О «противоречиях Библии» и нехристианском образовании

Как известно, только неуверенные в себе религиозные организации запрещают своим участникам задавать вопросы. И немудрено — ведь попросту нечего ответить! Критический взгляд на традицию для недобросовестных проповедников превращается в вызов, который грозит разоблачением. Православие занимает другую позицию и всегда открыто для диалога.

Любимая мишень оппонентов — противоречия в Библии. Но всякий христианин должен проявить терпение и знать, как объяснить противоречия, когда это возможно. Поговорим здесь о противоречивых и мнимо противоречивых местах в Священном Писании.

Противоречия в Библии действительно есть, потому что это древний текст, который пережил многое

Никуда не деться от того, что в Священном Писании есть ошибки и противоречия. Важный момент, который упускают христиане и их оппоненты, — это то, что Библию писал не Господь Бог, а люди. Каждый человек имеет свою точку зрения, обладает своим темпераментом, отличается стилем изложения мысли и способностями памяти.


В Священном Писании есть ошибки и противоречия, но они легко объяснимы

Достаточно взглянуть на канонические Евангелия, чтобы понять, что одну и ту же историю можно рассказать по-разному, с отличающимися акцентами, добавленными и упущенными эпизодами.

В итоге каждая книга проходит через массу стадий, которые могут сильно отразиться на её содержании:

  • Автор по-своему понимает и излагает Божественное откровение;
  • Иногда записывает не сам пророк, а некто с его слов (например, Евангелие от Луки написано не очевидцем событий);
  • Часто изначальный текст — это лишь набросок, а его литературная обработка проходит позднее (канонические Евангелия, вероятно, сперва были лишь конспектами с высказываниями Христа, а завершённую форму приобрели позже);
  • Библейские тексты не доходят до нас в подлиннике, их многократно переписывают, из-за чего неизбежны ошибки;
  • Многие рукописи дошли уже после перевода, где точно не обошлось без потерь;
  • Некоторые переписчики библейских книг намеренно искажают их. Если рукопись дошла в единственном экземпляре, то установить её изначальное содержание подчас невозможно.


Апостол Лука, изображённый на этой иконе, не был свидетелем Евангельских событий. Текст, Евангелия от Луки явно написан по чужим воспоминаниям, а потому местами противоречит другим Евангелиям
Помимо этого не стоит сбрасывать со счетов, что между созданием библейской книги и её записью могут пройти века. Пятикнижие Моисея излагает историю о потопе, которая была известна в Месопотамии ещё в XXX веке до нашей эры, Моисей, который их изложил евреям, жил в XV веке до нашей эры, а рукописи первых книг Библии, которые дошли до нас, записаны в VI–IV веках до нашей эры.

Разумеется, тексты просто не могли сохраниться без потерь.

Логические выводы

Одним из последствий Закона противоречия является концепция, согласно которой «два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными».

Дверь может быть открытой или закрытой, но одна и та же дверь не может быть одновременно открытой и закрытой. Открыта и закрыта противоположны, но они не противоречат друг другу, если не утверждаются в одно и то же время об одном и том же предмете.

Принцип таков: противоположности не обязательно противоречивы. Давайте применим этот принцип к некоторым библейским вопросам.

Бог и любит и ненавидит?

Противоречит ли Библия себе, как часто говорят, когда она утверждает, что Бог и любит и ненавидит? Нет, ибо, хотя эти термины и противоположны, они не выражают Его расположение к тем же самым объектам.

Бог любит каждого грешника в мире (Иоанна 3:16), но Он ненавидит всякий путь лжи (Псалом 118:104). Он любит праведность, но ненавидит беззаконие (Псалом 45:7), и потому отвечает на это либо благостью, либо суровостью (Римлянам 11:22).

Здесь нет противоречий.

Павел одновременно совершенным и несовершенным?

Был ли Павел одновременно «совершенным» и «несовершенным»? Некоторые обвиняют его в том, что он так утверждал.

В Послании к Филиппийцам 3:12 апостол сказал, что он еще не «усовершился», а в 15 стихе написал: «Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить.» Как решить эту проблему?

Тщательный анализ используемых формулировок позволит устранить это предполагаемое несоответствие.

Когда Павел утверждал, что он не был «усовершенен», он использовал совершенную временную форму греческого термина, который буквально предполагал, апостол еще не достиг постоянного состояния совершенства.

С другой стороны, в последнем стихе Павел использовал прилагательное, которое на самом деле означает «взрослый» или «зрелый» (обратите внимание, как тот же термин используется в отличие от инфантилизма в 1-Коринфянам 14:20 и Ефесянам 4:13).

Итак, хотя Павел отрицал, что он уже обладал постоянным совершенством, он утверждал, что обладает духовной зрелостью. Между этими отрывками нет никакого конфликта.

Не следует путать дополнение с противоречием

Еще один важный момент, который следует подчеркнуть: не следует путать дополнение с противоречием. В противоречии два факта являются взаимоисключающими; в дополнении два факта просто дополняют друг друга.

Например, если кто-то говорит Иван женат, а затем, говорит что тот-же Иван не женат — это противоречие. С другой стороны, если кто-то говорит, что тот-же Иван — отец — это не противоречие. Это всего лишь дополнительное заявление номер два.

Многие предполагаемые расхождения в Библии могут быть решены с помощью признания этого принципа.

Исцеления слепых иерихонцев

Случай исцеления слепых иерихонцев представляет собой интересное исследование в дополнении (Матфея 20:29-34; Марка 10:46-52; Лука 18:35-43). Были поставлены две важные проблемы.

  • Во-первых, хотя Марк и Лука упоминают об исцелении одного слепого, Матфей записывает исцеление двух слепых.
  • Во-вторых, Матфей и Марк указывают, что слепые люди были исцелены, когда Иисус покидал Иерихон, в то время как Лука, кажется, предполагает, что слепой был исцелен, когда Господь «приблизился» к городу.

Начиная обсуждение этих отрывков, не будем забывать о жизненно важном соображении — если есть какой-либо разумный способ согласовать эти записи, никакие законные противоречия не могут быть предъявлены по этому счету!

Как же примирить эти рассказы? Несколько разумных возможностей были поставлены учеными писателями.

Во-первых, тот факт, что в двух сообщениях упоминается только один человек, в то время как в другом говорится о двух, нас не тревожит. Если бы Марк и Лука заявили, что Христос исцелил только одного человека, а Матфей подтвердил, что более одного были исцелены, то ошибка, несомненно, была бы очевидна, но это не так.

Если кто-то говорит: «У меня есть сын», он не противоречит себе, заявляя далее: «У меня есть сын и дочь». Последнее утверждение лишь дополняет первое. Таким образом, нет никаких расхождений в отношении числа мужчин, участвующих в этом событии.

Но как будет решена вторая проблема? Было выдвинуто несколько разумных возможностей.

Библейский атлас, энциклопедия и цветные карты для изучения Библии

  1. Вполне возможно, что три слепых человека были исцелены в окрестностях Иерихона по этому случаю, и что упомянутый Лукой инцидент, происшедший, когда Иисус приблизился к городу, мог представлять собой другое чудо, чем то, что было записано Матфеем и Марком. Возможно, это не самое вероятное объяснение, но его нельзя опровергнуть.
  2. Эдвард Робинсон утверждал, что глагол engizo, означающий «приближаться» (Лука 18:35), также может означать «быть рядом».Он привел свидетельства из Септуагинты (1-е Царств 21:2 — «это близко к дому моему» [ср. Второзаконие 21:3, Иеремия 23:23, Руфь 2:20 и 2-е Царств 19:42]) и из Нового Завета (Лк 19:29; ср. Матфея 21,1 и Филиппийцам 2,30).
    Таким образом, он перевел Луку 18:35 как «пока он был по близости (или в близи) к Иерихону«. Эта точка зрения подразумевает, что Лука просто поместил чудо около Иерихона; таким образом, они могут быть согласованы с другими записями.
  3. Возможно, наиболее популярной точкой зрения авторитетных писателей является тот факт, что во времена Христа на самом деле было два Иерихона.Во-первых, был Иерихон ветхозаветной истории (Иисус Навин 6:1; 1 Цар. 16:34), который находился при виде источника Илии. В первом веке, однако, этот город лежал почти в руинах. Примерно в двух милях к югу от этого места находился новый Иерихон, построенный Иродом Великим.
    Господь, двигаясь с севера в сторону Иерусалима, сначала проходил через старый Иерихон, затем несколько миль к юго-западу, проходил через Иерихон. Поэтому рассматриваемые чудеса могли быть совершены между двумя городами.

    Соответственно, упоминание в Матфее и Марке о выходе из Иерихона будет относиться к старому городу, в то время как наблюдение Луки о приближении к Иерихону будет относиться к более новому селению (см. Робертсон, 1930, 1:163).

Многие противоречия в Библии объяснимы слиянием в одном тексте нескольких источников

Многие книги Библии возникли в результате слияния. Например, можно сравнить этот отрывок:

«Введи также в ковчег [из всякого скота, и из всех гадов, и] из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из [всех] птиц по роду их, и из [всех] скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых [с тобою, мужеского пола и женского]».

Быт 6:18–20

и этот отрывок

«и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского; также и из птиц небесных [чистых] по семи, мужеского пола и женского, [и из всех птиц нечистых по две, мужеского пола и женского,]» .

Быт 7:18–20

То есть в 6 главе Бытия Бог призывает Ноя взять по два каждого животного, а в седьмой сообщает, что чистых животных нужно брать в количестве семи.

Этих противоречий в Пятикнижии предостаточно: маршрут исхода, последовательность сотворения мира и т.д. А причина одна: Пятикнижие собрано из 4 различных источников:

  • Яхвист;
  • Элохист;
  • Священническая книга;
  • Второзакония.


На этой картине можно заметить, что овец больше, чем две. Это не удивительно, ведь в 7 главе книги Бытия Бог требует от Ноя взять на Ковчег по 7 чистых животных. Это противоречит версии из 6 главы. Всё это из-за того, что книга писалась на основе нескольких источников
Если в двух источниках были противоречащие версии, часто сохраняли обе. К счастью для православных, все факты, которые пострадали в результате этих разночтений, не относятся к важным для праведной жизни рекомендациям.

По следам дискуссий
Противоречия в Библии
беседа третья

Данная серия бесед

посвящена кажущимся противоречиям в Библии. Заметьте: не противоречиям, а кажущимся или мнимым противоречиям. На протяжении столетий противники Бога и Его Слова напрягаются изо всех сил в поисках противоречий в Священном Писании, но так и не могут их найти. Наши беседы о противоречиях в Библии помогут вам понять, что таковых в Библии нет.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №22

    1. Второзаконие 10:22
    «
    В семидесяти душах пришли отцы твои в Египет, а ныне Господь Бог твой, сделал тебя многочисленным, как звезды небесные
    ». 2.
    Деяния 7:14
    «Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство своё, душ семьдесят пять».
    Противоречие
    : Так в скольких же душах евреи пришли в Египет?

Объяснение: Исход 1:5
«Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был уже в Египте».
Бытие 46:26-27
«
Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят
». Что касается
Деяния 7:14
, то в оригинале там используется греческое слово «
hebdomekonta
» – 70. Это то же самое слово, которое используется в Евангелии от
Луки 10:1, 17
«
После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти… Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем
». Откуда же взялась цифра 75? Эта цифра взята из Септуагинты (греческого перевода Ветхого Завета), в котором по непонятной для нас причине было добавлено пять имён потомков Иосифа, произошедших от его двоих сыновей Манассии и Еврема (Бытие 48:5): Три сына Манассии – Асриил, Махир и Салпаад, а также сын Махира – Кереш, и сын Ефрема – Шутелах (Бытие 50:23, Числа 26:28-35, И.Навин 17:1, 1 Паралипоменон 7:14-21).

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №23

    1. В Библии говорится, что Бог сделал Соломона самым мудрым человеком на земле, и что мудрее его никогда не было и не будет: 3 Царств 3:12
    «
    вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе
    »,
    3Царств 4:29
    «
    И дал Бог Соломону мудрость и весьма великий разум, и обширный ум, как песок на берегу моря
    »,
    3 Царств 10:23-24
    «
    Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. И все цари на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его
    ». 2. Однако в Евангелиях от
    Матфея 12:42
    и
    Луки 11:31
    Иисус говорит: «
    Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона
    ».
    Противоречие
    : Разве эти отрывки не противоречат друг другу?

Объяснение
: Во-первых, не нужно забывать о том, что Соломон был человеком, а Иисус был не просто человеком, а Богочеловеком то есть Богом во плоти. Поэтому данное сравнение Иисуса с Соломоном не срабатывает в пользу якобы возникшего здесь противоречия. Во-вторых, противоречия между этими стихами нет. Отрывок из Нового Завета лишь свидетельствует о том, что Иисус есть Бог, и вот почему: Из
3 Царств 3:12
мы знаем, что мудрее Соломона на земле никого быть не могло. Мудрее Соломона мог быть только Господь Бог, даровавший ему мудрость и величие. Так вот отрывки из
Матфея 12:42
и
Луки 11:31
свидетельствуют о том, что Иисус – этот тот, кто «больше Соломона», то есть что Иисус Христос и есть тот самый Бог, который даровал мудрость царю Соломону. В-третьих, вот что о Себе сказал Иисус в
Иоанна 8:58
«
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь
». Это заявление Иисуса свидетельствует о том, что Он есть Господь Бог.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №24

    1. В Ветхом Завете – 4 Царств 4:32-37
    описывается воскрешение умершего ребёнка пророком Елисеем. В Новом Завете: в Евангелиях от
    Матфея 9:18-25
    и
    Иоанна 11:38-44
    описываются истории воскрешения умерших Иисусом. 2. Однако в
    Деяниях 26:23
    сказано, что Иисус первым воскрес из мёртвых: «
    Христос имел пострадать и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам
    ».
    Противоречие
    : Как же Иисус назван первым воскресшим из мёртвых, когда в Библии столько примеров людей, которые умерли и воскресли до воскресения Иисуса Христа?

Объяснение
: В Библии есть множество дополнительных примеров о воскрешении умерших людей, как во времена Ветхого, так и Нового Заветов (включая историю, как апостол Павел воскресил юношу, упавшего с третьего этажа –
Деяния 9:9-10
). Однако все эти некогда воскрешённые чудесным образом люди позже умерли опять. То есть их воскресение было своего рода «исцелением»… Воскресение, о котором говорит Павел в
Деяниях 26:23
– это воскресение другого плана. Это воскресение к вечной жизни – то есть обретение нового, нетленного тела:
1 Коринфянам 15:51-54
«
Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою
».
2 Коринфянам 5:2-4
«
От того мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище; только бы нам и одетым не оказаться нагими. Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью
». Итак, Иисус Христос был первенцем из умерших и воскресших в новом нетленном теле:
1 Коринфянам 15:20-23
«
Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его
». В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьёй
«Воскресение мёртвых»
.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №25

    1. Одна часть Библии призывает человека приобретать мудрость: Притчи 3:13
    «
    Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум
    »,
    Притчи 4:7
    «
    Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум
    »,
    Иакова 1:5
    «
    Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему
    ». 2. Другая часть Библии утверждает, что мудрость является глупостью:
    1 Коринфянам 1:19
    «
    Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну
    »,
    1 Коринфянам 3:18-20
    «
    Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны
    ».
    Противоречие
    : Так зачем же приобретать мудрость, если это глупость?

Объяснение
: Первое правило интерпретации Библии: необходимо читать библейские стихи в их контексте. Это справедливо и по отношению к отрывку из 1 Коринфянам 1:19. Читаем его в контексте:
1 Коринфянам 1:19-25
«
Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков
». Нужно быть слепым, чтобы не разглядеть, что в данном отрывке противопоставлены два вида мудрости: мирская (человеческая, бесовская) и Божья мудрость.
Псалтирь 110:10
«
Начало мудрости – страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его
». Данный стих свидетельствует о том, что началом мудрости является страх Господень. Позвольте спросить: Как много страха Господнего в мирской мудрости? Господь Бог даёт мудрость всякому человеку, ищущему истинную мудрость.
Иакова 1:5
«
Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему
». Если бы автор этого вопроса всем сердцем искал Божьей мудрости, то он бы её обрёл и не считал, что заданный им вопрос является примером противоречия в Библии. В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьёй
«Два вида мудрости»
.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №26

    1. В Матфея 1:19-20
    читаем, что ангел явился Иосифу: «
    Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого
    ». 2. В
    Луке 1:26-28
    читаем, что ангел явился Марии: «
    В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами
    ».
    Противоречие
    : Так кому же из них явился ангел на самом деле?

Объяснение
: Обоим: каждому в своё время.

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №27

    1. Существует много мест в Библии, которые свидетельствуют о том, что: Во-первых, Бог обитает на небесах и поэтому Он назван Отцом Небесным – Матфея 6:9
    «
    Отче наш, сущий на небесах!
    » Во-вторых, ангелы обитают на небесах:
    Марка 12:25
    «
    Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах
    ». В-третьих, что верующие наследуют вечную жизнь на небесах: 1 Петра 1:3-4 «
    Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас
    ». 2. В то же самое время, множество других стихов в Библии свидетельствует о том, что небеса прекратят своё существование:
    Матфея 24:35
    «
    небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут
    » (то же самое в
    Марка 13:31
    и Луке 21:33).
    Исаия 34:4
    «
    И истлеет всё небесное воинство; и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы
    ».
    Противоречие
    : Какое наследие может быть на небесах, и как верующие им будут наслаждаться, если небеса погибнут (перестанут существовать)?

Объяснение
: Во-первых, не нужно забывать о том, что в Библии рассказывает о трёх небесах: (1) Первое небо – земная атмосфера – воздух, которым мы дышим и по которому летают птицы и самолёты; (2) Второе небо – космос, в котором существует земля, звёзды, планеты и прочие небесные светила; (3) Третье небо – небеса, на которых обитает Господь – невидимое для человека небо (как другое измерение). В данных отрывках речь идёт о космосе: небе, на котором расположена земля с её земной атмосферой. То есть описывается первое и второе небо. Во-вторых, нужно помнить, что когда наше небо и земля прекратят своё существование, Господь заберёт Своих детей туда, где Он приготовил для них новое небо и новую землю:
Откровение 21:1
«
И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет
».
2 Петра 3:13
«
Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда
». Это обетование дано в
Книге пророка Исаии 65:17-19
«
Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце
».

КАЖУЩЕЕСЯ ПРОТИВОРЕЧИЕ №28

    1. Иисус призывает своих последователей возненавидеть родных и близких: Лука 14:26
    «
    если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником
    ». 2.
    Иисус призывает любить ближнего: Матфея 22:39
    «
    возлюби ближнего твоего, как самого себя
    ». 3.
    5-я заповедь учит почитать родителей
    : «
    Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе
    » (
    Исход 20:12
    ).
    Противоречие
    : К чему же призывает Библия: почитать родителей или ненавидеть, любить ближнего или ненавидеть?

Объяснение
: Как всегда автор вопроса смешивает разные понятия. Сомнений нет в том, что Господь призывает нас любить ближнего. Любить ближнего – значит не делать ему того, что не хотелось бы тебе пережить самому. Согласно определению любви, данному в 1-м Послании Коринфянам 13:4-7, любить – значит проявлять долготерпение и милосердие по отношению к ближнему, не завидовать, не превозноситься, не гордиться, не бесчинствовать, не искать своего, не раздражаться, не мстить, не замышлять зла, не радоваться неправде, а сорадоваться истине, и т.д. и т.п. Что же касается стиха из Евангелия от Луки (Лука 14:26), то в нём речь идёт не о ненависти к ближнему и к родителям, а о любви к Богу. Иисус никого не призывает ненавидеть родных и близких. Говоря «
если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником
», Иисус использует необычный оборот речи, чтобы показать, что любовь к самому близкому и дорогому человеку, а также к своей собственной жизни – ничто, а точнее, напоминает ненависть по сравнению с любовью к Богу, которую испытывает настоящий ученик и последователь Христа. С чем можно сравнить такой оборот речи или как его можно проиллюстрировать? Приготовьте для себя кружку горячего крепкого чая и размешайте в ней ложку сахара. Если попробовать этот чай, то на вкус он будет сладковатым… Теперь съешьте две-три ложки варенья или мёда, после чего снова попробуйте свой чай. В этот раз вам будет труднее распробовать сладость чая, потому что варенье или мёд, который вы только что съели, настолько был сладким, что по сравнению с ним сахар в чае совершенно не чувствуется. Даже может показаться, что чай совсем несладкий. Это иллюстрирует идею Иисуса Христа о том, насколько сильно мы должны любить Господа Бога по сравнению со всем остальным, что у нас есть в этой жизни. Многие люди говорят, что очень любят Бога, но когда доходит до дела, они ничем не хотят пожертвовать ради Него: ни своими привычками, ни мирскими привязанностями, ни принципами, ни финансами, ни временем, ни стилем жизни… К таким людям и относятся слова Иисуса, который предупреждает их о том, что до тех пор, пока они не будут готовы от всего этого отказаться и всем этим пожертвовать ради Господа и веры в Него, они не имеют права называться учениками Иисуса Христа, то есть христианами. В связи с этим рекомендуем вам ознакомиться со статьями
«Грани любви»
и
«Истинные ученики Христа»
.

  • Противоречия в Библии: беседа первая
  • Противоречия в Библии: беседа вторая
  • Противоречия в Библии: беседа третья
  • Противоречия в Библии: беседа четвёртая
  • Противоречия в Библии: беседа пятая
  • Противоречия в Библии: беседа шестая
  • Противоречия в Библии: беседа седьмая
  • Противоречия в Библии: беседа восьмая
  • Противоречия в Библии: беседа девятая

Задать свой вопрос

К началу статьи

Многие противоречия надуманы, например, что Адама и Евы не могли появиться внуки

Каин убил Авеля, а после стал жертвой изгнания. А потом у их родителей появился ещё один сын по имени Сиф. Критики христианства часто говорят, что это явный бред в Библии, ибо для продолжения рода нужны женщины, а их в тексте не упомянули.

Но есть противоречия мнимые и действительные. В данном случае оно даже не мнимое, потому что те, кто утверждает, что у Адама и Евы не было детей, Библию не читали. У Адама были и сыновья, и дочери, так что история о его потомках не противоречива:

«Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер».

Быт 5:4–5

Почему-то это место из Библии упорно не замечают. То ли специально, то ли не читают её в действительности.

Противоречия между Ветхим и Новым заветом: богатство, рабство, многожёнство

Библия – не только религиозный, но и исторический труд, адаптированный к своему времени. Именно поэтому нас может удивить нормальное отношение к богатству, многоженству или рабству.

Важно понимать, что Библия не поощряет эти вещи, но исходит из уже сложившихся традиций в обществе. Бог проявил снисхождение к людям, не требуя большего, чем они способны в данный момент. Он лишь немного регулирует второстепенные вещи, требуя строгого выполнения главных.

И Ветхий и Новый Завет способствуют уменьшению зла в мире, но они построены на исторических реалиях. Постепенно в Новом Завете полностью запрещается то, на что накладывались лишь ограничения в Ветхом. Это свидетельствует о возрастании христианской нравственности.

То же самое справедливо и по отношению к жертвоприношениям. В Ветхом Завете они играли важную обрядовую роль, символизируя грядущую жертву. Но после распятия Христа необходимость в новых жертвах отпала. Сын Божий взял на себя все грехи человеческие.

Существует свыше 100 противоречивых цитат из Библии, возможно, среди них есть явные ошибки

Перечислить все противоречивые цитаты из Библии в одной статье невозможно. Приведём лишь несколько:

Противоречие 1. Происхождение матери одержимой девочки у Евангелистов отличается:

«И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; (…) Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его; а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери».

Марк. 7:24–26

А в Евангелии от Матфея она уже имеет другое происхождение:

«И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется».

Матф. 15:21–22

Противоречие 2. Количество женщин и имена у гроба Иисуса:

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб».

Матф. 28:1

«По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его».

Марк. 16:1

«То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем Апостолам».

Лук. 24:10

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба».

Иоан. 20:1

Везде разные имена и разное количество людей. А речь идёт при этом об одном и том же событии. Безусловно, это явные ошибки в Библии.

Противоречие 3. Способность Бога раскаиваться:

«и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему».

1-я Царств. 15:29

«и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков (…) ибо Я раскаялся, что создал их».

Бытие 6:6–7

«Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем».

1-я Царств. 15:29

Противоречие 4. Попал ли Иисус в рай сразу после распятия?

«Ты будешь сегодня со Мною в раю».

Лук. 23:43

«Я еще не восшел к Отцу Моему».

Иоан. 20:17


Все четыре Евангелиста по-разному рассказывают историю посещения жёнами-мироносицами Гробницы Иисуса. На этой картине изображена версия Евангелия от Матфея: две женщины и один ангел. Другие Евангелисты говорят о двух ангелах, либо не упоминают их вовсе

Это совершенно случайные примеры, а всего в Библии их насчитывается более ста, вот некоторые:

  • Один ли ангел Господень был в гробнице Иисуса Христа и был ли вообще?
  • Можно ли увидеть Бога?
  • Сколько сыновей было у Авраама?
  • Что говорил Иисус о своём всемогуществе: может ли Сын Божий творить Сам от Себя?
  • Если сказал Господь, что Он не изнемогает, то зачем отдыхал на день седьмой после творения?
  • Что Иисус сказал перед смертью: «Свершилось» или «Отче! В руки Твои предаю дух Мой»?
  • Был ли Иоанн Креститель (Предтеча) пророком Илией?

И т.д. Далеко не все эти вопросы повисли в воздухе. Ответы по противоречиям в Библии — это отдельная категория литературы в христианстве.

Конец света

Много вопросов вызывают разные данные о конце света. Ведь в Библии говорится «устроил, как небо святилище свое и землю утвердил навек». В то же время, в Евангелие от Петра сказано «Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят».

Толкователи Библии объясняют описанный Петром эсхатологический сценарий, как обещание Бога уничтожить цивилизацию, поклонившуюся антихристу. При этом мир останется неизменным, но очищенным от грехов.

На многие противоречия в Библии есть ответы

Хотя многие противоречия Ветхого и Нового Завета действительно существуют, часть из них реально объяснить с богословской и научной точки зрения. Рассмотрим это на примере вопроса, восходил ли кто-то кроме Иисуса Христа на небо?

В Евангелии от Иоанна Господь говорит, что только Он сделал это:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий…».

Иоан. 3:13

Но в Слове Божием, кажется, есть и другая информация. Пророк Илия побывал и на небе, и на земле:

«…и понесся Илия в вихре на небо».

4-я Царств. 2:11

Многие мнимые противоречия возникли из-за ошибок перевода.

Внешне здесь противоречие, но толкователи объясняют, что это не обязательно так. «Толковая Библия Лопухина» придерживается мнения, что фразу из Евангелия от Иоанна следует понимать в прямом смысле — Иисус действительно единственный человек, который восходил на небо:

«Смысл 13-го стиха можно передать так: «никакой человек (Ангелы здесь в виду не имеются, так как они «всегда видят лице Отца Небесного», — Мф. 18:10) не взошел на небо – и значит, не был на небе прежде чем жить на земле — кроме Того Сына Человеческого (см. Ин. 1:51), Который сошел с неба и даже теперь божественной стороной Своего существа пребывает на небе» (выражение «сущий на небесах» имеется далеко не во всех кодексах, но новейшие критики скорее склоняются к признанию его подлинным, чем вставленным после».

А. П. Лопухин

церковный писатель

Но если так, то как же быть с Илией? Диакон Петр (Михалёв) даёт ответ на это противоречие:

«Дело в том, что для перевода книги Ветхого Завета на русский язык (так называемый синодальный перевод) за основу был взят Масоретский текст. Текст, который иудеи-масореты редактировали вплоть до X века по Рождеству Христову, всячески «зачищая» пророческие и мессианские места.

Но в Церкви наибольший авторитет имел другой перевод книг Ветхого Завета – перевод 70 толковников. Эта работа была осуществлена в III–II веках до Р.Х. еврейскими мудрецами. Данным текстом пользовались апостолы, святые отцы, проживавшие в Восточной части Римской империи. Именно этот перевод был взят за основу святыми Кириллом и Мефодием. Посмотрим, что же в нем говорится о вознесении Илии на небо: «И бысть идущема има, идяста и глаголаста: и се, колесница огненная и кони огненнии, и разделиша между обема. И взят бысть Илия вихром яко на небо».

Петр Михалев

диакон


В Библии пророк Илия не умер, а вознёсся на огненной колеснице. Это бы противоречило словам Христа «Никто не восходил на небо», но в древних рукописях не сказано, что Илия отправился именно на небо — там сравнительный оборот «как»

То есть «противоречие» сводится к некачественному переводу. И если обратиться к отцам Церкви, то станет ясно, что они уже давно говорили об этом:

Святитель Иоанн Златоуст:

«Илия, восходил как бы на небо, потому что он был раб, а Христос вознесся на самое небо, потому что Он был Господь».

Иоанн Златоуст

архиепископ

Святитель Фотий:

«И Илия, как раб, бысть взят на воздушную высоту, но не на небо, а “яко на небо”.

Господь же, как Владыка всяческих, не яко на небо вознесеся, но действительно на небо вознесся».

Фотий

патриарх

Таким образом, противоречия в Библии есть, но не так много, как иногда это пытаются представить противники христианства. Правильный путь — это брать конкретные стихи из Библии и изучать толкования к ним, чтобы докопаться до сути и понять, почему в Священном Писании написано именно так и стоит ли говорить об ошибке.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

А на небе ли Бог и рай

Таким вопросом задаются люди, обратившие внимание на писание от Матфея «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» и на обещание Бога разрушить небо и землю. Но из молитв мы знаем, что Бог «сущий на небесах».

Чтобы объяснить данное обстоятельство, следует вспомнить о том, что в Библии говорится о трех небесах. Первое, видимое всем нам, — территория птиц и самолетов. Второе – космическое пространство. И третье – иное измерение, где находится рай и Бог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]