В этой статье используется иврит (масоретский). нумерация псалмов. Псалом 81 в греческом (Септуагинта или Вульгата) нумерация соответствует Псалом 82 в нумерации на иврите.
Псалом 81 | |
«Пойте Богу, силе нашей!» | |
Псалом 81 (Псалом 80 в Вульгате) из Псалтырь Элеоноры Аквитанской (ок. 1185) — KB 76 F 13, лист 103v | |
Другое имя | Exultate deo adiutori nostro, iubilate deo Jacob |
Текст | Псалом Асафа |
Язык | Иврит (оригинал) |
Псалом 81
81-й псалом в библейский Книга Псалмов. Его темы связаны с празднованием и покаянием. в Новая версия короля Джеймса его подзаголовок — «Призыв к покаянию Израиля».[1] В греческом Септуагинта версии Библии, и в ее латинском переводе в Вульгата, этот псалом
Псалом 80
в немного другой системе нумерации.
Текст
Версия Библии на иврите
Ниже приводится текст Псалма 81 на иврите:[2]
Стих | иврит |
1 | לַֽמְנַצֵּ֬חַ | עַל־הַגִּתִּ֬ית לְאָסָֽף |
2 | הַרְנִינוּ לֵֽאלֹהִ֣ים עוּזֵּ֑נוּ הָ֜רִ֗יעוּ לֵֽאלֹהֵ֥י יַֽעֲקֹֽב |
3 | שְֽׂאוּ־זִ֖מְרָה וּתְנוּ־תֹ֑ף כִּנּ֖וֹר נָעִ֣ים עִם־נָֽבֶל |
4 | תִּקְע֣וּ בַחֹ֣דֶשׁ שׁוֹפָ֑ר בַּ֜כֶּ֗סֶה לְי֣וֹם חַגֵּֽנוּ |
5 | כִּ֚י חֹ֣ק לְיִשְׂרָאֵ֣ל ה֑וּא מִ֜שְׁפָּ֗ט לֵֽאלֹהֵ֥י יַֽעֲקֹֽב |
6 | עֵ֚דוּת | בִּֽיה֘וֹסֵ֚ף שָׂמ֗וֹ בְּ֖צֵאתוֹ עַל־אֶ֣רֶץ מִצְרָ֑יִם שְׂפַ֖ת לֹֽא־יָדַ֣עְתִּי אֶשְׁמָֽע |
7 | הֲסִיר֣וֹתִי מִסֵּ֣בֶל שִׁכְמ֑וֹ כַּ֜פָּ֗יו מִדּ֥וּד תַּֽעֲבֹֽרְנָה |
8 | בַּצָּרָ֥ה קָרָ֗אתָ וָֽאֲחַ֫לְּצֶ֥ךָּ אֶֽ֖עֶנְךָ בְּסֵ֣תֶר רַ֑עַם אֶבְחָֽנְךָ֨ עַל־מֵ֖י מְרִיבָ֣ה סֶֽלָה |
9 | שְׁמַ֣ע עַ֖מִּי וְאָעִ֣ידָה בָּ֑ךְ יִ֜שְׂרָאֵ֗ל אִם־תִּשְׁמַע־לִֽי |
10 | לֹֽא־יִהְיֶ֣ה בְ֖ךָ אֵ֣ל זָ֑ר וְלֹ֥א תִֽ֜שְׁתַּֽחֲוֶ֗ה לְאֵ֣ל נֵכָֽר |
11 | אָֽנֹכִ֨י | יְהֹ֘וָ֚ה אֱלֹהֶ֗יךָ הַ֖מַּֽעַלְךָ מֵאֶ֣רֶץ מִצְרָ֑יִם הַרְחֶב־פִּ֜֗יךָ וַֽאֲמַלְאֵֽהוּ |
12 | וְלֹֽא־שָׁמַ֣ע עַמִּ֣י לְקוֹלִ֑י וְ֜יִשְׂרָאֵ֗ל לֹא־אָ֥בָה לִֽי |
13 | וָֽאֲשַׁלְּחֵהוּ בִּשְׁרִיר֣וּת לִבָּ֑ם יֵֽ֜לְכ֗וּ בְּֽמֽוֹעֲצֽוֹתֵיהֶֽם |
14 | ל֣וּ עַ֖מִּי שֹׁמֵ֣עַ לִ֑י יִ֜שְׂרָאֵ֗ל בִּדְרָכַ֥י יְהַלֵּֽכוּ |
15 | כִּמְעַט אֽוֹיְבֵיהֶ֣ם אַכְנִ֑יעַ וְעַל־צָֽ֜רֵיהֶ֗ם אָשִׁ֥יב יָדִֽי |
16 | מְשַׂנְאֵ֣י יְ֖הֹוָה יְכַֽחֲשׁוּ־ל֑וֹ וִיהִ֖י עִתָּ֣ם לְעוֹלָֽם |
17 | וַיַּֽאֲכִילֵהוּ מֵחֵ֣לֶב חִטָּ֑ה וּ֜מִצּ֗וּר דְּבַ֣שׁ אַשְׂבִּיעֶֽךָּ |
Версия короля Джеймса
Ниже приводится полный английский текст Псалма из Библия короля Якова.
Главному музыканту Гиттита,
Псалом
Асафа.
- Пойте Богу силе нашей; воскликните Богу Иакова радостно.
- Возьми псалом и принеси тимпан, приятную арфу с псалтирьем.
- Трубите в трубу в новолуние, в назначенное время, в наш торжественный праздник.
- Ибо это было постановление для Израиля и закон Бога Иакова.
- Это он поставил в Иосифе для свидетельства, когда он шел по земле Египетской: где я слышал язык, которого не понимал.
- Я снял с него плечо с ноши: руки были сняты с горшков.
- Ты вызвал беду, и Я избавил тебя; Я отвечал тебе в тайном месте грома: я испытал тебя на водах Меривы. Села.
- Слушай, народ мой, и я засвидетельствую тебе: о Израиль, если ты послушаешь меня;
- Не будет в тебе чужого бога; и не поклоняйся никакому чужому богу.
- Я Господь Бог твой, выведший тебя из земли Египетской; открой уста твои, и Я наполню их.
- Но мой народ не послушал моего голоса; и Израиль не хотел бы меня.
- Я предал их похотям их сердец, и они поступали по своим советам.
- О, если бы мой народ послушал меня, и Израиль пошел бы моими путями!
- Я должен был вскоре покорить их врагов и повернуть руку против их врагов.
- Ненавистникам Господа следовало бы покориться Ему, но время их должно было быть вечным.
- Он должен был кормить их также лучшими из пшеницы; и медом из скалы, если бы Я насытил тебя.
Нумерация стихов
в Еврейская библия, Псалом 81: 1 содержит обозначение
Главному музыканту Гиттита,
Псалом
Асафа.
(KJV)
С этого момента Псалом 81: 1–16 в английской версии соответствуют стихам 2–17 в тексте на иврите.
Читаем Псалтирь. Псалом 81
Аудио |
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири. Дорогие братья и сестры, мы продолжаем изучать Псалтирь и сегодня поговорим о 81-м псалме. Он имеет надписание: псалом Асафу, 81. Псалом удивительный. Здесь псалмопевец Давид пророчествует об иудейском народе – о том, как Господь благоволил этому народу дать судей, и если народ не живет по Закону Божию, то вся благодать и сила у него забирается, он становится отверженным, а все, что давал ему Господь, отдается тому народу, который готов хранить истину и соблюдать верность Господу.
«Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит». Почему псалмопевец говорит такие слова? Бог у нас один. В сонме каких богов Он встал? Господь называет богами избранный еврейский народ. Господь называет богами судей и начальствующих, которым дает особую власть и попечение о народе. Только Бог может судить человека, ведь Бог является Творцом, Подателем всех благ, и Он имеет право судить, давать правильную оценку. Но чтобы не было обиженных на земле, чтобы кто-то мог за людей заступаться, Бог дает Свое право судить начальствующим и судьям, конечно, с надеждой на то, что они будут соблюдать Закон Божий. От этого в древности и вырабатывалось всякое законодательство, согласное со Священным Писанием – законы принимались не так, как человек хотел, не так, как человек видел некое устройство или наказание за определенное преступление, а всякий поступок соизмерялся с Законом Божиим.
Человек сам по себе не может судить никого – у него нет такой власти, нет такого права. И если и есть начальствующие, судьи, то только по повелению Божию, Бог дал им некие Свои права, чтобы они это совершали, но совершали праведно, так, как бы совершил Господь, если бы был посреди нас. А если человек, обладающий такой властью от Бога, не будет совершать данное в правде, то такого человека Бог будет судить. «Посреде же боги разсудит», то есть в среде самого народа Господь спросит с такого человека за то, что тот совершил неправедные дела. И здесь говорится вообще о роли судьи: что он должен делать, как производить судопроизводство, относиться к тем, кто приходит к нему за помощью. И здесь еще раз хочется сказать, что всякое законодательство должно строиться именно так, как Господь нам говорит – через призму Священного Писания.
«Доколе судите неправду и лица грешников приемлете?» Здесь Господь через псалмопевца обличает судей, которые даны, чтобы защищать бедного, нищего, того, кого обижают в этой жизни. Однако судьи бывают лицеприятны: смотрят на лицо, на положение и защищают грешников, чем совершают великое беззаконие. Поэтому с древности была такая сильная ответственность на судье. Судья всегда должен быть праведным человеком и праведно подходить к своей работе, к своему послушанию, это не обычное послушание, а послушание от Самого Бога – на него возлагаются права Самого Господа.
«Судите сиру и убогу, смирена и нища оправдайте: измите нища и убога, из руки грешничи избавите eго». Господь особенно обращает внимание, чтобы по правде судились не имеющие защиты в этой жизни. Сиру – это сироте: он остался один, у него нет сильной руки, которая не давала бы его в обиду. Поэтому и поставляются судьи, которые в первую очередь должны быть на стороне сироты, а не грешного и беззаконного человека, желающего обидеть его. «Убогу, смирена и нища оправдайте» – того, за кого некому заступиться. Это, конечно, и вдовы: они, как правило, самые уязвимые, их очень часто обижают, за них некому заступиться, они потеряли всякую опору и надежду в этой жизни – это самые незащищенные слои населения, и они нуждаются в помощи. И если среди людей нет никого, то Господь поставил Своих наместников, судей, вот они и должны всячески стремиться защитить и сироту, и вдовицу, и смиренного, и нищего, и убогого.
Причем Священное Писание дает некое разделение: нищий – это человек, который был богат и обнищал. Не всякий, обладающий богатством, остается богатым до конца своей жизни. Богатство, как песок в руке, очень быстро уходит, и человек в любую минуту может стать нищим, нуждающимся в этой жизни. Вот за такого человека, который некогда был богат, а сейчас обнищал и не может за себя постоять, судья должен заступаться. А бедный человек – это тот, кто добывает средства на свое пропитание, и больше у него средств нет ни на что; он как бы и не нуждается в подаянии, но не может нанять себе адвоката, проявить силу в этом обществе – оно принимает только материальные богатства. Так что и бедный человек тоже остается беззащитным.
И Священное Писание говорит нам, что судья должен не столько являть правду, сколько быть защитником беззащитных в этой жизни. И закон должен устраиваться так, чтобы защищать самых незащищенных, а не тех, кто обладает достоинством. В Священном Писании не говорится, что судья должен защитить начальствующего, пророка или священника: предписывается, чтобы им воздавали честь, послушание. Они могут потерпеть некую неправду в своей жизни, это им дается для духовного возвышения, ведь все остальное на их стороне. Судья выполняет закон, что должен защищать самых незащищенных в этой жизни, на которых очень легко списать любую неправду, любое беззаконие, и они не смогут оправдаться в этой жизни. Жизнь их и так не балует, они находятся в постоянном недостатке, сама жизнь их уже наказывает и лишний раз наказывать таких людей грех.
Поэтому Господь дает судей и выдвигает к ним требования. Это очень правильно, когда судья остается свободным, чтобы на него не могла давить никакая государственная система, градоначальники не диктовали свою волю. В то же время судья должен быть высоконравственным человеком, религиозным, если хотите, знающим Священное Писание: чтобы понимать, какая у него роль и ответственность не только перед обществом, но и перед Небом: не только общество наделило тебя таким правом, но, в первую очередь, Господь установил институт судей на земле, Он поделился Собственным правом. И нести ответственность, в первую очередь, ты будешь перед Ним. Эта ответственность настолько велика… Она лежит на судье, она лежит на человеке, который начальствует в обществе, будь он начальником религиозного общества, светского общества, какой-то организации, какого-то предприятия, завода. На судье лежит ответственность совершить правильный суд. А чтобы совершить его, нужно правильно подходить к тому делу, которое тебе предлагается: не имея каких-то внутренних предосуждений, привязанностей или внутренней неприязни к тому или иному человеку. Для судьи и начальствующего очень важно иметь бесстрастие, чтобы не было какого-то пристрастия к человеку: тогда очень легко неправедно осудить или оценить труды человека. Как бы ты внутренне себя удовлетворяешь, свое мнение, но никогда не удовлетворишь Закон Божий. А Закон Божий совершенно другой.
Здесь мы видим, насколько тонко построена эта система у Господа: Он дает судье не искать правду между бедным и богатым, между человеком, который занимает особое место в этом обществе, и тем, кто не имеет покровительства, защиты. Судьи как раз даются для того, чтобы защитить не имеющих защиты в жизни, действительно уязвимых от сильных века сего. Вот такое требование выдвигается Господом к самой судебной системе.
Я думаю, этот псалом особенно должен знать всякий судья и обращать внимание на слова, которые Господь дает через пророка Давида, и посвящает целый псалом рассуждению о судьях. Он говорит: если вы будете неправильно поступать, то будут последствия, и не только в том, что ты будешь отвечать за это на Страшном Суде, но и в земной жизни, и они страшны не только для тебя как судьи, а для всего народа, для всего общества. То есть у судьи вот такая огромная ответственность: он судит не простой народ, а народ Божий. Здесь псалмопевец говорит непосредственно о народе израильском, но, конечно, он пророчествует и о народе христианском: богами по благодати называются и избранный народ, и народ христианский – народ, не могущий стать богом по существу, но по благодати, по качествам, которыми Господь наделяет человека, он может уподобиться ему, ведь человек создается по образу и подобию Божиему.
«Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят: да подвижатся вся основания земли». Здесь уже идет обличение от псалмопевца: «Вы не узнали волю Божию и не уразумели, поэтому ходите во тьме, не понимаете для чего вас Господь поставил, продолжаете жить так, как живет весь светский мир. Вы защищаете сильных века сего, вы помогаете умножать их богатства, отбирая последнее у тех, кто не имеет, вы наносите обиду и скорбь вдовам и сиротам, хотя вы должны встать на их сторону».
К сожалению, эта тьма – не только от судей, но и от начальствующих. Здесь Господь делает некую связку: у нас нет свободного судьи, он зависит от начальствующего. В нашем обществе судьям указывают и политическая власть, и государственная власть: так, как они скажут, судья и должен решать; ему дается небольшая амплитуда приема решений, но за ее границы он не должен преступить. Если судья видит неправду, когда нужно проявить милосердие, чтобы помочь спасти человека (например, не лишить вдовы единственного сына, как-то облегчить ее страдания – она не может ничего представить суду, чтобы защитить своего ребенка, который и так уже находится в великой скорби: вдова имеет одного ребенка и, может быть, где-то не совсем полностью выложилась, чтобы воспитать или удержать ребенка от какого-то несерьезного проступка, за который он мог бы понести более легкое наказание), в нашем обществе не каждый судья может проявить такое мягкое решение – нет свободы, есть «прямое указание», и если судья принимает решение, не согласное с теми внутренними нормативами или определенными наказами, то его вызывают на коллегию судей, наказывают или лишают права быть судьей.
Об этом здесь и говорит псалмопевец: «…не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят» – не могут принять решение. И во тьме ходят, принимая решение совершенно другое: защищают тех, кто должен быть наказан, кто отбирает последнее, и выдвигают вину против тех, кого нужно защищать. Такие решения полностью противоречат замыслу и милости, которые Господь дал человеческому обществу, наделив определенных людей Своей Божественною властью судить и давать оценку поступкам человека. За это наказывается не только судья, но вся земля и человеческое общество. Каким образом наказываются, дальше об этом очень хорошо говорит псалмопевец: «…да подвижатся вся основания земли». Если даже судьи творят неправду, тогда мы нигде не можем найти правды: судьи – судейские наместники Бога на земле, и если они творят неправду, беззаконие, то от этого происходят изменения в самой природе, и начинает страдать человеческое общество. Вот одна из причин того, что на земле происходит много катаклизмов и страданий, и по мере их увеличения мы можем говорить, насколько увеличивается зло на земле, насколько судьи становятся неправедными и судят людей не по правде – ни Божией, ни даже человеческой.
«Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси». Псалмопевец говорит прекрасные слова через Господа, говоря словами Господа: бози есте, и сынове Вышняго вси. Здесь обращение ко всему народу! «Подумайте, кто вы: не просто обыкновенный народ, вы – народ избранный». Мы говорим о ветхозаветном народе, что он избранный. Если мы говорим о христианах, они тоже избранный народ. И Господь называет нас не просто рабами Своими, Он говорит: вы бози, вы имеете обилие благодати Божией, образ и подобие Божье, вы сынове Вышняго вси. А если мы дети Божии, то мы должны стремиться поддерживать в себе образ и подобие Божии: должны стремиться жить в правде, в исполнении Закона Божия, трудиться над собою денно и нощно, чтобы наша святость была тем, что нас убеляет, и не приводит на суд, но оправдывает без суда, если мы достойно несли свое особое звание, которым Господь наделил нас. А у нас происходит обратное. Поэтому дальше и пишет псалмопевец:
«Вы же яко человецы умираете, и яко един от князей падаете» – как обыкновенные люди, которые не познали Бога, которым не открылся Христос, кто живет по своей воле, по своим страстям, не признавая ничего Божественного в своей жизни, занимаясь земными делами, вы умираете. Всякая гордыня и страсти человеческие настолько увлекают, поэтому и смерть-то у них страшная, и наказание грядет, и Страшный Суд будет неизбежен. Поэтому Он говорит: «Чем вы отличаетесь? Я вам дал такое высокое звание, Я вас назвал богами, назвал сынами Всевышнего, а вы живете, как обычные люди, и умираете, как грешники, а не как познавшие Бога и служащие Ему». Яко един от князей падаете – кто един от князей упал? Кто был великим владыкой? Денница был выше всех ангелов – они ему подчинялись, а из-за своей гордыни он пал. Вот так и мы: если в нас гордыня человеческая, мы падаем так, как един от князей – уподобляемся врагу рода человеческого и нарушаем замысел, не идем вслед за Христом, Который пострадал ради нашего спасения.
И заканчивает псалмопевец этот псалом удивительными словами:
«Воскресни, Боже, суди земли: яко Ты наследиши во всех языцех». Давид говорит уже о воскресении Христовом, он просит, чтобы Христос воскрес и через апостолов Своих произвел суд над этим миром, над князем этого мира, чтобы была победа над врагом рода человеческого, который всех увлекает за собой – и тех, кого Господь избрал для Себя, делает обыкновенными человеками, умирающими обычной смертью. Псалмопевец просит, чтобы Господь пришел и произвел Суд, – Суд праведный уже над всеми народами земли, яко Ты наследиши во всех языцех. Наследие Христово – это все верующие в Него и творящие волю Божию, говорит Иоанн Златоуст.
Вот такой удивительный псалом, дорогие братья и сестры, предлагает нам псалмопевец, с очень глубокими рассуждениями, очень важными, особенно для нашей современной жизни. Наверное, важен он и для государственных деятелей, управляющих всей государственной системой: с одной стороны, есть юридическое право, есть государственные, политические подходы к определенным сторонам жизни. Но никогда не нужно забывать, что есть еще и Закон Божий, и повеления Божьи. И то устройство общественной жизни, которое мы имеем, создается не только какими-то демократическими или историческими подходами нашей жизни, а именно согласно Библейской истории жизни народа, который Господь избрал и который Сам водил по путям этой жизни, и показал, как нужно подходить к тем или иным вопросам, кого Он наделил какими правами, какую ответственность несет человек, какую направленность в своей деятельности он должен занимать. Когда все это будет приводиться в соответствие с Законом Божиим, тогда жизнь на земле будет умиряться, тогда природа будет жить в гармонии вместе с нами, и не будет проблем, с которыми мы сталкиваемся постоянно.
Храни вас всех Господь, дорогие братья и сестры, – и, Бог даст, до новых встреч!
Записала Нина Кирсанова
Комментарий
Упоминание о новолунии и полнолунии, а также о звуке трубы в стихе 3 может отражать празднование Нового года и кущей.[3] Обучение в стихах 9-10 похоже на начало Декалог, хотя «слова для« чужого »бога и« чужого »бога отличаются от слов« другие боги »в Исходе 20 и Второзаконии 5 глаголом« поднял [тебя] »и обратным порядком фраз.[3]
Начало псалма похоже на гимн (стихи 1–5b), за которым следует оракул (стихи 5c – 16). В частности, стихи 6-10 описывают «избавление Божьего народа от Египта», тогда как стихи 11-16 напоминают о прошлом непослушании народа и обещают одержать победу над своими врагами, если они будут подчиняться Богу.[3]
Веселые фестивали 5716 штамп — 60 мил — Рог барана с надписью на вкладке: «Трубите в трубу в новолуние, в назначенное время, в наш торжественный праздник» Псалом 81: 4.
- Псалом полностью читается в Шир Шел Йом из Четверг.[4]
Роберт Годфри, Синклер Фергюсон и некоторые другие делают его поэтическим центром Псалтири, являясь средней книгой (книга 3 из 5), средним псалом (8 из 17) и даже указывают на средние стихи этого Псалма (Псалом 81: 8, стр. 9 со словами «если бы только мой народ слушал»).[5]
Толкование
Судьи осуждают стихи 81-го псалма эмоционально. Каждый стих автора включает обращение к судьям и другим влиятельным людям в Израиле.
- Стихи 2-5: Асаф повторяет, что судей называют «богами», потому что от них исходит Божья воля, и они судят согласно закону, данному Богом. Так что они рассуждают по справедливости, а не по собственному разумению, чтобы помиловать ни в чем не повинных бедняков, но наказать грешников. В стихе 5 автор подчеркивает, что судьи все хорошо знают и понимают, но подвержены искушению греха. Вот почему они расшатывают основы гражданского общества и приносят пользу произволу и насилию.
- Стихи 6-7. Автор говорит о предупреждении Бога о несправедливых судьях. Несмотря на то, что они были избраны, они будут низложены за свои грехи, как и все правители, не выполнившие возложенные на них обязанности.
- Стих 8: Последний стих содержит призыв к Верховному судье и призыв восстановить справедливость не только для израильтян, но и для всех Его детей.
- Стих 1: Автор напоминает нам, что Бог — верховный судья, судящий «армию богов», которую тот, кто владеет властью, определяет себя. Асаф напоминает, что судьи земли были назначены Богом, а не кем-либо другим.
Использует
Иудаизм
- Читается на Рош ха-Шана в некоторых традициях.[6]
- Читается на шестой день Суккот в некоторых традициях.[7]
- Стих 2 является частью Мишны. Тамид 7:4.[8]
- Стих 3 — это часть благословений перед Шма на второй день Рош ха-Шана.[9]
- Стихи 4-5 относятся к дневному времени. Кидуш на Рош ха-Шана.[10]
- Стих 5 находится в Муссаф Амида на Рош ха-Шана.[11]
- Стих 11 — седьмой стих Hoshia Et Amecha в Песукей Дезимра.[12]
Музыкальные настройки
Стихи 1-4 были установлены Адриан Баттен в священном гимне под названием «Пой радостно».[13]
использованная литература
- Новая версия короля Джеймса
- «Теиллим — Псалмы — Глава 81». Chabad.org. 2022. Получено 26 января, 2022.
- ^ абc
Родд, С. С. (2007). «18. Псалтирь». В Бартон, Джон; Муддиман, Джон (ред.).
Оксфордский библейский комментарий
(первая (мягкая обложка) ред.). Издательство Оксфордского университета. п. 389. ISBN 978-0199277186 . Получено 6 февраля, 2019. - The Complete Artscroll Siddur стр. 166
- https://www.ligonier.org/learn/series/learning-love-psalms/psalm-81-word-center/
- The Artscroll Tehillim стр. 329
- The Artscroll Tehillim стр. 329
- The Complete Artscroll Siddur стр. 479
- Полный свиток Artscroll Machzor для Рош ха-Шана, стр. 273
- Полное собрание Artscroll Siddur, стр. 493
- Полный свиток Artscroll Махзор для Рош ха-Шана, стр. 458
- The Complete Artscroll Siddur стр. 64
- «О пой, радостно (Адриан Баттен)». CPDL
. Получено 14 июн 2022.