Структура сословия
В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.
К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.
Для белого духовенства она выглядит так:
- Патриарх
- Митрополит
- Архиерей/Епископ
- Иерей/протоиерей
- Диакон/протодиакон.
Для черного:
- Патриарх
- Митрополит
- Епископ
- Архимандрит/Игумен
- Иеродиакон/Иеромонах
В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.
Права белого и черного духовенства
Священники имели право:
- жениться и заводить семьи;
- иметь личный дом и хозяйство;
- служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.
Права монахов:
- проживать и трудиться на территории монастыря;
- пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.
Обязанности
Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.
В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.
Церковные саны православной церкви
Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.
Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.
Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.
Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.
Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:
- совершать богослужения и другие таинства;
- нести учение людям;
- проводить причащение.
Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.
Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.
Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.
Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.
Изменения в жизни духовенства в XVII веке
XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.
Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.
Никон хотел большего: подчинить государство церкви, но Алексей Михайлович дал понять Патриарху, что не доволен его дальнейшими действиями. В итоге, с Никона был снят сан Патриарха, и он вынужден был отправиться в ссылку.
Белое духовенство
Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.
Алтарник (послушник)
Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:
При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.
Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).
Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).
Духовенство к концу XVII века
Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.
Литература:
- Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1
- Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002
5/5 — (1 голос)
Черное духовенство
К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.
Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».
Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).
Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.
Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».
Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.
Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».
Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:
- имеет голубую мантию (у епископов красные);
- клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).
Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.
Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.
Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.
Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.
Православное духовенство – особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий. Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия – христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий. Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу. Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом. С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.
Духовник на социальной лестнице стоял ниже многих своих чад
Кадр из фильма «Андрей Рублев», разговор Андрея и Даниила, реж. А. Тарковский (1966)
В петровское время происходит кризис духовничества, который стал в том числе и следствием раскола XVII в.
Одно из первых синодальных постановлений говорит о том, что священники без ведома правящего архиерея не могут больше накладывать епитимьи, связанные с отлучением от Причастия. Причина такого «послабления» заключалась в том, что раскольники, невысоко ставя совершающееся в патриаршей Церкви, могли прийти на исповедь, наговорить на себя страшных грехов, получить отлучение от Причастия на несколько лет вперед и жить спокойно, не вызывая подозрений в связи с тем, что они не ходят в храм.
Также в синодальный период с целью контроля за старообрядцами была введена и жесткая приходская система: все жители определенного квартала, села, района должны были ходить в храм, находящийся в этом районе и в нем исповедоваться и причащаться хотя бы раз в год. Священники вели специальные книги, где делалась об этом отметка.
Еще одна серьезная проблема синодального периода – священство как сословие стояло ниже на социальной лестнице, чем образованные классы, дворянство, например. (Только архиерей по Петровской табели о рангах приравнивался к тайному советнику или генералу). От этого возникало снисходительное отношение, а вместе с тем и недоверие к священнику.
Иногда духовниками для образованной части общества становились выдающиеся русские архиереи. Например, у святителя Филарета Дроздова много писем именно духовнического содержания, большей частью адресованных знатным женщинам. Видимо, тогда, как и сейчас, в храмах было больше женщин.
А вот разговоры о том, что в синодальную эпоху настал евхаристический кризис и стали редко причащаться – доказательной базы не имеют, так как не из чего не следует, что раньше причащались чаще.
Примечания
- Голубинский, 1901, с. 305.
- Валентин Лаврентьевич Янин. Отечественная история: Д-К. Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 104.
- ↑ 12345
ЭСБЕ, 1893. - Ольга Йокояма. Письма русских крестьян. Тексты и контексты. Языки славянской культуры, М., 2014. С. 270.
- О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве. Историко-правовой комментарий // ЖМП № 1, январь 2012 года.
- Коркунов Н. М.
Русское государственное право. — Том I. — Глава III. — СПб: Тип. М. М. Стасюлевича, 1901. - Мангилева, Анна Владимировна. Белое приходское духовенство Российской империи: от сословия к профессии // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2014.№ 3 (130) (2014).
- Голубинский, 1901, с. 356.
- Голубинский, 1901, с. 378.
Общее понятие
«Духовенство» – это обобщенное понятие, служащее для обозначения общественной группы, представители которой являются служителями культа какой-либо религии на профессиональной основе. Как правило, этот термин употребляется относительно монотеистических религий (признающих только одного либо единого Бога).
Существует и другое название указанной общности – «клир», происходящее от греческого слова, обозначающего «жребий». Разделение на клир и мирян (членов церкви, не являющихся священниками) началось во времена ранней церкви, когда в религиозной общине особым авторитетом пользовались апостолы (последователи Иисуса Христа, проповедовавшие его учение).
В этот период стала зарождаться церковная иерархия. Возложение рук на посвящаемого кандидата стало рассматриваться как знак принадлежности к клиру – духовенству. В ранней церкви, до конца IV века, к духовенству относили:
- епископов;
- пресвитеров;
- диаконов;
- иподиаконов;
- аколитов;
- чтецов;
- экзорцистов;
- защитников уз;
- диаконисс.
В католицизме
В католичестве латинского обряда безбрачие обязательно для всех священников, к белому духовенству при этом относятся епархиальные священники, не принимавшие монашеских обетов (лат. clerici saeculares), а к чёрному — священники, принадлежащие одному из монашеских орденов.
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 9 марта 2022 года . |
В чем главная задача духовника
О. Иоанн Кронштадский. С сайта https://tihvinskiy.ru/
Каждый видит или представляет себя определенным образом и нередко не таким, каким он есть, а каким он хочет казаться себе. Однако невозможно вести духовную жизнь, не увидев себя настоящего – вот это и есть одна из главных или уж во всяком случае первых задач духовника.
Я приведу пример. Приходит человек и рассказывает: я всем помогаю, желаю добра, а мои близкие этого добра не принимают, обижают меня. На самом деле, скорее всего такой человек никого не слышит кроме себя, и в жизни с ним очень трудно. Он точно знает, как каждый из его близких должен жить и действовать, а что думают по этому поводу сами близкие, ему не интересно.
И, конечно, он натыкается на сопротивление, потому что его «добро» в таком виде никому не нужно. Если это так, то задача духовника – прежде всего помочь этому человеку осознать, что это не его обижают, а он сам не слышит никого кроме себя, и объяснить это ему все так, чтобы он захотеть это изменить.
Не все духовники согласятся со мной, наверно, но мне кажется, что духовник нужен не для того, чтобы водить человека за ручку от младенчества до гробовой доски, а чтобы научить его ходить. Ведь часто люди приходят за советом, в надежде, что духовник благословит, а значит возьмет на себя ответственность за уже принятое ими решение, но это неправильно. Боязнь ответственности – не добродетель.
Да, духовник не всегда все знает. Отец Валериан Кречетов, замечательный духовник, говорит, что иногда к нему приходит человек, а он не знает, что тому сказать, и тогда честно признается в этом: я не знаю, давай помолимся, и пусть Господь нам укажет. Или, возможно, стоит послать человека к более опытному духовнику, если есть в этом необходимость. Все это входит в нормальные процесс общения духовника с его чадом.
Иерархия черного духовенства
В черном духовенстве свои правила:
Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий – Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит. Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря – это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей – Иеродиаконы и иеромонахи.
Выбор веры сегодня — личное дело каждого. Сейчас церковь полностью отделена от государства, но совершенно иная ситуация складывалась в средние века. В те времена именно от церкви зависело благополучие как отдельно взятого человека, так и общества в целом. Еще тогда были сформированы группы людей, которые знали больше остальных, могли убедить и повести за собой. Они растолковывали волю Божью, именно поэтому их уважали и обращались за советом. Духовенство — это что? Каким было духовенство Средневековья, и какова была его иерархия?
Как становились представителями духовенства?
В те времена в монастырь могли уйти младшие сыновья феодалов, которые не могли унаследовать состояние отца. Если бедная крестьянская семья была не в состоянии прокормить ребенка, его тоже могли отдать в монастырь. В семьях королей старший сын занимал трон, а младший становился епископом.
На Руси духовенство возникло после Наше белое духовенство — это люди, которые как не давали, так и не дают до сих пор обет безбрачия, что послужило причиной возникновения наследственных священников.
Благодать, которая была дарована человеку во время возведения его в священный сан, не зависела от его личностных качеств, поэтому будет неправильно считать такого человека идеальным и требовать от него невозможного. Он во что бы то ни было остается человеком со всеми достоинствами и недостатками, но это не отменяет благодати.
Духовник сегодня
Старцы оптинские. С сайта https://pravlife.org/
Говоря о сегодняшнем дне, важно напомнить одну мысль свт. Игнатия Брянчанинова. Он был чадом старца Льва Оптинского и имел хорошие отношения с оптинскими старцами, но твердо заявлял, что «духоносных отцов нет у нас». Духовник, впрочем, у христианина должен быть, но духовник тем и отличается от духоносного старца, что отношения с ним не могут быть основаны на абсолютном послушании.
Нам трудно на самом деле судить, что и как происходило в XIX в., и не заблуждался ли свт. Игнатий, но мы вынуждены признать, что сегодня духовная традиция русского старчества пресеклась.
В Оптиной пустыни она передавалась от старца к старцу и оборвалась в XX в.; в Печорах после войны было собрание старцев, были замечательные духовники в советское время, но нет ощущения, что они себе оставили смену. Пусть меня простят все, кто считает иначе.
Старчеству как «искусству святости» можно научиться только в живом общении. Старец Лев, когда умирал, позвал преподобного Макария и будущего Амвросия Оптинского, тогда еще послушника, и сказал прп. Макарию: «вот я умираю и передаю его тебе из полы в полу, теперь ты его воспитывай».
Духовник-не старец – не может брать на себя полную ответственность за настоящую и будущую жизнь своего чада, но духовник может дать совет. Приходящий же к нему должен иметь готовность услышать совет, который ему дадут, а не ждать того ответа, который он сам придумал заранее.
Может быть, он не согласится и поступит в результате по-другому, но выслушать и услышать – очень важно.
Как выбирать духовника? Можно воспользоваться советом того же святителя Игнатия: прежде всего рассудить, не советует ли духовник чего-либо противного Евангелию.
Сейчас много храмов и можно найти священника, который будет по сердцу. И если с ним возникнет не только душевный, но и духовный контакт, то польза обязательно будет. Кроме того, когда человек ходит постоянно к одному священнику, есть все основания думать, что священник за него будет молиться, и это уже очень немало.
А если ходить по разным священникам, то можно услышать разные советы, и в итоге выбирать то, что больше нравится, а не то, что действительно нужно выбрать.
Вообще, очень важно иметь доверие к духовнику. Ничто так безнадежно не портит отношения между духовником и его чадами, как обиды на духовника, которые чаще всего бывают вызваны тем, что люди не хотят «делиться» духовником с другими его чадами. Человеку кажется, что духовник кого-то слушает дольше, чем его, кому-то оказывает больше внимания. Появляется ревность, которая приводит к обидам, обиды рождают недоверие. А когда есть недоверие, то как спрашивать о чем-то духовника?
Да, духовник не всегда бывает прав, может и что-то резкое незаслуженно сказать. Но все-таки, если ты ходишь и доверяешь этому человеку не первый год, обиды надо гнать от себя – иногда и горькая пилюля бывает полезна.
Бог, может быть, даже в чем-то покрывает нас, и дает духовнику действительно что-то полезное и нужное сказать, если мы не обижаемся на духовника.
Но если доверие почему-либо пропало, то, наверно, честнее уходить. Во всяком случае, опыт показывает, что выяснять отношения в таких случаях, как правило, бесполезно.
На самом деле очень трудно выводить общие формулы, в которые только подставляй значение и получай готовый результат. Это всегда личные индивидуальные отношения, которые должны быть основаны на доверии, взаимной молитве и в конечном счете на духовной любви, а не на душевной привязанности, которая стремится подменить собой эти правильные отношения и приводит к ревности и обидам. Но если удается эти отношения выстроить верным образом, то – слава Богу, это всегда удача.
Я, например, если человек не хочет исполнить мой совет, говорю, пожалуйста, сделайте, как считаете нужным, но если вы сами приняли решение, то вы сами и несите ответственность за его последствия. Я могу только помолиться, чтоб Господь был милостив.
Степени священнослужителей и церковнослужителей
Священнослужитель – это лицо, которое посвящено на особое церковное служение. К высшему духовенству (по восходящей линии) относятся три иерархические степени:
- Диакон.
- Священник (пресвитер).
- Епископ (архиерей).
Церковнослужители – это духовенство низшее, которое помогает высшему совершать богослужения. К ним относятся:
- Свещеносец.
- Чтец или певец.
- Иподиакон.
Далее рассмотрим подробнее указанные категории высшего духовенства.