Вопрос о том, где принимал крещение князь Владимир, на сегодняшний день остается дискуссионным. На это счет существует как минимум три версии. Сторонники первой называют местом крещения Киев, второй – городок Василев, находящийся недалеко от первого, третьей – Херсонес. Также не существует однозначного мнения о том, в каком году произошло это событие. Сегодня предлагаем рассмотреть мнение ученого, сторонника одной из самых популярных версий относительно того, где крестился князь Владимир.
Почему не в Киеве?
С 1972 по 1984 гг. проходила Херсонесская экспедиция, организованная Академией наук СССР. Ее возглавлял археолог и историк Сергей Алексеевич Беляев. Именно он автор научного открытия, связанного с обнаружением купели, в которой и был крещен князь Владимир. По поводу мнения о том, что это великое событие прошло в Киеве, на берегу Днепра, ученый говорит следующее.
То, что случилось в Киеве в 988 году, в августе, было уже следствием принятия христианской веры Владимиром, которое состоялось немного раньше и в другом месте. По мнению Беляева, принял крещение князь Владимир в городе Херсонесе, и нигде больше произойти этого не могло. Об этом, в частности, свидетельствует «Повесть временных лет». В ней говорится о крещении в Корсуни – так Херсонес назывался у славян.
Уже в 4 веке, во время правления императора Константина Великого, этот византийский город являлся главным христианским центром всей Восточной Европы.
Коварный базилевс
Император Василий II отчаянно нуждался в военной помощи. Он готов был принять её от кого угодно. Поэтому, когда император узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение, то он с радостью выказал желание помочь русскому князю в этом вопросе. Взамен император просил войска для борьбы с мятежниками. Князь Владимир согласился помочь несчастному императору, но помимо крещения он потребовал от Василия отдать ему в жену его сестру Анну. Византийский базилевс согласился. Этот факт красноречивее всех других говорит о том, насколько катастрофичным было положение Византии в тот момент. Ведь византийские самодержцы считали себя наследниками великой Римской империи. Всех государей остальных европейских держав они считали варварами, недостойными того, чтобы входить в семейные отношения с «порфирородными» византийскими принцессами. Даже когда германский король Оттон Великий, создатель Священной Римской империи и крайне влиятельный в Европе государь, пытался сватать себе в жену одну из принцесс византийского дома, ему было с презрением отказано. А тут — неслыханное дело! Отдать в жены какому-то «скифу», «варварскому князю Владимиру» родную сестру самого императора! Разве можно придумать большее унижение? Но, как говорится, идеалы идеалами, а политика политикой! Чтобы сохранить престол, Василий II согласился пожертвовать сестрой. Для Владимира этот брак также меньше всего был банальным устройством семейной жизни. Свадьбе с принцессой Анной придавалось сугубо политическое значение. Если женой русского князя станет представительница византийской правящей династии — династии, которая отказывает в брачных союзах французским принцам и германским королям, — то можно представить, насколько возвысится престиж русского государства? После заключения русско-византийского союза князь Владимир отправил в помощь императору отряд в 6 тысяч воинов. По тем временам это была внушительная военная сила. Соединённые силы русичей и византийцев разгромили войска мятежного Варды Фоки под Хрисополем (на берегу Босфора). Затем русские отряды помогли императору восстановить свою власть во всех самых отдалённых уголках империи. Так, византийский хронограф Яхъя Антиохийский даже упоминает о боевых действиях русов в составе византийского войска в северной Сирии!
Почему не в другом месте?
По мнению Беляева, в другом месте этого произойти не могло по следующим причинам. В планах у князя была женитьба на Анне, византийской принцессе. До этого у него было две жены законных и около 300 наложниц. Сделать своей супругой византийскую принцессу было делом весьма почетным. Судите сами. В этом было отказано самому германскому императору Оттону. А князю Владимиру это удалось! И принцессу привезли из Константинополя к Владимиру в Херсонес.
На протяжении нескольких веков Византия привлекала в лоно христианской церкви варварские племена. Кроме этого, она стремилась к сохранению мира на собственных границах. Поэтому Владимир был вполне подходящей партией.
Но ни византийский император, ни патриарх не могли допустить того, чтобы женщина такого высокого ранга отправилась за пределы империи просто так. То есть не будучи венчанной законным христианским браком по всем церковным канонам. Отсюда следует, что вопрос о том, где принимать крещение князю Владимиру и где венчаться, мог решиться лишь однозначно – только на территории Византии, частью которой и являлся Херсонес.
Византия: друг или враг?
Ситуация в конце X века была такова. Князь Владимир победил своих братьев в междоусобной борьбе, разгоревшейся после гибели князя Святослава в печенежской засаде. Процесс распада Руси на обособленные княжества был остановлен. Русь снова стала единой. Но победивший князь понимал, что единой державе нужно нечто большее, чем языческие верования предков. Нужно принимать христианство, причём христианство православного толка — такое, какое распространено у могущественного соседа Руси, у Византии. В Византии же можно найти и необходимых для крещения священников, и книги, и ритуальные предметы. Но отношения с Византией на тот момент были далеко не идеальными. Византийцы ещё не забыли, как потрясал устои их империи воинственный князь Святослав в 970-971 годах. Тогда державе ромеев с большим трудом удалось победить «скифского варвара», вознамерившегося выгнать византийцев с Балканского полуострова. Понадобилось напряжение всех военных сил империи, чтобы вытеснить Святослава за Дунай. А затем понадобились и груды золота, чтобы подкупить печенегов и заставить их напасть на русского князя, возвращавшегося на Русь после похода. Святослава им удалось уничтожить, но к Руси с тех пор в Константинополе было весьма враждебное отношение. Византийские базилевсы не жаждали помогать «скифам» ни в чём — даже в крещении. Но в начале правления князя Владимира ситуация в Византии изменилась. В империи разгорелся военный мятеж. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним император Василий II отправил войско под началом Варда Фоки. Тот одержал победу, но сразу же после неё провозгласил себя императором. В начале 988 года войска мятежников подошли к самой византийской столице, от которой их отделял только пролив Босфор. Одновременно болгарские племена опустошали владения Византии на западе. Положение Византии было критическим.
Как Владимир принимал решение?
Ко времени женитьбы на принцессе Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, он еще в 986 году поставил вопрос о том, какую именно веру выбрать. Он принимал послов из Волжской Булгарии, предлагавших принять ислам, хазарских евреев, приглашавших в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но им всем было отказано. После них прибыл византиец, который поведал о христианской вере.
Чтобы узнать, каким образом осуществляются обряды и какие у каждой религии законы, князь направил послов на богослужение к немцам, грекам и мусульманам. В конечном счете он выбрал христианство.
Поначалу Владимир делал ставку на язычество
Как следует из летописных источников, в частности, из «Повести временных лет» древнерусского летописца Нестора, в 980 году Владимир Святославич попытался провести религиозную реформу язычества. Он установил единый пантеон языческих божеств. Во главе этой структуры стоял Перун. Также туда вошли Стрибог, Даждьбог, Семарг, Хорс и Мокошь.
«Владимир сперва пытался укрепить и консолидировать язычество. Но как человек, бесспорно, умнейший, он скоро понял, что сделать это невозможно. Язычество всегда приводило не к объединению народа, а лишь к еще большим распрям между разными группами. История показала, что те народы, которые остались языческими, быстро растворились в христианском или исламском мире. Или вообще исчезли – например, это произошло с балтийскими славянами. Владимир же быстро понял, что усилия по консолидации язычества не будут плодотворными, и совершил исторический выбор в пользу православия, объединения всего народа и политической самостоятельности», – рассказывает настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, сооснователь сообщества «Русская миссия» Всеволод Чаплин.
картина «Владимир-язычник» / Васнецов Виктор
Как выглядела купель?
Разбираясь в вопросе о том, где принимал крещение князь Владимир, интересно будет узнать, как это происходило. Предполагается, что первоначально купель, в которой осуществлялось таинство, была именно такой, какой ее изобразил художник Васнецов на картине во Владимирском соборе в Киеве.
В Херсонесе ее вырубили в скале, на данный момент ее глубина – 74 сантиметра. Когда в 80-х годах 19 века ее раскрыли, обнаружилось, что все углубление выложено мрамором. Находящийся на дне крест также был выложен мрамором. К сожалению, с течением времени все это великолепие растащили, и сегодня здесь находится голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Крест также не сохранился.
В то время крещальню восприняли как обыкновенный храм. В 90-е годы 19 века предположение о том, что вырубленная в скале мраморная купель — именно то место, где крестился князь Владимир, было высказано Александром Львовичем Бартье, выдающимся русским инженером. В советские годы экспедиция Беляева исследовала памятник во всей полноте. И с исторической, и с археологической, и с канонической, и с литургической точек зрения.
Сейчас считается доказанным, что именно на месте бывшего храма (крещальни), в найденной купели, и было осуществлено крещение Владимира в Херсонесе. После того как С. А. Беляев объехал с докладом на эту тему всю Европу, научное сообщество приняло эти доказательства.
Орел по-русски
Сегодня нельзя не вспомнить, что именно в Крыму, в Херсонесе (в средневековье — Херсон, Корсунь, ныне Севастополь), принял крещение князь Владимир с дружиной, а затем в сопровождении греческих священников возвратился в Киев и крестил его жителей. Если обратиться к событиям из истории прошлого, то возникновение христианства в самом Херсонесе связывают с проповедью апостола Андрея Первозванного. Все известные нам предания признают ап. Андрея Первозванного руководителем Черноморской миссии и направляют его путь с юга на север, от Сирии к Таврическому полуострову, где он обращал в христианство местное население. И можно предположить, что его проповедь не осталась здесь бесплодною, потому что через тридцать лет после его миссии в эти места прибыл осужденный римским императором Траяном (98—117) на заточение святой Климент, папа римский, который нашёл здесь более двух тысяч христиан, занимавшихся в каменоломнях тесанием и обработкой камней для доставки их во внутренние города римской империи. Святитель основал в Херсонесе несколько храмов и крестил множество язычников. Весть об успехах святого Климента достигла римского императора и немедленно вызвала гонения на христиан, во время которых сам архипастырь принял мученическую смерть, будучи утоплен в море (нач. II в.), [Русская Православная церковь/Православная энциклопедия. — М., 2000. — С. 35].
Вследствие гонений в последующие два века, до начала IV века, христианской веры в Херсонесе придерживались в основном ссыльные за веру и их потомки. После издания императором Константином в 313 году эдикта, в котором допускалась веротерпимость по отношению к христианской религии, была учреждена Херсонская епархия. В царствование Константина Великого епархия Херсонская включала в себя южный Крым до Феодосии и далее к востоку, где проживали скифы, тавры и другие варварские народы. В начале III века в Крым проникают готы, а в конце IV в. вторгаются гунны.
Известно, что готы приняли христианство, епископ их Феофил присутствовал на Первом Вселенском Соборе (в 325 г.), под актами которого подписался митрополитом Готии или, как в других списках, Феофилом Боспоританским из Готии [Макарий (Булгаков). История Русской церкви. Кн. 1. — М., 1994. — С. 115]. Оставшиеся после ухода Теодорика в Италию готы были окружены со всех сторон гуннами, с которыми старались поддерживать дружеские отношения пока примерно в начале VIII в. не были покорены хазарами. Кроме названных епархий на территории Крымского полуострова и смежных с ней земель были образованы Сурожская, Фулльская и Боспорская епархии, в которых проживали не только греческие переселенцы, но и сарматы, цари которых управляли Боспорским царством до конца IV века, столицей которого была Пантикапея, или Боспор, где ныне Керчь.
От Боспора до Херсонеса расселились гунны, пока в конце VII века не были завоёваны хазарами, которые, однако, не пожелали переселиться в Крым, оставшись в южной России, за Доном и на побережье Каспийского моря. В то же время история свидетельствует о случаях, когда проживавшие в Крыму гунны и другие варвары обращались в христианство [Там же. — С. 125—127]. Не подлежит сомнению и то, что в разные периоды истории Крыма вера христианская не иссякала и всегда находила своих последователей, о чем свидетельствуют археологические раскопки греческих городов на южном побережье. В результате раскопок на территории Херсона обнаружено 13 базилик, 2 здания центрической композиции, 5 крестообразных, 7 крестовокупольных храмов и около 20 сравнительно небольших квартальных храмовчасовен ХI—ХV вв. [Русская Православная церковь/Православная энциклопедия. — С. 36].
Как отмечают исследователи, интенсивное строительство церквей и монастырей в Крыму, и в частности в Херсоне и пригородах, развернулось при византийском императоре Юстиниане I (527—565). Археологические свидетельства — склепы с росписями, изображающими виноградную лозу или рыб, надгробия с изображениями крестов, христианские скульптуры — позволяют говорить о широкой христианизации населения Херсона в этот период.
Во времена иконоборчества, в середине VIII в., многие почитатели икон, в основном монахи, бежали в Крым, спасаясь от преследований византийского императора, благодаря чему на территории Юго-Западного Крыма увеличилось количество пещерных монастырей. На протяжении многих веков Херсон играл роль центра миссионерского и культурного влияния на соседние народы. Крещение Руси в 988 г. также было связано с Херсоном. Князь Владимир взял с собою отсюда на Русь греческих священников, мощи свт. Климента, помещённые впоследствии в Десятинную церковь, святые иконы и церковные сосуды. Очевидно, с этого времени на Руси появились иконы и церковные предметы, получившие затем именование «Корсунских». По одному из преданий, сам св. кн. Владимир принял крещение в Корсуни (ныне Севастополь). В то же время была учреждена Киевская митрополия и при ней организованы кафедры в Новгороде, Белгороде (под Киевом), возможно, также в Чернигове, Полоцке, Переяславле.
По отзыву современника, к концу правления Владимира столица Руси выглядела вполне христианским городом: в нём было около 400 церквей, в том числе единственный на то время каменный Десятинный храм Богоматери (завершен в 996 г.), который был дворцовой княжеской церковью (по покоившимся там мощам св. Климента Римского именовался также Климентовским), и кафедральный собор св. Софии Премудрости Божией (очевидно, деревянный). Западный миссионер архиеп. Бруно Кверфутский, посетивший Киев в 1008 г. по пути в Печенежскую степь и встречавшийся с Владимиром, рисует его как образцового христианского правителя [Русская Православная церковь/Православная энциклопедия. — С. 41].
Важно отметить, что русские появились в Крыму еще за три века до монголо-татарского нашествия. В 964—966 гг. киевский князь Святослав совершил большой поход на Волгу и в Хазарию и закончил на Таманском полуострове, который с того времени стал русской Тмутараканью. Ряд историков считает, что русское Тмутараканское княжество возникло не при Святославе, а при его сыне Владимире. Как бы то ни было, но в конце X века обе стороны Керченского пролива принадлежали киевским князьям. Вторжение половцев в Крым в ХII веке положило конец русскому влиянию на полуострове, где на бывшей хазарской части находилось Тмутараканское княжество. Современный крымско-татарский язык генетически близко подходит к половецкому языку. В 1222 году высаживается первый турецкий десант в Судаке, который разгромил русско-половецкое войско. На следующий год в Крым вторгаются монголо-татары Джэбэ. Степной Крым становится улусом Золотой Орды. Административным центром Тавриды становится город Крым. На ХIII век приходится исламизация Крыма.
В XIV веке часть территорий Крыма приобрели генуэзцы (Газария, Каффа). После распада Золотой Орды в 1441 г. остатки монголов тюркизируются и образуют степное Крымское ханство. На тот момент в Крыму также располагаются христианское горное княжество Феодоро со столицей Мангуп и генуэзские колонии на южном побережье. Гото-греческое княжество Феодоро возникло в первой половине XIV в. в горном Крыму, некогда подчиненном Византии, а позже — Трапезундской империи, и просуществовало вплоть до турецкого завоевания. В его истории выделяют два периода. Первый — от возникновения княжества до нашествия Тимура (1390е гг.), во время которого пострадали столица Феодоро и многие сельские поселения. Члены правящей династии, которую некоторые исследователи связывали с крымской ветвью знатного византийско-армянского рода Гаврасов, бежали на север, к русским князьям, где стали основателями известного боярского рода Головиных. Второй период начался в 1420х гг. и продолжался до 1475 г. Возрождение Феодоро связывают с именем князя Алексея. Будучи мудрым правителем, он сумел не только восстановить разрушенное хозяйство, но и поднял престиж мангупской династии, удачно женив своего сына Иоанна на аристократке, принадлежавшей к знатным родам Палеологов и Асанов. Таким образом на гербе Феодоро появился византийский двуглавый орёл. В 1475 г. турецкие войска высадились в Крыму и захватили генуэзские колонии с центром в Каффе (Феодосии), а также уничтожили Мангуп. На завоёванных землях княжества и генуэзских колоний, на которых в основном и проживало христианское население, был создан Кефинский санжак, а позже — эялет, который просуществовал до 1774 г. [Араджиони М. А. Крымские греки//От киммерийцев до крымчаков (народы Крыма с древнейших времен до конца XVIII в.). — Симферополь: изд. «Доля», 2010. — С. 197—199]. В 1478 году Крымское ханство стало протекторатом Османской империи. В Северном Причерноморье, Приазовье и на Черноморском берегу Кавказа появились турецкие крепости — морские порты, опорные военно-колониальные базы.
Крымские татары, вассалы Турции, постоянно совершали набеги на русские, литовские и польские земли и брали в полон мирное население. Огромная территория, разделявшая русские и татарские земли, стала называться Диким полем, а Ока долго являлась пограничной рекой, южным рубежом Московского государства. Через Дикое поле с юга на север по территории нынешнего Орловского края тянулись дороги-шляхи, по которым ходили татары. Главный шлях назывался Муравским. Он шел от Крымского перешейка до Тулы, к которой сходились все татарские дороги. От Муравского шляха ответвлялись и с ним соединялись другие шляхи — Изюмский в направлении Ливен и Тулы, Калмиусский шел до Ливен, где соединялся с Изюмским. Свиной шлях тянулся мимо Рыльска к Болхову. По этим путям татары шли, как правило, с наступлением весны или осенью, поскольку в это время кочевникам было удобно нападать на людей, занятых работами в поле. Каждый вел за собой две-три лошади с плетёными корзинами. Подойдя к русским селениям, татары рассыпались мелкими отрядами и старались нахватать всякого добра и пленных, а потом быстро мчались обратно в степь [История Орловского края. С древнейших времен до конца XIX века. Ч. I. — C. 65]. Пленных доставляли в Херсон (ныне Севастополь), где продавали купцам-евреям, специально приезжавшим в город для этой цели. Приезжим работорговцам помогали их жившие в городе соплеменники. Именно евреям принадлежала своеобразная монополия на работорговлю в городе. Отсюда невольников вывозили двумя путями — либо на рынки Восточного Средиземноморья, где перепродавали в мусульманские страны, либо в саму Византию. В истории известен такой случай, когда еще в 1096 г. плененный половцами монах КиевоПечерского монастыря Евстратий был продан в числе 50 невольников в рабство одному из херсонских евреев, и когда «богопротивный жидовин» начал побуждать их отречься от Христа и морить голодом, потому что христиан запрещалось продавать в рабство, то через две недели умерли все, кроме самого монаха, организм которого был привычен к длительным постам. Разгневанный хозяин, видя, что деньги его, отданные за пленных, пропали, и, считая Евстратия причиной происшедшего, так как он укреплял собратьев по несчатию в их стремлении не отказываться от православия даже ценою собственной жизни, сначала распял его на кресте, а потом пронзил копьем. Дело было на Пасху; иудей в злобе восклицал, что казнит своего пленника таким же образом, как некогда казнили Христа. Перед смертью мученик предрек, что вскоре и хозяина его, и всех евреев постигнет кара за кровь христианских рабов. Так и случилось. Этот факт привел в гнев византийского императора, который повелел «изгнать из области его всех жидов, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан… И в то время, когда избивали жидов, живущих в греческом городе Корсуни, того окаянного жидовина, которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве, и так злоба его обратилась на его голову, и он воспринял участь Иудина удавления. Прочие же жиды, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали поистине и крестились». КиевоПечерский патерик. Слово 16». [Храпунов Н. И. Евреи//От киммерийцев до крымчаков… — С. 116—118; Кизилов М. Б. Крымчаки. Указ. соч. — С. 272].
В более поздние времена, в XVI — XVII вв., крымские татары совершали набеги на соседей практически ежегодно. Они, как правило, никогда не осаждали крепостей и не стремились к генеральным сражениям с основными силами противника. Их стратегическая и тактическая цель войны — награбить и благополучно увезти награбленное. Войско в поход крымские ханы собирали из добровольцев, иногда до 120 тысяч человек. Как писал историк Д. И. Яровицкий: «Недостатков в таких охотниках между татарами никогда не было, что зависело главным образом от трех причин: бедности татар, отвращения их к тяжелому физическому труду и фанатической ненависти к христианам, на которых они смотрели как на собак, достойных всяческого презрения и беспощадного истребления» [Яровицкий Д. И. История запорожских казаков. — Киев: Наукова думка, 1990. Т. I. — С. 322]. Наш г. Орёл, как опорный пункт обороны, за период XVI — XVII вв. 12 раз подвергался жестоким нападениям татар: в 1570, 1571, 1609, 1615, 1623, 1632, 1634, 1637, 1644, 1649, 1650 и 1692 годах [Воробьёва В. Я. Четыре слагаемых орловской славы//Красная строка. 2010, 3 марта]. Вследствие этих грабительских походов до ХVIII в. из России было угнано в рабство до 5 млн. человек. В то время Турция была единственным скупщиком захваченных татарами пленных и награбленного имущества (если не считать выкупа за пленников). Только на выкуп пленных Россия ежегодно тратила 1 млн рублей, что составляло 5 млрд. рублей по ценам нашего времени. За каждого человека платили от 100 до 150 рублей, тогда как корова в то время стоила 50 копеек. Не будь Оттоманской империи, Россия и Речь Посполитая, поодиночке или объединившись, сумели бы покончить с этой разбойничьей конторой «Гирей и Ко» еще в XVI веке или, по крайней мере, в XVII веке. Ликвидировать угрозу Центральной России можно было, только заняв Крым. В январе 1769 г. 70тысячная орда хана Селим Гирея вторглась в русские пределы. Это был последний набег татар на Русь [Широкорад А. Б. Украина: Противостояние регионов. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. — С. 82].
Русско-турецкие войны ХVIII в. дали выход России к Чёрному морю, а война 1768—1774 годов положила конец османскому господству, и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года турки отказались от претензий на Крым. Северное Причерноморье вошло в состав России. Формально Крымское ханство было объявлено независимым. Но турецкий султан по-прежнему был духовным главой татар. Крымский хан, вступающий на престол, должен был быть утвержден султаном. Профиль султана по-прежнему чеканился на крымских монетах. За него продолжали молиться во всех мечетях. С другой стороны, в некоторых районах Крыма остались русские войска для защиты от турок.
В 1783 г., 8 апреля, составленный князем Потёмкиным манифест «О принятии полуострова Крымского, острова Тамана и всей Кубанской стороны под Российскую державу» был подписан императрицей Екатериной II. Она без лишней огласки, даже не спросив мнения русского дворянства, дала все дворянские права всем татарским мурзам. Позже русские историки XIX века острили, что в первые годы после присоединения Крыма дворянство давалось каждому, кто носил саблю на боку и орал, что он «балшой человек». Крымское ханство упразднялось, однако его верхушка (свыше 300 родов) вошла в состав российского дворянства и принимала участие в местном самоуправлении вновь созданной Таврической области. Татарское население в Крыму получило те же права, что и остальные жители империи, но было избавлено от рекрутских наборов и ряда других тягот. Никто не покушался на их веру, на их скот, на их земли. Но у них отняли самое главное их право — грабить соседей и торговать рабами. Этого они никогда не могли простить русским. На новые земли началось интенсивное переселение колонистов из России: греков, армян, евреев, русских и малороссов. Крым стал именоваться, как и в эллинские времена, Тавридою. Новый русский порт был назван Севастополем (городом Славы). Город, который начали строить и который должен был стать губернским, назвали Симферополем (соединяющим), Кафа вновь стала Феодосией, Гезлев — Евпаторией и т. д. [Легенды и предания Крыма/Редактор-составитель А. Е. Тархов. — Симферополь: «Реноме», 1998. — С. 305—306].
В годы Крымской войны (1853—1856 гг.) город Севастополь благодаря героизму его защитников приобрёл неувядаемую славу. За прошедшие годы население Крыма значительно увеличилось, а русские стали составлять большинство жителей края. К концу ХIХ века население Крыма составляло 500 тыс. человек, из которых меньше 200 тыс. были крымскими татарами, а накануне революции проживало 800 тыс. человек, в том числе 400 тыс. русских и 200 тыс. татар, а также 68 тыс. евреев и 40 тыс. немцев [Военно-исторический журнал. Орловский вестник. — 2014. — Спецвыпуск № 1 (15). — С. 22]. К февралю 1917 г. в Крыму уже проживало 808,9 тысячи жителей. Из них русских и малороссов около 400 тысяч, то есть 49,4%, а татар и турок около 217 тысяч, то есть 26,8%. Были и евреи — 62 тысячи (8,4%), немцы — 41,4 тысячи (5,1%), греки — 20 тысяч (2,5%) и другие национальности [Широкорад А. Б. Указ. соч. — с. 382]. Однако численность татарского населения быстро увеличивалась, и к 1939 г. татар уже было 19,4% от всего населения Крыма.
Во время Великой Отечественной войны Севастополь в числе первых городов СССР 22 июня 1941 г. в 3 часа 15 минут подвергся налёту фашистской авиации. С 30 октября началась героическая оборона Севастополя, которая продолжалась 250 дней, до 4 июля 1942 года. Во время войны города Крыма были разрушены, нанесён огромный материальный ущерб экономике полуострова, сотни тысяч советских воинов пали в боях на крымской земле, были ранены или попали в плен. Неисчислимые страдания вынесли партизаны, подпольщики и мирные жители Крыма. Многие из них погибли, умерли от голода и болезней, тысячи были угнаны в немецкое рабство. По планам Гитлера Крым должен был превратиться в имперскую область Готенланд (страна готов), а Севастополь — получить название Теодорихсхафен (гавань Теодориха, короля остготов, жившего в 493—526 гг.).
В отношениях с татарами германское командование требовало проявлять максимум уважения. Организованная немцами пропаганда принесла свои плоды. Из мобилизованных в Красную Армию в июле-августе 1941 г. 90 тысяч жителей Крыма 20 тысяч были татары, и при отступлении они почти все дезертировали. Согласно германским документам, при численности 200 тысяч человек крымские татары дали германской армии 20 тысяч, которые вошли в созданные немцами батальоны и использовались для несения караульной службы, охраны тюрем, объектов СД, в операциях против партизан [Там же. — с. 394—396]. Война резко обострила межнациональные противоречия в Крыму, и в мае-июне 1944 года с территории полуострова были выселены крымские татары (191 044 человека), армяне, греки и болгары. Немцы были депортированы ещё в августе 1941 года. Указ Президиума Верховного Совета СССР № 493 от 5 сентября 1967 года «О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму» признавал, что «после освобождения в 1944 году Крыма от фашистской оккупации факты активного сотрудничества с немецкими захватчиками определённой части проживающих в Крыму татар были необоснованно отнесены ко всему татарскому населению Крыма» [Военно-исторический журнал. Орловский вестник, с. 23]. Однако факты свидетельствуют, что всё было не так однозначно. Цифры же говорят, что практически в каждой семье были мужчины, воевавшие на стороне немцев. Высланные как спецпереселенцы в Узбекистан, многие стали считать эту республику и ее столицу Ташкент своей родиной. В 1991 г. хотели вернуться в Крым, по разным данным, от 2 до 5 млн. человек, считающих себя крымскими татарами. Таким образом, за прошедшие годы численность татарского населения резко возросла [Широкорад А. Б. Указ. соч. — с. 406]. Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина от 21 апреля 2014 года № 268 «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и государственной поддержке их возрождения и развития» все названные народы были полностью реабилитированы, тем самым было положено начало созданию необходимых условий для их равноправного проживания с другими народами в составе Российского государства [Собрание законодательства Российской Федерации. № 17.–28. 04. 2014. — Ст. 2042]. В настоящее время важно не допустить распространения идей радикального исламизма среди татарского населения Крыма и деятельности организаций экстремистской направленности.
В 1954 г. по инициативе «волюнтариста и субъективиста» Н. С. Хрущёва Крым передали союзной Украинской ССР. Во время же Беловежского заговора и раздела СССР в 1991 г. Ельцин без всякого обсуждения оставил Крым за Украиной. С этого времени началась насильственная украинизация Крыма, государственным языком был признан только украинский язык, русское население подвергалось дискриминации, происходило массовое закрытие русских школ. С 1991 года украинские профессора и академики, которые в советские годы состояли при официальной истории УССР и особыми способностями не отличались, глубоких и серьезных исследований в подавляющем большинстве своем не вели, стали спешно придумывать новую историю Украины, и «дело дошло до утверждений, что украинцы обязаны своим появлением… внеземным цивилизациям». Украинский язык — один из древнейших языков мира, а древних украинцев звали «укры». Этот термин ввел в оборот еще в 1843 г. польский граф Тадеуш Чацкий. Но даже ярые националисты типа М. С. Грушевского брезговали этим термином. Вновь об «украх» в Киеве заговорили в 1991 г. Оказывается, именно украинцы создали первую в мире буквенную азбуку, изобрели колесо и даже построили знаменитый ковчег, основали Трою и построили пирамиды. Однако ученые-историки утверждают, что племя укров германского происхождения и находилось в Прибалтике, и ничего общего с украинцами не имеет, да и самой Украины до 1917 г. не было, как и национальности украинец. Различных версий истории Великой Украины сейчас пруд пруди, но всех их объединяет ненависть к России. Они считают, что щирые украинцы не имели и не могли иметь ничего общего с москалями. Согласно их утверждениям, русские — это бывшие угро-финны и татары. Москву основали татары. Русские украли у украинцев их письменность и церковный язык и т. п. [Широкорад А. Б. Указ. соч. — С. 7—13].
В 2014 году, после государственного переворота в Киеве 21 февраля, народ Крыма выступил за воссоединение с Россией. Около двух миллионов его жителей в результате проведенного референдума 16 марта 2014 года и на основании декларации о независимости, принятой 11 марта 2014 года, провозгласили суверенитет Республики Крым, а 18 марта был подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии Республики Крым в состав России. 21 марта в Крыму образован одноименный федеральный округ с центром в Симферополе. Разработанный в США сценарий превращения Украины в очередную натовскую страну, а Севастополь и Крым — в военную базу для возможного нападения на Россию дал серьезный сбой. Это вызвало агрессивную реакцию правительства США, стран блока НАТО, вложивших немалые средства для установления послушного им режима на Украине. Только США на эти цели потратили более 5 млрд. долл. В своём противостоянии с Россией они не гнушаются опираться даже на последователей Степана Бандеры — украинского националиста, проповедовавшего «этническую чистоту» Украины и уничтожение всех не разделявших взгляды его движения. Бандеровцы из Украинской повстанческой армии (УПА) в 1943—1944 годах повинны в гибели 80 тыс. польских мирных жителей на Волыни, многих тысяч евреев, русских, белорусов, цыган и других национальностей. Волынская резня, а до этого в 1941 г. во Львове и других местах была задумана и осуществлялась как способ создания однородной в национальном плане территории, главное условие формирования в будущем моноэтничного независимого украинского государства. По данным КГБ, опубликованным в 1990 году, за 1944—1953 годы «в западных областях Украины жертвами террора бандеровцев стали не только свыше двадцати тысяч военнослужащих Советской армии, сотрудников милиции и госбезопасности, но и тридцать тысяч мирных жителей», а по другим сведениям, «с 1941 по 1954 г. бандеровцами было уничтожено около пятидесяти тысяч советских солдат и шестьдесят тысяч человек мирного населения» [Частий Р. В. Степан Бандера: мифы, легенды, действительность. — Харьков: Фолио, 2011. — С. 181, 291]. Но это только в западных областях, а если обратиться к данным в целом по Украине, то надо вспомнить о трагедии в Бабьем Яре. Тогда, 22 сентября 1941 г., прибыл в Киев под командой агента абвера, члена Черновицкого областного провода ОУН (Организация украинских националистов) Войновского Буковинский курень (около 500 человек), где с 28 сентября принимал участие в массовом убийстве ни в чем не повинных людей разных национальностей. В Бабьем Яре были лишены жизни 350 тысяч человек, в том числе 160 тысяч евреев, из которых 50 тысяч — дети! За эти зверства и усердие в служении фашизму Войновскому было присвоено звание майора СС. Среди 1500 карателей в Бабьем Яре было 1200 полицаев из ОУН и лишь 300 немцев! Всего на Украине от рук карателей-бандеровцев погибли 220 тысяч поляков, более 400 тысяч советских военнопленных и ещё 500 тысяч мирных украинцев [Козлов А. В. Вся правда об Украинской повстанческой армии (УПА). — М.: Вече, 2014. — С. 9, 10].
В то жестокое и трагическое время зловещую роль играла греко-католическая церковь. С началом войны униатская церковь начала активно поддерживать гитлеровцев. Надо сказать, что и римский папа Пий XII неоднократно выражал поддержку режимам Италии и Германии и благословлял убийства местными католиками православных в Югославии. Глава униатской церкви на Западной Украине митрополит Андрей Шептицкий благословил и германские войска, и дивизию СС «Галичина». Оуновцы еще при немцах расправились с православным духовенством. 7 мая 1943 г. бандеровцы расстреляли владыку Алексия (Громадского), митрополита Украинской Автономной Православной Церкви, сохранявшего молитвенное общение с Московским Патриархатом. Бандеровцы убили Карпаторусского епископа Мукачевского Мануила (Тарнавского), известного своей стойкостью в вере и высокой духовной жизнью.
После смерти в 1945 г. Андрея Шептицкого в униатской церкви резко усилилось движение за объединение с Православной церковью. Во главе движения встал Гавриил Костельник, который уже 30 лет выступал за объединение церквей. Правительство СССР помогло Костельнику в организации Собора Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ) во Львове 8—10 марта 1946 г. Собор постановил «отменить постановления Брестского собора 1596 года, ликвидировать унию, отойти от Рима и возвратиться в нашу отцовскую Святую Православную Веру и Русскую Православную Церковь». Через несколько месяцев после собора Гавриил Костельник был застрелен оуновцами на пороге храма. Были убиты еще несколько священников. Переход же униатов в православие был в основном добровольным. Так, с мая 1945 г. за 9 месяцев присоединились к православию 986 священников (то есть 78%), а 281 отказались. [Широкорад А. Б. Указ. соч. — с. 355]. Священники по-украински продолжали произносить проповеди, и даже церковно-славянское богослужение повсеместно звучало с украинским произношением — «киевской вымовой». Духовенство брило бороды, как и в униатскую эпоху. Использовались облачения униатского покроя. Имели место и другие многочисленные отступления от православной традиции, на что Московский Патриархат смотрел довольно сдержанно и снисходительно. Ни один униатский священник не был приговорен к смертной казни. Все осужденные сотрудничали с германскими оккупантами или с бандеровцами. Причем все они отсидели совсем немного, а после освобождения подались в эмиграцию. В настоящее время священники-униаты и присоединившиеся к ним раскольники из так называемой Украинской Православной церкви во главе с патриархом-самозванцем Филаретом (Михаилом Денисенко) активно поддерживают гонения на Православную церковь Московского Патриархата, захватывают их храмы и благословляют националистов на зверские подвиги.
По-прежнему остается нерешенным вопрос о будущем 800 тысяч русинов, проживающих в Закарпатской области, которые подвергаются насильственной украинизации со стороны киевской бандеровской власти и уповают на поддержку со стороны России в их стремлении сохранить культуру и самобытность своего народа. Лозунг «Украина для украинцев» вновь становится программой действий для пришедших к власти в украинском государстве последователей Степана Бандеры. С этой целью при поддержке США и блока НАТО они развязали войну на востоке Украины, где в основном проживает русское население. «Украинская идея», которая была привнесена на исторические земли Руси извне», приносит свои горькие плоды, повсюду сея смерть и разрушения [Неизвращенная история Украины-Руси//Истории русской провинции № 33. — Орел, 2006. — С. 370].
Сегодня Запад, и прежде всего США, фактически объявили нам крестовый поход. На Украине идет необъявленная война протестантско-католического Запада против восточной европейской цивилизации, основанной на византийской, греческой православной культуре, которую они рассматривают как враждебную и противостоящую геополитическим интересам Западного мира с его агрессивной, тупиковой мультикультурой и деградирующими нравственными ценностями. По словам Патриарха Московского и всея Руси: «Мир, в котором мы с вами живем, нередко именуется постхристианским и пострелигиозным. За этим термином кроется страшный диагноз духовно-нравственного состояния, в котором оказались общества многих стран. Происходящее там связано с попыткой подвергнуть пересмотру фундаментальные, непреложные, Богом заложенные в человеческую природу, а потому абсолютные и универсальные нормы морали. Это грозит огромными опасностями для человеческого общества. Потому что в результате границы между добром и злом размываются, а понятие справедливости, по укорененности в нравственной природе человека являющееся универсальным, интерпретируется в соответствии с господствующими философскими и даже политическими установками». [Дума Патриарха//Российская газета. — 2015, 23 января. — С. 17].
Помня о прошлом, в эти судьбоносные дни нашей истории по инициативе филиала межрегионального «Объединения православных учёных» 9 марта 2014 г. в храме-часовне Александра Невского, построенном на месте боя защитников г. Орла в октябре 1941 г., был проведен молебен с чтением акафиста перед иконами Божией Матери — Державной и Почаевской — о православных братьях на Украине, о мире и единении братских народов во Христе. И, несмотря на развязанную Западом информационную войну и всевозможные политические и экономические санкции, можно с уверенностью сказать, что народы бесконечно обманывать невозможно, люди не допустят возврата к нацизму. Однако нельзя не отметить и то, что сегодня у фашистов и их пособников появляется всё больше и больше адвокатов, в основном среди западноукраинских историков и журналистов, тех, кто готов оправдывать чудовищные преступления и ужасных злодеев, искажая ради этого историческую правду. Поэтому крайне необходима адекватная реакция отечественной исторической науки, российских средств массовой информации в целях нейтрализации возможных негативных последствий от мифологизации истории. Иначе задачи по противодействию попыткам искажения отечественной истории, воспитанию патриотизма у современной российской молодежи решены не будут, а ведь это бои за завтрашний день России и её народа.
Анатолий Перелыгин, кандидат исторических наук, председатель церковного историко-археологического отдела Орловско-Болховской епархии, член межрегионального «Объединения православных ученых»
Как появилась беседка?
Раньше через крещальню, которая не была огорожена, проходила тропа на пляж, и люди заходили сюда. Как известно, в годы перестройка отношение к церкви у властей поменялось, началось возрождение храмов и церквей. У тогдашнего благочинного местного округа отца Георгия Полякова возникла идея об установлении здесь беседки, чтобы каким-то образом увековечить то место, где принимал крещение князь Владимир. Когда она была изготовлена, и ее нужно было устанавливать, поддержки у руководства музея не было найдено. Дело было в конце 90-х прошлого века.
Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к купели на вертолете. Она была опущена максимально точно, а затем прикреплена к скале самым надежным способом. Так и было отмечено место, где принимал крещение князь Владимир.
Как попасть в уникальный город-музей
Нужно приехать на юго-запад полуострова Крым, в Севастополь. Слово «Херсонес» переводится как «полуостров». Древний город – Херсонес Таврический – действительно расположился на собственном полуострове – Гераклейском, расположенном в Гагаринском районе. Доехать туда несложно с помощью городского или собственного транспорта.
Важно! Подробный режим работы можно посмотреть на официальном сайте археологического заповедника. Это необходимо сделать перед посещением музея, поскольку время его работы меняется в зависимости от сезона и длины светового дня. На этом же сайте паломники найдут уточненную информацию о праздничных богослужениях, проходящих в храме князя Владимира. Проход к нему в такие моменты остается открытым, даже если в музее объявлены выходные дни.
Где происходило венчание?
Предполагается, что после крещения в купели Владимир по дорожке пошел в храм апостола Петра. Нужно отметить, что его ступеньки сохранились по сей день. Там он стал участником литургии и был повенчан с Багрянородной Анной. Хотя крещальня и представляет собой отдельное здание, это все-таки часть ансамбля храма апостола Петра. Его раскопали в 1853 году, а построен он был при Константине Великом в 4 веке.
Сегодня близ этого места построен собор Святого Владимира в Херсонесе. Автор его проекта – Давид Гримм, академик архитектуры. Стиль этого сооружения – неовизантийский. Строительство вели за счет пожертвований в продолжение 30 лет, с 1861 по 1892 год. Этот собор – второй по величине на Крымском полуострове, его высота – 26 метров.
Строил ли храм князь Владимир?
По сообщению С. А. Беляева, им была раскопана церковь, находившаяся недалеко от храма апостола Петра. Это рядом с участком оборонительной стены, в месте, где Владимир стоял с посадом. Данный объект представлял собой полуразрушенную византийскую церковь, воссозданную князем сразу же после крещения и до отъезда из Корсуни.
Восстановление было осуществлено великим князем в память о великом таинстве. Тем самым он впервые на Руси ввел обычай подобным образом ознаменовывать значительные события в истории государства и в человеческой жизни. В заключение стоит отметить, что 988-й – это год крещения князя Владимира, который считается официальной датой. Но кроме этого, как оказалось, имеется ряд иных версий. Впрочем, это тема совсем другой статьи…
Значение крещения Руси
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.