Что значит страх Господень? Почему написано: бойся Бога?


Страх Божий и любовь к Богу — что это и зачем?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Вопрос читателя:

В Исходе Бог часто говорит Моисею: пойди и сделай то…, но Я ожесточу сердце Фараона, и он не отпустит народ твой. Он это делал для того, что бы показать евреям свою силу, что бы они видели, что Бог сильнее Фараона. И когда я читаю Исход, у меня складывается впечатление, что когда Фараон борется с Израилем, это борьба двух рук, принадлежащих одному телу, ведь Он мог бы не ожесточать сердце фараона. Зачем?

В Исходе, когда Фараон отпустил евреев, евреи стали уходить из Египта, но Бог опять ожесточил сердце фараона, и фараон решил погубить евреев. И потом Господь потопил войско фараона, на глазах у евреев. И тогда у евреев появился страх («и убоялся народ господа, и поверил Господу и Моисею» (Исход 14:31)). Здесь мы видим, как у евреев появился страх Господа, иными словами, они увидели на египетских воинах, как Бог может наказывать.

А что имею я…? Мой «страх», — это не тот страх, который был у евреев. Я не видел, как Бог наказывает людей, делающих зло, я не видел как справедливость торжествует.

Христианин должен любить Бога…, но я вот знаю, что я люблю, к примеру, свою мать, своего отца, раньше я ещё любил свою первую жену, которая от меня ушла, я любил её очень сильно, я растворялся в этой любви. Я знаю, что в моей жизни были люди, которых я любил, а вот Бог, любил ли я его? Думаю, что нет…

И я сейчас пришёл к такому видению. Христианин должен любить Бога, христианин должен бояться Бога, но эти любовь и страх современный христианин в большинстве случаев выращивает сам. Из маленькой любви к Богу он старается вырастить большую, из маленького страха он старается напугать себя ещё больше. И вот эти любовь и страх выращиваются искусственно, я говорю про свой пример. Я вот, к примеру, хочу иметь любовь к Богу, хочу иметь страх Божий, но я сам его выращиваю. Я не вижу, как Бог наказывает плохих людей, но я видел, как он наказывает меня в тех случаях, когда, казалось бы, можно было бы и не наказывать.

Или вот, к примеру, я думаю, что если бы современные атеисты увидели бы, как Бог разделяет воды морские и люди могут перейти эту воду по дну, то, я думаю, они бы не задавались вопросом «а есть ли Бог». Они бы в него даже не верили, они бы знали, что Он есть. И вера евреев, которых Он вывел из Египта, отличается от нашей в том, что они ЗНАЮТ, а не просто верят. А современный христианин верит либо потому что ему хочется верить, либо выращивает свою веру, казалось бы, из ничего.

Отвечает иерей Петр Гурьянов:


Священник Петр ГУРЬЯНОВ

Добрый вечер, Дмитрий! Любовь к людям — это и есть проявление любви к Богу. Хорошо об этом говорит Господь в Евангелии: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?

когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Страх Божий – действие благодати Святого Духа в человеческом сердце, дарующее человеку ощущение Божественного присутствия и боязнь оскорбить Бога греховным помыслом и поступком.

«Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием» Епископ Игнатий (Брянчанинов).

Что описывает Ветхий Завет? Он описывает создание человека, жизнь первых людей на земле. Далее Ветхий Завет описывает историю одного, когда-то Богом избранного иудейского народа. В чем же смысл ветхозаветной истории? Человечество во всей своей полноте настолько удалилось от Единого Истинного Бога, настолько потеряло осознание вечности, осознание того, что существует душа у человека, что существуют определенные законы духовной жизни, преступить через которые никто не может, — настолько было страшно помрачение всего человечества, что был единственный путь спасения человечества. Бог избрал один народ среди всей огромной массы язычников, поклоняющихся трудам своих рук — идолам, поклоняющихся диаволу, увлекавшему все человечество в вечную погибель. Так вот, Господь избрал один народ и вел этот народ на протяжении нескольких тысяч лет для того, чтобы из него произвести Пресвятую Владычицу нашу Приснодеву Марию, Которая и стала Матерью Бога. Через Нее смог воплотиться Бог. Не через язычников, не знавших Бога, а через лучшую представительницу человечества — Богородицу. Но для того, чтобы грубый, жестоковыйный, как он называется Библии, иудейский народ, слушал Бога, он должен быть полностью отделен от всех остальных народов, погрязших в язычестве. Один культ Молоха с детскими жертвоприношениями чего стоит! Отделение от остального человечества осуществлялось жесткой рукой, потому что в противном случае иудеи сразу предавали Бога, падали в язычество, в сатанизм. Жесткой рукой Господь вел этот жестоковыйный народ к истинной духовной свободе. И только лишь в избранных своих людях — в Матери Божией, в апостолах, в первых христианах — иудеи смогли подняться до того уровня, которого желал Бог. Остальные все предали Христа.

Кажущаяся жестокость Господа — это жестокость любящего Отца. Что делают отец и мать, когда видят, что их сын связывается с дурной компанией и может стать преступником, наркоманом? Отсекают всякое общение: бьют ребенка, изолируют его, переезжают в другой город, уходят в пустыню… Подобное было и в Ветхом Завете, было и страшнее. Когда иудеи завоевывали землю обетованную, т.е. обещанную Богом, появилась угроза, что они мгновенно развратятся вместе с жившими там язычниками. В те грубые и страшные века приходилось истреблять этих язычников для того, чтобы вот та единственная пуповина, соединявшая человечество и Бога, все же не прервалась. Иначе бы иудеи развратились полностью.

Один из святых отцов говорит, что Господь не зря выбрал один из самых жестоких, самых непокорных народов, чтобы именно через него провести все человечество ко принятию Спасителя, и тем дать пример всем другим народам. Поэтому мы, читая Библию, видим и весь ход человеческой истории — не только Ветхозаветной, но и Новозаветной. Эта книга является для нас вечным примером и вечным источником исторических и духовных аналогий для того, чтобы познать, как надо быть верным Богу, как надо отсекать всякий грех неверности и сомнений. Это великая книга — учебник для всех нас. И порой этот учебник бывает и жесток и строг, но все в нем направлено для спасения каждого конкретного человека и для спасения всего человечества.

Страх Господень: больше, чем просто уважение, но в то же время не панический ужас.

В зависимости от того, чему были научены, люди по-разному понимают страх Господень: некоторые считают его своего рода ужасом, чувством страха перед Богом; другие же считают его простым проявлением уважения, подобно тому, которое они оказывают, скажем, своим коллегам по работе или… они совсем не понимают, что это такое, считая данное понятие устаревшим в наш век благодати. Я думаю, что ни одна из этих точек зрения не близка к истине. Начнем с понятия обычного уважения: уважение, существующее между равными, — совсем не то же самое, что уважение, подобающее Всевышнему. Уважение, которое подданный царя оказывает таким же подданным, как он сам, и уважение, которое он оказывает царю, — совершенно разные вещи. Даже если он имеет дерзновение перед престолом царя, как мы имеем дерзновение пред престолом Бога через кровь Христа, даже если он сам – сын Царя, кем и мы являемся по вере, — все равно он остается подданным по отношению к Царю. А любому царю, не говоря уже о Царе царей, должно оказывать надлежащий почет. Иначе говоря, тот факт, что мы – дети Царя, не отменяет благоговения и глубочайшего уважения, которое мы должны оказывать Царю, Всевышнему, как и не низводит их до уровня обычного уважения, оказываемого нами другим подданным.

Однако, сын царя все же приходит к царю не так, как пришел бы любой другой человек. Сын царя не дрожит перед ним от страха, а приходит бесстрашно и уверенно, зная, что царь, к которому он обращается, — его любящий Отец. В то же время, как уже было сказано выше, он приходит к нему с глубочайшим уважением, не забывая, что он обращается не просто к товарищу, а к своему Отцу, Который еще и Всевышний Бог, Господь господствующих и Царь царей. Таким образом, тот факт, что мы – дети Божьи, также означает, что страх Господень должен пониматься нами не как панический ужас и боязнь перед Царем, а скорее как наиглубочайшее уважение и почет, присущие отношениям детей с самым любящим Отцом, Который в то же самое время и Творец всего, Всевышний Бог.

От этого разъяснения перейдем к отрывкам, показывающим величие Бога и связанным со страхом Господним. Эти отрывки я привожу как свидетельство великолепия и величия Бога, не желая тем самым утверждать, что христианам следует испытывать боязнь и ужас перед Богом. Как мы уже говорили и будем говорить еще, страх Божий не означает боязнь Бога. Я думаю, что в наше время, когда пропасть между Богом и человеком устранена Христом, иметь страх Божий для нас означает приходить к Нему как к Отцу (с уверенностью и без боязни), не забывая в то же время, что Он – Всевышний Бог (и достоин глубочайшего почтения). Обращаясь к вышеупомянутым отрывкам, начнем с Иеремии 10:6-7:

Иеремия 10:6-7 «Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?»

и Откровение 15:4 «Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?»

и Иеремия 5:22-24 «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: ‘убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы’».

Псалтирь 32:6-9 «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось».

БОГ СОТВОРИЛ НАС И ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ. ВСЕ, ВИДИМОЕ ИЛИ НЕВИДИМОЕ, БЫЛО СОТВОРЕНО ЕГО РУКОЙ. Он – наш Отец и наш Господь. Он – Всевышний. Знание Писаний без благоговения и трепета перед величием Бога – лишь знания разума, как правило, ведущие, к гордыне (1 Коринфянам 8:1). Как написано в Притчах:

Притчи 2:1-5 «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, ТО уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».

Только если Слово Божье хранится в нас, и если оно приживается в нашем сердце, мы сможем понять страх Господень. Если же мы не имеем благоговения перед Всевышним, то все наше знание Писания – лишь знание разума, которое, не будучи укоренено в сердце, не принесет плода, а станет причиной гордыни.

Почтение и благоговение перед Богом.

Страх Божий это не страх перед тираном или диктатором. Нам не нужно бояться Его гнева, если только мы не боимся наказания из-за плохой совести и нераскаянного сердца из-за греха. (Римл. 2:5-9)

Страх Божий является глубоким почтением и благоговением перед Всемогущим Богом – Создателем всего. В Библии мы несколько раз получаем возможность взглянуть в небеса и видим, как небесные существа непрестанно поклоняются Богу вокруг Его престола, восклицая: “Свят, свят, свят!” и покрывая свои лица. Этот Всемогущий Бог назвал меня по имени и призвал служить Ему. Он работает во мне, чтобы я могла спастись и пребыть с Ним в вечности. Это должно вызывать невыразимую любовь, благодарность и почтение в моём сердце, которые будут только расти и умножаться!

Это заставляет нас бояться грешить против Него, потому что больше всего в этом мире мы хотим угождать Ему и приносить честь Его имени. Мы боимся опечалить Его, зная, как ничтожен грех и как ненавидит его Бог, зная какую боль мы причиняем Ему, когда грешим.

“Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Только того, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу Твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, которые сегодня заповедую тебе, дабы тебе было хорошо.”

Второз. 10:12-13.

“Страх Господень – ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.”

Притчи 8:13.

Бояться Бога – значит исполнять Его волю.

Развивая вышеизложенные мысли дальше, я хочу сказать, что не понимаю, как человек может исполнять волю Господа, не имея перед Ним должного страха, и как человек может бояться Бога, не исполняя Его воли. Бояться Бога – значит исполнять Его волю. Это значит — предпринять шаг веры и поступить так, как велит Бог, даже если мы не находим логического объяснения ситуации и не можем видеть полную картину происходящего. Боящиеся Бога будут стремиться исполнить волю Божью. Любое повеление Отца имеет для них первостепенную важность и не подлежит обсуждению, ибо исходит из уст Самого Отца. Страх Господень, глубочайшее почтение перед Ним и Его волей и послушание Господу и Его воле будут в таком случае сопутствовать друг другу. Представьте себе только непослушных детей. Можно ли сказать, что такие дети уважают своего отца? Возможно, они приходят к нему, чтобы добиться от него желаемого, но не испытывают к нему ни любви, ни почтения. Если бы они его любили, то относились бы с почтением к его воле и исполняли бы ее. К сожалению, есть похожие христиане, которые приходят к Богу только от великой нужды; все остальное время они живут по законам мира. Естественно, так продолжаться не должно. Вместо подобного поведения нам следует углублять наши отношения с Богом, ища прежде Царства Божия и Его праведности, и все остальное приложится нам (Матфея 6:33). Мы должны следовать по стопам нашего Господа Иисуса Христа, как написано в Филиппийцам 2:5-11:

Филиппийцам 2:5-11 «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

В Писании говорится, что в нас должны быть те же самые чувствования, что и в нашем Господе Иисусе Христе. Какие же чувствования были у Него? Его чувствованиями была готовность к послушанию, послушанию даже до смерти. Его девизом были слова: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42).

Всем вышесказанным я хочу подчеркнуть, что мы не можем со всей уверенностью утверждать, что имеем страх Господень, если не исполняем Его волю. Точно такой же принцип действует в любви к Господу. Как Он Сам сказал:

Иоанна 14:23-24 «… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца».

Мы не можем говорить, что любим Господа, если не исполняем то, что Он нам велит. Точно так же, я думаю, мы не можем сказать, что мы боимся Господа, если мы знаем, в чем Его воля, но не исполняем ее.

В заключение этого раздела еще раз повторим: страх Господень подразумевает послушание Господу. Страх Господень – значит высоко ценить Бога и Его волю, несмотря на обстоятельства. Выражаясь кратко, это значит ставить Бога и Его волю превыше всего.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]