- Доклады и сообщения
- История
- Святые на Руси
На Руси известно множество святых, чудеса которых и по сей день поражают умы современников.
Одним из самых известных святых на Руси можно назвать Сергия Радонежского. Он является основателем Троицкого монастыря (в настоящее время это Троице — Сергиева лавра).Сергий очень многое сделал для процветания духовной жизни. Он являлся человеком искренне любящим отчизну и верующем в душевную доброту. До наших дней сохранились рукописи его сподвижников, например «Житие Сергия Радонежского», написанного Епифанием Мудрым.
Серафим Саровский, старец, живший в середине 17 века. Еще в раннем детстве с мальчиком часто случались чудеса, один раз он не удержался и упал с колокольни храма, которая находилась высотой с трехэтажный дом, всех поразило то, что при таком падении на мальчике не осталось и царапины. После судьбоносной встречи юного Прохора со старцем Досифея, который указал юноше жизненный путь. Прохор совершил постриг и стал служителем Саровского монастыря, а так же у него сменилась имя с Прохора на Серафима. В одну из ночей старцу приснился образ Матери Божьей, она просила, что бы он стал принимать у себя людей. Серафим последовал своему сну, и вскоре чудодейственность молитв святого, стали замечать люди. Некоторые его советы людям по началу казались странными, но следуя им в последствии, они понимали, что слава монаха были праведными.
Блаженная Матрона Московская, наверное, каждый знает о чудотворности иконы с изображением Матроны Московской, прикоснувшись к мощам святой, даже бесплодный человек может родить дитя, смертельно больной получить исцеление. Еще с раннего детства Матронушка, мгла видеть образа бога и дьявола, но при этом с рождения была не зрячая. Когда девушке было 17 лет, в их семье случилась беда, у матушки отказали ноги, врачи говорили, что ходить она больше не сможет. Вскоре девушку настигло еще одно несчастье, стало негде жить. А после она и другие верующие попали под революцию над святыми, но от церкви она не отказалась. Верным спутником в трудном жизненном пути была молитва. После революции, больная, парализованная и слепая, она все равно продолжала принимать у себя людей и наставлять их на путь господа.
Икона с изображением Ксении Петербургской помогла не одной 1000 людей, единственное, с чем можно сравнить чудодейственность иконы так это с Матроной Московской. Жизнь Ксении на первом этапе ничем не отличалась от остальных людей, все началось после смерти любимого супруга, молодая женщина впала в уныние, в какой — то степени она винила себя в гибели мужа, у нее даже возникали мысли проститься с жизнью. Однажды Ксения оставила свой дом бедным людям, а сама ушла жить в старой ветхой избушке, полностью отказавшись от мирских благ. Для людей, даже того времени, это был воистину странным поступком. Как именно Ксения пришла к служению церкви, до сих пор не известно, единственное, о чем сказано в рукописях, что дар предвидения открылся после пожара. Что в последствии привело женщину к служению Богу.
4 класс
Популярные темы сообщений
- Царство животных
Царство животных богато видами животных, все они разные, все по-своему живут и питаются. У каждого семейства есть своя определённая задача, которую они выполняют. К примеру, насекомые хищники очищают мир от вредителей, - Барсук
Барсук – млекопитающий зверёк, размерами напоминающий среднего размера собаку. Состоит барсук в семействе куньих. Барсук расселён по всем частям Европы, но в некоторых северных районах не живёт. Также барсук живёт на Кавказе - Опоссум
В отряде сумчатых есть такое животное, как опоссум. Самый распространенный североамериканский опоссум. Он небольшой, его постоянно сравнивают с кошкой. Окрас у него серый, на кончиках ушей нет шерсти.
Критерии определения духовного подвига в православии очень строги. Представляем 10 самых почитаемых святых, канонизированных Русской православной церковью.
Борис и Глеб
(неизвестно -1015)
Первые русские святые. Сыновья киевского князя Владимира и византийской принцессы. Родились около 990 года. По достижении совершеннолетия приняли христианство. В 1015 году Владимир послал Бориса отразить набег печенегов. Княжич врагов не встретил, но в дороге узнал о смерти отца, а также о том, что киевский престол занял Святополк, который хочет его убить. Дружинники предложили Борису идти на Киев. Тот отказался поднять оружие против старшего брата. Святополк послал к Борису убийц, но и тогда княжич запретил поднимать оружие для защиты. Позже убийц подослали и к Глебу. Он уже знал о смерти брата и о грозящей опасности. Но, как и Борис, запретил дружинникам проливать кровь и погиб. Братья были канонизированы в 1039 году как страстотерпцы, что подчеркивает принятие ими мученической смерти не от рук гонителей христианства, а от единоверцев. Их мученический подвиг состоит в беззлобии и непротивлении врагам. Дни памяти: 15 мая, 6 августа и 18 сентября (здесь и далее даты по новому стилю).
Владимир Креститель
(около 960-1015)
Сын киевского князя Святослава. Сначала княжил в Новгороде, в 978 году захватил киевский престол. В 988 году принял христианство по греческому образцу и сделал его официальной религией Киевской Руси. При крещении получил имя Василий. Прославлен в лике святых как равноапостольный — за проповедование Евангелия и обращение целого народа в христианство. Точная дата канонизации неизвестна, но не ранее середины XII века. День памяти: 28 июля. Почитается также католической церковью.
Михаил Черниговский
(1179-1246)
Князь Черниговский, с 1238 года — великий князь Киевский. Участвовал в битве на Калке. В 1246 году был вызван в Орду. Перед входом в шатер Батыя монгольские жрецы велели ему пройти через священный огонь и поклониться их идолам. Михаил ответил, что «христианин не служит ни огню, ни глухим идолам». За отказ от поклонения князь был казнен. Канонизирован в 1572 году в лике мученика. Дни памяти: 27 февраля и 3 октября.
Александр Невский
(1221-1263)
Князь Новгородский, Киевский и Владимирский. Одержав важные победы, остановил экспансию на Русь Швеции и Тевтонского ордена. Старался поддерживать мир с Ордой, иногда жестоко принуждая к этому подданных. В 1262 году был вызван в ставку хана Берке, который хотел вынудить Русь выставить войско для похода на Иран. Смог отговорить Берке, но по дороге домой заболел. Перед смертью принял постриг под именем Алексий. Канонизирован в 1547 году в лике чудотворцев. Дни памяти: 5 июня, 12 сентября, 6 декабря.
Сергий Радонежский
(1314-1392)
В миру Варфоломей. Духовный наставник многих князей, в том числе Дмитрия Донского и его отца. Примирял враждующих русских правителей, уговаривал их подчиниться власти Москвы. Почитался на Руси как «духовный собиратель народа русского». Основатель ряда монастырей. Канонизирован в середине XV века в лике преподобных, то есть угодивших Богу послушанием, подвижничеством и монашеским подвигом. Дни памяти: 18 июля и 8 октября. С 1969 года почитается также католической церковью.
Василий Блаженный
(1469-1557)
Из крестьян. Обладал даром предвидения. В 16 лет отправился странствовать и принял подвиг юродства. В православной традиции это род религиозного подвижничества, сопровождаемого полным отказом от материальных благ. Молва приписывает Василию множество чудес. Канонизирован в 1588 году. День памяти: 15 августа. Покровский собор на Красной площади обычно называют храмом Василия Блаженного.
Стефан Пермский
(около 1340-1396)
Мирское имя неизвестно, отец был священником. Рождение Стефана как «епископа и учителя Пермского» предсказал праведник Прокопий Устюжский. Стефана можно назвать первым русским миссионером. Проповедовал христианскую веру в землях коми, создал для них алфавит и переводил на их язык духовную литературу. Почитается РПЦ в лике святителей. Канонизирован Собором 1549 года, однако в Пермской земле почитался святым еще при жизни из-за приписываемых ему чудес. День памяти: 9 мая.
Ксения Петербургская
(между 1719/1730-не позднее 1806)
Из дворян. После ранней кончины мужа приняла подвиг юродства. Все имущество пожертвовала бедным. Вела строго аскетический образ жизни. С возрастом у Ксении открылся дар предвидения. Предсказала смерть Елизаветы Петровны, Иоанна Антоновича, Павла I. Канонизирована в 1988 году в лике блаженных (в широком смысле это всякий, кто наслаждается видением Бога и общается с Ним). Дни памяти: 6 февраля и 6 июня.
Нил Сорский
(1433-1508)
Происхождение неизвестно. Называл себя «невежей и поселянином», но, судя по всему, получил хорошее образование. Постриг в Кирилло-Белозерском монастыре принял в середине 1450-х годов. В монастыре занимал видное положение. Вместе с несколькими учениками совершил труднейшее паломничество в Палестину и Сирию. По возвращении основал скит на реке Соре. Крупный православный теоретик, основатель скитского движения. Критиковал церковь за излишнюю пышность обрядов. Канонизирован не позднее конца XVII века в лике преподобных. День памяти: 20 мая.
Серафим Саровский
(1754-1833)
В миру Прохор Машнин. Из богатой купеческой семьи. После нескольких знамений принял постриг. С 1794-го по 1810 год жил в лесу, приняв на себя ряд тяжелых обетов, в том числе молчания. Легенды приписывают ему множество сотворенных чудес. Вернулся в монастырь, но жил затворником, умер во время молитвы. Канонизирован в 1903 году в лике преподобных (за монашеский подвиг). Дни памяти: 15 января и 1 августа.
Современные канонизации
Началом современного периода истории канонизаций, проводимых Русской православной церковью, можно считать проведенный в 1917-18 годах Поместный собор, которым были причислены к лику святителей повсеместно почитаемые русские святые Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. Затем, в 1970-е годы, были канонизированы еще три священнослужителя — Герман Аляскинский, архиепископ Японский и митрополит Московский и Коломенский Иннокентий.
В год тысячелетия крещения Руси прошли новые канонизации, где были признаны благочестивыми Ксения Петербургская, Дмитрий Донской и другие, не менее известные, православные русские святые.
В 2000 году состоялся юбилейный Архиерейский собор, на котором были канонизированы император Николай II и члены царской семьи Романовых «как страстотерпцы».
Византийские правила канонизации
В 17 веке русская православная церковь поддалась влиянию древнейших византийских правил причисления к лику святых. В этот период канонизировались, в основном, священнослужители за то, что они имели церковный сан. Также причисления заслуживали миссионеры, несущие веру, и сподвижники возведения новых храмов и монастырей. А необходимость сотворения чудес потеряла свою актуальность. Так были канонизированы 150 праведников, в основном, из числа монахов и высшего духовенства, а Святцы пополнили новые имена русских православных святых.
Преподобная Евфросиния Полоцкая (1100–1173 гг.)
Старшая дочь витебского князя Святослава Всеславича и внучка знаменитого полоцкого князя Всеслава Брячиславовича, красавица Предслава еще в юности постриглась в монахини – вопреки воле родителей, желавших выгодно выдать ее замуж.
Получив в иночестве имя в честь преподобной Евфросинии Александрийской, она прославилась не только духовными подвигами, но и обширной просветительской деятельностью. Поселившись в соборе Святой Софии, кафедральном храме Полоцка, она занималась переписыванием богослужебных книг. Позже основала мужской и женский монастыри и до конца своих дней заботилась о простых людях.
В конце жизни, уже в преклонных летах, преподобная Евфросиния исполнила свое давнее желание – посетила святые места Византии и Палестины.
В Константинополе был похоронен ее отец, сосланный Киевским великим князем Мстиславом I Владимировичем в 1130 году. Добравшись до Константинополя, Евфросиния получила благословение Патриарха Луки Хрисоверга, помолилась в храме Святой Софии, поклонилась цареградским святыням, посетила могилы отца и других своих родственников и, отдохнув, продолжила свой путь в Святую Землю.
Достигнув Иерусалима, преподобная Евфросиния, как сообщает ее житие, «поклонилась живоносному Гробу Христову, потом поставила при Гробе золотое кандило (подсвечник) и принесла многие дары Церкви Иерусалимской и Патриарху». В храме Воскресения Христова преподобная Евфросиния в своих молитвах к Спасителю просила, чтобы Он позволил ей завершить жизненный путь в этом святом месте.
Молитва преподобной была услышана Господом. Вскоре она тяжело заболела и даже, несмотря на свое горячее желание посетить святую реку Иордан, уже не смогла совершить туда паломничество. Брат и сестра Евфросинии сходили поклониться святым водам Иордана без нее и принесли Евфросинии воды из Иордана, чем несказанно обрадовали умирающую. Через некоторое время она мирно скончалась на руках своих родных и была погребена в монастыре под Иерусалимом. С конца XVII века мощи святой Евфросинии почивали в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, а в 1910 году были перенесены в Полоцк, где и находятся по сей день.
Русские святые
Подвиг юродства или блаженства – один из самых непростых духовных путей в христианстве. Люди идут им ради Бога, но под тайным духовным руководством опытных наставников-монахов, духовных отцов.
Лишь в Древней Руси «блаженными» стали именовать юродивых святых людей. Юродство – это духовный подвиг добровольного, с целью спасения и угождения Христу, отречения от мира, наслаждений и удовольствий, но не в монашестве, а нахождения «в миру», но без придерживая общепринятых социальных норм. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми – но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно. Цель юродства – достижение внутреннего смирения, побеждение главного из грехов, гордости.
Однако юродивые со временем, достигнув определенной духовной меры, в иносказательной форме обличали грехи в мире (словесно или действием). Это служило средством смирения себя и смирения мира, улучшения других людей.
Самыми известными русскими блаженными являются Святой Василий – московский чудотворец, живший во времена Ивана Грозного, святая Ксеньюшка и святая Матронушка.
Ксения Блаженная – одна из самых почитаемых и любимых народом святых. «Ксеньюшка» – ласково звали ее многие при жизни, зовут и сейчас, когда она с Неба помогает нам своими молитвами. Она жила сравнительно недавно – в XVIII веке (ведь многие почитаемые святые, которым молится вся Церковь жили в первые века нашей эры, на заре христианства).
Блаженная Ксения в Санкт-Петербурге XVIII века была очень известна. После смерти мужа Андрея. певчего Андреевского храма на Васильевском острове, она раздала все имущество и изобразила сумасшествие – стала называться именем мужа. В действительности она не хотела, чтобы ее, молодую вдову 27 лет, родные выдали замуж, и только заботилась о загробной участи горячо любимого мужа. Она молилась об их совместной жизни на Небе, о том, чтобы Господь принял ее горячо любимого мужа в Царство Небесное. Ради любви к мужу и к Богу она приняла подвиг нищеты и юродства (мнимого безумия), получила от Господа дар пророчества и целительства.
Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская – все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни. К ней за духовным советом и утешением приходили даже монахи из Троице-Сергиевой лавры.
Матронушка и сегодня помогает молящимся, есть множество свидетельств о чудесах после молитв перед ее иконами и мощами в храме Матроны на Таганке и о явлениях блаженной Матроны во сне верующим людям.
Да хранит вас Господь молитвами всех русских святых!
Преподобный Епифаний Премудрый (†1420 г.)
Более всего этот святой известен как церковный писатель, автор самого первого жития преподобного Сергия Радонежского. Он долго жил в Троице-Сергиевом монастыре и был одним из учеников святого Сергия.
После смерти учителя Епифаний перебрался в Москву. Живя в столице, он продолжал заниматься литературной деятельностью и написал два замечательных и широко известных литературно-биографических произведения – «Жизнь и житие преподобного и
богоносного отца нашего Сергия» и «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего епископом в Перми». Оба этих жития стали очень популярны в народе и до сих пор постоянно переиздаются.
В период между 1415 и 1417 годами преподобный Епифаний совершил паломничество из Новгорода Великого в Иерусалим и оставил нам краткое описание своего путешествия. «Сказание Епифания мниха <�монаха> о пути в святой град Иерусалим» дошло до нашего времени в нескольких списках XVI и XVII веков. Судя по тексту сказания, путь преподобного Епифания начинался в Новгороде Великом, через Великие Луки шел к Полоцку, затем – к Минску и далее через Слуцк – до Белгорода на Днестре и по Черному морю – до Царьграда, и затем – в Святую Землю.
О своем пребывании в Константинополе, Иерусалиме и на Афоне преподобный Епифаний пишет, используя традиционный для житийной литературы прием авторского самоуничижения и противопоставления себя грешного святому подвижнику Сергию: «Не взыска <�святой Сергий> царствующего града <�Царьграда>, ни Святыя горы <�Афона> или Иерусалима, якоже аз окаянный и лишенный разума. Увы, люте мне! Ползая семо и овамо <�тут и там> и преплавая суду и овуду <�сюда и отсюда>, и от места на место переходя…» Видимо, в паломничестве Епифаний с новой силой осознал, что иногда легче найти Бога, сидя у себя в келье, чем путешествуя за тридевять земель.
Поэтому после возвращения из паломничества Епифаний Премудрый снова поселился в Троице-Сергиевом монастыре, где и закончил работу над известным нам житием преподобного Сергия Радонежского. Скончался Епифаний, не дожив немного до обретения мощей преподобного Сергия, – но житие, которое он написал, сыграло большую роль в общецерковном почитании великого русского святого.
Что такое канонизация
Церковная процедура причисления праведника к лику святых называется канонизацией. Она призывает верующих почитать признанного святого в общественных богослужениях. Как правило, церковному признанию благочестия предшествует народная слава и почитание, но именно акт канонизации позволял прославлять святых сотворением икон, написанием житий, составлением молитв и церковных служб. Поводом для официального причисления к лику святых может стать подвиг праведника, сотворенные им невероятные деяния, вся его жизнь либо мученическая кончина. И после смерти человек может быть признан святым из-за нетления его мощей, или происходящих у его останков чудес исцеления.
В том случае, если святой почитается в пределах одного храма, города или монастыря, говорят о епархиальной, местной канонизации.
Признает официальная церковь и существование неведомых святых, подтверждение благочестивости которых еще не известны всей христианской пастве. Их называют почитаемыми усопшими праведниками и служат им панихиды, тогда как канонизированным святым служатся молебны.
Вот почему имена русских святых, перед которыми благоговеют в одной епархии, могут отличаться и быть неизвестны прихожанам другого города.