В еврейской Торе, латинской и славянской Библии авторство Псалма 101 не указано. Существует несколько вариантов — одни исследователи считают, что его написал царь Давид, другие приписывают эту главу Псалтири пророку Неемии или Даниилу. Они придерживаются мнения, что псалом написан во времена вавилонского пленения, поскольку в нем говорится о разрушенном Иерусалиме и пустой Скинии (священное место для иудеев и христиан).
Об авторе О книге
Текст молитвы псалом 101
На церковнославянском языке
Молитва нищего, когда он в унынии, и перед Господом он изольет свою молитву
1 Господи, услышь мою молитву и мой призыв к тебе прийти.
2 Не отводи от меня лица Твоего: в тот день, когда я скорблю, обрати ко мне ухо: в день, когда я взываю к тебе, услышь меня скорее.
3 Как дым исчез, как мои дни, и мои сухие кости, как иссохшие.
4 Меня ужалили, как траву, и сердце мое не мешало, потому что я забыл принести свой хлеб.
5 Услышав голос моего вздоха, мои кости прижались к моей плоти.
6 Как пустынная сова, как ночь, лежащая на воде.
7 Бдэ и бых, как особенная птица в этом месте.
8 Весь день укоряйте меня и хвалите меня вместе со мною.
9 Пепел Зейна подобен хлебу с ядами, и мой напиток растворяется в слезах.
10 От присутствия твоего гнева и твоего гнева: ты низводишь меня, как если бы ты возвышал.
11 Дни мои, как отошла тень, и я, как засохшее сено.
12 Но Ты, Господи, останься вовек, и память твоя на поколения и поколения.
13 Ты воскрес в дом Сион, когда время укрыть его, когда придет время.
14 Как ваш раввин был доволен своим камнем, и его прах вредит ему.
15 И убоятся народы имени Господа и всего царя земли славы твоей.
16 Ибо Господь построит Сион и явится в славе Своей.
17 Вознаграждайте смиренных за молитву и не пренебрегайте молитвой их.
18 Это будет написано для поколения, и люди, живущие в здании, будут славить Господа.
19 как князь из высот своих святых, Господь с неба на землю, чтобы увидеть его,
20 Слушайте стенание скованных, позвольте сынам убитых,
21 провозглашать имя Господа на Сионе и хвалу Ему в Иерусалиме.
22 Собирались всегда как народ и как царь, дикобраз дела Господня.
23 Отвечу ему путем силы его: возвести убыль дней моих.
24 Вы не поднимете меня на передний план дней моих: в род ваших лет.
25 В начале, Господи, Ты основал землю, и дела рук твоих — небеса.
26 Они погибнут, а вы останетесь: и все, как одежда исчезнет, и как если бы я оделся в одежду, изменю.
27 Но вы такие же, и годы ваши не подведут.
28 Сыновья раба твоего наследуют, и потомство их будет исправлено на веки.
На русском языке
Молитва нищего, когда он впадает в уныние и изливает свою молитву перед Господом.
1 Господи, услышь мою молитву, и пусть мой крик дойдет до Тебя.
2 Не отводи от меня свое лицо, в тот день, когда у меня болит, обращай ко мне ухо, в тот день, когда я взываю к тебе, послушай меня быстро.
3 Ибо дни мои прошли, как дым, и кости мои засохли, как хворост.
4 Меня стригли, как траву, и сердце мое иссохло, так что я забыл есть свой хлеб.
5 Услышав голос моего стона, мои кости прижались к моей плоти.
6 Я стал как пеликан в пустыне, я стал как сова в развалинах.
7 Я не спал и стал как птица, сидящая одна на крыше.
8 Весь день враги мои оскорбляли меня, и хвалившиеся мной клялись мной.
9 Ибо я ел пепел, как хлеб, и растопил питье мое со слезами
10 из-за гнева вашего и гнева вашего, за то, что вы меня превозносите, вы низложили меня.
11 Дни мои искривлены, как тень, и, как трава, я засох.
12 Но Ты, Господи, останься вовек, и память о Тебе пребудет в поколениях и поколениях.
13 Ты, воскресший, помилуй Сион, ибо пришел час помиловать его, ибо пришел час,
14 ибо ваши рабы возлюбили камни ее и сжалились над прахом ее.
15 И убоятся народы имени Господа и всех царей земли во славу твою,
16 Ибо Господь построит Сион и явится в славе Своей.
17 Он смотрел на молитву смиренных и не пренебрегал их молитвой.
18 Они пишут это для другого поколения, и люди построенные будут славить Господа,
19 Когда он поклонился со святых высот своих, Господь взглянул с неба на землю,
20 услышать стоны узников, чтобы спасти детей убитых,
21 возвещать имя Господа на Сионе и хвалу Ему в Иерусалиме,
22 когда собираются народы и цари служат Господу.
23 Он обращался к нему по дороге, в дни его силы: «Я расскажу себе о своих немногих днях;
24 Не забирайте меня среди дней моих: годы ваши переходят из поколения в поколение».
25 В начале, Господи, Ты основал землю, и небеса — дело рук твоих;
26 Они погибнут, а ты останешься, и все, как одежда, испортится, и, как одежду, ты скатываешь ее и меняешь.
27 Но ты такой же, и твои годы не кончатся.
28 Сыновья твоих рабов найдут убежище, и потомки их будут твёрдо укреплены вовеки.
Толкование
Объемная молитва требует пояснений, поэтому толкование стихов псалма 104 позволяет понять все величие Господа.
Стихи 1-5: в них певец призывает народ Божий возвестить всему миру о великих делах Господа. Славить его и рассказать народам о нем, о создании земли и роли Всевышнего в отношении всего человечества. Люди должны хвалить Бога, в знак благодарности и признательности. Задача людей – поиски Бога и веры. Только они помогут ощутить радость бытия, облегчить страдания и вселить надежду на лучшую жизнь.
Стих 6: принести благую весть людям было поручено потомкам Авраама. При этом имелось в виду не фактическое потомство его семьи, а представители всех народов, которые приняли христианство, независимо от возраста и половой принадлежности. Рабы Господни должны нести слово Божие другим людям, разъясняя правду о нем.
Стихи 7-11: Обещания Господа святы, и речь идет об обещании, данное Аврааму. Он и его потомки должны получить в вечное пользование землю Ханаанскую, но это произойдет в свое время, но это произойдет тогда, когда будет установлен миропорядок Божий при правлении Иерусалима.
Стихи 12-15: Бог свято оберегал потомство Авраама с того момента, когда численность рода была еще невысока. Дети Авраамовы чувствовали себя чужими среди окружающих. Господь запрещал причинять им вред.
Стихи 16-19: речь идет о возвеличивании Иосифа в Египте, которому Господь приготовил серьезные испытания, в том числе – тюрьма.
- Стихи 20-21: чтобы предстать перед глазами египетского фараона, Иосиф прошел испытания, назначенные Господом. Таким образом, Бог смог убедиться в верности Иосифа делам Божьим.
- Стих 22: в Египте Иосифу было доверено обучение вельмож, что не удивительно, ведь Иосиф был проводником мудрости Господа.
- Стихи 23-24: в нем рассказывается о решении Божьем сохранить чистоту крови израильского народа, даже если его представители живут на чужой земле. Смешение его крови с иноземцами считалось недопустимым, что значительно усилило израильский род.
- Стихи 25-27: в установленное время Господь принял решение о том, чтобы израильтяне покинули Египет. Проводником его стал Моисей, в помощь ему был придан Аарон. Бог послал им свои знамения, которые должны были указать время его прихода в Израиль.
- Стихи 28-36: Господь обрушил на Египет, где усомнились в истинности его Слова, свои кары: он наслал тьму, превратил воду в кровь и умертвил рыбу, лишив вероотступников пропитания. Вместо дождя был послан град, вызвавший гибель виноградников и плодовых деревьев, а также наслал другие кары, которые впечатлили народ Израиля и вселили веру в силу Божью.
- Стихи 37-38: в них говорится о том, что после совершения десяти казней над египтянами израильтяне были выведены из Египта. Они были очень рады этому, так как устали от зрелища казней и были напуганы силой Божьей.
- Стихи 39-44: защитил Господь израильтян, отправившихся к земле обетованной, посылал им пищу и питье по дороге в Ханаан, выполняя тем самым обещание, данное Аврааму. И дал в наследие землю, где не требовалось трудиться – она уже была готова для жизни на ней.
- Стих 45: все, что произошло с народом Израиля, было предусмотрено обещанием Аврааму, чтобы люди жили по правилам Божьим, соблюдали их, получая при этом благословение Господне.
Советуем изучить Молитвы, чтобы ребенок спал спокойно ночью
История написания
Нет точных сведений об авторстве 101 Псалма, мнения экспертов разделились на две области. Анализ других Священных Писаний и песен из Псалтири показал неоднозначные результаты. Некоторые склонны полагать, что песня была написана царем Давидом во время восстания его сына Авессалома, который не только привлек на свою сторону многих придворных, но и преследовал своего отца. Предательство сына было страшным ударом для Давида, многие вельможи отвернулись от него, даже армия подчинилась Авессалому, который хотел свергнуть его отца. Одинокий, преданный, вынужденный скрываться, Давид был побежден и сломлен, он молился Господу о помощи и защите, не находя спасения ни в чем другом.
Другая часть богословов считает, что текст Псалма 101 относится к событиям вавилонского плена евреев. Они приписывают пение пророкам Даниилу или Неемии, но даже здесь нет точности.
Толкование
Псалмопевец возносит благотворение Богу от лица собравшейся для жертвоприношения общины верных людей. В тексте песни Господь превозносится как Избавитель.
В псалме 106 можно выделить четыре эпизода или части (стихи 4-9, 10-16, 17-22, 23-32). Они выстроены в единую композицию по образцу: наказание за грехи в виде страданий, молитвы о спасении, само спасение. Автор, создавший этот псалом, стремился донести до своих соотечественников мысль о необходимости возносить хвалу Господу и смиренно повиноваться Ему.
Для более подробного толкования псалма 106 следует рассмотреть его стихи по отдельности:
- Стихи 1-2 – автор обращается к Богу, восхваляет его.
- Стих 3 – псалмопевец рассказывает о Чермном море, через которое пришлось пройти еврейскому народу при выходе из Египта и о четырех сторонах света, откуда Господь снова собрал евреев в Благословенную Палестину.
- Стихи 4-7 – описывают картину нравственного угнетенного состояния евреев, их стремление к родной Палестине.
- Стихи 7-8 – автор говорит о том, что Господь указал еврейскому народу прямой путь для возвращения на родину.
- Стих 9-19 – в этих стихах описывается чувство радости людей при возвращении на Родину, говорится о том, что мольбы страждущих были услышаны.
- Стихи 19-22 – псалмопевец проводит сравнение между пребыванием в плену и нахождением в мрачной камере тюрьмы, в которой «заключенный» неизменно бы погиб, если бы не «слово Господа».
- Стихи 23-32 – в этих стихах описывается необеспеченная и бесправная жизнь евреев в плену, их спасение Господом.
- Стихи 33-34 – рисуют картину опустошенной войнами Палестины.
- Стихи 35-38 – псалмопевец с радостью говорит про то, что упорный труд еврейского народа преобразил Палестину, и Бог наградил людей, послав обильный урожай;
- Стихи 39-43 – автор рассказывает, что прежние поработители погибают, а еврейский народ восстанавливается.
Советуем изучить Правда ли, что мы болеем за свои грехи?
В тексте псалма 106, рассказывающего историю пленения и исхода из него еврейского народа, ясно показывается рука Господа, оказывающего покровительство благочестивым людям и помогающего им.
Когда читать псалом 101?
Для лучшего понимания дома разрешается читать Псалом 101 на русском языке; во время богослужений песни исполняются в старославянской версии. Текст следует вспоминать в следующих ситуациях:
- в случае проблем и трудностей, когда кажется, что решения проблемы нет.
- когда нет уверенности в завтрашнем дне и надежды на лучшее;
- с потерей желания жить, разочарованием в жизни;
- в трудную минуту, когда отчаяние и отчаяние одолевают;
Перед иконами рекомендуется читать Псалом 101, можно зажечь свечу или лампаду. Важно понимать, что эта молитва — не жалость к себе и утешение, а молитва о помощи и покаянии.
Толкование псалма 101
Чтобы проанализировать песню, истолковать 101 Псалом, вам следует обращаться к каждому стиху отдельно.
Первые стихи описывают неудачное положение автора, при этом мы не должны забывать подпись под текстом Псалма 101, которая показывает, что у всех, и у царя, и у пастыря, есть трудности в жизни. Бедствия и несчастья, описанные в этих строках, показывают отчаянное положение псалмопевца, его уныние и его бессилие перед лицом врага. Автор говорит о себе как о чем-то сухом и обгоревшем, которое может превратиться в пыль от случайного прикосновения или порыва ветра. Также следует сравнение с пеликаном, обитателем глубоких мест, найденным в пустыне. Эти строки соответствуют как истории еврейского народа, отрезанного от дома и лишенного будущего, так и жизни царя Давида, покинутого всеми и преследуемого своим сыном.
Истинное покаяние прослеживается в стихах, автор признает свою вину перед Господом и свое всемогущество. Но не утихает молитва о прощении, о милости Божией, которая является единственным спасением как для человека, так и для всего народа.
В стихах 17-24 Псалма 101 автор обретает надежду и уверенность в будущем. В нем говорится, что Господь услышит молитвы, избавит верующих от бед и проклятий и накажет грешников за их преступления. Последние стихи прославляют Господа как Создателя и Защитника. Бог вечен, поэтому только в Нем праведники найдут спасение и утешение.
История псалма 100 и его толкование
Авторство приписывается царю и пророку Давиду. Текст псалма 100 написан не только как следствие внезапной смерти служащего царя Давида. Эта песнь имеет и собственный глубокий смысл, который легче понять, разобрав толкование псалма 100 по стихам:
- Первая строка псалма – пророческая. Давид говорит о том, что у Бога сочетаются милость и суд — такие, казалось бы, для обычного человеческого взгляда противоречивые понятия. С одной стороны, Господь всемилостив, но с другой Он – праведный Судья не только дел, но и слов, и даже мыслей.
- Стих 2-3. Если Господь – Судья, то я «буду размышлять о пути непорочном», говорит пророк, буду искать, как хорошо поступать перед Господом, буду очищать свои мысли и чувства. Также царь Давид советует не допускать нечистых, корыстных помыслов, поступать благочестиво. Но воздерживаться следует не только от неправедных поступков, мыслей и чувств, но и от людей, которые поступают лживо.
- В 4 стихе автор советует не придавать внимания лживым внушениям, стараться не вдумываться в них, не принимать близко к сердцу и к уму такие «прилоги». «Уклоняющегося от Мене (то есть от Господа) лукавого не познах», то есть на своем пути пророк не стал узнавать и принимать лживые, злые намерения людей, отступающих от Бога. Псалом советует также молодым и старым «власть придержащим» слушать добрые советы и остерегаться преступных людей, чтобы удалять от себя ложь.
- 5 стих – пророческое завещание удаляться от людей, распространяющих ложные обвинения и сплетни, так как такой человек может сказать ложь и о самом царе, и о своем ближнем.
- В 6-7 стихах Давид подтверждает, что «посаждати», то есть делать добрые, созидательные дела, нужно с верными Богу, достойными людьми с чистыми мыслями. А люди гордые и лживые могут принести вред Божьему делу.
- Слова «Поутру избивал я всех грешников земли» не стоит понимать дословно. «Землей» здесь называется сердце, а «нечестивыми», которых нужно «убивать» с самого утра – злые помыслы, которых мы не хотим иметь, но они сами появляются в сердце, как сорняки из земли. Убивать их нужно без жалости, причем с малолетства, чтобы они не укоренились и не победили «во граде Господнем», то есть в святой душе.