Владыка Алексий (Симанский) в осаждённом Ленинграде

Патриарх Алексий I — в миру именованный Сергей Владимирович Симанский — родился в 1877 году (скончался в 1977), был православным священником, членом Священного cинода, доктором богословских и юридических наук.

Отличился самым долгим сроком пребывания на должности Патриарха Московского и всея Руси. Кроме службы прославился как великолепный педагог.

Патриарх родился в зажиточной семье и получил хорошее образование

Будущий патриарх Алексий родился в семье камердинера императорского двора и дочери известного дворянина. По дореволюционным традициям всех зажиточных семейств мальчик получил начальное домашнее образование.

Позже поступил в Институт восточных языков, где учился с 1888 по 1891 годы. В этом учебном заведении имелась стандартная гимназия с пятилетним сроком обучения, но также имелся вариант трехлетнего курса с углубленным изучением языков, стран Ближнего Востока.

Начиная с 1891 получает образование в Московском лицее Цесаревича Николая, наравне с другими аристократами.

Лицей повлиял на неокрепший ум юноши.

Он увлекся промонархическими движениями.

В 1908 году Алексий стал председателем отделения Союза русского народа в Тульской губернии.

Эта организация была контрреволюционной, монархической, в составе — много духовенства.

В 1896 году с отличием закончил лицей и поступил на юридический факультет при Московском университете. Однако, жил на территории предыдущего места обучения. Через три года закончил обучение, защитил ученую степень кандидата права. Тема дипломной работы: «Комбатанты и не комбатанты во время войны».

Епископ Техвинский Алексий. Патриарх получил этот сан в 1913

Повинуясь все тем же аристократическим традициям, прошел добровольную военную службу в гренадерском полку. Провел в армии 2 года (1889 — 1900), после чего отправился в запас со званием прапорщика. Почти сразу поступил на второе высшее образование в Московскую духовную академию.

Учился в ней четыре года, после чего защитил кандидатскую на тему «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия» перед митрополитом Филаретом. Получил звание кандидата богословия.

Смотрите также статью Священник Алексей Мороз

Монашество и просветительская деятельность

1902, 2 февраляПострижен в монахи епископом Арсением. Все произошло в Троицко-Сергиевой Лавре
1902, 17 мартаПринял рукоположение до иеродиакона
1903, 21 декабряПовышен до иеромонаха
1904 – 1906Занимает должность инспектора Псковской духовной семинарии. При этом преподает там же Священное Писание
1906Повышен до ранга архимандрита, поставлен во главу Тульской духовной семинарии
1911, 6 октябряЗанимает пост ректора Новгородской духовной семинарии. По совместительству становится настоятелем Антониева монастыря. Его покровитель Арсений получил повышение и проявил инициативу в продвижении Алексия
1913, 28 мартаПосле доклада Священного синода императору Николаю II, Алексий получает должность епископа Тихвинском и вторым Викарием Новгородской епархии. Наречение состоялось 28 апреля этого же года
1913, 27 апреляИзбран председателем НЕУС — Новгородского епархиального учебного совета

Образование и военная служба[править | править код]

Начальное образование получил дома. С 1888 до 1891 гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с 1893 г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в 1896 г.

В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны

.

В 1899—1900 гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

После Великой Октябрьской революции

Приход к власти большевиков многими считается началом краха Русской православной церкви. И если посмотреть на факты, то это мнение только подтверждается. При этом также считается, что РПЦ всемирно поддерживала императора Николая II. Однако, этот факт также весьма сомнителен.

Ведь после отречения монарха Священный синод помогал временному правительству.

Причина —в указе Петра Великого о создании Священного Синода. В указе говорилось, что церковь не может влиять на светскую власть, у нее отбирали часть земель, но главное — она полностью подчинялась монарху.

Епископ Ямбургский Алексий

Поэтому, когда совершилась Февральская революция церковные мужи восприняли это как выгодную возможность и тут же объявили указ Петра недействительным. Однако, такая свобода церкви продолжалась недолго.

Уже в октябре 1917 года Россию потрясла новая революция, навсегда изменившая облик нашей страны. К власти пришла партия большевиков. Новая доктрина управления страной нравилась не всей аристократии и части церковной верхушки.

Начиная с 1920 года начался так называемый «Красный террор». Этот период истории воспринимается негативно по отношению к большевикам. Однако, стоит учесть, что это была вынужденная мера.

Активно набирало силу промонархическое «белое» движение, состоялась интервенция со стороны государств Антанты.

В эти годы народ разделился на несколько лагерей и церковь как часть народа тоже разделилась.

Поэтому, гонения на священников можно логично объяснить простой борьбой с противостоящим коммунистам враждебными силам. Лояльные «красным» служители церкви почти не пострадали.


Успенский собор в Москве: Именно тут покоится Алексий I

Вот в такое непростое время жил и работал Алексий I. Он постоянно пропадал в кабинетах Чрезвычайного комитета. Первый раз удалось отделаться условным сроком, второй — ссылкой. При этом карьерный путь будущего патриарха оказался тернист и непредсказуем.

В частности, в 1941 году он работал архиепископом в Ленинграде. Провел в городе Петра всю блокаду. Организовывал благотворительные мероприятия, выбивал дополнительные пайки своей пастве и оказывал всякой содействие властям.

1941

Алексий I работает археипископом в Ленинграде, где и проведет всю блокаду

В 1943 году Алексия вместе с митрополитом Сергием и Николаем оказались приглашены на встречу со Сталиным в Генштабе, расположенным в Москве.

Результатом встречи стала резолюция о разрешении открытия новых духовных училищ и предложение о выборе патриарха.

В том же 1943 году осенью избрали нового патриарха — Сергия.


Патриарх Алексий I в поздние годы своей жизни

Алексий I, Патриарх

Патриарх Алексий I (в миру Сергей Владимирович Симанский) родился 27 октября (8 ноября) 1877 г. в Москве в дворянской семье. Русский.

Отец — Владимир Андреевич Симанский (1853—1929) служил в канцелярии московского генерал-губернатора, затем в Воспитательном доме; в 1891 году вышел в отставку, получив звание камергера и был пожизненно прикомандирован к Канцелярии Святейшего Синода.

Мать — Ольга Александровна Симанская (Пороховщикова).

  • Начальное образование получил дома.
  • С 1888 до 1891 года обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.
  • В 1891 году был переведён в аристократическое учебное заведение — Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»), директором которого в то время был известный монархист В. А. Грингмут. Обучение в этом заведении оказало значительное влияние на мировоззрение юноши, он сблизился с московским монархическим движением, а впоследствии, в 1908 году в Туле, был избран председателем губернского отдела Союза русского народа — крупнейшей монархической организации империи
  • Окончив лицей в 1896 году, поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение «Комбатанты и некомбатанты во время войны».
  • В 1899—1900 годах находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.
  • В 1900 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»).
  • 9 февраля 1902 года в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры пострижен в монашество епископом Арсением; 17 марта того же года рукоположён во иеродиакона, 21 декабря 1903 года — во иеромонаха.
  • В 1904—1906 годах — инспектор Псковской духовной семинарии, одновременно преподавал Священное писание Нового завета (в этот период владыка Арсений был Псковским архиереем).
  • В 1906 году стал архимандритом
  • C 1906 по 1911 г. был ректором Тульской духовной семинарии, также редактором неофициальной части «Тульских епархиальных ведомостей», состоял председателем Совета тульского братства во имя святого Иоанна Предтечи, печатался в тульской периодической печати.
  • С 6 октября 1911 года — ректор Новгородской духовной семинарии и, одновременно, настоятель монастыря св. Антония Римлянина (владыка Арсений к тому времени стал архиепископом Новгородским и перевод архимандрита Алексия был осуществлён по его инициативе).
  • 28 марта (ст. ст.) 1913 года был высочайше (Императором Николаем II) утверждён доклад святейшего синода о бытии архимандриту Алексию епископом Тихвинским, 2-м викарием Новгородской епархии (епархиальным архиереем был архиепископ Арсений (Стадницкий)).
  • Наречение 27 апреля 1913 г. во Входиерусалимском соборе в Новгородском кремле и хиротонию 28 апреля 1913 года в Софийском соборе возглавил Патриарх Антиохийский Григорий IV (находился в России с визитом) в сослужении Арсения (Стадницкого) и других; присутствовал обер-прокурор В. К. Саблер. Указом святейшего синода от 27 мая 1913 года был утверждён в должности председателя Новгородского Епархиального Училищного Совета.
  • Согласно Высочайшему повелению от 11 декабря 1916 года, с 8 января 1917 года, по хиротонии во епископа (2-го викария Новгородской епархии) Варсонофия (Лебедева), стал именоваться первым викарием.
  • В январе 1920 года вместе с митрополитом Арсением был арестован Новгородской ЧК, однако вскоре оба архиерея были освобождены.
  • В ноябре 1920 года предстал перед судом по обвинению в самовольном освидетельствовании мощей святых накануне их вскрытия органами власти и был приговорён к условному сроку заключения.
  • 21 февраля 1921 года Патриархом Тихоном, по просьбе митрополита Петроградского Вениамина (Казанского), был назначен епископом Ямбургским, первым викарием Петроградской епархии. Переехав в Петроград, жил в доме при Казанском соборе, затем в Александро-Невской лавре.
  • Несмотря на уговоры приехавшего в Петроград в апреле 1921 года бывшего епископа Пензенского Владимира (Путяты) покинуть Петроград и занять Пензенскую кафедру, успешно воспротивился переводу.
  • 29 мая 1922 года, после ареста митрополита Вениамина (Казанского), вступил в управление епархией. Под сильным давлением власти снял отлучение с одного из лидеров обновленчества протоиерея Александра Введенского (решение об отлучении принял митрополит Вениамин), однако отказался подчиниться жульническому обновленческому Высшему Церковному Управлению митрополита Антонина (Грановского). Ввиду ультиматума последнего либо признать его власть, либо покинуть Санкт-Петебург, 24 июня 1922 года сложил с себя обязанности временно управляющего епархией. Через 2 месяца, вместе с другим петроградским викарием — епископом Петергофским Николаем (Ярушевичем), учредил «петроградскую автокефалию», декларировавшую лояльность властям, но не присоединявшуюся ни к одному из движений. Согласно Питириму (Нечаеву), принятие Введенского в общение было совершено в обмен на обещание сохранить жизнь митрополиту Вениамину
  • В октябре 1922 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», осуждён и в конце того же года сослан на три года в город Каркаралинск (ныне в Карагандинской области), где имел возможность служить в городском храме; состоял в переписке с Патриархом Тихоном и митрополитом Сергием (Страгородским).
  • В марте 1926 года ему было позволено вернуться в Санкт-Петербург, где он продолжил борьбу с обновленчеством.
  • В сентябре 1926 года Митрополит Сергий назначил его управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского (епархиальный архиерей митрополит Арсений находился в ссылке в Средней Азии и не мог управлять епархией). Проживал в то время в квартире своего отца на Большой Дворянской, на Петроградской стороне. Служил обычно в деревянном Троице-Петровском соборе на Петроградской стороне (снесён в 1936 году).
  • С 1927 года по 1935 год — член Временного Патриаршего Синода, созданного Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) (со дня учреждения Синода до его «самороспуска»). Поддерживал церковно-политический курс последнего. Одним из требований к митрополиту Сергию (Страгородскому), высказанных в письме духовенства и мирян Ленинграда, настроенных против «Декларации 1927 года», которое было вручено митрополиту Сергию 12 декабря 1927 года, было: «Пересмотреть состав Временного Патриаршего Синода и удалить из него пререкаемых лиц, в особенности митрополита Серафима Тверского (Александрова) и архиепископа Алексия (Симанского).»[5]
  • С 19 мая 1932 года — митрополит Старорусский. В августе 1933 года назначен митрополитом Новгородским (после официального перевода владыки Арсения на Ташкентскую кафедру).
  • 5 октября 1933 года, по уходе на покой митрополита Серафима (Чичагова) — областной митрополит Ленинградский (к «области митрополита Ленинградского» относились все епархии, находившиеся в границах Ленинградской области того времени: Ленинградская, Новгородская, Боровичская, Псковская и Череповецкая).
  • 29 октября 1933 г. прибыл в Ленинград; поселился в игуменских покоях Новодевичьего монастыря у Московской заставы; в 1937 год выселен оттуда и проживал на колокольне Князь-Владимирского собора; с 1940 года — на хорах Николо-Морского собора, ставшего кафедральным, и где он с того времени обычно служил.
  • В ходе «Большого террора» 1937—1938 годов было расстреляно около 800 священников и диаконов, служивших в «области митрополита Ленинградского», и к 1941 году число действовавших храмов на этой территории, включая Ленинград, не превышало 20.
  • Во время войны, в период блокады Ленинграда оставался в городе, совершал литургии и молебны, проповедовал, ободрял и утешал верующих. В будние дни, часто без диакона, сам причащал и читал поминания. Постоянно обращался с патриотическими посланиями к своей пастве.
  • 4 сентября 1943 года был вместе с митрополитами Сергием (Страгородским) и Николаем (Ярушевичем) на встрече со Сталиным в Кремле. Результатом встречи стало указание Сталина об избрании Патриарха и дозволении открытия церковных учебных заведений; партийным куратором церковной политики стал В. М. Молотов, непосредственным её проводником — полковник госбезопасности Г. Г. Карпов, возглавивший Совет по делам Русской православной церкви при СНК СССР.
  • 8 сентября 1943 года участвовал в соборе епископов, избравшем на Патриарший Престол митрополита Сергия. Был постоянным членом образованного при Патриархе Сергии Священного Синода. 10 декабря 1943 года, ещё до освобождения Новгорода от оккупации, получил титул «митрополита Ленинградского и Новгородского».
  • 2 февраля 1945 года был избран Патриархом Московским и всея Руси на первом Поместном соборе Патриаршей Церкви (не обновленцев) после 1918 года.
  • 10 апреля 1945 года состоялась встреча Патриарха со Сталиным, в которой с церковной стороны участвовали также митрополит Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай Колчицкий, управляющий делами Московской Патриархии; правительство, кроме Сталина, представлял В. М. Молотов.
  • Сталин обрисовал иерархам своё видение того вклада, который предстояло внести Московской Патриархии в дело укрепления международных позиций СССР, нацелил их на занятие лидирующей роли во вселенском православии, приобретение нужных контактов, политическую нейтрализацию антисоветски настроенной русской эмиграции. Обсуждались также перспективы расширения сети духовных школ и создание церковной издательской и полиграфической базы.
  • С 27 мая 1945 года по 26 июня 1945 года Патриарх Алексий совершал первое в истории московских первосвятителей паломничество в Святую землю, нанеся визиты восточным патриархам.
  • 22 октября 1945 года состоялось оформление передачи Сербскою Церковью Мукачевско-Пряшевской епархии в каноническое ведение Московского Патриархата.
  • С открытия на Пасху 1946 года Троице-Сергиевой лавры — её священноархимандрит. Заботами Патриарха Алексия лавра в короткий срок стала духовным центром русского Православия.
  • Весной 1947 года Патриарх просил Совет по делам РПЦ ходатайствовать перед правительством о передаче Патриархии и епархиям некоторых из изъятых ранее мощей, что частично было удовлетворено правительством (в частности в Богоявленский собор в Москве были переданы мощи святителя Алексия), несмотря на отрицательную позицию Совета в данном вопросе.
  • В июле 1948 года в Москве торжественно отмечалось 500-летие автокефалии Русской Церкви. К юбилею было приурочено Совещание Глав и Представителей поместных Православных Церквей (первоначально мероприятие задумывалось руководством СССР как вселенский собор «для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской»), которое осудило экуменическое движение и унию как орудие экспансии папизма. На Совещание, однако, не прибыли предстоятели Восточных греческих патриархатов.
  • С середины 1948 года политика государства к Церкви и религии значительно ужесточилась. Начинаются репрессии против отдельных активных епископов, становится неприкрытым активное вмешательство Совета в кадровую политику Патриархии.
  • В 1952 году, к 75-летию Патриарха, правительство предоставило Московской Патриархии территорию бывшей усадьбы Колычевых-Боде Лукино (Переделкино). Там была устроена подмосковная патриаршая резиденция.
  • Ещё раньше, в 1946 году, началось оборудование летней резиденции Патриарха в Успенском монастыре в Одессе.
  • 7 июля 1954 года было принято постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения», которое призывало партийные организации к активной борьбе с «религиозными предрассудками и суевериями», к разоблачению «реакционной сущности и вреда религии». 10 ноября того же года последовало постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения», которое ознаменовало временную приостановку активного наступления на религию.
  • Из записи беседы Карпова с Патриархом 17 апреля 1956 год видно, что при том, что Патриарх прислушивался к рекомендациям Совета, в кадровых вопросах он не был механическим исполнителем указаний Карпова; так, в ответ на рекомендацию последнего не назначать митрополита Нестора (Анисимова), в связи со смертью Одесского архиепископа Никона (Петина), на Одесскую кафедру и предложение назначить туда Бориса (Вика), Патриарх «ничего не говоря о Борисе, сказал: «В таком случае я назначу Нестора в Казань». (Часом позднее я узнал, что патриарх, разрешив Киевскому митрополиту Иоанну выехать на похороны в Одессу, дал указание вызвать архиепископа Бориса в Одессу, которому и поручить проведение службы, связанной с похоронами Никона. Значит ли это, что патриарх его оставит в Одессе или нет, трудно пока сказать). Патриарх поставил меня в известность, что на Ворошиловградскую епархию он назначает в епископы священника Коноплёва, служащего в церкви на Воробьёвых горах. «
  • 17 мая 1958 года Патриарх, вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем), был принят Н. Хрущёвым как главой правительства СССР; состоявшаяся беседа, в ходе которой Патриарх высказал ряд просьб, вселила в него определённый оптимизм. Однако, уже осенью того же года в партийном аппарате победила линия на фронтальное наступление на религию и религиозные организации в СССР.
  • В конце 1958 года начала осуществляться новая широкомасштабная кампания по искоренению религии в СССР, инициированная Н. Хрущёвым: храмы (особенно на Украине, в Белоруссии и Молдавии) закрывались сотнями, многие сразу же уничтожались. Было закрыто более 40 монастырей, включая Киево-Печерскую лавру, ликвидировано 5 семинарий из 8, прекращено издание журнала Экзархата Украины «Православний вісник», уменьшено число епископов. Отдельные, наиболее активные, религиозные деятели подвергались уголовному преследованию, во время пасхальных богослужений устраивались провокации и бесчинства, ряд священнослужителей публично сняли с себя сан и занялись финансируемой государством атеистической пропагандой. Вначале Патриарх пытался по мере ограниченных возможностей противостоять антицерковному натиску. Во время встречи с Георгием Карповым 20 февраля 1959 года Патриарх протестовал против налога на свечное производство и выпадов в прессе против церкви и духовенства, на что Карпов ответил, что постановления отменяться не будут и их надо исполнять в полном объёме; по вопросу о открытии «13 — 15 церквей», что, по словам Патриарха, было ранее обещано Никитой Хрущёвым во время их встречи, Карпов «напомнил патриарху о том, что, Н. С. Хрущёв не обещал открывать новые церкви, а заявил, что, когда будет прислано письмо, правительство рассмотрит этот вопрос».
  • В течение 1959 года Патриарх безуспешно добивался встречи с Хрущёвым, направлял на его имя письмо и записку, которые рассматривались Карповым «как своего рода жалоба на Совет» (о чём он прямо заявлял Патриарху). В письме Карпову от 20 ноября 1959 года Патриарх изложил перечень (11 пунктов) проблем, которые он хотел бы поднять в беседе с Хрущёвым, первым из которых был: «1. Продолжающееся нападение на духовенство и верующих под флагом антирелигиозной пропаганды, с извращением и непроверенно приводимыми фактами, с выводами, оскорбляющими религ[иозные] чувства верующего человека, с дискредитацией духовенства вообще в глазах народа с целью опорочить всю церковь и её служителей». 10 декабря того же года патриарх и другие лица были приняты Карповым, который, выслушав обеспокоенности Патриархии, заявил, в частности, что «научно-атеистическая пропаганда велась и будет вестись, причём она будет вестись ещё в более широком масштабе — таков закон развития нашего общества»; подводя же итог беседы, Карпов заявил: «Мы ещё раз говорим, что с нашей точки зрения в этих вопросах нет вопроса для постановки в правительстве.» То была последняя встреча Карпова с Патриархом.
  • 30 декабря 1959 года Священный Синод вынес постановление: «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской Духовной Академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишёнными всякого церковного общения <�…> Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших имя Божие, отлучить от Церкви».
  • В феврале 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение (Москва, 1960) Патриарх в своем выступлении говорил об исторических заслугах Православной Церкви и о том, что она сегодня несправедливо «испытывает нападки и порицания»: <�…> Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных её членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Иисус Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его.
  • Вероятно в связи с тем, что выступление было воспринято как нелояльное и вызывающее, его фактическое авторство взял на себя митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). 21 апреля 1960 года Куроедов, процитировав в извлечении речь Патриарха на конференции общественности, сказал: «Эта речь была по существу выпадом против научно-атеистической пропаганды. Совет разъяснил патриарху, что подобные взгляды являются враждебными.»
  • 15 июня 1960 года состоялась беседа В. А. Куроедова, нового председателя Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, с Патриархом, на которой Первосвятителю было сделано внушение о «совершенно неудовлетворительно поставленной» внешней работе Патриархии. Куроедов потребовал снять митрополита Николая с должности Председателя ОВЦС и с Крутицкой кафедры, что было исполнено поэтапно.
  • В заседании 12 сентября 1960 года Совет по делам РПЦ постановил, среди прочего: «1. Признать целесообразным вступление Русской православной церкви в члены Всемирного совета церквей в целях усиления внимания на характер и направление его деятельности в интересах мира. <�…> 3. Поручить т. Куроедову переговорить с патриархом Алексием по вопросу вступления Русской православной церкви в члены Всемирного совета церквей.»
  • 1 апреля 1961 года, в разгар антирелигиозной кампании, во время всенощной в Елохове произошло нападение на Патриарха некого гражданина, который впоследствии был официально признан невменяемым.
  • В 1961 году не смог противостоять требованию Совета по делам Русской православной церкви ограничить роль настоятелей в приходах чисто богослужебно-пастырскими обязанностями, передав все хозяйственно-финансовые функции исполнительным органам религиозной общины (прихода), то есть приходскому совету и старосте, которые фактически назначались органами государственной власти. Соответствующие изменения в 4-й раздел («О приходах») Положения об управлении Русской Православной Церковью (принятого на Поместном Соборе 1945 года) внёс Архиерейский собор 18 июля 1961 года по докладу архиепископа Пимена (Извекова). (Фактическое решение о разграничении обязанностей клира и исполнительных органов было принято и сразу проведено в жизнь постановлением Священного Синода ещё 18 апреля того же года). Собор 1961 года также одобрил решение Священного Синода от 30 марта 1961 года о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей.
  • В период с 14 по 21 июля 1963 года в Москве и Троице-Сергиевой лавре проходили торжества в связи с 50-летним юбилеем архиерейского служения Патриарха, на которые прибыли представители православных и инославных церквей мира и которые, по словам «Журнала Московской Патриархии», «вылились в поистине экуменическое общение всего христианского мира».
  • В 21 час 40 минут 17 апреля 1970 г. скончался в Переделкине от «сердечной недостаточности» на 93-м году жизни; незадолго до того перенёс инфаркт миокарда.
  • С 18 апреля до 14:00 20 апреля гроб с телом новопреставленного находился в Богоявленском соборе, что в Елохове. После обнесения гроба вокруг собора траурная процессия направилась в Троице-Сергиеву Лавру, где 21 апреля, после литургии было совершено отпевание по иерейскому чину. Погребён возле могилы глубоко чтимого им митрополита Макария (Невского) в крипте Успенского собора Лавры.

Государственные награды:

  • орден Святого Владимира III степени (1915)
  • орден Трудового Красного Знамени (16 августа 1946)
  • орден Трудового Красного Знамени (8 ноября 1952)
  • орден Трудового Красного Знамени (8 ноября 1962)
  • орден Трудового Красного Знамени (6 ноября 1967)
  • медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);

Православные награды:

  • орден святого равноапостольного великого князя Владимира I степени (поднесён 15 июля 1961)
  • орден святого апостола Марка (Александрийская православная церковь)
  • Высшие ордена Ливанской и Сирийской Республик.
  • Большая лента Императорского Ордена Святой Троицы
  • Орден Звезды Румынии 1 степени

Память:

  • Мемориальная доска на доме , где родился Патриарх, в Москве по ул. Мясницкая, 46/2 (5 декабря 2007)
  • Имя Патриарха носит Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии, многие экспонаты которого являются дарами самого Патриарха.
  • В честь посещения Патриархом в 1949 году Покровского кафедрального собора и Иоанно-Златоустинского храма г. Астрахань внутри этих храмов установлены памятные доски.

После Великой Отечественной войны

Второго февраля 1945 года Алексия назначили Патриархом Московским и всея Руси.

Так у него появилось больше возможностей для работы — особенно на фоне благосклонного отношения Сталина к Русской православной церкви.

2 февраля 1945

Алексия назначают Патриархом Московским и всея Руси

Иосиф Виссарионович разрешил основать несколько новых храмов и множество духовных учебных заведений.

Период сталинского правления можно назвать «оттепелью», ведь было разрешено не только основывать новые заведения, но и расширять состав священнослужителей и, даже экономические послабления, в виде снижения налогов.

Патриарший Местоблюститель и Патриарх[править | править код]

При И.В. Сталине[править | править код]

Патриарх Сергий (Страгородский) скончался 15 мая 1944 г. По его завещанию, составленному ещё в октябре 1941 г., Местоблюстителем стал Преосвященный Алексий. В своём письме 19 мая 1944 Председателю Совета Народных Комиссаров, Маршалу Советского Союза И.В. Сталину, Местоблюститель писал:

Дорогой Иосиф Виссарионович! Нашу Православную Церковь внезапно постигло тяжёлое испытание: скончался Патриарх Сергий, 18 лет управлявший Церковью.

Вам хорошо известно, с какой мудростью он нёс это трудное послушание; вам известна и его любовь к Родине, его патриотизм, который воодушевлял его в переживаемую эпоху военных испытаний. А нам, его ближайшим помощникам, близко известно и его чувство самой искренней любви к Вам и преданности Вам, как мудрому, Богопоставленному Вождю народов нашего великого Союза. Это чувство проявлялось в нём с особой силой после личного его знакомства с Вами, после нашего незабвенного для нас свидания с Вами 4 сентября минувшего года. Не раз приходилось мне слышать от него, с каким теплым чувством он вспоминал об этом свидании и какое высокое, историческое значение он придавал Вашему, ценнейшему для нас, вниманию к церковным нуждам.

С его кончиною Церковь наша осиротела. По завещанию почившего Патриарха мне судил Бог принять на себя должность Патриаршего Местоблюстителя.

В этот ответственнейший для меня момент жизни и служения Церкви я ощущаю потребность выразить Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, и мои личные чувства.

В предстоящей мне деятельности я буду неизменно и неуклонно руководиться теми принципами, которыми отмечена была церковная деятельность почившего Патриарха: следование канонам и установлениям церковным — с одной стороны, — и неизменная верность Родине и возглавляемому Вами Правительству нашему, — с другой.

Действуя в полном единении с Советом по делам Русской Православной Церкви, я вместе с учреждённым покойным Патриархом Священным Синодом буду гарантирован от ошибок и неверных шагов.

Прошу вас, глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович, принять эти мои заверения с такою же доверенностью, с какою они от меня исходят, и верить чувствам глубокой к Вам любви и благодарности, какими одушевлены все, отныне мною руководимые, церковные работники. [2].

Отчётливо сергианская позиция была выражена и в Первом послании Патриаршего Местоблюстителя к Православной Русской Церкви

от 28 мая:

Труд мой облегчается тем, что Святейший Патриарх ясно наметил путь, по которому должен пойти тот, кому вверено водительство корабля церковного: это — строгое следование священным правилам церковным, верность Родине, нелицемерная, по наставлению Апостольскому, покорность предержащей власти, яже есть, по Апостолу, от Бога (Римл. 13,1).[3].

2 февраля 1945 г. митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси на первом Поместном соборе Патриаршей Церкви после 1918 г. . В 1946 г. Алексий I благословил одно из самых неоднозначных событий в истории русского православия: Украинская греко-католическая церковь (так называемая «униатская») на территории СССР была упразднена по решению правительства СССР, а её паства и имущество переданы РПЦ.

10 апреля 1945 г. состоялась встреча Патриарха со И.В. Сталиным, в которой с церковной стороны участвовали также митрополит Николай (Ярушевич) и протопресвитер Николай Колчицкий, управляющий делами Московской Патриархии; Советское правительство, кроме Сталина, представлял В.М. Молотов.[4]. И.В. Сталин обрисовал иерархам своё видение того вклада, который предстояло внести Московской Патриархии в дело укрепления международных позиций СССР, нацелил их на занятие лидирующей роли во вселенском православии, приобретение нужных контактов, политическую нейтрализацию антисоветски настроенной русской эмиграции. Обсуждались также перспективы расширения сети духовных школ и создание церковной издательской и полиграфической базы. В день окончания Великой Отечественной войны в ликующей Москве в дневнике Патриарха за 9 мая 1945 г. записано слово: «Победа!».[5].

Приветствие Патриарха Московского всея Руси Алексия. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 11. Д. 1349. Л. 112; Опубликовано: Журнал Московской Патриархии. 1945. № 7. июль. Девятов С.В., Сигачёв Ю.В. Сталин: взгляд со стороны. Опыт сравнительной антологии. М., 2022. 456 с.: ил. С. 330. ISBN 978-5-91244-245-2

24 июня 1945 г. в день Парада Победы Патриарх Алексий был приглашён на трибуну Мавзолея Ленина среди почётных гостей, что свидетельствовало о конструктивном сотрудничестве советского государства и церкви.[6].

В июле 1948 г. в Москве торжественно отмечалось 500-летие автокефалии Русской Церкви. К юбилею было приурочено Совещание Глав и Представителей поместных Православных Церквей, которое осудило экуменическое движение и унию как орудие экспансии папизма. На Совещание, однако, не прибыли предстоятели Восточных греческих патриархатов.

Среди бесчисленных со всех концов мира приветствий от преданных Вам и любящих Вас, примите, дорогой и глубокочтимый Иосиф Виссарионович, от Русской Православной Церкви, всегда Вам благодарной за Ваше исключительное внимание к ее нуждам, и от меня лично самые искренние и сердечные поздравления в близкий для всех нас день славного семидесятилетия Вашего вместе с горячими пожеланиями Вам многих и многих лет здоровья и счастья. Мы усердно молимся об этом и искренно свидетельствуем, что эти пожелания исходят от заветных чувств наших к Вам, неуклонно ведущему Родину нашу к благоденствию, счастью и славе. Благоволите, дорогой Иосиф Виссарионович, принять подносимый Вам от лица всего Епископата Русской Православной Церкви приветственный Адрес[7]. АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

— .

После И.В. Сталина]][править | править код]

В конце 1958 г. началась новая широкомасштабная кампания по искоренению религии в СССР, в соответствии с постановлением ЦК КПССС поинициативе Н.С. Хрущёва: храмы закрывались, некоторые даже уничтожались, отдельные, наиболее активные, религиозные деятели подвергались уголовному преследованию, во время пасхальных богослужений устраивались провокации и бесчинства, ряд священнослужителей публично сняли с себя сан и занялись финансируемой государством атеистической пропагандой.

Патриарх пытался по мере ограниченных возможностей противостоять антицерковному натиску. 30 декабря 1959 Священный Синод вынес постановление: «Бывшего протоиерея и бывшего профессора Ленинградской Духовной Академии Александра Осипова, бывшего протоиерея Николая Спасского и бывшего священнослужителя Павла Дарманского и прочих священнослужителей, публично похуливших имя Божие, считать изверженными из священного сана и лишенными всякого церковного общения… Евграфа Дулумана и прочих бывших православных мирян, похуливших имя Божие, отлучить от Церкви»

[8].

В феврале 1960 г. на заседании Конференции советской общественности за разоружение (Москва, 1960) он в своем выступлении говорил об исторических заслугах Православной Церкви и о том, что она сегодня несправедливо «испытывает нападки и порицания»:

<…>Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных её членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Иисус Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его.[9].

Выступление, очевидно написанное м-том Николаем (Ярушевичем), было воспринято как нелояльное и вызывающее.

15 июня 1960 г. состоялась беседа В.А. Куроедова, нового председателя Совета по делам РПЦ, с Патриархом, на которой Первосвятителю было сделано внушение о «совершенно неудовлетворительно поставленной» внешней работе Патриархии. Куроедов потребовал снять митрополита Николая с должности Председателя ОВЦС и с Крутицкой кафедры[10], что было исполненно «постепенно».

1 апреля 1961 г., в разгар антирелигиозной кампании, во время всенощной в Елохове произошло нападение на Патриарха некого гражданина, который впоследствии был официально признан невменяемым[11].

В 1961 г. не смог противостоять требованию Совета по делам Русской Православной Церкви ограничить роль настоятелей в приходах чисто богослужебно-пастырскими обязанностями, передав все хозяйственно-финансовые функции приходскому совету и старосте, которые фактически назначались органами государственной власти. Соотвествующие изменения в раздел О приходах
Положения об управлении Русской Православной Церковью
были приняты на Архиерейском соборе 18 июля 1961 г., невзирая на протесты отдельных архиерев, в том числе архиепископа Ермогена (Голубева). (Деятельность последнего была признана «неполезной» для церкви Св. Синодом в 1968.) Собор 1961 года также одобрил решение Священного Синода от 30 марта 1961 г. о вступлении РПЦ во Всемирный Совет Церквей.

Первые 10 — 15 лет у кормила церковного управления ближайшими соработниками Патриарха были митрополиты Николай (Ярушевич) и Григорий (Чуков), а также протопресвитер Николай Колчицкий. По их уходе, в последнее десятилетие жизни Патриарха, огромное влияние на него и повседневное течение церковного управление оказывал его личный секретарь Даниил Андреевич Остапов, потомственный слуга дворян Симанских; внешнеполитическая деятельность Патриархии была полностью в руках Председателя ОВЦС архимандрита (впоследствии митрополита) Никодима (Ротова). С 22 декабря 1964 года Управляющим делами Московской Патриархии был Преосвященный Алексий (Ридигер).

Во времена Хрущева

Но такое положительное отношение к РПЦ продолжалось недолго.

Со смертью Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева партия взяла курс на атеистическое воспитание народа.

При этом церкви отводилась незначительная роль и власти всячески стремились ограничить ее влияние.

Одновременно с этим стартовала программа по снижению финансового обеспечения церквей и сокращению духовных заведений.

Патриарх Алексий, несмотря на все свое влияние, не мог достучаться до верховной власти. Даже разрешенные Хрущевым инициативы Алексия не выполнялись.


Мемориальная доска на Московском доме, в котором жил Патриарх Алексий

Но даже в таких трудных условиях патриарх стремился проповедовать православное учение. Негласно Алексий разрешает священникам проводить службы.

За подобные деяния пострадали несколько батюшек: на них завели уголовные дела. В режиме постоянного противостояния власти и завершилась карьера Алексия 14 феврали 1970 года.

17 апреля 1970

Алексий I умер в Переделкино от сердечной недостаточности

события

  • Прием И.В. Сталиным иерархов Русской Православной Церкви (4 сентября 1943)
  • Поместный собор Русской Православной Церкви 1945 года (31 января 1945)
  • Празднование семидесятилетия И. В. Сталина (21 декабря 1949)
  • III Всесоюзная конференция сторонников мира (27 ноября 1951)
  • Первая конференция всех Церквей и религиозных объединений в СССР (9 мая 1952)
  • Конференция представителей всех религий в СССР за сотрудничество и мир между народами (1 июля 1969)

Происхождение

Патриарх Алексий Второй, биография которого в нескольких поколениях связана с Русской православной церковью, появился на свет 23 февраля 1929 года в очень необычной семье в городе Таллине. Предок будущего священника во времена правления Екатерины Второй принял православие с именем Федор Васильевич. Он был генералом, выдающимся общественным деятелем и полководцем. От этого героя войны 1812 года и пошел русский род Ридигеров.

Дед будущего патриарха смог вывезти свою семью в горячие времена революции из Петербурга в Эстонию. Отец Алексия учился в престижном Императорском училище правоведения, но окончил учебу уже в Эстонии. Затем работал судебным следователем в Таллине, женился на дочери полковника царской армии. В семье царила православная атмосфера, родители Алексия были членами прогрессивного движения РСХД (Русское студенческое христианское движение). Они участвовали в религиозных диспутах, посещали монастыри, ходили на службы в храм. Когда Алексий был совсем маленьким, его отец начал учиться на пастырских курсах, там он познакомился с отцом Иоанном, который позже стал духовником мальчика.

У семьи были традиции проводить летние каникулы в паломнических поездках в разные монастыри. Именно тогда Алексий на всю жизнь полюбил Пюхтицкую обитель. В 1940 году отец Алексия был рукоположен диаконом. С 1942 года он служил в Казанском храме Таллина и в течение 20 лет помогал людям обрести Бога.

патологическая речь

Мастер патологической речи.

Жанры: модернистская проповедь.

Патриарх Алексий (Симанский) снимает вопрос о совместимости или несовместимости Христианства и коммунизма:

Христианская религия и коммунизм — совершенно различные категории; христианская религия установлена Христом Спасителем, Который созидал Церковь, а не государство. Силою внутреннего благодатного закона христианская религия благоустрояет внутреннюю и внешнюю жизнь людей. Государство имеет свои правила, и силою внешнего закона охраняет в порядке общественную жизнь государства. Посему говорить о совместимости или несовместимости христианской религии с той или иной формой государственного устройства значит сравнивать и смешивать понятия несовместимые[5].

штампы

духовные ценности

Отношения православных христиан со всеми христианами, в том числе и с католиками, а также с верующими, исповедующими и нехристианские религии, в нашей стране являются дружескими. Всех верующих нашей страны объединяет совместное участие в созидании духовных ценностей для человечества

[6].

взаимопонимание

  • Книга («Русская Православная Церковь», 1958) «послужит великому делу сближения народов в духе мира и взаимопонимания
    »[7].

ответственность

Будем пробуждать в людях сознание ответственности за судьбы мира[8].

Иосиф Сталин
Верховный Вождь[9] • Верховный Вождь русского народа[10] • Мудрый Вождь[11] • Гениальный Вождь[12] • Великий Вождь[13] • Великий и мудрый Вождь[14] • Великий Глава нашего государства[15] • Мудрый строитель нашего блага[16] • Великий строитель народного счастья[17].

приемы патологической речи

прямая ложь
О храме Покрова Божией Матери в МДА, обновленном в 1913 году и в 1919 разрушенном большевиками[18]:

Как и все временное на земле, и храм этот постигла участь разрушения. И наряду с разрушением храма стало постепенно разрушаться и само здание, заключавшее в себе этот храм[19].

О поддержке советской внешней политики:

Русская Православная Церковь «всецело поддерживает миролюбивую внешнюю политику нашего Правительства не потому, что, как говорят наши недруги, она якобы несвободна, а потому что эта политика справедлива и соответствует христианским идеалам, проповедуемым учением Церкви»[20].

инверсия

  • Упразднилась сила великая, нравственная, общественная; сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он (Сталин. — Ред.) руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет[21].

прописная вместо строчной

  • Великого Вождя
    нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало[21].

патологический словарный запас

Благословенный мир, Братство, Великий, Взаимопонимание, Вождь, Всеобщий, Всеобщий мир, Всё, Дух времени, Международные отношения, Мир, Мир во всем мире, Миролюбивые силы, Напряженность, Народ, Ответственность, Путь, Созидательный, Сосуществование, Сплочение, Укрепление мира, Ценности, Человечество

сочинения

  • Алексий (Симанский), Патриарх
    Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи: В 4-х т. — М.: Моск. патриархия, 1948-1964.
  • Письма Патриарха Алексия своему духовнику. — М.: Псково-Печ. Усп. монастырь: Моск. Срет. монастырь, 2000.
  • Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров — Совете Министров СССР, 1945-1970 гг.: в 2 т. — М.: РОССПЭН, 2010.
  • Алексий (Симанский), Патриарх.
    Речь перед панихидой по И. В. Сталине, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон 9 марта 1953 года // Журнал Московской Патриархии. — 1953. — № 4. — С. 3-4.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]