из за ее пределами. Рост количества христиан обратил на себя внимание римских императоров. Последовали гонения. При Нероне эти гонения были поистине страшны. Тех, кто не отрекся, бросали зверям, сжигали заживо. Те, кто не отрекся от Христа, а предпочел смерть, назвали впоследствии мучениками.

При императоре Диоклетиане была попытка решить проблему с христианами кардинально. Диоклетиан просто-напросто попытался их уничтожить физически. У него ничего не вышло. А вот в 313 году император Константин, напротив, дал христианам возможность свободно исповедовать свою религию. Более того, даже сам крестился. Таким образом, христианство стало религией государственной. Путь, который прошла христианская церковь, весьма труден, извилист и богат на события. Христианская церковь уцелела. Уцелела, выжила и является, пожалуй, одним из немногих институтов, которые восходят в своем развитии к античным временам.

Основные учения и идеи первых христиан почти не дошли до нас

Мы мало знаем про основные учения первых христиан из-за отсутствия источников. Вероятно, они были очень близки к тогдашнему иудаизму, особенно, к взглядам ессеев.

Чуть в более поздние века обозначились два основных направления:

  1. Привычное для нас христианство. С долей поправок именно это учение в конце концов дало базу для основных течений сегодняшнего христианства. Нельзя сказать, что это была единая религия. Напротив, было много школ (антиохийская, римская и т.д.).
  2. Гностическое христианство. Это мистический взгляд на христианство. В нём упор сделан на эзотерику, что роднит эти течения с каббалой. Рассвет этой традиции пришёлся на II–IV век, но и сегодня есть группы верующих, которые в той или иной степени наследуют эти взгляды.

И всё же мы можем сказать, что основные идеи в традициях перекликались:

  • главным Писанием оставались ветхозаветные (не всегда) и новозаветные тексты, но вот состав этих канонов различался в традициях. Было много апокрифов;
  • Христа всегда считали центральной фигурой религии, хотя Его роль оценивали по-разному.

Выделить другие общие черты невозможно. Кто-то признавал ветхозаветного Бога, кто-то отвергал. Для одних Иисус — это Мессия, для других — просто человек и т.д. Ритуальная часть не только различалась, но и отвергалась некоторыми традициями.

В общем, христианство довольно быстро стало разнообразной традицией, что имеет отголоски и поныне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]