Андрей Рублев – русский иконописец без отчества. Это не удивительно, ведь даже год рождения этого художника известен приблизительно. Об Андрее Рублеве сохранилось довольно мало сведений.
Жил он тихо, скромно и особо не приметно, так что в истории, по большей части, сохранились его иконы, чем его биография. Впервые имя русского иконописца упоминается в летописи в 1405 году, в ней говорится, что Андрей Рублев был приглашен на роспись Благовещенской церкви в Москве.
Он был приглашен не один, ещё призваны к этому благому делу были Феофан Грек – известный иконописец и малоизвестный мастер. С Феофаном Греком Андрей Рублев был тесно связан по жизни и творчеству. Происходило это очень давно, ещё в правление Рюриковичей, а именно Василия I – сына Дмитрия Донского. Эти трое создали самый высокий иконостас по тем временам. Не одну икону создал Рублев для того храма.
Расписывал он и Успенский собор в городе Владимир. Там до сих пор сохранились сделанные им фрески.
Фреска Андрея Рублева «Страшный суд», 1408 год Местонахождение: Успенский собор, Владимир, Россия
Вера Лазаренко – ведущая курса лекций о живописи рассказывает об Андрее Рублеве так:
“Он совершенно особенный. Не зря же говорят, что Рублев выражал высочайшую степень свободы в своем творчестве, которая только возможна была для иконописца”.
И, действительно, он создавал иконы более живые, более человечные, чем многие до него.
Кто такой Андрей Рублев
Историки предполагают, что родился иконописец где-то в 1360 году или около того. Бытуют мнения, что он мог появиться на свет и в 1430 году. Думаю, не столь это важно, ведь куда более ценно то, что оставил этот человек в истории и культуре своей страны.
Родился и вырос он в Великом Княжестве Московском. Некоторые биографы предполагают, что мог он происходить из Великого Новгорода. В те времена фамилии давали по роду деятельности или по имени отца. В русском языке существует слово “рубель” – кожевенный инструмент, из-за чего считается, что фамилия Рублев принадлежит ремесленной семье.
Восковая фигура иконописца преподобного Андрея Рублева / Kvesisskaya.tourister.ru
Как известно, Рублев принял монашество, ему дали имя Андрей, мирское его имя остается неизвестным. По некоторым данным, которые нельзя назвать достоверными, можно предположить, что отца Рублева звали Иван. Тем не менее, остановимся на имени, которое дали иконописцу при постриге в монахи. Можно предположить, что художеству мальчик начал заниматься рано, так как в те времена детей начинали учить в довольно раннем возрасте.
«Рублев» расскажет всем о Православии. Юрий Грымов открыл новый сайт о вере
Приблизительное время чтения: 3 мин.
В Интернете начал работу новый православный ресурс Rublev.com. По замыслу его автора — известного режиссера, сценариста и продюсера Юрия Грымова, — это первая поисковая система, навигатор и база данных по Православию с возможностью общения посетителей между собой.
Юрий Грымов вспоминает, что после своего крещения в 30 лет он хотел пополнить собственные знания о православной вере, но не всегда мог найти нужную ему информацию на многочисленных сайтах.
Столкнувшись с «запутанностью» на многих из них, режиссер решил создать универсальный интернет-инструмент поиска информации о Православии. Это должен быть понятный и удобный путеводитель как для активных верующих, так и для тех, кто только ищет дорогу к храму.
Кроме того, Юрий Грымов говорит, что сайт — только часть большого проекта «Рублев», который предполагает в будущем создание социальной сети, где люди смогут общаться по интересам, телеканала «Рублев», а также бесплатного мобильного приложения, с помощью которого, например, можно было бы следить за ходом богослужения онлайн.
Юрий Грымов, режиссер: Мы должны стать примером для остальных
— Голос православных СМИ должен быть очень конкретным. Люди должны ясно понимать, о чем им рассказывает тот или иной информационный портал. Конкретные, проверенные сообщения и материалы, которые не смогут навредить либо самому читателю, либо тому, о ком пишут.
Известны случаи, когда из-за накала страстей в СМИ люди впадали в депрессию. Поэтому православное СМИ должно быть, прежде всего, ответственным, точным и компетентным. Это должен быть такой ресурс, которое стало бы примером для многих светских, позволяющих себе и бранное слово, и непроверенную информацию, и искаженные факты.
Если честно, сам я не являюсь серьезным пользователем соцсетей. Я считаю, что основательный диалог, на который уходит много времени, надо проводить с глазу на глаз. У меня был опыт общения с людьми в Интернете — и мне он не понравился.
Если передо мной клон, задающий непонятные вопросы или откровенно хамящий человек, то я считаю, что дискуссия не может состояться. Именно поэтому, когда мы запустим собственную соцсеть, мы сделаем только прямую регистрацию. Все остальные варианты — боты и инкогнито — это прошлый век.
Протоиерей Павел Великанов, главный редактор портала «Bogoslov.ru», консультант проекта «Рублев»: Новый сайт — проводник человека в мир Церкви
— Ресурс ориентирован прежде всего на тех людей, которые называют себя православными, но при этом по факту являются совершенно нецерковными. Эти люди испытывают симпатию, определенный интерес к русскому Православию, чувствуют, что Русская Церковь — их родная, но в силу множества причин, в том числе психологических, если и переступили порог храма, то не чувствуют себя в нем, как в родном доме. Церковное пространство для таких людей желанно, но еще недоступно. Для того чтобы помочь им преодолеть эту разницу между желанностью и доступностью и создан портал «Рублев».
Для тех же, кто и сам хорошо разбирается в Православии, он может пригодиться — на сайт можно направить людей, находящихся в духовном поиске. Основной же посыл «Рублева» — это христианское просвещение и воспитание.
Мы надеемся, что, по мере развития ресурса, он станет своеобразным проводником в мир Церкви для тех, кто ищет ответы на ключевые вопросы веры. И смысл создания «Рублева» не в том, чтобы просто дать еще один поверхностный ответ на подобные запросы (что нередко случается в светских, да и в православных СМИ), а в том, чтобы сам уровень ответа был качественно другим. Можно сказать, что это поисковая система с ярко выраженной христианской ответственностью за результат.
Фото с сайта rublev.com
Что известно о творческом пути Андрея Рублева
Когда он расписывал Благовещенский собор вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем, он был младшим из них. По истечении трех лет Рублев уже расписывал собор во Владимире, и к тому времени у него появились помощники и ученики.
У Андрея Рублева был свой индивидуальный стиль иконописи и своё видение религиозных сюжетов. Например, на одной из икон, изображающих рождество Христово, Богоматерь смотрит не на младенца, как на большинстве традиционных картин, а в противоположную сторону. Этим иконописец хотел сказать, что принеся миру спасителя, Богородица обратила взор к молящимся, к людям взывающим к высшим силам.
Считается, что Рублев научился многому у Феофана Грека, который владел особой техникой. Он умел рисовать очень быстро, точно и четко, но перенимать стиль Феофана Андрей не стал, а пошел по своему пути в творчестве. Многие отмечают, что даже палитра была у Рублева особенной – солнечной и радостной. Лики святых у него получались умиротворенными и одухотворенными, с мягкими чертами лица.
Андрей Рублев «Рождество Христово», 1410-е годы Местонахождение: Благовещенский собор Кремля, г. Москва, Россия
Помощником Андрея во многих его работах по росписям храмов был Даниил Черный. С ним он, например, расписывал Успенский собор недалеко от города Звенигорода, собор во Владимире.
В 1408 году татары напали на Русь, многие города были разрушены под натиском ханских войск. Троицкий монастырь, где также работал иконописец, был полностью уничтожен. С ним пропали и все росписи Андрея Рублева. Был разрушен и Успенский собор во Владимире. Когда принялись за восстановление Троицкого монастыря, имя Рублева вновь было упомянуто в летописи, относится это упоминание к 1422 году. Именно при росписи этого монастыря и родилась самая знаменитая икона художника-монаха «Троица».
Андрей Рублев «Троица», с 1425 по 1427 год Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
К церкви Андрей приобщился в юном возрасте, он стал монахом, поэтому семьи и детей у него не было. Мало что известно и о родственниках иконописца, биографы не могут сказать были ли у Рублева братья или сестры.
Дату смерти старорусского художника также точно не называют, но вероятнее всего она относится к 1428 году. В те времена свирепствовала чума, от которой известный иконописец и скончался. Похоронили монаха в Андрониковом монастыре, в котором он выполнял свою последнюю работу.
Иконы и фрески
- Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
- Вознесение Господне, 1408
- Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
- Спас в силах, 1408
- Спас, 1410-е
- Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
- Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
- Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Иоанн Предтеча, 1408
- Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
- Благовещение, 1405
- Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
- Святая Троица, 1410-е. ГТГ
Послесловие
Главными иконописными творениями Рублева считаются «Троица», «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Эти картины сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.
Андрея Рублева считают художником святой Руси, в ту пору, когда живопись не была столь развита в русском государстве, существовала и развивалась иконопись. Благодаря этому простые люди, не имеющие возможности прикоснуться к прекрасному, могли прийти в храм и увидеть святые образы, фрески, иконы и хоть ненадолго погрузиться в мир искусства.
Андрей Рублев «Архангел Михаил с клеймами»
Глядя на творчество Андрея Рублева, можно сказать, что он стал лучом света в царстве темной и строгой иконописи, которая была до него. Иконы Рублева пропитаны каким-то немыслимым теплом и ясностью, он по-особенному передает религиозные сюжеты, вкладывает в них своё видение. Он внес большой вклад в русскую иконописную школу.
Человек, который был упомянут в летописи, явно особенный. На Руси, так сказать, зря бумагу не марали, а записывали лишь существенные события в жизни государства. Канонизировали Рублева в 1988 году, с тех пор 17 июля считается церковным праздником – днем памяти Андрея Рублева.
Творчество
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера культурного подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.
В 1408 году Рублёв совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами создал свою единственно точно датированную и вдобавок сохранившуюся работу — фрески Успенского собора во Владимире (роспись сохранилась частично). Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
В 1425—1427 годах Рублёв, как свидетельствуют летописи, совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы, считающиеся по большей части работой артели; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Вероятно, именно в этот иконостас входила икона «Святая Троица» — его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
Большинство исследователей согласны с тем, что им, скорее всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (около 1395 года, Российская государственная библиотека, Москва).
Прочие иконы и фрески, приписывавшиеся на протяжении XX века кисти Андрея Рублёва, в настоящее время большинство исследователей считает работой школы (артели) или даже просто современников мастера.
Учителем Андрея Рублёва был Феофан Грек
Летописи говорят о том, что Андрей Рублёв работал с такими мастерами, как Прохор-старец и Даниил Чёрный, который был его напарником в странствиях. Однако учитель Андрея Рублёва — Феофан Грек.
Именно от него иконописец получил навыки византийского письма и с его помощью познакомился с византийской изобразительной культурой.
Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества (миниатюра Лицевого летописного свода, 16 век). Феофан Грек прибыл на Русь из Византии
Величайший византийский и древнерусский иконописец, мастер фресковых росписей и миниатюр Феофан грек родился в 1340 году и умер в 1410 году. Родился он в Византии. Именно поэтому он получил на Руси прозвище «Грек».
До приглашения на Русь он жил и работал в Константинополе и других византийских городах. Непосредственно перед прибытием он долгое время жил в Кафе. Это ныне крымская Феодосия. Историки утверждают, что на Русь он приехал вместе с митрополитом Киприаном.
Первоначально он поселился в Новгороде. Это произошло в 1370 году. Здесь он расписывал церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Феофан оказал огромное влияние на развитие всего искусства Великого Новгорода. Это касается как роспись фресок, так иконописи.
Дальнейшие сведения о деятельности Феофана Грека туманны. По некоторым данным, он продолжил свою работу в Нижнем Новгороде, а также посетил Коломну и Серпухов. В начале 1390 года он приехал в Москву. Здесь он расписывала храмы, частные дома, писал иконы и миниатюры для книг.
Видеоролик: Иконописная школа: Феофан Грек, Рублев, Дионисий. На 3.20 минуте автор говорит о том, что Андрей Рублёв, в отличие от Феофана Грека и других иконописцев пишет икону как молитву, как созерцание красоты Божьей.
Андрей Рублёв совместно с Феофаном Греком работал в 1405 году над росписью Благовещенского собора Московского Кремля.
1405
в этом году Рублев работает над росписью Благовещенского собора Московского Кремля
К этому периоду его жизни относится знакомство с византийским иконописцем и обучение у него.
Искусствоведы указывают, что Феофан познакомил Андрея с византийской традицией в изобразительном искусстве. Работая с ним, преподобный отточил технику письма.
Это серьёзно отразилось на формировании стиля Рублёва, который стал приближаться к каноническому византийскому письму.
В дальнейшем преподобный работал самостоятельно или же с русскими мастерами в соавторстве. У него выработался собственный художественный стиль, впитавший в себя лучшие образцы византийского искусства, но не копировавший его.
Для него характерно спокойствие и умиротворенность. Кроме того, все работы Рублёва отличаются идеальной гармонией цвета, пропорции и красоты.
Всеобщее признание
В произведениях Андрея Рублева отражается его мироощущение. Для того времени был характерен культурный прогресс, повышенное внимание к нравственным вопросам. Творчество живописца отражало новое видение духовной красоты и нравственности, оно стало известным и почитаемым не только на родине, но и далеко за ее пределами.
Работы Рублева являются чрезвычайно ценными, их сохранилось очень мало. Многочисленные исследования выявляли его произведения по уникальному стилю. Икона «Троица» – это единственная уцелевшая работа, которая, безусловно, принадлежит кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало споров вызывает факт принадлежности мастеру, состоящего из трех икон Звенигородского чина. В нем прослеживается новый для творчества Рублева драматический след, возможно связанный с событиями того времени (междоусобица на Руси).
Большинство ученых приписывает авторству Рублева «Владимирскую Богоматерь», несколько миниатюр «Евангелия Хитрово». Помимо этих произведений на протяжении последнего столетия выдвигалось множество предположений в пользу кисти Рублева. Теперь все эти работы считаются произведениями школы прославленного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом к подражанию, и многие художники испытывали сильнейшее влияние творчества Рублева. Его произведения несут глубокое духовное содержание и эмоциональность в сочетании с лаконичными и красивыми образами.
В 1947 году на земле Спасо-Андроникова монастыря открыт заповедник, в 1985 – музей древнерусской культуры в честь Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был канонизирован в лике преподобных святых. Фамилию художника носят улицы нескольких российских городов, ему посвящены памятники, о Рублеве сняты фильмы. Также в честь художника назвали кратер на Меркурии.
Канонизация
Поместным собором Русской православной церкви в 1988 году канонизирован в лике преподобных святых.
По православному календарю, память святому совершается три раза в год:
- 4 (17) июля — преставление преподобного Андрея (Рублёва) Московского, иконописца (1428; служба без знака).
- 6 (19) июля — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Радонежских святых.
- В неделю перед 26 августа (8 сентября) — память преподобного Андрея (Рублёва) Московского в Соборе Московских святых.
Смерть и память
Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.
Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.
Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.
В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером Андреем Тарковским снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.