Описание жития и значение заветов святителя Тихона Задонского


Видео «Молитва святителю Тихону Задонскому»

Аудиозапись молитвы святителю Тихону Задонскому.

Детство и отрочество

В 1724 году у церковнослужителя Савелия Кириллова из Новгородской губернии родился сын, которого нарекли Тимофеем. Вскоре отец умер, оставив вдову с пятью детьми. Видя бедственные условия, которые претерпевала семья, один бездетный богатый ямщик предложил усыновить мальчика. Мать с трудом согласилась, однако вернувшийся из армии старший брат не дал женщине совершить этого. Он пообещал, что найдет средства и будет обучать ребенка грамоте.

До 14 лет Тимофей жил вместе с матерью. Житие их было очень бедным, а потому мальчик ел черный хлеб, запивая его водой. Когда подворачивался случай, он работал на поле у помещика, чтобы принести домой хоть какую-нибудь еду.

Вскоре вышел указ императрицы Анны, которым все неграмотные дети родом из семей церковнослужителей должны служить родине. Чтобы спасти сына от воинской службы мать решила отдать его в духовную семинарию. Благодаря старшему брату Тимофей быстро устроился на новом месте, начав свой образовательный путь.

Годы обучения

У мальчика была сильная тяга к знаниям, а потому вскоре его перевели на бесплатное обучение. Несмотря на это, Тимофей все равно остро нуждался в средствах. Он вынужден был за деньги отдавать часть своего пайка, чтобы покупать свечи. Такая бедность часто становилась поводом для шуток среди остальных учеников. Однако юноша никогда не злился на обидчиков, продолжая скрупулезно изучать грамоту.

Старания будущего монаха не прошли даром. Учился он лучше всех, а экзамены всегда сдавал только на высшие оценки. Он достиг высот в риторике, теологии, грамматике, а когда выпустился из семинарии, был назначен преподавателем греческого языка. По совместительству Тимофей также обучал богословию и красноречию.

Среди коллег молодой человек отличался скромностью, доброжелательностью, благочестием. Именно преподавая в семинарии, будущий святой окончательно осознал, что должен идти по пути Божьему. Он начал еще тщательней изучать Евангелие и неустанно молиться.

Период монашества

Апрель 1758 года обозначился для Тимофея как начало монашеского пути. Приняв постриг, он был наречен именем Тихон. Далее инок отправился в Санкт-Петербург, где вскоре стал иеромонахом. Получив должность преподавателя при здешней семинарии, будущий святой обучал учеников философии, а позже был назначен префектом.

Спустя несколько лет преподобный переезжает в Тверскую губернию, где получает сан архимандрита Желтикова собора. Там же он становится игуменом и продолжает свою преподавательскую деятельность, читая богословие учащимся местной семинарии. Параллельно святитель пишет свой первый труд, где описывает принципы христианской веры.

Другие священнослужители пророчествовали архимандриту высшие чины, однако Всевышний рассудил иначе. Когда пришло время назначать нового епископа, все безоговорочно указали на святителя. Так, Тихон Задонский в 37 лет становится духовным учителем всея Руси.


Житие Тихона Задонского

Жизнь в покое

Выполнение обязанностей епископа наложило свой отпечаток на здоровье преподобного. Почувствовав ухудшение самочувствия, он в 1767 году оставил должность и возвратился к аскетичному монастырскому житию. Свои дни инок проводил за чтением молитв, Священного Писания, составлением собственных трудов. Ежедневно он посещал храм, молясь за спасение всех мирян.

Тихон много странствовал по разным обителям, отдавая все свои деньги бедным. Однажды он посетил Елец, где встретился с заключенными, чтобы наставить их на путь истинный. Бог наделил святителя даром предвидения, способностью творить чудеса, а также читать мысли. Чудотворец очень любил общаться с людьми, помогал нуждающимся, утешал, выслушивал и давал советы.

Скончался преподобный 13 августа 1783 года, а ровно через 78 лет его канонизировали, возведя в святые.

Родня свт. Тихона и их потомки

Старший брат свт. Тихона Ефим упрашивает свою мать Домникию не отдавать маленького Тиму ямщику

Теперь подробнее поговорим о племянниках и некоторых других родственниках святителя Тихона. Как вспоминал келейник Тихона Задонского Василий Иванович Чеботарев, отца своего Тихон Задонский не помнил, в семье же было четыре сына и две дочери. Два старших брата Ефим и Петр пошли по стопам отца. Ефим занял место отца в Короцком, а Петр служил дьячком в Новгороде.

Будучи на Новгородской кафедре, Тихон Задонский сам возвёл брата Ефима в диаконы, а сына его Филиппа, лет 14-15, после назначения в Воронеж, забрал с собой. Вспомним, что именно брат Ефим упросил некогда мать Домникию не отдавать своего маленького братишку Тимофея бездетному ямщику, очень желавшему взять мальчика на воспитание из осиротевшей бедной семьи и обещавшего оставить ему всё своё наследство.

Племянник Филипп

Как сообщает елагинское Житие, «Филипп воспитывался в семинарии до философского класса, далее которого не простиралось учение в Воронеже. После увольнения на покой Свт. Тихона Филипп жил при нем несколько времени в качестве келейника, потом Алексей Бехтеев, помещик Липовки и Ксизово, выпросил у свт. Тихона его племянника к себе в диаконы в Липовку, с тем, чтобы он со временем был священником. Но преосвященный Тихон сказал, что Филипп священнической должности достойно не понесёт. Филипп так и остался диаконом до смерти в 1800 году». Филипп хорошо рисовал, был искусным живописцем. Свт. Тихон купил для живописной мастерской своего племянника чистую половину избы в селе Липовка. Эта изба ещё сохранялась в начале 20 века, но использовалась уже в иных целях (в ней держали домашнюю птицу). У Филиппа Ефимовича Соколова (племянник, как я уже указывал, взял себе фамилию свт. Тихона) было многочисленное потомство. Поговорим о некоторых из его представителей.

Внучатый племянник свт. Тихона Иван Дмитриевич Соколов


Подпись псаломщика Ивана Соколова в Метрической книге с. Липовка, под записью о рождении Сергея Бехтеева, будущего поэта

Сын Филиппа, Димитрий, служил псаломщиком в Липовке, сдав впоследствии своё место сыну Ивану, который дослужился до диакона. Кстати, подпись псаломщика Ивана Соколова стоит в метрической книге с. Липовка под записью, сделанной в ней о рождении будущего русского поэта Сергея Бехтеева(7 апреля 1789 года). Его же подпись мы видим в метрической книге под свидетельством о смерти отца поэта Бехтеева, тоже Сергея Сергеевича (8.07.11.1911 г.)

В 1912 году, в годовщину смерти С. С. Бехтеева в Липовку съехалась многочисленная родня его, среди которых была чета Толстых (Петр Сергеевич и Зинаида Сергеевна, приходившаяся дочерью покойного) с сыном Сергеем. В своих мемуарах Сергей Толстой, будучи уже сам пожилым человеком, вспоминает престарелого диакона Ивана Дмитриевича, которого видел в годовщину смерти деда, и указывает на его дальнее родство со свт. Тихоном: «Теперь хочу написать несколько слов про Ивана Димитриевича. Он был уроженец Липовки, где прожил всю жизнь в качестве диакона и, когда состарился, оставил это служение. Я его помню одетым в рясе, с большим поясом, с камилавкой, с длинными волосами и с бородой, а в руках — дубинка. Говорили, что он был отдаленным родственником святителя Тихона Задонского; имел много детей, и три сына достигли архиерейства». Не знаю, точны ли сведения Сергея Петровича Толстого, касающиеся архиерейства трёх сыновей И.Д.Соколова? Хорошо бы проверить эту информацию. Упоминания же о взрослых детях И.Д. Соколова встречаются также и в других источниках:


Подпись дьякона Ивана Соколова под записью о смерти Сергея Сергеевича Бехтеева (отца поэта)

Так, в журнале «Воронежская старина» (№ X, стр. 206) сказано о них следующее:

  1. 1.Иван Иванович (Соколов), дьякон в Ксизове, Задонского уезда.
  2. 2.Сергей Иванович (Соколов), священник в Старо-Никольском, Нижнедевицкого уезда.
  3. 3.Вениамин Иванович (Соколов), священник в Дубовом, Задонского уезда.
  4. 4.Павел Иванович (Соколов), начальник какой-то станции Ю-В.ж.д.

Брат Ивана Дмитриевича Соколова, Александр Дмитриевич, служил псаломщиком в с. Пушкарском. У него были сыновья: Петр Александрович — живописец, проживавший до революции в Ельце в своём доме на ул. Орловской, и Иван Александрович, — регент в Исаакиевском соборе в Петербурге.

Все родственники свт. Тихона имели правило собираться в день памяти святого, 13 августа, в Задонске. Почти у всех имелись какие-то вещи или святые иконы, некогда принадлежавшие свт. Тихону. В «Воронежской старине» (стр. 206 ук. соч.) говорится ещё об одном родственнике свт. Тихона: священнике хутора Жабского Кубратова, Валуйского уезда — о. Андрее Ивановиче Соколове.

Внучатый племянник Иоанн Ефимов — строитель Софийского Усманского женского монастыря

Бывший Усманский Софийский женский монастырь

Личность этого родственника свт. Тихона ярка и во многом загадочна. Практически все жизнеописатели свт.Тихона Задонского ссылаются на записки-воспоминания его келейника Иоанна Ефимова, но ни один из них, кажется, не упоминает об их кровном родстве. Вероятно, свою родственную связь со святителем Тихоном Иоанн Ефимов содержал по какой-то причине в строгой тайне, которая стала известна только после его смерти. Нам фактически ничего не известно из биографии самого Иоанна Ефимова, кроме того, что он был сыном родного племянника Тихона Задонского по имени Ефимий. Но чьим сыном был сам Ефимий? Какого именно из братьев или сестёр святителя? — нам не ведомо.

Имеются сведения, что Ефимий был дьяконом и проживал в Толшевском монастыре, что находится неподалёку от Воронежа. Таким образом, открывается пред нами неоспоримый факт: святитель Тихон привёз с собой в Воронеж не одного только племянника Филиппа, а сразу двух, да ещё и сына второго племянника. Вместе с тем, никого из своих родственников святитель сам не рукоположил во священники, а только во дьяконский сан. Иными словами, говорить о какой-то особой протекции со стороны преосвященного Тихона по отношению к своим родным — не приходится. Более того, он даже не благословил рукополагать племянника Филиппа в священнический сан (о чем просил его помещик Алексей Иванович Бехтеев), мотивируя свой отказ тем, что Филипп не сможет достойно понести эту высокое имя.

Из жития свт. Тихона нам известно, что сначала, уйдя на покой с епископской кафедры (конец 1767 г), он поселился в Толшевский монастырь. Однако болотистый сырой климат той местности оказался совершенно неподходящим для его ослабленного организма, в связи с чем, в Великий пост 1769 года, святитель Тихон переехал в Задонский монастырь, где и пробыл более 14 лет, вплоть до своей праведной кончины.

Иоанн Ефимов находился при святителе Тихоне в качестве келейника, сменив другого своего родственника, упомянутого выше Филиппа. После кончины свт. Тихона Задонского, большинство личных вещей святителя достались по завещанию покойного келейнику Иоанну. Имеются разноречивые сведения, когда именно Иоанн Ефимов принял монашество: по одним источникам — в 1780 году, то есть ещё при жизни свт. Тихона; по другим — это произошло где-то в начале XIX века. Постриг над Иоанном совершил митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил(Петров-Шапошников), он же возвел Иоанна в дьяконский сан, а через некоторое время в священнический.

Монашеским именем Иоанна стало, конечно же, имя Тихон. После кончины святителя Тихона иеромонах Тихон уехал в Москву, где проживал с братией в Ставропигиальном Новоспасском монастыре. В те годы дочь майора Федорова одного из усманских почитателей свт. Тихона, Надежда, получившая после смерти своего родителя наследство, решила употребить его на строительство женского монастыря. Решение её было в 1800 году одобрено Святейшим Синодом. Для руководства строительством нужен был авторитетный человек подвижнического склада. Выбор пал на иеромонаха Тихона (Ефимова), присланный из Москвы для осуществления той ответственной миссии. Так промыслом Божьим и во славу Божию пересеклись пути родственника Святителя Тихона и дочери его покойного почитателя.


Усманский Софийский монастырь

Благодаря усердию и умелому руководству строительством отца Тихона и был возведен Усманский Софийский женский монастырь. От иеромонаха Тихона в этот монастырь перешли на хранение и ряд личных вещей и икон святителя. Сам же доблестный строитель и благоукраситель обители иеромонах Тихон в 1812 года отошел к Господу. 7 ноября в особой пещере под монастырским собором состоялось его погребение. На его могилу была положена чугунная плита с надписью: «Здесь погребен строитель Софийского девичьего монастыря Московского Ставропигиального Новоспасского монастыря иеромонах Тихон, келейник и внук Преосвященного Тихона 1-го Воронежского и Задонского, в мире Иоанн Ефимов, сын диакона Толшевского монастыря Ефимия, племянника Преосвященного Тихона Задонского. Скончался во время исполнения данного ему послушания Св. Синодом близ воздвигнутого им монастыря 1812 г. (31 октября); погребен 7 ноября. Вечная ему память»

Этот замечательный монастырь просуществовал с того времени до 1924 года. Многие из последних насельниц монастыря окончили земную жизнь мученически: в ссылках, лагерях, тюрьмах. Последняя игуменья монастыря (в миру Александра Сергеевна Юдина), дабы прокормиться, мыла полы, шила одеяла, выполняла любую посильную работу. Однако и в таком положении она оставалась не только чуждой, но и опасной для новой власти. Нашлись вскоре и доносчики; имена некоторых из них стали известны после частичного рассекречивания дел НКВД в годы перестройки. Это некая М.В.Азарова и И.И.Фролов. Грех родителей, как известно, падает на детей их до третьего-четвертого поколения…

Спустя 52 года после расстрела игуменьи (монашеское имя её неизвестно) Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16.01.1989 года невинно пострадавшая от богоборческих властей бывшая игуменья Усманского Софийского монастыря была посмертно реабилитирована. Вечная ей память. Интересна и показательна судьба самих строений монастыря. В средине 30-х годов здесь открыли колонию для несовершеннолетних. В годы войны (с 28 апреля 1942 г) на территории бывшего монастыря был организован спецлагерь для побывавших в плену у немцев советских солдат и офицеров. В 1943 году этот один из многих подобного вида спецлагерей содержал до 4000 человек.

С 1944 года лагерь стал прибежищем военнопленных. А с 1946 года в бывший монастырь вновь была возвращена колония, существующая там до сего времени. Лет 10 назад мне приходилось выступать с беседой перед воспитанниками этой колонии, в которой тогда содержались и несовершеннолетние убийцы. Ничего не ведал я тогда об истории монастыря, но запомнил часть сохранившейся церковной постройки. От великолепной монастырской композиции, правда, мало что уцелело, но и то, что уцелело, поразило необыкновенно своей красотой и величием.

«Сокровище духовное» и другие книги

По мнению теологов, на творчество Тихона Задонского повлиял немецкий пиетизм, а особенно книги Иоганна Арндта. «Сокровище духовное» в четырех томах Тихон Задонский начал писать после того, как оставил должность епископа. Кроме этой работы из-под пера святителя вышли и другие труды:

  • о принципах христианства;
  • письма келейные и посланные;
  • про евангельское учение;
  • нравоучительные слова;
  • проповеди епаршеских трудов.

Все творчество преподобного пронизано глубокой назидательной мудростью, приносящей спасение и приводящей к Богу. Творения Св. Тихона стали доступны мирянам с марта 1784 года, после решения Св. Синода.

В 1875 году было издано собрание всех работ чудотворца, представленных по хронологическому порядку их написания.

Чудеса по молитвам к святителю

Святой Тихон помогает всем искренне просящим. Молитвы к нему совершают чудеса там, где медицина оказывается бессильной. Ниже представлены только несколько случаев чудесного исцеления:

  1. Врачи не могли вылечить больную циррозом печени монахиню, и та с последней надеждой обратилась к образу святого в Задонске. После долгой молитвы болезнь отступила.
  2. У одной женщины от холеры умирал супруг. Она долго молилась чудотворцу о спасении ее мужа, и тот вскоре поправился.
  3. Многие свидетели рассказывали, что преподобный приходил к ним во сне после молитвы, а на утро они просыпались здоровыми.

Православные тексты

Многие молитвы обращены к Святому Тихону. В церквях ежегодно проходят службы с молитвами за упокоение души святого.

Молитва

О великий святой Христов и чудовище Тихон! Услышьте нас, грешники, что мы прибегаем к вам с теплой верой и нежной молитвой. У нас есть ангельское благословение вашей жизни на земле, мы прославляем вашу милость ко всем, мы поклоняемся высоте ваших христианских добродетелей и даже в свое время преуспеваем благодаря прославленному Богом Богу. Вы воистину добрый пастырь, словеснаго стадо Христово, таинства Бога, доблственный строитель, столп и украшение Православной церкви, русский Златоуст, сильный искоренитель языческих обычаев, преискусный толкователь учения Евангельского, ревностный епископ святых Отцовские традиции, любительская тишина монашскаго, вдохновленный собиратель мудрости духовныя сокровищ из видимаго этого мира, мудрость божья сотворенная. Вы, как избранный сосуд благодати, безлично учили всех, кто жаждет спасения через слово, жизнь, любовь, Дух, веру, чистоту и смирение. Вы были милосердным защитником отцов, созерцанием вдов и бедных и готовым утешителем для всех, кто попал в беду и несчастье. И теперь мы, как будто стоя перед лицом Господа, славны и уповаем на Него; ради этого, отец, позволь нам найти убежище и горячо молиться тебе: будь за всех нас у Престола Всевышнего. Да простит Он наши беззакония и несправедливость; пусть он просветит наш ум, омраченный тщеславием, и направит его к истинному свету знания Бога; пусть наше немощное сердце убережет от похотливой греховной лести и гнилой мудрости этого века; пусть земля даст земле соответствующий орошение дождем, плодоношением и всем, что полезно для нас, даже для временной и вечной жизни, чтобы все, что течет в потоке ваших нетленных молитв, могло обрести мир, любовь и безмятежность. Наша Церковь, просите Царя Небесного о милосердии, благополучии, спасении, но победы и победы над врагами. Наша родина ограждена тишиной и покоем, сохраните своего святого от всех искушений и научите всех нас ходить с благоговением и богобоязнением путями заповедей Божьих; Помните, милость Христа святому отцу Тихону, в святых молитвах ваших и в душах умерших, отцов наших и братьев наших, что Господь упокоит их в селениях небесных; Не пренебрегайте нашим вздохом, чтобы Я мог забрать прославление Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Тропарь

С юности он любил благословенного Христа, / образом всего было слово, жизнь, любовь, / дух, ветер, чистота и смирение, / он же и обитал посреди небесных / молитв / объектированных / для наших душ быть спасенным.

Кондак

Апостолы — преемники, / украшение святых, / Православная Церковь учителю, / Господь всех молений, / мир вселенского дара // и милосердия для наших душ.

Почитание святого Тихона Задонского

Святителя глубоко почитают во всем православном мире. Ведь именно он не дал окончательно укорениться атеизму в XVIII веке, обращая все больше и больше людей к истинной вере.

Дни памяти

Поминают святого несколько раз в году:

  • 26 августа;
  • 17 сентября;
  • 23 сентября.

Также день памяти приходится на Собор Тверских святых.


Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост

Где находятся мощи

Во время правления советской власти святыня долгое время принадлежала музею. Лишь в 1988 году она была передана кафедральному собору Орловской епархии. Спустя три года, на день памяти чудотворца, мощи окончательно вернули во Владимирский храм Рождество-Богородицкой обители города Задонск.

Иконы святителя

Первые портреты были написаны еще при жизни преподобного. Сегодня изображения святого можно увидеть во многих храмах страны в виде икон, фресок, росписей или мозаик. Иногда рядом с Тихоном Задонским на них можно увидеть святителя Митрофана Воронежского.

Обычно иконописцы изображают чудотворца по пояс или в полный рост. На святом всегда надет архиерейский наряд, как символ святости и высокого сана. Левой рукой преподобный удерживает посох, а правая поднята для благословения.

Обучение в семинарии. Начало монашеского пути

В тринадцатилетнем возрасте Тимофей был определен в духовное училище, функционировавшее при Архиерейском Новгородском доме. Бедная мать, конечно же, не имела средств, чтобы оплачивать обучение сына, но здесь снова вмешался его старший брат, Пётр, обещавший взять содержание Тимофея в училище на себя. Сам Тимофей, зная, как тяжело достаются необходимые для него средства, по возможности подрабатывал, где придётся.

Вскоре училище было преобразовано в семинарию. Тимофей занимался усердно и в 1740 году в числе лучших воспитанников продолжил обучение в семинарии за казённый счет. К образованию он подходил со всею ответственностью. Нередко, тогда как его сверстники позволяли себе играть и шалить, он засиживался за учебниками. Бывало, что он продавал часть пайка, покупал на вырученные деньги свечи и читал по ночам.

Случалось, что легкомысленные сверстники подтрунивали над ним, кадя ему лаптями и адресуя насмешливые величания.

Ввиду не полной укомплектованности семинарии профессорско-преподавательским составом обучение длилось дольше обычного регламентированного срока.

В 1750 году, будучи студентом богословского класса, Тимофей, доказав руководству свою состоятельность, стал преподавать греческий язык, за что получал 50 рублей жалования и немного муки. В дальнейшем, по окончании курса, ему доверили должность преподавателя риторики и философии.

В апреле 1758 года исполнилось одно из самых заветных желаний Тимофея: он принял монашеский постриг. Тогда же ему было дано новое имя — Тихон. В этот период он занял место префекта семинарии.

Вскоре его вызвали в Петербург и посвятили в иеродиакона, а затем в иеромонаха

В 1759 году отец Тихон был направлен в Тверскую епархию, а по прибытии в Тверь его возвели в архимандрита Желтиковой обители. Несколько позже он был направлен в Отрочь монастырь и назначен на должность ректора Тверской семинарии. В этот период он зарекомендовал себя и как преподаватель Богословия.

Молитва Тихону Задонскому

Попросить святителя о чуде можно в храме. Если церковь посетить не получается, читать молитву можно дома.

После себя великий русский богослов оставил большое количество мудрых заветов. Его наставлениям следуют до сих пор, воспитывая в молодом поколении любовь к Богу и желание идти по праведному пути.

Молитва святителю Тихону Задонскому чудотворцу, епископу Воронежскому. Святитель Тихон Задонский – великий христианский учитель и проповедник, миссионер и искоренитель языческих суеверий и обычаев, необычайный аскет и молитвенник, архипастырь, проникнутый смирением и любовью к пастве. Обладал даром прозорливости и чудотворения. Святитель Тихон Задонский – небесный покровитель монахов и церковного клира, миссионеров и катехизаторов, студентов семинарий. Святителю Тихону молятся о даровании кротости и незлобия, аскетических подвигах, об избавлении от любых болезней, но особенно от болезней душевных: печали и уныния, от избавления от алкоголизма и наркомании, душевного помешательства и беснования. Немалому количеству людей святитель Тихон помог вернуть зрение, и возможность ходить, к нему также обращаются за помощью в крайней нужде и нищете.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Скорбный недуг

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение», говорит об унынии святитель Иоанн Златоуст.

«Страдают ли унынием грешники, нерадящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников», — свидетельствует святитель Иннокентий Херсонский.

Наказание грешникам. А что же святые?

Известный русский святой XVIII века Тихон Задонский (1724-1783) до конца жизни не мог освободиться от жесточайших приступов уныния, «тоски и ипохондрии», как он сам писал, хотя и всю жизнь боролся с ними. Лекарств не было. Оставалось терпеть.

Был ли он склонен к черной меланхолии изначально, по своему психическому складу, то есть, были ли у его болезни эндогенные корни?

Этого мы не узнаем, но очевидно, события детства, — ранняя смерть отца-дьячка, крайняя нищета, необходимость всегда о чем-то просить, а, уже в семинарии, насмешки товарищей над «лапотником», потому что у Тимофея, как звали святителя до пострига, не было даже сапог, — все это сказалось на здоровье и душевном состоянии некрепкого физически мальчика.

С юности святитель любил бывать один, уже в семинарии мечтал о монашестве. В 34 года был пострижен, а уже в 37 стал епископом. Был известен императрице Елизавете Петровне как священник «ради Иисуса, а не хлеба куса» и искренний наставник.

Уже посвященный в епископа владыка Тихон однажды встретился со своей родной сестрой: он в пышном облачении выходящий из кареты, она – по бедности мывшая полы у чужих людей вдова.

Судьба брата поразила ее. Святитель вспоминал, как она плача, говорила, что вспомнила сейчас, «в какой бедности они с матушкой воспитывались, что временем, и дневной пищи лишались мы. А теперь я вижу Вас в таком высоком сане!». Она называла брата на «вы», и владыка плакал.

Узнав, как приходится жить рано овдовевшей бездетной сестрице, владыка Тихон велел немедленно закончить с полами, купил светлый небольшой каменный дом (на фундаменте) с фикусами в окошках, подарил сестре, назначил от своей доли денежный доход и приказал нанять себе женщину для уборки, а сестрица с тех пор присматривала за его епископским облачением.

Владыка Тихон часто навещал единственную родную душу, но прожила сестра в таком, как сама говорила, раю, всего месяц и умерла, — подорванное здоровье сказалось.

Владыка отпел и похоронил ее, проливая слезы, а когда, «по образу архиерейской службы, приложился я к святым иконам, пошел ко гробу, открыл покрышку и осенил тело ее, она будто улыбнулась на меня», — писал он позже.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]