Как молиться?
Сила молитвы. Молиться надо с верой – вера твоя тебя спасет. Большинство религий утверждает, что ритуальные фразы, которые были произнесены без религиозного чувства, остаются пустыми словами. Их делает действенными только сила веры. Молитва это только устное выражение устремлений к Богу.
Вспомним эпизод из Евангелия, когда больная женщина, увидев Иисуса Христа, окруженного толпой, подумала: «Стоит мне прикоснуться только к краю Его одежд, как тотчас же исцелюсь». Так и произошло, хотя она не произнесла при этом никаких магических формул. Господь сказал ей: «Вера твоя тебя спасла». Заметьте: не молитва, не приложение к одежде (Плащанице, иконам, мощам в раках, не паломничество…), а вера.
Молитва — это проверка нашей искренности: сможем ли мы произнести простые слова с верой, из глубины своего сердца? Если сумеем — молитва будет услышана.
Молитва – это обращение к Господу, способ соединения мира земного и духовного. Потому здесь нет определенных правил как молиться, которые надлежит строго соблюдать. Сомневающимся в правильности действий во время молитвы можно дать лишь один совет: поступайте и говорите так, как чувствует душа обращенная к Богу. Такое обращение немедленно будет услышано нашим Небесным Создателем, ведь оно будет идти от самого сердца.
Вся человеческая жизнь сосредотачивается вокруг него самого. Он не может ни на миг позабыть о своих проблемах, желаниях и потребностях. Не просто даже осознать, что существуют люди, способные отречься от собственного «я», бескорыстно и беспрестанно моляться за других. Их молитва обретает действенную и реальную силу. Что же происходит с людьми в момент их отречения от собственной гордыни и мирской суеты?
Молитва Оптинских Старцев.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи принять их со спокойною душою и твёрдым убеждением, что на всё святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, веровать, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.
Молитва и энергия
Чтобы наши слова дошли до Бога, они должны быть наполнены энергией, иначе вы не будете услышаны. Изначально у человека имеется очень мощный энергетический запас, но большинство людей растрачивает его понапрасну, занимаясь пустыми мелкими дела. Мы нелюбим ближних, как нам было завещано, а ведь любовь это мощнейшая энергия, мы страшимся расплаты за свершенные грехи, а страх — это потеря энергии.
Мы злимся, ненавидим, и капля за каплей силы нас покидают. Когда же мы пытаемся молится, она получается слабой и безжизненной. Следовательно, прежде чем произносить молитву, необходимо освободиться от зависти, злости, любого негатива. После такого очищения в вашей душе освободится огромное количество энергии, которая прольется в молитве. Люди верующие говорят:« Быть злопамятным и молиться то же самое, что сеять в море и ждать жатвы».
Как действует молитва?
Молитва не только крайне важна, молитва — это великая привилегия для каждого верующего
. Но вот что плохо: люди, которые много молятся, начинают хвастаться этим:
«О! Я так много молюсь! Я особенный!»
Это всё равно, что собака скажет:
«Я особенная собака, потому что я много лаю!»
Мы не становимся какими-то особенными только потому, что молимся. Мы должны молиться! Но дьявол хочет, чтобы мы стали гордиться:
«Вот это да! Я молился сегодня целых четыре часа! Какой я молодец!»
Я молюсь и читаю Библию не с той лишь целью, чтобы что-то получить от Бога,
я молюсь и читаю и для того, чтобы узнать, что же принадлежит мне, чтобы приносить пользу тем, чем Бог наделил меня
.
Некоторые говорят: «Я верю в молитву»
. А я верю в Бога, который слышит молитвы и отвечает на них. Не молитва, а Бог имеет дело с нашими нуждами. И мы не должны превозносить молитву выше Бога. В культах и некоторых языческих религиях люди поклоняются солнцу, луне, воде — поклоняются творению, а не Творцу. Точно так же можно поклоняться и молитве, если уделять ей более почётное место, чем Богу.
Общение с Богом — вот что нам жизненно необходимо
. Не возвеличивайте молитву. Молитва нужна для того, чтобы развить более глубокие взаимоотношения с Богом. Она предназначена не для того, чтобы возвеличивать её, а для того чтобы возвеличивать Бога.
Как-то Господь сказал мне учить не столько о самой молитве, сколько об отклике на молитву. Он сказал: «Ты можешь молиться, и Дух Святой, зная твоё желание видеть Его действия, начнёт действовать, но если люди, за которых ты молишься, не захотят откликнуться на действие Божье, то молитва будет бессильна»
.
Безусловно, молиться нужно обязательно, но требуется также и желание самого человека, за которого молятся, сделать шаг навстречу Богу. Молитва не имеет силы заставить человека сделать выбор. Выбор он должен сделать сам. И вы не можете сделать за него выбор. Мы молимся за человека, и Бог показывает нам, как много Он желает сделать для него, как много Он приготовил для него, и мы начинаем ждать, когда же всё это появится в его жизни по нашей молитве. Но ничего не произойдёт, если тот человек сам не захочет, чтобы это произошло.
«Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евреям 4:2)
Божье Слово не принесёт никаких перемен, если оно неправильно понято, не принято, если человек не поступает соответственно тому, что услышал. Слово — это просто слово, оно мертво, если просто написано на бумаге. Но оно оживает, когда его начинают исполнять. Разве вам пришлось сегодня утром, встав с постели, ловить свою Библию, потому что она прыгала по всей комнате, славя Господа? Она неподвижна. Проповеданное Слово не принесёт пользы, пока его не будут исполнять.
Божье Слово оживёт и начнёт действовать, когда действовать начнём мы соответственно Слову.
Вот тогда-то оно принесёт нам огромную пользу, поможет укрепить брак, правильно воспитать детей, построить бизнес, укрепит нас духовно, даст здоровье.
Ад содрогается, когда звучит ваша молитва, но выбор всё равно остаётся за тем человеком, о котором вы молитесь. Молитва не может заставить людей делать то, чего ожидает от них Бог. Он может побудить их к каким-то действиям, но не будет заставлять их делать это.
Наша молитва способствует появлению огромной силы. И чем больше вы будете молиться, тем большую силу будет иметь ваша молитва. Бог знает, как управлять этой силой, и Он это делает. Он может восстановить то, что разрушено. Молитва предназначена для того, чтобы приготовленное Богом стало доступным для людей
, а не для того чтобы принудить их делать то, что Бог ожидает от них.
Порой случается так, что молишься за кого-то, но этот человек движется в совершенно противоположном направлении. Тогда дьявол начинает твердить нам, что наша молитва не сработала. Он лишает нас уверенности в Слове, уверенности в нашей способности молиться, уверенности, что мы вообще что-то понимаем в молитве.
Однажды мой брат рассказал мне, что в его церкви есть женщина, которая много лет была замужем за неверующим человеком. Её бывший муж погряз во многих грехах и не хочет принимать Христа. Вот уже восемнадцать лет они не живут вместе, но она продолжает молиться за него и мысли не допускает, что он может и не стать верующим, ведь она так верит в это. Но такая позиция неверна. Иногда мы так гордимся тем, какая стойкая у нас вера. Мы говорим: «Я твёрдо верю, а значит, всё получится!»
Но это упование на свою веру, а не на Бога. А дьявол, пользуясь нашим неведением в вопросе молитвы, начинает уверять нас, что вера и молитвы не действуют. Я уверена, её молитвы имели огромную силу. Любая молитва имеет огромную силу, но есть тот, кто отвергает эту силу, — это человек, за которого молятся, и тогда молитва становится бездейственной.
Молитва предназначена не для того, чтобы заставить людей что-то делать, а для того чтобы дать Богу возможность поработать в их сердце, подвести к правильному решению.
Но если человек не желает меняться, тогда придётся смириться с его выбором.
Верьте в Божью силу, будьте смелыми в молитве. Бог даст вам то, о чём вы молитесь и что исповедуете. Дерзновенно приходите к трону благодати, чтобы получить то, в чём вы нуждаетесь. Но вы не сможете ничего получить за другого человека. Он сам должен захотеть получить что-то от Бога. Вы не можете получить спасение за другого человека, он сам должен его получить. Вы можете рассказать о спасении другим, но не получить его за других. Единственное, что вы можете делать за других людей, — это молиться за них.
Смит Вигглсворт как-то рассказал, что Бог сказал ему пойти помолиться за одного проповедника, который уже долгое время болел туберкулезом. Из-за того, что он никак не мог исцелиться, он обиделся на Бога. За него много молились разные люди, но исцеление не происходило, и он обижался ещё больше. А теперь он умирал. И Бог сказал Смиту пойти и поднять этого человека с постели. Смит пришёл к нему, у него были и другие верующие, они молились за больного. Он тоже помолился во имя Иисуса Христа, и Божья сила наполнила этот дом. Шесть раз Божья сила сходила на то место, но ничего не происходило, больной был непоколебим. И когда сила Божья сошла в седьмой раз, человек сломился, заплакал и стал каяться перед Богом в своих обидах на Него. И тогда больной был исцелён и встал с постели полностью здоровым. Заметьте, сила Божья сходила на человека, но нужно было, чтобы он отреагировал на эту силу. Бог хотел, чтобы этот человек поднялся, хоть он и обижался на Него.
Наша молитва впускает Бога в жизнь того, за кого мы молимся.
И Бог ждёт этого приглашения.
Мама Лестера Самралла много молилась о своём сыне. Он был непослушным ребёнком, доставлял ей много проблем. Но в 17 лет он заболел туберкулезом, и врачи сказали, что жить ему осталось несколько часов. В ту ночь Бог показал ему видение: огромную Библию размером до потолка, а поодаль гроб, полностью приготовленный для похорон. Господь сказал ему: «Сегодня ты должен сделать выбор: или ты будешь проповедовать Моё Слово, или тебя положат в гроб»
. И Лестер Самралл сделал правильный выбор благодаря молитвам своей матери. И именно по молитвам матери Бог показал ему это видение.
Продолжайте молиться о том, чтобы Бог показал тому человеку, за которого вы молитесь, Его волю. Человек может отказаться и выбрать своё. Но вы продолжайте молиться, а Бог будет продолжать действовать в его жизни до тех пор, пока вы будете молиться. Бог не устаёт работать с теми, кого Он так сильно любит. Ваши молитвы обеспечивают действие Божьей силы.
Сестра брата Хейгина заболела раком. День и ночь он молился об её исцелении. И по его молитвам и вере она была исцелена. Но через пять лет у неё снова появилась раковая опухоль, и из-за того, что все эти пять лет она не молилась, не читала Слово и не боролась с неверием, она умерла от рака. Бог сказал Хейгину, что первый раз она была исцелена по его вере, но когда она заболела второй раз, потребовалась уже её вера, а веры у неё не было, поэтому она умерла. Когда Хейгина спросили, как он молился об исцелении сестры, на языках ли, цитировал ли места Писания, говорящие об исцелении, — он ответил: «Я делал всё, что только приходило в голову»
. Когда не помогает одно, надо предпринимать что-то другое. Надо продолжать молиться, потому что молитва праведника приводит в действие великую силу Божью.
«Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам» (Марка 11:24)
Верьте уже тогда, когда молитесь
, а не тогда, когда что-то стало происходить, меняться. Верьте, что Бог приступил к действиям ещё во время молитвы.
Как бы долго вы ни молились за человека, месяц, год, несколько лет, верьте, что Бог работает в его сердце, действует в его жизни. А если мы перестали молиться, значит, мы не верили, что Бог начал действовать ещё во время нашей молитвы. Богу нужна ваша вера, чтобы Ему действовать
. Когда есть вера, тогда есть и сила. Но, помните, нужно, чтобы тот человек, за которого молятся, сам пожелал измениться.
Как-то на одном молитвенном служении во время молитвы я увидела Иисуса, Он вышел на сцену и долго стоял молча. Он ждал моей реакции на Его появление, ждал, чтобы я сказала Ему что-то, спросила у Него, что Он хочет мне сказать. И только когда я сделала это, Он начал говорить и дал мне указания, что мне нужно делать в течение следующего года. Он не будет оказывать давление и ничего не станет говорить нам, пока мы не попросим Его об этом. Не имеете, потому что не просите. Иисус может прийти, но может ничего не произойти, если вы не примете Его.
Мы многое упускаем, если не молимся. Но когда приходит ответ на молитву, приходит успех, благословения, — не забывайте, откуда пришло всё это, и не привязывайтесь к этому настолько сильно, чтобы забыть о Боге. Не делайте идола из того, чем вы дорожите, а благодарите Бога, молитесь, читайте Его Слово. Бог, благословив вас, вовсе не ждёт, что теперь вы начнёте поклоняться этим благословениям. Вы ничего не должны ставить выше Бога, тогда ваша жизнь будет по-настоящему благословенна.
Нэнси Дюфрейн
Где молиться?
Молиться можно где угодно, однако лучше иметь для каждодневной молитвы постоянное место, где вас ничто не отвлекает. Хотя очень хорошо обращаться к Богу с краткими молитвами на темы дня там и тогда, где вам это понадобится. В своей книге «Школа молитвы» митрополит Антоний Сурожский говорил о том, что, когда мы выбираем дома специальное место для каждодневной молитвы, мы «отвоевываем для Бога» частицу нашей грешной земли. Мы как бы создаем дома небольшое подобие храма, святое место, где будет происходить наше общение с Богом. В таком «намоленном» месте мы сильней чувствуем присутствие Господа и нам легче устанавливать с ним связь. О присутствии Бога нам напоминают иконы – зримые свидетельства Божьего величия, «окна в небесный мир».
Санкт-Петербургская церковь Христа
Чем отличается жизнь человека верующего от неверующего? Что пришло в мою жизнь с решением последовать за Христом? Много всего: изучение Библии, посещение собраний церкви, борьба с грехом, уверенность в спасении и любви Бога, и возможно самое важное и вдохновляющее — молитва.
Легко ли вам молиться? Какие ваши молитвы? Что они значат для вас? А для Бога?
Какие чувства вы испытываете во время молитвы?
Человеку свойственно поклоняться Богу. Поклоняться той силе, которая выше него, непонятна и непостижима. Люди пытаются вопрошать ей, молиться ей.
Но наш Бог не такой, Он не идол, нам не нужно догадываться, как Он к нам относится, потому что мы знаем, что Он исполнен великой и жертвенной любви к нам. У нас есть Библия — священное Писание, мы верим, что в этой книге содержится Его Слово. И о том, что Он исполнен любви к нам мы знаем из того, что Иисус Христос умер за наши грехи.
Так что же такое молитва? Если сказать просто — это разговор с Богом. Но как мы знаем, разговоры бывают разные: короткие и длинные, спокойные и эмоциональные, вдохновляющие и не очень. И то, какой это разговор, зависит от многих факторов — погоды, настроения, физического состояние, места, цели разговора, и возможно самое важное — с кем мы разговариваем.
Молитва не просто разговор — но разговор с Богом. Молитва — это основа нашей духовной жизни. Почему? Да потому что от того, какие наши молитвы и зависит то, каким будет наше восприятие Бога, окружающего мира, каким будет наше духовное состояние, будет ли у нас благоговейный трепет перед Богом, будет ли у нас мир на сердце, порядок в жизни, силы бороться с грехом, способность прощать и любить людей, окружающих нас.
Молитва — также основа нашего духовного здоровья. От наших молитв зависит наше лично духовное здоровье и здоровье церкви в целом. Мы говорили много о милосердии и прощении, о том, что конфликты — большой вызов для нас, как для церкви. Я верю — если бы наша молитвенная жизнь была сильнее, эти конфликты бы решались быстрее или их вообще не было бы.
Сила молитвы в том, что она меняет нас изнутри. Бог меняет нас изнутри через молитву.
Откуда я все это взял? Из молитвы Христа. Однажды ученики попросили Иисуса научить их молиться. И Он научил. Теперь этот отрывок из Библии — общеизвестная молитва «Отче Наш».
Он сказал им: когда молитесь, говорите: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого». (Лук 11:2-4)
У меня для вас пять пунктов.
1 Трепет
2 Благодарение
3 Надежда
4 Смирение
5 Прощение
В этом сила молитвы! Я верю хорошая, качественная, глубокая молитва может дать вам все вышеперечисленное.
Трепет
Вспоминаешь, кто такой Бог, где Он, а где ты (Сущий на небесах).
Как вы представляете себе Бога? Какие чувства возникают у вас, когда вы слышите эти слова?
Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов 38:1-7)
Иов достаточно дерзко разговаривал с Богом, и Бог на протяжении трех глав объясняет ему, что с Богом так не стоит общаться.
соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь. (1Тим 6:14-16)
Вот какой наш Бог — он удивительный и непостижимый. Его сила настолько велика, что нам невозможно это представить.
В этом приветствии «Отче наш, Сущий на небесах» для Иисуса был глубокий смысл и огромная картина Бога. У вас возникает трепет? Картина приближена к реальной? Молитва помогает в этом. Даже приветствие в молитве может сразу поставить нас на место. У меня сейчас канал связи с Богом, великим и всемогущим. Все вокруг может померкнуть и показаться неважным даже в начале вашей молитвы.
Лично у меня проблемы с фантазией. Если у вас тоже — читайте псалмы, слушайте духовные песни. Мне иногда нужно сначала Библию почитать. Еду в машине — слушаю духовные песни.
Выделите время для молитвы! Бог достоин этого. Найдите время и место! Главное желание. В молитве приходят откровения.
Благодарение
«Да святится имя Твое» — что эти слова значат для вас? Пусть имя Твое будет свято! Пусть все узнают о Тебе! Наверное это слова человека, который счастлив, что знает Бога. Который исполнен благодарности за то, что Бог ему дал.
От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли — хотя Он и недалеко от каждого из нас. (Деян 17:26-27)
Это Бог сделал, что ты там, где ты есть и в какое время.
Нести свой крест — справляться с обстоятельствами своей жизни.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. (Рим 5:8)
Результатом молитвы может и должна становиться глубокая благодарность за жертву Христа. Молитва поможет нам исполниться благодарности.
Надежда
Направление к небесам — «Придет царство».
Что помогло вам принять решение следовать за Христом? Ведь это было непростое решение. У нас уже был устоявшийся образ жизни. Для меня однозначно — осознание того, что после смерти есть два пути. Путь к Богу с Христом — это сложный путь, но это путь на небеса. А вы всегда об этом помните? О том куда мы идем. Когда мы говорим «да придет царство Твое», мы по сути говорим Богу — пусть мы скорее окажемся с тобой на Небесах. Это туда мы стремимся. У ранних христиан было такое выражение «Маранафа» —»Приди, о Господи«. Они страстно хотели этого — прихода небесного царства. А это значит уничтожение всего материального, временного. Это почему многие продавали свое имущество — они ожидали того, что Иисус вот-вот вернется.
А что сейчас? Никто не знает того дня и часа. Уже почти 2000 лет прошло. Ну, не известно, придет ли Иисус при нашей жизни. Думаю, мы все искушены погрузиться в мирскую суету.
Однажды Иисус рассказал притчу о сеятеле.
а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; (Лук 8:14)
Есть другие почвы, а эта для нас с вами.
Причины бесплодия:
— заботы (поиск еды, одежды, семья, дача и т.д.)
— богатство (ты богат и доволен, просто некуда стремиться, проблемы других не волнуют тебя)
- житейские наслаждения (чем бы заняться — футбол посмотреть, в компьютер поиграть, сериальчик, книжку почитать, не хочется думать о других)
Иисус рассказывал притчи, чтобы обличить, взбудоражить людей. Узнай себя и покайся.
Пробудить ревность — вот цель притчи.
Фарисеи показали раздражение, когда узнали себя в притче. Это неприятно. В чем цель притчи о сеятеле? Кому она адресована? Всем людям. В ней есть иллюстрация хорошего сердца и три иллюстрации сердца, которое не в хорошем месте. Какова должна была быть реакция тех, кто слышит?
Думаю, ее цель пробудить в нас ревность — понять на какую из почв похоже наше сердце в данный момент и иметь с этим дело, чтобы прийти в состояние хорошего сердца, которое приносит плоды.
Зачем нам собрания церкви? Не забывать, сохранять остроту. Помнить, что помимо материального мира еще есть и духовный.
Молитва, особенно ежедневная напоминает нам о том, куда мы идем, что на самом деле ценно, а что временно. В этом ее сила.
Смирение
«Да будет воля Твоя и на земле как на Небе!»
Обозначаешь свои нужды и доверяешь (Хлеб наш насущный)
Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. (Флп 4:6-7)
Молитва — не заклинание. Результатом нашей молитвы должно быть чувство, что Бог в курсе. Это для нас. Мир в нашем сердце!
Открывать свои желания — чего ты хочешь? И этого должно быть достаточно.
Целью нашей молитвы должно быть не ее исполнение, а спокойствие и умиротворение.
Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лицо Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня. (Мат 26:36-46)
Два разных Иисуса — скорбящий и взволнованный. Спокойный, уверенный, решительный и сильный.
Молитва — то, что дает мир на сердце. Молиться до мира.
Он знал, что Ему нужно делать, знал, что не получит то, чего просит. Ему нужно было открыть Богу свои желания, рассказать о своих чувствах и принять.
Прощение
«Прости нам грехи наши, потому что мы прощаем должникам нашим.»
Такая фраза с подвохом. Сразу задаешь себе вопрос — а я-то простил? Я верю, прощать нам нужно именно в молитве.
Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: (Ис 43:25)
Вот какой наш Бог! Ради Себя Самого прощает, чтобы не иметь обиды, негатива, чтобы продолжать исполнять обещание.
Прости ради себя. Прощение — это то, что от нас зависит. Молитесь до прощения. Пусть понадобится три раза или больше, но придите к этому. Я много раз был свидетелем как мое отношение меняется.
Прости нам грехи наши. Молитва — в ней нам нужно научиться прощать, а также чувствовать прощение. Это удивительно сколько всего плохого с нами может сделать чувство вины.
Александр Соловьев
Опубликовано 21 апреля 2022 г.
Другие библейские уроки
Сила молитвы – эксперименты
Для того что бы разгадать феномен молитвы в наше время используются новейшие компьютерные технологии.
• Нейрофизиолог Валерий Слезин еще в 1986 г. записал впервые энцефалограмму мозга священнослужителей во время их молитвы. Результат оказался сенсационным и сразу же был принят на мировом психиатрическом симпозиуме. Но нейрофизиолога в СССР чуть не уволили из института. Слезин показал, что активность мозга фактически исчезает во время молитвы, т.е. она в десятки раз понижается. В состоянии бодрствования мозг взрослого человека работает приблизительно с частотой в 12 Гц. А во время произнесения молитв электроэнцефалограф в лаборатории профессора зафиксировал активность около 3 Гц.
Такого рода показатели были бы характерными в случае, если бы участник эксперимента был без сознания. Но для исследователя самым удивительным было другое – частота в 3 Гц характерна для работы сознания младенца. Согласно придания Иисус Христос однажды сказал – «Будьте как дети и спаситесь». Вполне возможно, что это фраза не просто красивая метафора, а ключ заповеданный человечеству, средством, которым каждый может воспользоваться для своего спасения. При помощи молитвы взрослый человек возвращается в состояние младенчества, к первозданной чистоте.
• Британские ученые из Центра изучения мозга в Кембридже проводили эксперимент на 20-ти добровольцах, среди которых было 10 глубоко верующих людей и столько же атеистов. Каждому участнику эксперимента закрепили на руке электроды и пропустили слабые разряды электрического тока. При проведении опыта верующим было предложено смотреть на икону с ликом Иисуса Христа, атеистам – на репродукцию картины Гогена.
За 20 мин. эксперимента каждый из добровольцев получил 20 неприятных электрических разрядов. Однако восприняли их две группы по-разному. Те кто смотрел на лик Христа чувствовали себя в полной безопасности и не волновались. При чем приборы показали, что они испытывали не такую сильную боль, как рассматривавшие картину Гогена. Прибор, делающий анализ работы мозга, показал, что у верующих активизировалась передняя доля правой половины, то есть эти люди сами подавляли наносимую им боль. А вот у атеистов такой реакции мозга не было.
Папа сильно заболел. Доктора воздерживались от дачи прогнозов, лишь разводили руками: «80 лет, что вы хотите!». Мне сестра позвонила и, плача в трубку, рассказывает, как нашему папочке плохо. И я подошла к иконе Матронушки и начала молиться. Молиться не умею, говорила, что в голову приходило, просила отвести болезнь и продлить жизнь папе.
Со мной такого никогда не было, я как-то вся ушла в молитву. Будто уже не дома, а где-то парю, смотрю на себя со стороны, потом последовал толчок и я осела на пол. Словно проснулась, очнулась, если хотите. В горле все пересохло, голова была тяжелой, однако на сердце стало спокойно. Папа не сразу пошел на поправку, еще некоторое время он находился на грани, потом сестра позвонила и сказала, что папе стало лучше. После этого он прожил еще 5 лет.
Беседы с батюшкой. Сила молитвы
Аудио |
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святого равноапостольного великого князя Владимира в деревне Усть-Долыссы Великолукской епархии священник Владимир Флавьянов. – Тема сегодняшней передачи – «Сила молитвы». Это действительно очень емкая, очень важная тема. Каждый из наших телезрителей, да и каждый человек, который обращается к Господу, знает о том, что такое молитва. Но хотелось бы поговорить о силе ее и о тех моментах, когда нам кажется, что Господь не слышит нашей молитвы. И все-таки начнем с самого главного: что такое сила молитвы?
– У нас очень много примеров молитвенников. И, конечно, сразу хочется вспомнить одного из величайших пророков – пророка Илию. Когда он был еще молод, но уже был прославлен как великий пророк, шли великие гонения, Израиль отпал от веры в Бога, уже убили очень многих пророков. Он так и жаловался: «Господи, всех убили, меня ищут; я последний». Господь его прятал в пустыне, и началась страшная жара. И вот как раз пророк Илия помолился… Мы помним эту историю из Библии. Меня в этой истории поражает другое. Когда умирают дети, когда умирают слабые или, скажем, наши родственники, конечно, все молятся, а тем более в те древние времена не было ни атеистов, ни коммунистов. Все были верующие, тем более это все-таки Израиль, богоизбранный народ. И они все молятся Богу, все вспоминают о Нем, все обращаются вроде бы к Нему, но за три с половиной года ни капли не упало. И только молитву пророка Илии Господь услышал – и пролился дождь.
То есть, получается, Господь никого не услышал. И хотя мы говорим, что Бог как бы не слышит, но, мне кажется, это немножко не так. Бог-то все равно слышит всех. Другое дело, что требуется наказание за те беззакония, которые страна допустила. То есть страна сама себя уничтожала своим безверием. Теперь она должна была обратиться к вере. Поэтому молитва в данном случае нужна была для того, чтобы вспомнили Бога. Потому молитва – это разговор с собеседником (как мы с Вами беседуем). Мы встретились, мы беседуем – это уже молитва.
То есть молитва может принимать разные формы. Чтение Евангелия – это уже молитва, паломничество – тоже молитва. Мы можем по-разному молиться. Мы можем трудиться, вязать, переживать о чем-то – это уже молитва. Поэтому она может быть разной. Соответственно, и разной силы может быть молитва. В зависимости от тех нужд, которые у нас есть, может меняться и сила нашей молитвы. Если нужда такая возникла (у нас рубашку украли или еще что-то), то мы сразу начинаем горячо молиться, а вот если мы постоянно будем получать то, что просим, то на самом деле наша молитва будет терять силу. Иногда Господь проверяет нас. Он не дает нам что-то, проверяет наше усердие, трудолюбие.
Мне очень нравится история, показанная в фильме «Остров». Герой уже понял, что он не убийца, а молитва не поменялась, он так и продолжал молиться: «Господи, прости меня». Это как раз показатель ее правильности. Мы продолжаем молиться, продолжаем беседовать.
– То есть сила молитвы зависит еще и от того состояния человека, в котором он находится? Если представить, что у человека все хорошо, замечательно, никаких искушений, хорошее здоровье, дети здоровые, нет бедности (в общем, все в порядке), тогда, наверное, и молиться-то не о чем? Условно говоря, нам нужно какое-то искушение для силы молитвы?
– Получается так.
– Или, может быть, сила молитвы в благодарности? Или такая молитва редкая?
– Молитва бывает трех видов. Мы сейчас говорим о просительной молитве, а она еще бывает и благодарственная. И третий вид молитвы – славословная. Учитывая, что наш духовный рост идет потихонечку (ведь мы как маленькие дети), Господь точно так же учит нас просить. Это не плохо. А потом надо учиться благодарить, а потом надо еще учиться и прославлять Бога. В этом и название нашей веры: мы православные, мы учимся правильно славить Бога. Поэтому на каждом уровне молитвы тоже требуется определенная сила.
Получается, что мы чаще всего говорим о просительных молитвах, где-то говорим даже о корысти. То есть мы верим в Бога только тогда, когда у нас проблемы. А вот если действительно все хорошо, как бы и молиться не о чем. Но ведь рано или поздно мы умрем. Допустим, Господь помилует, мы примем удивительный дар, попадем в рай. А если мы молиться не умеем, что мы там делать будем? И всё – ступор. То есть, получается, не умеем разговаривать друг с другом, выстраивать друг с другом отношения, а при этом хотим выстроить отношения с Богом.
– То есть молитва – это познание Бога?
– Да, это и познание, и доверие одновременно. Мы не можем познать Бога до конца никогда, но все равно это будем делать. Больше здесь, конечно, доверия. Потому что у нас все равно есть какие-то искажения. Мы говорим, что Бог есть любовь, и это правда. Но, с другой стороны, о какой любви мы говорим? Только о человеческой, мы другой не понимаем, не знаем. Есть примеры животной любви, конечно, но как бы здесь говорить не о чем. Знаем только человеческую. А Божью любовь мы познаем только в сравнении со своей. То есть она безмерно выше. И только когда я ее познаю, я познаю Бога.
– Каждый раз, когда мы молимся, мы обращаемся к Господу. Но часто мы видим то, что люди обращаются с молитвенной просьбой к святым, блаженным. Совсем недавно мы отмечали тридцать лет прославления святой блаженной Ксении Петербургской. И возле часовни есть стена. Когда часовня была закрыта, появилась благочестивая традиция молиться у стены. Я поначалу думал, что это какое-то обрядоверие, потому что как же так? А потом понял, что для молитвы, наверное, даже стены не являются преградой. Но все-таки я вижу часто, что люди молятся не Богу, а, скажем, угоднику. И наделяют его Божественными правами. Так ли это? Возможно ли это? Или я ошибаюсь?
– Нет, это встречается, к сожалению. И я бы не сказал, что редко. Бывает, что у нас понятие Святой Троицы подменяется понятием, что есть Спаситель, Божия Матерь и Николай Чудотворец. Вот она – Святая Троица. Поэтому с таким сталкиваешься. И чуть ли не обожествление в том числе и святой Матронушки. То есть к ней обращаются уже вместо Бога, так получается. Не она прославлена Богом, а я обращаюсь к ней. И Бог уже как бы мне и не нужен. Это, конечно, беда современности, но это говорит просто о низкой нашей духовности на самом деле. Потихонечку, думаю, это пройдет. Мы научимся.
Но здесь есть и другой аспект. Мы говорим, что верить надо в душе. Разумеется. Но есть еще и дух, и тело. И верить надо и духовно, и телесно. Поэтому моменты прикасания для нас оказываются важны. Главное, конечно, не делать на этом акцент, иначе получается, что мы язычники. То есть мы верим, что надо обязательно прикоснуться к иконе или к мощам, а если не прикоснулся, то все как бы недействительно. Это неправда. Даже если, например, я не могу переступить порог храма, но при этом помолился… Вспомните, Господь рассказывал притчу про мытаря и фарисея. Он даже в храм практически не мог зайти, только бил себя в грудь, а его молитву Господь увидел как раз более горячей, чем у фарисея.
– Боже, милостив буди мне грешному.
– Да, всего лишь это. И вот его молитва оказалась более искренней, он действительно каялся, а фарисей превозносился. Но и его молитву Бог услышал. То есть Бог слышит все и каждому дает. Поэтому здесь, конечно, наше тело тоже должно участвовать в молитве. Как оно может участвовать? Я могу поехать куда-то, могу приложиться к чему-то, но если нет этой возможности, мы не удаляем себя от встречи с Богом, даже если между мной и Богом есть какое-то препятствие. И в идеале – житие наших святых, когда там один святой проснулся и говорит: здравствуй, святой такой-то… А между ними тысячу километров. Тот говорит: «Приветствую тебя; здравствуй, дорогой». То есть не было сотовой связи, а они друг с другом беседовали, как будто были рядом. Как мы с Вами.
– Нам всегда кажется, что мы обладаем этой силой молитвы, тем более что мы еще знаем такую фразу: непрестанно молитесь. В этом случае мы видим, что иногда люди едут с молитвословом в метро или еще где-нибудь и, что называется, вычитывают молитвы. Я не знаю, вычитывают или, может, молятся на самом деле. Но что делать, если нет такой возможности? Что значит «непрестанно молитесь»? И в этом случае сила молитвы действительна только в храме? Или это все-таки возможно где угодно?
– Конечно, где угодно и когда угодно. И когда происходят трагические вещи (например, на тебя нападают)… Вот где на тебя напали, там Богу и молишься. А это могут быть и не совсем красивые места, необязательно храм. И ты именно здесь и сейчас, в этой, может быть, некрасивой точке земли уже сейчас отдаешь Богу душу… И Господь принимает тебя, а не это место. То есть важно не место, важна твоя встреча с Богом. Поэтому и молитва может быть абсолютно везде. Даже не так важно, какая на тебе сейчас одежда, есть она или нет; важна именно твоя беседа с Богом, насколько ты готов с Ним разговаривать. Мы готовы Ему вроде бы говорить, но мы не всегда готовы слышать, мы не всегда послушные. То есть у нас другая еще проблема, – проблема со смирением. У нас очень много гордыни, очень много эгоизма, и это застилает от нас Бога. То есть не Бог меня не слышит, я Его не слышу.
– Вы сказали «готовность». Я вспомнил о том, что когда мы отходим ко сну, мы, указывая на свою постель, говорим: «Господи, неужели мне одр сей гроб будет?» Я тогда подумал, что вот эта готовность к неизвестности, проснемся мы утром или нет, очень важна.
Вопрос телезрительницы: «Есть такая традиция: когда ребенок выходит из дому, мама благословляет его и крестит. У меня мама уже в возрасте, то есть я уже взрослый ребенок. Можно ли детям делать то же самое, благословляя родителей: крестить их и говорить добрые слова?»
– Конечно, все могут это делать, не только родители, но и дети. Это хорошая, добрая традиция.
– Очень хороший аспект здесь возник. Мы знаем, что ребенок как-то особо молится, потому что ему не нужно доказывать, что Господь есть, он знает об этом хорошо, ему ничего не нужно для того, чтобы обращаться к Господу. Ему не нужно никаких посредников, и отношения ребенка со священником всегда строятся очень просто и легко. Когда у меня молится дочка, я всегда очень этому рад и всегда это чувствую.
– Я также своих детей прошу молиться.
– И раз дети могут благословлять родителей, я, наверное, введу эту традицию у себя в семье. Все-таки если есть сила молитвы в каждом человеке, я так понимаю, и раз мы созданы по образу и подобию Божию, то, наверное, мы способны на невероятные вещи. Но есть все-таки у нас, кроме своей личной молитвы, молитва общая, есть литургия. В этот момент, когда мы не одни, как нужно молиться? Просто слушать дьякона или священника? Или как нужно вести себя в храме, молясь?
– Здесь Вы как раз затронули еще и хоры. Я хотел привести такой пример. Представим, что хор многоголосный – и каждый из певцов хочет, чтобы его услышали. Хороший такой пример. Вот прихожане молятся: каждый хочет, чтобы Господь его услышал. Но когда мы озвучим это пением и каждый по максимуму начнет петь, то у нас хора не получится. Здесь очень важно работать в тандеме. Как клеточки в организме: не каждая должна быть первой, они просто должны быть вместе. Так же и в семье. Понятно, что есть глава семьи, но здесь главное – вместе. Если вместе что-то делаем, что-то получается.
Здесь еще такой очень важный момент. У маленьких детей молитва и вера в нас, родителей, вообще без кавычек, то есть они верят в нас так, как мы должны верить в Бога. Но мы в Бога так не верим, а вот дети в нас верят. Поэтому если вдруг ребенок теряет веру в Бога, то, конечно, мы, родители, в первую очередь виноваты, что где-то их соблазнили, искусили, где-то сломали, может быть. И, конечно, нам надо крепко молиться, исправляться и давать положительные примеры нашим детям, потому что их молитва удивительная. Они действительно верят в Бога, они Его даже видят. У нас же хорошо, если кому-то во сне что-то может присниться. Это тоже очень редко бывает. А вот дети действительно непосредственно с Богом.
– То есть получается так, что сила молитвы не зависит от физических сил человека?
– Да, не от мышц, здесь что-то другое. Здесь сила духа в первую очередь, сила души. И, конечно, очень важна еще и цель молитвы. Я уже говорил, что когда человека, допустим, обокрали, он сразу начинает молиться: «Господи, верни, это мое». Сразу мотивация появляется. А вот если нет особой мотивации и надо каждый день молиться, получается рутина. Каждый день вычитываешь правило, каждый день читаешь: «Господи, помилуй!» И нет этой силы молитвы. То есть очень важна мотивация. Но она не должна быть искусственной, она должна быть настоящей.
– Вопрос телезрительницы: «Моя свекровь часто обращается к потусторонней силе, гадает на картах. Я верующий человек, но, можно сказать, Господь через нее меня призвал. И мы сейчас с дочерью каждую неделю причащаемся. Я читаю молитвы, акафист Архангелу Михаилу; чувствую Божью помощь. Беседуя с батюшкой на исповеди, я, конечно, уповаю на Бога. Но хотела бы спросить, какие мне молитвы читать, чтобы защититься от бесов и злых духов? Потому что моя свекровь сказала, что хочет этот, как она сказала, талант и дар передать моей дочери. Может быть, есть какие-то особенные молитвы? Потому что говорят, что при смерти таких людей это просто так никуда не уходит. Как нам защититься? Мы делаем все, что дает Церковь, причастие, молитвы».
– Очень важную тему Вы затронули, это тема страхов. То есть опять же мы начинаем молиться, когда у нас проблемы. Нет проблем – как бы и молиться особенно не о чем. Страх – это энергетически очень сильная мотивация. А с другой стороны, страх парализует – и человек становится неадекватным, он неадекватно думает и не способен любить. Поэтому, с одной стороны, мы благодаря этим страхам прибегаем к Богу, потому что понимаем, что никто, кроме Бога, нас не защитит. А с другой стороны, святые – они не боялись. Они шли на смерть, шли к зверям или на войну улыбаясь. То есть молитва, если мы говорим о цели молитвы, должна давать спокойствие, счастье. И это счастье безусловное. Как солнце светит независимо от того, что происходит на земле, так и молитва. То есть, находясь в молитве, я уже не раздражаюсь, не гневаюсь и ничего не боюсь. Просто ничего не боюсь.
Поэтому очень Вам рекомендую все-таки вспомнить жития всех святых. Они все проходили через панику, страхи и всё преодолевали. Поэтому очень Вас прошу: не бойтесь. Христос шел по воде, когда апостолы плыли в лодке, и когда они увидели Его идущим по воде, чуть с ума не сошли. И Он им одну только фразу сказал: «Не бойтесь». И только апостол Петр тоже пошел по воде. Надо преодолевать этот страх, потому что он разрушает все.
– Действительно, молитва может быть разной. В том числе, наверное, бывает так, что при нашем каком-то незнании, нежелании узнавать Господа мы можем обращаться к чему-то другому, думая, что обращаемся к Господу. И я понимаю, что здесь тоже есть и обратная сторона молитвы. Может ли быть так, что молитва может быть человеку не во благо?
– Если, например, я решил стать штангистом, а у меня слабость костного аппарата (я не говорю про мышцы, их можно накачать, но кости какие есть, такие есть), то эта штанга меня может просто переломать. Ни тренер, ни даже врач не помогут. Кости другие. Я, может быть, был бы хороший пловец, может, хорошо стихи писал бы, но точно не штангист.
Так и здесь: у каждого из нас свои духовные таланты. Кто-то может быть хорошим молитвенником, кто-то может быть хорошим гидом, а кто-то может иконы писать. То есть не всем дана высокая молитва, такая сильная, как у Иоанна Кронштадтского или блаженной Матроны. Тем более что мы вроде бы говорим, что священники, святители – это великие молитвенники в том числе, но ведь блаженная Ксения не была священником. И блаженная Матронушка не была святителем. То есть они были обычными мирскими женщинами, но их молитва была настолько велика, что на всю планету хватило.
Поэтому здесь не статусы и не наши какие-то таланты воспринимаются, а именно сила любви: насколько человек готов любить, насколько он готов быть подобен Богу. Потому что образ у нас уже есть, а вот богоподобие я должен приобретать. А приобретать можно только подвигами. Нет подвигов – нет ничего. Здесь нужно как раз трудолюбие, и молитва помогает, особенно когда мы опять возвращаемся к рутине. И ты должен заставлять себя молиться каждый раз искренне, не уходить в рутину. Как, например, женщины каждый раз стирают, готовят, прибираются дома. Вроде бы рутина, но они же в любви это делают, и семья сохраняется. А если на рутину переходим, все потихонечку гаснет. Здесь так же. То есть требуется подвиг, регулярность и обязательное напряжение сил. Каждый раз молитва должна быть тяжелой.
– То есть идти на поводу у своей усталости нельзя?
– Нет, нельзя.
– И возрастать в молитве нужно в том числе и ежедневной молитвой?
– И своя молитва должна быть, и церковная, вместе со всеми. То есть мы вместе. Как в тренажерном зале.
– Вопрос телезрительницы: «Можно ли вечернее правило читать не только перед сном, а заранее, а потом делать какие-то дела? И можно ли после этого смотреть телевизор?»
– По поводу того, чтобы «смотреть телевизор», сейчас новый анекдот появился: «Батюшка, можно ли в пост смотреть футбол? Вроде азартная игра…» – «Ну, если российскую команду, то можно. Это же скорбь, это же молитва». Поэтому смотря какая передача будет и будет ли это моментом развлечения. Все-таки не забывайте, что телевизор отвлекает. Конечно, молитву можно разделять, мы же не в монастыре находимся, мы не привязаны к каким-то определенным временным рамкам, когда всех монахов собирают в одно время. То есть Вы можете молиться в удобное для Вас время и разделять молитву так, как Вам удобно. Главное, помните, что молитва возникает не тогда, когда Вы открыли молитвослов, а когда Вас кто-то отвлекает, именно в этот момент молитва и начинается: Вы разговариваете с людьми и просите у Бога помочь Вам.
– Во время молитвы (в том числе и общей) есть такой интересный момент, когда мы сорок раз подряд произносим: «Господи, помилуй». И мы встречаем вопросы, когда спрашивают, почему именно сорок раз, почему так много? Ведь в одном моменте три раза это говорится, в другом – двенадцать, а в третьем – сорок. Что это? Почему так часто и подряд необходимо произносить «Господи, помилуй»?
– На самом деле, если мы вспомним, что мы любим Бога, то хоть миллион раз… Тут вообще без ограничений. А когда мы начинаем вспоминать, что мы простые смертные, грешные, то начинаем придумывать какие-то ограничения. Здесь каждая цифра имеет определенную символику. Три – это Троица, двенадцать – это двенадцать апостолов, сорок тоже имеет определенную символику. Каждая цифра имеет какую-то символику. На самом деле не так важно, сколько раз. Бесконечно. Мы рано или поздно умрем, и нам там тоже ведь надо молиться. А если мы не умеем здесь хотя бы три раза произнести «Господи, помилуй», что же тогда мы там будем говорить?
– Кстати, о смерти. Мы молимся об упокоении наших близких, и не только близких, но вообще «зде лежащих православных христиан». Мы говорим о том, что нам необходимо молиться о них. Почему? Неужели наша молитва может действительно помочь усопшим?
– Если мы не будем молиться, тогда, получается, вообще никто не будет молиться. А именно о молитве мы и говорим сегодня. Здесь и понуждает Бог делать это по любви. Ты ведь любишь его, но не знаешь: в аду ли он, в раю ли? Даже если в раю… Например, канонизация Серафима Саровского произошла не сразу. Ксения Блаженная тоже не сразу была канонизирована. Значит, все эти столетия мы молились об ее упокоении, зная, что ее душа в раю. И в этом нет греха. Даже если мы живые, мы молимся друг о друге. А если молимся за упокой, – Церковь так и предлагает. Мы на каждой ектении об этом вспоминаем: христианской кончины себе просим. То есть мы корыстные, мы просим об этом, это нормально. Но как мы боимся смерти, оказывается! Потому что мы боимся встретиться с Богом. «Нет, нет, нет, у меня еще дела есть». – «Какие дела? Ты о чем, человек? Чай стынет, заходи уже». (Смеется.)
– Вопрос телезрительницы: «Молюсь святым: Матронушке, Николаю Чудотворцу, другим святым, Божией Матери, Иисусу Христу. Правильно ли я делаю, что у них прошу прощения, чтобы они мне помогли? Я вот сейчас слушала: только один Господь прощает».
– Меня как-то тоже один раз осенила такая мысль. Я как-то помолился Митрофану Воронежскому. И однажды проезжал мимо Воронежа и вдруг вспомнил: я ведь когда-то ему один раз помолился, он мне помог, и вот я наконец-то в Воронеже, а за все это время его даже не поблагодарил. И мне вдруг стало стыдно. Митрофан Воронежский, ты уж прости меня, пожалуйста. Мы очень часто вообще забываем о ком-то. Один раз обратившись к святому, мы его привлекли к своей нужде, он нам каким-то образом помог, вымолил у Бога нашу проблему, а дальше мы от него отвернулись и забыли. А он так с нами и остался. То есть все святые – они не предатели, они с нами так и остались. Их там, может быть, и миллион вокруг каждого из нас, а мы все о себе, а мы в своем эгоизме. Мы о них забыли.
Действительно, еще раз сейчас напомню: молитва должна быть не только просительной, но и благодарственной, и славословной. Святые на нас не обижаются, они уже не умеют этого, а нам надо крепко думать, что мы делаем. Потому что просить-то мы просим, а получаем совсем не то, что хотим. «Прошу, Господи, дай мне терпения». Господь мне посылает страдания: «Терпи, и будешь ты великое терпило». И человек не понимает: «Господи, я же просил терпения». – «На, пожалуйста, тренируйся». И ты, получается, тренируешься – и увеличивается вера, увеличивается любовь, потому что любовь невозможна без терпения, мужество невозможно без страданий; все это взаимосвязано. Но я-то хотел другое. А Бог дает нам именно то, что нам надо. Но иногда бывает такое, что мы у него вымаливаем что-то, как капризные дети: «Господи, хочу “мороженое”, хочу “пирожное”. Он говорит: «Ну, возьми». И это будет тебе на пользу, потому что другие посмотрят на тебя, как ты упиваешься всем этим благом, и будут просто пальцем у виска крутить и говорить: «Натуральный сумасшедший».
– То есть для кого-то этот пример…
– … будет прививкой. Мы же не знаем, когда человек вразумится. Это нам неизвестно. Один Бог знает, каким образом каждого Он хочет спасти. Как говорил один святой: «Спаси нас, Господи, дураков, хоть как-нибудь».
– Если мы молимся о том, что нам просто реально необходимо, как нам кажется… Например, машина, но Господь мне не посылает машину, а посылает болезнь, причем такую, чтобы я просто никогда не сумел сесть за руль. Вроде бы машину просил, но на самом деле Господь послал совсем другое. Что это? Моя недостойность или мой ропот?
– На самом деле есть эта машина – это ваше тело. Вы за рулем, поэтому вы все получили.
– Понятно. (Смеется.)
– У вас дорога впереди: светлая, хорошая, со знаками – все как положено.
– Вопрос телезрительницы: «Как спастись в миру, живя одной?»
– Это самое трудное на самом деле. Потому что когда вокруг меня много людей, каждый из них куда-то дергает, что-то хочет… Поэтому для меня спасение возникает уже само собой, я просто тружусь ради них, ради их блага. А когда человек один, получается забота только о себе. И не все монахи дерзали уходить в схиму, то есть в полное одиночество. Это один из самых тяжелейших подвигов, когда ты один на один. Вспомним Антония Великого, когда он всю жизнь претерпевал ночные страдания от бесов, и где-то уже ближе к старости пришел Христос, отогнал их всех. И Антоний, как ребенок, расплакался: «Господи, Господи, где Ты был?» А Он говорит: «Я был рядом, Я взирал на твой подвиг, готовый всегда за тебя заступиться. Ты молодец, ты справился». То есть для нас, смотрящих со стороны, это замечательная история. А если это про нас? Например, живет человек, допустим, один, а за стенкой его кто-то мучает. И у него есть вопрос к Богу. А потом: «Господи, наконец-то он перестал кричать, музыку свою громко включать»… И мои друзья говорят: «А мы вот тут рядышком были все время, но за тебя никогда не заступались, потому что ты молодец, ты в подвиге». Мы с нашими друзьями просто перестанем общаться после этого.
– Я понимаю, что одному человеку действительно очень тяжело.
– Тяжело. Мы ищем друзей, но спасение в любом случае возможно. И это правильно, что мы ставим это во главу угла. То есть где бы я ни находился, с кем бы ни находился, главный вопрос – это спасение. Если я болею, я сразу набираю 03, на меня нападают – сразу набираю 02, пожар – 01. Я понимаю, что требуется спасение, но я забываю о том, что это спасение требуется не просто каждый день, а каждую секунду, я привыкаю к стабильности своей жизни. А когда человек один, его стабильность легко может рухнуть, потому что ему никто не поможет. Мало ли – связь не поможет, до телефона не дойду. Я один, я рискую очень сильно. Поэтому одинокому человеку вроде, говорят, проще, но на самом деле сложнее. Потому что ему никто не поможет, он один на один.
– Еще один аспект этого вопроса: как спасаться?
– Христос сказал апостолам: «Человеку это невозможно, но возможно Богу». То есть мы должны учиться Ему доверять: «Господи, Тебе все возможно».
– И тут вспоминается, конечно, Гефсиманская молитва, когда Господь просил избавить Его от Чаши, но: «Пусть будет воля Твоя». И здесь я понимаю, что в одиночестве смирение – это главное.
– Да. Ну, так получилось, и это неплохо, что Вы потихонечку начинаете такой полумонашеский образ жизни. Плохо, что, может быть, у Вас нет духовника, нет человека, который бы Вам давал советы, как Вам жить в этом полумонашеском образе жизни. Поэтому не расстраивайтесь, не отчаивайтесь, просите у Бога, Господь со временем, может, пошлет Вам такого утешителя, который подскажет Вам, как правильнее в одиночестве спасаться. Главное здесь – не унывать, потому что уныние – корень вообще всех грехов. Если мы будем отчаиваться, разочаровываться, впадать в депрессию, то все наши подвиги просто уничтожаются сразу. Поэтому ни в коем случае не поддаваться унынию, а учиться продолжать молиться. Да, Вы одна, но Вы можете продолжать молиться за всех.
– Мы уже говорили об общей молитве, говорили о молитве келейной. Я бы еще хотел по поводу молитвы, которая называется «молитва по соглашению». Что это такое? Это когда мы просто собираемся вместе, для того чтобы вместе помолиться, или это какая-то другая форма?
– Это то, о чем говорил Христос: где двое или трое соберутся, то что бы они ни попросили, дам. Но здесь опять мы не должны уходить в крайность. То есть не молитва главное в данном случае, а именно то, что мы вместе трудимся. Это уже общественная молитва, не моя индивидуальная. То есть как хор – мы вместе поем.
– Но просим одного.
– Да. Так же, как мы поем вместе. Или это как на велосипеде: мы крутим одни и те же педали… Поэтому здесь важен момент тандема, момент сопереживания и сочувствия друг другу.
– То есть опять-таки любовь. Корень молитвы – это любовь.
Вопрос телезрительницы: «У меня недавно случилось в семье горе, в феврале брат покончил жизнь самоубийством. И вот я как бы чувствую свою вину; может, и моя вина есть в этом. Как я теперь могу ему помочь? Помогите, как мне справиться с этим горем?»
– У нас, слава Богу, Патриарх уже даже благословил: есть чин молитв о таких вот бедственных людях, которые пошли против законов Церкви по тем или иным причинам. Надо еще, конечно, рассмотреть, какие причины. Может быть, здесь была боль, которую человек не смог пережить и перенести. Поэтому в таких случаях иногда даже Церковь разрешает отпевание. Поэтому здесь надо Вам с батюшкой более детально рассмотреть его жизнь. Может быть, у него есть, скажем так, оправдания; может, у него было психическое заболевание или раковое, которое ему было очень тяжело пережить физически.
А если же у него было душевное страдание и он самовольно ушел, то, конечно, этот грех является самым тяжким, мы об этом знаем. Но и в этом случае мы не отделяем его от молитвы, мы продолжаем о нем молиться. Да, мы не пишем записки, но мы можем молиться, можем свечки зажигать, лампадки дома зажигать. И молитва у нас остается. Бог есть любовь, Он не разделяет нас. Он дает возможность нам соединиться, и душа этого человека может тоже приобрести спасение благодаря Вашей напряженной молитве. Помоги Вам Бог!
– Вот опять мы говорим о силе молитвы и о том, что это действенно. Мы можем это воспринимать как подвиг, как рутину, как нечто обрядоверное, если не вкладываем в молитву ничего от сердца своего. Но если от сердца, то я хотел бы, чтобы Вы еще очень коротко сказали о том, что такое молитва умно-сердечная. То есть иногда термин заменяет собой какой-то смысл. Объясните, пожалуйста, что это за молитва?
– Это очень глубокие молитвы монахов, когда они уже с четками и уходят настолько глубоко внутрь своих молитв, своих созерцаний, что невозможно человека даже отвлечь от этой молитвы. Его невозможно уже никак оскорбить, можно какую угодно клевету на него произносить, он даже не поймет, о чем ты говоришь. То есть его состояние очень похоже в данной молитве на состояние Христа, когда Его фарисеи и Пилат обвиняли, а Он не реагировал никак. Он находился уже в молитве. И в этом благодатном состоянии человек может пребывать, можно сказать, вечно. Но научиться этому очень сложно. Конечно, можно сказать, что это хорошо, если бы мы научились. Но это не всем дано. Поэтому здесь без наставника, без духовника дерзать на такие молитвы очень опасно, человек может запросто впасть в прелесть, а это считается самым тяжким грехом для нас, православных.
Мы можем так думать, что мы молимся, но на самом деле мы очень мало способны на то, чтобы думать… Мы просто постоянно гоняем мысли, переживания, но мы не думаем. Если у меня есть задача, я ее должен решить, я думаю – я ее решаю. Так же и молитва. То есть я могу ее поставить как определенную задачу. И какую цель я хочу поставить в молитве? Главная же цель – это спокойствие духовное. То есть я должен научиться спокойствию, правильно, спокойно разговаривать. А если меня мучают страсти, если я не меняюсь, то, получается, плода молитвенного у меня нет, молитва моя бесплодна. Вот и все. То есть мы забываем, как это отследить: какие сантиметры, килограммы у меня есть, чтобы измерить мою же молитву. По плодам их узнаете.
– Да. И я тут еще вспоминаю: «Господи, верую. Помоги моему неверию».
– Да, мы забываем, что мы не верим, что мы не молимся на самом деле; мы не любим, мы только учимся.
– Подводя итог, я еще очень хотел бы спросить об Иисусовой молитве, потому что вроде бы она совсем краткая: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»…
– Можно добавлять какие-то свои слова, например: «Прости меня, окаянного». То есть здесь возможно творчество.
– То есть молитва нам дается как образец, как жемчуг, который собирали в течение веков наши святые, но все-таки мы можем молиться своими словами.
– Конечно.
– И если мы способны на это, то это хорошо. Или это все-таки дерзновение?
– Дерзать мы должны. «Дерзай, дщерь, вера тебя спасла». И здесь Господь приемлет любую молитву, даже если она и корыстная… Даже если мы корыстно молимся, мы молимся, мы уже тренируем свою душу, потому что только наша душа может молиться, тело – нет. Оно как бы участвует только физически, оно умрет, оно просто соучаствует. Поэтому душа должна тренироваться. И здесь главная молитва все-таки – это «Отче наш». Там очень важные слова: «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли». Мы и есть та земля. «Земля есть и в землю отыдеши». Земля бывает разная. Бывает земля бесплодная, пустынная, безводная, сколько ни поливай – бесполезно. А бывает земля плодородная, культурная, но ее возделывать надо, поливать надо, постоянно за ней следить, и тогда на ней что-то появится – будет плод.
– А иначе будут тернии, которые будут заглушать плод.
Ведущий Глеб Ильинский
Записала Елена Кузоро
Сила молитвы «Отче наш»
Молитву «Отче наш» по праву считают одной из самых сильных и универсальных православных молитв. Ее можно читать в час уныния, болезни, любых неприятностей, и всегда получать помощь от Господа Бога.
Иисус Христос сказал: «Молиться – означает посылать светозарные потоки в пространство. Если вы не получаете помощи и защиты от Неба, то только потому, что вы сами не послали свет. Небо не станет заниматься тем, что погасло. Вы хотите, чтобы оно ответило на ваши призывы? Зажгите все ваши лампы».
Обращаясь к молитве, вы открываете доступ в тонкие энергетические слои и можете реально влиять на судьбу, карму, здоровье. Важно научиться обращаться к молитве не только в горе, но и в радости, в благодарности.
Сила молитвы — в словах, обращённых ко Всевышнему
Молитвы — это не только набор слов. Это посланная энергия, свет и любовь к Богу. Поговорим в чём же сила и волшебство молитв? Почему они помогают человеку в его просьбах и чаяниях?
Слово – это то, с помощью чего живём, творим, с чего день начинается в нашей жизни: «Добрый день» и заканчивается — «Доброй ночи». Речь человеческого общения трудно заменить, в ней вся палитра наших чувств к словам произносимым, наше отношение к описываемому событию, её трудно заменить чем-то иным.
«Язык — кладезь, вместилищем познаний человека, оказывающий влияние на развитие человека как личности».
Силу слова люди чувствовали всегда и трепетно к этому подходили. Неслучайно говорят:
«Словом можно убить и можно душу растопить».
А вы замечали, что произнося слово «спасибо» десятки раз за день, мы, особо не вдумываясь в его суть, но испытываем тепло и особую признательность к тому, кого благодарим. А если глубже вникнуть в суть этих звуков, ведь это не что иное, как «СПАСИ Бог». Или другие яркие словообразования:
«Благодарю»: «Благо- Дарю».
«Здравствуйте»: «Будьте в здравии».
Верующие люди, почитающие божий храм, с радостью и глубиной чувств, служащие Богу, всегда признают силу молитвы, называя её связью с Богом.