Этот день в истории: 258 год — казнь святого Лаврентия в Риме


Священномученик Лавре́нтий Римский, архидиакон

Жития священномучеников Лаврентия, архидиакона, Сикста II, папы Римского, Феликиссима и Агапита, диаконов, и мученика Романа

Му­че­ни­ки ар­хи­ди­а­кон Лав­рен­тий, па­па Сикст, диа­ко­ны Фе­ли­кис­сим и Ага­пит, во­ин Ро­ман Рим­ские по­стра­да­ли в 258 го­ду при им­пе­ра­то­ре Ва­ле­ри­ане (253–259). Свя­той па­па Сикст, ро­дом из Афин, по­лу­чил хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, про­по­ве­до­вал в Ис­па­нии и был по­став­лен епи­ско­пом в Рим по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны свя­то­го па­пы Сте­фа­на (253–257, па­мять 2 ав­гу­ста). Это бы­ло вре­мя, ко­гда па­па, за­ни­мав­ший Рим­ский пре­стол, из­би­рал­ся на вер­ную смерть. В ско­ром вре­ме­ни свя­той Сикст был так­же схва­чен и по­са­жен в тем­ни­цу вме­сте с дву­мя сво­и­ми диа­ко­на­ми Фе­ли­кис­си­мом и Ага­пи­том. Ко­гда свя­той ар­хи­ди­а­кон Лав­рен­тий встре­тил па­пу Сикс­та, ко­то­ро­го ве­ли в тем­ни­цу, он со сле­за­ми вос­клик­нул: «Ку­да ты, от­че, гря­дешь? За­чем остав­ля­ешь сво­е­го ар­хи­ди­а­ко­на, с ко­то­рым все­гда при­но­сил Бес­кров­ную Жерт­ву? Возь­ми сво­е­го сы­на с со­бой, чтобы и я был общ­ник те­бе в про­ли­тии кро­ви за Хри­ста!» Свя­той Сикст от­ве­чал ему: «Не остав­ляю те­бя, сын мой. Я ста­рец и иду на лег­кую смерть, а те­бе пред­сто­ят бо­лее тяж­кие стра­да­ния. Знай, что через три дня по­сле на­шей смер­ти и ты пой­дешь за мной. А те­перь пой­ди, про­дай цер­ков­ные со­кро­ви­ща и раз­дай го­ни­мым и нуж­да­ю­щим­ся хри­сти­а­нам». Свя­той Лав­рен­тий с усер­ди­ем ис­пол­нил за­вет свя­ти­те­ля.
Услы­шав, что свя­той па­па Сикст по­ве­ден с диа­ко­на­ми на суд, свя­той Лав­рен­тий по­шел ту­да же, чтобы ви­деть их по­двиг, и ска­зал свя­ти­те­лю: «От­че, я уже вы­пол­нил твое по­ру­че­ние, раз­дал вру­чен­ное то­бою со­кро­ви­ще, не оставь ме­ня!» Услы­шав о ка­ком-то со­кро­ви­ще, во­и­ны взя­ли его под стра­жу, а му­че­ни­ков усек­ли ме­чом († 6 ав­гу­ста 258 г.). Им­пе­ра­тор за­клю­чил свя­то­го Лав­рен­тия в тем­ни­цу и по­ру­чил над­зи­рать за ним на­чаль­ни­ку тюрь­мы Ип­по­ли­ту. В тем­ни­це свя­той Лав­рен­тий мо­лит­вой ис­це­лял со­би­рав­ших­ся к нему боль­ных и мно­гих кре­стил. По­ра­жен­ный этим, Ип­по­лит сам уве­ро­вал и при­нял Кре­ще­ние от свя­то­го Лав­рен­тия со всем сво­им до­мом. Вско­ре ар­хи­ди­а­кон Лав­рен­тий был вновь при­ве­ден к им­пе­ра­то­ру с при­ка­за­ни­ем по­ка­зать спря­тан­ные со­кро­ви­ща. Свя­той Лав­рен­тий от­ве­тил: «Дай мне срок три дня, и я по­ка­жу те­бе эти со­кро­ви­ща». За это вре­мя свя­той со­брал мно­же­ство ни­щих и боль­ных, пи­тав­ших­ся лишь ми­ло­сты­ней Церк­ви, и, при­ве­дя их, объ­явил: «Вот те со­су­ды, в ко­то­рых вло­же­ны со­кро­ви­ща. И все, кто вла­га­ет свои со­кро­ви­ща в эти со­су­ды, с из­быт­ком по­лу­ча­ют их в Цар­ствии Небес­ном».

По­сле это­го свя­то­го Лав­рен­тия пре­да­ли же­сто­чай­шим му­кам, при­нуж­дая его по­кло­нить­ся идо­лам. Му­че­ни­ка би­ли скор­пи­о­на­ми (тон­кая же­лез­ная цепь с ост­ры­ми иг­ла­ми), опа­ля­ли ра­ны ог­нем, би­ли оло­вян­ны­ми пру­тья­ми. Во вре­мя стра­да­ний му­че­ни­ка во­ин Ро­ман вне­зап­но вос­клик­нул: «Свя­той Лав­рен­тий, я ви­жу свет­ло­го юно­шу, ко­то­рый сто­ит око­ло те­бя и оти­ра­ет твои ра­ны! За­кли­наю те­бя Гос­по­дом Хри­стом, не по­ки­дай ме­ня!» По­сле это­го свя­то­го Лав­рен­тия сня­ли с ды­бы и от­да­ли в тюрь­му к Ип­по­ли­ту. Ро­ман при­нес ту­да во­до­нос с во­дой и умо­лял му­че­ни­ка кре­стить его. Сра­зу же по­сле Кре­ще­ния во­и­ны от­сек­ли ему го­ло­ву († 9 ав­гу­ста). Ко­гда му­че­ни­ка Лав­рен­тия по­ве­ли на по­след­нее ис­пы­та­ние, свя­той Ип­по­лит хо­тел объ­явить се­бя хри­сти­а­ни­ном и уме­реть вме­сте с ним, но ис­по­вед­ник ска­зал: «За­таи ныне свое ис­по­ве­да­ние в серд­це. Спу­стя немно­го вре­ме­ни я по­зо­ву те­бя, и ты услы­шишь и при­дешь ко мне. А обо мне не плачь, луч­ше ра­дуй­ся, я иду по­лу­чить слав­ный му­че­ни­че­ский ве­нец». Его по­ло­жи­ли на же­лез­ную ре­шет­ку, под ко­то­рую под­ло­жи­ли го­ря­чие уг­ли, а слу­ги ро­га­ти­на­ми при­жи­ма­ли к ней те­ло му­че­ни­ка. Свя­той Лав­рен­тий, взгля­нув на пра­ви­те­лей, ска­зал: «Вот, вы ис­пек­ли од­ну сто­ро­ну мо­е­го те­ла, по­вер­ни­те на дру­гую и ешь­те мое те­ло!» Уми­рая, он про­из­нес: «Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, что Ты спо­до­бил ме­ня вой­ти во вра­та Твои», – и с эти­ми сло­ва­ми ис­пу­стил дух.

Свя­той Ип­по­лит но­чью взял те­ло му­че­ни­ка, об­вил пе­ле­на­ми с аро­ма­та­ми и дал знать пре­сви­те­ру Иусти­ну. Над мо­ща­ми му­че­ни­ка в до­ме вдо­вы Ки­ри­а­кии со­вер­ши­ли все­нощ­ное бде­ние и Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. Все при­сут­ство­вав­шие хри­сти­ане при­ча­сти­лись Свя­тых Та­ин и с че­стью по­хо­ро­ни­ли в пе­ще­ре те­ло свя­то­го му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Лав­рен­тия 10 ав­гу­ста 258 го­да. Свя­той Ип­по­лит и дру­гие хри­сти­ане по­стра­да­ли через три дня по кон­чине свя­то­го Лав­рен­тия (13 ав­гу­ста), как он пред­ска­зал им об этом.

См. так­же: «Стра­да­ние свя­тых му­че­ни­ков Лав­рен­тия ар­хи­ди­а­ко­на, Сикс­та па­пы и про­чих с ни­ми» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

ЛАВРЕНТИЙ

В IV-V вв. возникло предание о Л., впосл. положенное в основу агиографических сказаний, к-рые в средние века и Новое время оставались важнейшими источниками информации о мученике. Самая ранняя версия этого предания была приведена свт. Амвросием Медиоланским в трактате «Об обязанностях священнослужителей» (ок. 388). Рассуждая о поведении служителей Церкви и о надлежащем использовании церковного имущества, Амвросий указывал на подвиг Л., подавшего христианам пример отваги и стойкости (fortitudo) перед лицом мучений и смерти. Стражники схватили Сикста II и повели его на казнь. Увидев плачущего Л., епископ предсказал, что тому суждено принять мучительную смерть через 3 дня (об этом диалоге см.: Lanéry. 2006). По требованию гонителей Л. согласился выдать им сокровища Римской Церкви, но вместо этого раздал ценности нищим. На следующий день, когда от него потребовали исполнить обещание, диакон указал на бедняков и заявил, что они и есть сокровище Церкви. По словам Амвросия, за свое исключительное остроумие (pro singulari suae interpretationis vivacitate) Л. был подвергнут жестокой казни: «обманутый тиран» велел заживо изжарить его на железной решетке (craticula). Превозмогая боль, диакон воскликнул: «Готово, переверни и отведай» (Assum est, inquit, uersa et manduca) (Ambros. Mediol. De offic. I 41; II 28 // PL. 16. Col. 84-86, 141-142). Эти слова Л., обращенные к палачу, Амвросий привел как пример твердости духа и презрения к смерти в письме пресв. Симплициану (еп. Медиолана в 397-400/1) (Idem. Ep. 37 (54). 36-37 // PL. 16. Col. 1093).


Архидиак. сщмч. Лаврентий принимает сокровища Церкви от папы Римского Сикста II и раздает милостыню. Роспись капеллы папы Николая V в папском дворце в Ватикане. Худож. Фра Анжелико. Ок. 1447–1450 гг. Архидиак. сщмч. Лаврентий принимает сокровища Церкви от папы Римского Сикста II и раздает милостыню. Роспись капеллы папы Николая V в папском дворце в Ватикане. Худож. Фра Анжелико. Ок. 1447–1450 гг.

Архидиак. сщмч. Лаврентий принимает сокровища Церкви от папы Римского Сикста II и раздает милостыню. Роспись капеллы папы Николая V в папском дворце в Ватикане. Худож. Фра Анжелико. Ок. 1447–1450 гг.

Архидиак. сщмч. Лаврентий принимает сокровища Церкви от папы Римского Сикста II и раздает милостыню. Роспись капеллы папы Николая V в папском дворце в Ватикане. Худож. Фра Анжелико. Ок. 1447–1450 гг.

В гимне «Apostolorum supparem», составленном либо свт. Амвросием, либо кем-то из его окружения, также сообщается о предсказании Сикста II и о том, что гонители велели Л. выдать церковную казну. Притворившись, что согласен выполнить приказ, диакон привел бедных христиан, к-рых он назвал «имуществом Церкви». Алчный чиновник пришел в ярость и велел предать Л. медленной смерти на огне. Во время казни пламя обожгло палача, а умирающий мученик произнес: «Переверните меня и пожирайте, если я поджарился» (Versate me, martyr uocat, / uorate, si coctum est, iubet — PL. 17. Col. 1216-1217; Early Latin Hymns / Ed. A. S. Walpole. Camb., 1922. P. 97-104; см.: Jullien. 1989; Nauroy. 1989; Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 27-35).

Легенда о мученичестве Л. изложена в поэме Пруденция из цикла «Венцы мучеников» (Prudent. Perist. 2). Поэт приводит подробности, которые отсутствуют у свт. Амвросия. Гонители распяли Сикста II, и Л. плакал у подножья креста. Кровожадный префект Рима потребовал от диакона выдать ценности, якобы необходимые казне. Признав, что в распоряжении Церкви есть огромные богатства, Л. обещал отдать «то дорогое, что есть у Христа» и получил 3-дневную отсрочку. Собрав всех нуждающихся, больных и увечных христиан, он показал префекту заполненную людьми площадь. Поэт вложил в уста Л. речь о том, что истинное сокровище Христа — люди с чистой душой; в отличие от здоровых и богатых язычников, эти люди бедны и уродливы, но за их телесным безобразием скрыта духовная красота, поэтому они — подлинное украшение Церкви. Перед смертью Л. молился о том, чтобы римляне уверовали во Христа и освободились от рабского служения идолам. Пруденций приписывает мученику пророчество о торжестве христ. веры в Римской империи.

В эпической поэме Пруденция Л. представлен как христ. герой, к-рый «смертью разрушил смерть». Гибель мученика ознаменовала крушение язычества: благодаря его подвигу Рим, порабощенный суевериями, вернул себе свободу (Laurentio uictrix duce / ritum triumfas barbarum) (по словам Амвросия, мученик возглавил римлян в их торжестве над языческими заблуждениями). Подвиг Л. был не только символом победы христианства над язычеством, но и примером героической добродетели. Если свт. Амвросий утверждал, что преданность мученика Христу была крепче дружбы Ореста и Пилада, героев древнегреч. трагедий, то Пруденций описывал Л. как «нового Энея», превзошедшего древнерим. героев (Buchheit. 1971). Страданиям мученика в поэме уделено меньше внимания, чем нравоучительному противопоставлению христ. добродетелей языческим порокам. В то же время Пруденций наделил созданный им образ Л. чертами трикстера: подшутив над алчным префектом, мученик спровоцировал его на жестокость и, приняв смерть, одержал победу над язычеством. Если древних героев изображали как суровых мужественных людей, то Пруденций использовал игривые эротические аллюзии (в описании казни Л.) и двусмысленные аллегории, говоря об «отеческой любви» мученика к римлянам, заключенной в его «млекопитающей груди» (…tuosque alumnos urbicos / lactante complexus sinu / paterno amore nutrias) (см.: Conybeare. 2002). Однако поучение о пороках и добродетелях, вложенное поэтом в уста Л., соответствовало представлениям о традиц. рим. ценностях, а героическая смерть мученика была подвигом, затмившим деяния героев Др. Рима. Т. о., Пруденций стремился продемонстрировать, что христ. нравственность и подвиги мучеников превосходили римские представления о добродетели, хотя и не противоречили им (см.: Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 35-44; Fux. 2003).

Архидиак. сщмч. Лаврентий с христианами перед префектом Рима. Роспись кафедрального собора Генуи. Худож. Л. Тавароне. 1622 г.

Архидиак. сщмч. Лаврентий с христианами перед префектом Рима. Роспись кафедрального собора Генуи. Худож. Л. Тавароне. 1622 г.

К подвигу Л. обращались и проповедники, в т. ч. блж. Августин. В Карфагене и Гиппоне (ныне Аннаба, Алжир) Августин произнес не менее 7 проповедей в день памяти Л. Чаще всего проповедник указывал на подвиг мученика как на пример для всех христиан, говорил о необходимости почитать святых и подражать их добродетелям (Aug. Serm. 302-305A; Idem. In Ioan. XXVII 12; см.: Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 46-54). В Италии св. Максим Тавринский посвятил 2 проповеди пламенной вере Л. и его горячей любви ко Христу, уподобляя мученика горчичному зерну из евангельской притчи (Мф 13. 31-32; Мк 4. 30-32; Лк 13. 18-19) (Maxim. Taurin. Serm. 4, 24). В проповеди свт. Льва I Великого, папы Римского, также говорится о твердости мученика и его любви ко Христу; как и Пруденций, понтифик сравнивал Л. с первомч. Стефаном (Leo Magn. Serm. 72 (85)). Среди сочинений Максима Тавринского сохранилось 5 проповедей в день памяти Л., к-рые в наст. время считаются неподлинными (PL. 57. Col. 407-414, 677-679, 681-682). Св. Петру Хрисологу ранее приписывали проповедь с кратким пересказом предания о мученичестве Л. (PL. 52. Col. 565-567). По-видимому, эти гомилии были составлены в V-VI вв., скорее всего в Италии. Блж. Августин, св. Максим, свт. Лев Великий и др. проповедники опирались в основном на трактат свт. Амвросия «Об обязанностях священнослужителей» и гимн «Apostolorum supparem» (см.: Nauroy. 1989. P. 60-78; Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 54-64).

Самое раннее агиографическое произведение, в котором описывается подвиг Л.,- Мученичество Сикста, Л. и Ипполита, или «Passio vetus», составленное не ранее сер. V в. Автором текста скорее всего был клирик, служивший в рим. базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура (Verrando. 1990. P. 178-179; изд.: Idem. 1991). По-видимому, до создания «Passio vetus» были распространены устные сказания о мученике, к-рые использовали Амвросий, Пруденций и др. ранние авторы, дополняя их вымышленными подробностями (Lanéry. 2006. P. 60; cp.: Nauroy. 1989. P. 45). Текст «Passio vetus» имеет сложную историю: в многочисленных рукописях (в издании Дж. Н. Веррандо учтены 36 манускриптов, созданных не позднее XIII в.) содержатся как отдельные части, так и контаминированные версии сказания. По мнению Веррандо, первоначальная редакция «Passio vetus» не сохранилась; ближе всего к ней стоит версия, представленная в одном из ранних каролингских легендариев (Monac. Clm. 4554. Fol. 86r — 88r; рубеж VIII и IX вв., аббатство Бенедиктбойерн).

Мученичество архидиак. Лаврентия. Роспись крипты Сант-Эпифанио в мон-ре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно. 824–842 гг.

Мученичество архидиак. Лаврентия. Роспись крипты Сант-Эпифанио в мон-ре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно. 824–842 гг.

В «Passio vetus» гибель Сикста II и Л. ошибочно связывается с приходом к власти имп. Деция (249-251), представленного как жестокий гонитель христиан. Узнав о скором прибытии Деция в Рим, епископ призвал всех христиан готовиться к мученичеству. Чтобы церковное имущество не досталось властям, Сикст II передал его архидиак. Л., к-рый продал ценности христианам и раздал деньги бедным. Деций привез в Рим персид. христиан Абдона и Сеннена, к-рых он подвергал истязаниям за отказ отречься от Христа и в конце концов убил. После того как Сикст II, отказавшийся поклониться языческим богам, был обезглавлен, император велел Л. выдать церковные сокровища и дал ему 2-дневную отсрочку. Военачальнику Ипполиту поручили следить за архидиаконом. Увидев, что Л. собирает бедных христиан, Ипполит заподозрил обман и велел показать, где спрятаны ценности. Архидиакон обещал дать ему бесчисленные сокровища, если он уверует во Христа. Став свидетелем того, как Л. исцелил слепых, Ипполит принял христианство. В назначенный срок архидиакон пришел к императору вместе со множеством нищих, к-рых он назвал «нетленным сокровищем Церкви». По приказу разгневанного Деция префект города Валериан подверг мученика пыткам во дворце Тиберия. Когда его стали поджаривать на решетке, Л. мужественно претерпел страдания и испустил дух. Ипполит тайно забрал его тело и похоронил в подземной крипте; узнав об этом, император казнил военачальника. На 7-й день после его гибели, во время церемониального въезда в амфитеатр Деций и Валериан были наказаны за жестокость внезапной смертью.

Расширенная версия предания о Л. представлена в агиографическом романе, известном как Мученичество Полихрония (BHL, N 4753; изд.: Delehaye. 1933). По мнению И. Делеэ, Мученичество было создано в Риме на рубеже V и VI вв. (ок. 500 — Dufourcq. 1900. P. 309). В него вошли сказания о неск. рим. мучениках, в т. ч. о Сиксте II, Л. и Ипполите. Повествование о Л. начинается с возвращения в Рим Деция, к-рый якобы захватил власть после смерти имп. Гальбы (68-69). С помощью префекта Валериана новый император стал жестоко преследовать христиан. Папа Сикст II, схваченный гонителями, предсказал, что Л. погибнет через 3 дня, и поручил ему позаботиться о сокровищах Церкви. Исполняя последнюю волю епископа, Л. разыскивал бедных христиан, раздавал им деньги и ухаживал за ними; он также исцелил вдову Кириаку, к-рая укрывала христ. клириков от гонителей, и слепца Кресцентиона. Тем временем еп. Сикста II и диаконов Фелициссима и Агапита осудили на смерть. Когда Л. узнал о приговоре, он воскликнул: «Не оставляй меня, святой отец, ведь я уже распорядился сокровищами, которые ты отдал мне». Услышав эти слова, стражники схватили его и привели к трибуну Парфению, к-рый доложил императору, что Л. спрятал церковные ценности. Желая завладеть сокровищами, Деций велел префекту Валериану разыскать их, а тот поручил викарию Ипполиту сторожить архидиакона. В темнице Л. исцелил слепого Луцилла и обратил ко Христу Ипполита и его домочадцев. Префект велел архидиакону выдать ценности через 3 дня, и тот воспользовался отсрочкой, чтобы собрать нищих и увечных. С помощью Ипполита архидиакон привел их во дворец Саллюстия, где находился император, и представил их как «нетленное сокровище Церкви». От него потребовали отречься от Христа, а после отказа подвергли побоям и бичеванию. По приказу Деция архидиакона отвели во дворец Тиберия и устроили над ним суд в базилике Юпитера. Там Л. повторно отказался поклониться идолам и снова был жестоко избит (в тексте подчеркивается, что гонители прежде всего требовали от него отречься от веры; вопросу о сокровищах уделено меньше внимания). Увидев стойкость мученика, стражник Роман уверовал во Христа и принял крещение, но вскоре был схвачен и казнен. Ночью император и префект устроили судебное заседание в термах Олимпиады близ дворца Саллюстия, приготовив множество пыточных орудий. На последнем допросе Л. заявил, что он уроженец Испании, но вырос в Риме. По приказу Деция его уложили на железное ложе «наподобие решетки» и поджаривали на медленном огне. Несмотря на боль, мученик продолжал пререкаться с императором, и тот велел изжарить его заживо. Перед смертью, взглянув в лицо Децию, Л. предложил перевернуть его и попробовать «жаркое». На рассвете Ипполит похитил тело Л. и вместе с пресв. Юстином, к-рому он рассказал о страданиях мученика, похоронил его на земле вдовы Кириаки на Тибуртинской дороге. Далее рассказывается о гибели Ипполита и др. мучеников и о каре, постигшей Деция и Валериана.

Папа Сикст II и архидиак. Лаврентий. Мозаика «Шествие мучеников» в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 1-я пол. VI в.

Папа Сикст II и архидиак. Лаврентий. Мозаика «Шествие мучеников» в ц. Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. 1-я пол. VI в.

В Liber Pontificalis, в краткой биографии папы Римского Сикста II, приведены сведения о Л., к-рые напоминают Мученичество Полихрония, но расходятся с ним в деталях. Здесь утверждается, что Л. пострадал через 3 дня после гибели Сикста II; вместе с ним были казнены субдиак. Клавдий, пресв. Север, чтец Кресцентий и остиарий Роман. Как и в агиографических сказаниях, понтификат Сикста II ошибочно датирован правлением императоров Валериана и Деция (LP. T. 1. P. 155; см.: Benvenuti, Giannarelli. 1998. P. 73-74).

Сказания о мученичестве Л. в значительной мере являются легендарными. Исследователи указывали на «полное отсутствие правдоподобия во всей этой истории» (Serra. 2015. P. 37). По мнению Делеэ, Л. скорее всего был историческим лицом, но достоверные сведения о нем невозможно отличить от вымышленных (Delehaye. Légendes. P. 104). Анахронизмы и фактические ошибки, которые содержатся в агиографических сказаниях, показывают, что рим. агиографы имели слабое представление о событиях сер. III в. Способ казни, к-рому был подвергнут Л., не согласуется с достоверными данными о гонении Валериана (как правило, мученикам отрубали головы; единственный пример публичной казни через сожжение — гибель еп. Фруктуоза и 2 его диаконов в янв. 259 в Тарраконе (ныне Таррагона, Испания)). Жестокие пытки и мучительные способы казни стали применять к христианам только в эпоху тетрархии (286-324) (Franchi de’ Cavalieri. 1900; Delehaye. 1933. P. 49-50). П. Франки де Кавальери указал на сходство между преданием о казни Л. и легендой о фригийских мучениках, погибших при имп. Юлиане Отступнике (361-363), которая приведена церковными историками Сократом Схоластиком (Socr. Schol. Hist. eccl. III 15) и Созоменом (Sozom. Hist. eccl. V 11) (Franchi de’ Cavalieri. 1915). Как и Л., эти мученики были заживо изжарены на железной решетке; во время казни они мужественно потребовали от палачей перевернуть их на др. бок (указанную Франки де Кавальери аналогию с репликой галльского мч. Аттала (Euseb. Hist. eccl. V 1. 52) Делеэ считал несущественной). По мнению Делеэ, речь идет о лит. мотиве, к-рый возник на Востоке и был заимствован зап. авторами, включившими его в легенду о Л. (AnBoll. 1900. T. 19. P. 452-453; см. также: Delehaye. Légendes. P. 97-98; Idem. 1933. P. 55-58). Это предположение не вполне убедительно, т. к. в 80-х гг. IV в. предание о казни Л. было уже известно Амвросию Медиоланскому, а свидетельства Сократа и Созомена относятся к более позднему времени.

На основании ранних свидетельств трудно судить о том, где и при каких обстоятельствах сложилась легенда о Л. Утверждение свт. Амвросия, что Л. погиб через 3 дня после казни своего епископа, согласуется с рим. литургической традицией, в которой поминовение Сикста II совершалось 6 авг., а Л.- 10 авг. Сведения о способе казни мученика и о требовании гонителей выдать сокровища, возможно, связаны с т. н. великим гонением на христиан в нач. IV в., когда власти конфисковывали церковное имущество. Др. подробности могли восходить к светским лит. сюжетам. Так, сцена, в к-рой Л. показал гонителям бедняков, «сокровище Церкви», скорее всего вдохновлена преданием о матери Гракхов, к-рая в ответ на просьбу показать драгоценности привела своих сыновей (Val. Max. Mem. IV 4; см.: Delehaye. 1933. P. 58). Свт. Амвросий, блж. Августин и авторы проповедей называли Л. как диаконом, так и архидиаконом; по мнению Пруденция, мученик был старшим среди 7 рим. региональных диаконов (hic primus a septem viris). Обычай именовать старшего диакона Римской Церкви архидиаконом засвидетельствован во 2-й пол. IV в. (Gesta inter Liberium et Felicem // Coll. Avel. Pars 1. P. 1-2; см.: Di Berardino A. Archdeacon // Encyclopedia of Ancient Christianity. Downers Grove (Ill.), 2014. Vol. 1. P. 219).

Архидиак. сщмч. Лаврентий. Фрагмент росписи капеллы № 9 Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. Сер. XI в.

Архидиак. сщмч. Лаврентий. Фрагмент росписи капеллы № 9 Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в Риме. Сер. XI в.

Иконографические памятники не позволяют проследить формирование легенды о гибели Л. Самые ранние изображения мученика сохранились на медальонах, выполненных рим. мастерами IV-V вв. в технике «золотое стекло» (между 2 слоями стекла помещали тонкий золотой лист с прорезным изображением). На них Л. представлен без атрибутов мученической смерти, обычно вместе с апостолами Петром и Павлом, Киприаном Карфагенским, Сикстом II или Ипполитом (см.: Morey Ch. R. The Gold-glass Collection of the Vatican Library / Ed. G. Ferrari. Vat., 1959. P. 10-11, 43, 49, 75). На мозаиках оратория при ц. Св. Креста в Равенне, известного как мавзолей Галлы Плацидии (1-я пол. V в.), изображен мученик с процессиональным крестом и раскрытой книгой, шествующий на фоне ложа-решетки, под к-рым пылает огонь. Принято считать, что этот мученик — Л., но высказывались и др. мнения (см.: Mauskopf Deliyannis. 2010. P. 78-79). На фреске в катакомбах Сан-Сенаторе в Альбано-Лациале (кон. V в.) Л. представлен вместе с предстоящими Христу апостолами Петром и Павлом и мч. Смарагдом; в руке у него крест и книга. Т. о., самые ранние изображения Л. с атрибутами мученической смерти относятся к V в. (сцена казни Л. в присутствии императора была представлена на утраченном ныне бронзовом медальоне Суцессы (IV в.?), но подлинность медальона остается под вопросом; см.: Leclercq. 1929. Col. 1926-1927; Serra. 2015. P. 50-51). На мозаике VI в. в базилике Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура в раскрытой книге, к-рую держит Л., помещен текст Пс 111. 9 (Dispersit dedit pauperibus). Этот стих, указывавший на обязанности диакона и на обстоятельства гибели Л., использовался в литургических песнопениях в честь мученика. Самые ранние изображения казни Л. относятся к эпохе Каролингов, напр. фреска в крипте аббата Епифания в мон-ре Сан-Винченцо-аль-Вольтурно (2-я четв. IX в.) и миниатюра в Сакраментарии Дрогона Мецского (сер. IX в.) (Paris. lat. 9428. Fol. 89r).

В средние века на Западе получили широкое распространение различные версии предания о Л. Мученика нередко представляли образцовым служителем Церкви и ее защитником от посягательств алчных правителей. Актуальность такой трактовки образа Л. была связана с конфликтами между католич. Церковью и светскими монархами. Известны многочисленные редакции Мученичества Л. (BHL, N 4753-4772), на к-рых основаны сказания о мученике в «исторических» мартирологах эпохи Каролингов. Так, самое подробное сказание в мартирологе Адона Вьеннского является эпитомой соответствующих глав Мученичества Полихрония. На этом источнике основана также древнеангл. версия Мученичества Л. в составе 1-й серии «Католических проповедей» аббата Эльфрика (кон. X в.; изд.: The Homilies of the Anglo-Saxon Church / Ed. B. Thorpe. L., 1844. Vol. 1. P. 416-437). Стихотворное переложение легенды о Л. и др. мучеников, пострадавших с ним, включено Флодоардом Реймсским в поэму «Победы Христа в Италии» (PL. 135. Col. 685-688; см.: Jacobsen P. Ch. Flodoard von Reims: Sein Leben und seine Dichtung «De triumphis Christi». Leiden, 1978. S. 252-253). Среди лат. метрических версий сказания о Л.- «Стихи о св. Лаврентии» Марбода, еп. Реннского (PL. 171. Col. 1607-1614), «Мученичество св. Лаврентия» бенедиктинца Нигелла Кентерберийского (Nigel of Canterbury. 1994) и поэма Вильгельма из Массенаго (AnBoll. 1892. T. 11. P. 313, 318-320). Проповеди, гимны и др. сочинения о Л. принадлежат богослову, историку и агиографу Ренье († 1188), жившему в аббатстве св. Л. в Льеже. Известны сказания о мученике на национальных языках, напр., англо-нормандское стихотворное Житие Л. (между 1140 и 1170 — La Vie de Saint Laurent. 1976), кастильская поэма Гонсало де Берсео «Страсти, или Мученичество св. Лаврентия» (сер. XIII в.- Gonzalo de Berceo. 1971), прозаические исл. версии Мученичества Л. (см.: Wolf. 2013).

В средневек. агиографических произведениях повествование о мученичестве Л. нередко дополнялось сказаниями о чудесах мученика, заимствованными из различных источников. Такие сказания были включены Григорием Турским в сб. «О славе мучеников»: в них рассказывается об удлинении слишком короткой балки во время строительства церкви в честь Л. и о разбившейся литургической чаше, к-рую вскоре нашли невредимой (Greg. Turon. Glor. martyr. 41, 45). Чуду о балке посвящено также стихотворение Венанция Фортуната (Venant. Fort. Carm. IX 14) (ср. более поздние сказания о чудесах Л.- BHL, N 4784-4787).

В XIII-XV вв. сведения о Л. включались в легендарии и исторические труды. Так, краткие сказания, основанные на текстах Мученичества, содержатся в легендарии Жана де Майи (Jean de Mailly. 2013) и в энциклопедии Винцентия из Бове (Vincentii Burgundi Bibliotheca mundi, seu Speculum maius. Duaci, 1624. T. 4. P. 442-443). Блж. Иаков из Варацце включил в «Золотую легенду» пространное сказание о мученике, в к-ром использовал многочисленные источники, в т. ч. труды свт. Амвросия, блж. Августина, свт. Льва Великого. Агиограф оспаривал достоверность легенды об испан. происхождении Л., приведенной франц. литургистом Иоанном Белетом († ок. 1182), и указывал на ошибочную датировку гибели мученика временем правления имп. Деция. К повествованию о Л. приложены описания чудес и поучение, основанное на проповедях Августина и др. авторов (Iacopo da Varazze. 1998). Повествование из «Золотой легенды» наряду с Мученичеством Полихрония и сказанием из мартиролога Адона стало важнейшим источником сведений о Л., на него опирались агиографы позднего средневековья и Нового времени. Сказание Иакова из Варацце было использовано во франц. драме «Чудо св. Лаврентия» (ок. 1380), включенной в сб. «Чудеса Богоматери» (Miracles de Nostre Dame. 1883), и в мистерии о Л. (кон. XV в.- Le Mystère. 1890). Их составители вольно интерпретировали легенду о мученике; в сюжет мистерий введены фантастические подробности, вымышленные сцены и персонажи.

Покровительство

  • Против огня
  • Против люмбаго
  • Архивы и Архивисты
  • Оружейная палата и Оружейники
  • Барбекю
  • Пивовары
  • Мясники
  • Комедианты
  • Повара, повара и владельцы ресторанов
  • Катлеры
  • Диаконы
  • Стекольщики и витраж рабочие
  • Прачечная рабочие
  • Библиотеки и библиотекари
  • Шахтеры
  • Нищие и бедные люди
  • Семинаристы
  • Студенты
  • Кожевники
  • Виноградники, виноделы и продавцы вина
  • Абано Терме, Италия
  • Альба, Италия
  • Ангрогна, Италия
  • Берзо Демо, Италия
  • Берзо Инфериоре, Италия
  • Бриссонь, Италия
  • Кабелла Лигуре, Италия
  • Камино, Италия
  • Канада
  • Каваторе, Италия
  • Шамбаве, Италия
  • Денис, Италия
  • Эсбондеруп, Дания
  • Фольгария, Италия
  • Гамалеро, Италия
  • Гросс Гартах, Германия
  • Дьёршемере, Венгрия
  • Уэска, Испания
  • Иль-Биргу, Мальта
  • Лимбажи, Латвия
  • Лунд, Швеция
  • Монтеварки, Италия
  • Мортара, Италия
  • Наурод, Германия
  • Ольденбург, Нижняя Саксония, Германия
  • Понтинвреа, Италия
  • Рим
  • Роттердам
  • Сан-Лоренц, Мальта
  • Сантена, Италия
  • Скала, Италия
  • Серавецца, Италия
  • Шри-Ланка
  • Тиволи, Италия
  • Загароло, Италия

Источник[23][24]

Наследие

По словам Франческо Моралья, роль диакон отличается служением бедным. Ему суждено как к службе у стола (телесные дела милосердия) и на службу слову (духовные дела милосердия). «Красота, сила и героизм таких людей, как Лоуренс, помогают раскрыть и придти к более глубокому значению особой природы диаконического служения».[6]

Эль-Эскориал, недалеко от Мадрида, выложенный сеткой, напоминающей сетку.

Многие церкви, школы, приходы, города и географические объекты по всему миру названы в честь Лаврентия Римского. В зависимости от местности они называются Святой Лаврентий

,
Сен-Лоуренс
,
Сан-Лоренцо
,
Сен-Лоран
,
Санкт-Лоренц
или аналогично на других языках. Сан-Лоренцо-дель-Эскориал, то монастырь построен королем Филипп II Испании, отмечает свою победу на Битва при святом Квентине (1557 г.) в праздник Святого Лаврентия.[20] Монастырь и прилегающий дворец, колледж и библиотека расположены в виде сетки, которая напоминает решетку мученичества Лаврентия. Решетка Лаврентия также считается основой конструкции Чертоза-ди-Сан-Лоренцо-ди-Падула, который является монастырем в Падула, Салерно, Италия. Его имя носят два университета: Университет Святого Лаврентия (не католик) в Кантон, Округ Святого Лаврентия, Нью-Йорк, Соединенные Штаты, и Университет Святого Лаврентия в Кампала, Уганда.

Во время своего второго путешествия французский исследователь Жак Картье, прибыв в реку устье из Великие озера Северной Америки в праздник Святого Лаврентия в 1535 году, назвал его Залив Святого Лаврентия

.[21]Река, впадающая в залив, получила название
Река Святого Лаврентия
. Многие имена в том, что сейчас Квебек и Приморские провинции из Канада ссылки на этот важный морской путь, e. г.,
Лаврентийские горы
к северу от города Монреаль, Сен-Лоран (городской округ), Бульвар Святого Лаврентия который охватывает ширину Остров Монреаль, и Округ Святого Лаврентия, Нью-Йорк, Соединенные Штаты возле Озеро Онтарио.

Спасательная операция для горняков, попавших в ловушку 2010 г. авария на шахте Копьяпо в Чили был назван Опера Сан-Лоренцо

в честь Лаврентия, покровителя горняков.[22]

В Масонство то Орден Святого Мученика Лаврентия

Масонская степень, чей ритуал основан на истории Лоуренса. Это одна из составляющих степеней Союзные масонские степени.

В популярной культуре

Эта секция дает самодостаточные примеры популярной культуры без описания их значения в контексте статьи.

Пожалуйста помоги улучшить этот раздел к добавление цитат в надежные источники которые описывают значение примеров, и удаляя менее подходящие примеры. Без источника или материалы из плохих источников могут быть оспорены или удалены.
(Октябрь 2022 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

В Фарго

, сезон 1, серия 3, Лорн Мальво замечает витраж Святого Лаврентия в офисе Ставроса, в ответ на который Ставрос рассказывает о своем мученичестве, в «Грязная дорога».

В видеоигре Dota 2

сделано Клапан, Умирающая голосовая линия Лины Истребительницы «Переверни меня … Я закончила» — это ссылка на Лоуренса Римского.[25]

В сцене из фильма 1992 года Масло Лоренцо

, Аугусто, Микаэла и Лоренцо расскажите историю о Святом Лаврентии и назовите его праздник «Ночью падающих звезд».[26]

Рекомендации

  1. ^ абc
    Ссылаясь на Св. Донато в качестве первоисточника. Дженис Беннетт.
    Святой Лаврентий и Святой Грааль: История Святой Чаши Валенсии
    . Литтлтон, Колорадо: Libri de Hispania, 2002. стр. 61.
  2. ^ аб
    Цитирование Франсиско Диаго и Святого Донато в качестве источников. Дженис Беннетт.
    Святой Лаврентий и Святой Грааль: История Святой Чаши Валенсии
    . Литтлтон, Колорадо: Libri de Hispania, 2002. Страницы 15 и 62.
  3. Дженис Беннетт. Святой Лаврентий и Святой Грааль: История Святой Чаши Валенсии
    . Литтлтон, Колорадо: Libri de Hispania, 2002. стр. 61.
  4. Св. Орентий и Патентия Католический Интернет
  5. ^ абcd
    «»Святой Лаврентий, диакон мученик, «по слухам, был замучен, будучи поставлен на решетку. Православная христианская церковь Святого Лаврентия» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) 19 октября 2013 г.
  6. ^ аб
    «Моралья, отец Франческо», св. Лаврентий, протодиакон Римской церкви «Ватикан».
  7. Святой Амвросий, De officiis ministrorum,
    2.28
  8. ^ абc
    Пт. Паоло О. Пирло, SHMI (1997). «Святой Лаврентий».
    Моя первая книга святых
    . Сыны Святой Марии Непорочной — Качественные католические публикации. С. 176–178. ISBN 971-91595-4-5 .
  9. ^ абc
    «Кирш, Иоганн Петер». Лоуренс. «Католическая энциклопедия. Том 9. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона, 1910. 9 февраля 2013 г.».
  10. ^ аб
    Фоли, OFM, Леонард, «Святой Лаврентий»,
    Святой дня, жизней, уроков и праздника
    (Редакция Пэта Макклоски, OFM), Franciscan Media ISBN 978-0-86716-887-7
  11. ^ абcd
    Преподобный Патрик Джозеф Хили (1905).
    Преследование Валериана: исследование отношений между церковью и государством в третьем веке нашей эры.
    . Бостон, штат Массачусетс: Houghton, Mifflin, & Co.
  12. Parrocchia Santa Maria Assunta в Амасено, Лацио, Италия; «Я Луоги ди Сан-Лоренцо а Рома»; [2]; по состоянию на 13 марта 2017 г.
  13. Parrocchia Santa Maria Assunta в Амасено, Лацио, Италия;
  14. Оуэнс, Б. (2003). «Сохранение памяти: божественная функция библиотекаря и архивиста». Библиотека и архивная безопасность
    , 18(1), 9–41
  15. Parrocchia Santa Maria Assunta, Amaseno, «I Luoghi di San Lorenzo a Roma», [3], по состоянию на 13 марта 2022 г.
  16. См., Например, «Англиканский молитвенник» (1989 г.), провинция Южная Африка, опубликованный Collins Liturgical, ISBN 0 00 599180 3, Календарь, стр. 24.
  17. См. Основное издание «Common Worship» (2000), опубликованное издательством Church House Publishing, ISBN 0 7151 2000 Х, Календарь, стр. 12.
  18. Оксфордский словарь святых
    , опубликовано Oxford University Press, ISBN 0 19 283069 4 (мягкая обложка), упоминается 228 церквей.
  19. Официальный указатель англиканской церкви (ACNY) цитирует 224 слова «Лоуренс» и «Лоуренс».
  20. Обзор Фодора (2008). «Настоящий монастырь Сан-Лоренцо-де-Эль-Эскориал».
  21. Джонсон, Уильям Генри (20 мая 2007 г.). Французские следопыты в Северной Америке
    . Gutenberg.org. Получено 27 февраля 2011.
  22. Оппман, Патрик. «Вера играет ключевую роль для чилийских шахтеров и их семей», CNN, 9 сентября 2010 г.
  23. «Святой Лаврентий Римский». CatholicSaints.Info
    . 26 октября 2008 г.. Получено 29 марта 2022.
  24. https://lundsdomkyrka.se/fordjupning/st-laurentius/
  25. dota2.gamepedia.com/Lina#Trivia
  26. https://www.quodb.com/search/la%20notte%20de%20san%20lorenzo?title_keys=M1169778c4
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]