Что такое житие: определение жанра и его особенности


Как писать житие?

В последнем слоге следует писать гласную “е”. На этот же слог падает ударение. Житие – это устаревший вариант слова “жизнь”. Также житием называют повествование о жизни человека, которого причислили к лику святых.

Интересные материалы:

Что такое наушники с костной проводимостью? Что такое нетто в кулинарии? Что такое невозобновляемые энергоресурсы? Что такое Нитчатка в аквариуме? Что такое нок 5 класс? Что такое нормальные условия по химии? Что такое объект Всемирного природного и культурного наследия? Что такое обиженный? Что такое образ в литературе кратко? Что такое обычай и примеры?

ЖИТИЕ́

ЖИТИЕ́ (греч. βίος, лат. vita), жанр цер­ков­ной ли­те­ра­ту­ры, жиз­не­опи­са­ние свя­то­го. Об­ласть сло­вес­но­сти, к ко­то­рой при­над­ле­жит со­во­куп­ность Ж., име­ну­ет­ся «агио­гра­фия». Ж. при­ня­то раз­де­лять на груп­пы по сле­дую­щим при­зна­кам: чи­ну свя­то­сти (агио­ло­ги­че­ско­му ти­пу) изо­бра­жае­мо­го ли­ца; осо­бен­но­стям по­ве­ст­во­ва­тель­ной фор­мы; про­стран­но­му или крат­ко­му ха­рак­те­ру опи­са­ния жиз­ни свя­то­го. В со­от­вет­ст­вии с чи­на­ми свя­то­сти Ж. де­лят­ся на му­че­ни­че­ские, жития равноапостольных святых, пре­по­доб­ни­че­ские (Ж. свя­тых-мо­на­хов), Ж. свя­тых жён, Ж. юро­ди­вых (из­вест­ны толь­ко в пра­во­слав­ной агио­гра­фии), свя­ти­тель­ские (Ж. свя­тых – ие­рар­хов Церк­ви), а также свя­тых-ми­рян; сре­ди по­след­них вы­де­ля­ют Ж. свя­тых пра­ви­те­лей (в слав. тра­ди­ции – Ж. свя­тых кня­зей). Эта клас­си­фи­ка­ция не от­ли­ча­ет­ся стро­го­стью, т. к. свя­той мо­жет од­но­вре­мен­но при­над­ле­жать к не­сколь­ким агио­ло­ги­че­ским ти­пам (му­че­ник или мис­сио­нер од­но­вре­мен­но мо­жет быть пре­по­доб­ным, свя­тая же­на – му­че­ни­цей и/или мо­на­хиней, и т. д.). По осо­бен­но­стям по­ве­ст­во­ват. фор­мы вы­де­ля­ют­ся Ж.-агио­био­гра­фии, в ко­то­рых под­роб­но опи­са­на жизнь свя­то­го от ро­ж­де­ния до смер­ти, и мар­ти­рии (от греч. μαρτύριον – му­чение; в зап. ка­то­лич. тра­ди­ции име­но­ва­лись passio), опи­сы­ваю­щие му­че­нич. смерть свя­тых за ис­по­ве­да­ние ве­ры, но не со­дер­жа­щие по­ве­ст­во­ва­ния об их жиз­ни в це­лом. По ха­рак­те­ру опи­са­ния жиз­ни свя­то­го Ж. мо­гут быть про­стран­ны­ми и крат­ки­ми. Про­стран­ные Ж. пред­на­зна­ча­лись для чте­ния в мо­на­сты­рях за тра­пе­зой в день па­мя­ти свя­то­го, для ке­лей­но­го и до­маш­не­го чте­ния (в пра­во­слав­ной греч. и слав. тра­ди­ци­ях их при­ня­то име­но­вать ми­ней­ны­ми, т. к. они вклю­ча­лись в Че­тьи-Ми­неи). Крат­кие Ж. со­став­ля­лись для чте­ния на бо­го­слу­же­нии (в пра­во­слав­ной греч. тра­ди­ции вхо­ди­ли в со­став сб-ков Си­нак­сарь и Ме­но­ло­гий; в Древ­ней Ру­си – в со­став соз­дан­но­го на ос­нове Си­нак­са­ря сб. «Про­лог», ко­то­рый у пра­во­слав­ных юж. сла­вян про­дол­жал име­но­вать­ся Си­нак­са­рем).

С точ­ки зре­ния ав­то­ри­тет­но­сти и дос­то­вер­но­сти со­об­щае­мых све­де­ний Ж. не­ко­то­рых свя­тых в цер­ков­ной тра­ди­ции при­ня­то раз­де­лять на ка­но­ни­че­ские и апок­ри­фи­че­ские; из­вест­ны ка­но­ни­че­ские и апок­ри­фи­че­ские Ж. ве­ли­ко­му­че­ни­ков Ге­ор­гия, Ни­ки­ты Гот­ско­го, Фео­до­ра Ти­ро­на. Ж. час­то соз­да­ва­лись сви­де­те­ля­ми жиз­ни свя­тых или по рас­ска­зам оче­вид­цев. Цель Ж. – со­хра­не­ние па­мя­ти о свя­тых, на­зи­да­ние чи­таю­щих, про­слав­ле­ние свя­то­го на бо­го­слу­же­нии. По ма­те­риа­лам Ж. обыч­но со­став­ля­лись служ­бы свя­тым. На­пи­са­ние Ж. час­то при­уро­чи­ва­лось к мо­мен­ту ка­но­ни­за­ции свя­тых ли­бо слу­жи­ло под­го­тов­ке ка­но­ни­за­ции.

В от­ли­чие от свет­ской био­гра­фии Ж. опи­сы­ва­ет в лич­но­сти свя­то­го преж­де все­го про­яв­ле­ние Бо­же­ст­вен­но­го на­ча­ла; об­ра­зы свя­тых в Ж. обык­но­вен­но не ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ва­ны; Ж. – «сло­вес­ная ико­на» свя­то­го (В. О. Клю­чев­ский). Для Ж. ха­рак­те­рен на­бор ком­по­зиц. и сти­ли­стич. «об­щих мест» (то­по­сов): мо­лит­ва ав­то­ра к Бо­гу с прось­бой о по­мо­щи и при­зна­ние сво­ей гре­хов­но­сти и «не­книж­но­сти»; све­де­ния о ро­ди­те­лях свя­то­го; чу­де­са, со­про­во­ж­даю­щие его ро­ж­де­ние; кре­ще­ние, на­ре­че­ние име­ни, на­де­ляе­мо­го сим­во­лич. смыс­лом и пред­ве­щаю­ще­го под­ви­ги свя­то­го; его от­каз в дет­ст­ве от игр со свер­ст­ни­ка­ми; об­ра­щение к Бо­гу; уход в мо­на­стырь; бе­совские ис­ку­ше­ния; зна­ние дня сво­ей смер­ти и бла­го­чес­ти­вая кон­чи­на; при­жиз­нен­ные и по­смерт­ные чу­де­са (ис­це­ле­ние сле­пых, па­ра­ли­зо­ван­ных, одер­жи­мых бе­сом и др.). В раз­ных ви­дах Ж. су­ще­ст­ву­ет свой на­бор то­по­сов.

На ста­нов­ле­ние Ж. отчасти по­влия­ли разл. тра­ди­ции. Оно во­бра­ло не­ко­то­рые чер­ты ан­тич­ной био­гра­фии, античного романа, фольк­лор­ных жан­ров и ми­фо­ло­гич. пред­став­ле­ний (напр., мо­тив змее­бор­че­ст­ва в жи­тии вмч. Ге­ор­гия).

Наи­бо­лее ран­ние Ж. – му­че­ни­че­ские. Ини­циа­ти­ва по со­став­ле­нию пер­вых, не до­шед­ших до нас сбор­ни­ков му­че­нич. Ж. при­пи­сы­ва­ет­ся рим. па­пам Кли­мен­ту I и Фа­биа­ну; позд­нее был со­став­лен мар­ти­ро­лог, без дос­та­точ­ных ос­но­ва­ний при­пи­сы­вае­мый Ие­ро­ни­му Бла­жен­но­му; ещё один сбор­ник на­пи­сан англ. мо­на­хом Бе­дой Дос­то­поч­тен­ным. В 9 в. на лат. За­па­де мар­ти­ро­ло­ги со­став­ля­ли Флор, Хра­бан Мавр, Ван­дель­берт, Узу­ард, в 10 в. – Нот­кер Заи­ка. На греч. яз. был со­став­лен не­со­хра­нив­ший­ся мар­ти­ро­лог Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, из­вест­на так­же его кни­га о па­ле­стин­ских му­че­ни­ках. «Ис­то­рия пер­сид­ских му­че­ни­ков» бы­ла со­став­ле­на ок. 410 еп. Тар­гит­ским Ма­ру­фой.

Древ­ней­шим пре­по­доб­ни­че­ским Ж. яв­ля­ет­ся жи­тие Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, на­пи­сан­ное Афа­на­си­ем Ве­ли­ким. В 5 в. Ж. на Вос­то­ке пи­са­ли Ге­рон­тий Пре­сви­тер, Кал­ли­ник, Фео­до­рит Кир­ский. Жи­тий­ные ска­за­ния о мо­на­хах оп­ре­де­лён­ной ме­ст­но­сти бы­ли объ­е­ди­не­ны в осо­бые сб-ки – па­те­ри­ки (Еги­пет­ский па­те­рик – «Лав­са­ик» Пал­ла­дия, Си­най­ский па­те­рик – «Луг ду­хов­ный» Иоан­на Мос­ха).

В ви­зант. агио­гра­фии со­су­ще­ст­во­ва­ли два на­прав­ле­ния – «на­род­ное», от­ли­ча­ющее­ся про­сто­той язы­ка и при­вер­жен­но­стью к бы­то­вой кон­кре­ти­ке, и «ли­те­ра­тур­ное», ори­ен­ти­ро­ван­ное на книж­ный стиль, аб­ст­ра­ги­ро­вав­шее­ся от изо­бра­же­ния бы­то­вых реа­лий, тя­го­тев­шее к прит­че­во­сти. К «на­род­но­му» на­прав­ле­нию от­но­сят­ся жи­тия Ио­ан­на Ми­ло­сти­во­го и Си­ме­о­на Юро­ди­во­го, со­став­лен­ные Ле­он­ти­ем Кипр­ским. Во 2-й пол. 10 в. в Ви­зан­тии пре­ж­де на­пи­сан­ные Ж. бы­ли пе­ре­пи­са­ны в от­вле­чён­но-ри­то­рич. сти­ле Си­ме­о­ном Ме­таф­ра­стом (все­го им бы­ло от­ре­дак­ти­ро­ва­но 148 Ж., сре­ди них – жи­тия Бо­го­ро­ди­цы, Ни­ко­лая, епи­ско­па Мир­ли­кий­ско­го, Дио­ни­сия Аре­о­па­ги­та).

Пер­вое лат. Ж. – на­пи­сан­ное диа­ко­ном Пон­ти­ем жи­тие св. Ки­приа­на, епи­ско­па Кар­фа­ген­ско­го (сер. 3 в.). Ж. пи­са­ли Ру­фин Ак­ви­лей­ский, Ио­анн Кас­си­ан Рим­ля­нин, Гри­го­рий Тур­ский и др. Ху­дож. чер­ты уси­ли­ва­ют­ся в Ж., соз­дан­ных Ва­лаф­ри­дом Стра­бо­ном (св. Блайт­мак­ка, св. Мам­мы). К 11 в. в лат. книж­но­сти окон­ча­тель­но вы­ра­бо­та­лись ка­но­ны изо­бра­же­ния жиз­ни свя­тых; в 12 в. в Ж. пре­об­ла­да­ли опи­са­ния чу­дес. В 11–13 вв. соз­да­ют­ся сво­ды Ж. – ле­ген­да­рии. Наи­бо­лее из­вест­ным и чи­тае­мым был ле­ген­да­рий до­ми­ни­кан­ско­го мо­на­ха Яко­ва Во­ра­гин­ско­го «Зо­ло­тая ле­ген­да» (13 в.), вклю­чав­ший 180 Ж.; сб. «Ка­та­лог свя­тых» со­ста­вил в 14 в. Пётр На­та­ли­бус (ум. 1382). Пуб­ли­ка­ция кор­пу­са лат. Ж. («Acta Sanctorum») бы­ла на­ча­та в 1643 об­щест­вом боллан­ди­стов­ (из­да­ние про­дол­жа­ет­ся и ны­не).

Древ­ней­шие рус. Ж. от­но­сят­ся к ру­бе­жу 11–12 вв.: «Чте­ние о Бо­ри­се и Гле­бе»; жи­тие Фео­до­сия Пе­чер­ско­го, со­став­лен­ное Не­сто­ром, а так­же «Ска­зание о Бо­ри­се и Гле­бе» не­из­вест­но­го ав­то­ра. Ж., со­став­лен­ные в кон. 14 – 1-й четв. 15 вв. Епи­фа­ни­ем Пре­муд­рым (Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, Сте­фа­на, епи­ско­па Перм­ско­го), на­пи­са­ны изо­щрён­ным сти­лем, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны раз­но­об­раз­ные ри­то­рич. приё­мы (стиль «пле­те­ния сло­вес»). В сер. 16 в. кор­пус пе­ре­вод­ных и ори­ги­наль­ных Ж. был со­б­ран ми­тро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем в сб. «Ве­ли­кие Че­тьи-Ми­неи». Но­вая ре­дак­ция пе­ре­вод­ных и ори­ги­наль­ных Ж., так­же объ­е­ди­нён­ных в сб. Четь­их-Ми­ней, при­над­ле­жит митр. Ди­мит­рию Рос­тов­ско­му. Канонизация русской Церковью на рубеже 20–21 вв. большого числа свя­тых (преим. мучеников, пострадавших в 20 в.) стала причиной активного раз­вития рус. агиографии в последние 2 де­сятилетия и составления многочисл. но­вых Ж., в большинстве своём основан­ных на документальных материалах.

Что такое житие: определение жанра и его особенности

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Жанры религиозной литературы

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены из Византии греческими священниками. Да и первая славянская азбука, как вы знаете, была разработана солунскими братьями, Кириллом и Мефодием.

Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение и повесть.

Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках. Давайте разберемся, что такое житие. Определение понятия следующее: это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых.

Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти. Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру.

Характерные признаки жития как жанра

Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке.

Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого.

Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества.

Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык.

Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.

Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

Жития преподобных

Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым.

Тут есть все, что должно быть в художественных текстах этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость.

Жития русских святых подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника – преподобного.

Перечень житийных произведений русской литературы

Перу русских авторов принадлежит около 156 текстов, относящихся к жанру жития. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, предательски убитых своим же братом. Они же стали и первыми русскими христианскими мучениками-страстотерпцами, канонизированными православной церковью и считающимися заступниками государства.

Далее были созданы жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других видных представителей земли русской. Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума – непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век).

По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.

Источник: https://info-4all.ru/obrazovanie/samosovershenstvovanie/duhovnoe-razvitie/chto-takoe-zhitie-opredelenie-zhanra-i-ego-osobennosti/

Литература

  • Житие // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 267—280 — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-Х.
  • Барсов Н. В.
    Жития святых // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Зубов В. П.
    Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (к вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы. М.; Л., 1953. Т. 9. С. 145—158.
  • Дмитриев Л. А.
    Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII—XVII вв.: Эволюция жанра легендарно-биографических сказаний / Отв. ред. А. М. Панченко; Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1973. — 304 с. — 6850 экз.
  • Ключевский В. О.
    Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 2003.
  • Лихачёв Д. С.
    Человек в литературе древней Руси. М., 1970.
  • Ранович А. Б.
    Как создавались жития святых. — М.: Госполитиздат, 1961. — 72 с. — (Научно-популярная библиотечка по атеизму).
  • Серебрянский Н.
    Древнерусские княжеские жития. (Обзор редакций и тексты). М., 1915.
  • Троицкий С. В.
    // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1904. — Т. 5. — Стб. 582
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]