Давайте запишем в тетради все 12 чинов святости.

РУССКИЕ СВЯТЫЕ.
Почитание святых – важная составная часть православного вероучения. Святые – земные люди, достигшие обожения, состояния причастности Богу через пронизанность божественными энергиями, которое дается им как награда за праведность. Разделяя в земной жизни с людьми все тяготы бренного существования, они становились реальными, телесными носителями качеств, присущих иному миру. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную, ясно свидетельствуя о действенности божественного начала в мире. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. С точки зрения осмысления истории человечества, святые – это исторические лица, открывавшие для своего времени пути национального религиозного призвания, которые ярко характеризуют ту или иную историческую эпоху Русский историк Г.П.Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры.
Также по теме:
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Народное, стихийно складывающееся почитание святого, как правило, предшествует признанию его святым официальной церковью. Церковное признание выражается актом канонизации, призывающим паству к почитанию праведника в формах общественного богослужения. Святые прославляются через написание икон, создание житий, церковных служб и молитвословий. Основанием для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни или после смерти, и в некоторых случаях нетление мощей. Кроме общецерковной канонизации, существует понятие местной, епархиальной канонизации, когда почитание святого имеет узко местные формы и совершается в границах города, монастыря, храма. Церковь признает и существование неведомых святых, слава которых еще не открыта миру, и поэтому не запрещает частных молитв к усопшим праведникам. В богослужебной практике главное отличие канонизированных святых от почитаемых усопших состоит в том, что первым служатся молебны, а последним – панихиды. В связи с этим закономерно, что все списки русских святых указывают разное число прославленных праведников. См. также

СВЯТОЙ.

История.

На Руси право торжественной канонизации долгое время сохраняли за собой митрополиты Киевские, а затем Московские. Именно митрополит Киевский Иоанн в 11 в. составил службу и установил празднование первым русским святым князьям Борису и Глебу. Главной особенностью прославления русских святых в 11–16 вв. было то, что канонизационному акту предшествовало вскрытие захоронений праведников в ожидании чудес от их останков (князья Борис и Глеб, княгиня Ольга, преподобный Феодосий Печерский и др.). В месяцесловах этого времени указывается 70 почитаемых усопших, 22 из которых имели общецерковное почитание.

Также по теме:

СВЯТОЙ

Начиная с митрополита Макария (1542–1563) канонизация святых становится делом церковных соборов при первосвятителе. Плодом деятельности макариевских соборов явилась канонизация 39 русских святых, подчеркнувшая возросший авторитет Русской православной церкви. Соборы эпохи митрополита Макария как бы подвели итог шестисотлетней истории Русской церкви, причислив к лику святости русских подвижников, память о чудесах и подвигах которых сохраняла народная память.

Еще более благоприятным временем для приращения русской святости стал 17 в. В святцы было внесено до 150 новых имен общецерковного и местного почитания. Важнейшей особенностью канонизаций этого периода было преимущественное прославление праведников, трудившихся в области церковного строительства и миссионерского просвещения. В это время ослабляются требования к проявлению чудес и на первый план выдвигаются древние византийские правила – причтение к лику святых благочестивых епископов в силу их церковного сана.

Наступление синодального периода ознаменовалось тем, что единственной канонизационной инстанцией становится Святейший Синод. В 18–19 вв., в период общего ослабления активности церковной жизни в России, канонизации были крайне редки. До императора Николая II к лику святых причислили лишь четырех праведников. Напротив, в короткое царствование благочестивого императора Николая II было канонизировано семь новых святых. В начале 20 в., кроме святцев обще- и местночтимых святых, в России составлялись списки усопших православных христиан, которые именовались святыми, но в памяти церковной им творились только панихиды. Указанные списки включали ок. 500 имен. Современный период открывается Поместным собором Русской православной церкви 1917–1918, на котором к лику святых были причислены Софроний Иркутский и Иосиф Астраханский. В советский период в 1970-х годах святыми были провозглашены просветитель Америки митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, архиепископ Японский Николай и преподобный Герман Аляскинский. Новые канонизационные акты состоялись в год празднования тысячелетия крещения Руси. Среди новых признанных святых – Дмитрий Донской, Ксения Петербургская, Амвросий Оптинский и др. В 1990-е годы было установлено местное празднование новомученикам, пострадавшим в годы советской власти. На Архиерейском юбилейном соборе (13–16 августа 2000) к лику святых («в Собор новомучеников и исповедников») «как страстотерпцы» были причтены члены царской семьи: последний император России Николай II, императрица Александра Федоровна, цесаревич Алексей и царевны Ольга, Татиана, Мария и Анастасия, расстрелянные в 1918. См. также

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917–1918.

Православная Жизнь

О чинах святых – иерей Андрей Чиженко.

Понятие «канонизация» обозначает причтение Православной Церковью того или иного подвижника благочестия к определенному лику святых: патриархи, пророки, апостолы, равноапостольные, святители, священномученики, священноисповедники, преподобномученики, преподобноисповедники, мученики, исповедники, праведные, благоверные князья, преподобные, страстотерпцы, бессребреники, блаженные (Христа ради юродивые). Есть такие индивидуальные чины святых, которыми Церковь отмечала только конкретных людей. Например, святые праотцы Адам и Ева – т. е. первые люди, которые для всех нас являются прапра…. дедушкой и прапра… бабушкой. Или святые богоотцы Иоаким и Анна – родители Девы Марии, названные богоотцами за то, что они родили Пресвятую Богородицу, ставшую Матерью Господа нашего Иисуса Христа.

Три первых чина святых – патриархи, пророки, апостолы – также, скажем, уже закончены. С чином святых патриархов не стоит путать титул Святейших Предстоятелей Церквей – Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской и т. д. Под чином святых патриархов подразумеваются святые родоначальники человечества – потомки праотцев Адама и Евы, ведших благочестивую, подвижническую святую жизнь во времена Ветхого Завета – патриарх Сиф, патриарх Енох, патриарх Ной, патриарх Авраам и т. д. Пророки, вещающие людям волю Божию и ведомые Святым Духом, также жили преимущественно во времена Ветхого Завета. Их главной задачей было возвещать людям о пришествии Грядущего Мессии – Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это и святой пророк Исаия, и святой пророк Иезекииль, и святой пророк Илия и прочие ветхозаветные пророки. Последними новозаветными пророками были святые Иоанн Креститель и его отец Захария. Но такой дар Святого Духа, как пророчество, не изгладился из жизни Церкви, он продолжает проявляться в деятельности тех или иных угодников Божиих. Как служение определенного свойства пророческий чин полностью исполнился с пришествием в мир Спасителя. Святые апостолы, как ученики, выбранные самим Христом, также составляли вполне определенную группу людей, с которых в результате благодатных даров Святого Духа и началась Церковь. Они рукоположили первых епископов, священников, диаконов. Равноапостольные же мужи и жены могут быть канонизированы и сегодня. Это те угодники Божии, которые потрудились в деле миссионерства, распространения слова Божия и привели ко Христу, как правило, целые народы – святые равноапостольные великие княгиня Ольга и князь Владимир для восточных славян или святой равноапостольный архиепископ Николай для японцев.

Святители – это чин святых, в которых канонизировали архиереев, т. е. священников высшего чина церковной иерархии: Патриархов, митрополитов, архиепископов, епископов.

В чине священномучеников прославляются лица в священном сане – епископы, иереи, диаконы, принявшие мученическую смерть за Христа.

Священноисповедники – это лица в священном сане, которые умерли ненасильственной смертью, но в течение жизни также приняли мучения за православную веру: например, тюрьмы и лагеря, пытки на допросах в советское время.

В чине преподобных прославляются люди, которые приняли монашеский постриг и вели аскетическую добродетельную Богоугодную жизнь, исполненную любви к Господу и к людям. Преподобные могут также быть прославлены в чине преподобномучеников и преподобноисповедников.

Мученики и исповедники – это люди-миряне, перенесшие вышеописанные подвиги за Христа.

В чине праведных прославляются «белые» женатые священники или миряне, которые вели богоугодную аскетическую молитвенную праведную жизнь. Такими, например, были праведная Тавифа, исцеленная святым первоверховным апостолом Петром (Деян. 9:36–43), праведные Иоанн Кронштадтский, Алексей Мечев, Иулиания Лазаревская, Артемий Веркольский, Симеон Верхотурский и многие другие.

Благоверные князья – это святые подвижники, принадлежавшие к княжеским и царским фамилиям, страстотерпцы – люди, которые были убиты по политическим мотивам, однако претерпевшие мучения, гонения и смерть с истинно христианским терпением и упованием на Бога. Таковыми были святые император Николай, императрица Александра и их чада Алексий, Мария, Татиана, Анастасия, Ольга.

В чин святых бессребреников входят люди, принявшие ради Христа подвиг добровольного нищенства и служения Богу и людям. Это, к примеру, святые чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан и иные.

Блаженные – это те люди, которые приняли на себе подвиг юродства (церковнославянское – «безумие», «сумасшествие») – мнимого безумия для мира, добровольного нищенства ради Христа и многих скрытых аскетических подвигов: блаженный Андрей Юродивый, блаженная Ксения Петербургская, многие другие.

Само слово «канонизация» обозначает в переводе с латинского «брать за правило». Его русским синонимом является «причтение» к лику святых, или «вчинение», «вмещение» в лик святых. Греческая каноническая традиция использует термин «провозглашения» святым.

Итак, какие же факторы из жизни того или иного подвижника влияют на возможность причисления к лику святых? Их обрисовывает в своем сочинении Иерусалимский Патриарх Нектарий: «Три вещи признаются свидетельствующими об истинной святости в людях: 1) православие безукоризненное; 2) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови, и, наконец, проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес; 3) весьма необходимо ввиду того, что в наше время недобросовестные люди подделывают чудеса и вымышляют добродетели – и потому свидетельством святости признается также нетление мощей или благоухание костей».

На сегодняшний день существует Комиссия по канонизации святых при Священном Синоде Украинской Православной Церкви. Подобные комиссии, созданные по благословению Правящих Архиереев, существуют также и в епархиях.

Данные учреждения собирают сведения о житиях подвижников благочестия (так называют святых до канонизации), о чудесах, происходящих от их икон и мощей, о народном почитании. Потом предоставляют собранные сведения на заседание Священного Синода, на котором уже принимается решение о канонизации. Оно также может быть принято на Соборе епископов УПЦ или на Соборе УПЦ.

Разделение же на общецерковных и местночтимых святых является скорее географичным и историческим. Есть святые, которые исторически почитаются всей полнотой Вселенской Церкви – святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Чудотворец и другие; Поместной Церкви – для Русской – праведный Иоанн Кронштадтский, Димитрий Ростовский, священномученик Владимир, митрополит Киевский, и другие. А есть святые, которые исторически почитаются на территории определенной епархии (области; в древности монастыря, храма или города). К примеру, для Киевской епархии – преподобный Иона Киевский, для Николаевской – священномученик Николай Романовский, новомученики Васильевские, для Донецкой епархии – преподобный Илья Макеевский.

Мне кажется, исходя из того факта, что каждому народу или региону дается свой Ангел Хранитель, можно сказать, что по Божьей воле определенной земле дается и свой небесный покровитель – святой подвижник, который подвизался на ней и по смерти предстательствует за ее жителей перед Престолом Божиим.

В литургической же богослужебной традиции между почитанием общецерковного святого и местночтимого святого нет никакой разницы: дни памяти, внесение в святцы (месяцеслов), иконы, мощи, акафисты, тропари, кондаки, иные молитвословия и службы.

Мы же, дорогие братья и сестры, будем обращаться ко всем угодникам Божиим, веря, что они, находясь в чертогах небесных, не покидают и нас, грешных, стараясь вести узкой тропочкой спасения в Царствие Небесное. Вси святии, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Князья.

Показательно, что первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Однако они прославлялись не как «самовластцы», а как «страстотерпцы». Их слава состояла в добровольном отречении от власти и принесении себя в жертву, на которой было утверждено русское государство эпохи Ярослава Мудрого. Данному образцу поведения христианского князя, религиозный долг которого – жертвовать собой ради спасения своего народа, были отныне призваны следовать все русские князья. В глазах древнерусского человека княжество, в основание которого была принесена жертва, получал преимущество по сравнению с другими, ибо обретал твердую надежду на спасение от врагов молитвами погребенного в городе князя. Именно княжеская гробница как священное место, содержащее чудотворные останки, оказывалась той «точкой», вокруг которой возникало ощущение иной реальности, выраставшее в церковное почитание. Ярким примером может служить история канонизации ярославских князей Василия и Константина. В 1501, после пожара в ярославском соборе, были обретены два гроба с останками, отождествленными с братьями Василием и Константином, сведений о которых не содержится ни в одной летописи. Вскоре им установили церковное празднование, а монах Пахомий написал имеющее легендарный характер житие, представив князей героями, погибшими во время монголо-татарского нашествия. Особым было и отношение к храмам-усыпальницам. Так, значительное количество легенд связано с усыпальницей московской княжеской династии – кремлевским Архангельским собором, который воспринимался как место пребывания душ погребенных здесь князей. Не случайно, по-видимому, в этой связи возник обычай приносить в храме клятву умершим отцам быть «за едино» с братьями, так же как и обычай просить у гробов предков помощи в военных походах. Такое отношение к месту княжеского захоронения во многом было обусловлено тем, что древнерусский человек видел в князе прежде всего своего общего предка, «отца народа», само предназначение которого состояло в служении роду, миру, отечеству. Выразительный эпизод содержится в одной из редакций жития святого князя Александра Невского. В 1571 во время нашествия на Москву крымского хана Девлет Гирея инок Рождественского монастыря во Владимире молился близ раки с мощами Александра Невского. Вдруг он ясно увидел, как в храм входят святые князья Борис и Глеб и призывают Александра Ярославича подняться на защиту отечества. Затем уже втроем они отправляются к Успенскому собору за Андреем Боголюбским, Всеволодом, Георгием и Ярославом Всеволодовичами. Далее они спешат в Ростов за Петром Ордынским и, таким образом, собирают «святую рать» для обороны родной земли.

Весь сонм святых князей в зависимости от понесенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп. Первую группу составляют князья равноапостольные, суть подвига которых состоит в распространении христианства. Это прежде всего – святой князь Владимир, креститель Руси, и его бабка – святая княгиня Ольга. К чину равноапостольных князей причислен также Константин, просветитель глухой языческой муромской земли. Вторую группу составляют князья-иноки. Смиренным трудником Киево-Печерского монастыря был князь Никола Святоша (12 в.), в далеком северном Спасо-Каменном монастыре подвизался заозерский князь Андрей, в ранней юности принявший монашеский постриг (15 в.). Наиболее многочисленной является группа князей-страстотерпцев. Здесь прославляются и князья, ставшие жертвами политических убийств (Андрей Боголюбский, Игорь Киевский – 12 в.), и князья, погибшие на поле брани (Георгий Всеволодович – 13 в.), и князья, претерпевшие мученическую смерть, отстаивая христианскую веру (Михаил Черниговский, Василько Константинович, Роман Ольгович – 13 в.).

Большинство князей, удостоенных небесной славы, жило в эпоху монголо-татарского нашествия, когда исторические обстоятельства обязывали их следовать примеру Бориса и Глеба (Михаил Тверской, Михаил Черниговский, Александр Невский). В эпоху сложения централизованного государства княжеская святость иссякает. С того момента, как русскими был усвоен византийский государственный идеал, ни один московский правитель не был канонизирован. Однако с этого момента берет начало развитие процесса сакрализации царской власти. Внутри него неоднократно предпринимались попытки ввести в сонм русской святости царей в силу совершенного над ними таинства миропомазания, важнейшей составной части обряда венчания на царство. Однако инициативам, исходившим от самой царской власти, не суждено было стать явлением, имевшим значение для народной религиозности. В этих попытках прославления монархов, а точнее в той литературной основе, которая создавалась для этого, отсутствовал важнейший компонент, столь необходимый для народного признания святости государя, – жертва, принесенная им своему народу, отечеству. И в 20 в. последний российский император Николай II и члены его семьи были прославлены как страстотерпцы.

Давайте запишем в тетради все 12 чинов святости.

Конспект урока

Факультатив: Библейская история и христианская этика

Класс: 4 Дата: 07.12.2020

Тема: Примеры христианской святости. Подвижники христианской веры.

Ход урока

Актуализация знаний.

Прочитайте, пожалуйста, стихотворение:

Уединившись от сует земных, Средь девственных лесов языческого края, В пещере жил монах, в стенах её сырых И день, и ночь в молитве пребывая.

И глад, и холод он претерпевал Безропотно, в смирении великом. И глас таинственный угоднику звучал — Обитель возвести в краю доселе диком.

Сей подвиг, промыслительным путём Открыл Господь, и потянулись люди Искать спасенья за молитвенным щитом, И страждущие шли, за устроеньем судеб.

Числом обитель стала возрастать, Трудились иноки и преподобный с ними, В сем месте проявлялась благодать, От тех времён места слывут святыми.

Во славе неземной Триипостасный Бог Явился пред игуменом смиренным, Унять свой страх пред Троицей не мог, Пал ниц монах коленопреклоненно.

По повеленью Светлых Трёх Мужей Обитель райскую возлюбленный воздвигнул. Не мало преподобный знал скорбей… Он узким шёл путём, других к пути сподвигнул

— О чем стихотворение?

— Что общего между стихотворением и иконами, которые вы выдели?

— Правильно. И там и там говорится о святых людях.

— Ребята а почему мы одних святых называем апостолами, других пророками, третьих мучениками и т.д.? В чем разница?

— Давайте вместе поставим себе цель урока.

— Узнать кто такие святые и какие чины святости у них бывают?

Для достижения нашей цели нам нужно решить некоторые задачи:

1. Выяснить кто такой святой?

2. Выяснить какие титулы святых бывают.

3. Какая наука изучает жизнь святых?

Открытие новых знаний.

— Ребята а кто знает, кто такой святой человек? (ответы детей)

— Я порошу одно из вас открыть словарь Ожегова и найти слово «Святой» и прочитать его значение. Давайте посмотрим на слайд и прочтем из словаря Ожегова, что означает «святой».

1. Проникнутый высокими чувствами, возвышенный, идеальный – Святая любовь к Родине.

2. Заветный, истинный, величественный и исключительный по важности – Святое дело. Святая истина. Святая обязанность.

3. В религиозных представлениях: обладающий божественной благодатью. – Святая вода. Святой источник.

4.

У христиан: человек, посвятивший свою жизнь защите интересов церкви и религии, а после смерти признанный образцом христианской жизни и носителем чудодейственной силы. –
Святой Андрей Первозванный.
Почитание святых – важнейшая составная часть православного вероучения.

Святые – это земные люди, достигшие обожествления, то есть состояния причастности к Богу. Святой, праведник – это земной ангел и небесный человек. Он соединяет Церковь Земную и Церковь Небесную. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи.

Жития святых составляют важную часть Священного Предания. Это биография духовных и светских лиц, канонизированных христианской Церковью. Особый вид христианской литературы, описывающий жизнь и деяния святых, носит название «агиография» ( от греч. «святой» + «пишу»).

С первых веков образования Христианской Церкви члены ее подвергались гонениям и жестоким казням. Христиане стремились уподобиться не только в жизни, но и в смерти, принимая безропотно все мучения, выпавшие на их долю за веру в Христа.

Память о мучениках свято хранилась Церковью. До наших дней дошли так называемые мартирологи (от греч. мартирос «

свидетель» +
логос
«слово») – списки мучеников с указанием перенесенных ими страданий.

В Древней Руси после крещения появились переводы житийной литературы. А с прославлением первых святых на Руси, которыми стали варяги Иоанн и Феодор, князья Борис и Глеб, Владимир Красное Солнышко, княгиня Ольга, Феодосий Печерский, появилась и русская агиография.

Жития святых, расположенные по числам и месяцам года, составляли сборники, называемые «Четьи-Менеи».

Чины святости. Православная Церковь различает следующие чины святых:

  1. Божия Матерь, Богородица Мария, превысшая всех ангелов и всех святых;
  2. Небесные силы бесплотные – бессмертные бестелесные духи, одаренные умом, волею и могуществом. Это ангелы, образующие иерархию из девяти чинов;
  3. Пророки – святые, жившие до прихода Спасителя на землю, которые предвозвестили Его пришествие, а также обличали грехи своих современников и открывали им волю Божию.

В Евангелии говорится, что родители Иоанна Предтечи были первосвященник Захария и его жена Елизавета, долгое время, до преклонных лет, остававшиеся бездетными. Однажды, когда Захария служил в храме, ему явился ангел, который сказал, что исполнится его молитва и жена его родит сына, который наречется Иоанном. Сын этот «будет велик пред Господом», и многие о нем возрадуются, ибо возвратит он «сердце отцов детям», непокорливым мыслям праведников, «дабы представить Господу народ приготовленный». За то, что Захария сразу не поверил благовестию, он онемел до рождения сына. Один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета, родился за 900 лет до Рождества Христова. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. За свою пламенную ревность о Славе Божией был взят на небо живым в огненной колеснице. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечею Второго Пришествия Христа на землю и примет телесную смерть. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи.

  1. Апостолы – ученики Христа, а также святые, которые, подобно апостолам, распространяли веру Христову в разных странах, называются равноапостольными.

Апостолы руководили жизнью первых христианских общин. Основывая первые общины, они рукополагали (посвящали в священный сан) для них епископа (главного священнослужителя) и священников. Первый век распространения христианства в мире называют веком апостольским. В Священном Писании рассказано, что для того, чтобы люди во всем мире узнали Радостную Весть о совершенном спасении людей, Христос избрал для проповеди двенадцать учеников – апостолов, и наделил их властью над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь.

  1. Равноапостольные — святые, которые, подобно апостолам, распространяли веру Христову в разных странах.

Равноапостольными прославлены римский император Константин и его мать царица Елена, прекратившие жестокие гонения на Христиан и сделавшие христианство государственной религией Византийской империи; святая Нина, просветительница Грузии, которая привела к христианской вере грузинский народ; святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – просветители славянских народов; святая княгиня Ольга и святой князь Владимир, крестивший Русь.

Креститель Руси, внук равноапостольной княгини Ольги. Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося молитвами святого равноапостольного Владимира в русском народе, во всей его жизни, во всем мировоззрении. В чистых киевских водах осуществилось таинственное преображение русской духовной стихии, духовное рождение народа, призванного Богом к невиданным еще в истории подвигам христианского служения человечеству.

Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский и старший брат его Мефодий по происхождению славяне, родились в Македонии. В 862 году началось главное дело святых братьев. По просьбе князя Ростислава император послал их в Моравию для проповеди христианства на славянском языке. Святые Кирилл и Мефодий по откровению Божию составили славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Они ввели Богослужение на славянском языке. Затем святые братья были вызваны в Рим по приглашению Римского папы, где папа Адриан И встретил их с великой честью. По природе болезненный и слабый, святой Кирилл от многих трудов вскоре заболел и скончался. Перед смертью он завещал своему брату продолжить христианское просвещение славян.

  1. Святые праведные – миряне и священники, которые достигли святости, живя среди мира; среди мирян особый чин составляют святые благоверные князья;
  2. Священномученики – архиереи и священники, пострадавшие за Христа; преподобные – те, кто достиг святости, подвизаясь в монашеском сане; преподобномученики – монашествующие, пострадавшие за Христа

Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Мошнин), великий подвижник Русской Православной Церкви, родился 19 июля 1754 года. Он с детства любил посещать церковные службы и читать своим сверстникам Священное Писание и жития святых. Пробыв 8 лет послушником В Саровской обители, Прохор принял иноческий постриг с именем Серафим. Все знали и чтили преподобного Серафима как великого подвижника и чудотворца. Приходившие чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям.К нему 2 раза являлась Царица Небесная, долго беседовала и поучала.

Игумен земли русской — так называют Сергия Радонежского за вклад, который он внес в духовную жизнь Руси. Как птицы разлетелись по Земле Русской его ученики, сколько славных обителей они устроили, скольких людей своими подвигами привели ко Христу. В трудное время загорелся великий светильник: Русь приходилось строить заново. Порвалась связь с Византией и Европой, сердце Руси — Киево-Печерская Лавра была разрушена, татарские орды продвигались на север. В Радонежских лесах начинает биться новое духовное сердце Руси – Троицкая обитель, названная впоследствии Троице-Сергиевой Лаврой в честь своего основателя. Обретение мощей произошло в 1392 г., через 30 лет после кончины святого. Не иссякает поток паломников со всех концов света к одному из величайших русских святых.

  1. Святители – святые архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты).

Родился Григорий Богослов в 330 году в Каппадокии, части Малой Азии. Уже в детстве он всецело служить Богу. Получил образование в самом знаменитом университете того времени – в Афинах. Написал много книг в защиту христианской веры, рассказывая о Боге Троице. Это учение было точно записано и утверждено как правило собранием (собором) священников, которые приехали со всех областей Римской империи. Оно называется «Символ веры». Григория за его работы, утверждающие основные догматы христианской веры, стали уважительно называть Богословом.

Святой епископ Иоанн Златоуст продолжил дело святых Василия Великого и Григория Богослова. Его мать была христианка. Он оставил благополучие, блестящее положение в свете и после смерти матери решил стать монахом. Но Церкви нужны были священники, и Иоанн Златоуст, став священником, проповедовал в Антиохии. Ему был дан дар красноречия: убеждать людей и красиво славить Бога. По преданию, одна из женщин во время проповеди в церкви, услышав простые и убедительные слова святого Иоанна, воскликнула: «Учитель духовный, Иоанн, золотые твои уста!» С той поры и утвердилось за святым имя Златоуст. Иоанн Златоуст был избран Патриархом Константинопольской Церкви, но продолжал жить бедно, тратя деньги на помощь бедным. Знатные люди осуждали его за это. Но особо возненавидела его императрица Евдоксия. Его сослали в дальнюю горную страну Армению. Три месяца старого больного епископа вели в дождь и в жару не давая отдохнуть. По дороге он и умер. Последними словами его были: «Слава Богу за всё!»

  1. Праведные – простые, часто семейные люди, угодившие Богу подвигом повседневной праведной жизнью.

Святая Татиана была дочерью богатого римлянина и была воспитана им в христианской вере. Когда Татиана достигла совершеннолетия, она стала равнодушна к богатству и иным благам и возлюбила всем сердцем духовный образ жизни. Она навсегда отказалась от супружеской жизни и за добродетельную жизнь была назначена диакониссой Римской церкви. В этой должности она с усердием ухаживала за больными, посещала темницы, помогала неимущим, стараясь постоянно угодить Богу молитвами и добрыми делами.

  1. Блаженные юродивые Христа ради – святые, подвизавшиеся в миру особенно трудным подвигом, представляясь людям безумными по своим внешним поступкам
  2. Бессребреники – святые врачи, исцелявшие больных безвозмездно;
  3. Мученики – христиане, которые отдали жизнь за свою веру. Тех из них, которые претерпели особенно тяжкие мучения, называют великомучениками; христиане, пострадавшие за Христа, но потом скончавшиеся мирно, называются исповедниками.

Георгий служил тысяченачальником в армии императора Диоклетиана, который был противником христианства. Однажды, услышав бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий воспылал ревностью к вере Христовой. Он раздал имущество бедным, отпустил своих рабов и стал христианином. Диоклетиан пытался уговорить Георгия отступиться от Христовой веры, но получил решительный отказ. Тогда император повелел подвергнуть Георгия жестоким пыткам, но святой мужественно перенес все мучения. Георгию не исполнилось и 30 лет, когда он принял мученическую смерть. После кончины Георгий совершал многие чудеса. Одно из них — спасение царской дочери и многих людей от страшного змия, жившего в озере близ г. Бейрут, где была могила великомученика. Георгий стал одним из самых почитаемых русских святых. Его изображают всадником, поражающим копьем змия.

Святой мученик Виктор был воином во время царствования императора Марка Аврелия Философа (161 — 180). Когда император начал гонение на христиан, Виктор отказался принести жертву богам. Такое обязательное жертвоприношение являлось проверкой преданности воина богам, императору и отечеству. Святой предан был на мучения, но прошел сквозь все пытки невредимым. По молитве святого прозрели внезапно ослепшие воины. Святого мученика Виктора обезглавили. Мученики пострадали в Дамаске во II веке, где и преданы погребению их честные останки.

Давайте запишем в тетради все 12 чинов святости.

Преподобные.

Не меньшее значение, чем княжеская святость, в русской истории имел чин преподобных, тех, кто избрал иноческий путь и в своей жизни стремился уподобиться Самому Христу. Преподобный Феодосий Печерский, отец русского монашества, был вторым (после Бориса и Глеба) святым, торжественно канонизированным Русской церковью. В нем Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна на протяжении многих столетий. Основные черты характера Феодосия и его подвига, отраженные в житии, стали мерилом праведности для его учеников и последователей. Благодаря святому Феодосию представление о русском иноке навсегда связано с особым книголюбием как проявлением любви к духовному просвещению, со смирением, основанным на живом созерцании уничижения самого Христа, отвергающим богатые одежды и довольствующимся «худыми ризами». Русский инок – это тот, кто, как преподобный Феодосий, скрывает свои аскетические подвиги и чья жизнь, кроме молитвы, заполнена тяжелым, «рабьим» физическим трудом; кто, уйдя из мира, не потерял связь с мирским обществом, взяв на себя бремя служить духовным отцом для мирян. Вторая важнейшая фигура чина преподобных – Антоний Печерский, основатель Киево-Печерского монастыря и учитель Феодосия. Подвиг Антония, последователя греческой, святогорской (афонской) монашеской традиции, проникнут атмосферой жестоких искушений, связанных с ними страданий и устрашающей демонологией. Такая крайняя аскеза была не свойственна Феодосию, вдохновлявшемуся примерами палестинских подвижников. В его житии аскеза, труд, молитва, служение миру находятся в гармоническом равновесии. Тем не менее именно эти два пути в подвигах учеников Феодосия и Антония развились в два потока иноческой жизни, один – аскетически-героический, другой – смиренно послушный, социально-каритативный. Наиболее ярко они воплощаются в двух персонажах знаменитого Киево-Печерского патерика

: Марке-пещернике и Алипии-иконописце. Первый – суровый старец-аскет, проведший жизнь под землей на послушании гробокопателя. Второй – светлый труженик, художник, чьи чудесные краски обладают способностью исцелять прокаженных.

Развитие русского монашества, основанного Антонием и Феодосием, на целое столетие было прервано монголо-татарским разорением. В то же время именно в этот тяжелый период был подготовлен тот путь, на который вступили русские иноки во второй половине 14 в., путь пустынножительства, основания новых обителей в глухих отдаленных лесах северо-восточных русских земель. Центральной фигурой этого возрождения стал преподобный Сергий Радонежский. Большинство святых 14 и начала 15 в. – его ученики. Сергий Радонежский не изменяет сложившемуся уже типу святости русского монаха. В его жизни также присутствует и «худость риз», и телесная сила и крепость, но еще более смиренной становится кротость преподобного, а его чудеса – благодетельными и безгневными. Однако в этом обновленном образе смиренной простоты проступает и таинственная глубина постижения Бога, которая позволяла св. Сергию быть собеседником горних сил и созерцателем самой св. Троицы. Будучи последователем пришедшей с Востока аскетической практики «умного делания» (сосредоточенной духовной молитвы в сочетании с медитацией), Сергий Радонежский соединял любовь к уединенной молитве с деятельным участием в жизни московского государства. Благословив князя Дмитрия Донского на ратный подвиг, он во многом определил историческую судьбу Московского княжества. В сознании московских людей, видевших в нем своего заступника и покровителя, св. Сергий занял место рядом с князьями Борисом и Глебом. В 16 в. в едином потоке развития русского иночества произошел раскол на «нестяжателей» и «иосифлян». Первые (последователи св. Нила Сорского) выступали хранителями заветов Сергия Радонежского, вторые следовали новому учителю, преподобному Иосифу Волоцкому, в житии которого впервые проступают совершенно иные черты русского монаха: практический ум, талант хозяина и строителя, обеспечивающего богатство монастыря, строгость соблюдения уставных правил, непримиримость и даже жестокость по отношению к инакомыслящим. В течение своей жизни Иосиф Волоцкий был тесно связан узами дружбы с московскими князьями Иваном III и Василием III. Содействуя своими наставлениями постепенному превращению московского князя в православного царя, он невольно разрушал традиции преподобного Сергия, которые оказались слишком стеснительными для идеологии московского царства. Вместе с новым типом святости, явленным преподобным Иосифом, в религиозную жизнь Руси надолго входит иссушающее и обедняющее ее «обрядовое», формальное благочестие, преодоленное лишь в 20 в. Знаменательной вехой на этом пути стала канонизация в 1913 преподобного Серафима Саровского, апостола любви и смирения, мистика и созерцателя, аскета и учителя, жизненный путь которого начался в 18, а завершился в 19 в.

Святители.

Из Византии Русь переняла обычай избрания епископов из монашествующего духовенства. Однако святые епископы – святители – третий по значимости чин русской святости, прославляются Церковью не за аскетические подвиги, хотя иноческие черты так или иначе присутствуют в образе любого епископа. Подвиг святителя соединяет в себе и иноческое, и мирское, и церковное служение. Его смысл в учительстве, защите чистоты веры, в служении спасению своей паствы. В отличие от Византии, Русская церковь никогда не знала традиции канонизации всех своих иерархов в силу их святого сана. Святитель прославлялся тогда, когда своей жизнью и служением церкви достигал личной святости. Типические черты русского святителя – это щедрая милостыня, забота об основании и украшении храмов и монастырей, тайная аскеза, неукоснительное проведение в жизнь принципа гражданской справедливости, суровость в борьбе за правду. Первым святителем, получившим общерусское признание, стал Нифонт Новгородский (11 в.), который соединял в себе талант политика и миротворца, позволявший ему добиваться мира, замиряя враждующих между собой князей. Учительное призвание древнерусского святителя прежде всего выражалось в проповеди Евангелия среди язычников. К таким благовестникам причисляются ростовские свв. Леонтий и Исайя (11 в.), когда-то пользовавшиеся всеобщим почитанием на Руси. Особое место среди русских святителей принадлежит Стефану Пермскому (14 в.). Св. Стефан Пермский, один из образованнейших людей своего времени, посвятил жизнь миссионерской деятельности среди зырян (коми). Он создал зырянскую азбуку и перевел на зырянский язык богослужебные тексты. Как миссионер прославился и св. Гурий Казанский (16 в.). Неподалеку от Казани он основал Зилантов монастырь, ставший первой на Руси миссионерской школой. В новейшее время на евангельской ниве потрудились такие святые иерархи, как Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Николай Японский. Общественное, государственное служение составляет существо подвига многих прославленных новгородских владык, которые занимают среди русских святителей особое место. Вплоть до потери Новгородской республикой самостоятельности они являлись ее фактическими правителями и прославились строительством храмов, каменных палат, деятельностью скрипториев, щедрой милостыней, даваемой не только в русские храмы, но и в царьградские (константинопольские), афонские и иерусалимские. Политическая деятельность в сильной степени окрашивает и церковное служение митрополитов Московских: Петра, Алексия и Ионы. Однако в отличие от новгородских владык, отстаивавших местные интересы Новгородской республики, митрополиты Московские проводили политику, имевшую общенациональное значение. Самый цельный образ епископа-правителя создан в житии митрополита Алексия, трудившегося в качестве регента в дни малолетства князя Дмитрия Донского над созданием московского государства. Деспотический режим правления первого русского царя Ивана Грозного потребовал от святителей этой эпохи подвига в исповедничестве правды перед тираном. Отстаивание истины благочестия, требование прекратить проливать кровь христианскую стоило жизни митрополиту Филиппу (Колычеву). С усилением царской власти роль митрополитов в политической жизни Руси постепенно падает. Государи не только отстранили их от большой политики, но все чаще по праву сильного стали навязывать им свою волю в делах церковных. Отныне епископское служение в основном ограничивается миссионерской деятельностью. Особым временем, потребовавшим от епископов подвигов исповедничества, стали 1920–1930-е годы. Новое советское правительство, пришедшее к власти в результате Октябрьской революции 1917, фактически предприняло попытку путем физического устранения верующих уничтожить Русскую православную церковь. С этой точки зрения особую «опасность» для власти представляли церковные иерархи. Огромное число священников, митрополитов, епископов, иноков было оторвано от паствы, сослано и расстреляно. Первым, кто принял на себя всю тяжесть организованного советами давления на церковь, был патриарх Тихон (Белавин). Канонизированный в 1989, он стал первым святым русским патриархом.

Чины небесной иерархии и чины святости

Чины небесной иерархии.Для выражения Своей воли, а также для выполнения различных функций в мироздании Бог создал ангелов

– бесплотных служебных духов, имеющих личную природу. Ангелы в Священном Писании называются различными именами: ангелами божиими, святыми, живущими на небесах, духами. Писание говорит также о различных чинах ангелов. Хотя ангелам и не приписываются человеческие черты, они часто принимают образ людей, чаще всего юношей, оставаясь при этом бесплотными, и, следовательно, бесполыми.

Небесные существа различаются по своей близости к Творцу и той роли, ради которой Он сотворил их. Они образуют так называемую небесную иерархию, состоящую из 9 чинов, образующих три иерархически связанные триады.

I. Высшая небесная иерархия: серафимы

(евр.
«пламенеющие»
),
херувимы
(евр.
«излияния мудрости»
),
престолы. Серафимы
пламенеют любовью к Богу, их любовь настолько сильна, что она сжигает всякую нечистоту, в частности – в душах людей. Серафимы изображаются с шестью крылами. Назначение
херувимов
– воспринимать божественную премудрость и пробуждать в других жажду богопознания. Херувимов обычно изображают с множеством глаз.
Престолы
– небесные Умы, открывающие Божественную истину и служащие Божиему правосудию. Престол – это царское место, с которого часто свершается суд. На православных иконах престолы представлены в виде огненных колёс с глазами и крыльями, поддерживающие подножие трона Спасителя.

II. Вторая небесная иерархия: господства, силы и власти.

Они наставляют людей в том, как управлять своими чувствами, побеждать искушения, укрощать свою волю, бороться со злом в мыслях, словах и поступках.

III. Третья небесная иерархия: начала, архангелы и ангелы. Начала

призваны учить земных начальников исполнять свои обязанности не ради личной славы и выгоды, а ради славы Божией и для пользы ближних.
Архангелы
– это Божии благовестники. Они помогают постичь тайны веры, пророчеств и Божьей воли, укрепляют в людях веру, просвещая их ум светом Евангелия.
Ангелы
– последний чин небесной иерархии. Согласно Священному Писанию, ангелы (евр.
«посланник»
, греч.
«вестник»
) сотворены Богом для возвещения людям Своей воли. Они ближе всех других чинов к людям и обладают способностью таинственным образом являть себя им.

Церковь считает, что у каждого крещёного человека есть свой незримый ангел-хранитель, всегда готовый прийти на помощь.

Чины святости.В православной традиции сложилось несколько основных форм святости, в соответствии с которыми святых подразделяют на разряды – чины. В первые века христианства святыми считались ветхозаветные праотцы, ветхозаветные пророки, апостолы и мученики. С IV в. началось почитание преподобных и святителей, с утверждением христианства государственной религией и появлением благочестивых правителей – благоверных царей, князей и т. д. Такое деление в известной степени условно.

Апостолы.

Апостольство считается особым даром, которым Господь наделил некоторых из Своих учеников и последователей. Апостолы стали свидетелями жизни и воскресения Христа, проповедовали миру Евангелие, основывали христианские общины, исцеляли больных, могли изгонять бесов. Апостолы (греч.
«посылаю»
,
«высылаю»
) приняли на себя миссию распространения христианства. Почти все они приняли мученическую смерть. Апостолы стали первыми христианскими святыми.

Пророки.

Пророчество рассматривается как особый дар: Бог выбирает человека, чтобы тот передавал людям Его волю (пророчествовал).

Праотцы

– это жившие до Христа благочестивые патриархи (греч.
«родоначальники»
), которые своими действиями способствовали приходу в мир Мессии (Христа Спасителя), приняв тем самым участие в деле спасения человечества Богом.

Святители

– архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Их служение – пастырское (церковное учение, проповедь, защита чистоты веры, церковное управление), соединено с праведной жизнью. Бог за праведность, как правило, наделяет даром творить чудеса. Поэтому среди святителей многие именуются «чудотворцами».

Мученики

(греч.
«свидетель»
). Своей готовностью принять ради Христа страдания и смерть, но не отступить от веры мученики свидетельствуют о вере в победу Спасителя над смертью. Бог помогает мученикам так, что они могут переносить нечеловеческие страдания. Мучеников, претерпевших особенно тяжёлые и продолжительные мучения, называют
великомучениками
. Если мучения претерпел священник или епископ, его называют
священномучеником
.
Преподобномученики
– замученные за православную веру монахи.
Страстотерпец,
т. е. претерпевший страсти (страдания), – тот, ктопринял смерть от своих соплеменников и единоверцев. На месте захоронения мучеников христиане с древних времён совершали богослужение (литургию), позднее стали строить храмы. Списки мучеников (мартирологи) с описанием обстоятельств их гибели стали основой церковного календаря и житийной литературы.

Исповедники.

Исповедничество является открытым признанием (исповедованием) веры, невзирая на опасность смерти. В отличие от мучеников, скончавшихся во время мучений за веру, исповедники переживают мучения и гонения, но их смерть ненасильственна. Исповедничество было широко распространено наряду с мученичеством во времена первых гонений на христиан. В Русской церкви исповедничество стало особенно актуальным во времена гонений на Церковь советского периода.

Преподобные.

Это святость, достигнутая в монашестве, которая понимается как высшая степень подобия Богу (преподобие) и приближение человека к ангельскому образу. Преподобных называют «земными ангелами» и «собеседниками ангелов». Святость основана на непрестанной молитве, посте, постоянном труде; непременные условия – смирение и безбрачие. Труды и подвиги в монашестве могут быть самыми различными.

Благоверные

– это правители (князья и княгини, цари и царицы), отличавшиеся благочестивой жизнью и употребившие монархическую властьна укрепление православной веры (в мирное или военное время), на дела милосердия (забота о своих подданных) и т. д.

Праведные

– это те, чья благочестивая жизнь в миру стала примером для окружающих. В широком смысле праведность является синонимом святости.

Бессребреники.

Бессребреничество – это бескорыстное профессиональное служение, которое основано на том, что любой талант – дар от Бога и должен быть употреблён для прославления Бога, т. е. беззаветное служение людям.

Юродивые

– это самая необычная, парадоксальная форма святости. Оставаясь в миру, юродивый, прикрываясь обликом безумия, бросает вызов ценностям этого мира, в том числе и внешнему, показному благочестию. В русской традиции юродивых принято называть блаженными.

Грех

В христианстве грех есть как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. Грех произошёл не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил Сатана, а потом Адам и Ева. Первородный грех, заразивший натуру прародителей, стал условием для личных грехов каждого человека. Глыба первородного греха была так тяжела, что изменила всё бытие человечества и мир. Человеческая природа стала подвержена смерти, болезням и порокам. Пороки стали так привычны для людей, что они склонны либо не замечать их, либо замечать в других, но не в себе, либо оправдывать, если затронуты их личные интересы.

В основе греха лежит себялюбие, которое может проявляться либо преимущественно в сфере чувственной, либо преимущественно в сфере духовной. Поэтому все грехи имеют характер либо чувственный, как, например, стремление к жизненным наслаждениям и чувственным удовольствиям, либо духовный, такие как гордость, высокомерие и др.

Юродивые

– так называется новый чин святости, который входит в Русскую церковь с начала 14 в. «Христа ради юродивый», или «блаженный» – человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Своим подвигом притворного безумия или безнравственности они выявляли несовместимость таких понятий, как христианская правда и здравый смысл. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму. По свидетельству современников, древнерусские юродивые ходили нагими, с распущенными волосами и железной цепью на шее. Родиной русского юродства стал Новгород. Именно из Новгорода происходят Прокопий Устюжский (14 в.), Никола Кочанов (14 в.), Михаил Клопский (15 в.). Ряд московских юродивых начинается со св. Максима (15 в.), а наиболее прославленным среди них был Василий Блаженный (16 в.). В 16 в. юродство стало формой пророческого (в древнееврейском смысле) служения, соединенного с крайней аскезой и посмеянием миру. В эту эпоху, когда церковная иерархия оказалась практически лишенной своего права печалования (ходатайства) за неправедно осужденных, подвиг юродивых приобрел социальный и даже политический смысл: обличение сильных мира сего стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Именно юродивый, которого невозможно лишить голоса, выступает теперь как единственный поборник Христовой правды. С конца 16 в. власть начинает все более подозрительно относиться к юродивым. В 18 в. Синод запретил канонизацию блаженных. Последними святыми этого чина святости стали блаженная Ксения Петербургская (18–19 вв.) и блаженный Николай Рынин (19 в.), канонизированные в 20 в.

Чины сил небесных и святых в православии

Чины сил небесных и святых в православии. Небесная иерархия.

С момента создания мира и человека, всегда были существа, которые мешают людям, и, которые помогают. Ангелы, Херувимы, Серафимы – пожалуй, нет ни одного человека на земле, который бы не слышал об этих силах бесплотных. С давних времен люди знали о существовании ангелов, их почитали, и продолжают почитать во многих религиях, ангелы почитаются практически у всех народов мира. Про ангелов не единожды упоминается в Святом Писании, описываются их действия при исполнении воли Божией, помощи праведникам, а также ограждение людей от бед и несчастий своим ангельским покровом. Но, об ангелах упоминается не только в главной христианской книге, сведения о них оставили и Святые отцы, которым небесные существа не раз являлись и передавали им волю Всевышнего, именно передавали, так как по Божьему замыслу, он посылает ангелов оповещать, приносить вести, поэтому они называются ангелами, то есть — вестниками.

Господь наделил своих бесплотных вестников многими дарованиями и могущественной силой, при помощи которых Божии сущности духовные, могут влиять на мир вещей и на человека, но, только по воли Господа и его хотению, выполняя его волю. Всей сущностью своею, ангелы любят своего Творца и пребывают в неустанной благодарности ему за блаженство, в котором пребывают, и это блаженство невозможно сравнить ни с чем. Ангелов очень много, порою разум человека теряется в их бесчисленном количестве. На самом деле, все гораздо проще, ведь среди ангелов небесных, есть своя гармония, порядок и иерархия, которая описана в творении ученика Святого Апостола Павла – страстотерпца и мученика Дионисия Ареопагита. Согласно писанию Святого Дионисия — небесная иерархия имеет три степени, в каждой из которой три чина, соответственно всего девять духовных сущностей:

  1. Серафимы, Херувимы, Престолы — отличаются близостью к Всевышнему Богу. Господства;
  2. Силы и Власти — подчеркивают основу мироздания и мирового владычества;
  3. Начала — Архангелы и Ангелы — отличаются близостью к каждому человеку.

Господь наш Иисус Христос, изливает свою любовь на всех своих ангелов, начиная с высших ликов, поэтому чины ангельские пребывают в полной гармоничности и подчинении низших чинов высшим, согласно иерархии.

Серафимы — это имя означает «Пламенеющие, Огненные». Они находятся всегда рядом с Господом, из всех ангелов они ближе всего к Отцу Небесному. Пылают божественной и великой любовью ко Господу, передают ее другим ликам, воспламеняя их. Таково их главное назначение, и их главная задача.

Херувимы – это имя означает «Колесница». Пророк Иезекииль, видел их в образе льва, орла, вола и человека. Это означает, что Херувимы совмещают в себе разумность, повиновение, силу и быстроту, являются Божией колесницей и предстоят престолу Божию. Херувимы знаю все, что Господь дает познать своим детям, через них Бог посылает в мир премудрость и познание его.

Престолы – духовные сущности сияющие светом богопознания. На них не чувственно, а духовно почивает Сам Бог, и вершит свой справедливый суд. Их назначение помогать детям Божиим, быть честными и поступать только по справедливости.

Господства – владычествуют над последующими чинами ангелов. Их прямое назначение оберегать от грехопадения, укрощать строптивость, побеждать жажду искушения и благочестиво владеть своими чувствами.

Силы – сотворены Господом, дабы творить чудеса, даровать дары прозорливости, исцеления от недугов, и чудодействия святым Божиим угодникам и праведным святым отцам. Они помогают людям стойко переносить тяготы и лишения, даруют мудрость, крепость духа и благоразумие.

Власти – Истинным Богом наделены особенной силой, они способны укрощать действия и силу сатаны. Их прямое назначение защищать земных жителей от козней дьявольских, оберегать подвижников в их благочестивой жизни, и усмирять природные стихии.

Начала – руководят низшей степенью ангелов, направляют их деяния на выполнение воли Божией. Они управляют вселенной, миром и народами населяющими землю. Учат землян жить не ради собственной выгоды, а во славу Господа.

Архангелы – сотворены нести благие вести в мир людей, открывать таинство веры христианской, и доносить волю Господню людям. Они являются проводниками — Откровения.

Ангелы – главные защитники простых людей, есть у каждого человека, они наставляют его на путь праведный, оберегают от злых духов и нечистой силы, удерживают от падений и помогают подняться падшим.

Согласно Святому Писанию – над всеми ангельскими чинами поставлен Архистратиг Михаил, небесный воин и главнокомандующий ангельского воинства. Во главе с Архистратигом Михаилом, Божеские Ангелы низвергли в преисподнюю возгордившегося ангела и всех, кто последовал за сатаной. Великий воин сил небесных Архистратиг Михаил, принимал участие во многих небесных битвах и защищал народ Израильский в бедах и невзгодах.

Кроме сил бесплотных, существует распределение всех святых на чины святости, которые понимаются разными категориями, а именно:

  1. Святые Ветхозаветные – Святые отцы и Пророки
  2. Святые Новозаветные – Апостолы, Равноапостольные и Просветители, Святители, Великомученики и Мученики, Исповедники и Страстотерпцы, Преподобные, Юродивые, Благоверные, Бессеребренники.

Итак, кто они эти святые новозаветные?

  • Cвятые отцы – канонизированные церковью Христовой за благочестие, добродетель и за праведную земную жизнь. Они пребывают на небесах и молятся за жителей земли пред Господом.
  • Пророки – Божии избранники, которым Господь поведал волю свою. Предсказывали будущие события, изобличали людей в грехах и пророчествовали о пришествии Спасителя.
  • Апостолы – ученики Господа Иисуса Христа, находившиеся с ним долгое время и в последние дни жизни его. По сошествию на апостолов Духа Святого, проповедовали слово Божие по всей земле, силою молитвы лечили людей, воздвигали храмы и обращали вере христианской иноверцев.

  • Равноапостольные и Просветители – подвижники Господа, пришедшие ко Христу по воле своей, по воле Господа обращали вере христианской многие народы.
  • Святители – священнослужители разных чинов, достигшие святости своею благочестивою жизнью, защитой христианства от ереси и расколов, а также глубоким попечением о своей пастве.
  • Великомученики и Мученики – глубоко верующие, претерпевшие мучения и принявшие смерть за свои убеждения, любовь ко Господу и веру Христову.
  • Исповедники и Страстотерпцы – глубоко верующие христиане, пострадавшие за веру от рук убийц и гонителей христианского вероучения.
  • Преподобные — подвижники христианской веры, которые вели монашеский образ жизни.
  • Юродивые – верующие христиане, намеренно отказавшиеся от привычного образа жизни, и подававшие себя смешными и неестественными людьми ради Господа Иисуса Христа. Таких людей особенно почитали, считая их Божьими людьми. Юродивые всегда имели дары прозорливости и чудотворения.
  • Благоверные – знатные и богатые люди, употребившие свою власть и богатство на нужды простых людей, на милосердие и сохранение христианских святынь.
  • Бессеребренники – обычно врачевавший люд, но не за серебряные монеты, а за слово доброе.

Истинный Бог – сотворил свои духовные сущности разумными и сильными, и распределил их согласно роду службы. По заслугам же, образу жизни и степенью святости – распределенные Ветхозаветные и Новозаветные Святые.

Святые миряне и жены.

Их имена не столь многочисленны в русских святцах, однако осмысление содержания их подвига, за который они были причислены к лику святости, существенно дополняет представление о русской религиозности и ясно показывает, что святость не ограничивалась стенами монастырей, но пронизывала всю толщу народной жизни. С особенным благоговением народное благочестие относится к младенцам, погибшим насильственной смертью. В младенцах видели чистую жертву, принесенную на заклание (см. также

СВЯТЫЕ МЛАДЕНЦЫ). Именно как невинноубиенный младенец был канонизирован в 17 в. царевич Димитрий Угличский. Есть случаи канонизации церковью мирян, смысл подвига которых состоит в социальном опрощении: богатые и сильные мира сего добровольно отрекаются от своего богатства и власти и ведут образ жизни простого крестьянина. Таким святым был, например, дворянин по происхождению Симеон Верхотурский (17 в.). Притягательна для русского сознания и святость земледельческого труда. Так, в житии Артемия Веркольского, мальчика, убитого молнией (16 в.), особо подчеркивается, что сельский труд в раннем возрасте стал его земным подвигом. Житие Юлиании Лазаревской (17 в.) дает пример того, как глубоко могло войти Евангелие в жизнь мирянина. Юлиания Лазаревская являет собой образец верности материнскому и супружескому долгу, пример кроткой, совершенной любви, позволявшей ей, забывая собственные немощи, заботиться не только о своей семье, но и кормить нищих в голодные годы, хоронить умерших, мыть в бане больных во время эпидемии. Милостыня в разнообразных формах проявления стала основой ее мирского христианского подвига. Юлиания Лазаревская была канонизирована в начале 20 в. Житие святой много популяризировалось русскими писателями, которые видели в ней воплощение свойственного православной интеллигенции народолюбия.

Аватамк


Сегодня восхваляются святые: известные и неизвестные, старые и новые. Святых так много, что ими заполнена наша Вселенная, ими небо звёздами наполнено, радугу наполнили светом святые сегодняшнего праздника. Помимо той армии христиан, которые сейчас борются против зла, несправедливости, на небесах есть и другая армия.

Сильно войско победивших святых, которые мучаются с нами, борются вместе с нами, помогают и придают сил, 7 чинов святых. Бесчисленны святые, но 7 чинами и порядками они основались, как говорят святые отцы церкви.

1 — это ангелы, которые выполняют волю Господа, которые утвердились и стали непоколебимы, которые никогда больше не впадут в соблазн или грех, которые остались в святости и правдивости.

Мы тоже должны стремиться быть как ангелы, которые тверды в доброте. Выбрали доброту, святость и остались в этом. И мы будем полагаться на волю Бога, утвердимся в доброте и не будем смотреть в сторону зла.

2 чин — патриархи, которые получили от Господа естественный закон. Это Адам, Енох, Енос, Ной, Мельхиседек, Авраам. Они первые, кто выполняли поручения Господа, которые остались верными, будучи скитальцами. Поверили Богу своими трудностями, притеснениями, гонениями и встали на 2 порядок. И мы чужие, скитальцы в этой жизни, наподобие их будем с любовью переносить скитальничество и станем Божьими патриархами.

3 чин — пророки. Первый из них Моисей, который получил от Господа письменный закон, чтобы не только естественным законом дойти до Царства Небесного. Если патриархи только подвергались испытаниям и скитаниям,то святые пророки ради Христа стали мучениками. Как Иеремия, который был побит камнями, так и другие святые были подвергнуты мучениям и перенесли это ради справедливости, ради истины, ради Божьей благодати. И мы будем похожи на них, проповедуя истину и справедливость, перенося во имя Бога все выпавшие нам трудности и испытания.

4 — это Cвятые девы, которые во имя Бога остались душой и телом девственными, мыслями и сердцем. Как Святая Богоматерь, как Святой Иоанн. Были святые,которые телом не были святы,но мыслью сохранили девственность, как святой Григорий Просветитель, который хоть и женился, но мыслями остался свят и чист. Так и мы должны стремиться к такому поведению, если ни телом, хотя бы мыслями и сердцем. И если телом сумеем сохранить, ещё большую награду получим от Бога.

5 — святые мученики, которые во имя Христа пролили свою кровь и такую любовь имели, которая текла по их венам. Будем и мы любить Бога до пролития крови.

Многие известны,а многие для нас нет. Но те, которые нам не известны, известны Богу. Для нас хотя бы пусть будут путеводителями те святые,чьи имена нам известны. Многие святые были в старые времена,но и сейчас они, их имена есть в новом времени, известны они или нет, все же пусть они ходатайствуют за нас перед Богом, чтобы и мы имели частицу возможности пребывать с ними в Царстве Небесном. Аминь.

Отец Микаэл, 2022.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]