Истории Ветхого Завета для детей. Каин и Авель
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: ПЕРВАЯ СМЕРТЬ
ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ
По навету самого сатаны люди ослушались Бога. Они преступили заповедь и совершили грех.
В тот момент, когда они его совершили, они поняли, что изменились. Что в них теперь появилось зло. Как ты думаешь, это знание было хорошим?
Нет, совсем нет.
Запомни, мой добрый друг, для того, чтобы получить знание, человеку нельзя наносить вред себе или другим людям. Зло никогда не научит доброму. И не верь, если говорят: всё в жизни надо попробовать: и хорошее и плохое. Это ложь. Ложь сатаны. Есть вещи, которые делать нельзя, потому как они наносят урон человеку, его душе, они могут даже убить душу. Нельзя врать, обманывать, красть, делать другому больно — всё это вредит прежде всего тому, кто это совершает.
Так, мы знаем, что чашку нельзя ронять, она разобьется. Мы это знаем, но нам иногда очень хочется посмотреть, как она разлетится на мелкие осколки. И мы её роняем. Чашка бьется. И как бы мы её не склеивали, она все равно уже никогда не станет прежней. Никогда.
Если мы разобьем в себе образ Божий, совершая грех, мы уже не сможем вернуть тот образ во всей его полноте. Только если Сам Бог нам поможет в этом. Но для нас это будет очень сложно!
Так вот после греха люди изменились. Они поняли, что внутри них теперь живет семя зла.
И Бог тоже знал о том. И потому Он изгнал первых людей из райского сада.
Если тебя выгоняли когда-нибудь из класса или из комнаты, ты знаешь, насколько это обидно и горько. Но ты так же помнишь, что когда тебя выгонят, ты скорее осознаешь, что совершил нечто дурное.
Бог изгнал людей из рая, чтобы они поняли глубину своего греха и стали сожалеть о том, что совершили его. Чтобы они раскаялись в своем проступке. А ещё потому, что они не могли бы больше находиться в раю. Ведь рай Бог насадил для человека как место особенное. Место для созерцания и общения Бога и человека. Человек же после греха стал прятаться от Бога. И сад, где должна была возрастать любовь, вдруг стал садом обмана и предательства.
И Бог решил, что не место человеку, в котором есть зло, в раю. Тем более что там росло дерево Жизни. Плоды которого даровали бессмертие. Если бы злой человек съел тот плод, он мог бы стать бессмертным, и зло тогда не имело бы конца.
И Бог изгнал человека из рая и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.
ЖИЗНЬ АДАМА И ЕВЫ НА ЗЕМЛЕ
Первые годы после изгнания были горькими годами. Люди ещё помнили счастье жизни в раю. И знали, что сами потеряли это счастье и никогда уже не смогут его вернуть. Помимо горечи от утраты, на их плечи легли заботы и труды.
Теперь людям приходилось заботиться о себе, о своем пропитании, тепле и безопасности. Адам стал возделывать землю, из которой когда-то его сотворил Бог. Но эта земля после греха людей также изменилась. Она полнилась сорной травой и камнями. И Адаму приходилось трудиться до пота, чтобы земля стала пригодна для того, чтобы произрастать семя и кормить человека.
Природа также стала иной. В раю человек не знал холода, стужи, дождя. На земле ему приходилось шить себе одежды и строить дома или шатры, чтобы сохранить тепло и скрыться от ветра, дождя или снега.
Изменились и отношения человека с животными. Животные больше не слушались человека. Они перестали видеть в нем своего хозяина. Более того, теперь человек внушал им страх. По этой причине, большинство животных стали прятаться от человека в лесах, на горах, в степях. Только лишь немногие животные остались при человеке. Этих животных мы сейчас называем домашними: среди них коровы, овцы, лошади, коты и собаки.
ПЕРВЫЕ ДЕТИ
В раю Адам относился к своей жене, как к помощнице, к равной ему. После греха Бог заповедовал жене слушаться мужа. Он поставил мужа во главе семьи.
Адам, как глава, дал имя своей жене. Адам назвал её Евой. Имя Ева значит «Жизнь», потому как Ева стала матерью всех живущих.
У Евы родился сын. И она сказала: приобрела я человека от Господа.
Так, все дети — это дар Божий своим родителям. Господь нас даровал нашим родителям, чтобы они нас воспитали и привели к Нему. Потому нам надо слушаться своих родителей, доверять им, любить и заботиться о них.
Своего первого сына Ева назвала Каином. А второго Авелем.
КАИН И АВЕЛЬ
Дети росли. Авель стал пастырем овец, а Каин земледельцем.
На земле люди уже не могли так просто общаться с Богом, как это делал Адам в раю. Хотя Бог и продолжал заботиться о людях, помогать им, люди утратили способность постоянно чувствовать Его присутствие и постоянно внимать Его голосу.
В то время у людей был обычай — приносить Богу жертву. Для жертвы собирали всё самое лучшее от нового урожая или нового приплода и поджигали. Если дым от огня поднимался высоко вверх, считалось, что Бог принимает эту жертву, а если дым стелется по земле, люди полагали, что Богу эта жертва не угодна.
И вот в один день, Авель принес свою жертву, а Каин свою. И Господь призрел на Авеля и дар его. Дым от жертвенника Авеля высоко поднялся в небо. А на Каина и на дар его Бог не призрел — его жертвенник даже не разгорелся.
Каин сильно огорчился, и поникло его лицо.
А что значит «поникло его лицо»? Он опустил в досаде лицо, пряча свою злость и зависть.
И у нас с тобой так бывает. Например, когда мы выпрашивает что-нибудь у мамы. Мы стоим у киоска, топаем ногой и кричим: «Я получил сегодня пятерку по математике, и я хочу мороженое!», а мама будто нас не слышит, и не покупает нам ничего. То есть она покупает нашей младшей сестренке булку, а мороженое нам — нет. И мы отворачиваемся от мамы, опускаем свое лицо и не смотрим на неё. Мы злимся. И с мамой не разговариваем. Тем более с сестренкой.
Это очень плохое состояние. Очень плохое. И нам надо стараться так не поступать: не выпрашивать ничего у родителей — они ведь лучше нас знают, что нам надо, и никогда не обижаться и не завидовать.
Бог увидел, что Каин отвернулся от своего брата и даже от Самого Бога. И Бог спросил у Каина: «Почему ты огорчился? и отчего поникло лицо твое? Если ты делаешь что-то хорошее, разве ты не поднимаешь лицо. А ты опустил лицо, и на душе твоей плохое чувство. Справься с собой, иначе можешь совершить грех!»
Очень часто, когда в нас только зарождается какая-то дурная мысль или чувство, наш ангел хранитель, наша совесть говорят нам: «Остановись!» И нам следует послушаться, потому как вначале очень легко справиться с нехорошими чувствами. Надо только обратиться за помощью к Богу, поднять к нему свое лицо! Если мы сразу этого не сделаем, будет намного труднее справиться со злом в нас самих.
Так мог послушаться Бога Каин, но он не стал Его слушать. И дурное чувство злобы и зависти становилось в нем всё сильнее и сильнее. Наконец, оно стало таким сильным, что лицо Каина совсем потемнело, ум омрачился. И когда братья были вместе в поле, Каин восстал на Авеля и убил его.
Брат убил своего брата. Так первый человек на земле лишился своей жизни.
НАКАЗАНИЕ КАИНА
И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?
Бог, конечно, знал, что совершил Каин, но Он хотел, чтобы Каин понял свою вину и сам покаялся.
Но Каин ответил: я не знаю; разве я сторож брату моему?
И увидел Бог, что нет в Каине сожаления, а есть только злоба и ненависть.
И сказал Бог: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли!
Слышишь, Бог сказал: «земля кричит и плачет, потому что на неё пролилась кровь человека!». Ведь человека Бог создал из земли, а сейчас первая кровь пролилась обратно в землю. И земля содрогнулась и заплакала.
Ты помнишь, Каин был земледельцем — он жил тем, что возделывал землю и собирал с неё плоды: овощи и фрукты. Теперь же земля отказалась кормить Каина.
Бог сказал: Отныне ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
И так и произошло.
Каин стал скитаться по земле, нигде не находя покоя. Земля, природа, животные, люди — всё внушало ему страх. Он, сам став убийцей, боялся, что кто-нибудь убьет и его. И Бог сделал так, чтобы никто не посмелился убить Каина. Однако, страх не покидал убийцу. Потому что совесть его была нечиста.
Каин и его дети первые стали строить заборы, чтобы отгородиться от природного мира. Заборы становились всё выше, а дома все прочнее и неприступнее. Так появились города.
Продолжение следует….
Урок на тему: Каин и Авель (для детей – 8-10 лет)
УРОК НА ТЕМУ:
Каин и Авель
(для детей – 8-10 лет).
Цель урока:
Показать необходимость борьбы с грехом. Раскрыть качества Божии: любовь, долготерпение, правосудие.
Задачи:
1)Познакомить с жизнью Каина и Авеля, с особенностями их занятий и характера; с событиями жертвоприношения, первого убийства и наказания Божия.
2)Помочь осознать причины греха, находить их в себе, в своих отношениях к Богу и ближним; осознать необходимость борьбы с грехом.
3)Воспитывать ответную любовь к Богу, через послушание воле Божией и выполнение Закона Его.
Оборудование:
Библия, иллюстрация «Жертвоприношение», доска, фломастер, тетради, ручки.
Ход урока:
Общая молитва:
«Царю Небесный».
1.Повторение.
Прежде чем начать знакомиться с новым материалом, вспомним о жизни первых людей в раю.
У: Как звали первых людей?
Д: Адам и Ева.
У: Что произошло в раю?
Д: Адам и Ева послушали диавола и нарушили заповедь Божию, согрешили. Произошло грехопадение людей.
У: Что вошло в мир вместе с грехом?
Д: Смерть.
У: Раскаялись ли Адам и Ева после совершенного греха?
Д: Нет. Они обвиняли друг друга, и даже Бога.
У: Как поступил Бог с ними?
Д: Бог наказал их, изгнал из рая. Жизнь их стала совсем другой, нерадостной.
У: Правильно, грех вошел в душу человека, душа стала болеть грехом. Из сильных и счастливых, они стали слабыми и жалкими. Как вы думаете, этот первый грех отразился на нас с вами?
Д: Да, первый грех отразился на нас, мы тоже склонны ко греху.
У: Верно, он отразился на всех людях, и на нас. Все, рожденные после Адама и Евы, заражены грехом. А что стало с образом Божиим в человеке?
Д: Он затемнен, искажен грехом, но он есть.
У: Правильно, образ Божий в человеке остается, поэтому мы можем идти к Богу. Что для этого нужно делать?
Д: Молиться, каяться в грехах, стараться не грешить, делать добрые дела, причащаться.
У: Что пообещал Бог первым людям?
Д: Что придет Спаситель и спасет людей от греха и смерти.
У: Для чего Бог выгоняет Адама и Еву из рая? Чего Он хочет этим достичь?
Д: Он хочет, чтобы они раскаялись.
У: Верно, Он хочет, чтобы они, увидев трудную жизнь, лишенную живого общения с Богом, принесли покаяние и желали снова вернуться к Нему.
2.Новый материал.
У: А сейчас узнаем, что было дальше в жизни Адама и Евы, познакомимся с их детьми.
После изгнания из рая, Адам и Ева поселились вблизи него, и стали жить в трудах и скорбях. Вскоре у них стали рождаться дети. Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Откроем в Библии книгу Бытия, и прочитаем вместе о их жизни.
Священное Писание сообщает нам о занятиях каждого из родившихся, прочитаем — Быт.4,2.
(Кто-то из детей читает). Что вы поняли из прочитанного?
Д: Авель пас овец, занимался с животными, а Каин возделывал землю, выращивал овощи, фрукты, хлеб.
У: Правильно. Каин – «земледелец»
. Как вы думаете, какие качества присущи ему? Какой он?
Д: Он сильный, выносливый.
У: Верно, а Авель – «пастырь овец»
. Какие ему присущи качества?
Д: Он любит животных, добрый.
У: Верно. Читаем далее – Быт.4,3-4
, до слов «от тука их». Что сделали Каин и Авель?
Д: Они принесли дар Господу.
У: Т. е. они совершили жертвоприношение Богу. Жертва, приносимая Богу, была прообразом Крестной Жертвы Спасителя, когда Сам Господь Иисус Христос принес себя в Жертву, пострадал на Кресте за грехи всех людей, и нас с вами спас от греха и смерти. Как после этого мы должны относиться к Богу?
Д: С благодарностью, почитать Его, любить Его, молиться Ему от всего сердца.
У: Правильно. Рассмотрим иллюстрацию «Жертвоприношение». Давайте, обратим внимание, как каждый из них братьев это сделал? Через это узнаем больше о них. Ведь Священное Писание ничего не говорит так просто. Что нам сообщает Св. Писание о Каине?
Д: «Каин принес от плодов земли дар Господу» (Быт.4,3).
У: А что об Авеле?
Д: «Авель также принес от первородных стада своего и от тука их» (Быт.4,4).
У: Писание говорит, что Авель принес не просто от овец, а от каких овец?
Д: От «первородных».
У: Т. е. от самых дорогих, отборных. А затем добавляет «и от тука их», т. е. от этих «первородных» принес самое драгоценнейшее, самое наилучшее. А о Каине что-то подобное сказано? Сказано, какие он принес плоды?
Д: Нет, не сказано.
У: О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес «
от плодов земли дар Господу» (Быт.4,3).
Как вы думаете, он выбирал самое лучшее, как это сделал Авель?
Д: Нет, он принес просто дар, принес то, что ему было не нужно.
У: Правильно, он принес без всякого старания и разбора. Что же было далее, читаем–Быт.4,4-5.
Что значит слово: «призрел»? «Значит, принял, одобрил, похвалил намерение, был, так сказать, доволен тем, что совершено», — говорит свт. Иоанн Златоуст.[2,с.163] Как вы поняли, чей дар Бог принял, одобрил, а чей нет?
Д: Господь принял дар Авеля, а от Каина дар не принял.
У: Почему?
Д: Потому что Авель выбирал самое лучшее, как подарок, с любовью, от всего сердца, с верой в будущего Спасителя. А Каин не выбирал, принес без разбора, то, что первое попалось под руку.
У: Правильно. Авель показал свою веру в обещанного Спасителя. «Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен» (Евр.11,4).
А Каин принес просто по обычаю, то, что попало.
Каждый из них приступил к жертвоприношению с разным внутренним душевным расположением, и это явилось причиной того, что приношение одного было принято, а другое отвергнуто Богом. Ведь Бог смотрит на состояние духа, с которым приносится жертва. «Бог принимает наши приношения не потому, что нуждается в них, но потому, что хочет, чтобы и через них выражалась наша благодарность». [2,с.163]
У: Но ведь Бог всеблагий и премилостивый, Он всех любит. Значит и Каина Он любит?
Д: Да.
У: Почему тогда не принимает его дар, может Он его через это чему-то учит?
Д: Бог хочет, чтобы Каин исправился, стал лучше, добрее.
У: Правильно, Бог ждет исправления, хочет, чтобы все спаслись. Поэтому Он даже предупреждает Каина о грехе. Давайте прочитаем разговор Бога с Каином. Читаем – Быт.4,6-7.
Какие вопросы задает Бог Каину?
Д: «Почему ты огорчился? И от чего поникло лицо твое?» (Быт.4,6)
У: У этой печали Каина было две причины, назовите их.
Д: Бог не принял дар его.
У: А вторая? Вспомним про Авеля, про его жертву Богу.
Д: Каина огорчило то, что его жертва хуже, чем у брата.
У: Правильно. Каин опечалился еще и из-за того, что дар брата был более приятен Богу. И какое появилось у него чувство по отношению к брату?
Д: Он стал завидовать брату.
У: Верно. Зависть – плохое чувство, это страшный грех, который приводит к еще более тяжким грехам. Что такое зависть? Чему мы завидуем?
Д: Зависть – это когда мы желаем того, что есть у других людей, а у нас нет. Мы завидуем успехам товарищей по учебе, деньгам, красивой одежде и т. д.
У: Правильно, зависть – это когда человек радуется от того, что другому плохо; успехи других его не радуют, а печалят. Надо подавлять в себе такое чувство, если оно возникает. [3,с.68]
И вот теперь, когда Бог увидел, что Каин чрезмерно опечалился, Он протягивает ему руку помощи, и, желая дать ему, случай исправить свой поступок, говорит: «Почему ты огорчился?»
. Так когда-то Он давал возможность оправдаться его отцу Адаму в раю.
Бог видит, что Каин объят страстью зависти, и тот час спешит поднять его и не дать ему утонуть в этой страсти.
«От чего поникло лицо твое?»
, т. е. отчего совершившееся так тронуло тебя? Ты приносил жертву не человеку, которого можно обмануть. Однако и при этом Я не хочу тебя наказывать за проступок, но только указываю на грех и даю тебе совет. Успокой свои помыслы, осаждающие твою душу, укроти волнение, чтобы к прежнему греху не прибавить тебе другого тягчайшего, чтобы не решиться тебе на какое-нибудь неисправимое зло. Не отдайся в плен лукавому демону. [2,с.165-166]
Бог знает мысли и намерения Каина, и этими словами предупреждает его.
Прочитайте, о чем предупреждает Господь?
Д: «А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4,7).
У: Посмотрите, как Бог стремится помочь Каину. Он предупреждает, что грех у дверей, т. е. он уже поселился в его сердце. К чему призывает Господь Каина?
Д: Он говорит: «господствуй»
над грехом, т. е. отгони его, не слушай его.
У: Послушался ли Каин Господа, исправился ли? Поборол ли он свой грех?
Давайте прочитаем следующие три стиха и ответим на эти вопросы. Читаем – Быт.4,8-10.
Д: Нет, Каин не исправился, он из зависти убил Авеля.
У: Да, Каин не стал бороться с грехом, и зависть, поселившись в сердце, выросла в ненависть к брату, и привела к греху убийства. Отверг Божию помощь и совершил страшный грех, убил родного брата. Так сильно зло господствовало уже над ним.
«Но посмотрим, какое и после этого безбожного поступка, и после такого преступления, не заслуживающего никакого извинения, какое снисхождение и человеколюбие являет Бог». [1,с.169]
У: Что делает Бог?
Д: Он спрашивает: «где Авель, брат твой?» (Быт.4,9).
У: Он начинает разговаривать с Каином. Одно то, что Бог удостоил его беседы, какую показывает благость? Мы часто гнушаемся подобными людьми. Тем более нужно удивляться благому Богу, явившему столько терпения. Почему Бог спрашивает о брате, разве Он не знает о том, что сделал Каин? [1,с.170]
Д: Бог все знает, просто хочет, чтобы Каин сам сознался в преступлении.
У: Правильно. Он поступает с Каином так же, как когда-то поступил с Адамом. Помните, после грехопадения в раю, Бог спрашивал Адама?
Д: Да. Он спрашивал: «Адам, где ты?» (Быт.3,9).
У: Верно, Бог желал ободрить его, чтобы он через раскаяние омыл свой грех, так и теперь Он спрашивает Каина: «где Авель, брат твой?» (Быт.4,9).
Чтобы вопросом побудить к исповеданию греха, и чтобы он мог получить прощение. Что же делает Каин?
Д: Дерзко отвечает: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4,9)
.
У: Верно. Нужно было подумать о попечении Господа, остановить свое неистовство, рассказать все Богу, а он так бесстыдно отвечает. И тогда сам убитый становится обличителем: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли»
— говорит Господь. [1,с.170]
После того, как Бог сделал со Своей стороны все, Каин не заслуживал уже никакого извинения, так как сам подвел себя под наказание. [1,с.170]
Прочитайте и ответьте, какое наказание определил ему Господь? Читаем – Быт.4,11-15.
Д: «Ныне проклят ты от земли» (Быт.4,11). «Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт.4,12).
У: Верно. По тяжести проклятия, можно судить о тяжести преступления, насколько грех Каина больше греха Адама. Адаму Господь сказал: «Проклята земля за тебя» (Быт.3,17)
, а Каину говорит:
«Проклят ты» (Быт.4,11)
. Кому было такое же проклятие, как Каину?
Д: Змею.
У: Правильно. Каин поступил как змей. Змей, послуживший орудием дьявольского замысла, посредством обмана ввел смерть, а Каин, обманув брата, совершил убийство. Поэтому получил подобное наказание. [2,с.171-172]
3. Итог урока.
У: Какой грех был совершен Каином?
Д: Убийство брата.
У: Из какого греха вырос этот страшный грех?
Д: Из зависти.
У: Была ли возможность у Каина покаяться?
Д: Да, Бог подсказывал ему о грехе, но Каин не захотел бороться с ним.
У: Что произойдет с грехом, если с ним не бороться.
Д: Из маленького он вырастет в большое зло, с ним будет трудно справиться.
У: У каждого из нас есть маленькие грехи, что нам нужно делать, чтобы из нашего малого греха не вырос большой?
Д: Нужно помолиться, чтобы Господь помог избавиться от этого греха, исповедаться и причаститься.
У: В любом ли грехе можно покаяться?
Д: Наверное, да.
У: Правильно. Свт. Иоанн Златоуст говорит: « Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божие» [2,с.173].
Почему Бог так долго терпит Каина, много раз с ним говорит, и так долго не назначает наказание?
Д: Потому что Бог любит всех, любит и его, ждет исправления.
У: Верно. Как вы думаете, для чего Бог сделал знак Каину?
Д: Чтобы его не убили.
У: Опять проявляет свое человеколюбие. А еще зачем?
Д: Может быть, чтобы люди, видя его, не совершали грехов, чтобы других научить.
У: Верно. Чему учит нас жизнь Авеля?
Д: Авель учит нас верить Богу, любить Бога, благодарить Его, молиться Ему от всего сердца.
У: А через отрицательный пример жизни Каина, чему нас научает Св. Писание?
Д: Учит слушать Бога, выполнять Его волю, бороться с грехом, а если согрешили, просить прощения у Бога.
Вывод:
Свт. Иоанн Златоуст говорит нам: «Вразумимся примерами других и направим жизнь свою к послушанию Господу и повиновению законам Его. Пусть ни зависть, ни ненависть,… ни другая какая нечистая страсть не обладает нашими стремлениями, но, очистив себя от всякой нечистоты,… поспешим к блаженной той жизни и к тем неизреченным благам, которые уготовал Бог любящим Его» [2,с.176-177].
4.Домашнее задание.
Прочитать в детской Библии рассказ о Каине и Авеле. Раскрасить иллюстрацию «Жертвоприношение».
Общая молитва:
«Достойно есть».
Список литературы.
1. Закон Божий, кн. 1. – Репринт. – Париж, 1956.
2. Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия в 2-х кн. – Репринт. – С-Пб.: «Посад», 1993.
3. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений, т.2. – М.: Изд. «Локид-Пресс», 2006.
Получить полный текст
НОД в средней группе по православному воспитанию «Библейские истории. Каин и Авель»
Григорьева Галина
НОД в средней группе по православному воспитанию «Библейские истории. Каин и Авель»
НОД в средней группе по православному воспитанию
Тема: «Библейские истории. Каин и Авель»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности
: коммуникативная, игровая, продуктивная.
Цель:
Продолжать знакомить детей с Библией. Дать начальные представления о появлении семьи.
Обучающие задачи: знакомить детей с основными духовными и нравственными понятиями православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте. Способствовать формированию у детей представлений о добром устроении мира.
Воспитательные задачи:
воспитывать чувства сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Воспитывать заботливое отношение к растениям и животным, бережное отношение к миру. Воспитывать усидчивость и аккуратность.
Развивающие задачи:
содействовать становлению духовно-нравственной личности ребенка с оптимистическим взглядом на жизнь. Способствовать становлению творческой личности ребенка. Развивать ручные умения.
Словарная работа: жертвоприношение, доброжелательные отношения.
Материал к занятию:
1. Иллюстрации к библейским историям.
2. Гуашь белая, кисть, вода, салфетка.
3. Картонная заготовка в формате открытки фиолетового цвета на каждого ребенка.
4. Музыкальный ряд: А. Вивальди «Времена года», концерт «Зима».
Литература:
1. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. В. Маттелмяки и Б. Арапович. Тринадцатое издание, 1990 Институт перевод а Библии.
2. Основы православной культуры: науч. -метод. пособие для педагогов детских садов/ Л. П. Гладких, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин, В. М. Меньшиков; Курск. Гос. ун-т. – Курск, 2008.
СОДЕРЖАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
1 часть. Рассказ воспитателя.
Мы с вами продолжаем знакомиться с библейскими рассказами. И сегодня я вам расскажу следующую историю. Но сначала мы вспомним предыдущие. Дети рассказывают, что вспомнили из истории о сотворении мира. Воспитатель обобщает. Показ иллюстрации из Библии для детей (стр. 23, сопровождается рассказом.
Эти два юноши — дети Адама и Евы. Один из них, Авель, пас овец, а брат его, Каин, был земледельцем.
Однажды Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных овец своих и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. Тогда сказал Господь Каину: «Почему ты огорчился и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
Однако Каин не преодолел греха и продолжал завидовать брату. Однажды, когда оба брата были в поле, Каин напал на Авеля и убил его. Кровь первого умершего на земле человека обагрила землю.
Господь наказал Каина за грех и сделал его изгнанником и скитальцем на земле.
К какому ужасному греху может привести таящаяся в сердце зависть! Поэтому, чтобы избежать греха, нужно бодрствовать, молиться и побеждать грех силой Господа.
Игра «Узнай по голосу»
2 часть. Беседа с детьми о внимательном, заботливом и добросердечном отношении к ближним; о любви к братьям и сестрам; о благодарном отношении к родителям.
3 часть. Предложить детям нарисовать на радость близким белую снежинку на фиолетовом картонном шестиграннике.