Понятие ектении
В состав большей части православных богослужений входит ектения (молитвенные прошения к Богу). Содержание и последовательность обращений установлена Типиконом.
В православной традиции приняты 8 разновидностей ектении (в зависимости от характера службы):
- великая – 12 прошений;
- сугубая – 8 прошений;
- малая – 3-х;
- просительная – 9;
- заупокойная;
- об оглашенных – 3-х;
- о выходе оглашенных – 1;
- благодарственная – 3-х.
Сугубая означает, что ее прошения к Богу читаются с особой проникновенностью.
Малая – это сокращенный вариант великой, в которой содержится призывы:
- помолиться Господу;
- заступничества, спасения, милости от Бога его благодатью;
- после воспоминания Пресвятой Богородицы и всех святых предать себя воле Господа.
Просительная читается в 2-х вариантах. Каждое прошение заканчивается словами «…у Господа просим».
Заупокойная ектения бывает великая, малая и тройная. В великой заупокойной читаются 13 прошений, в малой и тройной – по 3 прошения, произвольно взятые из текста великой.
В чем отличие от других молебнов?
Главное отличие ясно из названия, если в него вдуматься, молитва – сугубая. Это означает, что человек просит о чем-то господа сугубо, то есть специально. Как правило, такие молитвы посвящены прошению у Бога помощи в разрешении конкретной проблемы в жизни человека или же его близких.
Другое же отличие этого молебна в том, что читается он священнослужителем в соответствии с нуждой верующего. Это означает, что чем страшнее и серьезнее проблема, тем большее время в службе будет выделено для чтения молитвы.
Сугубные прошения и молебны
Особая молитва-просьба, обращенная к Богу во время литургии, называется сугубым прошением. Она касается нужд конкретных людей.
Молитвенные обращения могут быть:
- о любви;
- удачной женитьбе или замужестве;
- поиске работы;
- решении материальных проблем;
- здоровье детей;
- прощении греха искусственного прерывания беременности;
- людях, подверженных злым духам;
- об исцелении от болезни;
- успехе в учебе.
Просьба подается в церковной лавке в виде записки, подписанной «сугубое прошение». Подать ее можно только за крещеных в православие. Записки передаются на алтарь, где их зачитывает священник во время молитвы на проскомидии. Когда дьякон выходит на сугубую ектенью, он призывает всех мирян в храме присоединиться к молитве о поданных прошениях.
Попросить Бога о помощи можно также, заказав частное богослужение (молебен). Молебны заказывают по тем же причинам, что и сугубые прошения. Совершаются они после Литургии или в дневное время, между богослужениями. Священник выходит к аналою и читает вступительные молитвы. Затем следуют чтение канона Богу, Богородице, святым или православному празднику в этот день. В завершении молебна священник зачитывает записки с именами, окропляет всех святой присутствующих в храме святой водой.
Какой бывает такая молитва?
Для того чтобы заказать сугубую молитву, вовсе не обязательно дожидаться момента, в который в жизни произойдет трагедия. Достаточно лишь ощущать внутреннюю потребность в таком молении.
Как правило, молитва сугубая читается в связи с нуждами в следующем:
- вразумление детей или близких, наставление на путь праведный;
- здоровье духовное и физическое;
- помощь в семейных делах и в сохранении брака;
- дарование наследников и рождение крепких детей;
- способность к учению, раскрытие талантов;
- защита от злых происков и клеветы;
- исцеление от пагубных страстей.
В наше время чаще всего заказывают сугубое моление женщины, просящие о душевном покое и прощении греха детоубийства. Речь идет об абортах, ведь не каждая женщина способна душевно и эмоционально перенести это событие.
Соответственно, такая молитва — сугубое прошение Господу о том, что важно для человека. Ограничений в поводе для нее не существует.
Сугубая ектения на литургии
Сугубая ектения – это значит, что верующих призывают молиться, полностью сосредоточившись на обращении к Господу. Молитва состоит из нескольких кратких прошений, на каждое из которых следуют молитвенные восклицания хора. Аккламации клироса «Господи, помилуй» звучат после второго прошения по три раза, усиливая эмоциональный фон ектении.
Сугубая ектения – молитва о лицах, просительная – о вещах и нуждах, потребным людям.
Об этой форме богослужения известно с X-XI веков, когда в литургии апостола Иакова содержится молитва, близкая по содержанию к современной сугубой ектенией. По сути, она есть повтор и дополнение великой ектении.
Что это за молитва?
Многие слышали о том, что существует сугубая молитва о здравии. Что это такое, когда и зачем нужно, понимают далеко не все. Между тем сугубое моление – это традиционная разновидность составляющих литургии. Произносится она по личному прошению верующего и может касаться не только здоровья, но и иных жизненных аспектов или проблем.
Молитва заказывается у священнослужителей в любом храме, монастыре или же ином приходе. Она будет читаться служащим батюшкой в рамках специально отведенной под нужды прихожан части литургии.
Правила чтения
Особенность богослужения заключается в том, что ектения всегда читается в перекличке с хором, ответы которого на обращения диакона/священника называются аккламациями и могут звучать, как:
- «Господи, помилуй»;
- «Подай, Господи»
- «Тебе, Господи»;
- «Аминь».
Начиная с древних богослужений и до настоящего времени, произносится молитва диаконом (священник читает молитву в том случае, если в штате клира нет диакона). Молитвословия произносятся медленно и протяжно, каждое сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.
Диакон или священник: 1. Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем. 2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Тис я, услыши и помилуй. Этих двух прошений нет на вседневной вечерне и утрене всех видов (кроме утрени Великой субботы). | Го́споди, поми́луй (1 раз). Поет на каждое прошение. |
3.Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй. 4.Еще́ мо́лимся о вели́ком господи́не и отце́ на́шем Святе́йшем Патриа́рхе (имярек), и о Господи́не на́шем Преосвяще́ннейшем епи́скопе (имярек) и о всей во Христе́ бра́тии на́шей. 5.Еще́ мо́лимся о Богохрани́мей стране́ на́шей, власте́х и во́инстве ея́, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́. 6. Еще́ мо́лимся о блаже́нных и приснопа́мятных созда́телех свята́го хра́ма сего́ (а́ще во оби́тели: святы́я оби́тели сея́), и о всех преждепочи́вших отце́х и бра́тиях, зде лежа́щих и повсю́ду, правосла́вных. 7.Еще́ мо́лимся о ми́лости, жи́зни, ми́ре, здра́вии, спасе́нии, посеще́нии, проще́нии и оставле́нии грехо́в рабо́в Бо́жиих, бра́тии свята́го хра́ма сего́ (а́ще во оби́тели: святы́я оби́тели сея́). 8. Еще́ мо́лимся о плодонося́щих и доброде́ющих во святе́м и всечестне́м хра́ме сем, тружда́ющихся, пою́щих и предстоя́щих лю́дех, ожида́ющих от Тебе́ вели́кия и бога́тыя ми́лости. | — Го́споди, поми́луй (3 раза). Поёт на каждое прошение. |
Священник даёт возглас. На вечерне, утрене и литургии: Я́ко ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. На моле́бне: Услы́ши ны Бо́же, Спаси́телю наш, упова́ние всех конце́в земли́, и су́щих в мо́ри дале́че: и ми́лостив, ми́лостив бу́ди, Влады́ко, о гресе́х на́ших, и поми́луй ны. Ми́лостив бо и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. | Ами́нь. |
Нужно ли что-то сделать?
Самому Господу никакие действия от человека не нужны, необходима Богу лишь вера. А вот самому человеку нередко требуется что-либо делать, предпринимать в своей повседневной жизни.
Людям бывает проще душевно присоединиться к заказанному молитвенному деянию, если они совершают:
- освящение своего дома;
- осмысляют заповеди и свои повседневные действия;
- поминают в церкви усопших;
- просят о здравии близких в храме;
- посещают службы;
- раскаиваются в прегрешениях — как невольных, так и умышленных.
Умышленное прегрешение – бич души современного человека. Речь о том, что, зная, что поступок плох и идет вразрез с божьими заповедями, человек его все равно совершает. А потом, как говорят в народе, у него «кошки на душе скребут».
Нередко именно такие действия приводят к тому, что требуется заказная молитва, сугубая или же иная.
Текст молебна
Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услышь и помилуй.
Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.
Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
(В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба).
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме, а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости).
Что советуют церковнослужители?
Многие церковнослужители бывают озадачены отношением паствы к заказным молебнам. Волнует священников то, что, заказав чтение молитвы, многие люди считают на этом свое участие завершенным. То есть не считают нужным работать над собственной душой, самостоятельно молиться и даже что-либо делать для исправления жизненной ситуации, по поводу которой молитва и заказывалась.
Это общая тенденция, о которой беспокоятся церковнослужители повсюду. Люди теряют духовность и приходят в храмы, словно в магазины. Подобное отношение не просто ошибочно, но и вредно. Молитва, о которой человек, ее заказавший, не печется и не уповает на нее, пользы не принесет.
Важные особенности особых прошений на литургии
В молитвенных обращениях к святым православные верующие просят их не о прямой помощи, а о том, чтобы они помолились за них Богу. В обращениях молебнов и акафистов, обращенным к святым, в тексте слова: «Моли Бога о нас».
В современном тексте сугубой ектении могут встречаться прошения, не всегда читаемые на богослужениях. К молению «…о братиях наших по службе и по Христу» может быть добавлено: « …молимся о братиях наших священницех и священномонасех». Эта редакция относится к иерусалимскому служебнику, так как венецианская (общевосточная) допустила неточность, не включив в текст о братстве слова о высшем клире.
Молитва сугубая: текст молитвы, когда и как правильно читать, советы священников
Молитва – это та самая нить, которая связывает человека с Господом. Моление нужно не Богу, он и без просьб человеческих знает, что и кому нужно. Мольба необходима самому человеку, она дает ему умиротворение и уверенность. Именно молитва придает силы и укрепляет веру. В этом смысл фразы о том, что дано будет просящим.
Молитв достаточно много, и для каждой из них есть свое место и время. Это вовсе не означает, что требуется заучивать наизусть какие-либо тексты и произносить их перед определенным образом в конкретный час. Это означает, что для каждого жизненного события или ситуации в церкви существуют собственные разновидности молебнов, например за здравие или же за упокой.
Советы церкви
К молитвам великой, сугубой, малой и просительной ектений могут быть добавлены специальные просьбы:
- о больных;
- о спасении от стихийных бедствий или техногенных катастроф;
- по случаю начала учебы;
- освящения воды;
- наступления Нового года;
- погребения;
- поминовения усопших.
Но текст таких прошений не может быть произвольным: он должен быть взят из молебных пений или получить одобрение высшего клира. Ектению нельзя «перегружать» чрезмерным количеством прошений, а также длинным поименным списком о здравии и спасении.
Православная литургическая практика позволяет после сугубой прочесть заупокойную ектению с молитвой «Боже духов…». Между ектениями недопустимо читать кондак «Со святыми упокой».
Как долго нужно читать такие молитвы?
Господь слышит лишь просьбы, исполненные искренней верой и произнесенные с упованием, молитва сугубая исключением не является.
Исходя из практики, церковнослужители советуют чтение в ходе как минимум двенадцати литургий. Но иногда требуется читать молитву и тридцать, и сорок служб. Ее результативность зависит от духовности просящего и, разумеется, от искренности веры этого человека. Разумеется, и от сложности жизненной ситуации тоже есть зависимость.
К примеру, если моление заказывается об избавлении от наркотического плена близкого человека, то потребуется не двенадцать служб, а намного больше. Хотя Господь и всесилен, бесовские соблазны тоже не слабы, а душа наркомана как раз пребывает в дьявольском плену и нередко не считает нужным его покидать.
Важно понимать, что от срока чтения молитвы зависит не ее эффективность в прямом смысле, а духовное укрепление молящегося, твердость намерений. То есть это своего рода самовнушение, как называют подобные действия психологи. Разумеется, чем крепче вера человека и тверже его убежденность, тем быстрее и легче он получит нужный результат. Ведь, как говорится, просящему дается.
Где заказывать такую молитву?
Место не имеет значения, для того чтобы в тяжелой жизненной ситуации помогла сугубая молитва. Монастырь это будет или же стоящий рядом с домом храм — не столь важно. Главное – вера и убежденность в своих действиях, а также искренность в намерениях. Если человек заказывает молебны, но при этом продолжает вести греховную жизнь, то подобная двуличность не приведет ни к чему хорошему.
Однако, учитывая то, что в нашей стране большинство монастырей и храмов были закрыты и в принципе осквернены, вопрос о месте имеет значение. Перед тем как заказать молебен, нужно зайти в храм и побыть в нем какое-то время, постоять и прислушаться к себе. Если в этой церкви не особо уютно душевно, хочется из нее выйти или даже приходит раздражение, то в данном храме не нужно заказывать молитв, несмотря на то какие священнослужители в нем трудятся.
Храм, который сохранил намоленную столетиями энергетику, чувствуется сразу и безошибочно. В такой церкви в душу приходит покой и умиротворение, а выходя из храма, человек будто светиться изнутри. Он улыбается и открыт всему доброму и светлому. В таком храме и нужно заказывать молебны.