Автор: Ирина Высоковская
Дата публикации: 24.04.2016
Христиане, постепенно предочищенные и приготовленные Святой Церковью в дни Святой Четыредесятницы, вступают после Недели Ваий в последнюю седмицу Великого Поста, предшествующую Пасхе. Эта седмица называется Страстной, или Великой. Она называется Страстной потому, что посвящена воспоминанию последних дней земной жизни нашего Спасителя, Его страданий («страстей»), смерти и погребения. По объяснению святого Иоанна Златоуста, Великой она называется потому, что в эти дни совершены Господом великие дела: разрушено долговременное насилие диавола, поражена смерть, побежден грех, снято проклятие. Господь отверз рай, и небо стало отныне доступно для человека; люди соединились с Ангелами, разрушено и удалено средостение (преграда) греха, и Бог мира примирил небесное и земное через воссоздание, обновление и обожение человеческого естества. Все службы этой седмицы, отличающиеся продолжительностью и особой умилительностью, расположены так, что в них постепенно воссоздается вся история страданий Спасителя, Его последние, предсмертные слова и Божественныя наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражающееся в песнопениях и в Евангельских чтениях.
СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА. ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЯ. Святитель Феофан Затворник
ВХОД В ИЕРУСАЛИМ
Самые последние дни Господа начались днем торжественного Его входа в Иерусалим. Тут сказания идут день за днем и определенно установляют течение событий в них. Остается только перечислить их.
Движение к городу в сей день началось рано. Приближаясь к горе Елеонской, Господь послал в видное впереди селение, стоявшее у подошвы Елеона, привесть оттуда по Его указанию ослицу с осленком, и когда привели, сел на осленка и продолжал шествие. Народ, сопровождавший Его, пришел в необыкновенное возбуждение: на пути Господа постилали одежды и ветви древесные и взывали: Благословен грядый! Услышали о движении Господа собравшиеся на праздник в Иерусалим, вышли навстречу Ему и в свою очередь постилали одежды по пути и древесные ветви. Все взывали: Осанна! Благословен грядый! А Господь слезы проливал об участи города и народа. Вступив в город, потрясенный необыкновенным сим событием, Господь направился в храм, очистил его от торжников, совершил многие исцеления, принял похвалу от детей и, когда Еллины просили видеть Его, воззванием: ныне прославился Сын Человеческий, привлек свидетельство о Себе свыше и ко всем сказал слово о силе Своего воплощенного домостроительства. На ночь возвратился Господь в Вифанию.
ВЕЛИКИЙ ПОНЕДЕЛЬНИК
На другой день, по торжественном входе в Иерусалим,— в чистый Понедельник — Господь опять пошел в храм; на пути изрек символическое проклятие смоковницы, а к ученикам — слово о силе веры, когда они изъявили свое изумление о действии проклятия; в храме — снова очистил его от торжников. Вероятно, сии торжники после вчерашнего их изгнания опять расположились на своих местах, потому что им не воспрещали того церковные власти; Господь же Иисус был для них стороннее лицо. Он действовал на совесть, которую они привыкли уже успокоивать относительно своего, неблагоговеинство к дому Божию обличающего, действования.
Вечером Господь опять отошел в Вифанию. Конечно, и в сей день немало говорено и сделано. Но Господу неблагоугодно было, чтоб то сообщено было нам.
ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК
На третий день — в чистый Вторник — при шествии из Вифании в Иерусалим, ученики, увидев смоковницу иссохшую, снова изъявили свое изумление и снова слышали слово Господа о силе веры. И в прошлый день — и изумление учениками было изъявлено, и слово Господа о силе веры изречено. Ныне то и другое повторяется. Изумление учеников ныне было возбуждено степенью иссохнутия — до корня. И вчера были очевидны признаки засохнутия, но то было начало, теперь же она вся иссохла до корня. И слово Господа о силе веры более определенно указывает свойства такой веры.
Затем в продолжение сего дня ведены были Господом многие беседы в храме со властями церковными, книжниками, фарисеями и саддукеями, и вне его на горе Елеонской с учениками.
В храме сначала Господь дал ответ вопрошавшим Его, какою властию Он действует.
Затем начал Он вразумлять церковные власти притчами; и изрек притчи: о двух сынах, из которых, на приглашение отца идти работать в винограднике, один отвечал: не хочу, а потом пошел; а другой: иду, и не пошел; о виноградарях, избивших сначала слуг владельца винограда, а потом убивших и сына его; о званых царем на вечерю, по случаю брака сына царева и отказавшихся по житейским делам.
Потом разрешил некоторые недоумения вопрошавших: давать или нет дань кесарю; как согласовать с учением о воскресении мертвых закон у́жичества; и какая первейшая заповедь?
После сего, заставив молчать совопросников вопросом: как Христос — сын Давиду, когда Давид называет Его Господом? — изрек Он многие обличительные укоризны книжникам и фарисеям.
И наконец, оценив дороже всех вкладов ничтожный вещественно вклад вдовицы, удалился Он из храма и города.
Проходя мимо храма, изрек Он проречение о судьбе его; взошедши же на гору Елеонскую, предсказал судьбу города и народа, а наконец, и судьбу всего мира.
Призвав затем несколькими приточными изречениями учеников Своих, а в лице их и всех нас — беречься, бдить и молиться в чаянии Своего второго пришествия, Господь заключил Свою беседу изображением Страшного Суда.
Кончив Свою с учениками беседу, Господь сказал, что через два дня Пасха будет. Впереди лежали четвертый и пятый дни, по торжественном входе Господа в Иерусалим,— Среда и Четверг — чистые. На ночь Господь, может быть, удалился в Вифанию, или провел ее тут же на горе, в известном саду.
ВЕЛИКАЯ СРЕДА
В среду было совещание синедриона о погублении Господа, вероятно, утром; в вечеру в доме Симона для Господа была устроена вечеря.»…И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал; приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного; и, разбив сосуд, возливала Ему возлежащему сие миро на голову. Увидев это, ученики Его и некоторые другие вознегодовали и говорили между собою: «к чему такая трата мира? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену, – более, нежели за триста динариев, и раздать нищим». И роптали на нее. Но Господь Иисус, уразумев сие, сказал им: «что вы смущаете женщину? Оставьте ее. Она доброе дело сделала для Меня. Ибо нищих вы всегда имеете с собою и, когда захотите, можете им благотворить, а Меня не всегда имеете. Она сделала, что могла. Возлияв миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала….»
А ночью, как более вероятно, Иуда продал Господа за тридесять сребренников.
Где Христос шел на Голгофу?
Фото Владимира Ештокина
Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня.
Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии.
Отец Александр Тимофеев, автор текста, на раскопках
К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом.
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК
Чистый Четверг ознаменован Тайною вечерию. Течение событий дня было таково: днем приготовлялось все, потребное для вечери; когда настало время, все пришли в горницу и сели; прежде вкушения Пасхальной вечери Господь встал и умыл ноги учеников; в конце слова к Петру при сем случае Господь помянул, что они — ученики — чисты, но не все, намекая на предателя, и затем, когда началось вкушение вечери, Он трижды обличал Иуду ко вразумлению его и наконец словом: что ты загадал сделать, делай скорее,— заставил его удалиться; в конце Пасхальной вечери Господь благоволил установить новое таинство Тела и Крови — таинство таинств, Новозаветную Пасху.
Разрешив после сего случайно возникший спор между учениками, кто из них больший, Господь начал прощальную беседу, в которой сначала слышатся голоса некоторых учеников, а потом говорил уже один Господь, сказывая все, что могли они вместить и что могло служить к утешению и в руководство им в предлежавших скорбных обстоятельствах. Прощальная беседа, надо полагать, была произнесена вся в пасхальной горнице. Хотя в конце 14-й главы евангелиста Иоанна стоит: …встаньте, пойдем отсюда; но великая важность того, что предлагается говоренным вслед за тем, особенно заключительная молитва к Богу Отцу, заставляют признать, что и после тех слов Господь все еще оставался в горнице и продолжал речь, может быть, стоя. На пути неудобно было услышать всем все сказанное, слышать же то всем было совершенно необходимо. И особенно неудобно было произнести на пути молитву к Богу Отцу.
Наконец, сказав несколько слов в заключение всей вечери, Господь совершил переход в сад Гефсиманский.
Где прошла Тайная вечеря?
В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно.
Сионская горница
В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29).
В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида.
СТРАДАНИЯ ГОСПОДНИ
С сего момента начались страдания Господа. Основание им положено в эту ночь, с четверга на пятницу.
Все здесь: моление о чаше, взятие Господа, переведение Его в дом первосвященников и бывшее в доме сем ночью — идет по указанию самих сказаний.
В устранение недоумений при чтении сказаний о сем последнем, надо помнить, что домы, или жилья, первосвященников Анны и Каиафы были на одном и том же дворе. Этим устраняются вопросы, зачем к Анне привели Господа и в какой дом введены Иоанн и Петр. По приведении Господа на первосвященнический двор, надо было немного переждать, пока соберутся члены синедриона. Как Анне хотелось повидеть Господа, то он и велел привести Его к себе, вместо того чтобы стоять Ему на дворе. Затем переход от Анны к Каиафе был переход из одного флигеля в другой. Бывшее у Каиафы кончилось осуждением Господа и наруганием над Ним; после чего Его вывели на двор и стерегли до утра, продолжая и наругания.
Между тем как судили и осуждали Господа, на том же дворе совершилось троекратное отречение святого Петра, по слову Господа. Это случилось в продолжение тех минут, которые Господь пробыл у Анны. Когда Господа перевели из корпуса Анны к Каиафе, или туда, где собрался синедрион, святой Петр думал воспользоваться бывшим при этом движением и уйти со двора, но одна служанка переняла его, пристав к нему с вопросом и вынудила у него отречение. Святой Петр не отстал, однако ж, от своего намерения и направился к воротам, ведшим со внутреннего двора на передний. Тут встретила его другая служанка с тем же вопросом, он отрекся и пред нею. Едва вышел он на передний двор, как бывшие там пристали к нему с таким же вопросом; нужда належала отречься и пред ними. Тотчас петел возгласил,-— и Господь, выведенный уже из синедриона и стоявший на дворе, воззрел на Петра.— И изшед вон, святой Петр плакася горько.
После сего на дворе все стихло до утра. Только стражи по временам не переставали глумиться над Господом.
Где Пилат судил Христа?
Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата.
Реконструкция дворца Ирода, макет
Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8).
ВЕЛИКИЙ ПЯТОК
Утром в пятницу церковные власти опять собрались и снова опросили Господа, надеясь открыть еще что-либо, но получили только подтверждение прежде дознанного. И этого для их совести было очень достаточно.
Затем Господа предали Пилату игемону, чтоб получить от него осуждение Господа на смерть. Тут у них — другая речь, все в политическом тоне. Пилат тотчас увидел, что на обвиняемом нет смертной вины. Но, не желая и Господа осудить, и Иудеям сделать неприятное, лишь только увидел случай, спешит отклонить от себя суд и препровождает Господа к Ироду. Однако ж и этот не нашел на приведенном к нему вины смертной и дал знать о сем Пилату, облекши Его в белую одежду.
Пилату опять пришлось самому решать дело. Он не хотел осудить Господа, сознавая Его неповинность смерти. Но был слаб в любви к правде и, вместо того чтоб опираться на силу сей правды, обращался к сторонним пособиям, которые не производили ожидаемого действия на обвиняющих. Ни к чему не послужило сопоставление Благодетеля со злодеем, чтоб побудить их избрать к отпущению первого; не произвело никакого действия и показание израненного и окровавленного, чтоб возбудить жалость и расположить их удовольствоваться этим казнением.
Неси друг кесаря — наконец отняло у Пилата всякую энергию к защите Праведного,— и он осудил Его на распятие. Народ берет кровь Господа на себя; Пилат умывает руки; все таким образом улажено.— И Господь ведется на пропятие с двумя злодеями.
На пути блаженный Симон Киринеянин сподобляется понести за Господа крест Его; жены плачущие получают урок о себе плакать со внушением опасения за всех.
На Голгофе распинают Господа, разделяют ризы Его и издеваются над Распятым. За сим слышатся семь слов Господа со Креста, начавшихся молитвою о распинателях и хулителях, и кончившихся преданием духа Своего в руки Отца Небесного.
С шестого часа до девятого была тьма; в девять часов Господь испустил дух с сопровождавшими то потрясающими знамениями, которые заставили народ, бия в перси, возвратиться к себе.
Затем все стало тихо. Только злоба врагов не находила покоя. Они испросили разрешение перебить голени распятым, чтоб, доведши тем их до смерти, убрать тела их. Но в отношении ко Господу было не по желанию их. Во исполнение пророчеств, Ему не голени перебиты — живому, а прободено ребро умершему уже; и тело Его убрано не как тела злодеев, а как тело лица, благоговейно чтимого и покланяемого, Иосифом и Никодимом, без сомнения, не без участия и других близких Ему лиц.—- Жены наблюдали, как полагали Господа во гроб.
Раскаяние Иуды с отчаянием и погибелию его помещаем в конце событий пятничного дня, чтоб не пресекать сказаний о том, что было с Господом. К тому же он в своем отчаянии обратился к первосвященникам, которые до самого вечера были заняты делом неправедного осуждения Господа и не имели времени для Иуды. Все события Великой Пятницы определяются в течении своем указаниями сказаний о них.
Der Spiegel (Германия): последние дни Иисуса из Назарета
Долгое время было в принципе неясно, существовало ли такое место, как Магдала. В 70-е годы XX века монахи нашли его развалины, но окончательное открытие эксперты Израильской археологической службы сделали лишь в 2009 году. В том году некий служитель церкви решил построить у Тивериадского озера приют для паломников, собрал деньги и купил пришедший в упадок отель под названием «Хавайи бич» (Hawaii Beach). Перед тем как экскаватор начал снос здания, чиновники были обязаны проверить фундамент — и на глубине в полметра наткнулись на развалины некогда богатого поселения. Это была Магдала, родина Марии.
А археологи пару лет спустя нашли там еще кое-что: синагогу. Прежде многие скептики заявляли, что Иисус не мог проповедовать в синагогах Галилеи, потому что тогда в сельской местности их попросту не было. Но в Магдале на берегу Тивериадского озера обнаружилось доказательство обратного.
Когда Иисус прибыл в Иерусалим, два могущественных человека готовились там к празднику: Пилат и Каиафа. Наряду с Иисусом они стали главными действующими лицами в истории возникновении христианства. Понтий Пилат, римский префект Иудеи, многократно упоминается в исторических документах. А что же с Каиафой, первосвященником Иудеи? Он долго время считался главным злодеем драмы последних дней Иисуса.
Бунтарь
В то время как город в преддверии приближающегося праздника Песах наполнялся паломниками, Иисус делал то, что у него получалось лучше всего: проповедовал, обличая начальство, и исцелял, в основном около общественных купален. Конечно, он не обладал чудодейственными силами, но, возможно, пускал в ход внушение. Такое и сегодня получается — как минимум на время —у чудо-целителей, которые задействуют свою харизму.
Одним из мест, где Иисус якобы занимался исцелениями, была Вифезда, купальня к северу от Храма. Ее развалины были обнаружены археологами еще в XIX веке. Второй водоем, Силоамскую купель, лишь несколько лет назад нашли городские строители, прокладывавшие канализационную трубу.
Еще не полностью раскопанная Силоамская купель значительно больше обычного бассейна: 70 метров в длину и от 40 до 60 метров в ширину. Несмотря на это, она исчезла с лица земли на века. Размеры дают представление о том, какие толпы собирались там перед Песахом. Идеальное место для проповедника. И бунтовщика.
Давид Меворах из иерусалимского музея Израиля говорит: «Когда на один из главных праздников верующие стекались в Иерусалим, многие из них находили место для ночлега за пределами города в подготовленных для этих целей лагерях». Археологи обнаружили остатки трех таких паломнических лагерей.
Храм
От Силоамской купели наверх, к Великому Храму, главной святыни иудеев, можно было подняться по двум мощеным улицам. Сегодня этот путь проходит через один из арабских кварталов. Древние улицы лежат под фундаментами домов и под слоем земли толщиной до десяти метров. Израильские археологи проложили там туннели и расчистили некоторые из них, так что теперь по ним можно ходить. У жителей-палестинцев на это разрешения не спрашивали.
Некоторые земляные работы производятся в присутствии охранников с автоматами, но в Израиле не любят говорить об этом на публике. Как выразился один человек, знакомый с этими работами, речь идет о «чрезвычайно важной, но необычной и исключительно политической раскопке».
Роскошь Храма должны была воздействовать на людей с первого же взгляда как откровение. Опорные стены высотой более 30 метров, сложены из огромных известняковых блоков. Золотые фасады отражают солнце. Сплошное великолепие.
По словам Мевораха, Храм был «самой большой сакральной постройкой, когда-либо возведенной в римском мире». Площадь его основания превосходила римский Собор Святого Петра вместе с участком перед входом.
Жрецы составляли иудейскую элиту, их семьи были богаты и влиятельны. Однако правом назначать и снимать с должности первосвященников обладали только римские префекты.
Понтия Пилата и первосвященника Каиафу связывали, судя по всему, доверительные отношения. При римской оккупации высшие жрецы не утратили своих привилегий и жили в роскоши. Великолепный дворец, найденный во время раскопок в юго-западной части подножия Храмовой горы, некоторые считают жилищем Каиафы. Но долгое время этот человек оставался фантомом, лишь литературным героем.
Несколько лет назад археологи обнаружили на юге Иерусалима продолговатый ящик из известняка — так называемый оссуарий. В оссуариях хранили кости умерших, найден ряд таких каменных емкостей той эпохи.
«Но, — говорит Меворах и указывает на изящно выполненные цветочные орнаменты, — это один из самых красивых оссуариев, виденных нами». И самое главное — с двух сторон ящика по-арамейски написано имя: «Каиафа».
Культ Храма в Иерусалиме был, скорее всего, великолепным бизнесом для Каиафы и его элитарных жрецов. Поднявшись к Храму, провинциал Иисус наверняка попал на так называемый Языческий двор. Торговцы предлагали жертвенных животных, одобренных жрецами и поэтому стоящих дороже, чем внизу, в городе. Менялы предлагали специальные монеты, которыми платилась храмовая подать, и получали за это восемь процентов комиссионных.
Как написано в Библии, Иисус пришел в ярость при виде подобного жульничества. У Марка (на самом деле у Матфея — прим. перев.) сказано: «И… опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречётся; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф. 21:12-13).
Если он действительно так сказал, то тем самым восстановил жрецов против себя.
Процесс
Многие описания из Библии совпадают с археологическими данными. Но именно в отношении эпизодов, описанных евангелистами с особой религиозной страстью, нет ни исторических, ни археологических свидетельств. Один из примеров — Тайная вечеря.
Та самая торжественная трапеза, во время которой Иисус рассказал, что хлеб и вино — это его плоть и кровь. Приходится принимать ее на веру. Дом, где якобы состоялась последняя трапеза Иисуса с учениками, построен во времена рыцарей-крестоносцев поверх древнего места поклонения. Нет никаких свидетельств, что описанный в Библии эпизод действительно произошел.
То же самое с историей об Иуде. Нигде нет исторических свидетельств об этом человеке, о месте, связанном с ним, или о 30 сребрениках.
Зато Тацит и Иосиф Флавий четко подтверждают, что Иисус после речей у купели и в Храме был задержан и приведен к Понтию Пилату. О приговоре последнего есть свидетельства у обоих историков.
В Евангелиях сказано, что Иисус сначала был допрошен Каиафой и другими ведущими жрецами. После этого иудейские властители передали его римским государственным властям. Это соответствовало тогдашнему разделению компетенций.
Суд был скорым, но он проходил по правилам, и окончательное решение должна была принять высшая инстанция — префект. Первосвященник мог представить Иисуса в наихудшем свете, потребовать для него приговора, но сам он мог вынести смертный приговор только в том случае, если речь шла об осквернении его Храма. Но это был не тот случай. Поэтому Каиафе пришлось подключить к делу Пилата.