Ламберт Дольфин и Майкл Коллен (by Lambert Dolphin and Michael Kollen)
Перевод © — 2009 г.
За грехи наши мы были изгнаны из страны нашей и отлучены от земли нашей. Не можем мы взойти как пилигримы для молитв Тебе, для исполнения обязанностей наших в избранном Твоем доме, великом и святом Храме, который был назван Твоим именем, из-за руки, что была отпущена на Твою святыню. Да пребудет воля Твоя, Г-дь Б-г наш и Б-г отцов наших, милостивый владыка, в Твоей изобильной любви яви вновь милость к нам и Твоему святилищу; да будет восстановлено оно вскоре и да приумножится его слава. (Из еврейской молитвы).
[td]
Вид Храмовой горы в направлении на юго-восток. |
Под уровнем мостовой вверху слева на фото находятся помещения, известные как «Соломоновы конюшни», традиционно датируемые моментом расширения Иродом Храмовой горы. Вверху справа находится серый купол мечети Аль-Акса. Около правого края фото видна Западная стена (Котель), место, где молятся евреи. Купол Скалы особенно красив после недавнего добавления нового золотого покрытия на купол из анодированного алюминия. Традиционное расположение Первого и Второго Храмов предполагается в непосредственно близости от Купола Скалы. Предполагаемое «северное» положение Храма – непосредственно слева от ступеней в левом нижнем углу фото. «Южное» расположение Храма – посередине между Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса, под мусульманским фонтаном для омовений, известным под названием Эль-Кас (El Kas). Уровень основания горы Мориа выходит на поверхность внутри Купола Скалы и находится прямо под камнями мостовой окружающей площадки. Однако, в южном направлении основание ступенчато спускается к Городу Давида (City of David) и перекрестку Хинном (Hinnom) и долине Кидрон (Kidron Valleys).
Храмовая гора: местоположение еврейских Храмов.
Храмовая гора в Старом городе Иерусалима на сегодняшний день занимает пространство приблизительно в 45 акров. Она окружена стеной в форме трапеции: южная стена протяженностью около 910 футов, северная – около 1025, восточная – около 1520 и западная – около 1580 футов. Средняя высота площадки над уровнем моря – около 2400 футов. Большая часть зданий и наземных сооружений мусульманские – на сегодняшний день на площадке не удается обнаружить никаких видимых следов Первого или Второго Храмов. Территория обустроена по типу парка – высажены деревья и кустарники, множество древних зданий и памятников, которые возникли за последние 1300 лет мусульманского контроля над этим местом.
На сегодняшний день площадка Храмовой горы топографически расположена чуть ниже вершины гребня системы, известной под названием гора Мориа (Mount Moriah). Это место в конце своего царствования Давид приобрел у иевусея по имени Аравна (Орна). Царь Давид обустроил эту территорию с тем, чтобы построить там постоянный «Дом Б-га» (House of God) для замены Скинии Моисея, которая следовала вместе с евреями после Исхода из Египта в Землю обетованную. У Давида были планы, составленные для сооружения, вдвое большей Скинии, и он приготовил большое количество строительных материалов: камня, кедра, много золота и серебра. Однако, лишь Соломон, его сын, действительно построил Первый Храм (1 Паралипоменон 22:14-15, 28:11-20).
Система холмов, где сейчас находится Храмовая гора, многими заслуживающими доверия источниками признается местом, где Аврааму было сказано принести в жертву Исаака (Бытие 22:1-2). Поскольку Соломон построил Первый Храм примерно 3000 лет назад, Авраам был на горе Мориа примерно на тысячу лет раньше.
СВЯТАЯ СВЯТЫХ
И Первый, и Второй Иудейские храмы были построены по образцу Скинии — походного храма иудеев (изначально — шатер, палатка).
Строительство стационарного каменного храма Соломона, потрясшего своим великолепием Восток, стало возможно в Золотой век евреев, вскоре после занятия ими Иерусалима в 1000 г. до н.э. и образования Израильского царства. Царь Давид (годы правления 1005-965 до н.э.) выкупил гору и начал подготовительные работы над проектом: собрал немалую часть средств, разработал подробный план здания, пристроек и трех окружавших храм дворов, а сами строительные работы завещал своему сыну Соломону. На строительство пошли огромные средства, в том числе щедрые дары библейской царицы Савской (из аравийской Шабы. Соломон был хорошим администратором, дипломатом, строителем, промышленником (построил предприятие по выплавке меди возле рудника долины Вади-эль-Араба) и торговцем (в частности, занимался посреднической торговлей лошадьми и колесницами между Египтом и Азией, снаряжал экспедиции за золотом и благовониями в овеянную легендами страну Офир / Пунт). По преданию, царь Соломон (правил в 965-928 гг. до н.э.) приступил к строительству Иерусалимского храма на четвертый год своего правления, в 480 г. после Исхода евреев из Египта. Строительство храма длилось 7 лет: с 967 по 960 гг. до н.э. Храм доминировал над всеми окружающими постройками, в том числе над царским парадным дворцом, летним дворцом и дворцом дочери египетского фараона, которую Соломон взял в жены. Весь дворцово-храмовый комплекс строили 16 лет. После падения Северного Израильского царства и разрушения ассирийцами храмов в Дане и в Вефиле Иерусалимский храм превратился в центральное святилище всех израильских колен, а после ликвидации языческих культов в 662 г. он приобрел статус главного национально-религиозного центра.
Реконструкция храма Соломона.
Здание храма окружало три двора. Примыкал к храму окруженный низкой оградой, позволявшей народу видеть священнодействие, Двор священников с медным жертвенником в виде распустившейся лилии на двенадцати волах. За оградой был Двор народа. За ним — Двор язычников, окруженный каменной стеной с четырьмя входами. Предположительно там же располагалось царское место. Главной частью храма Соломона были Святилище и Святая святых (кубическое пространство ниже Святилища на 5 м, образовывавших комнату для хранения священных вещей. Святилище освещалось светильником, горевшим день и ночь, а в Святая святых свет попадал только во время богослужений в открытые двери. В Святилище находились золотой кадильный алтарь, десять светильников и десять трапез предложения. Святая святых содержала в себе Ковчег завета — главную святыню иудеев, с каменными Скрижалями Закона, полученного Моисеем от Бога на Синайской горе. Изначально там же хранились и другие священные реликвии — жезл Аарона и чаши с манной, но к тому моменту уже были утеряны. Сам Ковчег был утерян во время полного разрушения первого Иерусалимского храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. Иерусалим был сожжен, его стены срыты, выжившие в осаде жители угнаны в рабство…
План Храма Соломона.
Двор святилища (Consecrated Ground)
Согласно раввинистическим источникам и Первый, и Второй Храмы были построены на одном и том же фундаменте, на том же месте где-то на Храмовой горе. Место должно было быть освященным, что значит неиспользование его до этого для захоронений и исполнения языческих обрядов («высокое место») («high place»). Внутреннее святилище Храма, Святая Святых, или Кодеш А-Кодешим (Kodesh Hakodeshim), где располагался Ковчег Завета, было отмечено как точный центр мира, и было наиболее святым местом для еврев. Явное присутствие Б-га, жилище (the Shekinah), было сосредоточено между херувимом Ковчега и специальной отметкой в Первом Храме.
Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба и поглотил всесожжение и жертвы, и слава Господня наполнила дом. И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень. И все сыны Израилевы, видя, как сошел огонь и слава Господня на дом, пали лицем на землю, на помост, и поклонились, и славословили Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. (2 Паралипоменон 7:1-3)
Если двигаться от Святая Святых наружу, то попадаешь в Святое место (The Holy Place), затем – во Дворы священников, и женщин, и еврейского народа, затем – во Двор неевреев, а затем – наружу в мир, уменьшая степень святости.
Долгая история Первого и Второго Храмов детально описана и в Библии, и во многих небиблейских источниках.
Оба Храма представляют интерес как для евреев, так и для христиан. Второй Храм был скромным по размеру и обстановке до того времени, как Ирод Великий не начал грандиозную перестройку, которая продлилась 40 лет. Тогда был расширен Второй Храм и его большой двор, где Иисусу было дано имя и сделано обрезание (Лука 2:21-39). Впоследствии Иисус, будучи двадцатилетним юношей, поразил религиозных лидеров своим пониманием и проницательностью (Лука 2:41-50). Есть два независимых описания того, что Иисус входил и «очистил» храм, вышвырнув менял и торговцев со двора (Иоанн 2:12-25; Матфей 21:23-26).
В одной из последних бесед с апостолами (Матфей 24) Иисус предсказал разрушение Второго Храма. Он был сровнен с землей 9-го дня месяца Ава в 70 г. н.э. Храм был разрушен до основания, а само место было настолько сильно изменено в эпохи римлян, мусульман и крестоносцев, что существуют большие сомнения в том, где же именно находились Храмы.
Карта Храмовой горы по состоянию на сегодняшний день |
Осквернение язычниками и очищение Иудой
Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.
На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.
Где стоял Храм?
Точное расположение Храма является одним из спорных моментов. Есть три основных активно обсуждаемых в последние годы гипотезы. Эти три места на Храмовой горе были предметом серьезных исследований, множества дебатов и дискуссий и нарастающих разногласий. За ними стоят серьезные планы нескольких групп ортодоксальных иудеев о постройке Третьего Храма в этом месте, когда политическая ситуация позволит это сделать.
Основные места Храмовой горы, которые всерьез рассматриваются в качестве возможного исходного расположения Первого и Второго Храмов:
1. Теперешнее расположение Купола Скалы. Это так называемое «традиционное расположение». В этой модели есть два варианта.
2. Севернее Купола Скалы. Физик Ашер Кауфман (Asher Kaufman) высказал это предположение примерно двадцать лет назад.
3. Южнее Купола Скалы. Тувиа Сагив (Tuvia Sagiv), архитектор из Тель-Авива, предположил южное размещение Храмов с исследованиями последних пяти лет и документами.
Снимок с воздуха Храмовой горы (современный вид)[/td]
КРУШЕНИЕ СИМВОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ
Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.
Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм. После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г. Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.
Храм Ирода тех времен, когда здесь проповедовал Иисус Христос (реконструкция конца XIX в.).
Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана. Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война — новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию — временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу. После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.
План Храма Ирода.
Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяце небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен. Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.
Традиционное расположение
Традиционное расположение предполагает, что Храм находился под или очень близко к мусульманской святыне, известной под название Купол Скалы. Некоторые исторические свидетельства утверждают, что это здание было построено мусульманами с тем, чтобы перекрыть место, где был(и) Храм(ы), и большая часть раввинов в Израиле сегодня связывают исходное расположение Храма именно с этим местом. На основе своих предположений Д-р Лин Ритмейер (Dr. Leen Ritmeyer) исследовал и описал исходную площадку Храмовой горы в 500 квадратных локтей.
Последние журнальные публикации до сих пор поддерживают эту точку зрения. (1) Бывший Главный археолог Иерусалима (Jerusalem District archaeologist) д-р. Дан Бахат (Dr. Dan Bahat) решительно защищает традиционное расположение – основываясь на многолетнем опыте и исследованиях всего города и его истории. Его лекции по этой теме исчерпывающи, убедительны и захватывающи. Но, однако же, есть и альтернативные современные теории!
Традиционное расположение Храмов |
Падение храма
Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.
Франческо Айец. «Разрушение Иерусалимского храма». (wikipedia.org)
Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.
Северная гипотеза
Исследования Д-р Ашера Кауфмана, произведенные на основе многочисленных топологических и археологических анализов за последние двадцать лет, вылились в серьезную гипотезу по поводу площадки в 330 футах к северу от Купола Скалы.
Как хорошо известно, основание горы Мориа выходит на поверхность внутри Купола Скалы. Хотя подъем горной породы резко обрывается к югу в направлении Города Давида, уровень ее находится сразу под камнями мостовой на протяжении более, чем 100 метров на север от мечети Купола Скалы. Один особенный уровень, выходящий на поверхность из этой породы, находится под небольшим мусульманским культовым сооружением под названием Купол Плит («The Dome of the Tablets»), или Купол Духов («The Dome of the Spirits») для арабов. Оба названия предполагают связь с иудейскими Храмами. Под этим небольшим, невыразительным тентом, поддерживаемым колоннами, по мнению Д-ра Кауфмана находится место, где был Храм. (2)
Северное расположение Храмов |
Используемые термины и определения
2.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
2.2. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
2.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
2.4. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
2.5. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
2.6. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).
Южная гипотеза
Многие, следующие этим заключениям, могут еще не знать о третьем варианте, который можно назвать «Южной гипотезой». Поскольку эта модель менее известна, она будет описана более подробно. Эту гипотезу последние несколько лет отстаивает Тувиа Сагив, выдающийся израильский архитектор.
Есть целый ряд проблем со всеми ранее упоминавшимися гипотезами о расположении Храмов. Чтобы полностью понять некоторые из них, необходимо визуализировать топографию участка Храмовой горы.
Топографическая карта Иерусалима (Шаг линий 10 метров) |
Север на карте вверху. Масличная гора на краю справа, гора Сион – слева. Гора Мориа возвышается длинным гребнем на южном конце Города Давида, продолжается за Храмовую гору и достигает своей самой высокой точки за Северной стеной Старого города в верхней части карты.
Скала поднимается, когда идет на север от основания Города Давида к наивысшей точке поверхности на Храмовой горе. (Это незаметно, так как сама «платформа» Храмовой горы является большим плоским участком, окруженным поддерживающими стенами.) Южный край платформы на самом деле построен на высоких подземных колоннах и арках.
К востоку от Храмовой горы находится долина Кидрон и Масличная гора. К югу – Город Давида и долина Хинном. К западу – знаменитая Западная стена (Стена Плача). К северу от Храма была римская крепость Антония (Roman military Antonia Fortress, она же Башня Антония), и дальше возвышенность за пределами городских стен, которая могла быть Голгофой.
Порода горы Мориа продолжает повышаться к северу – обнажение породы в Северной стене показывает выемки грунта для дороги, которые были сделаны в породе на северном краю Старого Города снаружи Дамасских ворот и вдоль главной дороги на восток. Гребень горы Мориа находится непосредственно над теперешним Садом Могил (Garden Tomb).
Замечания по поводу расположения храмовой площадки:
Если свести все известные факторы в трехмерную компьютерную модель участка Храмовой горы, то возникает ряд проблем:
1. Где находилась крепость Антония?
Древний Иерусалим был защищен с востока, юга и запада долинами. Крепость Антония располагалась на севере, чтобы защищать более слабую северную сторону города. (Кстати, именно на севере Тит Веспасиан проломил стены во время известной атаки в 70 г.н.э.)
Согласно древним источникам крепость располагалась на холме около 25 метров высотой. В настоящее время здание школы Эль-Омриа (El Omriah school) находится на скале высотой 5 метров. По многочисленным стратиграфическим и прочим соображениям некоторые эксперты считают сомнительным расположение там крепости Антония. В статье Тувии Сагива обсуждаются критические замечания по поводу настоящего расположения крепости Антонии, которая, как он полагает, была южнее, возможно, на месте Купола Скалы.
2. Расположение древнего северного крепостного рва
На традиционных изображениях севернее Храмовой горы виден глубокий, залитый ров, расположенный южнее крепости Антония, между крепостью и Храмовой горой.
Однако, согласно древним источникам, крепость Антония и Храмовая гора примыкали друг к другу. Для защиты ров должен был быть северней Башни, что помещает Антонию примерно туда, где сегодня находится Купол Скалы! Расположение Храмов, по мнению Ашера Кауфмана (Asher Kaufman), отодвигает ров непосредственно на север к точке, где располагались Храмы. В итоге Дан Бахат (Dan Bahat) шутит, что у Кауфмана Храм «упадет в канаву!»
3. Ворота Хульды
Ворота Хульды служили для основного доступа к Храму с юга. Согласно Мишне, разница в высотах между воротами Хульды и Святая Святых была примерно 10 метров на расстоянии 39 метров между входом на Храмовую гору и на уровень собственно Храма. Традиционный план Купол Скалы требует 20 метров на расстоянии 80 м.
Текущие допущения о туннелях ворот Хульды упомянуты в древних источниках. Наклоны считаются меньшими, и, таким образом, расположение более южным. Тувиа Сагив в своих статьях обсуждает проблему Южных ворот и их положение по высоте относительно Храмов.
4. Вид с севера
Иосиф Флавий упоминает факт того, что Холм Бизита (Bizita Hill) (Голгофа?) был расположен к северу от Храмовой горы и заслонял вид на Храм с севера.
Если Храм стоял там, где Купол Скалы сейчас, он был бы виден даже от самой Рамаллы (Ramallah). Чтобы вид на него с севера был заслонен, он должен быть на более низком уровне, чем то, что южнее.
5. Вид Храма царя Ирода Агриппы с запада
Иосиф Флавий в «Иудейской войне» пишет, что царь Ирод Агриппа мог смотреть из своего Дворца Хасмонеев (Hasmonean Palace) (он располагался рядом с или непосредственно на месте Цитадели у современных Яффских ворот) и видеть жертвы Азара (Azarah) на алтаре Второго Храма. Это привело в ярость евреев, которые тогда построили стену, увеличивающую высоту задней западной стены Храма, чтобы перекрыть вид. Римские солдаты, патрулирующие западные ворота, что закрывали вид на Азар, потребовали, чтобы стена была снесена. Евреи воспротивились и даже получили согласие императора Нерона на то, чтобы стена осталась на месте.
Если Храм был на месте Купола Скалы, то для того, чтобы видеть Азара, дворец должен был быть высотой в 75 метров. В Иерусалиме никогда не было здания такой высоты. Все это указывает на более низкое южное расположение Храма.
6. Иерусалимский акведук с Иудейских холмов
Каналы для снабжения Иерусалима водой начинаются в районе Хевронского нагорья, проходят через Бассейны Соломона (Solomon’s Pools) около Вифлеема (Bethlehem) и входят в Иерусалим. Самый нижний канал доходил до Храмовой горы через Еврейский квартал и Мост Вильсона (Wilson Bridge). Согласно древним источникам, водопровод снабжал водой миквы (бассейны для ритуальных омовений) первосвященников, расположенные над Водными воротами (Water Gate), а также поставлял воду для смывания крови Азара. Части этого акведука отчетливо видны по сей день.
Для миквы, которой пользовались первосвященники, и для омовений в храме при жертвоприношениях требовалась «живая вода», т.е. свежая, проточная вода, а не вода из резервуара.
Изучение уровня акведука обнаруживает, что если бы Храм располагался на той же высоте, что и Купол Скалы сейчас, акведук также оказался бы более, чем на 20 метров ниже, чтобы обслуживать и Азара, и Водные ворота. Из этого исследования делается вывод, что Храм должен был располагаться на 20 метров ниже и, таким образом, южнее.
7. Электронные измерения
Предварительные исследования радаром грунта, которые произвел Тувиа Сагив, пока еще не окончательные, предполагают наличие сводов, возможно «кипим» (раввинистических арок) и других структур, наличие которых предполагается под Храмом южнее. Более северные площадки представляют из себя практически сплошную скалу.
Совсем недавно Сагив провел инфракрасное сканирование стен и платформы. Днем солнце нагревает Храмовую гору одинаково, но ночью охлаждение (вызванное теплопроводностью и излучением) неоднородно, таким образом, выявляются аномалии под поверхностью. На изображениях, приведенных ниже, более яркие «горячие» участки четко указывают на массивное основание под камнями мостовой. Исследования в инфракрасном диапазоне и при помощи радара обсуждаются в третьей работе Сагива – «Penetrating Insights Into the Temple Mount» («Проникающие в Храмовую гору озарения»).
Снимок ночью в инфракрасном диапазоне Купола Скалы |
Эти черно-белые изображения, полученные из исходных псевдоцветных инфракрасных снимков, четко показывают пятиугольный древний фундамент под Куполом Скалы. Эти результаты обсуждаются в работах Тувии Сагива.
8. Исследование архитектуры позднеримского Храма
После восстания Бар-Кохбы в 132-135 гг. н.э. римляне сравняли с землей Иерусалим и на его руинах построили римский город, Элиа Капитолина (Aelia Capitolina). Чтобы уничтожить всякое еврейское присутствие на Храмовой горе, они построили там храм Юпитера.
Похожий храм, построенный тем же строителем примерно в то же время, был обнаружен в Баальбеке в Ливане.
Римскими архитектурными правилами того времени были прямоугольная базилика и многоугольная структура напротив двора. Будучи примененной на Храмовой горе, такая архитектура точно соответствует мечети Аль-Акса и Куполу Скалы.
Это уникальная архитектурная похожесть предполагает, что римский храм Юпитера мог быть на том же самом месте, которое было приспособлено в 4-ом веке для христианских целей, а затем послужило основанием теперешним мусульманским сооружениям, мечети Аль-Акса и Куполу Скалы, которые были построены в 7-ом веке.
Римский храм в Баальбеке, Ливан |
Комментарий Иеремии (Jerome) Исайи (Isaiah) (видимо, святого Иеронима — ) упоминает конную статую императора Адриана, установленную прямо на месте Святой Святых. Если архитектура Баальбека является правильной моделью, то тогда Святая Святых размещалась где-то под фундаментом теперешней Эль-Кас (El Kas).
Если карты Баальбека наложить на теперешние строения Храмовой горы, становится заметным поразительное сходство:
План храма в Баальбеке, наложенный на Храмовую гору |
Двор Храма
- За внешней стеной простирался двор, поражавший язычников своей величиной. Сюда сгонялись для продажи жертвенные животные, здесь же устраивались меняльные конторы, особенно перед праздниками. Площадь (Рэхават а-байт) была вымощена камнем и имела много фонтанов. Как внешние галереи Храма, так и площадь называются у христианских писателей двором язычников, поскольку доступ сюда был открыт всем, включая язычников. Кроме язычников, сюда могли входить и евреи, которые находились в состоянии нечистоты и даже те, кто подвергся отлучению (херем). У Флавия внешний двор носит различные названия: внешнее, нижнее, первое святилище, в Талмуде он называется «мирским двором» (Хель).
- На вершине Храмовой горы Ирод расчистил от посторонних построек обширное пространство (500500 локтей), которое было тщательно отделено от остальной территории Храмовой горы и образовывало второе отделение Храма, которое у Флавия называется «внутренним двором» или «вторым святилищем». В Мишне этот двор называется Азара (), то есть заключённое оградой место среди площади. Внутренний двор, хотя и был окружён со всех сторон внешним двором, находился не в самом его центре: ближе всего к внешнему портику он был с западной стороны, несколько дальше внешней галереи он был на северной стороне, ещё дальше — на восточной и дальше всего внутренний двор находился от внешней галереи южной стороны. Таким образом, больше свободного пространства на внешнем дворе было на юге, и поэтому сюда были направлены большая часть внешних ворот (4 южных и двое западных).
Прежде чем подойти к лестницам, приводившим с внешнего двора во внутренний, посетитель Храма встречал барьер из резного камня в три локтя высотой, называемый в Мишне сорег. Этот барьер окружал внутренний двор со всех сторон. На равном расстоянии друг от друга на нём были укреплены таблички с надписями на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить на священную территорию храмового двора.
Стена внутреннего двора находилась на некотором расстоянии от барьера. Вокруг стен внутреннего двора была земляная насыпь шириной 10 локтей, примыкавшая к стене храмового двора. Со стороны внешнего двора она представляла 14 уступов, выложенных камнем и имевших вид лестниц. Исключение представляла только западная сторона, где насыпь не имела уступов.
Сама стена была устроена по образцу внешней стены первого двора, то есть представляла собой широкую крепостную стену с башнями для защиты против неприятеля. Из истории взятия Иерусалима римлянами известно, что, когда внешняя стена Храма была пробита, евреи укрылись за стеной внутреннего двора, которая в течение шести дней выдерживала непрерывные удары стенобитных машин римлян.
Высота этой стены снаружи составляла, по Флавию, 40 локтей, что было в десять раз меньше наружной высоты стены внешнего двора. Изнутри же она имела всего 25 локтей высоты. Разность между наружной высотой стены и внутренней — 15 локтей, — была высотой подъёма, который вёл с внешнего двора во внутренний.
Внутренняя стена имела 9 ворот — четверо с севера, столько же с юга и одни с востока. Чтобы войти в ворота, нужно было подняться ещё на 5 ступеней. Таким образом, уровень внутреннего двора был ещё выше внешнего.
Всё его пространство самой природой разделялось на две части: от восточных ворот на запад шла ровная площадь длиной 135 локтей, затем грунт горы подымался уступом на высоту 7 или 7,5 локтей.
- Нижний уступ в восточной половине двора, который представлял собой правильный квадрат (135135 локтей) назывался «Женский двор» (Эзрат нашим), поскольку был крайним пределом, до которого могли доходить женщины. Этот двор был окружён балконом. В каждом из его четырёх углов были квадратные приделы (4040 локтей) без кровли:
- Юго-восточный служил назареям местом, где они приготавливали свои приношения по истечении срока обета и сжигали свои остриженные волосы.
- Северо-восточный был отведён под склад дров для нужд жертвенника и очага.
- Северо-западный обслуживал излечившихся от «цараат» (проказы), прежде чем их допускали во внутренний двор, для обряда помазания елеем и т. д.
- Юго-западный служил складом вина и масла для ламп и «мучных жертвоприношений».
В каждой из четырёх стен «женского двора» были ворота.
- Верхний уступ был разделён на две части барьером, идущим с севера на юг: длинный и узкий (13511 локтей) «двор Израиля» (Эзрат Исраэль), открытый для всякого еврея и «двор священников» (Эзрат ха-коханим) (188135 локтей). «Двор священников» был приблизительно на 3 локтя выше «двора Израиля» и отделён от него большими тёсаными камнями. Оба двора были окружены стеной высотой в 40 локтей, на которой были выставлены трофеи, захваченные у врага Хасмонеями и Иродом. В середине этой стены, отделявшей «внутренний двор» от «женского двора», были ворота, которые Флавий называет подкоринфскими или верхне-коринфскими. Эти ворота находились прямо против ворот восточной стены женского двора.
Всего во двор священников вели семь или восемь ворот, между которыми (и частично над которыми) находились служебные помещения, где изготовляли фимиам (Бет Автинас), ванна для омовения первосвященника в Йом-Кипур (Бет ха-твила), помещения, в которых приготовляли хлебы предложения, заседал Синедрион и т. д.
Здесь осуществлялось большинство жертвоприношений, и находился большой квадратный (5050 локтей) Жертвенник всесожжения высотой 15 локтей; на каждом из его углов были рогообразные выступы. В юго-западном углу жертвенника было два отверстия для стока крови жертвенных животных. Эта кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кидрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды. К жертвеннику восходили по подъему (кевеш), примыкавшему к его южной стороне. Он был сооружён без железного инструмента, и никогда железо его не коснулось.
Между жертвенником и фасадом Храма находился медный сосуд с 12 кранами для омовения рук и ног священников.
Какая гипотеза верна?
В Израиле часто говорят: «Два еврея – три мнения». Только время покажет, который из вышеприведенных вариантов правильный. Обсуждение этих гипотез будет продолжаться, пока Израиль не будет в состоянии произвести доскональные археологические исследования под самой Храмовой горой. (3)
К сожалению, Храмовая гора в настоящее время остается под контролем ВАКФа (WAQF), Высшего Совета мусульман (the Supreme Moslem Council), а он препятствует любым систематическим археологическим исследованиям. Фактически, ВАКФ все больше и больше противится любым исследованиям платформы, которую считает огромной священной для ислама мечетью под открытым небом.
Кто знает, какое развитие событий изменит однажды в Иерусалиме статус кво, что позволит произвести научные исследования на Храмовой горе как на земле, так и под землей? Тогда в осуществление многовековых мечтаний и надежд религиозных евреев можно будет построить Третий Храм на основании Первого и Второго и восстановить служение по канонам Торы.
Если Тувиа Сагив прав, то Храм располагался прямо к востоку от Западной Стены, под небольшой рощей между Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса |
Ламберт Дольфин и Майкл Коллен (by Lambert Dolphin and Michael Kollen)
Перевод © — 2009 г.
Ссылки:
1. Leen Ritmeyer, Biblical Archaeological Review, March/April, 1992.
2. Dr. Asher Selig Kaufman, Biblical Archaeological Review, March/April 1983; Tractate Middot, Har Yearíeh Press, Jerusalem, 1991.
3. Audio tapes featuring speakers at recent Temple Mount Conferences in Jerusalem defending all three proposed locations for the Temples may be obtained from Koinonia House.
Иерусалим, Израиль, библия, Храм, версии
25.09.2009, 17754 просмотра.
Обсудить на ФОРУМЕ
ПЕРВЫЙ И ВТОРОЙ ИЕРУСАЛИМСКИЕ ХРАМЫ
После исхода евреев из Египта и до строительства Первого Храма в Иерусалиме временным храмом для евреев служила Скиния — переносная палатка из ковров и кож, в которой регулярно осуществлялись богослужения и жертвоприношения Единому Богу. После строительства Иерусалимского Храма, он стал центром священнослужения всего еврейского народа.
Но давайте посмотрим, можно ли считать Иерусалимский Храм только культовым сооружением. Что означал Храм в жизни еврейского народа и почему вот уже несколько тысячелетий евреи скорбят и оплакивают Иерусалимский Храм.
Правом служить в Храме обладали представители одного из двенадцати колен Израиля — колена Леви (из него произошли братья Моисей и Аарон).
Прямые потомки Аарона по мужской линии — коэны, составляли касту священнослужителей. Коэны исполняли главные обряды священнослужения — жертвоприношения, воскурение фимиама, благословление народа. Из их числа выбирался и Первосвященник, которому раз в году в Йом Кипур (Судный день) позволялось входить в Святая святых, где хранился Ковчег Завета и молиться за весь народ.
Остальные левиты исполняли вспомогательные функции: они прислуживали священникам во время храмовых ритуалов, занимали должности певчих, музыкантов, привратников, хранителей казны.
По закону Торы священники не получили свой удел в Земле обетованной, то есть они не могли заниматься сельским хозяйством, а были в основном учителями, писали книги, занимались культовыми ремеслами. А так как в то время страна была сельскохозяйственной, им надо было как-то кормить свои семьи. Поэтому Тора заповедывала каждому еврею отчислять десятую часть своего дохода на содержание левитов и Храма. То есть десятая часть от урожая, десятая часть от заколотого животного, десятая часть от выпеченного хлеба и т.д. должна была отдаваться левиту.
Но служба в Храме не была уделом только священников — в ней учавствовал весь народ.
Так, система жертвоприношений затрагивала каждого еврея. Каждый человек, у которого родился ребенок, должен был прийти в Храм и принести жертву. Первые плоды посаженного дерева или первенец любого животного, родившегося в хозяйстве приносились в жертву Храму. Каждый человек, у которого умер родственник, должен был прийти в Храм для очищения.
Также существовала «заповедь паломничества», по которой три раза в год на праздники Пейсах, Суккот и Шавуот все евреи приходили к Иерусалимскому Храму, чтобы учавствовать в богослужении и принести жертвы Всевышнему. Кровью жертвенного животного окрапляли жертвенник, а животное возвращалось хозяину и он должен был съесть его здесь же, в Иерусалиме, в праздничной трапезе вместе с семьей и друзьями.
Следует заметить, что прийти в Иерусалимский Храм мог не только еврей, строго соблюдающий заповеди, а любой человек (в том числе и нееврей), который просто захотел приблизиться к Богу и принести благодарственную или искупительную жертвы.
В те времена существование Господа не было вопросом веры, а очевидным фактом, как существование звезд на небе.
Также Иерусалимский Храм был мощным экономическим фактором в развитии страны.
Храму были необходимы жертвенные животные, которых надо было выращивать, вино и оливковое масло для проведения обрядов, специально сотканные одежды для священнослужителей, украшения и другая утварь для Храма, которую тоже нужно было производить.
Перед праздниками Храм проводил проверку и починку дорог по всей стране, чтобы люди могли исполнить «заповедь паломничества» и добраться в Иерусалим со всех концов страны.
В те времена не было телефонов и, чтобы преодолеть расстояния между несколькими городами, могли потребоваться дни и даже недели, поэтому Иерусалимский Храм являлся также средством общения евреев. В дни праздников к Храму стекались не только евреи из Израиля, но и представители еврейских общин со всех концов света. Таким образом Иерусалимский Храм давал возможность каждому пришедшему почувствовать единство еврейского народа, приобщиться к культуре и традициям.
Также в Иерусалимском Храме заседал Верховный суд — Синедрион. Он решал важные юридические и религиозные вопросы. И если еврей не мог разрешить свою проблему на уровне местного суда, он приходил с ней в Храм.
Таким образом мы видим, что Иерусалимский Храм был центром религиозной, экономической, культурной и юридической жизни Иерусалима и всего еврейского народа.
Что же произошло с евреями после разрушения Храма Нарушился их привычный уклад жизни. Ведь так или иначе жизнь любого еврея была связана с Храмом. Теперь они не знали, куда им идти в праздник для жертвоприношений, ведь Храм разрушен. Как вообще исполнять «заповедь паломничества», кому отдавать десятину, как поддерживать связь со своими братьями в других странах, где теперь будут служить священники Настоящая жизнь была разрушена, а будущее — непонятно.
После разрушения Второго Храма римлянами, евреев не стали сразу изгонять из страны (это началось только после восстания Бар-Кохбы) и, вобщем-то, они могли бы продолжать свою привычную жизнь. Но все их привычки и жизненные цели были поломаны, они были в растерянности и не видели своего существования без Храма. Именно поэтому огромная часть евреев поднимает восстание под предводительством Бар-Кохбы (132-135 г.г.), восстание не против римского владычества, а восстание за восстановление Храма. Именно в этот кризисный период для евреев христианство заявляет о себе, как о мировой религии и часть евреев уходит из иудаизма.
Римской армии, самой сильной на тот момент армии, пришлось приложить немало усилий для подавления этого восстания. И хотя евреи потерпели поражение, они показали, что жизнь без Храма не имеет для них смысла. И именно поэтому они до сих пор скорбят по разрушенному Храму, верят и надеются, что Храм будет восстановлен.
После завоевания Иерусалима и провозглашения его столицей, царь Давид перенес туда Скинию, служившую переносным Храмом для иудеев, а также Ковчег Завета. Давид задумал возвести Храм на горе Мориа, но ему было не позволено строить Храм из-за кровопролитных войн, которые он вел на протяжении своего царствования, а также из-за прелюбодеяния с Вирсавией (которая впоследствии стала его женой и матерью Соломона) и пособничества в гибели Урии, мужа Вирсавии.
Строить Первый Иерусалимский Храм начал его сын — Соломон. Соломон получил от Давида план строительства Храма и на четвертый год своего царствования приступил к строительству.
Он обратился за помощью к царю Тирскому — Хираму. Хирам присылал для строительства Храма кедры и кипарисы, а также опытных работников. Над строительством Первого Храма трудились более 150 тысяч рабочих и более 3 тысяч надсмотрщиков. Строительство длилось семь лет.
Храм был разделен на два помещения: внешнее — Святилище и внутренне — Святая Святых. В Святая Святых был перенесен Ковчег Завета — ящик со Скрижалями Завета, каменными досками, на которых были высечены десять заповедей. Скрижали были получены от Бога Моисеем на горе Синай. Внутри и снаружи Ковчег был обложен золотом и стоял в Храме под крыльями золотых херувимов.
Во внешней части Храма — Святилище — находился золотой алтарь — жертвенник, на котором воскуривался фимиам; столы хлебов предложения — на столе находилось 12 хлебов (по одному от кажого колена израилева), которые выпекались каждую пятницу и лежали там всю неделю, так как стол не должен был пустовать никогда; Менора — золотой семисвечник, день и ночь освещавший Святилище. Для зажигания Меноры использовалось лишь масло, которое получали при первом отжиме олив, масло, полученное при следующих отжимах, требовало очистки и его не разрешалось использовать для Меноры. В Первом Храме было 10 золотых столов хлебов и 10 золотых семисвечников.
Длина Иерусалимского Храма составляла около 30 метров, ширина около 10 метров, высота около 15 метров. К Храму примыкал двор, где народ возносил молитвы и приносил жертвы. Иерусалимский Храм был частью целого комплекса, который воздвиг царь Соломон.
Празднование в честь открытия Храма длилось 14 дней и на него были приглашены главы всех колен израилевых. На церемонии открытия царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ.
При последователях Соломона Храм неоднократно разграблялся и восстанавливался, но оставался культовым центром всех израилевых колен.
В 586 году до н.э. Иерусалим был захвачен вавилонским царем Навуходоносором, полностью разрушен, а Первый Иерусалимский Храм сожжен в день 9 ава. Часть жителей была уничтожена, а часть угнана в вавилонский плен. Первый Иерусалимский Храм просуществовал около 400 лет.
Второй Иерусалимский Храм.
С приходом к власти персидского царя Кира, евреям разрешается вернуться в Израиль и приступить к восстановлению Храма. (538 год до н.э.) Расходы по строительству казна берет на себя. Евреи возвращаются, расчищают территорию Храма от обломков и устанавливают там алтарь, таким образом возобновив культ жертвоприношений еще до строительства Храма. Работами руководят потомок царя Давида — Зоровавель и Первосвященник Иехошуа. Но из-за распрей между евреями и самаритянами (самаритяне, считавшие себя потомками израильского колена Иосифа, всячески препятствуют восстановлению Храма, так как не были допущены к его строительству), возведение Второго Храма было преостановлено на 15 лет.
Но строительство продолжили и уже в 516 году до н.э. (через 70 лет после разрушения Первого Храма) Второй Иерусалимский Храм был освящен. Он был более скромен в размерах и не так богато украшен, как Первый Храм. После вавилонского пленения Ковчег Завета был безвозвратно утерян и на его месте находилась лишь мраморная плита.
Второй Иерусалимский Храм освещал только один золотой семисвечник и стоял один стол хлебов предложения.
Но со временем Храм достраивали и украшали. Многие завоеватели Иудеи относились с почтением и уважением к Храму и посылали туда богатые дары.
Но когда к власти пришел Антиох IV Епифан, он начал проводить жесткую политику насаждения греческого языка и культуры еврейскому населению. Недовольство в стране росло и, когда Антиох разграбил Храм, а в 167 году до н.э. осквернил Храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса, в стране вспыхнуло вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея. Восстание победило, Храм был очищен и освящен. С тех пор празднуется праздник Хануки в честь обновления Храма.
После завоевания Иерусалима Ирод Великий решил перестроить и реконструировать Второй Храм.
Работы по расширению и перестройке Храма начались около 20 года до н.э. и были полностью завершены только к 64 году н.э. уже при Агриппе II и Храм был освящен во второй раз. Хотя Храм был почти полностью перестроен, его не стали называть Третьим, а по прежнему он носил название Второй Иерусалимский Храм.
Ирод вдвое увеличил площадь Храмовой горы, для чего возникла необходимость воздвигнуть подпорные стены. Одна из них, западная стена, сохранилась до наших дней и известна нам, как Стена Плача.
Дворец был построен из белого мрамора и богато украшен. В Талмуде говорится, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания».
А вот описание Иосифа Флавия: «Внешний вид Храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи.»
Период Второго Храма стал периодом рассвета страны, а Иерусалим превратился в крупный торговый город.
Остановимся подробней на том, что же привело к разрушению Второго Иерусалимского Храма через 6 лет после завершения его строительства.
Римский император Клавдий подарил Агриппе II часть земель в Иудее и поручил ему надзор за Иерусалимским Храмом и право назначать Первосвященника. В то время казна Храма находилась в руках Первосвященника, так как через него проходили все пожертвования евреев не только Иудеи, а и всей еврейской диаспоры. Чтобы получить доступ к казне Агриппа старался назначать на эту должность своих ставленников. Родственники Агриппы тоже рвались к власти. В результате между Первосвященниками Агриппой и его родственниками происходили вооруженные стычки.
В 64 году новым римским прокуратором назначается Флор, который уже открыто пытается грабить храмовую казну. Только что закончено строительство Второго Храма и около 20 тысяч рабочих, учавствовавших в строительстве остаются без работы. В стране появляются вооруженные банды и грабители. В народе начинается недовольство.
Агриппа убеждал народ повиноваться прокуратору Флору, но толпа потребовала, чтобы они оба убирались из Иерусалима. Первосвященники, опасаясь гнева народа, призвали Агриппу ввести войска в Иерусалим. Началось стихийное восстание, переросшее в Первую иудейскую войну.
Она распространилась по всей территории Иудеи. Еврейское общество разделилось на несколько партий, которые воевали между собой.
Римский император Нерон понял, что ситуация вышла из под контроля и послал в Иудею своего военноначальника Веспасиана подавить восстание. К 68 году римлянами была захвачена почти вся страна.
Вскоре Нерон умер и императором был провазглашен Веспасиан. Он отправился в Рим, а продолжать войну оставил своего сына Тита.
Весной 70 года Тит со своей армией подошел к Иерусалиму и осадил его. В Иерусалиме продолжалась братоубийственная война и во время одного из таких боев сгорели продовольственные склады. Вскоре в городе начался голод. Это и стало одной из причин падения Иерусалима.
Осада города длилась пять месяцев, но все же римлянам никак не удавалось овладеть Храмом, оставшиеся повстанцы сражались до последнего. Храм пал, когда Тит приказал поджечь ворота.
Второй Иерусалимский Храм горел 10 дней. Это произошло 9 ава 70 года нашей эры.
Иерусалим был превращен в руины, Храмовая гора распахана, оставшиеся в живых были порабощены римлянаме.
В Талмуде говорится о причинах разрушения Второго Храма: «За то, что возлюбили богатство… и возненавидели друг друга».
Смотрите также:
- Высокие технологии прошлого храма Осириса
- Храмовая гора. Потерянный храм Соломона
- Боробудур (Borobudur)
- Храм Ранганатхасвами — древний закрытый храм
Христос в храме
Для нас, христиан, самыми ценными являются картины храма, запечатленные на страницах Евангелия. Здесь происходило введение во Храм Пресвятой Богородицы, здесь пророк Захария во время служения в храме получил весть от Ангела о том, что его престарелая жена родит ему сына, будущего Иоанна Крестителя, который будет велик пред Господом и предъидет пред Ним в духе и силе Илии (Лк 1:15, 17).
Сюда был принесен Богомладенец Иисус своими святыми родителями в дар Богу, на 40-й день после рождения, и встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной. В память об этом событии был установлен христианский праздник — Сретение Господне (Лк 2:25–39).
Сретение Господне. Икона XV в. Новогород Источник изображения icons.pstgu.ru
Здесь нашли Его родители, сидящего посреди учителей, слушающаго и спрашивающаго их так, что все дивились разуму и ответам Его (Лк 2:46–47), здесь же на крыле храма Он был искушаем от сатаны (Лк 4:9—12). Отсюда выгнал всех продающих и покупающих и опрокинул скамьи меновщиков и скамьи продающих голубей, сказав, что дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников (Мк 11:17).
Здесь не осудил блудницы, предложив первому бросить камень тому, который никогда не согрешил (Ин 8:2—11). К этому храму совершил свой славный Вход Господень в Иерусалим, когда народ кричал Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф 21:9). Сюда вернул Иуда тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, сказав согрешил я, предав кровь невинную (Мф 27:4).
В этом храме исцелял, проповедовал и говорил притчи, здесь же предсказал его будущее разрушение: И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено (Мф 24:1—2).
Франческо Айец. Разрушение Иерусалимского храма. 1867
Это ужасное пророчество исполнилось в 70 году н. э. Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжен во время осады Иерусалима римской армией во главе с Титом, сыном императора Веспасиана . От этого некогда величественного сооружения остались лишь развалины, ставшие для народа израильского знамением суда Божьего.
Этот день в истории Израиля стал символом всех несчастий, страданий и народных бедствий. Согласно еврейской традиции, в тот же день (9 Ава по еврейскому календарю) был полностью разрушен также и первый храм, построенный царем Соломоном (Иосиф Флавий указывает 10 Ава).
В Талмуде говорится, что за 40 лет до разрушения храма, построенного Иродом, ветхозаветные жертвоприношения потеряли свою силу: «Зa сорок лет до разрушения храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал гореть; двери святилища (ворота храма) открылись сами по себе…» (Йома 39б).
В жребий и лента являются частью обряда Дня Очищения (Йом Кипур). Этот ветхозаветный праздник, по толкованию святых отцов, является прообразом искупительной жертвы Христа и Его Второго Пришествия. Открывающаяся сама по себе дверь возвращает нас к завесе, разорвавшейся на две части во время смерти Христа на горе Голгофе (Мф 27:51).
Слова Спасителя Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:38; Лк 13:35), по толкованию Евфимия Зигабена, означают, что «дом ваш», т. е. храм, оставляется пустым, так как в нем не обитает больше благодать Божия. В Ветхом Завете храм (Хейхал), часто называют домом Божьим или домом Господа (Ездр 1:4; Иер 28:5; Пс 91:14; 134:2). В Новом Завете храм тоже называется домом Божьим (Мф 12:4) или домом «Отца Моего» (Лк 2:49; Ин 2:16).
Сведения об обработке персональных данных
8.1. Оператор обрабатывает персональные данные на законной и справедливой основе для выполнения возложенных законодательством функций, полномочий и обязанностей, осуществления прав и законных интересов Оператора, работников Оператора и третьих лиц.
8.2. Оператор получает персональные данные непосредственно у субъектов персональных данных.
8.3. Оператор обрабатывает персональные данные автоматизированным и неавтоматизированным способами, с использованием средств вычислительной техники и без использования таких средств.
8.4. Действия по обработке персональных данных включают сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение.
8.5. Базы данных информации, содержащей персональные данные граждан Российской Федерации, находятся на территории Российской Федерации.
8.6. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Такая обработка персональных данных осуществляется только на основании договора, заключенного между Оператором и третьим лицом, в котором должны быть определены:
- перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться третьим лицом, осуществляющим обработку персональных данных;
- цели обработки персональных данных;
- обязанности третьего лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите обрабатываемых персональных данных.