Святая Русь — священная земля наших дедов и отцов, колыбель православия

«Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля», — такое изречение записал Владимир Даль во время своих путешествий. Святость является нетленным идеалом русской земли. В какую бы моральную пропасть ни пал человек, он всегда осознает свое падение и знает свой путь возвращения к Богу.

Что такое Святая Русь

Почему Русь святая — эта тема очень благодатна для изучения, ведь ни одно другое государство в мире не называется святым. Христианство возникло в Ι веке н. э. в Палестине, а к нам пришло только в IX веке, однако только наше, изначально языческое государство стало называться святым.

Святость — это свойство русского народа приносить себя в жертву во имя веры в добро и правосудие. После принятия Крещения русичи объединились в сильное государство и смогли одолеть многочисленных врагов. Примером православной веры и жертвенности служит победа русского народа в Великой Отечественной войне, которая началась в день всех Русских Святых в 1941 году.

Происхождение фразы

Сначала появилось словосочетание «светлый князь», потом иностранные путешественники стали именовать князей — его светлость русский князь. Эти два слова: светлый и русский прочно прижились в разговорной речи. Князя Владимира-крестителя называли духовным отцом и «Святым Владимиром».

Фраза Святая Русь впервые прозвучала в церковном гимне России перед началом Февральской революции. Это случилось при написании текста для службы священномученнику патриарху Московскому и всея Руси Гермогену. Стихира поется на церковно-славянском языке. Слова в ней простые, но мудрые, изложена самая суть: для чего Русская Земля предназначена, что нужно человеку делать в земной жизни, как себя вести, как блюсти. Предположительно сложили эту стихиру сестры одного из Киевских монастырей, где настоятельницей была инокиня Анастасия.

ГИМН СВЯТОЙ РУСИ

Земле Русская, Граде святый, Украшай свой дом, В нем же божественный Велий сонм святых прослави.

Церковь Русская, Красуйся, ликуй, Се бо чада твоя Престолу Владычню Во славе предстоят, радующеся.

Соборе Святых Русских, Полче Божественный, Молитеся ко Господу О земном Отечестве Вашем И о почитающих Вас любовию.

Новый дом Евфрафов, Уделе избранный, Русь Святая, храни Веру Православную, В ней же тебе утверждение.

Значение понятия

Значение понятия «святой» в язычестве понималось как приумножение цветения и плодоношения, а в христианстве означало возрастание цветения духовного. Основами духовной жизни мирян стали вера и покаяние, верование в живого спасающего Бога. Благодаря благоуспешной деятельности духовенства и сформировалось устойчивое понятие Священной Руси.

Первые сведения о христианах

Первые данные о достаточно массовом обращении славян относятся к середине IX в. Тогда они особенно часто нападали на греческие колонии Северного Причерноморья, наконец около 860 или 866 г. добрались до Константинополя. Это нападение под предводительством варяжских князей Аскольда и Дира, правивших тогда Киевом, зафиксировано Византийскими хрониками. Согласно им:

  • город практически остался без защиты, славянские отряды уже бесчинствовали по окрестностям;
  • тогда патриарх Фотий погрузил в воды пролива Босфор святыню – Ризу Пресвятой Богородицы; началась страшная буря, полностью уничтожившая корабли врагов;
  • результат поражения оказался неожиданным: вразумленные чудом, князья, их дружины… попросили Крещения; более того: попросили прислать на Русь епископа, иереев.

Аскольд и Дир в Царьграде (летописная миниатюра)

В 867 году в своем Окружном послании к восточным архиерейским престолам константинопольский патриарх Фотий, извещал о крещении болгар, сообщал довольно интересную информацию:

«Ибо не только этот народ (болгары- авт.) переменил прежнее нечестие на веру во Христа, но и даже для многих многократно знаменитый и всех оставляющий позади в свирепости и кровопролитии, тот самый так называемый народ Рос – те, кто, поработив живших окрест них и оттого чрезмерно возгордившись, подняли руки на саму Ромейскую державу!

Но ныне, однако, и они переменили языческую и безбожную веру, в которой пребывали прежде, на чистую и неподдельную религию христиан, сами себя с любовью! поставив в положение подданных и гостеприимцев вместо недавнего против нас грабежа и великого дерзновения. И при этом столь воспламенило их страстное стремление и рвение к вере (вновь восклицает Павел: «Благословен Бог» во веки! ), что приняли они у себя епископа и пастыря и с великим усердием и старанием встречают христианские обряды.»

Кто самый первый христианин на Руси

С высокой вероятностью – один из князей, вероятно, Аскольд. Первыми христианами можно назвать также его соправителя Дира, их дружины. Это первое Крещение Руси (866-867 гг.) византийские источники именуют «Фотиевым», по имени Константинопольского Предстоятеля, при котором оно произошло. Однако в 882 г. новгородский князь Олег, скандинав-язычник захватил Киев, убив Аскольда и Дира.

Интересный факт

О том, что Аскольд и Дир после греческого похода приняли
христианство свидетельствует тот факт, что над могилой Аскольда в XI веке благочестивый боярин Олма воздвиг церковь св. Николая.

В каком году христианство приняла княгиня Ольга

Впоследствии христианство осталось довольно заметной силой: верующих немало было среди дружины князя Игоря, сам он благоволил к христианству. В 945 г. князя убили славяне-древляне. Его супруга, княгиня Ольга, жестоко расправилась с ними, как велели царившие тогда языческие обычаи.

Ольга вступает в храм св Софии, Константинополь. Художник И. Машков

О том, какой духовный перелом произошел впоследствии, известно мало. Подвигла ли ее к обращению скорбь о супруге? Повлияли ли христиане Киева? Во всяком случае через 12 лет по убиении Игоря, в 957 г., она приняла веру в Константинополе. Но это событие тоже не стало «отправной точкой» массового Крещения:

  • сын княгини, Святослав, оставался ревностным язычником;
  • попытка образовать на Руси епархию закончилась бунтом; за последние годы жизни Ольга смогла лишь попытаться дать христианское воспитание внукам.

История появления термина

История этого термина зародилась еще в устном народном эпосе. В сказках и былинах, легендах и стихах героев и богатырей величали не иначе как святорусскими, так ка защищали они Святорусскую землю. Земля русская после падения Византии стала преподносится как охранительница истинного христианского вероисповедания.

Рекомендуем литературу

О Крещении, первых веках христианства на Руси можно прочитать:

  • у классиков исторической науки; это В.О. Ключевский, С.Ф.Платонов, митр. Макарий (Булгаков), другие;
  • у современных историков: И.Н.Данилевского, В.Петрухина; для краткого знакомства с историей Крещения, новейшими наработками ученых последних лет можно рекомендовать курс лекций «История Русской Церкви» доктора церковной истории В.Я. Петрушко.

С 1988г г. началось второе тысячелетие христианства на нашей земле. Свята ли сейчас Русь? Хранит ли наследие предков? Иногда кажется – вовсе нет. Но все еще ждут верующих храмы, а со святых образов смотрят лики тех, кто созидал здесь веру, а ныне – молится о нас у Божия престола.

Наталья Сазонова

Как Русь стала Святой

К основателям русской святости можно отнести Сергия Радонежского. Он был первооткрывателем киновии (монашеского общежития) с очень строгим уставом. Сурово выполнял свое послушание: говорил мало, неустанно молился, а если вел речь, то только о деле.

Вокруг монастырей создавался ореол уважения и святости. Каждая обитель была церковью и больницей, школой и библиотекой. Именно отец Сергий призывал к единению всех верующих не по национальной принадлежности, а по духовной. Люди начинали верить, что православная Русь будет жить вечно, помогая сама себе, святость ее будет несокрушима.

Монастырь – появившийся на Руси с принятием христианства вид организации людей

Монашество появляется на Руси сразу по Крещении – то были приехавшие из Византии греческие иноки. А с начала XI в. прп. Антоний основывает Успенский Печерский монастырь под Киевом – первый, устроенный русскими подвижниками, и, конечно, самый влиятельный.

Мощи прп. Агапита Печерского в Ближних пещерах

Почему? Ответ дает Киево-Печерский Патерик, описывающий жития подвижников. Безмездный врач Агапит, великий иконописец Алипий, мудрый настоятель Феодосий, святой князь Никола, оставивший славу, богатство, бывший дружинник погибшего князя Бориса Моисей Угрин, десятки других подвижников – поражает не одна их святость, но также то, что все они – современники! Неудивительно, что на Руси формируется представление о монашеском идеале жизни, о том, что благо роду, где есть инок…

Образ Священной Руси

Образ святости земли русской с ее более чем 1000-летней историей состоял из трех основ:

  1. Православие.
  2. Государственность.
  3. Народность.

Православие учит людей вере в добро, любовь, милосердие и терпению к ближнему. Самой важной задачей сегодня является возвращение русскому народу понимания того, что без Веры и Родины невозможна полноценная жизнь личности и семьи, общества и государства.

Сам Образ — это:

  • собор русских святых;
  • чудотворные иконы и иные русские святыни;
  • особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианской веры;
  • служение православным идеалам и сердечное следование Христовым заповедям;
  • идеал и одновременно земная реальность России, выраженная в духовных подвигах русских святых.

В культуре

Историю русской культуры можно начинать с Крещения Руси, ведь до этого момента не было предшественницы — культуры на собственной территории. С появлением христианства возникла религия, приобщившая Русь к высокоразвитой цивилизации, истории европейских стран. Вдруг из языческой страны на краю света появляется новая держава с мировой культурой и религией.

По всей стране начали возводить прекрасные соборы — Софии, которые до сих пор поражают своей красотой и великолепием. При церквях открывались приходские школы, больницы. Служители православной церкви своим примером учили народ трудолюбию, воздержанию, доброте и милосердию. Многие из них были причислены к лику святых и почитаются по сей день.

Начиная с XVII века, понятие святости Руси становится частью народной культуры. С точки зрения народного понимания держава российская объединяется со Вселенной и церковью, получается, что Святая Русь есть везде, где есть православная вера.

В искусстве

Древнерусская живопись появляется в эпоху расцвета Киевской Руси при князьях Владимире и Ярославе Мудром. Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство на основе византийской школы. Расписывая соборы и храмы, они использовали мозаику и фрески.

Другой яркой страницей в искусстве является иконопись. Образ святой Богоматери был изображен в более чем трехстах иконографических сюжетах. Также было освоено искусство миниатюры рукописных книг. Создание письменности связывают с именами братьев Кирилла и Мефодия, которые не только создали славянскую азбуку, но и перевели на нее с древнегреческого языка книги Священного Писания.

Многие художники нашей современности продолжают рисовать образы святых русских людей, изображать какие-то значимые моменты из истории становления Священной земли нашей. Своим искусством давая понять, что русский народ, живущий в стране с богатой историей, наделен самосознанием, что только через красоту, тесно связанную с искусством, человек приходит к познанию Бога.

Многие великие композиторы писали церковную музыку: Глинка, Бородин, Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и Римский-Корсаков. Литургии Чайковского и Рахманинова предназначались для богослужений. Православные традиции находили отражение в русской живописи, творчестве величайших художников: Васнецова, Нестерова, Крамского. Обратите внимание на картину»Святая Русь» Михаила Нестерова.

В литературе

Образ святости земли русской и тема религиозности всегда прослеживалась в произведениях писателей, поэтов и композиторов даже в послереволюционном период, на протяжении более семидесяти лет. Возможность доступа к ценностям православной духовности обеспечивали произведения Пушкина, Достоевского, Гоголя, Чехова, Лермонтова и многих других авторов той поры.

Произведения русских литераторов XIX века по праву считаются сокровищами мировой литературы. Даже великий Александр Пушкин после периода сомнений и отказа от веры писал прекрасные стихи о христианстве. Религиозная тема священной земли русской всегда занимала важное место в русской литературе и философии.

В этом видео представлено рассуждение профессора филологии Александра Осповата о смысле термина.

Кто и когда установил праздник в честь приятия христианства на Руси

Подобной памятной даты не имели ни церковный, ни гражданский календарь до 31 мая 2010 г.

Тогда Президент страны Д.А. Медведев подписал указ о праздновании Дня Крещения Руси «в качестве памятной даты важного исторического события, оказавшего значительное влияние на общественное, духовное и культурное развитие народов России и на укрепление российской государственности».

28 июля, день праздника – память князя, крестившего русичей – Владимира Святославича.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]