Чем отличается лютеранская церковь от католической

Я много путешествую, и не обязательно по чужим странам. Иногда в незнакомом городе вижу храм и начинаю задаваться почти гамлетовским вопросом: войти или не войти? Не будет ли это грехом, если я православная, а церковь католическая, а то и вовсе протестантская? В конце концов я расспросила своего духовника, а после этого решилась и переступила порог нескольких таких храмов, и даже поговорила там с прислужницами и священниками. Оказалось, что, хоть религиозные распри (например, описанные в романе «Королева Марго») уже притихли, церкви действительно имеют много различий. И вот каких…

Лютеранская Реформация[править | править код]

Начало лютеранской Реформации в Германии[править | править код]

Считается, что лютеранство отсчитывает свою историю с 31 октября 1517 года, когда католический монах из Германии Мартин Лютер опубликовал в саксонском Виттенберге 95 тезисов против злоупотреблений церковной власти. Лютер не пытался создать отдельную христианскую конфессию, он лишь хотел очистить католицизм от накопившихся за века догматических ошибок. Вскоре в 1520 Католическая церковь объявила его еретиком, а император — преступником (Вормсский эдикт 1521). Однако протест монаха неожиданно нашел отклик среди немецких князей. Светским защитником Лютера выступил саксонский курфюрст Фридрих III, который укрыл его в тюрингском замке Вартбург, где Лютер смог перевести Библию на немецкий язык. Позднее уже целый ряд лютеранских князей заявили о себе на имперском сейме в Шпеере в 1529 и получили название протестантов. Однако в том же году в результате Марбургского диспута обнаружились противоречия внутри протестантского лагеря между лютеранами и кальвинистами. В 1530 лютеране сформулировали Аугсбургское исповедание, которое было отклонено императором Карлом V на заседании рейхстага. Тогда лютеранские князья Саксонии и Гессена в 1531 году образуют Шмалькальденский союз. Смерть Мартина Лютера становится удобным поводом для развязывания Шмалькальденской войны, в результате которой лютеране терпят поражение. В 1548 следует Аугсбургское временное постановление — временное перемирие с католиками, которое закрепляет основные догматы католической церкви, делая незначительные уступки протестантам (необязательность целибата для пасторов и разрешение причастия под двумя видами). За Аугсбургским Интеримом последовал Лейпцигский, подписанный Филиппом Меланхтоном. Однако деятельность герцога Морица позволила заключить Аугсбургский мир (1555), легализовавший лютеран в Священной Римской империи.

Лютеранская Реформация в Скандинавии и Прибалтике[править | править код]

Тем временем в 1527 году король Густав Ваза начинает лютеранскую реформацию в Швеции, частью которой являлась Финляндия (включая Выборг).

В 1536 году король Кристиан III делает лютеранство государственной религией Дании, которая в то время включала в себя Норвегию и Исландию.

В 1555 году был заключен Аугсбургский религиозный мир, закрепивший разделение Германии на лютеранский Север (Бранденбург, Гессен, Саксония) и преимущественно католический Юг (Бавария).

В 1561 году лютеранство укрепилось в Прибалтике, когда последний ландмейстер Тевтонского ордена в Ливонии Готхард Кетлер отрекся от католицизма и основал герцогство Курляндии. В том же году шведское лютеранство пустило свои корни в Эстонии.

Полемика с кальвинистами и создание «Формулы Согласия»[править | править код]

Соглашательская позиция Меланхтона (подписание Интеримов в 1548 году) вызвала раскол в среде лютеран между гнесиолютеранами и филиппистами (названных так от имени Филиппа Меланхтона) по вопросу об отношении о природе Причастия. В 1560 году на короткое время филлипистам удалось одержать верх над гнесиолютеранами и распространить своё влияние по всей Саксонии. Центром филлипистов стал Виттенберг. Однако в 1574 году партия филлипистов потерпела поражение. Спор заканчивается написанием в 1580 Книги Согласия, которая кладет начало конфессиональному лютеранству, а период недолгого мира получает название «лютеранской ортодоксии», однако её сухость вскоре вызывает реакцию в лице пиетизма.

Контрреформация[править | править код]

Завершившийся в 1563 году Тридентский собор Католической церкви осудил лютеранство и превратил Реформацию в раскол.

Религиозные войны XVII века[править | править код]

XVII век ознаменовался религиозными войнами с католиками, одна из которых привела к ничьей (Тридцатилетняя война), а вторая способствовала закреплению лютеранства на территории Латвии (Польско-шведская война). В обеих войнах героическим защитником лютеранства проявил себя король Густав II Адольф.

Пиетизм и движения веры[править | править код]

Учение[править | править код]

Пиетизм определяет христианство как «христианскую жизнь»; безразличие к учению Христа (догматам), упор на высоконравственную жизнь, личную набожность, поощряет сепаратизм в общине.

Учение об оправдании:

Реанимация взглядов Озиандера. Смешение понятий «Оправдание» и «Освящение, внутреннее обновление». Чистое учение о вменении заменяется смутным представлением, согласно которому оправдание и освящение единое целое, так называемое «новое рождение», которое уже не совпадает с понятием прощения грехов, но означает внутреннее преобразование, являющееся источником нового «христианского» поведения. Т.е. Синергизм подменяет монергизм, как в оправдании, так и в освящении.

Учение о спасении:

Платоновские тенденции, окрашенные синергизмом

Учение о благодати:

Время благодати и возможность обращения может быть утрачена до смерти

Учение о Духе:

Слово и Таинства больше не являются средствами благодати, Дух дается верующему и стяжается им отдельно (даже вопреки) от Слова и Таинств, но через возрожденное сердце.

Критерий веры:

Область личных переживаний

Суть веры:

Личное субъективное восприятие Бога, внутреннее преобразование

Объект веры:

Субъективный Христос

Отношение к ортодоксии:

  1. отверг неспособность ортодоксии жить по своим стандартам
  2. это дитя ортодоксии, но непослушное и несчастное, отвергнув проблемы ортодоксии он с юношеским горячим порывом устремился к устранению оных, но не будучи в силах разрешить их, он нашел прибежище в своих субъективных переживаниях и Законе, но не в Таинствах и Слове
  3. безразличное отношение как к доктрине, так и к ересям. Субъективное, антропоцентричное отношение подменяет объективное восприятие действительности, отражающемуся в лютеранской ортодоксии

Отношение к Таинствам:

Умаление — Таинства не выше личной дисциплины. Учение о Таинствах сходно с энтузиастским. Причастие и Крещение не как деяние Триединого (средства благодати), а как публичное исповедание

Отношение к Церкви:

Вместо священства всех верующих — каждый есть священник (может сам себе быть священником); разделение между пастором (общее служение) и проповедником (личная проповедь, часто еретическая)

Критерий истинности пастора:

Количество обращенных в покаяние от его проповеди

Влияние на Церковь:

  1. методическое изучение Библии
  2. наклонность к свободе —
  3. как от официального учения Церкви
  4. так и понимание Писания не как источника доктрины, но как моральный кодекс
  5. большой упор на прихожан
  6. сепаратистские тенденции (отделение «истинных» христиан от простых)
  7. стремление к индеферентности и энтузиазму

История[править | править код]

Причины возникновения:

  1. социанство (номинализм + гуманизм, антитринитарство);
  2. католическая мистика;
  3. реформаторское богословие (Гротиус и Коссеюс);
  4. прецисизм (Ратман);

Диахроническое развитие:

Начало 17 века

Иоганн Арндт, Иоганн Герхард

Середина 17 века

Теофил Гроссгебауэр, Генрих Мюллер

Пиетизм Шпенера (1635-1705)[править | править код]

1666 г.- пастор во Франкфурте на Майне

Новое понимание конфирмации: от вероисповедания к обету; создает «коллегию пиетизма», то есть внешней набожности

1675 г.- «Pia desideria» шесть основных пунктов:

  1. упор на усиленное изучение Библии в частных группах
  2. «священство» всех, каждый крещенный есть священник
  3. истинная практика — дела
  4. отношение к другим — убеждать с любовью
  5. реорганизация образования, личная жизнь становится частью предмета «Дисциплина»
  6. Проповедь — от учения к делам (не Искупителя, но Второго Моисея), упор только на освящение

1686 г. — придворный проповедник в Дрездене

1691 г. — получил назначение в церковь Св. Николая в Берлине, с помощью тестя получает пост в Консистории, где занимается назначением пасторов и преподавателей

Пиетизм в Галле (Halle)[править | править код]

Практическое изучение Библии, поставленное на службу назиданию, стало главным в богословской работе. При этом упростился сам метод истолкования. Теологи Галле отошли от прежнего представления о единственности вербального значения в Писании, и исходили из двойственного или тройственного значения — буквального, духовного и мистического (Рамбах).

Таким образом, объяснялось все, что казалось соблазнительным. Изучение догматики сократилось и утратило значение. Довольствовались сжатым повторением построений эпохи ортодоксии, изменённые Шпенером. Отказались от понятийного аппарата философии. Писание представлялось как свод законнических предписаний. Критике подвергаются и многие места Писания, как противоречащие нравственности.. Центром теологии становится внутреннее явление души, индивидуальные переживания.

Пиетизм Франке (1663-1727)[править | править код]

Последователь Шпенера.

До 1690 г. находится в поиске

1688 г. — связался со Шпенером

1689 г. — начал преподавать в Лейпциге

1690 г. — его выгнали из университета за ересь, Шпенер устраивает его пастором в Эрфурте

1691 г. — с помощью Шпенера устраивается преподавателем в Галле. С этого времени посвящает свою деятельность обеспечиванию формирования учреждений и способов влияния пиетизма на мир. Стал инициатором организации приюта для проституток и общественной больницы. В то же период Франке связывается с католическим движением Guida de Molinas. Католическое движение «Mystical Union» видоизменяет и, с помощью Франке, развивает пиетизм Шпенера. Стремление католических орденов к миссии во вне акцептируется Франке.

Арндт> Шпенер> Франке — духовный опыт «возрождение в Духе», момент покаяния начинает превалировать над Таинствами. Франке видит общение с Богом посредством возрождения Духом = единения с Богом. Таинства не нужны, они даже отвращают, препятствуют Духу, самое главное — это личное общение, то есть личная набожность.

Характерные черты его деятельности:

  • а) учреждения пиетизма; мистическое единение с Богом без каких-либо объективных средств;
  • б) учение вышло из употребления — самое главное личная набожность;
  • в) Таинства не нужны

Франке провозглашал правило, что каждый христианин должен уметь указать на определённое явное обращение, которому предшествует внутренний кризис, вызванный проповедью Закона (борьба покаяния). Находясь в таком состоянии, человек приводится к решению порвать с миром и начать новую жизнь, после чего даруется вера. Этой верой принимается прощение грехов. При это все естественное рассматривается как нечто само по себе греховное. Греховны танцы, игры, театр и т. д.

Пиетизм Арнольда (1666-1714)[править | править код]

1685 г. — в Виттенберге Арнольда очень беспокоит учение о Таинствах, истины ли они?

1697 г. — становится профессором истории в Giessen. Написал труд «Нелицеприятная история еретиков Церкви», в котором выражает свой взгляд на историю хрстианства, согласно которому, истинное учение существовало только вне официальной Церкви, в среде еретиков разных времен и народов. Перевел с латинского на немецкий «Guida Spirituale».

Через Франке и Арнольда мистический католицизм окончательно сросся с пиетизмом. Этой схемой обуславливается общее развитие пиетизма- от умеренности к экспрессии.

Прослеживается влияние теософской философии Я.Бёме. Принимается иудейский взгляд на 1000-летнее Царство, и оно понимается как освобождение от государства и Церкви. Критикуется ортодоксальное учение о примирении. По мнению пиетических радикалов, сатисфакция противоречит любви Божией, которая, безусловно, покрывает грех и преобразует сердце. Для них все в христианстве является имманентным, субъективным. Как и Бёме, они придерживаются взгляда о восстановлении всего.

Пиетизм в Вюртемберге А. Бенгель (1687-1752)[править | править код]

Направление строго церковное по своему характеру в вопросах основных вероучений. Вюртембергский пиетизм придерживается ортодоксальных богословия, но существовавшие взгляды пиетизма и борьба с рационализмом того времени наложили на него неизгладимый отпечаток.

1713 г. — он профессор и пастор в Денкендорфе

1734 г. — издает Новый Завет (20 рукописей + другие версии). Отец текстуальной критики, начал рукописи делить на семейства.

1740 г. — толкование Апокалипсиса

1741 г. — издание «Orado Temparum»

1742 г. — «Gnomon Novi Testamenti» основные черты:

  1. 1. ничего не вносить в Писание
  2. 2. все выносить из Писания
  3. 3. не оставлять ничего скрытым в Писании:
  • а) благоговение перед Писанием
  • б) использует специфические, дотоле неизвестные грамматические правила
  • в) подходит к изучению Писания, исключая историю, теологию, традиции; заявляя, что это есть научный метод разбора Писания.

Отличается острой наблюдательностью и глубокой проработкой деталей текста. Его идеал — конкретное рассмотрение без какого-либо формализма. Использует пророческое толкование истории.

Затем становится на хилиастические позиции и вычисляет конкретную дату конца света (1836 год)

Дальнейшее противостояние лютеран и реформатов в Германии[править | править код]

В 1640 году курфюрстом Бранденбурга стал Фридрих Вильгельм I. Сын кальвинистской принцессы Елизаветы Шарлотты Пфальцской, он получил образование в Нидерландах. Став правителем, Фридрих Вильгельм поощрял иммиграцию на подвластные ему земли гугенотов, преследования которых возобновились во Франции в XVII веке (в итоге к началу XVIII они составляли четверть населения Берлина). Курфюрст пытался и законодательно примирить лютеран с реформатами, для чего он в том числе издал Эдикт о толерантности (de:Toleranzedikt (Brandenburg)). С другой стороны, начались преследования ревностных лютеран, например известный гимнограф Пауль Герхардт был отстранён от своей должности в столичной церкви и отправлен в провинцию.

Преемники Фридриха Вильгельма продолжили его курс, и в 1817 году король Пруссии Фридрих Вильгельм III окончательно объединил реформатов и лютеран в рамках Прусской унии, что вызвало формирование движения старолютеран и эмиграции их из Германии, в том числе в Северную Америку и Россию.

В самой же Германии уния постепенно распространялась на территории, вновь включаемые в состав Германской империи. Современная Евангелическая церковь Германии, крупнейшее объединение протестантских деноминаций в ФРГ, является унионистским объединением лютеран и реформатов.

Отличия католицизма от лютеранства.

ПризнакиКатолицизмЛютеранство
Оправдание веройВ католицизме
грешный человек оправдывается перед Богом «добрыми делами» с помощью церкви. Посредником между Богом и мирянами выступала церковь, оценивая степень богоугодности «добрых дел» и соответственно степень искупления греха.
В лютеранстве
каждый христианин достигает спасения души исключительно посредствам даруемой ему веры в искупительную жертву Иисуса Христа.
Прямой контроль над верой и совестью
.
Претензии духовенства на право посредника между людьми и Богом.Общение с Господом возможно для каждого чистого духом христианина.

Коренное преобразование церкви. Идея отмены опеки папской курии имела далеко идущие последствия: создавались предпосылки для политического объединения Германии, прекращался отток громадных денежных сумм в Рим, упразднялись треть церковных праздников, стимулировалось предпринимательство.
Концепция государства.

Учение о «двух царствах». Разграничение религиозной и светской сферы («службы» и «личности»). Отверг тезис о примате духовной власти над светской.

Религиозная властьСветская власть
Религиозная организация общества полностью автономна. Свобода совести, вера, внутренний мир человека – сфера исключительно духовной власти. На вторжение светской власти в религиозную жизнь справедливо сопротивление силой слова и страдания за веру. Единственный судья и мститель – Бог.Светская власть занимается экономикой, политикой, просвещением, культурой. Должностные лица («личности») обязаны следовать интересам подданных, руководствуясь этическими принципами, нормами естественного права. Подданные не имеют права на сопротивление власти. Непослушание властям – грех более тяжкий, чем убийство.

Автономия гражданского права (позитивное право). Оно освобождалось от опеки канонического права, но т.к. не может учесть всего многообразия общественных коллизий, то не должно возводиться в абсолют. Разум


«наставник закона»,
поэтому играет важную роль в политике.

Томас Мюнцер (ок. 1490 – 1525) – идеолог радикального течения — плебейское[3], современник и первоначально последователь Лютера.

Реформация по Мюнцеру – это преобразование мира на началах главенства общих интересов. Поддержав тезис Лютера об «оправдании верой», Мюнцер «веру

» связывал с активными действиями против угнетателей (их считал безбожниками). Только люди труда способны понимать Бога, т.к. их интересы полностью совпадают с интересами общества.
Торжество общих интересов над частными
– основа социальных преобразований. Грядущий «рай земной» — общество, где частных интересов нет и быть не может.

Мюнцер уделял внимание ближайшим целям, изложив их в радикальном манифесте «Статейное письмо

»: объединение ремесленников и пахарей» (трудовой народ) в «христианский союз и братство», устранение господ, в т.ч. насильственными способами, установление справедливого общества. В воззрениях Мюнцера имелись
зачатки республиканских и социалистических идей
: определение государственной политики народом и контроль над ней со стороны народа. Такой радикализм Мюнцера оттолкнул умеренных реформаторов, способствовал усилению консервативных элементов в бюргерском лагере Реформации.

Жан Кальвин (1509 – 1564) –основатель течения кальвинизма в протестантизме.

Основные произведения: «Наставления в христианской вере».

Безусловный авторитет Священного писания. Бог раз и навсегда выразил свою волю, и люди должны согласовывать свою жизнь с буквой этого закона. Мнение отцов и учителей церкви, папские буллы значимы, если соответствуют прямому смыслу Священного Писания. Отвергнута вера в всесилие разума.

Учение о предопределении дополнило учение Лютера об оправдании (спасении) верой. Спасает человека вера, нисходящая на него вследствие Божьей благодати; человек не спасется без помощи Бога. Свободы воли нет: Бог изначально записал одних в книгу жизни, а других – в книгу смерти. Истинно верующим может быть только «избранный» Богом, но человек, не зная, в какой он книге, обязан стремиться оказаться среди «избранных».

Протестантская этика. В политическом плане божественное предопределение означало нравственную (религиозную) обязанность посвятить себя делу, своей профессии, быть трудолюбивым, предприимчивым и рачительным хозяином. Так закладывались основы этики, которая в сочетании с индивидуализмом стала особенностью общественной жизни Запада.

Реформа устройства церкви.

Радикальная реформа церкви упразднила духовное сословие в традиционном виде. Церковные общины стали возглавлять старшины из мирян и проповедники, получившие соответствующую подготовку, но не имеющие сана. Они составляли консисторию, управляющую религиозной жизнью общины.

Концепция государства. Самостоятельность религиозной общины – основа разработки республиканских программ. Две власти соединены в единое целое при господстве церкви. Государство установлено Богом и необходимо человеку как воздух. Протест против власти, даже самой жестокой, — дерзость против божьей воли. Только когда требования власти противоречат Священному Писанию, подданные могут оказать сопротивление. Предпочтение отдается республике. Худший политический режим – демократия (господство черни), лучший – аристократия или олигархия («Господь может «избрать» лишь немногих – аристократов веры»).

2. Правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.

1)Карл Маркс (1818 — 1883) и Фридрих Энгельс (1820 — 1895) – основоположники «научного социализма», или марксизма. ОП: «Манифест Коммунистической партии» (1848, Маркс), «Критика гегелевской философии права» (Маркс), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (Энгельс), «Капитал» (Маркс), «Анти-Дюринг» (Энгельс). Маркс изначально верил в свою гениальность, жил за счёт Энгельса.

2)Марксизм представляет собо продукт длительного интеллектуального развития Европы. Его основатели стремились синтезировать достижения разных школ философской, экономической, общественно-политической мысли. В.И. Ленин говорил о трёх источниках марксизма: немецкой классической философии с диалектикой Гегеля и материализмом Фейербаха, английской классической политической экономии (Смит и Рикардо) и утопический социализме. Были и другие влияния – политический опыт революционных движений, начиная с Фр революции, достижения в области естественных наук и социальных исследований. Основа марксизма – материалистическая интерпретация истории, исторический материализм. Марксизм появился как реакция на капитализм, не мог возникнуть раньше, т.к. не было социальной опоры.

3)М. и Э. пытались проникнуть в тайну имущественного неравенства и общественных противоречий. Они полагали, что в их основе лежит система производства, отношения, в которые люди вступают в процессе производства. Тип этих отношений объективно обусловлен уровнем развития производительных сил, т.е. средств производства (природные богатства и орудия труда). Производственные отношения определяют весь строй жизни общества и его развитие. По отношению к производству все остальные аспекты жизни общества выступают как производное, как следствие, как надстройка над экономическим базисом. (Эта идея изложена в «Немецкой идеологии», «Манифесте Коммунистической партии», тщательно разработана в «Капитале»)

4)Экономический механизм исторического развития: производительные силы развиваются непрестанно и периодически вступают в противоречие со сложившимися производственными отношениями, перерастают их рамки. Тогда происходит ломка устаревших пр-х отнош-й, возникает новый способ производства, кот. будет существовать до тех пор, пока сохранится соответствие между уровнем развития ПС и ПО. Т.е. механизм ист. Развития – это смена способов производства.

5)Концепция класовых интересов, классовый подход ко всем явлениям общественной жизни, предстваления об истории и современном состоянии как непрерывной череде класовых противоречий и конфликтов – второй важнейший вклад марксизма в методологию политической мысли и не менее важный, чем мат. итерпретация истории. Представления о путях развития, вытекающие из истмата и классового подхода, впервые были изложены в «Манифесте Коммунистической партии». Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма. История всех обществ – это история классовой борьбы. Падение буржуазии и победа пролетариата неизбежны. «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

6)Смена общественного строя происходит путём революции. Её первоочерёдная задача – завоевание власти. Революции как правило приобретают насильственные формы. Пролетариат основывает своё господство путём насильственного ниспровержения буржуазии. Но пролетариат д. исп-ть и все возмож-ти проведения рев-ции мирным путём. М. и Э. представлялось, что соц. революция должна победить одновременно во всех основных капиталистических странах. Цель революции – уничтожение эксплуатации человека чловеком, построение бесклассового общества, изжившего частную собственность, подъём производства, культуры и благосостояния масс. Создание коммунистического общества – длительный процесс. Оно требует переходного периода «революционного превращения» капиталистич. общества в коммунистичекое.

7)Происхождение гос-ва в «Немецкой идеологии» связывают с общественным разделением труда, появлением частной собственности и антагонистических классов. Это положение Э. развил в «Происхождении…». Он считал, что гос-во включает в себя управление общими делами и классовость власти. Из своеобразия марксистского понимания гос-ва вытекает и концепция его отмирания, которая кажется абсурдной тем, кто отождествляет гос-во с публичной властью. Но после отмирания произвол не воцарится. Управление сохранится, но оно утратит классовый характер, вернётся к своей первоначальной сущности. М. и Э. упрекают в абсолютизации эк. и классового факторов при определении характера и судеб гос-ва , в пренебрежении культурными, национально-историческими особенностями становления гос-ти и вообще исторического развития в разных странах.

8)Термин «диктатура пролетариата» был впервые употреблён Марксом в «Классовой борьбе во Франции». В «Манифесте» его нет. Ни М., ни Э. не дали определения диктатуры пролетариата, в последующе появились 2 её толкования. В.И. Ленин исходил из того, что всякая диктатура – это власть, опирающаяся на насилие, ив условиях России оправдывал ограничения прав человека и отказ от всеобщего и равного избирательного права ради обеспечения власти рабочих (республика советов). Каутский понимал диктатуру пролетариата не как особую форму власти, не опирающуюся на закон, а как превращение рабочих в правящий класс, т.е. как классовую сущность гос-ва, складывающегося после победы соц. революции. Приход пролетариата к власти осущ-ся мирным путём, через всеобщее избират. право. Отсюда диктатура пролетариата – это торжество демократии. Её гос. формой может быть только парламентская республика.

По Марксу диктатура пролетариата не означала власти одного класса, навязываемой силой всему остальному обществу. М. характеризовал её как сплочение с революциони-зированными элементами мелкой буржуазии и крестьянства.

9)Государство – это организация для систематического насилия одного класса над другим, это всякое организованное истематическое насилие над людьми вообще. (Жуков).

10)К праву у М. и Э. тот же методологический подход, что и к гос-ву: оно не может быть понято из самого себя, коренится в материальных условиях жзни и носит классовый характер. Право – это возведённая в закон воля господствующего класса, обусловленная экономикой его жизни. Право и гос-во – это инструмент для поддержки насилия. (Жуков)

М., рассматривая право как форму производственных отношений, он подчёркивает, что право не в состоянии подчинить себе первичные производственные связи. Оценивая традиционные представления о праве как отношениях равенства, М. пишет, что при буржуазном строе право – это фикция. Равенство формально. Реальной свободы нет. Отсутствие частной собственности у бедняков лишает их свободы и равенства.

Комментарий. 1)Классификация на утопический и научный социализм весьма сомнительна. Каждая гуманитарная наука отчасти утопична, вопрос в том, насколько. 2)Капитализм к концу XIX века меняется. Средний класс увеличивается, а пролетариат уменьшается. А Маркс думал, что пролетариат только и будет, что нищать, а всё произошло наоборот. Маркс думал, что буржуазная демократия приведёт к обострению конфликтов, а всё случилось наоборот. Поэтому если бы Маркс и Энгельс родились на 30 лет позже, они бы не написали этого, так как было бы это делать просто бессмысленно. 3)На основе учений Маркса были созданы многие направления (фрейдмарксизм, троцкизм). Основные произведения: «Манифест коммунистической партии», «Анти-Дюринг» и «Капитал». Но это всё только основы, целой системы не создали. 4)Идеалистическое понимание истории – в основе человеческой истории лежит изменение человеческого сознания (Сен-Симон, Конт). Что правильнее, мат. Понимание илиидеалистическое? Ответ: бессмыслено спорить, это дело вкуса. 5)Диктатура пролетариата – это прежде всего переходное гос-во между капитализмом и социализмом. Задачи диктатуры пролетариата: а)уничтожить угнетающий класс; б)уничтожить армию и полицию; в)построить социалистическую экономику (!!!). 6)Разница между бурж. И пролет. Революцией. Бурж рев.завершает переход от феодализма к капитализму, это естественный акт истории. А пролетарская революция – это переход от капитализма к социализму, это противоестественно, так как не имеет социальной основы.

Билет №11.

1. Политические взгляды Т. Мора.

Томас Мор (1478 – 1535 гг.) – представитель социалистической мысли (иногда – утопический социализм). Сделал карьеру адвоката. Родоначальник европейского социализма, дает проект социального устройства.

Основное сочинение «Утопия».

Заокеанские миссии[править | править код]

В XVIII веке проповедник Бартоломей Цигенбальг начинает лютеранскую проповедь в Индии. Чуть позже в Северную Америку отправляется Генрих Мюленберг и в 1748 году организует Пенсильванский министериум, первую лютеранскую конгрегацию в Новом Свете.

В XIX веке немецкие иммигранты активно создают общины в Миссури (1847) и Висконсине (1850), а также в Африке (Намибия)

Лютеранские церкви в Южной Африке[править | править код]

В Южной Африке возникновение лютеранских церквей связано с миссионерской деятельностью германских и скандинавских пасторов, берущей своё начало еще в 1737 г., когда сюда прибыл Г. Шмидт — представитель церкви Моравских братьев. Но по-настоящему активное распространение лютеранства начинается лишь в XIX в., когда здесь начинают свою работу миссионерские общества, представлявшие лютеранские церкви Германии, Швейцарии, Дании и Скандинавии.

Кроме миссионерской деятельности среди африканцев и «цветных», другим важнейшим источником формирования лютеранских общин являлась эмиграция на Юг Африки выходцев из Северной Германии и Скандинавии. Организационное оформление лютеранских миссий происходит в конце XIX — первой трети XX вв. В это время возникают лютеранские конференции и синоды по региональному и этническому принципу, принадлежности к определенной миссионерской организации. К середине XX в. здесь уже насчитывалось 13 лютеранских и моравских синодов, представлявших собой уже независимые церкви. В 1975 г. на основе объединения четырех автономных лютеранских церквей была образована Евангелическая лютеранская церковь в Южной Африке (ЕЛКСА), которая по сей день остается крупнейшей из лютеранских церквей ЮАР. По своему этнорасовому составу она является, прежде всего, церковью африканцев (составляют 87 % прихожан по данным переписи 2001 г.).

Создаваемые в прошлом лютеранскими миссионерами религиозные общины в большинстве своем были организованы по расовому признаку. Официально лютеране еще в 1963 г. открыто осудили политику апартхейда, однако лютеранские церкви, образовавшиеся на основе приходов европейских эмигрантов, остаются и по сей день по преимуществу белыми по составу. В некоторых из них службы до сих пор продолжают проводиться на немецком языке. Церковная организация африканских и белых лютеранских церквей также имеет свои специфические черты. Для первых характерно наличие строгой иерархической структуры, в то время как в церквях, объединяющих по преимуществу белых, реальное управление сосредоточено в руках самих религиозных конгрегаций, а синод выполняет общую координацию их деятельности. В последние годы наблюдается значительный отток прихожан из лютеранских церквей. С 2003 по 2005 гг. ЕЛКСА потеряла 23,4 % своих прихожан и их число сократилось до 589 тыс. чл. (2005). Второй по величине среди лютеран является Моравская церковь (Моравские братья) с количеством прихо-жан чуть более 100 тыс. чл. (2005). Другие лютеранские церкви Южной Африки насчитывают от 2-4 тыс. чл. до 20-40 тыс. чл.

Православные

Церковь восточного обряда.

  • Церковь разделена на поместные церкви, в каждой из которых есть свой глава (патриарх).
  • Священникам (это тоже только мужчины) можно создавать семьи. Их задача — быть примером для прихожан. Православного батюшку можно отличить по бороде (хотя в наши дни она не обязательно будет длинной).
  • Считают грехом любые проявления гомосексуализма (а также различные сексуальные эксперименты в двуполой паре).
  • Монастыри тоже есть (так называемое черное духовенство — есть и белое, это служащие в церквях батюшки, которым можно вступать в брак).
  • Обряд крещения можно проводить с рождения.
  • Крестятся: слева направо.
  • Таинство исповеди подобно католическому.
  • Поклоняются мощам святых, иконам, молятся святым, мученикам, праведникам.
  • Верят в рай и ад.

Интересно, что в России православие практикуют также так называемые старообрядцы (так называемые древнеправославные). Их течение возникло вследствие раскола в русской церкви (1650-60 гг), во время которого христиане, ставшие такими еще во время крещения Руси, не захотели мириться с некоторыми реформами патриарха Никона (и, в частности, изменениями в службе Божьей).

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2022 (доступно на Android)

В их церквях существуют собственные правила — например, в отличие от православных, старообрядцы крестятся только двумя перстами. Как относится к ними «официальная» церковь? Ответ даст батюшка:

Пустят ли в такую церковь вас? Староверы очень придирчиво относятся к чужим людям. Где-то отказывают всем без разбора, а где-то пускают только посмотреть, да и то, если мужчина носит бороду, а женщина надела длинное платье с рукавами (открытые колени и подмышки, а также женские шорты и штаны эти люди не уважают).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]