Как писать житие?
В последнем слоге следует писать гласную “е”. На этот же слог падает ударение. Житие – это устаревший вариант слова “жизнь”. Также житием называют повествование о жизни человека, которого причислили к лику святых.
Интересные материалы:
Что такое наушники с костной проводимостью? Что такое нетто в кулинарии? Что такое невозобновляемые энергоресурсы? Что такое Нитчатка в аквариуме? Что такое нок 5 класс? Что такое нормальные условия по химии? Что такое объект Всемирного природного и культурного наследия? Что такое обиженный? Что такое образ в литературе кратко? Что такое обычай и примеры?
ЖИТИЕ́
ЖИТИЕ́ (греч. βίος, лат. vita), жанр церковной литературы, жизнеописание святого. Область словесности, к которой принадлежит совокупность Ж., именуется «агиография». Ж. принято разделять на группы по следующим признакам: чину святости (агиологическому типу) изображаемого лица; особенностям повествовательной формы; пространному или краткому характеру описания жизни святого. В соответствии с чинами святости Ж. делятся на мученические, жития равноапостольных святых, преподобнические (Ж. святых-монахов), Ж. святых жён, Ж. юродивых (известны только в православной агиографии), святительские (Ж. святых – иерархов Церкви), а также святых-мирян; среди последних выделяют Ж. святых правителей (в слав. традиции – Ж. святых князей). Эта классификация не отличается строгостью, т. к. святой может одновременно принадлежать к нескольким агиологическим типам (мученик или миссионер одновременно может быть преподобным, святая жена – мученицей и/или монахиней, и т. д.). По особенностям повествоват. формы выделяются Ж.-агиобиографии, в которых подробно описана жизнь святого от рождения до смерти, и мартирии (от греч. μαρτύριον – мучение; в зап. католич. традиции именовались passio), описывающие мученич. смерть святых за исповедание веры, но не содержащие повествования об их жизни в целом. По характеру описания жизни святого Ж. могут быть пространными и краткими. Пространные Ж. предназначались для чтения в монастырях за трапезой в день памяти святого, для келейного и домашнего чтения (в православной греч. и слав. традициях их принято именовать минейными, т. к. они включались в Четьи-Минеи). Краткие Ж. составлялись для чтения на богослужении (в православной греч. традиции входили в состав сб-ков Синаксарь и Менологий; в Древней Руси – в состав созданного на основе Синаксаря сб. «Пролог», который у православных юж. славян продолжал именоваться Синаксарем).
С точки зрения авторитетности и достоверности сообщаемых сведений Ж. некоторых святых в церковной традиции принято разделять на канонические и апокрифические; известны канонические и апокрифические Ж. великомучеников Георгия, Никиты Готского, Феодора Тирона. Ж. часто создавались свидетелями жизни святых или по рассказам очевидцев. Цель Ж. – сохранение памяти о святых, назидание читающих, прославление святого на богослужении. По материалам Ж. обычно составлялись службы святым. Написание Ж. часто приурочивалось к моменту канонизации святых либо служило подготовке канонизации.
В отличие от светской биографии Ж. описывает в личности святого прежде всего проявление Божественного начала; образы святых в Ж. обыкновенно не индивидуализированы; Ж. – «словесная икона» святого (В. О. Ключевский). Для Ж. характерен набор композиц. и стилистич. «общих мест» (топосов): молитва автора к Богу с просьбой о помощи и признание своей греховности и «некнижности»; сведения о родителях святого; чудеса, сопровождающие его рождение; крещение, наречение имени, наделяемого символич. смыслом и предвещающего подвиги святого; его отказ в детстве от игр со сверстниками; обращение к Богу; уход в монастырь; бесовские искушения; знание дня своей смерти и благочестивая кончина; прижизненные и посмертные чудеса (исцеление слепых, парализованных, одержимых бесом и др.). В разных видах Ж. существует свой набор топосов.
На становление Ж. отчасти повлияли разл. традиции. Оно вобрало некоторые черты античной биографии, античного романа, фольклорных жанров и мифологич. представлений (напр., мотив змееборчества в житии вмч. Георгия).
Наиболее ранние Ж. – мученические. Инициатива по составлению первых, не дошедших до нас сборников мученич. Ж. приписывается рим. папам Клименту I и Фабиану; позднее был составлен мартиролог, без достаточных оснований приписываемый Иерониму Блаженному; ещё один сборник написан англ. монахом Бедой Достопочтенным. В 9 в. на лат. Западе мартирологи составляли Флор, Храбан Мавр, Вандельберт, Узуард, в 10 в. – Ноткер Заика. На греч. яз. был составлен несохранившийся мартиролог Евсевия Кесарийского, известна также его книга о палестинских мучениках. «История персидских мучеников» была составлена ок. 410 еп. Таргитским Маруфой.
Древнейшим преподобническим Ж. является житие Антония Великого, написанное Афанасием Великим. В 5 в. Ж. на Востоке писали Геронтий Пресвитер, Каллиник, Феодорит Кирский. Житийные сказания о монахах определённой местности были объединены в особые сб-ки – патерики (Египетский патерик – «Лавсаик» Палладия, Синайский патерик – «Луг духовный» Иоанна Мосха).
В визант. агиографии сосуществовали два направления – «народное», отличающееся простотой языка и приверженностью к бытовой конкретике, и «литературное», ориентированное на книжный стиль, абстрагировавшееся от изображения бытовых реалий, тяготевшее к притчевости. К «народному» направлению относятся жития Иоанна Милостивого и Симеона Юродивого, составленные Леонтием Кипрским. Во 2-й пол. 10 в. в Византии прежде написанные Ж. были переписаны в отвлечённо-риторич. стиле Симеоном Метафрастом (всего им было отредактировано 148 Ж., среди них – жития Богородицы, Николая, епископа Мирликийского, Дионисия Ареопагита).
Первое лат. Ж. – написанное диаконом Понтием житие св. Киприана, епископа Карфагенского (сер. 3 в.). Ж. писали Руфин Аквилейский, Иоанн Кассиан Римлянин, Григорий Турский и др. Худож. черты усиливаются в Ж., созданных Валафридом Страбоном (св. Блайтмакка, св. Маммы). К 11 в. в лат. книжности окончательно выработались каноны изображения жизни святых; в 12 в. в Ж. преобладали описания чудес. В 11–13 вв. создаются своды Ж. – легендарии. Наиболее известным и читаемым был легендарий доминиканского монаха Якова Ворагинского «Золотая легенда» (13 в.), включавший 180 Ж.; сб. «Каталог святых» составил в 14 в. Пётр Наталибус (ум. 1382). Публикация корпуса лат. Ж. («Acta Sanctorum») была начата в 1643 обществом болландистов (издание продолжается и ныне).
Древнейшие рус. Ж. относятся к рубежу 11–12 вв.: «Чтение о Борисе и Глебе»; житие Феодосия Печерского, составленное Нестором, а также «Сказание о Борисе и Глебе» неизвестного автора. Ж., составленные в кон. 14 – 1-й четв. 15 вв. Епифанием Премудрым (Сергия Радонежского, Стефана, епископа Пермского), написаны изощрённым стилем, для которого характерны разнообразные риторич. приёмы (стиль «плетения словес»). В сер. 16 в. корпус переводных и оригинальных Ж. был собран митрополитом Макарием в сб. «Великие Четьи-Минеи». Новая редакция переводных и оригинальных Ж., также объединённых в сб. Четьих-Миней, принадлежит митр. Димитрию Ростовскому. Канонизация русской Церковью на рубеже 20–21 вв. большого числа святых (преим. мучеников, пострадавших в 20 в.) стала причиной активного развития рус. агиографии в последние 2 десятилетия и составления многочисл. новых Ж., в большинстве своём основанных на документальных материалах.
Что такое житие: определение жанра и его особенности
Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.
Жанры религиозной литературы
Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены из Византии греческими священниками. Да и первая славянская азбука, как вы знаете, была разработана солунскими братьями, Кириллом и Мефодием.
Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение и повесть.
Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках. Давайте разберемся, что такое житие. Определение понятия следующее: это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых.
Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру.
Характерные признаки жития как жанра
Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке.
Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого.
Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.
Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества.
Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык.
Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.
Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.
Жития преподобных
Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым.
Тут есть все, что должно быть в художественных текстах этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость.
Жития русских святых подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника – преподобного.
Перечень житийных произведений русской литературы
Перу русских авторов принадлежит около 156 текстов, относящихся к жанру жития. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, предательски убитых своим же братом. Они же стали и первыми русскими христианскими мучениками-страстотерпцами, канонизированными православной церковью и считающимися заступниками государства.
Далее были созданы жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других видных представителей земли русской. Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума – непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век).
По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.
Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/samosovershenstvovanie/duhovnoe-razvitie/chto-takoe-zhitie-opredelenie-zhanra-i-ego-osobennosti/
Литература
- Житие // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 267—280 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
- Барсов Н. В.
Жития святых // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. - Зубов В. П.
Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 145—158. - Дмитриев Л. А.
Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний / Отв. ред. А. М. Панченко; Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. — 304 с. — 6850 экз. - Ключевский В. О.
Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003. - Лихачёв Д. С.
Человек в литературе древней Руси. М., 1970. - Ранович А. Б.
Как создавались жития святых. — М.: Госполитиздат, 1961. — 72 с. — (Научно-популярная библиотечка по атеизму). - Серебрянский Н.
Древнерусские княжеские жития. (Обзор редакций и тексты). М., 1915. - Троицкий С. В.
// Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 582