Апостолы — ближайшие ученики и сподвижники Иисуса. Они помогали Иисусу распространять Его учение.
13. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами
14. Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея,
15. Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом,
16. Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.
17. И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских.
(Лк. 6:13-17.)
Ученики Иисуса Христа назывались апостолами, что в переводе с греческого означает «посланник»
Краткое описание жития двенадцати святых апостолов Христовых
Жизненный путь каждого святого уникальный и поэтому рекомендуется узнать, как жили апостолы до встречи с Христом и после нее.
Петр
Петр был старшим братом другого святого — Андрея Первозванного. До того как встретиться с Иисусом, он занимался ловлей рыбы, у него было двое детей и жена. При этом называли его не Петром, а Симоном.
Однажды в доме Петра гостил Иисус. Во время пребывания в гостях он исцелил его тещу от горячки. После этого Петр попросил Христа разрешения последовать за ним и стал апостолом. Именно он, а не другие ученики, увидел то, как Христос ходит по воде. Также он был первым человеком, который уверовал в то, что Иисус является Сыном Божьим. Однажды Петр отрекся от Христа, однако он сразу же в этом раскаялся.
Андрей
Андреем Первозванным звали апостола, который приходился младшим братом Петру. Он с молодых лет отличался своей верой в Господа. Поэтому он не вступал в брак и соблюдал обет безбрачия. В юном возрасте он обратился к Иоанну Крестителю, чтобы стать его учеником. Именно Иоанн поспособствовал тому, чтобы Андрей стал одним из последователей Христа.
Андрей был свидетелем чуда, когда Христос насытил пять тысяч человек пятью хлебами. Также он вместе с Иаковом и Иоанном вопрошал Сына Божьего об уничтожении Иерусалима, которое случилось в семидесятом году после рождения Христа.
Иоанн Зеведеев
Спаситель очень любил Иоанна Богослова за его девственную чистоту, любовь и искреннюю веру. Когда Иоанн был призван Господом, он стал одним из трех наиболее близких к Христу учеников. Апостол был свидетелем множества чудес, совершенных Спасителем. Например, он собственными глазами видел воскрешение дочки Иаира. Также он присутствовал на Фаворе во время Господнего Преображения.
После распятия Христа апостол начал служить Деве Марии. Он был верен ей до ее смерти. Затем он уехал из Иерусалима и отправился в Ефес и другие малоазийские городки, чтобы проповедовать святые тексты из Евангелия. Он занимался этим до последних дней своей жизни.
Иаков Зеведеев
Иаков является родным братом Иоанна Богослова, вместе с которым был призван на службу Иисусу. Он был одним из трех апостолов, которым удалось стать свидетелями Божественных тайн. Они видели, как он возвращал к жизни умерших людей, а также присутствовали при преображении.
Когда сошел Святой Дух, Иаков посвятил свою жизнь проповедям. Чаще всего он проповедовал на территории Испании, однако иногда посещал и другие страны. Затем он вернулся в Иерусалим и продолжил проповедовать здесь. Он рассказывал об Иисусе, о его жизни и совершенных им чудесах. В 44 году в Иерусалиме апостола обезглавили.
Филипп
Святой Филипп родился на родине Андрея и Петра, в городе Вифсаида. С юного возраста он увлекался Священным Писанием, поэтому понимал и толковал смысл всех изложенных в нем пророчеств. Филипп стал учеником Господним по призыву Спасителя.
Когда Христос вознесся на небеса, апостол начал проповедовать в Галилее, где однажды ему удалось вернуть к жизни младенца. Затем он уехал в Грецию, где продолжил проповедовать Божье Слово. Однажды Филипп излечил жену правителя города Иераполь, благодаря чему она стала христианкой. Узнав об этом, ее муж приказал схватить апостола и казнить.
Варфоломей
Варфоломей был одним из наиболее приближенных апостолов Иисуса. После распятия он вместе с Филиппом отправился в Малую Азию и Сирию, чтобы проповедовать и прославлять Господа.
После того как Филиппа распяли язычники, Варфоломей посетил Индию. Он путешествовал по ней, посещал различные города, проповедовал и исцелял людей. В течение своей жизни ему удалось обратить в веру многих язычников. Для этого ему даже пришлось перевести некоторые тексты Евангелия на их язык. Однако несмотря на это, противникам христианства удалось убить Варфоломея за его веру.
Фома
Апостол родился в городке Панеады и долгое время занимался ловлей и торговлей рыбой. Однажды ему довелось услышать благовестие Христа, после чего он бросил свою прежнюю жизнь и стал одним из его учеников.
Когда Христос был распят, Фома не поверил в его Воскрешение. Через восемь дней после Воскрешения он явился к апостолу и показал ему свои раны на руках и ногах.
После этого Фома никогда не сомневался в своей вере и был верен Господу до конца жизни.
Матвей
До того как стать верующим человеком, Матвей работал мытарем, собиравшим подати для римской власти. Однажды он услышал голос Христа, который позвал его за собой. После этого он оставил прежнюю жизнь и последовал за Учителем.
Также Матвей, как и многие другие апостолы, занимался проповедями. Чаще всего он прославлял Господа в Иерусалиме, однако при возможности посещал и отдаленные страны. Помимо этого, именно Матвей написал Евангелие, которое вошло в состав Нового Завета. Апостол Матвей был казнен по обвинению в колдовстве.
Иаков Алфеев
Иаков является родным братом Матвея и был вместе с ним призван на служение Господу. После распятия Христа он посвятил свою жизнь проповедованию и прославлению веры. Вместе с Андреем он отправился в Едессу для проведения проповедей. Также он распространял благовестие на территории Елевферополя и Газы. Затем он отправился в Египет, где его настигла смерть. Иаков Алфеев был распят в городке Острацин, который располагается на границе с Палестиной. Так же, как и Христа, его распяли на кресте.
Симон Зилот
Рожден в Галилейской Кане, сын святого Иосифа Обручника. Именно в доме Симона было совершенно первое чудо Христа — преобразование обычной воды в красное вино. После того как Симон увидел, что Иисус сделал из воды вино, он поверил в Господа и стал его последователем. Симон известен своими христианскими проповедями. Он проповедовал в таких странах, как Британия, Ливия, Египет и Иудея. На территории Абхазии его распяли на кресте. Похоронен Симон в Никопсии, неподалеку от Сухуми.
Иуда Искариот
Иуда вместе с Симоном составили последнюю пару апостолов, которые стали последователями Иисуса. Искариот присутствовал при помазании Спасителя миром, которое детально описывается в Евангелии. У каждого ученика Христа были определенные задачи, Иуда заведовал деньгами. Именно он предал Иисуса за тридцать серебрянников.
После распятия Иуда раскаялся в содеянном и вернул деньги старейшинам. Не выдержав своего предательства, он отправился в Храм, где удавился.
Иуда Фаддей
Апостол происходит из рода Соломона и Давида, является сыном Обручника Иосифа от первого брака. Сначала Иуда не верил в божественность Христа, однако со временем его мнение изменилось. Из-за своей слабой веры Иуда не мог назвать себя братом Господним и поэтому называл себя лишь братом Иакова.
Иуда начал проповедовать Евангелие на территории Самарии, Галилеи, Иудеи, Сирии и Аравии. Затем он отправился в Эдессу, где закончил работу Фаддея, который ранее проповедовал в этом городе. Умер Иуда в восьмидесятом году.
О чем молиться и в чем помогает икона
Перед иконой православные люди молятся о следующем:
- о мире и любви между людьми,
- об укреплении духа и веры,
- о помощи в трудных жизненных ситуациях,
- об излечении физических и душевных недугов.
Ежедневная молитва перед этим святым образом помогает защититься от злых сил и противостоять искушениям.
Почитаемая икона 12 апостолов — символ твёрдости веры, человеколюбия, смирения и кротости. Именно эти качества помогли ученикам Господа распространить Слово Его по всему миру и построить Новый Израиль — Христианскую Апостольскую Церковь.
Почитание и церковное значение
В настоящее время святые апостолы считаются примером, которым следует подражать. Даже сейчас люди вспоминают об их преданности, подвигах и добрых делах. Их прославляют в молитвах и даже устраивают праздники, которые посвящены им. Чаще всего почитание напоминает преклонение святым. Люди преклоняются к их мощам, чтобы помолиться и попросить о помощи. Также православные преклоняются иконам, возводят в их честь часовни и церковные сооружения.
Молитва Собору 12 апостолам оберегающая от беды и проблем
«О святии апостоли Христовы: Петре и Андрее, Иакове и Иоанне, Филиппе и Варфоломее, Фомо и Матфее, Иакове и Иудо, Симоне и Матфие! Услышите наши молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимые, и помозите нам, рабам Божиим (имена), вашим всемощным пред Господем ходатайством, избавитися от всякаго зла и вражия лести, твердо же преданную вами веру православную сохраняти, в ней же вашим предстательством ни ранами, ни прещением, ни мором, ни коим гневом от Создателя нашего умалени будем, но мирное зде поживем житие и сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго и покланяемаго Бога, ныне и присно и во веки веков.»
Иконография
Первые изображения с апостолами появились в третьем веке. Есть два иконографических образа, которые используют при написании икон с изображением святых:
- Византийская. Такая икона отличается от остальных тем, что на ней апостолы показаны в полный рост. Каждый из них держит свитки, на которых написан текст христианского учения.
- Древнерусская. Русские иконописцы изображали святых в виде лозы винограда. В верхней части находится Спаситель, а снизу показаны его ученики.
Символизм числа 12
Избрание в число избранных учеников 12 человек имеет глубоких символический смысл. Ко времени начала земной жизни Господа из 12 израильских родов сохранились полностью лишь 2. Евреи были убеждены, что настанет время, когда Господь соберёт всех потомков исчезнувших колен на земле израильской и восстановит их народ.
Избрание 12 апостолов — первый шаг на пути появления нового богоизбранного народа, в который войдут люди многих национальностей, объединённые единой Церковью — Новым Израилем.
Иоанн Богослов (Зевдеев)
(Богослов) — автор четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. Прозван Богословом, потому что в его Евангелии очень много прямой речи Христа, Слова Бога. Как и Андрей, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Иоанн, самый молодой и самый любимый ученик Христа. Это он возлежал на плече у Спасителя во время Тайной Вечери. Он единственный из учеников отважился быть на Голгофе во время Распятия, а до того был рядом с Господом на допросах у первосвященника и у Понтия Пилата. Ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. После ухода Учителя из земной жизни Иоанн взял Марию к себе в дом.
Единственный апостол, который умер своей смертью и в глубокой старости. Подробнее…
***
- О святых иконах в вопросах и ответах — Библиотека православного христианина
- Православная Церковь и сектанты. Святые иконы. Святой Крест. Крестное знамение — протоиерей Дмитрий Владыков
- Иконопочитание в Православии — митрополит Макарий Булгаков
- Мир иконы — диакон Андрей Кураев
- Икона в русской словесности XIX — XX веков — Валерий Лепахин
- Развитие иконографии князя Владимира — Валерий Лепахин
- Православие и иконопочитание — Сергей Говорун
- Почем баптистский опиум для народа?! или Зачем баптисты лгут об иконопочитании? — Александр Пикалев
- Первое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
- Втрое послание святого отца нашего Григория, папы римского, к императору Льву Исаврянину о святых иконах
- Против лютеран — Слово о поклонении святым иконам — преподобный Максим Грек
- Психологический символизм жестов в христианской иконографии — иерей Дмитрий Юревич
- Почему так много икон Богородицы? — Ирина Языкова
Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 Апостолов, окружающих Христа, в основе которого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима).
Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III — сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии), — представлено 6 Апостолоами) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» — рельеф саркофага (270 год).
С IV века композиция двенадцати апостолов известна в росписях алтаря, например, конха апсиды Церкци Сан-Лоренцо в Милане (IV век), и также Церковь Санта-Пуденциана в Риме (400 год).
В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой. Саркофаг, IV век (Арль, Франция). И также попарно — саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме (395 год), или группами по 3, 4, 5 (саркофаг из Церкви святого Иоанна Студийского в К-поле, V в.).
Апостолы. Саркофаг IV века (Арль, Франция)
Апостолы. Саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 год
В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла преполобного Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, около 520 года).
Апостол Петр (справа с ключами) и Павел. Мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне
С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа.
В центре — стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева — ап. Павел, справа — ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)).
Мозаика Церкви Санта-Констанца в Риме (середина IV века)
Двенадцать апостолов. Саркофаг (около 400 года) в Церкови Сант-Амброджо в Милане
Иисус Христос на престоле передает свиток ап. Павлу. Саркофаг из Церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V век
В конце V — VI веков изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря. Например, Архиепископская капелла в Равенне; Церковь Сан-Витале в Равенне (около 547 года) — на арках алтарного свода; Кафоликон монастыря вмц. Екатерины на Синае (565-566 год) — в апсиде; Церовь Панагии Канакариас в Литрангоми в Кипре (2-я четв. VI века) — на триумфальной арке).
Апостол Андрей. Мозаика, VI век. Базилика Сан-Витале в Равенне
В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов».
Евхаристия. Мозаики собора Святой Софии
В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Аапостолов.
Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах — евангелисты (например мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.).
12 Апостолов изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого Сиона (Иерусалима) новгородского Софийского собора — серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV — нач. XV в. СПГИХМЗ).
Фигуры апостолов. Большой Иерусалим или Большой Сион (1-я четв. XII века)
Фигуры апостолов. Большой Сион Успенского собора, 1486 год
Малый Саккос Митрополита Фотия (передняя сторона). Успенский собор Московского Кремля, конец XIV — начало XV ка
12 Апостолов входили в состав т. н. апостольского деисуса (икона, XII в. из Монастря вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV века), «Отослание апостолов на проповедь» (Токалы-килисе (Каппадокия), икона 900-950 годов, Церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII век. и клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV века.
Собор двенадцати апостолов. Византийская икона, XIV век
Изображения апостолов на клеймах иконы «Похвала Богоматери, XIV век
Апостолы. Фрески Церкви Св. Троицы монастыря Сопочани (Сербия), около 1265 года
На Руси в XV-XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части к-рой представлен поясной деисус, а в завитках — полуфигуры А. (икона-таблетка, XV в., икона, XVI в., фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в рус. иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.
Собор двенадцати апостолов в виде лозы. Большаковская икона, XVIII век
12 Апостолов, среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия».
Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви.
Состав А. в этих композициях может варьироваться.
Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида Церкви святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка Церкви Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).
Апостолы Петр и Павел. Церковь Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV век
В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., Син. 275, XII в.; Муз. 3648, XIII в.).
Апостол Павел. Миниатюры из «Деяния и Послания апостолов», 1072 год
Апостол Иоанн Богослов. Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью, XII век
Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий Апостолов.
Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике Церкви Святых апостолов в Константиноле эпохи императора Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка.
В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам:
Хлудовская Псалтирь. Миниатюра, IX век
Сцены страданий Апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках Церви Сан-Марко в Венеции, после 1200 года.
История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла — в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря, 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи Церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 год.
В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу.
Таковы росписи Церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Ап. Матфей в житии», кон. XVII — нач. XVIII в. (ЯХМ)).
Иоанн Богослов с житием. Икона, XVI век
Святые Петр и Павел в житии. Икона, XVI век
В XVII в. под влиянием западноевропейской традиции создаются образы на тему апостольских страданий, например, икона «Апостольская проповедь» мастера Феодора Евтихиева Зубова, написанная в 1660-1662 годы.
Апостольская проповедь. Икона, 1662 года. Иконописец Фёдор Евтихиев Зубов
В XVI — XVII веках в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 Апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, Церковь Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689).
Почитание Апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII — начало ХIII в.)
Нина Квливидзе
По материалам:
Седмица — 17.11.2008.
Живой интернет — 31.08.2015.