Служители, читающие Священное Писание в храме
Звучащее слово имело огромное значение при богослужении уже Ветхозаветных времен. А потому служители, читающие его, не раз упоминаются текстами Библии. Так, по возвращении книга Неемии, наместника Иудеи, при котором началось восстановление Иерусалима, упоминает имена по крайней мере 13 читающих закон «и левитов», также служителей Бога, которые перед всем народом читали заповеди, поясняя каждую, «и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).
Своего рода освящением это церковной должности можно считать чтение Самим Господом слов прор. Исайи во время молитвенного собрания Назаретской синагоги (Лк. 4:16):
«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать».
Слова Евангелиста «по обыкновению», возможно, могут говорить о том, что даже до начала Своей проповеди Христос не раз читал во время синагогальных собраний. Евангелие от Луки доносит до нас также обычную обязанность читающего толковать прочитанное:
«И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами». (Лк:4:20-21).
Значение слова псаломщик
Примеры употребления слова псаломщик в литературе.
И под звуки освященного колокольчика во главе с несущим распятие, за коим следовали псаломщики, кадилоносцы, ковчеженосцы, чтецы, привратники, дьяконы и иподьяконы, продвигалась священная процессия митрофорных аббатов, приоров, настоятелей, монахов и братии нищенствующих орденов: монахи Венедикта Нурсийского, картузианцы и камальдулы, цистерцианцы и оливетанцы, ораторианцы и валломброзанцы, братья августинцы, бригиттинцы, премонстранцы, сервиты, тринитарии и дети св.
Хозяин дома, псаломщик, за тонкой стеною пел ирмосы и подыгрывал на дрянной скрипке.
И под звуки освященного колокольчика, во главе с несущим распятие, за коим следовали псаломщики, кадилоносцы, ковчеженосцы, чтецы, привратники, дьяконы и иподьяконы, продвигалась священная процессия митрофорных аббатов, приоров, настоятелей, монахов и братии нищенствующих орденов: монахи Венедикта Нурсийского, картузианцы и камальдулы, цистерцианцы и оливетанцы, ораторианцы и валломброзанцы, братья августинцы, бригиттинцы, премонстранцы, сервиты, тринитарии и дети св.
Петруха Ходнев помогал мелкорослому, щупленькому, как сухое яблоко сморщенному псаломщику с седоватой косицей вытащить из церкви пузастый, тяжелый аналой, обшитый черным сукном.
Перед богослужением псаломщик, руководствуясь Типиконом или календарными указаниями, соединяет тексты Миней и Триодей.
От дома к кухне, где помещался денщик Гудков, и от кухни в дом проходила по двору животом вперед беременная жена псаломщика — пестрый платок на голове, а лицо молодое, виноватое, серое, в желтых пятнах.
По направлению Вятской духовной семинарии Константин ехал в Котельнич, куда его определили на место псаломщика в Котельничский Троицкий собор.
Пасху сливошную пробовали у них, со всякими цукатками, а потом у псаломщика кулич пробовали, даже Домна Панферовна обиделась.
Он беседовал с неким мрачным эсером, занимавшимся предпочтительно игрой в шашки и набиванием папирос, на разные отвлеченные темы, а от него шел в кафе с садиком, где рябой псаломщик любил обыгрывать в кегли французов, и начинал приставать к нему с теми же вопросами.
Казалось бы, учитель совсем не оставил палачу работы, — добавил псаломщик, — но все-таки кое-что выпало и на долю мистера Тонга.
А полоснул бы каждого из вас по глотке да испортил бы вашу воскресную гнусавую трель, сэр псаломщик, — свирепо заявил Лэмборн.
Престарелый дьякон отказался служить с ним, и помогал ему псаломщик, грязный и одинокий старик, давно когда-то лишенный дьяконского сана за пьянство.
Собственно для попа псаломщик, он же и сторож, растапливал одну печку, и у открытой дверцы ее, присев на корточки, о.
Работали двое: псаломщик Никон, бравший песок для церкви, и работник старосты, Семен Мосягин.
Скажи другой раз, — отвечал псаломщик с ленивой и неопределенной угрозой, и, пока он говорил, курившаяся трубка свешивалась изо рта на седую щетину подбородка и постукивала.
Источник: библиотека Максима Мошкова
«Служение евангелиста» древней Церкви
Таким же образом строились обязанности этих клириков первых веков существования христианской церкви, однако они не читали «в слух народа» Евангелие. Кроме того, чтецы:
- хранили церковные книги;
- зажигали светильники; несли их пред священниками во время определенных моментов службы.
Вот как представляет требования к поставляющимся на эту должность памятник первых веков Церкви, «Апостольские постановления»:
«Чтец да поставляется… после того, как он тщательно испытан, не болтлив ли, не пьяница ли, не смешлив ли, благонравный, благопослушный, благоразумный, первым приходящий в Господни собрания, хорошо слышимый, способный изъяснять, знающий, что он исполняет служение евангелиста, ибо кто наполняет уши не разумеющаго, тот будет считаться вписанным у Бога».
А сщмч. Киприан Карфагенский, как многие христиане, полагал, что поставление на эту должность означает признание Церковью даже исповеднического подвига. Например, им рукоположены Аврелий и Келерин, известные твердостью веры, а также перенесенными мучениями от язычников.
Кто такой чтец в православии
Сейчас эта степень посвящения считается первой, низшей для клириков. Следующей является служение иподиакона.
Как происходит посвящение
Служение принимается через возложение рук епископа. Посвящение называется хиротесией, что буквально означает «положение руки». В отличие от рукоположения во священника, диакона, оно совершается посреди храма, а не в алтаре. Порядок чина следующий:
- епископ возлагает руку на голову посвящаемого, читая молитву о просвещении его Благодатью; хор поет тропари Апостолам, а также свтт. Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Двоеслову;
Интересный факт
Эти святые – не просто авторы литургических текстов: двое из них, свтт. Василий и Иоанн, сами начинали свое служение с должности чтеца.
- затем архиерей крестообразно постригает власы посвящаемого во Имя Святой Троицы;
Свт. Симеон Солунский так объясняет это действие: «Отъятие власов знаменует посвящение: потому что власы суть отрасли и как бы цвет всего тела, и приносимые человеком Богу, они знаменуют начаток его всецелого пожертвования себя служению Божию. Крестообразно постригаются они в воспоминание Иисуса Христа, Который воплощением и распятием Своим на кресте освятил вселенную. – Во имя Всесвятой Троицы постригается потому, что триединый Бог есть Творец и Совершитель всего».
- на посвящаемого возлагается подобие одежд священника, фелонь, но короткая, по слову свт. Симеона Солунского, «начаток одежд священнических»;
- следует завершающая посвящение молитва архиерея, после которой начало служения посвященного знаменуется чтением им краткого отрывка из Апостола.
Святые, служившие на этом поприще
Кроме святых, которые начинали служение с этой степени посвящения, но прославлены в ином сане, ныне православный месяцеслов знает 12 угодников Божиих, до конца земной жизни подвизавшихся как церковные чтецы. Среди них:
- мч. Алфей Кесарийский; во время гонений императора Диоклетиана (начало IV в.) он не просто исповедал свою веру, но бесстрашно убеждал язычников оставить свои заблуждения, за что был убит;
- мч. Тимофей, пострадавший во время того же гонения с женой Маврой, которую он убедил исповедать свою веру; святых распяли на крестах, где они оставались живыми 9 дней, продолжая поучать о Господе;
- новомученик Евгений Дмитрев; он служил псаломщиком при сельском храме Рязанской губернии, затем уехал в Пермь, где трудился на заводе.
31 августа 1937 г. св. Евгений расстрелян за исповедание христианской веры.
У Церкви нет «высоких» и «низших» служений, стяжать благодать можно, будучи на любой степени посвящения. Пример тому – скромное служение чтеца, освященное святостью множества верующих, даже – Самого Господа.
Наталья Сазонова
О духовном образовании в Ульяновске
В конце лета – начале осени люди невольно вспоминают об учебе. Если у детей и подростков с духовным образованием все понятно – их ждут занятия в воскресных школах, то со взрослыми – нет. Прошло более ста лет с момента закрытия семинарии и духовного училища, высшее образование в области богословия можно получить только на отделении Теологии в УлГПУ. Однако желающим учиться Симбирская епархия дает возможность узнать больше о вере на епархиальных курсах. О них расскажем подробнее.
Катехизаторские курсы
Проект призван подготовить квалифицированных преподавателей воскресных школ, катехизаторов и миссионеров. Однако посещение занятий полезно для всех, кто хочет глубже изучить вероучение и укрепиться в вере.
За время обучения учащиеся прослушают лекции по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, Катехизису, Литургике, Богословской антропологии, Истории Церкви, Риторике, Логике. Помимо теоретической подготовки, слушателей курсов ждет прохождение летней практики на приходах Симбирской епархии. Она заключается в проведении огласительных бесед для людей, желающих принять Святое Крещение и стать крестными родителями.
В группу принимаются миряне, имеющие полное среднее образование. Зачисление производится после вступительного собеседования. Курсы рассчитаны на два года. Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время. Выпускники получают дипломы епархиального образца. Занятия проходят в духовно-просветительском по адресу: Ульяновск, пер. Амбулаторный, д. 8.
Обучение бесплатное. Запись по телефонам: 8-8422-43-34-23, 8-908-475-86-90 – Надежда Алексеевна.
Иерей Даниил Гасников, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации:Еще шесть лет назад Святейший Патриарх отметил, что кроме священников активное участие в жизни Церкви должны принимать и миряне. Катехизаторские курсы и занимаются подготовкой тех активных прихожан, которые хотели бы потрудиться в воскресных школах, на ниве социальной работы, в деле оглашения – беседах о вере с теми, кто хочет стать членом Церкви Христовой, крестным отцом или матерью. У выпускников катехизаторских курсов достаточно возможностей применить свои знания в наших храмах. Несмотря на то, что многие выпускники уже активно трудятся, катехизаторов все равно не хватает. Мы ждем заинтересованных прихожан, которые, получив знания о вероучении, захотят передать их большему количеству людей
«Основы православной культуры и православной педагогики»
Учебная программа направления предусматривает изучение Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, Богослужебного Устава, Святоотеческого делания, Литургики, Истории церковного пения, церковно-исторических и религиоведческих дисциплин.
На курс принимаются все желающие в возрасте 18-65 лет. Длительность обучения – восемь месяцев. Обучение проходит три раза в неделю в вечернее время. Для поступления педагогическое образование не требуется. При наличии педагогического образования выпускник курса имеет право преподавать Основы православной культуры не только в воскресных школах, но и в общеобразовательных учреждениях.
Выпускники получают епархиальное свидетельство о дополнительном образовании или сертификат об обучении.
Занятия проходят в духовно- просветительском .
Обучение платное. Запись по телефону: 8-905-349-19-88 – Марина Владимировна.
Сергей Николаев – руководитель епархиального молодежного отдела, выпускник курса:
За время учебы можно получить многое. Во-первых, уникальные знания. Поскольку ряд дисциплин преподают священники, они делятся не только академической информацией, но и собственными наблюдениями и опытом. Во-вторых, выпускники получают свидетельство – оно позволит заниматься преподавательской деятельностью в воскресной школе или вести просветительские занятия для учащихся школ или вузов. В-третьих, необычный опыт. Одни откроют для себя город с новой стороны благодаря экскурсиям краеведа Ольги Новосад, другие впервые познакомятся с таким документом, как Социальная концепция Русской Православной Церкви, который раскрывает позицию Церкви по ряду важных и часто задаваемых вопросов, а кто-то поймет, что курс – это только первая ступень его обучения.
«Уставщик-Псаломщик»
Обучение проходит по следующим направлениям – Чтец, Уставщик-Чтец, Церковный певчий, Псаломщик. Квалификация присваивается по результатам комплексного выпускного экзамена. Музыкальное образование для поступления не требуется. Помимо гласового пения и обихода, слушатели изучают Сольфеджио, Основы церковного пения и Дирижирование. В ходе обучения есть возможность заниматься вокалом и игрой на фортепиано индивидуально. Выпускники получают дипломы епархиального образца.
Обучение длится два года. Занятия проходят три раза в неделю в вечернее время в духовно-просветительском .
Обучение платное. Запись по телефону: 8-905-349-19-88 – Марина Владимировна.
«Регент»
Курс является продолжением учебной программы «Уставщик-Псаломщик». Помимо узконаправленных дисциплин, слушатели изучают Богослужебный Устав, Церковнославянский язык, Гласовое пение, Обиход, Сольфеджио, Вокал, Фортепиано, основные богословские дисциплины. Выпускники получают дипломы епархиального образца. Для поступления требуется музыкальное образование. Обучение длится один год. Занятия проходят три раза в неделю в вечернее время в духовно-просветительском .
Обучение платное. Запись по телефону: 8-905-349-19-88 — Марина Владимировна.
Иерей Владимир Маняков, руководитель епархиальных курсов:
Если вы хотите получить базовые знания о православной вере, приходите на курс «Основы православной культуры и православной педагогики», где есть возможность изучить азы вероучения, литургики, церковнославянского языка, сектоведения. В современном информационном пространстве каждому верующему крайне важно знать свою веру, хранить ее в чистоте, уметь давать ответ «всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании» (1. Пет. 3, 15).
Курсы, конечно, не дают такого фундаментального образования как семинария, но позволяют прикоснуться к верхушке айсберга под названием «православие». Это важно, потому что люди, которые сейчас приходят в храм, воспитывались, в подавляющем большинстве случаев, вне духовной традиции.
Если же вы хотите потрудиться в Церкви в качестве чтеца, певца или псаломщика, знать Устав, уметь составлять службу и понимать ее, выбирайте практические направления: «Уставщик-Псаломщик» или «Регент». Научить грамотно читать по церковнославянски – это тот минимум, который мы можем дать. Однако многое зависит от усердия учащихся. На этих направлениях учиться непросто, но тот, кто останется до конца, приобретет навык, благодаря которому сможет послужить Церкви.
Если реализация первых двух направлений – это исполнение заповеди о любви к Богу, то учеба на курсе «Сестра милосердия» – заповеди о любви к ближнему. С учащимися мы разбираем специфику духовных, душевных, телесных болезней. Практику они проходят в больничных отделениях и хосписе.
«Сестра милосердия» на базе Медицинского колледжа ИМЭ и ФК УлГУ
На курсы принимаются все желающие, закончившие девятый и одиннадцатый классы. Это направление – дополнительная духовная образовательная программа к среднему профессиональному образованию. Сестры милосердия изучают богословские дисциплины, такие как: Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Литургика, Нравственное богословие, Катехизис и другие.
Выпускники получают свидетельство о дополнительном образовании епархиального образца.
Длительность обучения выпускников девятого класса – три года десять месяцев. Для поступивших после одиннадцатого класса, – два года десять месяцев.
Занятия проходят в Медицинском колледже УлГУ по адресу: Ульяновск, ул. Аблукова, д. 31.
Обучение бесплатное. Куратор направления – руководитель епархиального отдела по связям с учреждениями здравоохранения иерей Димитрий Субботин.
«Сестра милосердия» (старший корпус)
На курсы принимаются все желающие в возрасте 18-65 лет. Помимо лекций, учащиеся проходят практику в хосписе, городских больницах. Выпускники получают свидетельство о дополнительном образовании епархиального образца. Учеба длится восемь месяцев.
Занятия проходят в просветительском .
Обучение бесплатное.
Зачем ребенка надо отдавать в воскресную школу?
На этот вопрос ответила Светлана Козырева – директор воскресной школы «Благовестник» при Благовещенском храме г. Ульяновска:
Воскресная школа – это специально организованное образовательное пространство, где ребенок в доступной для него форме может получить знания о православной вере. Не секрет, что даже глубоко верующим родителям бывает сложно объяснить ребенку, например, смысл церковного праздника. Кроме того, дети знакомятся с церковнославянским языком, что помогает понимать смысл богослужения и молитв, учатся церковному пению и рукоделию, а это способствует полноценному и гармоничному развитию личности.
В воскресной школе ребенок получает общение со сверстниками и взрослыми единомышленниками, которые стараются соблюдать заповеди и подают правильные примеры в различных житейских ситуациях, то есть, не учат «плохому». Из опыта работы могу сказать, что в воскресной школе не только ребята находят себе друзей, но и взрослые начинают дружить семьями и идут по жизни вместе, помогая и поддерживая друг друга.
В воскресной школе царит атмосфера любви и дружбы, здесь принимают любых и всем рады. Всегда стремятся понять и помочь, поэтому взрослые и дети чувствуют себя комфортно.
И если вы хотите не только дать знания своему ребенку, но и приобрести опыт совместного взаимодействия в среде верующих людей, хотите, чтобы ваш ребенок научился любить, понимать других людей, ценить родителей и помогать ближним, то приходите в нашу воскресную школу!
Набор в воскресные школы Симбирской епархии
Объявляется набор детей в возрасте от 6 до 14 лет в воскресные школы Симбирской епархии на 2021-2022 учебный год. Учащиеся получают знания по Закону Божию, Священной истории, церковнославянскому языку, основам хорового и церковного пения, христианской этике и другим предметам, принимают участие в конкурсах, олимпиадах, праздничных мероприятиях, паломнических поездках. В летние каникулы дети отдыхают в православно-ориентированных отрядах оздоровительных лагерей.
Занятия начнутся с сентября и будут проходить по выходным дням.
Запись открыта в 30 воскресных школ Симбирской епархии:
- ВШ «Благовестник» при Благовещенском храме, г. Ульяновск, ул. Шолмова, д. 18, тел. 8-902-005-77-00 (Козырева Светлана Анатольевна).
- ВШ Воскресенско-Германовского храма, г. Ульяновск, пер. Гоголя, д. 11, тел. 8-927-987-41-15 (Джеватоглу Екатерина Евгеньевна).
- ВШ Богородице-Неопалимовского храма, г. Ульяновск, пер. Амбулаторный, д. 8, тел. 8-917-613-65-07 (Архангельская Татьяна Владимировна).
- ВШ при Богоявленском храме, г. Ульяновск, с. Арское, ул. Мира, д. 12, тел. 8-986-736-84-54 (Максимова Светлана Васильевна).
- ВШ «Зернышко» Спасо-Вознесенского прихода, г. Ульяновск, ул. Ульяновская, д. 2, тел. 8-937-271-81-21 (Купцова Татьяна Валерьевна).
- ВШ «Путеводная звезда» Владимирского подворья женского монастыря во имя Архангела Михаила села Комаровка в городе Ульяновске, г. Ульяновск, ул. Волжская, д. 50 А, тел. 8-917-635-75-30 (Желтышева Вера Ивановна).
- ВШ «Солнышко» при Духосошественском храме, г. Ульяновск, ул. Воробьева, д. 8, тел. 8-960-367-77-35 (Барсукова Оксана Николаевна).
- ВШ при Сретенском храме, г. Ульяновск, ул. Репина, д. 37, тел. 8-917-616-05-17 (Котнекова Вера Алексеевна).
- ВШ «Свечечки» Иоанно-Предтеченского прихода, г. Ульяновск, ул. Хрустальная, д. 3 В, тел. 8-902-582-37-16 (Рейзбих Ольга Владимировна).
- ВШ при Никольском храме, г. Ульяновск, пр-т. Авиастроителей, д. 28, тел. 8-927-271-00-02 (Аникина Наталья Юрьевна).
- ВШ при храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона, г. Ульяновск, ул. Краснопролетарская д. 1 А, тел. 8-917-053-30-09 (иеромонах Савва (Марков)).
- ВШ при храме во имя апостола Андрея Первозванного, г. Ульяновск, проспект Врача Сурова, д. 4 Б, тел. 8-917-634-60-77 (Мамонова Рита Александровна).
- ВШ при Христорождественском храме, г. Ульяновск, ул. Российская, д. 121, тел. 8-902-215-79-25 (Быкова Зоя Ивановна).
- ВШ при Богородице-Рождественском храме, г. Ульяновск, ул. Камышинская, д. 28 А, тел. 8-917-612-33-68 (иерей Захария Бобров).
- ВШ Спасского монастыря, г. Ульяновск, ул. Дворцовая, д. 4, тел. 8-927-822-98-36 (Нуртдинова Татьяна Рахимзяновна).
- ВШ «Святой Родник» при Воскресенском храме, с. Ундоры, ул. Заовражная, д. 1 Б, тел. 8-964-859-26-94 (протоиерей Андрей Белавинский).
- ВШ при храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», р.п. Ишеевка, ул. Ульянова, д. 12, тел. 8-917-609-22-03 (Воронцова Валентина Сергеевна).
- ВШ при Богородице-Рождественском храме, с. Полдомасово, ул. Труда, д. 72 А, тел. 8-927-837-12-61 (Сивкова Елена Викторовна).
- ВШ при Покровском храме, с. Б. Ключищи, ул. Мира, д. 17 А, тел. 8-927-814-39-46 (Каленкова Ольга Сергеевна).
- ВШ при Троицком храме, г. Новоульяновск, ул. Ульяновская, д. 24 А, 8-906-144-44-97 (Маслова Юлия Александровна).
- ВШ при храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», с. Б. Нагаткино, ул. Советская д. 16, тел.8-917-052-65-62 (Присяжнюк Ольга Владимировна).
- ВШ при храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», р.п. Карсун, ул. Пушкина, д. 16, тел.8-937-272-05-90 (Отряскина Лариса Александровна).
- ВШ «Пчелка» при Успенском храме, п. Красносельск, ул. Железнодорожная, д. 2 А, тел. 8-937-277-37-03 (Кужакова Елена Олеговна).
- ВШ «Свечечка» при Преображенском храме, р.п. Новоспасское, ул. 70 лет ВЛКСМ, д. 1 А, тел. 8-927-617-01-44 (Барсукова Татьяна Александровна).
- ВШ при Троицком храме, с. Троицкий Сунгур, ул. Базарная, д. 76, тел. 8-937-881-84-78 (Щербаченко Маргарита Николаевна).
- ВШ «Духовные истоки» при храме в честь Казанской иконы Божией Матери, р.п. Майна, ул. Полбина, д. 3, тел. 8-927-271-85-64 (Кириллина Анна Анатольевна).
- ВШ при Троицком храме, р.п. Цильна, ул. Симбирская д. 1 А, тел. 8-960-377-63-14 (иерей Борис Катрук).
- ВШ «Родник» при храме в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», с. Старые Алгаши, ул. Пионерская, д. 5, тел. 8-927-988-44-81 (Пономарева Галина Васильевна ).
- ВШ при Никольском храме, р.п. Сурское, ул. Советская, д. 23, тел. 8-906-391-71-54 (протоиерей Димитрий Пономарев).
- ВШ «Радость моя» при храме во имя преподобного Серафима Саровского, р.п. Кузоватово, м-р «Лесной», д. 26, тел. 8-927-805-32-19 (протоиерей Сергий Аристов).
№ 16 (552) 25 августа 2022 г.