Библия рассказывает читателям много любопытных и берущих за душу историй. Мы знакомимся с интересными персонажами, которые совершают подвиги, иногда попадая в фантастические или сложные обстоятельства, но с помощью Бога остаются невредимыми.
История Авраама, прародителя еврейского рода, и его жены — это история глубокого доверия Всевышнему. Жизнь этих древних людей была полна испытаний, трудностей, страстей, ошибок, но они всегда шли за Богом, даже когда было тяжело и не верилось, что Господь осуществит свои обещания.
Одним из самых ярких женских персонажей Ветхого завета была жена праотца еврейского народа. Как звали жену Авраама, история ее жизни, поведение, характер, предназначение и судьба будут показаны в данной статье.
С чего все началось
Библия рассказывает, что Аврам жил с отцом и братьями в шумерском городе Ур, расположенном на берегу реки Евфрат. Ур был знаменит портами, в которых стояло множество кораблей. Этот крупный город быстро богател на торговле с другими землями, в том числе и с Ханааном. Отец Аврама – Фарра – решил оставить Ур и пройти тяжелым путем до Ханаана. Когда они дошли до местности под названием Харран, отец умер, и Аврам стал главой рода.
В это время Авраму явился Бог и сказал, что он должен покинуть дом в Харране и следовать в земли, которые укажет ему Господь. Этот выбор дался Аврааму трудно. Он любил жизнь в городе, но бежать от Бога не хотел, он слушал голос Творца и доверял Ему. Господь сказал, что Аврам станет прародителям целого народа, если будет повиноваться Ему. Бог изменил ему имя на Авраам, что значит «родитель многих». В 12-й главе книги Бытие читаем такие строки:
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение.
В Харране Авраам оставил хозяйство брату, Нахору, а сам выбрал путь бедуина-скотовода. С Авраамом покинули богатые земли его племянник Лот и верная жена. Имя жены Авраама – Сара.
Кто такой Авраам в Библии
Авраама считают наибольшим пророком. Даже Иисуса в Новом Завете называют Сыном Авраамовым. От него произошел великий народ израильский.
Праотец родился уже после потопа. Он входит в колено Ноево, сын Фарры. У Аврама, а именно так его звали от рождения, было двое братьев: Нахор и Аран. Аран рано умер и оставил сиротой своего сына Лота. В итоге Аврам забрал племянника к себе на попечение. Также он женился на Саре, которая оказалась бесплодной. Как-то глава рода Фарра забрал свое семейство и пошел в землю Ханаанскую.
Значение имени и внешность Сарры
Остановимся на образе супруги Авраама. Жена Авраама в библейской традиции носила имя Сарра. В переводе с еврейского имя Сарра означает «княгиня», «госпожа многих». При рождении Сарра имела другое имя — Сара или Сарай, которое имело значение «знатная». Но Бог, когда добавил к Авраму вторую букву а, сделал то же самое и с Сарой, только прибавил к имени второе р. Это стало означать, что Сарра будет матерью многочисленного народа.
Сарра стала женой Аврааму в Уре Халдейском, где они выросли и жили, пока не решили идти в землю Ханаан. Она была сводной сестрой мужу. Жена Авраама Сарра сопровождала супруга во всех странствиях и была младше его примерно на 10 лет. Сарру считают родоначальницей еврейского народа. Но на момент, когда она покинула Ур, национальность жены Авраама еще не была еврейской. Евреями стали называть их потомков. С большей долей вероятности можно сделать вывод, что Сарра была халдейкой, так как выросла на территории Месопотамии, на правом берегу реки Евфрат, где жили в те времена халдеи.
Из Писания очевидно, что Сарра была очень красивой женщиной. В Библии нет стихов, которые восхваляли бы красоту Сарры, однако, если взять повествовательный контекст, то можно заключить, что жена Авраама была прекрасна.
Забегая вперед, скажем, что его девушка была настолько красива, что Авраам, опасаясь за свою жизнь, пытался выдать Сарру за родную сестру, когда они жили при дворе египетского фараона и у царя Герары – Авимелеха. Аврааму было чего опасаться. Тогда было много случаев, когда правители, не задумываясь, могли убить человека, а прекрасную жену забрать к себе. Жена Авраама покорно исполняла повеления мужа и во всем слушалась его.
Характер Сарры
Жена Авраама Сарра не была послушной марионеткой в руках своего мужа.
Да, она слушалась Авраама, но имела вредный, а временами и упрямый характер, благодаря которому могла настоять на своем решении. В 21-й главе, стих 12 книги Бытие, Бог лично говорит Аврааму, чтобы он слушался голоса жены:
во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее.
Авраам регулярно обращался за просьбой или советом к жене, а также считал важным для себя получить одобрение Сарры, чтобы принять то или иное решение.
Как описано в Библии, Сарра, жена Авраама, указывала на то, что мужу надо сделать, и он выполнял ее просьбы. Примером может служить взаимоотношения Сарры и Агарь. Сарра попросила Авраама выгнать служанку, которая родила от него сына. Авраам не хотел выгонять Агарь, но Сарра проявила жесткость в характере, и он был вынужден послушаться жены. Авраам отправил служанку с сыном в изгнание, хоть и сделал это против своей воли.
Пророчество Сары [↑]
Сара была, как мы помним, первой из семи еврейских пророчиц. Другие праматери также были пророчицами [3], но из них лишь Сара получила пророчество, имеющее значение для будущих поколений: «Не будет наследовать сын рабыни этой вместе с сыном моим, Ицхаком» (Берешит 21, 10).
Сара была пророчицей с рождения, поэтому при рождении ей дали имя Иска, что толкуют как «созерцание», «вИдение», имея в виду ее пророческий дар, способность «видеть», «провидеть».
Уровень пророчества Сары был выше, чем уровень пророчества Авраама. Это следует из того, что Всевышний «утвердил» ее решение изгнать Агарь с Ишмаэлем, а Аврааму сказал: «Все что скажет тебе Сара — слушайся голоса ее…» (Берешит 21, 12).
Сарра в Египте
Когда Авраам оставил дом в Харране и скитался по земле Ханааской, случился в этих краях сильнейший голод, еды не было. Поэтому он отправился в Египет, чтобы прокормить семью и слуг.
Когда Авраам оказался в Египте, то отдал Сарру во дворец фараону. Возникает логичный вопрос. Почему Авраам отдал свою жену фараону? Ответ кроется в характере Авраама. Он испугался, что его убьют. Еще в Ханаане от путешественников, встречавшихся на его пути, он слышал, что египетские фараоны, если увидят красивую жену у мужа, то сделают все, чтобы женщина стала украшением их двора. Многие мужчины пострадали от желания правителей обладать их женами, и были убиты. По этой причине Авраам и отдал свою жену фараону – чтобы остаться живым.
В 12-й главе книги Бытие читаем, что на пути в Египет Авраам попросил Сарру, чтобы она никому не говорила, что они супруги. Он уговорил сказать, что она его сестра, тогда его оставят в живых и фараон вполне может одарить его подарками:
и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.
Сарра послушалась мужа, как делала это и раньше. Она смекнула, что такой ход может привести к обогащению семьи и процветанию. Авраам был смекалистым человеком, раньше его хитрости приносили им только выгоду.
Так оно и произошло. В Египте красота Сарры приглянулась вельможам фараона, ее взяли прислуживать во дворец, а «брату» Аврааму дали мелкий и крупный скот, рабов и рабынь.
Но Бог не хотел, чтобы Авраам жил в обмане, и не исполнил свое предназначение. Господь поразил фараона и его семью страшной болезнью, а затем и открылся обман со стороны Авраама.
Однажды фараон вызвал к себе Сарру и Авраама. Он спросил, почему они его обманули, ведь в скором времени фараон думал сыграть свадьбу с Саррой и взять ее в жены. Правитель Египта очень расстроился, но был милостив и выгнал обманщиков из дворца, а его слуги проводили их до границы с Ханааном.
Красота Сары [↑]
Сара обладала необыкновенной красотой. Талмуд называет ее одной из четырех самых красивых женщин всех времен. Остальные — Авигаиль, Рахав, Эстер, а по некоторым мнениям — Вашти (вместо Эстер).
Из-за ее красоты жизнь Авраама не раз подвергалась опасности. Авраам знал, что, услышав о появлении такой красивой женщины, любой местный правитель пожелает ее взять в жены, а ее мужа — убить. Поэтому, куда бы Авраам и Сара не приходили, Авраам представлял ее своей сестрой. Он был уверен в абсолютной праведности Сары и знал: Б-г не допустит, чтобы ее осквернили.
Писание сообщает о двух случаях, когда Сара была взята к местному правителю: первый раз — к фараону, когда Авраам был вынужден спустится в Египет из-за голода; второй — к Авимелеху, царю Грара. И в первом, и во втором случае Б-г чудесным образом охраняет и спасает Сару, после чего ее и Авраама наделяют дарами и провожают с великими почестями как пророков Б-га.
Сарра и Агарь
После Египта Авраам вместе с семьей, скотом, рабами вернулся в Ханаан. Между Вефилем и Гаем, у жертвенного камня, который он сделал давным-давно, Авраам поблагодарил Бога за то, что Он хранил его в пути и сохранил от гнева фараона. В этом месте Авраам расстался с племянником Лотом, решившим отделиться от дяди и жить самостоятельно.
Авраам поселился в Хевроне, у дубравы Мамре. Обещание Бога, что Сарра родит ребенка, от которого произойдет потомство Авраама, все не исполнялось. Господь не раз подтверждал свой завет с Авраамом, что даст им дитя. Время шло, Сарра старела, а наследник не рождался. Тогда Сарра решила взять в свои руки эту проблему и подумала, что если не ей суждено родить ребенка, пусть служанка даст им с Авраамом потомство.
Сарра привела к мужу служанку, которую привезла с собой из Египта. Служанку звали Агарь. Она сказала Аврааму, чтобы он провел с ней ночь, чтобы Агарь смогла зачать ребенка. Интересно, что Авраам послушался Сарру. В Бытие 16:2 читаем:
вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сары.
Сарра предполагала, что когда Агарь родит ребенка, она сможет забрать к себе дитя, чтобы у мужа был долгожданный наследник, которому можно было оставить все имущество.
Авраам без лишних вопросов последовал совету жены и пришел в шатер к служанке для того, чтобы зачать ребенка. Они провели приятную ночь, после которой Агарь поняла, что носит в себе дитя.
Когда Агарь узнала, что беременна, она возненавидела свою госпожу, Сарру. Из библейского контекста следует, что Сарра прибежала к мужу и начала ругать его, выражать ему свои претензии, объявлять Авраама виновным в ее положении: что это такое, я дала тебе провести ночь со своей служанкой, а она презирает меня. Конечно, очень странный женский поступок: сама стала организатором, разрешила мужу изменить со служанкой, а потом ищет виноватых на стороне. В 6 стихе 16 главы читаем ответ Авраама:
вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно.
Авраам умыл руки и предоставил судьбу Агарь жене, ведь она ее служанка, пусть Сарра сама с ней разбирается. А Сарра начала притеснять, оскорблять и унижать Агарь. Скорее всего служанка, была доведена до такого состояния, что больше не могла терпеть обиды госпожи, и покинула дубраву Мамре, убежала.
Когда Агарь оказалась в пустыне, к ней явился ангел Божий. Он сказал, чтобы она вернулась к Аврааму и Сарре и стала послушной своей госпоже. Ангел передал весть Агарь от Бога, что от нее произойдет великий народ (Бытие 16:10):
умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
Агарь вернулась к Сарре и родила сына, которого назвала Измаил. Он считается родоначальником арабских племен.
Сарра в этом эпизоде представляет собой сварливую, мстительную женщину с греховной человеческой природой. Сарра – обычный человек. Она не видит своих ошибок, а пытается обвинить других в тех несчастьях, что происходят в ее жизни.
> Все книги >
«
ЖEНЩИНЫ БИБЛИИ
«
2 Сарра
Сара была очень красива, но ей было уже шестьдесят пять лет, а детей у неё не было. Для женщины, чей жизненный путь длился более ста лет, шестьдесят пять лет было, вероятно, не более чем серединой возраста. Сара была замужем уже много лет, и в мире, где успешность замужества определялась числом сыновей, её бездетное бытие вызывало глубокое сожаление, но изменений не предвиделось. За несколько лет до этого семья Фарры – сын Аврам, невестка Сара и внук Лот мигрировали из комфортной и извращенной жизни халдейского города Ура и поселились в Хоране. Когда Фарра умер, Аврам, повинуясь Божьему повелению, покинул Харран и ушел «не зная куда». С ним ушли Сара и Лот в сопровождении слуг, в основном пастухов; ведь Аврам был богат и имел много овец и разного скота. Они пришли в страну Ханаан, медленно продвигаясь к югу с севера. И Господь, явившись Авраму, сказал: «Потомству твоему отдам Я землю сию». Но некоторое время спустя в стране Ханаан случился жестокий голод. Самым доступным убежищем была плодородная земля Египта, и Аврам с его окружением направились туда. Когда они приближались к Египетской границе, Аврам стал страшиться за себя. Сара была красива, а египтяне народ распущенный и их монарх всемогущ. Ему казалось вероятным, что его убьют из-за жены, и он велел ей сказать, что она не жена ему, а сестра. Кажется странным, что человек, чья вера в Божье обещание никогда не колебалась, мог страшиться за свою жизнь, словно нарушение обещаний когда-либо имело место. (Хотя на самом деле это было отчасти правдой, так как Сара была ему наполовину сестрой). Зная нравы и обычаи ханаенян, он и ко всем иноземцам относился с недоверием. Для его страхов были основания, так как египтяне, видя красоту Сары, сказали о ней фараону, который взял её в свой гарем и вознаградил Аврама слугами и скотом. Как чувствовала себя Сара мы не знаем, но помня уговор, она утверждала, что она сестра Аврама и оставалась в гареме пока не вмешался Бог. Перед тем, как Фараон смог принять её, как жену, бедствие постигло его самого и его хозяйство, сорвав таким образом его намерения. Скорее всего Сару спросили и она сама открыла правду. Во всяком случае, узнав правду, фараон вернул Сару её мужу и отпустил их. И теперь, став богаче, чем прежде, Аврам и Сара с Лотом возвратились в Ханаан. Среди вновь приобретенных рабов была молодая египтянка Агарь, которая стала личной служанкой Сары.
Сын Агари
Мы пропускаем несколько лет. Сара, без сомнения, это время провела, занимаясь прядением, ткачеством и наблюдая своё очень обширное хозяйство. Детей всё не было, и каждый уходящий год, казалось, делал обещание всё менее выполнимым. Бог уверял Аврама, что он станет отцом бесчисленного потомства, но он не сказал, что Сара будет их матерью, и Сара забеспокоилась, проявляя нетерпение. Поэтому она дала свою служанку Агарь в наложницы Авраму, сказав: «Может быть, я буду иметь детей от неё». Это было согласно с обычаями того времени. В таких случаях жена имела право считать своими детей своей служанки. Но Агарь, почувствовав беременность, стала дерзкой и ясно дала понять, что презирает хозяйку за её бездетность. Это было оскорбительно для Сары и она пожаловалась Авраму. И хотя это была её собственная идея, она сурово обвинила его за дерзость Агари. Возможно она хотела попенять ему за то, что он не наказал Агарь. Аврам предоставил Саре поступить с Агарью как ей заблагорассудится. В таких случаях служанка не могла быть продана, но с ней могли обращаться грубо и лишить привелегий, как будущую мать детей своей хозяйки. Некоторое время Агарь терпела это, но потом сбежала. Обращались ли с ней менее сурово, когда она вернулась – мы не знаем. Без сомнения, если бы Агарь вела себя смиренно, как ей наказал ангел, она бы имела мало причин жаловаться на обхождение. (Быт 16:16; 17:1) Прошло тринадцать лет после рождения Измаила, сына Агари, когда Бог появился перед Аврамом, повторив своё обещание и сделал ему наказ об обрезании, а так же об изменении имя на Авраам («Отец множества»). В то же самое время и Сара была названа иначе. Бог изменил её имя на Сарра («Княгиня») и сказал: «Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё». Тогда Авраам пал лицом вниз и улыбнулся. Была ли это улыбка недоверия, или улыбка изумления и радости? Но нам сказано, что он «не поколебался в обетовании Божием неверием» (Рим 4:20), вероятно, все-таки это была улыбка радости, на которую ссылается великий потомок, когда он сказал: «Авраам… рад был увидеть день Мой» (Иоанн 8:56). Но Авраам позаботился, чтобы и Измаил также был включен в наследие, после того, как появится новый наследник. И Бог уверил его, что Измаил также будет благословлен, но «завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра».
«Есть ли что трудное для Господа?»
Вскоре после этого три странника пришли в лагерь Мамре. Авраам с восточной гостеприимностью поспешил приготовить еду для них, Сарра же сделала пресные хлебы. Они сидели в тени дубов и ели, а Авраам стоял подле них под деревом, готовый услужить им. Сарра в это время оставалась под тентом. Услышав, как гости упомянули её имя, она внимательно прислушалась, и была удивлена, когда они сказали: «И будет сын у Сарры, жены твоей». Женщина в девяносто лет, давно уже без менопауз, принесет сына! Абсурд! Сарра рассмеялась про себя, подумав: «Мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? И господин мой стар». Наверно, принимая путников за обычных мужчин, она подумала, что слова эти были простой вежливостью. Учтивость не позволяла ей засмеяться громко, поэтому она встревожилась, когда один пришелец сказал: «Почему Сарра рассмеялась?.. Есть ли что трудное для Господа?». Она поспешно убрала улыбку, но он сказал: «Нет, ты рассмеялась». И тут её осенило, что это были не простые странники, и вера восторжествовав над неверием, дала ей «силу к принятию семени,.. ибо знала, что верен Обещавший» (Евр 11:11). Интересно отметить, что это единственный случай, когда Сарра назвала Авраама господином, мысленно говоря сама с собой. Апостол Петр, убеждая жен быть покорными своим мужьям, после примеров «святых женщин, веривших в Бога», добавляет: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином; вы – дети её, если делаете добро» (1 Пет 3:6). Покорная, конечно, но не раба! После этого Авраам двинулся к югу то ли в поисках свежих пастбищ для своих стад, а может быть, ему было не по себе оставаться там, где всё напоминало ему об ужасной судьбе Содома и Гоморры; он пришел в Герар. Снова они объявили себя братом и сестрой, и в результате Авимелех (так звали филистимского царя) взял её в своё хозяйство. Сейчас вряд ли кто сможет предположить, что старая женщина может быть настолько привлекательной, чтоб ожидать опасности, но Сарра после визита ангелов помолодела, и выглядела так же, какой её взял фараон двадцать пять лет тому назад. И снова вмешался Бог. Он не только отвратил Авимелеха от намерения обесчестить Сарру (очевидно, наслав на него какое-то недомогание), но и, явившись ему во сне, предупредил его, что Сарра замужняя женщина, и что он будет умервщлен, если не возвратит её мужу. Авраам ошибался, думая, что «здесь нет страха Божьего» — Авимелех оказался человеком чести. Рано утром он послал за Авраамом и, упрекнув его за обман, дал ему в подарок овец, скота и рабов, принятие которых означало, что признано целомудрие Сарры, и что обида прощена. А Сарре он сказал с вежливой улыбкой: «Вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобой» (Быт 20:16). После этого Авраам возмолился Богу и Бог излечил Авимелеха и его гарем.
Обещанный сын
Должным путём у Сарры родился сын, которого назвали Исаак («Улыбается»), как этому научил Авраама Бог. «Бог сде- лал улыбку для меня; каждый, кто увидит, будет улыбаться мне» (RSV) – сказала Сарра и её улыбка выражала искренее восхищение. В возрасте двух или трех лет Исаак был отнят от груди, и по этому случаю был устроен большой праздник. Но среди общего веселья были двое, кто не радовался – Агарь и Измаил, которому было уже 16 или17 лет. Агарь не могла больше похвастать, что она – мать единственного сына Авраама, а Измаил не мог считать себя единственным наследником. И увидела бдительная Сарра, что Измаил насмехается над её сыном (Бытие 21:9). Это кажется довольно безобидным, но вспомним Павла, который упоминал, что Измаил преследовал Исаака (Гал 4:29). Его поведение должно было казаться по меньшей мере провокационным. «Прогони эту рабыню с сыном, — сказала она Аврааму, -сын этой рабыни не будет делить наследство с моим сыном Исааком». Авраам огорчился – ведь Измаил кроме всего был и его сыном, но Бог велел ему поступить так, как велела Сарра. Так Агарь и Измаил были изгнаны. Больше мы ничего не прочтем в книге Бытия и о Сарре. Нам не сказано, сообщил ли ей Авраам о повелении Бога ему, когда он взял Исаака и трех слуг и тронулся в землю Мория. Мы можем только гадать. Наверно Авраам поберег её чувства; во всяком случае он считал: «…Бог силён и может воскресить его (Исаака ) даже из мертвых» (Евреям 11:19), и крепко надеялся, что Исаак вернется с ним опять домой, как он сказал своим слугам: «Я и сын пойдём туда и поклонимся, и возвратимся к вам». Так Сарра жила, видя Исаака, достигшего 37 лет, и умерла в глубокой старости, в 127 лет. И хотя Исаак был единственным её потомком, кого она видела, зато позднее её потомки были столь многочисленны – как звёзды на небе или песок на морском берегу.
Раб и свободный
Всё, о чем говорит апостол Павел – аллегория. Вдохновленный Богом, он берет из Старого Завета историю об Аврааме, Сарре, Агари, Измаиле и Исааке и придает им новое значение (Гал 4:22 — 31). Он противопоставляет Агарь и Сарру, уподобляя их евреям и христианам. Агарь была рабыня, и дети её тоже должны были стать рабами. Она представляет Синай, где был дан Закон Моисея, закон, который не мог дать жизнь. Иерусалим во дни Павла жил по этому закону. «Мы – Авраамово семя, -говорили они с гордостью, — и никогда никому не были рабами» (Иоанн 8:33), забывая, что потомство от Авраама еще не гарантирует Божьего одобрения. Измаил тоже был потомком Авраама, как и многие другие. Он был раб по закону, раб греха, и как многие, преследовал истинного наследника. Участь таких – быть изгнанными. Сарра – свободная женщина и принцесса, и её дети свободные, со славой свободы «детей Божьих» (Рим 8:21). Это дети обета, рожденные не по воле человека, не по воле плоти, а Бога.(См. Иоан 1:13). Так Исайя говорит: «Возвеселись, нерожавшая, нерождающая, …ибо у оставленной гораздо больше детей, чем у имеющей мужа» (54:1). Обе женщины имеют много потомков, но потомки Сарры включают в себя всех тех, кто с помощью крещения стали детьми Авраама. Исайя продолжает: (стих 5) «…ибо твой Творец есть супруг твой, Господь — имя его». Мы видим Сарру не только как пример совершенной жены, но и как подобие церкви, кому сказано: «Пленила ты сердце моё, моя сестра, моя невеста…» и «Как любезны ласки твои, сестра моя, невеста» (Песня песней 4:9,10). Наш последний беглый взгляд на Сарру – в Откровении, где Иоанн видит новый Иерусалим, нисходящий от Бога с небес, приготовленный и украшенный, как невеста для жениха (Откр 21:2). Она изумительно прекрасна. Память о ней бессмертна. Она – мать всех нас.
1. Ева | 10. Иохаведа |
2. Сарра | 11. Мариам |
3. Агарь | 12. Рахаб |
4. Жена Лота | 13. Девора |
5. Ревекка | 14. Мать Самсона |
6. Лия | 15. Далила |
7. Рахиль | 16. Руфь и Ноеминь |
8. Фамарь | 17. Анна |
9. Жена Потифара | 18. Авигея |
19 Вирсавия | 31 Женщина, коснувщаяся одежды Иисуса |
20 Царица Савская | 32 Xанеянка |
21 Иезавель | 33 Марфа и Мария |
22 Вдова из Сарепты | 34 Мария Магдалина |
23 Маленькая пленная служанка | 35 Тавифа |
24 Гофолия | 36 Лидия |
25 Жена Иезекииля | 37 Прискилла |
26 Есфирь | 38 Фива |
27 Елизавета | 39 Лоида и Евника |
28 Мария — мать Иисуса | 40 Добродетельная женщина |
29 Анна | |
30 Женщина у колодца |
Гости Авраама
Когда Авраам сидел у входа в шатер, как истинный бедуин, он приметил, что к нему приближаются три человека. Авраам подбежал к этим людям и поклонился, он каким-то образом узнал, что один из гостей – Господь. Он обрадовался, что Бог пришел навестить его. Хозяин дома начал суетиться, чтобы накормить гостей. Женщины отвечали за хозяйство. Авраам прибежал к Сарре и попросил ее испечь пресные лепешки для дорогих гостей, а слугу попросил взять самого лучшего теленка и приготовить его.
Гости сказали Аврааму, что Бог даст ему потомство, исполнит Свой завет, что обещал, то исполнится. Сарра подслушивала, о чем говорит ее муж с гостями, и рассмеялась. Ей было смешно, что она еще сможет родить ребенка. Сарра понимала, что была стара, и обычно все репродуктивные функции организма в этом возрасте уже неактивны.
Господь с непониманием отнесся к смеху Сарры. Ответ описан в Библии: жена Авраама, Сарра, поделилась своим сомнением, что родить в старости дитя невозможно. На что Господь сказал Аврааму, что ребенок появится на свет в следующем году.
Когда Сарра, жена Авраама, услышала, что сказал один из гостей, она соврала, что не смеялась. Но от Господа ничего нельзя утаить, Он знает сердце каждого человека. Сарра испугалась, что засомневалась в словах Бога, и поэтому сказала неправду.
Авраам, Сара и Авимелех
Авраам скитался по земле Ханаанской и в своем пути остановился в городе Герар, царем которого был Авимелех.
В Гераре произошел с Авраамом тот же самый сценарий, что и в Египте. Авраам не учится на ошибках или наоборот, понял, что выдавая жену за сестру, можно получить выгоду.
Когда в Гераре увидели, что жена Авраама очень красивая женщина, рассказали об этом царю, а тот в свою очередь приказал привезти ее во дворец вместе с ее мужчиной. Авраам, явившись перед Авимелехом, обманул царя, заявив, что это не жена его, а сестра. Сарра молчала и во всем повиновалась перед мужем.
Ночью Авимелеху во сне пришел Господь. Он предупредил, чтобы Авимелех не прикасался к Сарре и утром отдел ее мужу обратно. Бог предупредил царя, что если он поступит иначе, то Он умертвит его и всю семью Авимелеха.
С рассветом царь призвал к себе Авраама и его жену. Авимелех негодовал, почему Авраам так с ним поступил, он выспрашивал у него, что толкнуло его на такой поступок. Авраам стоял перед царем и честно признался во всем. Он сказал, что боялся, что за красавицу Сарру его могут убить. Авраам объяснил Авимелеху, что они договорились с женой, что в какую бы землю ни пришли, Сарра должна говорить, что Авраам ее брат. Праотец еврейского народа частично врал. Сарра была его женой, но по отцу они были братом и сестрой, но матери у них разные.
Авимелех вернул жену Аврааму, дал ему денег (серебряных сиклей), скот и рабов. Сарре царь Герары сказал, что теперь она оправдана перед людьми и чиста.
Происхождение [↑]
Сара родилась в семье язычников. Отец Сары — Аран — был сводным братом Авраама (ее будущего мужа) [1] по отцу. Мидраш рассказывает о трагической гибели Арана во время допроса Авраама Нимродом — грозным царем Междуречья. Авраам, «пропагандирующий» веру в единого Б-га, ярый противник язычества, представлял угрозу для абсолютной власти Нимрода, который приписывал себе божественную силу. Нимрод приказал бросить Авраама в огонь, но Всевышний спас его чудесным образом.
Когда Нимрод допрашивал Авраама, Аран решил: если Авраам выйдет живым из огненной печи, то он, Аран, последует за Авраамом и пойдет в огонь за веру в единого Б-га, а если нет, примет сторону Нимрода. После чудесного спасения Авраама, Аран заявил о своей вере в единого Б-га и была брошен в печь, где и погиб. После гибели Арана Авраам берет в жены дочь брата — Сару, которая тогда еще носила имя Сарай, и растит сына Арана — Лота.
Исполнение завета
Как и обещал Бог, в следующем году Сарра родила ребенка, и нарекли имя ему Исаак. Роды были непростыми, Сарра была стара.
После родов Сарра посмотрела на ребенка и с ворчанием проговорила, что люди будут потешаться, когда узнают, что старая женщина не только родила дитя, но еще и способна кормить молоком. В 21-й главе книги Бытия читаем:
И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди.
Авраам обрадовался, что родился наследник, обещанный Богом, ребенок, от которого произойдет многочисленный народ. По этому случаю, когда Сарра перестала кормить ребенка грудью, он устроил богатый пир.
Праведность Сары [↑]
Сара была великой праведницей и, как и Авраам, отличалась безграничным гостеприимством. Во все дни жизни Сары двери их шатров были открыты для путников, кем бы те ни были. Она готовила изысканные блюда для всех гостей, как видно из рассказа о трех ангелах в начале главы Ваера.
Там же подчеркивается необыкновенная скромность Сары: бОльшую часть времени она проводила в шатре, стараясь не показываться без надобности чужим людям.
Мидраш перечисляет три чуда в доме Авраама, которые были посланы в награду за заслуги Сары: над ее шатром всегда стояло Б-жественное облако, субботняя свеча горела от одной субботы до другой и тесто всегда было благословенно. После смерти Сары эти чудеса прекратились, но возобновились, когда Ицхак женился на Ривке[2].
Прощай, Агарь
Сарра стала замечать, что Измаил, сын Агарь от Авраама, полюбил издеваться над малолетним Исааком – дразнить и смеяться над ним. Сарре такое поведение Измаила не понравилось. Она пришла к Аврааму и грозно заявила, чтобы муж выгнал рабыню и ее сына.
Сарра была хитрой. Она воспользовалась моментом, чтобы избавиться от ненавистной служанки, первенца Авраама — Измаила, чтобы ее сын получил все имущество, которое достанется ему от отца.
Авраам подчинился жене. Он помнил слова Господа, что ему следует слушать голос Сарры.
Рано утром Авраам собрал хлеб, воду, отдал все это служанке и отправил ее с Измаилом подальше от своего шатра. Тяжело расставался Авраам с первенцем, которого любил, но против воли жены и Бога идти не хотел.
Агарь с сыном блуждала по пустыне и заблудилась. Когда закончилась вода и еда, Измаил был близок, чтобы умереть. Отчаявшаяся Агарь положила сына под деревом, а сама отошла, чтобы не видеть смерти любимого отрока. Присела Агарь на камень и заплакала. Но Бог не оставил египтянку. Пришел ангел и указал ей на источник воды. Счастливые Агарь и Измаил побежали и пили из колодца. Они поселились рядом с источником воды. Когда Измаил вырос, Агарь нашла ему жену-египтянку, от которой у него появилось на свет 12 сыновей.